-÷итатник

ќб управлении проектами - (0)

Ќемного об управлении проектами √де-то читал фразу, запавшую в душу (не уверен что воспроизвожу т...

»нтересно - (0)

—ебе на заметку ќ—Ќќ¬Ќџ≈ — ЋќЌЌќ—“» „≈Ћќ¬≈ ј, ќЅЋјƒјёў≈√ќ Ќ»« ќ… —јћќќ÷≈Ќ ќ… ∆јЋќЅџ » ќЅ¬...

ѕесочек - (0)

‘лешка "ѕадающий ѕесок". ”спокаиваем нервы. „еловек может долго смотреть на текущую воду, гор€щ...

ѕиф-паф =0) - (0)

ѕул€ - не така€ уж дура...  то из нас в детстве не мечтал посмотреть, что внутри пули! ќказыва...

 ухонные ножи - (1)

 ухонные ножи “ехника нарезки продуктов. „асть перва€.  ухонные ножи. Ётот пост задуман как...

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ximera

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 25.03.2005
«аписей: 2208
 омментариев: 2318
Ќаписано: 6327

√реческа€ мифологи€, “ахо-√оди

¬торник, 22 Ќо€бр€ 2016 г. 18:12 + в цитатник

813617_1011453257 (556x700, 67Kb)ƒовольно странна€ книга. Ќе научно-попул€рное изложение темы, не исследование, не учебник, не энциклопеди€, не справочник. ¬роде как монографи€. ќбобщающа€ работа. Ќо точно не дл€ неофитов. » не дл€ специалистов.

¬ общем, €, честно говор€, так и не пон€ла, о чем и кому эта книга.

—одержание.

¬ведение: что такое миф, как он зарождаетс€ и развиваетс€, источники наших знаний о мифах, художественно-эстетическое значение мифов.

ѕлюсы: хорошо, что введение вообще есть.

ћинусы: не обозначена цель и средства самой работы автора. » дл€ какой аудитории это вообще. нет четкой цели - кому и зачем эта книга, нет, соответственно, и результата.

ƒоклассический период: специфика архаического периода, фетишизм, анимизм, матриархат, чудовища, первые люди, титаны.

ѕлюсы: довольно четко прослеживаетс€ св€зь между общественным, экономическим устройством и тем, как это отражаетс€ в мифах.

ћинусы: много пересказа древних греков, мало обобщений.

 лассический период: специфика, боги, герои.

ѕлюсы: очень подробно разбираютс€ личности и де€ни€ богов-героев, отдельно оговариваютс€ различные варианты одних и тех же сюжетов, разные толковани€ в разные времена разными авторами одних и тех же персонажей. ясно-пон€тно показана эволюци€ каждого персонажа в частности, и всей мифологической системы вообще.

ћинусы: полна€ каша с хронологией, т.к. разбор идет не в хронологическом пор€дке, а по персонажам. ј в одном и том же мифологическом персонаже, как известно, намешано черти сколько всего. ќтсюда - посто€нные перебивки во времени типа "это событие уже произошло, а по другой версии мифа еще не произошло, а потом будет то-то, а до этого произошло еще вот это, а это событие происходит сейчас, а до того событи€ еще далеко". Ѕез представлени€ в общих чертах о том, что там в мифах было сначала, а что потом, кто там кому отец, брат, сват и троюродный д€дюшка - не выплывешь.

ѕриложени€, список литературы.

***

 ороче, без теоретической базы (теори€ мифа) очень трудно. ƒл€ начала нужно четко понимать, что миф - это как книга, при переиздании которой каждый последующий издатель измен€ет текст в соответствии с текущей, современной ему ситуацией, т.е. исход€ из своих собственных представлений о морали-нравственности, хорошо-плохо; каждый издатель привносит свое толкование действий героев, мен€ет их характер, внешность и т.п. и т.д. ћиф - структура жива€, посто€нно мен€юща€с€, т.к. миф = способ/метод осознани€ и объ€снени€ окружающей реальности. ћен€ютс€ люди, мен€етс€ представление об окружающем мире, о причинах и следстви€х происход€щего, мен€ютс€ мифы. ћиф остаетс€ неизменен лишь в той мере, в которой неизменны физические законы быти€: смена времен года, рождение и смерть, энтропи€ vs система.

ѕодход€ к мифу, нужно держать в уме всю его эволюционную сложность. ¬ одном сюжете/персонаже уживаетс€ несколько временнџх пластов одновременно, как в живом организме, в нем есть рудименты (необъ€снимые с современной точки зрени€ детали, "лишние", "странные", "анахроничные", "нефункциональные"), есть главна€, неизменна€ функци€ и есть р€д характерных признаков, объ€снимых более или менее со стороны "наследственности". ѕрин€ть во внимание весь этот разлохмаченный запутанный кошмарный клубок - самое сложное. ќчень сложно не взбеситьс€ от бесконечных противоречий, посто€нных превращений и перемещений. ќсобенно от того факта, что все, придуманное в архаический период (общинно-родовой строй), было еще раз хорошенько перепридумано в классический период (формирование государств).

  слову сказать, автор на прот€жении всей книги ни мало не способствует читательскому дзену. ќбычный читатель, со школьными представлени€ми о греческой мифологии и нулевым знанием о теории мифа - безнадежно пойдет ко дну в книге “ахо-√оди. Ћично мен€ спас только универский курс по фольклору, смутные воспоминани€ о коем помогли не свихнутьс€ в процессе чтени€ и не запустить книгой в стену.

—ама€ больша€ проблема в том, что миф рассматриваетс€ автором на прот€жении всей книги со слишком близкого рассто€ни€. ќчень много пересказа и изложени€ греческих поэтов/писателей со всеми их многоступенчатыми эпитетами из многокорневых прилагательных (волоока€, белолокотна€.. локотна€! от слова локоть!). ћало обобщений и объ€снений. ѕри обилии пересказов сюжетов - пересказываетс€ не сюжет конкретного мифа как таковой, а впихиваютс€ в абзац ¬—≈ сюжеты, св€занные с персонажем. ќткровенно негуманное отношение к теме и читател€м. ’от€ бы потому, что в греческой мифологии таки есть некотора€ линейность - началось с сотворени€ мира, продолжилось борьбой титанов и богов, закончилось победой богов, снова продолжилось попыткой борьбы героев с богами, а конец осталс€ открытым.

≈сли уж братьс€ обобщать, то обобщать до конца - не просто на архаику/классический период, на богов/героев, а разделить на типы по функци€м. ¬ конце концов, мифические сюжеты/персонажи под всеми своими наслоени€ми и шелухой €вл€ютс€ не чем иным как голой функцией. ” автора же не получилось, на мой взгл€д, ни то, ни это - не обобщающий труд написать, ни детальное исследование сделать, ни какую-то свою мысль/теорию доказать. Ќедореферат, недоизложение, недосочинение.  роме того, кажетс€ изр€дно устаревшим.

 

»тоги: прочитать можно, но лучше не нужно.

 

«џ: 

ѕересказ мифов имеет место в книгах, цель которых - познакомить читател€ с мифами как с текстами, там пересказываетс€ конкретный миф (пересказ в данном случае = компил€ци€ разных версий разных авторов + реконструкци€) с целью познакомить читател€ с сюжетом, геро€ми и "мораль той сказка такова". Ёто нижний уровень знакомства с темой (изложение материала).

¬ обобщающих работах мифы Ќ≈ пересказываютс€, т.к. предполагаетс€, что читающий уже знаком с сюжетами и геро€ми. ¬ теоретических работах делаетс€ исследование и анализ и делаютс€ на основании вы€вленных закономерностей и особенностей какие-то выводы. ¬ таких работах автор Ќ≈ пересказывает, а упоминает к-л факты как доказательство своей теории/утверждени€. Ёто высший уровень работы с темой (сочинение на основе материала).

¬ данной книге - вроде бы попытка обобщить и систематизировать материал (разделение по хронологии - архаика, классика, по геро€м - боги/герои), но внутри глав - именно пересказ самих мифов.

“от. кто знаком с сюжетами/геро€ми - ему не интересно, т.к. по сути здесь нет исследовани€ и выводов, а те, кто не знаком с сюжетами/геро€ми - ни черта не поймут, потому что автор пересказывает не миф как "миф о ѕрометее", а валит в кучу дес€ток мифов разных эпох и авторов в главу под названием "ѕрометей". ѕричем где-то пересказывает мифы от начала до конца, а где-то - просто упоминает отдельные детали. Ќевообразима€ каша.




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку