-ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в zarajara

 -ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
ƒата регистрации: 10.11.2010
«аписей в дневнике: 170
 омментариев в дневнике: 41
Ќаписано сообщений: 395
ѕопул€рные отчеты:
кто смотрел дневник по каким фразам приход€т

 арен —мбат€н

¬оскресенье, 10 јпрел€ 2011 г. 15:10 + в цитатник
http://karensmbatyan.com
 –ј—Ќџ… ÷¬≈“ ѕќ—“ќяЌ—“¬ј
¬ середине но€бр€ в ереванском ћузее народного творчества состо€лась небольша€ выставка живописи  арена —ћЅј“яЌј, посв€щенна€ 75-летнему юбилею художника. Ўироко известный своими произведени€ми патриотической тематики, портретами арм€нских воинов - героев освободительного движени€, художник на сей раз предстал в другой ипостаси. Ѕольшую часть экспозиции составили натюрморты и пейзажи, написанные в последние несколько лет.
“¬ќ–„≈— »… ѕќ„≈–  —ћЅј“яЌј легко узнаваем и очень индивидуален, вместе с тем он вполне вписываетс€ в стиль, который впервые по€вилс€ в искусстве јрмении в середине прошлого века, а уже в 60-х годах прочно установилс€ и стал одним из характерных признаков целой эпохи: большие плоскости поверхности, покрытые интенсивным локальным цветом преимущественно чистых, беспримесных тонов, часто четкий контур, очерчивающий элементы изображени€, подчеркнуто проста€ композици€, из которой исключены мелкие детали и подробности. Ўестидес€тые про€вились в изобразительном искусстве и в дизайне своеобразным декоративным конструктивизмом, предпочтением простых форм, помещенных в четко размеченное пространство. ≈стественно, такой трактовке лучше всего поддаютс€ натюрморты. ѕредметы, плоды, растени€, лиша€сь деталей и фактурности, станов€тс€ поводом дл€ цветовой импровизации, своего рода "кубиками", фрагментами детского конструктора, из которого "выкладываетс€" поверхность картины. —мбат€н пишет натюрморты, состо€щие из простых предметов, зачастую они переход€т из картины в картину.  ак темна€ башн€, выдел€етс€ силуэт керосиновой лампы, р€дом круглитс€ голубовато-белый бочок чайника, рассека€ красный фон, ма€чит резной контур подсвечника, плоды, лежащие в вазе либо в кажущемс€ беспор€дке разбросанные на горизонтали стола - в различных комбинаци€х пишет эти предметы художник. ¬ картинах —мбат€на нет ничего неопределенного, недоговоренного. ѕлотный красочный слой, почти ос€заема€ текстура мазка - все предельно конкретно, ос€заемо. Ќо вместе с тем предмет странным образом "развоплощен": перед нами вовсе не €блоко, чайник, подсвечник, а как бы иде€ €блока, чайника, подсвечника и т. д.
ѕ–≈ƒћ≈“ »Ќ“≈–≈—≈Ќ ’”ƒќ∆Ќ» ” вовсе не своей функцией, не предназначением, он существует не "дл€ нас", а "дл€ себ€", в собственном замкнутом рамой мире. Ёти плоды не дл€ еды и даже не дл€ любовани€ - самодостаточный чайник вовсе не предназначен дл€ хранени€ кип€тка, а свеча ничего не "собираетс€" освещать. —ам смысл условного "€блока", как и любого другого предмета, - в его форме, цвете, месте, которое он занимает в картине. Ћишь изредка взгл€д художника останавливаетс€ на каком-то предмете, словно фотограф мен€ет объектив, чтобы рассмотреть его в сильном приближении, когда видны все мельчайшие подробности. “ак резко выдел€етс€ на выставке среди других работ простой, даже простейший натюрморт, на котором тщательно выписано одно единственное €блоко со всеми своими п€тнышками, черенком, круглым блест€щим бочком. √л€д€ на пейзажи —мбат€на, невольно думаешь, что художнику дл€ написани€ картины требуетс€ совсем небольшой внешний импульс. ƒостаточно вида из окна с тонконогим деревцем и несколькими бело-желтыми крышами соседских домов. “а же степень обобщени€, что и в натюрмортах, свободна€ игра с локальными п€тнами чистых цветов. ¬печатление от живописи, основанной преимущественно на цветовых соотношени€х, вообще трудно переводить в слова, а ведь дл€ искусства —мбат€на цвет - это все или почти все. ќн, кстати, попробовал "вычесть" цвет из картины, показал натюрморт, сделанный исключительно в монохромной гамме от черного до светло-серого, но "бедн€га" смотрелс€ сиротливо, задавленный цветовым напором со всех сторон. —тиль художника никак не предполагает "минус цвет", так как на нем и держитс€, а из всей цветовой гаммы больше всего - на красном.
ѕќ∆јЋ”…, » Ќ≈ ¬—ѕќћЌё ’”ƒќ∆Ќ» ј, дл€ которого такой мощный, €ростный красный со всеми оттенками - от закатно-оранжевых до маково-алых - был столь любимым и привычным цветом. Ќо поразительнее всего работает —мбат€н с красным цветом в портретах. “ут уже совершенно особый разговор. ѕортрет - не натюрморт и не пейзаж, в портрете перед художником личность, индивидуальность, которую невозможно не принимать в расчет - не €блоко же. ћожно сказать, что портрет и рождаетс€ как результат взаимодействи€ двоих - ’удожника и портретируемого. Ќо и здесь —мбат€ну удаетс€ без какого-либо напр€жени€ создать, с одной стороны, насто€щий, совершенно индивидуализированный, даже характерный портрет, с другой - не отступить от своего принципа предельного обобщени€. ≈сть на выставке и несколько детских портретов, в каждом из которых художник в большей или меньшей мере прибегает к своему любимому красному цвету, на котором декоративным контрастным цветом выдел€етс€ фигура. –еб€та сид€т напр€женно, нат€нуто, они позируют, и художник даже не пытаетс€ это как-то скрыть, сделать вид, что портретируемый находитс€ в естественном состо€нии. ¬згл€ды их так же напр€женны, как и позы, и все это вкупе с интенсивным, контрастным цветовым решением придает портретам внутреннюю динамику, столь не соответствующую как бы спокойным позам изображенных. Ќесмотр€ на свой почтенный возраст, а может, и благодар€ ему,  арен —мбат€н свободно экспериментирует, работает в различных жанрах, при этом не измен€€ своему стилю, сохран€€ свое отношение к искусству и жизни.
Х «ара “≈–-ј ќѕяЌ
√ј Ќо€брь 17, 2007
–убрики:  јрм€нские художники
ћетки:  

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку