Это HTML версия файла
http://fancy.dp.ru/docs/city_train.doc.G o o g l e автоматически создает HTML версии документов при сканировании Интернета.
«Городская электричка»
Новый вид общественного транспорта в Санкт-Петербурге
Наш проект состоит в создании нового для Санкт-Петербурга вида общественного транспорта (ОТ) – городской электрички. Предполагается разработать около 13 маршрутов этого вида ОТ, которые свяжут ныне разобщённые железнодорожные направления.
Наши предложения касаются более эффективного использования и некоторого развития существующей железнодорожной сети, а также создания скоростного сообщения аэропортов с центром города.1. ВВЕДЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
А) Философия проекта исходит из двух тезисов:
1) Недостаток скоростного общественного транспорта в Петербурге: метрополитен в своём развитии значительно (более, чем на 15 лет) отстаёт от потребностей города и в ближайшие годы даже при ускоренных темпах строительства не сможет их в достаточной мере удовлетворить. Других скоростных видов ОТ, связывающих город в единую транспортную сеть, в Петербурге фактически нет.
2) Отсутствие внутригородского наземного железнодорожного сообщения при наличии спроса и возможностей: на роль скоростного вида ОТ в настоящее время могут претендовать лишь электропоезда, но линии их движения не связаны в общую сеть, отсутствуют пересадочные станции. Фактически все, кто пользуется электричками, вынуждены дополнительно пользоваться метро и или наземным городским транспортом.
Текущая транспортная ситуация
Рассмотрим подробно сложившуюся в Санкт-Петербурге ситуацию в сфере городского транспорта:
Виды транспорта:
- метрополитен - автобус – троллейбус - трамвай - маршрутное такси
Фактически пригородный электропоезд также является видом городского транспорта, но как таковой не числится.
Б) Проблемы ОТ.
1) Значительное отставание развития метрополитена от потребностей города: фактически Генплан развития города до 2015 года дублирует положения о строительстве метрополитена из предыдущего, нереализованного Генплана. Так, Красносельский район не обслуживается ни одной из 7 запланированных станций метро. Фрунзенский район имеет одну станцию метро, хотя их должно было быть 8. В Красногвардейском районе не построено по крайней мере 5 необходимых станций. В то же время реализация проектов строительства метро сопряжена с колоссальными расходами, и не может быть осуществлена раньше запланированного, даже при всей остроте нерешенных проблем.
2) Автобусы, троллейбусы и трамваи в значительной мере изношены – до 70% парка (хотя в последние годы парк обновляется), 30 % вагонов метро нуждаются в замене.
3) Кроме того, эти вида транспорта страдают от пробок, за исключением трамвая на окраинах, ходящего по выделенной части дороги. Особенно остро проблема стоит на географических линиях «Юго-запад – Юго-восток», «Юго-восток –Восток», «Восток-Север», «Северо-запад – Север» и «Северо-запад – Восток». На этих направлениях очень много препятствий наземному транспорту (кстати, в виде тех же железных дорог), а метрополитен не развит. В результате пассажиры, которые могли бы ехать с одной периферии на другую, вынуждены ехать через центр города, добавляя напряженности станциям метрополитена. Интервалы движения зачастую слишком велики (на части востребованных маршрутов – более 30 минут, без расписания).
4) Маршрутная сеть развита недостаточно. Отсутствуют, например, такие сегменты как скоростное сообщение между районами с использованием магистралей, нет движения ночных автобусов даже в центре города или в аэропорт.
5) Отсутствует регулярный пассажирский речной транспорт.
6) Слабо развито железнодорожное сообщение: Оно представлено только пригородными поездами, ходящими с довольно большими (30 – 60 минут) интервалами, причем такие поезда сообщают пригороды только с одним вокзалом. Таким образом, этот вид перевозок не составляет транспортную сеть – линии железной дороги не имеют непосредственного сообщения. Попасть, например с Витебской железной дороги на Балтийскую, можно лишь через метро, проехав 2 остановки. Такой способ не может быть признан подходящим для регулярного сообщения, с учётом слишком большого интервала.
Мы предлагаем решение транспортных проблем (3) и (6). Причём это в значительной мере поспособствует решению иных проблем, так как сможет частично заменить метро и наземный ОТ в сегменте перевозок «периферия-периферия» и повысить скорость и удобство сообщения.
В) ТРАНСПОРТ В ЦИФРАХ
Ниже приведена официальная информация Администрации Санкт-Петербурга
http://gov.spb.ru/day/transportЖелезнодорожный транспорт: Октябрьская железная дорога
Сеть железной дороги насчитывает около 100 вокзалов, станций и платформ (в черте административных границ Санкт-Петербурга)
568 км железнодорожных линий
12 пересадочных узлов и вокзалов
В среднем в год перевозится около 100,1 млн. пассажиров
Общественный транспорт: годовой объем перевозок в Санкт-Петербурге составляет более 2 млрд. пассажиров.
Объемы перевозок:
метрополитен (38 %)
городские и пригородные автобусы (20 %)
трамваи и троллейбусы (30 %)
коммерческие автобусы (12 %)
Маршрутная сеть пассажирского транспорта:
4 линии метро
- 99,11 км
- 56 станции
- 62 вестибюля
- 6 пересадочных узлов
- 1347 вагонов метро
54 трамвайных маршрутов
- 683 км
- 1518 трамвайных вагонов
46 троллейбусных маршрутов
- 525 км
- 803 троллейбуса
376 социальных автобусных маршрутов
- 194 – городских (1974 км)
- 138 – пригородных
- 44 междугородных
446 коммерческих автобусных маршрутов
- 4378 км
сеть железной дороги (около 100 станций и платформ в черте города)
В соответствии с «Программой развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта до 2015 года», которая была одобрена Правительством Санкт-Петербурга, на период 2002-2015 г.г. предусматривается строительство и ввод в эксплуатацию 41,5 км новых линий метрополитена и 21 новых станций.
В генеральном плане развития Санкт-Петербурга, предусмотрено в частности, следующее:
Рельсовый транспорт
Генплан предусматривает значительное развитие линий метрополитена и других видов скоростного рельсового транспорта в качестве основной системы общественного транспорта, в том числе:
строительство нового вида пассажирского транспорта - надземного экспресса по проспекту Ветеранов от улицы Пионерстроя до станции метро «Проспект Ветеранов», Дачному проспекту, Дунайскому проспекту до станции метро «Обухово» протяженностью 19,2 км.
<Предлагаемый проект городской электрички является альтернативным указанному в Генплане проекту надземного экспресса.>
Предлагаемый проект значителен по масштабам, и в рамках данной работы обоснования для каждого маршрута сделаны не будут: мы лишь приведём типичный пример и на нём рассмотрим эффект от реализации данного проекта.
2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ РЯДА ПОСТАВЛЕННЫХ ПРОБЛЕМ
А) Миссия проекта состоит в кардинальном улучшении транспортной ситуации в Петербурге за относительно короткий срок при умеренных затратах.
Данный проект должен, по мнению авторов, дополнить Генеральный план развития города, и его реализация должна проходить совместно с воплощение других проектов, касающихся других видов скоростного рельсового транспорта.
