-ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в yurasik61

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.11.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 15167

ѕерсонажи сказок-реальные факты и истории их по€влени€.

¬торник, 13 январ€ 2009 г. 17:39 + в цитатник
Ѕаба яга

” всех нас в детстве возникали вопросы:  то така€ Ѕаба яга? „то означает яга? ѕочему она така€ страшна€? » уж тем более никто не верит, что страшна€ Ѕаба яга - изначально заботлива€ берегин€.

—лово яга - огрубленное яшка. яшка в древних русских песн€х называли €щура - некогда жившего наземле и исчезнувшего прародител€ всего живого: отсюда наше более пон€тное - пращур. Ѕаба яга изначально - прародительница, очень древнее положительное божество, хранительница (если надо - воинственна€) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства. ¬ период насаждени€ христианства всем русским богам и божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей (берегин€м) придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерени€. “ак строга€ прародительница была превращена в злобного демона, которым пугают наших же ма леньких детишек.


 икимора

ћора (мор), ћара - богин€ смерти (многие универсальные боги имели женскую и мужскую ипостаси - и это говорит об их древности: они прошли стадии матриархата и патриархата). Ќо кикимора - не смерть. ≈сли она злитс€ и проказничает, например, беспокоит по ночам малышей, путает оставленную на ночь пр€жу и т. д. - еще не значит, что кто-то умрет вследствие ее злых проделок (как мы понимаем и слово умора).  икимора - слабое, как бы кривозеркальное отражение лишь страха, смерти или даже просто страха.



–усалка

’ристианству удалось превратить в свою противополож ность и русалку - древнейший вид берегини, жившей в водах.

»зображалась она всегда с женским лицом и грудью, рыбьим туловищем и хвостом. —амо слово берегин€ произошло от пон€ти€ - оберегать, помогать странствующему, плывущему, терп€щему бедствие добратьс€ до берега. Ёто делали у русов русалки. ќднако в период критики и отрицани€, демонизации русских богов постепенно внедр€лась мысль, что русалки - утопленницы и умершие некрещенные дети. »х стали бо€тьс€. —читалось, что они более всего опасны дл€ детей в русальную неделю (19-24 июн€), перед »ваном  упалой, особенно в четверг (ѕерунов день). ¬ русальную неделю пели русальные песни, вешали на деревь€ и кусты пр€жу, нитки, полотенца - символическую одежду дл€ русалок то ли чтоб задобрить их, то ли чтоб пожалеть...




„Єрт

≈сть еще одно необыкновенное божество: „ур - божество границ, одно из древнейших божеств-берегинь. ѕроизошло от шур.

«емл€, в которой покоились предки (пращуры) какого-либо рода и котора€ переходила, наследу€сь, из рода в род, считалась неприкосновенной. ѕо поверь€м многих племен, души тех, кто не уважает св€тости границ, передвигает межевые камни (столбы), хоз€йничает на земле чужих предков, подвергаютс€ прокл€тию, после смерти блуждают без пристанища. »ли такие люди вечно принуждены таскать камни и носитьс€ по пол€м, нигде не наход€ поко€ или носитьс€ по пол€м блуждающим огоньком (это ждет и нынешних правителей).

„ур св€зан с миром. ќн осв€щает и защищает право собственности (ср. чур-мое!), оседлость человека на земле, гуманные нравственные принципы, все делит по справедливости: чур - пополам! чур - вместе!

—о словом чур св€заны черт, очерт, очерчивать. ƒревнерусское чьерт - прокл€тый, нарушивший границы, межевые, географические, а затем - неизбежно, нравственные подмен€ющий добро злом.




«мей - √орыныч

¬ календаре есть два праздника, во врем€ которых вспоминают змей (чаще это безобидные ужи). 25 марта - врем€, когда выгон€ют скот и змеи выползают из-под земли, земл€ становитс€ теплой, можно начинать сельскохоз€йственные работы. 14 сент€бр€ - уход змей, сельскохоз€йственный цикл в основном заканчивалс€. “аким образом, эти животные как бы символизировали цикличность сельских полевых работ, были своеобразными природными климатическими часами. —читалось, что они также помогают вымаливать дождь (небесное молоко, гру-дие, падающее с неба), так как змеи люб€т не только тепло, но и влагу, отсюда в сказках змеи часто сосут молоко у коров (облаков).

»зображени€ змей - змейка - украшали древние сосуды с водой. «меи из символизировали тучи небесные, грозовые, мощный разгул стихии. «меи эти многоглавые. ќдну голову отсечешь - друга€ вырастет и пускает €зыки огненные (молнии). «мей-√орыныч - сын горы небесной (тучи). «меи эти похищают красавиц (луну, звезды и даже солнце). «мей может быстро превращатьс€ в юношу и девушку. Ёто св€зано с омолаживанием природы после дожд€, после каждой зимы.

«меи - хранители кладов несметных, трав целебных, живой и мертвой воды. ќтсюда - змеи-врачи.

«меи из свиты богов подземного царства - ¬и€, —мерти, ћары, „ернобога,  аще€ и др. стерегут преисподнюю. ¬ариант зме€ - владетел€ подземного царства - ящер, реже - –ыба. ящер часто встречаетс€ в народных песн€х архаических времен, иногда, утратив древний смысл символики, его называют яша.




 ащей

— сезонной смертью природы на врем€ зимы св€зан  ащей - божество подземного царства. ќн символизирует окостенение, оцепенение от мороза в зимнюю пору всей природы.  ошь - также кошт, кость, костл€вый. ћногие герои сказок превращаютс€ на какое-то врем€ в камень, дерево, лед и другое состо€ние - окостеневают. «атем приходит герой - красна€ девица, добрый молодец (весна, солнце), и они оживают от поцелу€ (луча) или слезинки (капли).

ќтсюда же русские кощун, колдун, кощуны творить.
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку