-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в want_to_know

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Фото_храмов Божья_любовь uucyc

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.08.2006
Записей: 306
Комментариев: 14
Написано: 310

want to know


Благотворительный фонд помощи детям-сиротам 'Большая семья'

Обретение мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского

Пятница, 15 Сентября 2006 г. 10:44 + в цитатник
Память о глубоком благочестии и пастырских добродетелях святителя Митрофана (в схиме Макария) свято чтима была в Воронеже со времени его кончины († 23 ноября 1703). Преемники его, Воронежские Преосвященные, считали священным долгом ежегодно творить поминовение по первосвятителе своей паствы и его родителях, иерее Василии и Марии. Жители Воронежа и окрестностей приходили в Благовещенский собор, где на месте погребения святителя совершались панихиды. Побуждением к усиленному поминовению святителя Митрофана было и предсмертное завещание его - совершать о нем молитвы. Для этого еще при жизни святитель устроил в соборе придел в честь святого Архистратига Михаила (небесного покровителя святителя в миру); и в нем особый причт совершал ранние заупокойные литургии. Впоследствии новое поколение хотя и не знало святителя, но также благоговейно почитало его память. Уверенность в святости первосвятителя Воронежской епархии утверждалась нетлением его мощей, освидетельствованных при неоднократном перенесении их из одного храма в другой. Так, в 1718 году Воронежский митрополит Пахомий, приступая к постройке нового собора, приказал разобрать старый Благовещенский собор, при этом тело святителя Митрофана было на время перенесено в церковь Неопалимой Купины; в 1735 году тело святителя было перенесено в новый собор, при этом было засвидетельствовано нетление его мощей. На месте погребения святителя обыкновенно совершались панихиды о нем.

С 1820 года замечено было, что число почитателей памяти святителя Митрофана, стекавшихся в Воронеж, чрезвычайно увеличилось. Увеличились и благодатные знамения. Архиепископ Воронежский Антоний II неоднократно доносил Святейшему Синоду о чудесах и испрашивал разрешение на прославление святителя. Святейший Синод предписывал наблюдать за благодатными дарами, получаемыми у гроба святителя Митрофана. В 1831 г. по освидетельствовании нетленного тела святителя Преосвященный Антоний вместе с членами комиссии Святейшего Синода архиепископом Ярославским Евгением и архимандритом Спасо-Андрониевского Московского монастыря Гермогеном убедились в чудодейственном ходатайстве святителя Митрофана у Престола Божия. Святейший Синод вынес решение о причтении святителя Митрофана к лику святых. С тех пор Русская Церковь совершает память святителя дважды в год: 23 ноября - в день преставления, 7 августа (1832) - в день прославления.

В Воронежской епархии архиепископом Антонием II (1827-1846 гг.) в честь святителя Митрофана были установлены еще следующие празднования: 4 июня, на память святителя Митрофана, Патриарха Цареградского, - день тезоименитства святителя Митрофана, епископа Воронежского, 2 апреля - день архиерейской хиротонии святителя Митрофана (в 1682 г.) и 11 декабря - по случаю явления мощей святителя Митрофана (в 1831 г.).

Подлинник его хранится в Государственном Историческом Музее (N 820/Син. 669). На завещании собственноручная скрепа-автограф святителя: "Сия изустная духовная потпи(сал) я... епископ Митрофан Воронежский".

На нижней доске (внутри) находится запись скорописью ХVIII века: "Сия книга тестамент или завет Преосвященного епископа Воронежского схимонаха Макария, писан в Богоспасаемом граде Воронеже, в доме его Преосвященства, соборныя церкви диаконом Афанасием Евфимовым. Преставися сей Преосвященный епископ, схимонах Макарий, ноемврия месяца 23 дня 703-го года. а погребен декабря 4-го дня (Описание рукописей Синодального собрания, не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева. Составила Т. Н. Протасьева. Часть II NN 820-1051, М., 1973, с. 6).

В день, предшествовавший открытию мощей святителя Митрофана, архиепископ Воронежский Антоний собрался идти в церковь, чтобы возложить на них приготовленное новое архиерейское облачение. Внезапно он ощутил в себе такое расслабление, что едва мог пройти по келлии. Озабоченный этим, он сел в размышлении и услышал тихий голос: "Не нарушай моего завещания".

Не тотчас понял он это, но, думая о своем намерении, собрался с силами и открыл хранилище, где было облачение, там он обнаружил схиму, принесенную незадолго перед тем неизвестной монахиней, вручившей ему со словами, что она скоро понадобится.

Увидев эту схиму, Владыка понял, что слова "не нарушай моего завещания" есть воля святителя Митрофана, чтобы не полагать на его мощи архиерейского облачения, а оставлять их в схиме, свидетельствуя тем о глубокой духовной связи со своим покровителем преподобным Макарием Унженским и своем крайнем смирении.

(О святителе Митрофане Воронежском - "Журнал Московской Патриархии", 1944, N 11; 1953, N 10; 1963, N 11).

Святитель Митрофан, епископ Воронежский

Пятница, 15 Сентября 2006 г. 10:42 + в цитатник
Святитель Митрофан, епископ Воронежский, в миру Михаил, родился 8 ноября 1623 года. В синодике, принадлежавшем святителю, перечень имен начинается с лиц, облеченных в священнический сан, и это дает основание полагать, что он родился в семье потомственных священников. Из Духовного завещания святителя Митрофана известно, что он "родился от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере". До сорокалетнего возраста святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником. Местом пастырской деятельности иерея Михаила было село Сидоровское, расположенное у реки Молохты, притока Тезы, впадающей в Клязьму, недалеко от города Шуи (ныне Владимирская область).

Лишившись супруги, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни в 1663 году. В синодике обители запись рода святителя Митрофана начинается словами:
"род черного священника Митрофана Сидоровского". Через три года иноческой жизни иеромонах Митрофан избран во игумена Яхромской Косминой обители. Этим монастырем он управлял 10 лет, проявив себя усердным настоятелем. Его заботами здесь воздвигнут храм в честь Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса.

Патриарх Иоаким (1674 - 1690), узнав о высоком благочестии святого Митрофана, возвел его в 1675 году в сан архимандрита знаменитого в то время Макариево-Унженского монастыря. Там попечением святого был сооружен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней. На Московском Соборе 1681 - 1682 годов в числе мер для борьбы со старообрядческим расколом и в целях улучшения христианского просвещения среди православного населения было решено увеличить число епархий и открыть новые кафедры: Воронежскую, Тамбовскую, Холмогорскую и Великоустюжскую. Святой Митрофан был вызван в столицу и 2 апреля 1682 года посвящен во епископа Воронежского патриархом Иоакимом и шестнадцатью архипастырями.

Начало епископского служения святителя Митрофана совпало с тяжким для Руси временем смут и церковного раскола. По прибытии в Воронеж святитель прежде всего разослал пастырям своей епархии Окружное послание, в котором призывал своих пасомых к нравственному исправлению. "Честные иереи Бога Вышняго! - писал святитель. - Вожди стада Христова! Вы должны иметь светлые умные очи, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути. По слову Господа, вы должны быть самым светом: "вы есте свет миру" (Мф. 5, 14)... Христос Спаситель, вручая паству апостолу Своему, трижды сказал ему: паси, как бы внушая тем, что три есть различные образа пасения: слово учения, молитва при пособии Святых Таин и пример жизни. Действуйте и вы всеми тремя способами: подавайте пример доброй жизни, учите людей своих и молитесь о них, укрепляя их Святыми Тайнами; наипаче же неверных просвещайте святым Крещением, а согрешивших приводите к покаянию. Будьте внимательны к болящим, чтобы не отошли от сей жизни без причащения Святых Тайн и помазания святым елеем".

Святитель Митрофан начал архипастырскую деятельность с постройки нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, взамен ветхого деревянного храма. В 1692 году собор с приделами во имя Архистратига Михаила и Святителя Николая был освящен. Во время 20-летнего святительства святителя Митрофана количество храмов в епархии возросло с 182 до 239, было основано 2 монастыря: Вознесенский Коротоякский и Троицкий Битюгский. В существовавших монастырях он заботился об искоренении нестроений и беспорядков и утверждении строгой жизни по иноческому уставу.

Первый Воронежский святитель ревностно заботился о нуждах паствы. Он утешал бедных и богатых, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных. Молился святитель не только о живых, но и об усопших христианах, и особенно о воинах, павших за Отечество, вписывая их имена в синодик. Поминая их за проскомидией, святитель Митрофан говорил: "Аще праведна душа, то большей части сподоблена бывает, аще ли грешна, то будет причастница милости Божией".

Известно о большой дружбе святителя Митрофана с святителем Питиримом, епископом Тамбовским (память 28 июля). Они не только поддерживали переписку, но и встречались для духовных бесед. История основания близ Тамбова Трегуляевского Иоанно-Предтеченского монастыря связана с дружбой святителей. 15 сентября 1688 года святитель Митрофан посетил святителя Питирима. Втроем (с ними был священник Василий) они совершили прогулку в места уединенных молитв Тамбовского архипастыря и избрали место для будущей обители.

Святитель Митрофан, как человек высокого патриотизма, своим нравственным авторитетом, милосердием и молитвами содействовал преобразованиям Петра I, необходимость и цель которых хорошо понимал. При постройке в Воронеже флота для похода на Азов святитель Митрофан убеждал народ всемерно помогать Петру I. Это было особенно важно, ибо многие считали устройство флота делом бесполезным. Святитель не ограничивался только советами царю, но оказывал и материальную поддержку государственной казне, нуждавшейся в деньгах для строительства флота, и отдавал все свои средства, сознавая, что они идут на благо Родины.

Патриотические чувства святителя соединялись в его душе с непоколебимой верой и строгостью православных убеждений, ради которых он не боялся навлечь на себя царский гнев. Так, святитель отказался идти во дворец к Петру I, потому что там стояли статуи языческих богов, и хотя за ослушание царской воли святителю грозила опала, он остался непреклонен. Петр приказал убрать статуи и с того времени проникся еще большим уважением к святителю.

Скончался святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости, приняв перед смертью схиму с именем Макарий. Погребение совершено было 4 декабря. Царь Петр I сам нес гроб святителя от собора до усыпальницы. Прощаясь, он сказал: "Не осталось у меня больше такого святого старца. Ему же буди вечная память". Одним из замечательных памятников жизни и деятельности святителя Митрофана является его Духовное завещание. В нем говорится: "Судьбами Божиими дошел я до состарения и ныне изнемогаю естественной моею силою. Сего ради судил я написать сие последнее мое писание... Когда душа моя грешная разрешится от союза плоти, вручаю ее благоутробию Премудрого Бога, ее создавшего, да приимет ее милостиво, как дело рук Своих, а кости грешные предаю матери всех, чая оттуда воскресения мертвых". Далее, обращаясь к пастырям и пасомым, святитель говорит: "Простец согрешивший за одну только свою душу даст ответ Богу, а иереи будут истязаны за многих, как нерадевшие о овцах, с которых собирали млеко и волну (шерсть)... Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность - богат будеши; воздержно пий, мало яждь - здрав будеши; твори благо, бегай злаго - спасен будеши". Память святителю Митрофану установлена в 1832 году.

Святитель Митрофан Воронежский, чудотворец

Пятница, 15 Сентября 2006 г. 10:39 + в цитатник
(память 23 ноября, 7 августа и 4 сентября по старому стилю)

Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожитель-ством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.

Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о доставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена. Вначале подвижник был рукоположен в иерейский сан, затем, несмотря на нежелание, был возведен в игумены Яхромской обители.

Когда о ревности подвижника узнал Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, он поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии, написано немало замечательных икон.

Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана. Епископскую хиротонию 2 апреля 1682 года возглавил Патриарх Иоаким.

Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на “прении о вере” между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом. В самом начале своей деятельности святитель начал сооружать в Воронеже новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Святитель Митрофан любил церковное благолепие и вкладывал в строительство собора огромные средства. Быт святителя был более чем скромен.

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и “Азовским”. В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы.

Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины.

Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой — молитва об умерших.

Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. В своем “Духовном завещании” святитель Митрофан назидал: “Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь”. Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за “святого старца”.

С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1831 году последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его святых мощей по милости Божией происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.

Песнопения в mp3 формате

Четверг, 14 Сентября 2006 г. 16:32 + в цитатник

14 сентября – церковное новолетие

Четверг, 14 Сентября 2006 г. 13:24 + в цитатник
 (150x115, 5Kb)Сегодня православные христиане отмечают праздник церковного Новолетия. Церковный год по Юлианскому календарю (по старому стилю) начинается 1 сентября, что соответствует 14 сентября нового стиля.

Как гласит церковное предание, в этот день Иисус Христос начал проповедь Царствия Божия и впервые засвидетельствовал исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии Миссии, и тем самым о конце Ветхого и начале Нового завета.

С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. А с 1547 года на всех главных площадях русских городов-крепостей воевода с боярами и епископ с духовенством здравствовали Царю. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел исцелять сокрушенных сердцем... проповедовать лето Господне благоприятное.

Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. В 1582 году Джованни Компани сообщал: «На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому Государю нашему и детям его многая лета!» При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни».

Посмотреть великолепие торжества Новолетия с паперти Архангельского собора в XVII веке допускали иноземных послов и почтенных гостей. Например, за церемонией Новолетия при царе Алексее Михайловиче наблюдали вместе с послами приглашенные донские и запорожские казаки. Празднование Новолетия дополнялось первым представлением народу Царского наследника по достижении им совершеннолетия, которым считалось четырнадцатилетие. Царский наследник выступал с помоста с публичной речью. А в 1598 году в Новолетие торжественно венчался на царство Борис Годунов, в память чего была воздвигнута церковь Святого Симеона Столпника на Поварской улице в Москве.

Учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с Новолетия. Эта традиция, естественно, распространилась и на все другие учебные заведения.

Кстати, эти интересные строки вошли в учебник «Православная культура», преподавания которого в школах так боятся многие поклонники поп-культуры.

Во всех православных храмах богослужение этого дня носит праздничный характер, вершиной которого является читаемое за литургией Евангелие. Евангелие рассказывает о начале проповеди Иисуса Христа после Его Крещения и искушения от дьявола в пустыне

http://vostokmedia.com/news.details.php?id=72256

Четверг - 14 - сентября - 2006 г. По старому стилю 1 сентября

Четверг, 14 Сентября 2006 г. 13:21 + в цитатник
* Начало индикта – церковное новолетие.
* Преподобный Симеон Столпник (459 г.) и матерь его Марфа (ок. 428 г.).
* Мученик Аифал диакон (380 г.).
* Мученицы 40 дев постниц и мученик Аммун диакон, учитель их (4 век).
* Мученица Каллиста Никомидийская и братия ее мученики Евод и Ермоген (309 г.).
* Праведный Иисус Навин (16 век до Р. Х.).
* Преподобномученица Татиана (Грибкова) (1937 г.).
* Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители (в память обретения Ее иконы) (864 г.).
* Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери (1869 г.).
* Александрийская икона Божией Матери.
* Икона Божией Матери, именуемая «Всеблаженная» (в Казани).

Читать далее...

Среда - 13 - сентября - 2006 г. По старому стилю 31 августа

Среда, 13 Сентября 2006 г. 14:55 + в цитатник
* Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (395-408 гг.).
* Священномученик Киприан, епископ Карфагенский (258 г.).
* Святитель Геннадий, патриарх Константинопольский (471 г.).
* Священномученик Михаил (Косухин) пресвитер (1937 г.).
* Священномученик Димитрий (Смирнов) пресвитер (1938 г.).

Читать далее

http://kazan.eparhia.ru/mesyceslov/?date=13.09.2006&show=True

Песнь Пресвятой Богородицы

Вторник, 12 Сентября 2006 г. 15:07 + в цитатник
Объясните толкование молитвы “Честнейшую херувим ...”, особенно место “без истления Бога Слова рождшую”

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
Припев.
Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.
Припев.
Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.
Припев.
Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.
Припев.
Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.
Припев.

Молитва эта в русском переводе будет звучать так:
"Поистине достойно прославлять тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна почитания больше Херувимов и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без болезней родила Бога Слова (Сына Божия), и как истинную Богородицу мы тебя прославляем."
Иеромонах Алексий

http://baku.eparhia.ru/answer/?ID=15

Подготовка к посещению храма

Вторник, 12 Сентября 2006 г. 15:01 + в цитатник
Православные семьи ходят в храм, как правило, все вместе, по возможности вместе приобщаются Святых Христовых Таин.

Как готовиться к посещению храма? Это не такой уж простой вопрос, как кажется на первый взгляд. Тут имеет значение все — от одежды до настроения. Храм — это дом Божий, небо на земле, место, где совершаются величайшие Таинства. Надо стараться подготовиться к принятию святыни, чтобы Господь не осудил нас за небрежность в обращении с великим.

О значении одежды при посещении храма говорит уже апостол Павел, заповедуя женщинам покрывать голову. Он замечает, что покрытая голова — знак для ангелов. Даже ангелы обращают внимание на то, как мы одеты. В одежде передается настроение души. Покрытая голова женщины — знак скромности. Достаточно посмотреть на одну и ту же женщину в платочке и без него, чтобы понять это. Конечно, нехорошо идти в храм в короткой юбке, в слишком открытом платье или в майке.

Вообще, дурно все то, что заставляет обращать на себя внимание, отвлекает от молитвы. Это относится и к женщинам в брюках, хотя такая одежда сейчас очень распространена. Читавшие Библию вспомнят еще ветхозаветное запрещение женщине одеваться в мужское, а мужчине — в женское. Теперь, к сожалению, все смешалось.

Не менее, чем одежда, важно настроение, с которым человек приходит в храм. Какое оно — мирное или злое и мстительное? От настроения зависит и успех молитвы в храме. В начале утренних домашних правил в молитвослове помещается такое напоминание: “Немного помедли, пока все чувства твои утишатся и мысли твои оставят все земное”. То же можно сказать и о посещении храма. Нехорошо приходить прямо с футбольного матча или после кинотеатра. Некоторая пауза должна отделять церковную молитву даже и от обычных дел.

Есть чувства, с которыми церковные правила прямо запрещают приступать к молитве. Одно из таких чувств — злоба и обида на ближних, непримиренность с ними. Если злоба владеет душой, посещение храма окажется не только бесполезным, но и предосудительным. Как это ни трудно, надо собраться с силами и примириться с теми, кто нас обидел. Не надо заранее настраивать себя на то, что они неисправимы и непримиримы. Господь с нас спросит только за наши проступки. Попробуем примириться с ними и, если мы сделали это искренне, совесть наша будет свободна.

Подготовка к причастию
К Причащению Святых Христовых Таин необходимо готовиться заранее. В подготовку входит усиленная молитва, посещение богослужений, пост, добрые дела, покаяние и подготовка к нему.

Обычно готовиться к Причащению начинают за несколько дней до намеченного времени. Иногда неделю, чаще три дня, продолжается пост. Пост строгий, без мяса и рыбы. Главное в этом посте, как и в любом другом, очищение души. А для этого нужна молитва, это пища души. К обыкновенным молитвенным утренним и вечерним правилам добавляются каноны и акафисты.

Накануне Причащения необходимо прочитать канон покаянный “Господу нашему Иисусу Христу”, молебный “Пресвятой Богородице” и канон “Ангелу Хранителю”, а накануне дня причастия, сходив вечером на службу в храм, совершить последование ко Святому Причащению. Эти каноны и последование есть в молитвослове.

Необходимо подготовиться также к Исповеди, вспомнив все совершенные со времени последней Исповеди грехи. Некоторые духовники рекомендуют использовать при подготовке к Исповеди специальные сборники под названием “Испытание души” — по десяти заповедям.

Для тех, кто давно не был на Исповеди и успел забыть многие свои грехи, эти сборники полезны. У тех людей, кто исповедуется редко, обычно отсутствует острое чувство греха, они легко забывают, “мелкие ”, как им кажется, грехи и могут не сказать о них на Исповеди. Даже если это не сознательное утаивание греха (а бывает и такое), о нем говорится, что это “сугубый грех”. Неисповеданные и забытые грехи тяготят совесть, делают жизнь тяжелой и сумрачной, служат причиной духовных и телесных болезней. Чем тщательнее Исповедь и испытание совести, тем легче душе, чем больший положен труд на ее очищение, тем больше преуспевает она в духовной жизни, тем ближе к Царствию Небесному, тем достойнее мы причащаемся Тела и Крови Христовых.

Перед Причащением особенно тщательно надо припомнить, не обидел ли кого, не враждуешь ли с кем. Причащение не принесет никакой пользы, а окажется только в суд и во осуждение, если будет совершено непримиренным человеком. “От того многие и умирают, — пишет апостол Павел, — что причащаются недостойно”.

И, конечно, надо помнить, что с полуночи нельзя не только ничего есть, но и пить. Некоторые не пьют и не едят уже после вечернего богослужения, но после двенадцати, когда наступают следующие сутки, это обязательно.

Все, о чем было сказано, необходимо делать с благословения духовного отца, который указывает, как и сколько поститься, какие молитвенные правила совершать и т.д.

ИКОНЫ В ДОМЕ

Вторник, 12 Сентября 2006 г. 15:00 + в цитатник
Вряд ли найдется православный христианин, у которого нет дома икон. Помещают их в так называемом красном углу. Этот угол выбирают по возможности так, чтобы при молитве перед иконами стоять лицом на восток. В этом же направлении ориентированы и алтари православных храмов. Восток — наименование Самого Христа, в церковных песнопениях Его иногда называют “Востоком с высоты” или “Востоком востоков”.

Икона — это вещественный образ невидимого Бога, Пресвятой Богородицы, святых или ангелов. Молясь перед иконами, мы поклоняемся не дереву и краскам — это было бы идолопоклонством, а тем лицам, которые изображены на иконах. Освященные в Церкви иконы имеют особую благодатную связь с иным, духовным и божественным миром, через них приобщаемся к этому миру и мы.

Многие благочестивые люди имеют обычай читать молитвы, акафисты или каноны перед каждым образом, который находится у них дома, хотя бы иногда, в дни памяти святых, которые на них изображены.

Во время молитвы, а иногда и после нее, особенно во время праздников, верующие зажигают перед иконами свечи или лампады. Свечи можно купить в храме, хотя их легко сделать и самому, скатав из воска. Домашняя же лампада в простейшем случае представляет собой стаканчик, чаще цветной — так он красивее смотрится — с ватным или из хлопковой материи фитилем, закрепленном в металлической трубочке. В свое время для лампад использовалось оливковое масло, теперь чаще всего — вазелиновое. Горит и обыкновенное подсолнечное, но огонь быстро тухнет, так как образуется много нагара.

Лампады ставятся или подвешиваются перед иконами. Мастерство их изготовления в свое время достигло больших высот. Некоторые лампады представляют собой драгоценные произведения искусства и хранятся в музеях.

Иконы часто оправляются в киоты и оклады. Оклады обыкновенно делаются из ценных металлов, золотятся или серебрятся. Оклады появились на Руси в XVI веке, они служили для украшения образов. Часто они делались весьма искусно. Иногда в них вставлялись драгоценные и полудрагоценные камни, что очень их украшало. Многие оклады выставлены сейчас в музеях даже отдельно от икон, потому что замечательны сами по себе.

Дома несколько икон объединяют иногда в одном киоте, вертикальном, со стеклянной дверцей. Чаще всего это иконы Спасителя, Богородицы и кого-либо из святых. В резном деревянном киоте в трех его отделах за стеклянной дверцей располагаются иконы, а перед ними подвешивается лампада.

ОСОБЕННОСТИ УТРЕННИХ И ВЕЧЕРНИХ МОЛИТВ В ДНИ ПРАЗДНИКОВ И ПОСТОВ

Вторник, 12 Сентября 2006 г. 14:53 + в цитатник
После Пасхи всю Светлую седмицу (неделю) вместо обычных утренних и вечерних правил совершаются пасхальные часы. Часы эти состоят из следующих молитв:
“Христос воскресе из мертвых...” (трижды)
“Воскресение Христово видевше...” (трижды)
“Предварившия утро яже о Марии...”
Кондак Пасхи “Аще и во гроб...”
Тропарь “Во гробе плотски...”
“Гоподи помилуй” (40 раз)
Слава и ныне, “Честнейшую херувим...”
“Христос воскресе из мертвых...” (трижды)
Пасхальные часы помещаются в молитвословах. Как в храме, так и дома, по пасхальному обычаю, они, по возможности, поются, а не читаются.
Во время Великого поста к молитвенным правилам прибавляют молитву святого Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего...”.

ЧТЕНИЕ КАНОНОВ И АКАФИСТОВ
Перед началом канонов или акафистов кладутся поясные или земные поклоны (в праздники, по воскресеньям и вечером накануне их — поясные, в будние дни — земные) со следующими молитвами:
“Боже, милостив буди мне, грешному” (поклон)
“Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя” (поклон)
“Создавый мя, Господи, помилуй мя” (поклон)
“Без числа согреших, Господи, прости мя” (поклон)
“Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго” (поклон)
“Ангеле Христов, хранителю мой святый, от всякаго зласохрани мя” (поклон)
“Святый апостоле (или мучениче или др., далее имя своего святого), моли Бога о мне” (поклон).
“Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, Аминь” . “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе” . “Царю Небесный...” “Святый Боже” (трижды). Слава и ныне. “Пресвятая Троице...” “Господи, помилуй ” (трижды).
Слава и ныне. “Отче наш... Господи, помилуй” (двенадцать раз).
Слава и ныне. “Приидите поклонимся...” (трижды).
50-й псалом.
Символ веры.

Далее читаются каноны и акафисты.
После прочтения канонов с акафистами: “Достойно есть...” (поклон), трисвятое по “Отче наш...”, затем обычное вечернее правило (вечерние молитвы).

Символ веры — краткое изложение основ Православной веры, составленное на I и II Вселенских соборах в IV веке; читается по утрам как ежедневная молитва.

МОЛИТВЫ НА РАЗНЫЕ СЛУЧАИ
Благочестивые христиане молятся не только утром и вечером, но и в течение дня, в различных случаях и при различных обстоятельствах, призывая помощь Духа Святого на всякое доброе дело и благодаря Господа за его успешное исполнение, перед едой и после нее, во время бедствий, перед путешествием, над болящими, об умерших и т.д.
Перед началом всякого дела читают молитву Святому Духу “Царю Небесный...” или молятся кратко: “Господи, благослови”, а после окончания: “Слава Тебе, Господи”.
Садясь за трапезу, читают “Отче наш”, а после еды: “Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас”.

УТРЕННИЕ И ВЕЧЕРНИЕ МОЛИТВЫ

Вторник, 12 Сентября 2006 г. 14:52 + в цитатник
Молитва— это общение с Богом, а не только обращение к Нему с просьбой или покаянием.
Священное Писание учит нас молиться постоянно. Однако в течение суток есть особые часы, которые христианин должен посвящать молитве. Это утро, когда мы встаем с постели и готовимся приступить к дневным трудам, а также вечер, когда собираемся отходить ко сну. Церковь выделила их для молитвы не случайно.
Ранним утром, когда ум еще не занят суетой и житейскими заботами, легче всего направить наши помыслы ввысь — к Богу. Если в течение дня постараться сохранить благоговейное настроение, которое было создано утренней молитвой, то день пройдет по-христиански. Сколько злых дел не было бы совершено, если бы творившие их просили Господа, встав с постели: “Остави нам долги наша”!
Молитвой положено начало хорошему дню — мы сами приходим в благочестивое состояние духа, и Бог по нашим просьбам подает нам успех в добрых делах. Молящиеся утром знают, что это помогает провести день удачно: словно ангел-хранитель подхватывает нас на руки и невидимо переносит через ухабы жизненной дороги. Все дела идут скорее и благополучнее, а неудачи воспринимаются легче.
Вечерние молитвы позволяют отрешиться от мирских дел, сбросить с себя их груз и попросить у Бога, чтобы Он сотворил наступающую ночь тихой и безмятежной, чтобы она дала силы для предстоящих назавтра трудов. Покой и величие ночи помогают вспомнить о Творце мира — Боге и поблагодарить Его за то, что Он хранил нас в течение прошедшего дня и в предшествующие дни и годы нашей жизни.
Утренние и вечерние молитвы установлены Церковью как ежедневное правило для православных людей, они составлены святыми людьми и проникнуты духом их подвижнической жизни, целиком посвященной Христу.
Состав утренних и вечерних молитв можно найти в любом молитвослове, или молитвеннике. Их порядок постоянен и меняется только в пасхальные дни (см. ниже).
Правилом называется порядок чтения молитв, т.е. закрепленный Церковью их состав и последовательность. Различают: утреннее, дневное и вечернее правило, правило к Святому Причащению. У монахов и священнослужителей к обычному добавляется особое правило.
Каждое из правил имеет почти одинаковое начало — предначинательные молитвы:
“Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный ...
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас, ..
Господи, помилуй ... (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, ..
Отче наш ...”

За этими молитвами следуют остальные.
Но почему нужно молиться уже написанными кем-то молитвами, а не просить и благодарить Господа самому?
Церковь не запрещает молиться своими словами. Более того, она на это указывает и предписывает, скажем, в утреннем правиле: “Посем кратко принеси молитву о спасении отца твоего духовного, родителей твоих, сродников, начальников, благодетелей, знаемых тебе, болящих или находящихся в печали”. Таким образом, мы можем сказать Господу своими словами о том, что касается наших знакомых или нас лично, о том, что не говорилось в помещенных в молитвослове молитвах.
Однако, не достигнув духовного совершенства святых, молясь пришедшими на ум словами, пусть даже они исходят из глубины души, мы можем оставаться лишь на своем уровне духовности. Приобщаясь же к молитвам святых, стараясь вникнуть в их слова, мы становимся каждый раз немного выше и лучше. Как по камертону настраивается музыкальный инструмент, так по молитвам святых находит верный тон наша душа.
Пример того, как нужно молиться, дал нам Сам Господь. Молитва, оставленная Им Своим ученикам, называется Господней. Она помещается во всех молитвословах и входит в состав многих церковных служб. Это молитва “Отче наш”.

О ВРЕМЕНИ И МЕСТЕ МОЛИТВЫ. Утренние и вечерние молитвенные правила занимают всего двадцать минут, но освящают собой все время суток, все наши дела и мысли, сон и бодрствование, подают нам помощь Божию.
Многие из тех, кто не исполняет молитвенные правила, оправдываются недостатком времени. Пусть вспомнят, сколько часов они проводят в пустых разговорах, развлечениях и безделье. Разве нельзя хотя бы малую часть этого времени посвятить душе? Но даже самые занятые люди должны помнить: если не будет на то воли Божией, напрасными будут их заботы о своих делах. Отданное молитве время с лихвой вернется, Господь устроит все так, как нельзя было предвидеть, во много раз лучше и быстрее. Нельзя забывать и о том, что каждый христианин отличается от неверующего именно тем, что заботится о душе больше, чем о житейских делах.
Хотя молиться полагается перед святыми образами — иконами, но иногда, особенно когда куда-то спешишь, приходится читать молитвы в транспорте. Это случай особый, но лучше молиться так, чем оставаться вообще без благословения Господня. Бог отовсюду слышит призывающих Его имя. Не слышит он только тех, кто механически проговаривает слова молитвы, не прилагая к ним ни ума, ни сердца. Поэтому святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что лучше прочитать меньше молитв, но осмысленно, переживая каждое слово, чем много, но в спешке, стараясь побыстрее закончить.
То же имел в виду и преподобный Серафим Саровский, когда давал своим духовным детям краткое молитвенное правило. Его называют правилом Серафима Саровского. Вот оно.
После сна, умывшись, прежде всяких других дел надо встать пред иконами и, благоговейно перекрестившись, прочитать трижды Господню молитву “Отче наш”. Затем трижды “Богородице Дево, радуйся” и, наконец, Символ веры.
Правило преподобного Серафима этими тремя молитвами не исчерпывается. До обеда, занимаясь делом или находясь в пути, надо читать про себя Иисусову молитву: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”. Если же находишься среди людей, в обществе, то просто — “Господи, помилуй”.
Перед обедом необходимо совершить опять три молитвы, как указано выше, а после обеда постоянно читать про себя: “Пресвятая Богородице, спаси мя, грешного”. Или, находясь в уединении: “Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя, грешнаго”.
Преподобный Серафим Саровский составил это молитвенное правило для мирян. Он говорил, что исполняющий это правило может, с помощью Божией, достичь высокой меры духовного совершенства, если будет все делать со смирением.

Дети в православной семье

Вторник, 12 Сентября 2006 г. 14:48 + в цитатник
КРЕСТИНЫ. Когда в семье появляются маленькие дети, православные родители стремятся тотчас же крестить ребенка. По канонам Крещение совершается после 40-го дня, когда мать уже физически окрепла и имеет право войти в храм после того, как священник прочитает над ней очистительную молитву.
Но ребенок может быть крещен и до 40-го дня, тем более если он родился слабым, больным. Если ребенок опасно болен, нужно вызвать священника на дом, а в крайнем случае и в больницу.
Крестить младенца в случае опасности смерти может любой христианин — мать, медсестра, нянечка, отец или другой родственник. Для этого, приготовив воду, надо произнести:
“Крещается раб Божий (назвать его имя) во имя Отца, Аминь (и полить воду на голову и на все тело), и Сына, Аминь (и вновь полить воду), и Святаго Духа. Аминь (и вновь полить воду)”. Так может совершить Крещение православный христианин, если опасается, что младенец (или взрослый) может умереть без Таинства Крещения.
Но если после такого Крещения здоровье ребенка улучшилось, и он достаточно окреп, его нужно принести в храм, чтобы священник дополнил Таинство необходимыми молитвами и Миропомазанием. Если же ребенок или больной после такого Крещения умер, его надлежит отпевать и погребать по всем православным обрядам и поминать, как крещеного, с тем именем, которое произносили при Крещении. Конечно, об этом следует при первой же возможности рассказать священнику, чтобы он оценил правильность этих действий.
Таинство Крещения — это событие, к которому нужно серьезно подготовиться. Первым делом нужно собрать все необходимое: крестик, ленточку или шнурок, на которой крестик будет висеть, белую крестильную рубашку, желательно новую. Крестильную рубашку надевает сам священник во время совершения Таинства Крещения, поэтому ее берут с собой отдельно. Кроме того, для Крещения необходима большая пеленка (простыня или полотенце), в которую можно завернуть ребенка во время совершения Таинства.
Одно из существенных условий Таинства Крещения — крестные родители, или восприемники. По правилам Православной Церкви крещающемуся требуется один восприемник: девочке — женщина, мальчику — мужчина.
Но по русской традиции восприемников бывает двое: крестные мать и отец. Это должны быть обязательно крещеные православные люди, верующие, которые берут на себя ответственность не просто вырастить и воспитать своего крестника, но воспитать его как доброго православного христианина, сына Церкви. Поэтому ответственность, лежащая на крестных, велика, ведь крестному придется отвечать на суде перед Богом за всех своих крестников.
Если нет двух крестных родителей, это может быть кто-то один. Крестным родителем может стать и родственник, но надо иметь в виду, что крестные родители одного ребенка в будущем уже не могут вступать ни в какое другое родство (например, в брак), потому что являются духовными родственниками.
После совершения Таинства крестильная рубашечка остается дома и хранится как святыня. Крестик тоже является личной святыней на всю жизнь. Со времени Крещения он всегда должен быть при ребенке, как защита и ограждение от злых сил.
Конечно, маленькие дети участвуют в церковных Таинствах, не сознавая этого, но воспитывая их с самого раннего возраста в православии, мы тем самым создаем благодатную атмосферу, в которой душа и ум ребенка воспитываются в добродетели. Мы берем на себя смелость крестить младенца, веря в то, что благодать Божия, которая с Таинства Крещения остается с младенцем, всегда направит его к лучшему. Но воспитанный в православной вере ребенок, вырастая, остается свободной личностью, которая может многое изменить в своей жизни — к счастью или несчастью для себя.
Пост для маленьких детей начинается не сразу. По мнению многих современных духовников, уже с трехлетнего возраста уместно постепенно включать ребенка в общий пост. Прежде всего это касается сладостей или других вкусных вещей, а также развлечений. С семилетнего возраста ребенок может почти полностью поститься вместе со взрослыми.

ОСВЯЩЕНИЕ ДОМА

Вторник, 12 Сентября 2006 г. 14:46 + в цитатник
Православные люди, въезжая в дом или квартиру, просят священника прочитать на молебне особую молитву с перечислением имен всех, кто будет там жить. Вступают в дом с иконой Спасителя или Божией Матери и со святой водой. Первым делом окропляют весь дом (квартиру) святой водой, а затем вносят вещи.
Когда все в новом доме приведено в порядок, совершается освящение. Для этого приглашают священника, который в специально приготовленной комнате совершает молебен.
Приготовляют чашу для водоосвящения, иконы, свечи, а также записку священнику с именами всех живущих в доме и полотенце для рук.
Первая часть освящения — это водосвятный молебен. После освящения воды начинается окропление всего дома. Для этого нужно открыть все двери. Освящаются также предметы вне дома — ворота, калитки, крыльцо, дом снаружи. При освящении дома можно освятить и весь домашний скот (с особыми молитвами). Сам священник или кто-то другой, рисует на стенах особые кресты. Эти кресты, как святые печати, охраняют дом от всех врагов духовных. Их располагают в каждой жилой комнате, коридоре и кухне.
После освящения водой кресты, начерченные на стенах дома, помазываются святым маслом с особыми молитвами. Затем совершается каждение всего дома. Далее следует ектения с поминовением всех живущих и “благочестно жити хотящих в доме сем”. Заканчивается освящение целованием креста.
Освящение дома — это домашний праздник. После завершения этого события начинается угощение присутствующих, на которое священник обычно не остается. Для сохранения своего дома в духовной чистоте нельзя в стенах дома поминать нечистую силу, нецензурно выражаться, ругаться, гадать, ворожить.
Хранение дома от “нечести” — трудная, но выполнимая задача. Дом христианина свят, в нем не должно быть ничего скверного. Все новые вещи в доме освящаются святой водой и молитвой.

ПРИГОТОВЛЕНИЯ К СВАДЬБЕ

Вторник, 12 Сентября 2006 г. 14:45 + в цитатник
Приготовления к православному бракосочетанию, как и обычные приготовления к свадьбе, наполнены множеством хлопот, приобретений, покупок и пр. Но православному христианину нужно прежде всего помнить, что вступление в брак, освященный Церковью, есть не только начало новой (хозяйственной, домашней) жизни, но и начало жизни христианской, начало домашней церкви, поэтому отношение к браку должно быть особым.
Объявление о том, что люди собираются пожениться (помолвка) — молоды они или находятся в зрелом возрасте, — для всех, кому об этом объявляется, служит сигналом к тому, чтобы отношение к ним стало более серьезным, более уважительным и внимательным.
Конечно, приготовление к бракосочетанию должно быть не только вещественным и телесным, но и духовным. Прежде всего следует подумать о том, где будет совершено Таинство Венчания, кто будет его совершать, учесть имеющиеся пожелания. Заранее нужно поговорить со священником и получить его благословение на бракосочетание в тот или иной день, договориться в церкви с хором, который будет петь, записать имена брачующихся в приходской книге.
В любом православном церковном календаре можно посмотреть, в какие дни бракосочетание не совершается, но в общем надо отметить, что Таинство может совершаться в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В остальные дни недели Венчание не совершается ни под каким предлогом. Кроме того, Таинство не совершается в дни многодневных постов — Великого, Успенского, Рождественского и Петрова, причем уже за несколько дней или даже за неделю до начала поста. Об этих подробностях надо узнать у священника, поэтому планировать Венчание нужно задолго, чтобы день, который вы хотите назначить для своего бракосочетания, был также днем, разрешенным для этого Церковью.
Следует подумать о том, в какое время перед Венчанием будет совершаться Исповедь невесты и жениха и Причащение Святых Христовых Таин. Это может совершиться накануне или в самый день Венчания. При этом невесте следует иметь в виду, что у нее могут быть препятствия к участию ее в этих Таинствах, поэтому она должна заранее рассчитать свой женский календарь, чтобы этих препятствий не было.
Нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери. По традиции это иконы из родительских домов жениха и невесты, но могут быть и новые иконы, которые родители покупают или заказывают специально для благословения жениха и невесты. Если родители не участвуют в приготовлении Таинства Венчания, то жених и невеста сами готовят эти иконы. Они покупают себе также кольца. По традиции одно из этих колец золотое, а другое серебряное, но сейчас пользуются двумя золотыми кольцами. Однако это должны быть простые обручальные кольца, без украшений.
Кольца надевает священник во время Таинства Венчания, и никто после этого снимать их уже не может. Поэтому, если Таинству Венчания предшествует гражданское бракосочетание в ЗАГСе, после регистрации следует кольца снять и положить в коробочку до Венчания, или лучше вообще не надевать. Если государственная регистрация брака будет последовать Венчанию, то колец снимать уже нельзя, ибо “что Бог сочетал, того человек да не разлучает”.
Те, кто давно уже находятся в браке и желают венчаться, должны обязательно предупредить священника, что они уже давно вступили в брак и хотят теперь придать ему высшее церковное освящение. Ограничений для венчания у супругов нет, и люди, прожившие всю жизнь в гражданском браке и являющиеся православными христианами, могут и должны принять Таинство Венчания, стать законными, с точки зрения Церкви, супругами.

Домашнее Благочестие

Вторник, 12 Сентября 2006 г. 14:44 + в цитатник
ДОМ — МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ
Семью часто называют “домашней Церковью”. Церковь начинается для верующих людей в храме, когда они участвуют в церковных Таинствах, но продолжается и после окончания богослужения за церковным порогом и, особенно, в христианской семье. Можно даже сказать, что именно здесь, среди самых близких и родных нам людей, проверяется, настоящие ли мы христиане.
C домашними человек более открыт, чем среди малознакомых людей и даже среди друзей. По тому, какие у него выросли дети и какая обстановка в семье, часто можно лучше понять, каков человек на самом деле. Что стоит у него на первом месте — Бог или стремление к наживе, Церковь или желание модно и дорого одеваться, вера или страсть к развлечениям?
Дом — это школа самостоятельного христианского благочестия. В храме — общий порядок и устав, а в доме человек сам себя заставляет подчиняться уставу и сам следит за собой. Дом — это поприще самовоспитания и самосознания. Дом, семья — это благодатное царство человеческой любви, в которой созревают лучшие человеческие свойства. Дом — это сложное духовное поле взаимоотношений с родными и с самим собой, школа воли и духа.

Отношения в семье. В числе заповедей, данных Господом Моисею на Синайской горе, была и заповедь о почитании родителей. “Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли”. (Исх. 20, 12)
Заповедь эта не только пресекает непочтение к родителям, но и сразу обещает награду за ее исполнение — благоденствие и долголетие. Те, кто хочет жить долго и счастливо, обязаны почитать родителей, должны бояться их чем-нибудь оскорбить или обидеть.
Заповедь эта распространяется не только на мать и отца, но и на других старших по возрасту или положению: бабушек и дедушек, учителей, начальников, наставников, а также священников и духовных отцов. Почтение к ним — установление Божие. Оправдывать себя тем, что родители или начальники злые и нехорошие, и поэтому заповедь Господня на них как бы и не должна распространятся, нельзя. Наше дело исполнять то, что относится к нам.
За это мы и получим свою награду. У родителей же и начальников есть свои, заповеданные им Богом, обязанности. За их исполнение они тоже несут ответственность. Но если они их не исполняют или исполняют не так, как нам кажется нужным, это не освобождает нас от наших обязанностей по отношению к ним.
Конечно, добрый, но безвольный и духовно слабый человек может оставить воспитание детей, например, неверующим бабушкам и дедушкам, оправдывая себя занятостью на работе и множеством дел. В этом случае в семье неизбежны разочарования и даже трагедии. Воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, устройство всей семейной жизни по-христиански и есть общее дело супругов.
Новый Завет однозначно говорит нам, что главой домашней Церкви должен быть муж. Он трудится на семейной ниве вместе со своей помощницей женой, любя ее, как самого себя.
В Священном Писании отношения мужа и жены сравниваются с отношениями Христа и Церкви. “Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви”.(Еф. 5, 25, 32)
Супружество есть великое дело созидания человеческой личности через самоотречение, через соединение с другим. В супружестве человек может преодолеть свою самость, гордость и, “прилепляясь” к своему супругу, познать общую человеческую целостность.
Каждый член семьи имеет в ней свои обязанности. Детям апостол Павел напоминает о почитании родителей : “Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость". “Почитай отца твоего и мать”, — это первая заповедь с обетованием: “Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле”.
У родителей обязанности свои: “И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем”(Еф. 6, 1—4).
По-настоящему хорошим христианином может быть только человек, стремящийся к тому, чтобы его семья стала настоящей домашней Церковью.
Домашняя церковь — это семья, где любовью, терпением, трудом, самоотречением созидается христианин.

30 АВГУСТА по старому стилю - 12 сентября по новому стилю

Вторник, 12 Сентября 2006 г. 06:12 + в цитатник
* Святителей Александра († 340), Иоанна († 595) и Павла Нового († 784), Патриархов Константинопольских.
* Преподобного Александра Свирского († 1533) и его учеников, преподобных: Игнатия Островского (ХVI), Леонида Островского (ХVI), Корнилия Островского (ХVI), Дионисия Островского (ХVI), Афанасия Островского (ХVI), Феодора Островского (ХVI), Ферапонта Островского (ХVI).
* Благоверного князя Александра Невского (перенесение мощей, 1724).
* Благоверного князя Даниила Московского (обретение мощей, 1652). Преподобных Христофора Римлянина (VI) и Фантина, чудотворца в Солуни (IХ). Святителей сербских, архиепископов: Саввы I († 1237), Арсения I († 1266), Саввы II († 1269), Евстафия I († ок. 1285), Иакова († 1292), Никодима († 1325), Даниила († 1338), Патриархов: Иоанникия († 1354), Ефрема II († после 1395), Спиридона († 1388), Макария († 1574), Гавриила I († 1659), и Григория епископа. Преподобного Сармата († 357). Преподобной Вриены в Нисивии († 318). Мучеников Филика, Фуртуниана, Септимина и Ианнуария. 6 мучеников Мелитинских. 16 мучеников фивеян. Святого Евлалия иерарха.

Читать далее...

Исповедь

Понедельник, 11 Сентября 2006 г. 14:56 + в цитатник
Как говиться к ней?
Что и как говорить на исповеди?

Подготовка к исповеди
Первым действием готовящегося к исповеди должно быть испытание сердца. Обычно люди, духовно неопытные, не видят своих грехов. Они говорят: «ничего особенного я не совершал», «у меня только мелкие грехи, как у всех», «не украл, не убивал»,— так часто многие начинают исповедь.

Такое холодное и безучастное отношение к исповеди, связанное с сердечным нечуствием, есть начало омертвения души, ведущей к смерти духовной. Чтобы избежать этого, нужно внимательно разобраться в нравственном состоянии своей души, надо постараться отделить основные грехи от производных, симптомы от более глубоких причин. Например, очень часто мы замечаем в себе рассеянность на молитве, невнимание во время богослужения, отсутствие интереса к слушанию и чтению Священного Писания, даже нежелание ходить в церковь, но не происходят ли эти грехи от маловерия и слабой любви к Богу?!

Или, например, если мы замечаем в себе стремление быть всегда в обществе, на людях, проявляем словоохотливость, насмешливость, злословие, обсуждаем других людей, если мы излишне заботимся о своей наружности и одежде, то, внимательно исследовав свое поведение, мы увидим, что это проявление нашего тщеславия и гордыни. Если мы слишком близко принимаем к сердцу житейские неудачи, тяжело переносим разлуку, безутешно скорбим об умерших близких, то не кроется ли в силе, в глубине этих искренних чувств неверие в благой Промысел Божий?

Однако при испытании сердца нужно следить, чтобы не впасть в чрезмерную мнительность подозрительность ко всякому движению сердца. Смысл нашего приготовления к исповеди в том, чтобы обрести покаянное и сокрушенное сердце. Больше всего этому помогает пост и молитва. Истощая наше тело, пост нарушает гибельное для духовной жизни телесное благополучие, благодушие, любовь к удовольствиям и наслаждениям. Однако пост сам по себе только подготовляет, разрыхляет почву нашего сердца, которое после этого сможет впитать молитву, Слово Божие, полюбить церковную службу, что, в свою очередь, повлечет усиление борьбы со своими греховными наклонностями и подвигнет на стяжание добродетелей.

Что говорить на исповеди?
Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях, а горячее покаяние сердца, жажда очищения от греха, это второе Крещение. В покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости. Увы, часто вместо исповеди своих грехов происходит самовосхваление, обличение близких, жалобы на трудности жизни. Некоторые исповедующиеся говорят общие фразы: «во всем грешна» или «согрешил словом, делом и помышлением», распространяются о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно тяготить совесть. Причиной тому является ложный стыд перед духовником. Избежать этого и принести искреннее покаяние можно, если помнить, что мы исповедуем грехи перед Богом и просим прощения у нашего ближнего, чему священник есть свидетель, хранящий слышанное в тайне, а не судья или обвинитель.

Все наши грехи могут быть поделены на грехи против Бога и Его Церкви и против нашего ближнего. Ниже описываются и разбираются наиболее типичные духовные состояния, к числу которых относится, наряду с простыми и очевидными, большое число скрытых, на первый взгляд невинных, а на самом деле наиболее опасных для души явлений..

Читать далее...

О первой исповеди.

Понедельник, 11 Сентября 2006 г. 14:15 + в цитатник
Вступление: Я священник и не первый год служу в оживленных храмах. Приходилось исповедовать множество людей, видеть радость и горе. И так часто сталкиваешься с робостью и незнанием, как первый раз подойти к священнику, и что говорить на исповеди. Смущение и слабое понимание церковной жизни мешают многим побеседовать на эту тему со священником и разрешить свои вопросы. Отвечая на вопросы приходящих в храм, я решил попытаться немного написать о первой исповеди, -- возможно, мои строки помогут кому-нибудь подойти к Таинству Покаяния-Исповеди. Я не ставил целью систематически излагать учение церкви о покаянии, и не буду доказывать, что исповедоваться необходимо. Написанное ниже для тех, кто приблизился к исповеди, но еще ни разу не исповедовался.

Читать далее

Источник

Трагедия 11 сентября в истории Церкви

Понедельник, 11 Сентября 2006 г. 14:06 + в цитатник
Юлиана Годик

 (250x296, 28Kb)Сегодня трагическая дата – 11 сентября. В истории Церкви этот день отмечен красным цветом – что говорит его значимости. Православные христиане «празднуют», а точнее вспоминают в этот день трагическую гибель Пророка и Предтечи Иоанна, обезглавленного по прихоти женщины.

Конечно, скажите вы, история банальна, неизменное «ищите женщину», ведь – она корень всех зол на земле. Но если прервать эту череду штампов, и обратиться к самой истории «усекновения главы», а именно так на церковно-славянском звучит название этого памятного дня, то предстанет перед нами следующая картина.

В описываемый период времени Галилеей правил царь Ирод, называемый Антипой, сын Ирода избившего младенцев вифлеемских при рождении Иисуса Христа. Первоначально он женился на дочери аравийского царя Арефы, но потом вступил в любовную связь с Иродиадой, женой своего брата Филиппа, а свою жену отправил к ее отцу. Народ был в смущении, но кто может указывать правителю как ему жить?! Никто, но Креститель Иоанн дерзнул. Он публично обличил Ирода, как прелюбодея и грабителя, отнявшего жену у брата. Ирод же приказал заключить Иоанна в темницу.

Особенно прогневалась «отнятая у брата жена» Иродиада. Сама личность Иоанна, воздержника и постника, не давала ей покоя. Он во всем мешал ей уже самим фактом своего существования. Его праведность обличала ее страсть, его смелость и нежелание молчать – мешали ее вроде бы укрепившемуся положению у царского трона. Попытка избавиться от чувства вины за свою неправду, — вот причина, по которой Иродиада постоянно искала возможности убрать Иоанна со своего пути. И такая возможность представилась.

На пиру в честь дня рождения Ирода перед зваными гостями танцевала дочь Иродиады, известная своей изящной красотой юная Саломия. Танец был великолепен и так вдохновил гостей и самого царя, что он решил наградить прелестную танцовщицу. Но царь, делает только царские подарки, достойные его, и Ирод разрешает просить всего, что только может пожелать девица.

Саломия просила совета своей матери, не каждый раз выпадает счастье царского подарка. Нельзя сглупить, чтобы потом жалеть. А мать учит свою дочь просить головы Иоанна Крестителя, ведь тогда никто не будет обличать ее, никто не сможет осудить Ирода, и помешать ему оставить фаворитку при себе. Бедное развращенное и послушное злому научению дитя стало орудием страсти своей матери. «Опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним… послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его» (Мф. 14.9—12)

По преданию, внесенная на пир голова Крестителя, еще сочащаяся кровью, изрекла Ироду последние слова: «Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего!» Это еще более распалило злобу Иродиады и она уже просто в приступе гневного отчаяния булавкой проткнула непокорный язык святого, в бессильной попытке заставить его наконец-то замолчать.

Ирод боялся Иоанна всю свою жизнь и позже, услышав о Христе, о чудесах, которые он творил, «сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых и потому чудеса делаются им», по сему видно, что человек был на грани безумия, одержимый мыслью о безвинном праведнике, над которым якобы даже смерть потеряла власть. Этим страхом Ирод свидетельствовал о бессмертии правды. И сам же Ирод с семьей умер страшной смертью в изгнании

Феофан Затворник с горькой иронией говорит об Ироде: «Дошел слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес. Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? Совесть. От нее не спрячешь бессовестных дел, суда ее ничем нельзя поправить».

Зло, совершенное в этот день, обернулось славой праведника в Царствии Небесном, которого, по вере Церкви стяжал пророк Иоанн — тот, кто сподобился крестить самого Богочеловека. Одно верно, что зло, творимое человеком, вряд ли имеет какие-либо значимые различия по гендерному признаку.

Зло сотворенное 11 сентября в Нью-Йорке по сей день отзывается в душах людей потерявших близких с той же болью, с какой мы вспоминаем пострадавших в террористических актах и в нашей стране, тем более что участниками этих трагедий стали наши собраться по вере. Церковь в этот день молится об упокоении всех людей, безвременно ушедших из жизни по чьей-то одержимости, по чьей-то злой воле.

Материал подготовлен для Rian.ru
http://www.st-tatiana.ru/index.html?did=2796


Поиск сообщений в want_to_know
Страницы: 14 ... 11 10 [9] 8 7 ..
.. 1 Календарь