Наш план строится на утверждении, что существующая сеть внутригородских железных дорог вполне способна аккумулировать и распределить значительно большие пассажиропотоки, нежели приходятся на неё сейчас. Кроме того, объективным фактом являются достаточно большие интервалы в движении поездов (любых) почти по всем железнодорожным линиям в Санкт-Петербурге. На основе этого мы делаем вывод, что при грамотной организации железнодорожного движения можно организовать регулярное железнодорожное сообщение внутри города
Б) Стратегические цели, которые ставятся при разработке данного проекта:
1) снижение нагрузки на метрополитен и иные виды ОТ
2) сокращение времени, затрачиваемого на стандартную поездку
3) обеспечение устойчивой связи пригородов и аэропортов с центром города
4) обеспечение беспересадочной связью наиболее развитых, густонаселённых районов, между которыми существует значительный пассажиропоток
5) обеспечение связью с не более, чем одной пересадкой, районов имеющих устойчивую хозяйственную связь
6) обеспечение связью с не более чем двумя пересадками пригородов между собой и относительно слабо интегрированных между собой районов
7) снижение уровня использования личного транспорта
В рамках реализации этих целей предполагается применение следующих мер
1) разработка необходимых маршрутов движения
2) в соответствии с маршрутами - проработка необходимого дополнительного развития железной дороги
3) совершенствование системы диспетчирования
4) постепенное строительство дополнительных элементов системы – путей, развязок, станций, депо – там, где это необходимо
5) закупка и обслуживание подвижного состава по мере необходимости
В) Принципами реализации данного проекта являются следующие тезисы:
1) проект должен быть ориентировать на средне- и долгосрочную перспективу, соответственно, при его реализации следует учитывать и будущие потребности
2) максимально эффективное использование потенциала существующих объектов капитального строительства
3) минимизация затрат и наносимого ущерба
4) крупномасштабный среднесрочный региональный проект, он относится к общественному сектору, затрагивает интересы множества лиц, поэтому в его реализации должно принимать участие государство в лице органов власти Санкт-Петербурга
Г) Роль данного проекта состоит в следующем:
Городская электричка должна стать дополняющим звеном системы скоростного рельсового транспорта Санкт-Петербурга, наряду с метрополитеном, скоростным трамваем и пригородным железнодорожным сообщением. Создание сети городской электрички неразрывно связано с этими элементами. Кроме того, авторы позиционируют проект как альтернативу надземному экспрессу – их сравнение будет приведено ниже.
Реализация предлагаемого проекта позволит за достаточно короткий срок решить значительное количество проблем и качественно улучшить межрайонное и внутрирайонное сообщение. Городская электричка должна со временем стать столь же привычна жителям Петербурга, как и жителям многих других городов мира.
Предлагаемое введение номеров маршрутов (в том числе на пригородных направлениях) придаст системе рациональность и регулярность.
Д) SWOT – анализ проекта
Сильные стороны
- относительно низкая стоимость
- относительно короткий срок реализации
- высокий социальный эффект
- значительные положительные внешние эффекты
- возможность поэтапного развития
- инфраструктурный проект, способный привлечь инвестиции,
- способность повысить ВРП за счет сокращения транспортных издержек
Слабые стороны
- необходимость согласования движения городской электрички и других поездов
- инертность владельца инфраструктуры – ОАО «РЖД»
- конкуренция с более проработанным проектом надземного экспресса
- очень большая загруженность Финляндского железнодорожного моста
Возможности
-обеспечение устойчивой скоростной межрайонной связи, связи пригородов с различными районами города и аэропортов с центром.
- дальнейшее совершенствование системы, интеграция пригородов
Опасности
- непродуманная реализация может привести к автотранспортным проблемам
- недостаточно хорошая система диспетчирования может вызвать задержки в движении грузовых поездов
- высокая аварийность на железных дорогах
Е) ДЕТАЛИ ПРОЕКТА
Перечень предлагаемых маршрутов
Предлагаемые для данного проекта маршруты отвечают стратегическим целям, изложенным выше. В соответствии с ними, будет организовано беспересадочное сообщение между наиболее тесно связанными районами.
На начальном этапе должны быть введены маршруты, требующие наименьших издержек. Это позволит на деле опробовать проект, чтобы убедиться в его полезности.
Приведённые ниже маршруты будут вводиться постепенно по мере создания соответствующей инфраструктуры (не обязательно в порядке следования номеров)
Список предлагаемых маршрутов:
1) Сосновая поляна – (Купчино) – Обухово (интервал 15 мин.)
2) (Лесная)* - Ручьи – (Девяткино) – Удельная – (Лесная)* в одном направлении
3) тот же, в обратном направлении (инт. обоих маршрутов – 15 мин.)
4) Парголово – Удельная –(Лесная)*- Пискарёвка – Ладожский вокзал – Обухово (инт. 30 мин.)
5) Броневая – Электросила* - Волковская – (Навалочная 2)* - Сортировочная – Обухово – Предпортовая – Броневая (инт. 30 мин.)
6) Купчино – Волковская - (Навалочная 2)* - Сортировочная – Обухово – (Шушары) - Купчино (инт. 20 мин.)
7) Лахта 2* - Новая деревня - (Лесная)* - Пискарёвка - Ладожский вокзал – Волковская – Купчино – Шушары (инт. 30 мин)
8) Лахта 2* - Новая деревня – (Ланская) – Удельная - Парголово (инт. 20 мин)
9) Купчино – (Волковская) – Электросила – (Балтийский вокзал) – Броневая – Предпортовая – Купчино (инт. 20 мин.)
10) (Ладожский вокзал) – Заневский пост - Ржевка – (Ручьи) – (Ладожский вокзал) (инт. 15 мин.)
11) Купчино – Среднерогатская – Пулково 2* – Пулково 1*. (инт 20 мин)
12) Московский вокзал – Волковская - Купчино - Пулково 2* – Пулково 1* (инт 30 мин, скорый, повышенной комфортности)
13) Балтийский вокзал – Ленинский проспект - Пулково 2* – Пулково 1*. (инт 30 мин., скорый, повышенной комфортности)
Перечень рекомендуемых мероприятий по капитальному строительству:
месторасположение
объект
количество
Цена, млн. $
1) магистраль
станции
7
210
Парголово-Парнас-Девяткино
пути сущест. (доп.)
12 (10) км
развязки
2
2) Магистраль
станции
5
141
Лахта-Ланская-Ржевка
пути сущест. (доп.)
18(6) км
развязки
1
3) Магистраль
станции
12
195
Девяткино-Ладожский вокзал-
пути сущест. (доп.)
22(13) км*
Броневая
развязки
4
4) Магистраль Финляндский
станции
4
50
вокзал - Парголово
пути сущест. (доп.)
9(0) км
развязки
3
5) Магистраль Ладожский
станции
2
27
вокзал-Заневский пост-Ржевка
пути сущест. (доп.)
7(0) км
развязки
2
6) Магистраль Московский
станции
4
35
вокзал - Обухово
пути сущест. (доп.)
10(0) км
развязки
3
7) Магистраль Витебский
станции
4
6
вокзал - Купчино
пути сущест. (доп.)
(14)0 км
развязки
0
8) Магистраль Балтийский
станции
2
16
вокзал - Сосновая поляна
пути сущест. (доп.)
16(0) км
развязки
1
9) Магистраль Пулково 1 -
станции
8
318
Пулково - 2 - Обухово
пути существ. (доп.)
6(14) км
развязки
3
Всего, с учётом 3 депо по 10 млн., проекта за 60 млн.
1090
* из них 6 – в составе проекта «Ладожский вокзал», то есть здесь учитываться не должны
ПРИМЕЧАНИЯ к перечню:
1) Приведённый перечень не является необходимым условием существования городской электрички вообще - реализация указанных мероприятий будет, как правило, лишь способствовать введению новых и развитию существующих маршрутов.
2) Почти все указанные мероприятия – достройка станций и второго пути на однопутных железных дорогах, либо транспортные развязки, сооружаемые исключительно для удобства железнодорожного сообщения – они могут строиться последовательно, жестких сроков, определяющих существование городской электрички как вида ОТ, нет. Построенные в рамках данного проекта инженерные сооружения будут полезны самой железной дороге, так как увеличится её пропускная способность.
3) Кроме того, в перечне учтено строительство путепроводных развязок на месте нынешних переездов там, где они не предусмотрены Генеральным планом – это сделано, поскольку движение автотранспорта через переезд немыслимо даже при интервале в 10 минут, а учитывая, что линии будут использоваться отнюдь не только городскими электричками, но и всеми иными поездами, реализация данного проекта может усугубить дорожную обстановку.
4) Важным является тот факт, что реализация данного проекта должна происходить почти исключительно в границах существующей санитарно-защитной зоны железных дорог, то есть фактически не потребует дополнительных земельных ресурсов
5) Цены:
-строительство 1 км пути (полные расходы) 21 млн $ за 1 км
-приспособление 1 км пути под движении городских электричек (без поездов и станций) – 0,2 млн $ за 1 км
-1 станция -0,1 млн.
