-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Заполария

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.09.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 12823

Заполария


УСПЕХ — это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма.
Уинстон Черчилль.

1321008293_zastavka_1 (700x170, 172Kb)


ХЛЕБ НА СТОЛ — ТАК И СТОЛ ПРЕСТОЛ, А ХЛЕБА НИ КУСКА — ТАК И СТОЛ ДОСКА.

Воскресенье, 15 Мая 2016 г. 15:53 + в цитатник

Исследователи славянской древности связывают слово "стол" с глаголом "стелить" и давними поминальными обрядами. Раньше говорили "стол - престол", потому что стол должен был стоять там, где висят образа. Это место почетное, там усаживали уважаемого гостя  или садился отец, а дети уже вокруг стола, а мать, где поместится.

В украинской хате покутье или "красный угол" всегда размещался по диагонали от печи и был ориентирован на юг или восток, как и алтарь в церкви. Стол и иконы голыми не оставляли - грех. Стол обязательно накрывали, хоть какой-то заплатой полотняной. На покутье вешали полочку с иконами, убранными специально вышитыми рушниками (полотенцами) - «божниками», которые меняли к великим праздникам, к Пасхе, Рождеству, Троице и на Спаса. За иконами хранили метрики, важные документы и деньги. Старые люди верили, что сами Боги их охраняют. Там держали сретенскую свечу от грома, свадебную свечу и венок молодой.

Под иконами на покутье прямо на стол ставили зажиночный сноп, вербу свяченую от грома, цветы в церкви освященные и мак от нечистого. На столе всегда лежала буханка свежего хлеба, щепотка соли и кувшин с водой. Стол считали местом пребывания Бога, а хлеб - Божьим даром. Наличие хлеба должно было обеспечить благополучие и благосостояние для всей семьи. Старые женщины поучали так: "Со стола крошки всегда сметай под стол, чтобы Судьба их поела. На ночь не убирай хлеб со стола: оставь хоть кусочек Судьбе на ужин".

2827567_IMG_20160512_124329 (700x526, 157Kb)

Со столом связано много украинских ритуалов. Во время свадьбы молодых торжественно обводили вокруг стола и сажали на покутье. После крестин в церкви дома трижды обходили вокруг стола и обносили новорожденного по движению солнца. Вне ритуала обходить стол запрещалось, если зашел за стол, то куда зашел, туда и выходить из-за стола надо, чтобы не случалось в семье неприятных неожиданностей.

Смотреть далее.
Рубрики:  Куклы/Из кукурузных листьев

Метки:  

Понравилось: 4 пользователям

Бог не без милости, казак не без счастья.

Воскресенье, 03 Апреля 2016 г. 09:14 + в цитатник

Не сохранилось полевых записей о том, как украинцы провожали на войну своих родных в XVI-XVIII вв., об этом можно узнать лишь из народного фольклора. В «Думе об Алеше Поповиче» рассказывается о казаках, которые на Черном море попали в страшный шторм. Тогда старшина призвал всех покаяться в своих грехах и надеяться на милость Всевышнего. Ответил только казак Алексей Попович, который искренне раскаивался, что проигнорировав традиции,  навлек гнев Божий на себя и своих товарищей. В перечне его «грехов» и содержится описание ритуала выступления в поход.

        Як я колись в охотнє військо од’їжжав,              Старшим козакам добридень не казав,
        У отца, неньки прощенія не брав,                     З празничком не поздоровляв.
        Старшого брата за брата не мав,                      Гей, козаки, панове молодці,
        Меншую сестру згорда зневажав,                     Мене тут ще більший гріх спіткав.
       В груди стременем одпихав.                       А як я на коні мимо сорока божих церков пробігав,
        Либонь мене, козаки, панове молодці,               З своєї дурної голови шапки не знімав,
        Великий тут гріх спіткав.                                  На себе хреста не складав,
        А як я до козацької громади прибував                І отцівської, материної молитви не споминав.
        За своєю гордості юнацької шапки не знімав,      Господа милосердного на поміч не призвав.

2827567_IMG_1365001 (700x531, 213Kb)

Все эти ритуалы, подобны обряду подготовки к смерти, и это логично, ведь идя на войну, можно и погибнуть. Подготовка к смерти в свою очередь была связана с религиозными представлениями: покаянием и причастием, примирением со всеми, взаимным прощением, соборной молитвой. Считалось, что ненадлежащая подготовка к походу, могла стать «дырой» в духовном панцире, через которую к воину подступала смерть ...

Смотреть далее.

Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Дай Бог деток, да дай и путных.

Воскресенье, 03 Января 2016 г. 16:05 + в цитатник

Издавна появление младенца в украинской семье сопровождалась обычаями и обрядами, которые чаще всего были системой табу и запретов. Сама женщина, как правило, скрывала не только свою  беременность как можно дольше,  а и предполагаемое время рождения малыша. Потому что верила, если много людей будет знать, то за каждого надо будет отмучиться при родах. Время родов высчитывали «по цвету». Девять месяцев с тех пор как не стало «цвета». Если женщина «не цветет», то она уже и не родит.

По народным поверьям, беременная женщина не должна была ссориться, сердиться, сплетничать. Ей запрещалось переступать через колющие и острые предметы, сидеть на углу стола, белить или красить, ходить ночью под дождем, стричь волосы, работать в праздники. Запрещалось так же останавливаться на сакральных границах между мирами живых и мертвых, таких как порог, ворота или перекресток  дороги.

2827567_IMG_0019001 (549x453, 117Kb)

Не желательно было смотреть на пожар, чтобы не испугалась, а если придется, то «нельзя касаться руками своего тела, потому что будет ребенок в тех местах волосатый». Рассказывали, что не желательно было смотреть и на умершего, а если приходилось идти на похороны, то привязывали на мизинец красную нить, чтобы ребенок не был бледный, как мертвец. Нельзя было купаться в проточной воде: в ручье или реке; заходить в огород, где что-то вьется – огурцы или фасоль, чтобы ребенок не был связан пуповиной. А самое главное, нельзя было воровать, а только просить, потому что верили, что иначе ребенок станет преступником.

Смотреть далее.
Рубрики:  Куклы/Из кукурузных листьев

Метки:  


Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям

Коли есть отец и мать, так ребенку благодать.

Суббота, 19 Декабря 2015 г. 23:06 + в цитатник

В истории человечества отношение к детям менялось очень разительно. Чем глубже в историю - тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным. В античное время из-за физического недостатка или опасения трудностей воспитать и прокормить, его убивали, особенно девочек, и это считалось нормальным. Лишь в 374 г. стараниями церкви был принят закон, осуждающий убийство детей. Хотя, убийство незаконных детей было обычным вплоть до XIXв. Детей постоянно запугивали ночными демонами и ведьмами, всегда готовыми их украсть, съесть, разорвать на куски.

В IV-XIII века от детей отказывались легко: отправляли к кормилице, в монастыри или приюты, в дома знати в качестве слуг или заложников, могли продать как товар. Дома к ребенку относились как ко взрослому: с трех лет нагружали работой на огороде или в доме наравне со всеми. Кормить детей старались скудно, даже в богатых семьях, особенно девочек. Мясо давали в небольших количествах или не давать вовсе. Дети всегда прислуживали родителям за столом, а в средние века и вовсе использовались как слуги. Лишь в XIXв. использование детского труда стало предметом обсуждения.

2827567_IMG_1649 (700x565, 164Kb)

В средневековье считалось, что вид казней и трупов полезен для воспитания детей, а потому родители или школьные классы водили их показать повешение. Детей регулярно били, даже членов королевской семьи. Орудиями битья были разнообразные кнуты, хлысты, палки, розги и т.д. Только в эпоху Возрождения стали поговаривать, что детей следует бить, но не так жестоко.  Маленьких детей не приучали ходить на горшок, а вместо этого им ставили клизмы и свечи, давали слабительное и рвотное. Считалось, что в кишечнике детей таится нечто дерзкое, злобное и непокорное по отношению ко взрослым.

Смотреть далее.

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Козацька люлька - добра думка.

Понедельник, 09 Ноября 2015 г. 17:29 + в цитатник

При слове «казак» мы представляем воина. Он может быть на коне, может играть на кобзе, может быть в бою с саблей... И практически всегда с ним знаменитая трубка казака - люлька. Для казачества это не просто предмет для курения. Трубка казака — это талисман и своеобразный оберег. Она в буквальном смысле согревала сердце и тело запорожца, помогала отвлечься от тяжелых мыслей и навевала приятные воспоминания. Трубка казака всегда должна быть рядом, потерять её считалось плохой приметой.

По народным поверьям, ни в коем случае нельзя было резать люльки из осины - проклятого дерева, на котором Иуда повесился. Нельзя было резать трубки из дуба - дерева, священного для всех славян. Практически не резали трубки из хвойных пород,  их смолистый запах напрочь заглушал аромат самого табака.

Однако люлька запорожская, была вовсе не цельнодеревянной, а представляла собой довольно сложную конструкцию, значительно отличающуюся от современных сувенирных образцов."Чашка" трубки чаще всего лепилась из глины и обжигалась на огне.  По внешнему ободу "чашки" нередко наносились сакральные узоры- "карбы", имевшие также место на кобзах-бандурах, тростях-насеках и посохах-костурах.

2827567_IMG_9471001 (599x700, 182Kb)

И уже только в саму чашу трубки вставлялась "втулка"-чубук, выточенная из дерева (вишни, липы или груши). Но чаще всего материалом для чубука служил полый внутри очерет (тростник), коим заросли на сотни верст днепровские плавни. Такие чубуки практически никогда не чистили, их попросту выбрасывали, меняя на новый, благо материал для него всегда был под рукой.

Смотреть далее.

Метки:  

Понравилось: 4 пользователям

А шо козакові треба: степу, хліба й неба!

Среда, 14 Октября 2015 г. 10:50 + в цитатник

"Запорожец обманет самого черта", - говорили в Украине. О «славных рыцарях» Войска Запорожского слагались легенды, думы, песни. Поговаривали, будто некоторых казаков даже пуля не берёт и сабля не рубит. Слухи об их подвигах и сражениях распространялись быстро. Рассказывали, как казаки в 1615 году приблизительно на восьмидесяти чайках (кораблях) проникли в гавань Константинополя, подожгли её и так же тихо и спокойно уплыли. И это всё в столице с 30-тысячным гарнизоном султана. А в 1616 году запорожцы захватили рынок рабов Кафу и всех пленных и рабов освободили. Откуда же взялась такая могучая и бесстрашная армия?

2827567_IMG_9957 (700x549, 215Kb)

На юг, за пороги Днепра, в дикие степи от крепостничества и властей уходил свободолюбивый народ. Словом «казак» называли как раз таких людей: свободных, не зависящих ни от кого. Именно они становились запорожскими казаками.

Смотреть далее.

Метки:  

Понравилось: 4 пользователям

Год прожить — не лукошко сшить.

Суббота, 10 Октября 2015 г. 20:57 + в цитатник

Когда то я уже попробовала плести из кукурузы. Тогда я написала: "Это было мое первое и последнее плетение из кукурузных листьев."  И вот спустя шесть лет мне захотелось попробовать снова. Вот уж воистину никогда не говори никогда.

2827567_IMG_1516 (527x553, 207Kb)

Размер и форма корзинки, которую я сплела целиком зависели от колоды на которой выполнялось плетение.

Смотреть далее.
Рубрики:  Плетение/Из кукурузы

Метки:  


Процитировано 11 раз
Понравилось: 10 пользователям

Надо ли освящать икону?

Пятница, 25 Сентября 2015 г. 11:02 + в цитатник

Больше пяти лет назад я попробовала себя в иконописи. Написала 6 икон. И только первая не давала мне покоя. Еще тогда, мои лирушные друзья-профессионалы компетентно указали мои ошибки, которых больше я не повторяла. Теперь эта первая работа вызывает у меня улыбку, к сожалению, исправить ее невозможно. И вот пришло ко мне непреодолимое желание написать Господа заново. Хвастаюсь, критику приветствую. А с вами хочу поделиться собранной информацией о необходимости осящения икон.

В древности не существовало практики освящения икон. Об этом мы находим свидетельства VII Вселенского собора, где говорится, что иконы святы подобием изображения изображенному лицу и надписанием имени, которое подтверждает это подобие.

2827567_IMG_1432 (571x700, 242Kb)

Надобность в особом чине освящения появилась только тогда, когда сами изображения перестали быть «подобными» в исконно древнем понимании. То есть тогда, когда они перестали выражать очевидным образом святость изображенного лица и верующие стали просить священнослужителей сделать что-нибудь для того, чтобы образ стал святым.

Читать далее.
Рубрики:  Изобразительное/Иконы, иконопись

Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Гусь есть, так гостя нет; гость есть, так гуся нет.

Среда, 16 Сентября 2015 г. 12:05 + в цитатник

После окончания всех летних и осенних сельских работ и загона скота на зимний корм начинаются михайловские праздники. Михайлов день (19 сентября) был праздником веселым и сытным. «Когда Троицу празднуют, хлеба своего нет, о деньгах и не спрашивай. А наш-то Михайло-архангел — куда вольней. Хлеб у всех свой. Конопля продана, овес тоже. Денежки есть и долги, что за зиму накопились, заплачены. Вот и гульнуть можно».

Работать в Михайлов день было нельзя — это считалось грехом. В этот день принято было решать частные и семейные дела, а после примирения устраивали особое празднество — братчины, где царило братство, дружество и миролюбие.

2827567_IMG_9905 (700x493, 158Kb)

Праздник был «гостевым» — ни в одной избе не скучали без гостей. И жаренья и паренья было вдоволь. Неделю еще гуляли до наступления долгого и строгого Филипповского поста (служит для подготовки верующих к встрече Рождества).

Смотреть далее.
Рубрики:  Куклы/Из кукурузных листьев

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 6 пользователям

Святым кулаком, да по окаянной шее.

Понедельник, 31 Августа 2015 г. 14:21 + в цитатник

Издавна считалось, что самым действенным способом поощрить детей к обучению является битье. В «Уставе» Львовской братской школы от 1586 сказано: «А дидаскал (учитель), взяв порученное ему детище, должен его учить с промыслом доброй науки, а за непослушание - наказывать, не тирански, но учительски».

В украинских школах, секли в субботу (отсюда обычай «субітки» или «давать субботников»). Публичные казни происходили у порога класса или в коридоре школы, бурсы или на академическом плацу, обязательно на глазах одноклассников и в присутствии педагогического персонала.

Придя к дьяку, лучший ученик провозглашал от имени всех: «Мир ты, благой учитель наш!». На что учитель важно отвечал: «Надо бить вас». Школьники низко кланялись ему.  Наказание розгами обязательно сопровождалась чтением молитвы на этот случай: «Помни день субботний ...», из-за чего и сама экзекуция получила определение «напоминание». Получив свою порцию ударов по обнаженному телу, ученик поднимался на ноги, кланялся и говорил: «Благодарствую, пан учитель, за научение».

2827567_IMG_1484001 (700x532, 169Kb)

В завершение церемонии пан-дьяк торжественно провозглашал: «Сие тебе за прошедшие и будущие прегрешения. Помни день субботний в грядущие субботы, иди с миром ». В течение недели учеников не били, как бы они не провинились. Не было и сословных привилегий: в равной степени розги гуляли по спинам и барских, и мужичьих детей.

Смотреть далее.
Рубрики:  Куклы/Из кукурузных листьев

Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Ой у лузі червона калина.

Пятница, 21 Августа 2015 г. 14:00 + в цитатник

Калина – национальный символ Украины. С калиной в украинской народной традиции связано множество легенд, преданий и поверий. Не счесть о калине украинских песен, а это - коллективная память народа.

Калина - символ женщины, олицетворяющий  девичество, чистоту, девственность, любовь, молодость, зрелость, красоту, брак, плодовитость, радость, горе, печаль. Как для казака конь, так для женщины - калина. Под ней она плакала и искала спасения от горя. Считалось, что это магическое дерево, может выслушать и утешить. Веточками калины украшали красный угол в хате, клали между стеклами, веря, что калина питает дом теплом и красотой, и помогает защититься от сглаза и нечистой силы.

Девушки начинали собирать калину после Успения Богородицы (28 августа) приговаривая: «Помоги, калинонька быть в паре с миленьким». Традиционные выражения «собирать калину, ходить по калину» толкуются как поиск любимого, а для парня готовность к супружеской жизни. От Успения начинались «помолвки» и калиновые свадьбы.

2827567_IMG_1319 (700x565, 225Kb)

Калина широко использовалась в свадебной обрядности. Ею украшали гільце (символичное священное дерево), свадебный каравай, дом, одежду невесты. Калину вышивали на рубашках и рушниках, а из цветов плели венки. Ее ягодами девушки подкрашивали губы и щеки. Свадебный обряд в сознании украинцев - это «похороны» калины, то есть девичества. Калина олицетворяла верность и невинность. Сломанная и почерневшая калина воплощала несчастную и преданную женщину.

Смотреть далее.
Рубрики:  Куклы/Из кукурузных листьев

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 5 пользователям

Один улей — улей, а пять — пасека.

Понедельник, 10 Августа 2015 г. 16:11 + в цитатник

Пчелы были одомашнены еще 5-6 тысяч лет назад. Для содержания и разведения пчел человек изготавливал примитивные неразборные ульи типа сапеток, дуплянок, колод — обрубков дерева с выдолбленными внутренностями, длиной до полутора метров, устанавливаемых вертикально. Наружное отверстие закрывалось втулками с летковыми отверстиями. Работа пчеловода сводилась к закуриванию (умерщвлению) целых семей и выламыванию медовых сотов.

Со временем конструкция  улья совершенствовалась, а  в XIX веке был сделан колоссальный прорыв, после того как украинский пасечник Петр Прокопович изобрел первый в мире разборный рамочный улей. После отставки поручик Прокопович, получивший медали за отвагу от самого Суворова, приобрел 32 ульи. Тонкости ремесла пришлось изучать самостоятельно.

2827567_IMG_9877 (700x525, 223Kb)

Прибыль его никогда не интересовала, и он направил все свои усилия на то, чтобы придумать, как не уничтожать пчел во время сбора меда. В ночь на 1 января 1814 года в его голову пришла идея использования рамки. О своем изобретении он написал во многие издания. О нем заговорили в Петербурге.

Смотреть далее.
Рубрики:  Куклы/Из кукурузных листьев

Метки:  

Понравилось: 3 пользователям

Свои волосы как хошь ерошь, а моих не ворошь.

Понедельник, 27 Июля 2015 г. 16:42 + в цитатник

По народному обычаю, не во все дни недели можно расчесывать и мыть голову. Старшие женщины помнят, что они не расчесывали волосы в воскресенье, понедельник, среду, пятницу. Свадебная песня на Херсонщине: "Коса моя любимая, щосуботоньки вымыта, щонедиленьки чесаная, а за один вечер потеряна" говорит о том, что девушки расчесывали волосы в воскресенье. В степной Украине существовали поверья, будто женщине нельзя в понедельник чесаться, чтобы вдовой не остаться, а в пятницу нельзя ни расчесываться, ни голову мыть, "так будешь долго мыться, долго и месячные будут". На Полтавщине не расчесывали волосы в среду, так как они будут жидкие и в них заведется нужда".

 Женщины и девушки не расчесывались в пятницу (кроме вдов), потому что считали, что будет плохие волосы, а в восточном Подолье   в пятницу не следовало мыть голову, "потому что судьбу утопишь". Женщине нельзя было также расчесываться в тот день, когда она венчалась. Наиболее благоприятные по народным верованиям дни для расчесывания волос и мытья головы - вторник, четверг (кроме пасхального), суббота.

2827567_IMG_9422001 (700x553, 185Kb)

Голову мыли водой, настоянной на золе, щелочью, сывороткой, свекольным и хлебным квасом, в рассоле из капусты и огурцов, сырым яйцом, горячей водой, в которую в некоторых местностях клали веточку вербы. В степной Украине свяченую ивовую веточку клали в воду только в чистый четверг перед Пасхой, а голову мыли до восхода солнца, "чтобы чистое тело было, чтобы не было никаких изъянов".

Всюду в Украине при мытье головы в воду добавляли различные травы: горицвет, герань, кувшинки, в которых корни в достаточной мере насыщены слизистым веществом, лопух, любисток, мяту, петров кнут, полынь, ромашку, толстушку, чабрец, душицу, что выделяли эфирные масла.

Смотреть далее.

Метки:  


Процитировано 3 раз
Понравилось: 3 пользователям

К обедне ходят по звону, а в гости по зову.

Пятница, 17 Июля 2015 г. 15:40 + в цитатник

Неотъемлемой частью национального украинского мировоззрения, верований и поверий является мифологизация гостя, а проще - гостеприимство. Считалось, что Бог, а чаще его посланец-гость,  ходил по земле среди людей, приняв человеческое подобие. А тот, кто посетит жилье, попробует трапезы или обогреется возле очага, на продолжительное время становится своим и никогда не посмеет обидеть хозяев, поскольку приобщается к духам этого жилья.

Хотя украинское жилье было так же открыто для любого гостя или нищего, как и у народов Кавказа, некоторые условия приема гостей были довольно жесткими.  Например, не принято было ходить в гости во время полевых работ, осуждалось хождение в гости и в будние дни, кроме посещения по хозяйственным делам.

2827567_IMG_9796 (700x506, 165Kb)

В этом случае ритуал приема гостья упрощался. Но обязательным оставалось правило приглашения - зайти в дом "Сідайте, хай ноги для дороги!"  Переступить порог дома означало оказать уважение к домочадцам и их предкам, которые, за поверьем, жили под порогом.

Смотреть далее.
Рубрики:  Куклы/Из кукурузных листьев

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Щоб рибу їсти, треба в воду лізти.

Воскресенье, 05 Июля 2015 г. 13:58 + в цитатник

Рыбы присутствуют в народных представлениях в виде различных поверий.  

Так, щука воспринималась в народе как нечистое существо. Ей приписывали близкое знакомство с нечистой силой. На лбу щуки якобы запечатлены крест и копье, которым был пронзен распятый Христос. Пчеловоды клали щуку под освященную пасху, затем растирали в порошок лобную кость этой щуки и, смешав с медом, закармливали ею в первый раз весной пчел.

Челюсть от первой пойманной щуки вешали над входом в дом для предохранения домашних от всякого зла,  голову вешали в печную трубу, а хребтовые кости на ворота, чтобы обезопасить себя от болезней. Щучьи кости носили при себе, чтобы летом не укусила змея, а голову для оберега подкладывали корове под ноги при первом выгоне на пастбище.

Два черных пятна на жабрах трески считают следами пальцев апостола Петра. Он взял ее двумя пальцами, когда вынимал изо рта этой рыбы монету для уплаты подати. Западные украинцы считают эту "рыбу с грошом" выловленной св. Петром на звездном небе.

2827567_IMG_9704 (700x562, 238Kb)

У поляков осетр наделяется демоническими свойствами, его облик может принимать водяной, которым становится некрещеный утопленник. В польском Поморье осетром пугают маленьких детей: "Вот выйдет осетр из моря и возьмет тебя!" 

Белорусские рыбаки называют плотву хозяйкой и считают, что если первой выловленной рыбой окажется плотва, то это сулит удачную ловлю.

Смотреть далее.
Рубрики:  Куклы/Из кукурузных листьев

Метки:  


Процитировано 4 раз
Понравилось: 4 пользователям

Не мытьем, так катаньем!

Воскресенье, 21 Июня 2015 г. 20:37 + в цитатник

 На Руси до середины прошлого века для разглаживания ткани использовали набор из скалки и рубеля– плоского деревянного бруска с рукоятью и ребристой нижней рабочей поверхностью. Свежевыстиранное, еще влажное белье накручивали на скалку (получалась скатка), на которую сверху укладывали рубель зубчатой стороной вниз и прокатывали им несколько раз по скатке, с силой прижимая рубель обеими руками за рукоять и противоположный конец.

Старинные ткани изготавливались вручную, в основном, изо льна, и были грубы настолько, что после стирки стояли колом.  Обработка рубелем не только удаляла складки на ткани, но и делала ее мягче. После такой процедуры даже плохо постиранное белье, становилось белоснежным. Отсюда и пословица: «Не мытьем, так катаньем!» Кстати и в процессе стирки рубель зачастую принимал участие.

Физически гладить было осень тяжело. Говорят, по тому, как невеста гладила, решали, готова ли она к семейной жизни. Если одной рукой – девушка сильная и станет настоящей хранительницей домашнего очага, а если двумя, то слабенькая и замуж ей пока рано. Как ни странно, а название валка-доски для глажения «рубель» и российской денежной единицы «рубль» произошли от одного глагола «рубить».

2827567_IMG_9656_1_ (700x528, 174Kb)

У Ивана Кондратьева, в книге «Седая старина Москвы» читаем: «Рубли были частями гривны или кусками серебра с зарубками, означавшими их вес. Каждая гривна разделялась на четыре части; название же рубль произошло от слова „рубить“, потому что прут серебра в гривну весом разрубался на четыре части, которые и назывались рублями». 

Читать далее.
Рубрики:  Куклы/Из кукурузных листьев

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям

Каков строитель, такова и обитель!

Понедельник, 08 Июня 2015 г. 13:01 + в цитатник

В давней давнине существовал дикий по нашим меркам обычай замуровывать живых людей в фундаменты построек. Этнографы допускают, что замурованный человек служил жертвой духам земли, арендной платой за взятую у этих духов территорию, и одновременно с этим душа замурованного человека делалась духом-охранителем данного здания.

Есть и другая версия, по которой этот обычай был связан с деревянными постройками, а не с каменными. К деревьям у людей тогда было особое, отношение: деревья считались тотемами и были неприкосновенны. За нарушение строителями этой неприкосновенности деревья мстили людям, лишая жизни строителя или первого обитателя дома. Чтобы предупредить эту неприятную перспективу, строители заранее подставляли мстящим деревьям жертву — ребенка, пленника, раба, животное, и этим обманывали тотема, который удовлетворившись, прекращал свою месть.

2827567_IMG_9623 (700x563, 200Kb)

У разных народов были близкие по смыслу обычаи. У поляков, например, был обычай «затёса». Они верили, что новый дом должен быть построен «на чью-либо голову» — если не человеческую, то на голову собаки или курицы. Говорят, один плотник, закладывая новую церковь, договаривался с ксендзом о затёсе, уверяя, что без особого угощения, его затёс может навредить. После того как плотника хорошо угостили, он дал доказательство силы своего затёса: затесал угол дома на пролетающую ворону и она упала тут же, мертвою.

Смотреть далее.
Рубрики:  Куклы/Из кукурузных листьев

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям

Женская сакральность обыденна, как сама жизнь.

Пятница, 22 Мая 2015 г. 11:39 + в цитатник

"Как-то работали все люди, а один человек-нет. Так у всех людей побил град на поле все, а у него – нет. Люди думали, что он волшебник. Тогда он всем рассказал, что 24 мая праздник Царь-града, в который нельзя ничего делать. А Царь-градом зовут потому, что он царь всех градов", – такую ​​легенду "от старых людей" записал в 1928 году в Нежине на Черниговщине этнограф Петр Чуприна.

Правильное название этого праздника – день обновления Царьграда. 24 мая 330 года Константин Великий официально перенес столицу Римской империи в только что отстроенный город на берегу Босфорского пролива – Византию, позднее Константинополь. Русичи называли его Царьградом. После раскола христианской церкви в 1054 году Константинополь (теперь это Стамбул), стал столицей всего православного мира. 

2827567_IMG_9598 (700x525, 177Kb)

Для украинского крестьянина такое название было необычным и впоследствии превратилось в Царя Града. На Черниговщине в этот день женщины не ткали, не стирали и не белили полотен, а мужчины, опасаясь на царягрядовый день землю ворошить, не пахали, потому что "градом выбьет на такое расстояние, на которое слышен крик погонщика" и вся пашня поляжет, и весь урожай пропадет.

Смотреть далее.
Рубрики:  Куклы/Из кукурузных листьев

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям

Искренна скорбь того, кто плачет втайне.

Воскресенье, 10 Мая 2015 г. 19:58 + в цитатник

 

Услышала по радио песню "Солдаты группы "Центр" Владимира Высоцкого 1965 года, которую никогда раньше не слышала  и которая заставила меня вздрогнуть.

Солдат всегда здоров,
Солдат на все готов,
И пыль, как из ковров,
Мы выбиваем из дорог!
И не остановиться,
И не сменить ноги.
Сияют наши лица,
Сверкают сапоги!

2827567_IMG_9545001 (700x525, 172Kb)          

По выжженой равнине,
За метром - метр,
Идут по Украине
Солдаты группы "Центр".

Читать далее.
Рубрики:  Куклы/Из кукурузных листьев

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 7 пользователям

Хороша паска, если есть колбаска.

Вторник, 14 Апреля 2015 г. 12:28 + в цитатник

Первым и неотъемлемым атрибутом Великодня является пышный пасхальный кулич. Его начинали выпекать в пасхальную среду. Рецепты передавались от бабушки к внучке и тщательно оберегались от чужих.  Процесс выпекания Пасхального кулича сопровождался различными ритуальными действиями: особой заготовкой дров, очисткой пекной дежи (кадушки) и замесом теста, разжиганием печи «живым огнем», добытым путем трения сухого дерева или высеканием искр кремниевыми камешками, которые сберегались за иконами в красном углу. Иногда перед тем, как замешивать тесто, хозяйка жгла в корыте перья, чтобы тесто было легким. Приступая к приготовлению паски, хозяйки специально умывались, надевали праздничную одежду, произносили молитву и крестились. Старики говорили, что если что-то не удалось, значит, «она либо не умылась, либо не перекрестилась».

2827567_IMG_9408 (493x603, 145Kb)

В праздничные дни существовала традиция покупать новые формы для куличей – для себя и на подарок. Формы были глиняные, а потому новые перед использованием необходимо было обязательно вымочить водой минимум сутки, иначе при выпечке, под воздействием температуры форма «вытянет» влагу из теста и кулич удастся сухой. Тесто месили на воде или на молоке, редко добавляли яйца. Приправой была гвоздика, растолченные лавровые горошки, иногда имбирь, который придавал тесту желтый цвет.

Смотреть далее.
Рубрики:  Куклы/Из кукурузных листьев

Метки:  


Процитировано 4 раз
Понравилось: 5 пользователям

Уместна ли на иконе дарственная надпись.

Суббота, 28 Марта 2015 г. 12:08 + в цитатник

Написала я сыновьям в подарок именные иконы. А поскольку сейчас они далеко от меня, то захотелось сделать на них дарственные надписи, а уместно ли это, не картина ведь? Оказалось, очень даже уместно.

Именная икона — икона тезоименитого святого покровителя, чьим именем священник нарекает человека во время таинства крещения. Традиционно считается, что каждому православному человеку необходимо иметь икону с изображением святого, в честь которого он получил свое имя. Именная икона помогала человеку в течение всей его жизни, перед именной иконой просил он утешения в печали и помощи в тяжелый час, а начиная важное дело, перед ней, обращался за благословлением.

Пишут икону строго в определенной последовательности: сначала элементы пейзажа, если таковой имеется в сюжете, одежду, какие-то предметы, а потом приступают к написанию лика святого. В завершение наносят обозначения имени святого. Эта обязательная надпись — своего рода освящение иконы.  В древности икона считалась законченной лишь тогда, когда была поименована: в духовном смысле это означает соединение имени и образа. Надписи на иконах – знаки святости, славы и Божественной тайны.

2827567_Ikoni1001 (700x486, 158Kb)

На протяжении многих веков специального чина освящения икон не существовало. Икона создавалась в Церкви, была с ней неразрывна и признавалась святой своим соответствием иконописному канону, то есть своду правил, согласно которым определяется подлинность священного изображения.

Смотреть далее.
Рубрики:  Изобразительное/Иконы, иконопись

Метки:  

Понравилось: 6 пользователям

Поиск сообщений в Заполария
Страницы: [14] 13 12 ..
.. 1 Календарь