-1 поезд -1,7 млн $
-1 развязка -8 млн.$
(источник -
http://www.zdp.ru/pub/4/3144_1.shtml, (ЖелДорПресс-Информ)
Ж) Финансовая часть
Суммарные расходы составят 1090 млн. $
Срок реализации проекта - 8 лет, с 2007 по 2015
Расчётный срок службы подвижного состава – 15 лет, путей - 50 лет, информационных систем – 7 лет
Аккумулируемый пассажиропоток составит около 200 млн. в год, то есть 10% от общего объема перевозок в 2005 году (без учета пригородных перевозок – 100 млн. в год- , уменьшенных на перевозки ныне действующими электричками по городу – около 15 млн.)
Расчетный срок окупаемости по каждому из маршрутов ориентировочно 15 лет
Привлечение инвестиций возможно, так как проект высокорентабелен, еще вариант финансирования - выпуск муниципальных облигаций целевого займа.
Таким образом, предлагаемые меры окажут значительный благотворный эффект на транспортную ситуацию в периферийных районах.
З) Дополнительная информация
Справка: сопутствующие проекты
- участок метро «Проспект Ветеранов» – «Лигово»
- ст метро «Парнас» - строится, открытие 2006 год
- ст.метро «Волковская» -строится, открытии 2008 год
- ст.метро между «Пл. Александра Невского» и «Елизаровской» – перспектива, не проектируется
- подведение маршрутов ОТ к станциям городской электрички
-завершение проекта «Ладожский вокзал»
Способы повышения заинтересованности ОАО «РЖД» в данном проекте
- новые рекламные возможности
- прибыль от использования имеющихся инфраструктурных ресурсов
- передача в пользование и распоряжение на определённый срок территории, прилегающей к станциям
И) Рассмотрим пример использования городской электрички: маршрут №1: Сосновая поляна – Лигово – Ульянка – новая станция - Дачное – Предпортовая - Аэропорт – Среднерогатская (реконструкция)– заход в Купчино - новая станция – Купчинская - новая станция – Обухово.
Сравнение с проектом Надземного экспресса Сосновая поляна - Обухово
Городская электричка (Маршрут Сосновая Поляна - Обухово)
Надземный экспресс
(Сосновая поляна - Обухово)
Стоимость
78 млн. $ (расчет см.выше)
527 млн. $
Окончание строительства
2007-2008 год
2015 год
планируемый
пассажиропоток
Приблизительно 76 тыс. пассажиров в сутки (20 млн. в год)
260 тыс. пассажиров в сутки (данные проектировщика)
состав поезда
4 вагона (из них 2 локомотива) по 120 пассажиров каждый (4 поезда)
2 вагона по 440 человек
Средняя скорость
37 км/ч
45 км/ч
Количество остановок
13
15
Длина пути
26,4
20,2 км
Время в пути
38 мин
27 мин
стоимость проезда (в ценах 2005 г.)
12 руб.
15-18 руб.
интервал движения
1 этап – 13-18 мин 2этап – 10-15
Min 2.5 минуты
прочие преимущества
1) в идеале требуется строительство
1 линии до Лигово
1) сопряжен со станцией метро
Проспект Ветеранов,
что позволяет не строить
продолжение линии №1
и недостатки
2)станции находятся в санитарно- защитной
зоне, рядом со слаборазвитыми районами
2)станции находятся в
непосредственной близости
от жилых домов
3)строительство не затронет застройку,
автодороги, благоустроенные территории
3)строительство будет вестись
с закрытием движения на проспекте Ветеранов,
Дачном проспекте
По его завершении эстакада
пройдёт над проезжей
частью, на высоте третьего этажа - это ухудшит
условия движения и инсоляцию
4) гарантировано отсутствие
протестов местных жителей и вредных последствий для окружающей территории.
4)Гарантировано наличие протестов
местных жителей
способных поставить проект
под угрозу срыва
Примечание: строительства участка метро «Проспект Ветеранов» – «Лигово» имеет другие положительные эффекты, которые также следует учесть, принимая тот или иной проект скоростного рельсового транспорта.
Расчёт затрат и окупаемость
Себестоимость строительства надземного экспресса – $26 млн. (782,5 млн. руб.) за 1 км.
Эта стоимость складывается из строительства насыпей, путепроводов, с одной стороны, и непосредственно путей, электросетей, станций и поездов и др., с другой. Нетрудно предположить, что себестоимость обычной железной дороги намного ниже. Вторая часть строительства обойдется, по крайней мере, в 2 раза дешевле. Доля ее в общей стоимости составляет 40%. Отсюда, средняя себестоимость прокладки железнодорожной ветки равна 26*0,6+26*0,4*0,5=$20,8 млн. (624 млн. руб.). Cтоимость прокладки 3,4 км железнодорожных путей с соответствующей инфраструктурой в тяжелых условиях города примерно равна $70 млн.$ + дополнительно по 4 поезда по 1,7 млн.$ + прочие расходы = 78 млн.$
Источники финансирования маршрута № 1:
- 60 % - 47 млн. долларов (для справки – развязка на Российском проспекте обошлась бюджету в 39 млн. долларов)
- 40 % 31 млн. $ инвестиции частных компаний по схеме концессий
Возврат инвестиций - из средств, поступающих от пассажиров (годовая выручка –не менее 11 млн $.) Текущие затраты предварительно оцениваются в 3 млн. $, (включая прибыль РЖД)3 млн. $ -прибыль инвесторов, тогда срок окупаемости 15 лет.
Оплата должна производиться кондукторам в вагонах поезда, льготы не предполагаются, хотя такой вариант возможен при равноценной компенсации от государства.
Эффект от введения маршрута №1
- двукратное (в среднем с 90 до 45 мин) сокращение времени поездки из Красносельского и юга Кировского на юг Московского, Фрунзенского и Невского районов, сокращение суммарных расходов на поездку, то есть решение задачи скоростного сообщения Юго-запада с Юго-Востоком.
- разгрузка 1 и 2 линий метро (на 7-8%)
- разгрузка ОТ на линии Ленинский – Типанова – Славы (примерно на 15 %)
- открытие возможностей к развитию коммерческого сектора у станций городской электрички
-повышение стоимости земли в районах, прилегающих к станциям
-интенсификация строительства благодаря новым транспортным возможностям
Отрицательный эффект – сокращение налоговых поступлений от других видов транспорта на этом направлении.
Пример маршрута № 1 показателен, так как он является довольно усреднённым из всех предлагаемых, поэтому полученные результаты можно экстраполировать на другие маршруты.
3. ВЫВОДЫ
Предлагаемый проект городской электрички представляет собой эффективный, гибкий и относительно малозатратный механизм, способный за короткий срок значительно улучшить транспортную ситуацию в периферийных районах.
Назревший спрос на ускоренное межрайонное сообщение и наличие подавляющего большинства необходимых объектов инфраструктуры делают его привлекательным для инвестиций.
Создание этого инфраструктурного проекта в значительной мере поспособствует увеличению привлекательности прилегающих к маршрутам движения районов, и, что немаловажно, фактически не будет иметь вредных побочных эффектов даже в процессе строительства.
Аккумулируемые этим видом транспорта пассажиропотоки (через 8-9 лет – около 10% от общегородских) обусловят коммерческую привлекательность территории, прилегающей к станциям.
Сооруженные в рамках данного проекта инженерные объекты могут и должны использоваться не только для целей движения городской электрички, но и для других поездов, а также для автотранспорта.
Предполагается снижение нагрузки на метрополитен от 5% (в северных районах) до 10% (в южных и восточных районах), снижение нагрузки на наземный транспорт до 25% по особенно востребованным направлениям.
Высокий социальный эффект в сочетании с приемлемыми экономическими показателями, а также возможность детальной проработки и дальнейшего развития проекта делают его особенно привлекательным.
СКАЧАНО //с проблемами//
в Google - "ГОРОДСКАЯ ЭЛЕКТРИЧКА В СПБ"
http://webcache.googleusercontent.com/search%3Fq%3...CNGdfxn-kQ7NbTxEuZXPdFXqfYGbGQ