-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в want_to_know

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.08.2006
Записей: 306
Комментариев: 14
Написано: 310

want to know


Благотворительный фонд помощи детям-сиротам 'Большая семья'

МАНТИЯ

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 16:22 + в цитатник
МАНТИЯ архиерейская — это одеяние епископа во время торжественных процессий и при входе в храм. В храме она снимается, так как архиерей облачается в богослужебные одеяния.

Архиерейская мантия надевается поверх рясы, как и монашеская. По покрою она подобна монашеской мантии, но просторней и длиннее ее. Спереди мантии, вверху у плечей и внизу у подола, нашиваются четырехугольные платы с отделкой по краям и изображениями крестов или с иконами внутри верхних прямоугольников.

Эти нашитые платы называются скрижалями и знаменуют собой Ветхий и Новый Заветы, из которых епископ должен черпать мудрость в поучении народа Божия, ибо он — учитель Церкви.

Учительскую благодать епископства символически изображают на мантии источники или струи — длинные нашивные ленты. Эти ленты пересекают мантию спереди в три ряда, по две полосы в каждом. Первый ряд проходит под верхними скрижалями, вто-
рой — в центре мантии, третий — над нижними скрижалями. Все ряды полос проходят по бокам мантии на спину, огибая мантию со всех сторон. Эти источники означают благодать учения, истекающую из Ветхого и Нового Заветов, и окружающую, покрывающую со всех сторон епископа.

ОМОФОР

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 16:22 + в цитатник
ОМОФОР — широкая длинная полоса материи с изображением крестов и нашитыми полосами из другой материи, идущими по краям, а также бахромой и двумя поперечными полосами на концах. Омофор огибает оба плеча епископа и одним концом спускается с левого плеча спереди, а другим с этого же плеча сзади.
Омофор, по толкованию святых отцов, изображает заблудшую овцу, то есть всех нас, грешных людей, которых Спаситель взял на плечи Свои, для чего сошел с небес, воплотился и принял смерть за нас. Потому при надевании омофора говорится: “На рамех (плечах), Христе, заблудшее взяв естество, вознеси еси, Богу и Отцу привел еси, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь”.
Омофор показывает, что архиерей в Церкви является образом Христа Спасителя, искупившего грехи человечества. Кроме того, омофор знаменует собой особую полноту Божественной благодати и силы, даваемой архиерею Господом. В сущности, омофор епископа имеет то же значение, что диаконский орарь и иерейская епитрахиль, только в большей степени.
Орарь и епитрахиль имеют у концов одну поперечную полосу в знак отречения от земных пристрастий и высшего небесного характера священнослужения. Омофор епископа у концов имеет две поперечные полосы — знак двойного отречения от всего суетного, а также знак того, что архиепископский сан соответствует небесному достоинству Иисуса Христа.
Архиерейский омофор бывает большой и малый. Большой омофор епископ носит с начала литургии до чтения Апостола. При чтении Евангелия архиерей стоит совсем без омофора. Потом он надевает малый омофор, который значительно короче большого и обоими концами опускается на грудь. Но малый омофор не заменяет епитрахили. В полном облачении епископ одет во все иерейские одежды, в том числе и епитрахиль, которая лежит под саккосом, а на саккосе — омофор как знак высшей, по сравнению с иерейской, благодати.
На великом входе малый омофор снимают, и епископ встречает в Царских Вратах Святые Дары как Самого Христа, идущего на вольную смерть. Во время совершения Таинства малый омофор опять одевают. После совершения Таинства, когда на престоле присутствует Сам Христос, омофор опять снимают.

САККОС

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 16:18 + в цитатник
САККОС — это верхняя богослужебная одежда архиереев. Символически подобна Христовой багрянице, имеет, в сущности, то же значение, что и фелонь.

Саккос по внешнему виду напоминает стихарь. Символическая полоса, означающая кровавые следы бичевания Спасителя, имеет на саккосе форму плавного изгиба, идущего по груди, плечам и спине. По подолу и по краям рукавов идут такие же полосы. Они символизируют путы Христовы.

При надевании саккоса диакон читает: “Архиереи Твои, Господи, облекутся в правду.” Саккосы, как правило, шьют из парчи и украшают изображениями крестов.

Передняя и задняя половины саккоса, соединяемые петлями и звонцами, символически означают нераздельное, хотя и несмешиваемое, преемство во Христе священства Нового и Ветхого Заветов, а также двойной характер служения епископа — Богу и людям.

ОБЛАЧЕНИЕ АРХИЕРЕЕВ - ЕПИСКОПОВ, АРХИЕПИСКОПОВ, МИТРОПОЛИТОВ И ПАТРИАРХА

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 16:17 + в цитатник
Архиереи Православной Церкви при богослужении носят особые архиерейские одеяния.

Полное архиерейское богослужебное облачение соответствует семи Таинствам, которые может совершать епископ. Это облачение состоит из семи предметов: подризника, епитрахили, поручей, пояса, палицы, омофора, саккоса.

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 16:16 + в цитатник
ПОЯС — полоса материи с отделкой в виде нашитых лент другого цвета или оттенка по краям, с крестом посередине. Пояс символизирует силу, крепость, власть и готовность к служению. Христос, опоясываясь длинным полотенцем и омывая ноги Своим ученикам, дает образ Своего служения людям. Надевая пояс, священник читает молитву: “Благословен Бог, препоясуя мя силою, и положи непорочен путь мой, совершая нозе мои, яко елени, и на высоких поставляя мя”.
Обшивка пояса и крест на нем означают, что не своей силой силен священник, а Божией.

НАБЕДРЕННИК - это продолговатый плотный прямоугольный плат на длинной ленте - первая священническая награда за ревностное служение Церкви. Четырехугольная форма набедренника означает четыре Евангелия, а также меч духовный — Слово Божие.

ПАЛИЦА — это такой же плат на ленте, но в виде ромба. Она тоже символизирует Четвероевангелие, но внешне больше подобна острому мечу. Палица имеет также значение края полотенца, которым Христос отирал ноги Своим ученикам. Палица — церковная награда протоиереям. Она носится на правом боку.
При надевании набедренника и палицы читаются стихи псалма: “Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею...”.

ФЕЛОНЬ

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 16:15 + в цитатник
ФЕЛОНЬ — верхнее богослужебное одеяние священников и в некоторых случаях епископов. Фелонь шьется без рукавов, изображая одежду Спасителя во время поругания.

Вырез для головы и подол фелони обшиты полосами ткани. Такие же полосы охватывают фелонь вокруг по спине, груди и предплечьям. Они знаменуют собой язвы на теле Господа Иисуса Христа с истекавшей на них кровью, то есть то же, что полосы на оплечиях стихаря, так как иерейский стихарь-подризник надевается под фелонь.

Кроме того, на фелонь нашивается полоса, пересекающая грудь ниже предыдущей и
идущая вдоль всей фелони. Это напоминание о Крови Христа, истекшей на Кресте из его пробитой копьем груди. Все вместе четыре полосы символизируют четыре Евангелия, благовестниками которых являются епископы и священники. Все эти полосы означают также Божественное охранение, благодать, силу и премудрость, окружающие священнослужителя при совершении им Таинств Церкви.

На спине в верхней части фелони так же, как и на стихаре, помещается знамение креста. Ниже под крестом нашивается восьмиконечная звезда, означающая наступление Царствия Небесного, новое небо и новую землю, так как восемь — число будущего века. В двух символах - кресте и восьмиконечной звезде обозначены на фелони начало и конец спасения человечества во Христе.

Древние фелони по покрою представляли собой круг с круглым вырезом в центре для головы. Круг символизирует полноту Божественной благодати.

Стр. 50

Ныне фелонь, если разрезать ее по центру на груди, представляет собой полукруг.
Форму полного круга теперь имеет только архиерейская одежда - саккос. Жесткая верхняя часть фелони - символ ярма и ига Христова, которые несет на себе священник. Фелонь означает сияние Божественной славы и крепости, Божественного света, одеяние праведности и духовной радости. Поэтому в молитве при надевании фелони читается: “Священницы Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобные Твои радостию возрадуются всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь”.




Епитрахиль, поручи и фелонь составляют малое священническое облачение, в котором служат часы, повечерия и требы. На литургию священник надевает полное облачение. Основой полного облачения является подризник. Поверх него сначала надевается епитрахиль, потом поручи, пояс, набедренник, палица, фелонь. Набедренник и палица — это награды духовенству, поэтому их надевают не все священники.

ЕПИТРАХИЛЬ

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 16:14 + в цитатник
ЕПИТРАХИЛЬ — одеяние священника, представляющее собой двойной орарь, охватывающий шею и двумя концами спускающийся на груди вниз. Начиная с XV века архиерей, посвящая диакона в сан священника, огибал его шею диаконским орарем, так что оба его конца опускались равномерно вниз и соединялись один с другим. Сейчас форма епитрахили немного изменилась, но также ее два конца скрепляются на груди священника.

Символическое значение епитрахили в том, что священник, по сравнению с диаконом, приобретает сугубую (двойную) благодать, дающую ему право совершать Таинства Церкви. Такая благодать — это и большее иго, сугубая ответственность, поэтому орарь накидывают на шею священника, подобно ярму.

Епитрахиль, по объяснению блаженного Симеона, архиепископа Солунского, означает как бы ярмо, в которое священник при рукоположении впрягается для работы Господу. Священник подражает Господу и в служении людям, и в несении духовного креста.

Все богослужения священник может совершать только в епитрахили.

ОБЛАЧЕНИЯ СВЯЩЕННИКОВ

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 16:13 + в цитатник
Полное облачение священника включает: подризник, епитрахиль, поручи, набедренник, палицу, пояс, фелонь.

РИЗЫ — это богослужебные одеяния духовенства. Еще в Ветхом Завете сходные одеяния были сделаны по повелению Божию для священников.
Ризы предназначены только для богослужения, чтобы показывать славу и благолепие Божественного мира. После богослужения облачения снимаются и остаются в храме.
Богослужебные облачения — это образ одежд праведности и чистоты. Каждое богослужение — это встреча со Христом, пир духовный, на который нельзя войти не в брачной одежде (см. притчу в Евангелии от Матфея 22, 11—14). Ризы освящаются по особому чину и таинственно содержат в себе благодатную силу.

ПОРУЧИ

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 16:09 + в цитатник
 (150x173, 18Kb) (117x107, 5Kb)ПОРУЧИ, или нарукавники — это широкая полоса плотной материи с изображением креста посередине, обшитая по краям лентой иного оттенка. Охватывая руку в запястье, поручи соединяются с внутренней стороны руки шнуром. При этом знамение креста оказывается на внешней стороне руки. Поручи надевают на каждую руку. Они знаменуют собой Божию силу, крепость и мудрость, которые дает Господь священнослужителям для совершения Таинств. Не человеческие руки священнослужителей, а Сам Господь совершает Таинства.

При надевании правой поручи читается молитва: “Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги и множеством славы Твоея стерл еси супостаты”. В этой молитве, как мы видим, говорится и о том, что поручи защищают священнослужителя от демонских козней при совершении Таинств.

При надевании левой поручи произносится другая молитва: “Руце Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя и научуся заповедем Твоим”.

Поручи имеют также значение уз, которыми были связаны руки Спасителя, ведомого на суд.

ОРАРЬ

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 16:06 + в цитатник
ОРАРЬ — длинная полоса из парчовой или другой цветной материи, которую диаконы носят на левом плече поверх стихаря. Концы ораря свободно свисают вниз. Взяв в правую руку нижний передний конец ораря, диакон поднимает его вверх, когда произносит ектении (прошения), концом ораря осеняет себя крестным знамением, указывает им в положенных случаях порядок богослужебных действий.

 (307x231, 28Kb)На литургии, при пении “Отче наш ...”, готовя себя к принятию Святых Таин, диакон опоясывается орарем через плечи крест накрест по груди и спине. После причащения диакон снова распоясывает орарь и пристегивает его на левом плече.

Орарь носят только диаконы. Название свое он получил от греческого глагола “оро”, что значит молиться.

Второе значение слова “орарь” от латинского “орариум”, что значит полотенце, лентион. На Тайной Вечере, собираясь умыть ноги ученикам, Спаситель снял с себя верхнее одеяние и препоясался длинным полотенцем (лентием), а затем начал омывать ноги ученикам и вытирать их концами этого полотенца. Память об этом сохранялась у апостолов и передавалась их ученикам. Так Господь дал пример служения высших низшим, а также явил образ Своего служения делу духовного очищения человечества. Поэтому, когда апостолы из числа самых достойных мужей рукополагали диаконов, они возлагали на них лентия или орари.

По толкованию святых отцов, орарь является также знамением невещественных ангельских крыл, так как диаконы несут в Церкви образ ангельского служения.

Орарь, крестообразно опоясывающий стихарь сверху, является также принадлежностью иподиаконов. В отличие от диаконов, иподиаконы никогда не распускают концы ораря. Прислуживая епископам на богослужении, они тоже являют образ ангелов.

Итак, орарь соединяет в себе следующие духовные значения: знаменует ангельские крылья, готовность к исполнению воли Божией, силу и крепость, отсутствие греховных влечений, благое иго служения Христу и крестную ношу.

ОБЛАЧЕНИЕ ДИАКОНОВ

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 16:03 + в цитатник
Диаконы облачаются в стихарь и орарь, на руки одеваются поручи. У диакона может быть головной убор — камилавка.

 (200x364, 47Kb)СТИХАРЬ — это общее одеяние для священства всех степеней. У диаконов и чтецов стихарь — верхнее богослужебное одеяние, сшитое чаще всего из парчи. У священников и архиереев стихарь— нижнее одеяние, более простое и мягкое, его называют еще подризником, потому что поверх него надевают прочие ризы.
Стихарь — самое древнее богослужебное одеяние. Его прообраз — подир ветхозаветных священников. Сам же стихарь является образом хитона Господня и багряницы Его, одежды страданий.
Хитон — “не сшитый, а весь тканый сверху” — одежда земных странствий Христа. Багряница — длинная красная одежда, напоминавшая багряницу царей, которую, насмехаясь, надели римские воины на Христа перед казнью.
Однако, сами того не понимая, они облекли Царя мира в подобающую Ему одежду. Подвиг и страдания Спасителя освободили и очистили верующих в Него. Вот почему для подризника, имеющего форму Господнего хитона, в Церкви был принят белый цвет. В светоносные белые одеяния чистоты и непорочности облачены ангелы, и праведные люди надевают белые одежды в знак того, что Своей Кровию и страданиями Своими Христос искупил их от гибели.
По форме стихарь — образ земной одежды и одежды страданий Христа, а по цвету — одеяние света Божественной славы, соответствует белым ризам Христа в Преображении, и потому это богослужебное одеяние имеет двойной смысл. Белый цвет стихаря означает свет, чистоту, непорочность и радость в Царстве Божием. Надевая стихарь, священнослужитель читает слова из псалма: “Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою”.
Стихарь и подризник — одежда в виде длинной до пят рубахи без ворота, расширяющейся книзу. У стихаря, верхней богослужебной одежды диаконов и клириков, широкие рукава, на которые внизу нашиты широкие цветные полосы. Они знаменуют собой узы, которыми связали Господа, когда Его вели на суд.
Такая же полоса нашивается поперек груди, поднимается на плечи, через плечи опускается двумя концами на спину и соединяется поперек спины. Она знаменует кровавые язвы Христа и одновременно иго Христово, которое несут на себе Его служители: “Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем...”. На спине нашит крест в напоминание о том кресте, который Господь нес на Голгофу (Мф.11, 29).
Полоса нашивается и по подолу стихаря, знаменуя собою путы, которыми связали ноги Спасителя в темнице. Нашитые на стихаре полосы означают также Божественную силу и благодать, даваемую Христом Своим служителям. По бокам с обеих сторон стихаря — разрезы в знамение прободенных ребер Спасителя.
Подризник священников и епископов, как нижняя богослужебная одежда, делается с узкими рукавами, имеющими разрезы на концах. К разрезу пришивается тесьма или шнурок, которым стягивается рукав у запястья.
Эти шнурки знаменуют собою путы, связавшие руки Спасителя, ведомого на суд, так же, как полосы, нашитые на рукавах стихаря. На спине подризника — только крест, а полосы, знаменующие иго Христово, нашиваются на надетые сверху подризника фелонь или саккос. На подоле, потому что он выступает из-под верхней одежды и виден всем, нашивается полоса, как и на стихаре, с тем же значением. По бокам подризника такие же разрезы, как и на стихаре. Подризник надевается при служении литургии.

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 15:59 + в цитатник
ПОСОХ — изготовляется с оправой и утолщением в верхней части из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Посох архиерей носит в обыденной жизни.

ЖЕЗЛ — это богато украшенный посох, который носит архиерей за богослужением. Богослужебный архиерейский жезл существует наряду с посохом потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям нельзя украшать себя дорогими и яркими вещами. Только за богослужением, где архиерей и священнослужитель являют людям образ Царя Небесного, они облачаются в особо украшенные ризы и головные уборы, а архипастырь берет в руки богато украшенный жезл как символ данной ему по Божией благодати церковной власти.

ЧЕТКИ — это нанизанные на нить “зерна” (они часто плетутся особенным образом из шнура или нитей), которые помогают считать молитвы. Отсюда и название — четки. Их носят все монахи, потому что монашеский подвиг — это прежде всего непрестанная молитва. Для удобства счета каждые десять “зерен” на четках отделяются более крупными. Четки на Руси в старину имели форму замкнутой лесенки из деревянных брусочков, обшитых кожей. Такие четки назывались лествицей или лестовкой (лестницей).

Духовный смысл четок — лестница спасения, меч духовный. Замкнутая нить знаменует вечность, непрестанность монашеской молитвы и в этом мире, и в будущем.

ОТЛИЧИЯ ДИАКОНОВ, СВЯЩЕННИКОВ И ЕПИСКОПОВ

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 15:53 + в цитатник
Священник носит на груди крест, епископ — панагию. Богослужебной одеждой диаконов является стихарь, священников — фелонь, а архиереев — саккос с омофором.

 (205x274, 36Kb)НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ — это большой четвероконечный крест, на котором изображено Распятие Господа Иисуса Христа. На внутренней стороне креста надпись: “Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием”.
Установлен в царствование императора Павла I, в 1797 году. До этого времени наперсные кресты носили только епископы. До 1896 года наперсным крестом награждались также и монахи, состоящие в священном сане, за долголетнюю беспорочную службу.
Позднее наперсный крест стали носить все священники как знак отличия от диаконов и простых монахов.
Крест носят священники и иеромонахи на груди (на персях), поверх всей одежды, на цепи из крупных плоских звеньев, соединенных двойными мелкими кольцами. В середине цепи — перемычка, поэтому цепь сзади спускается на спину.
Крест священника свидетельствует о том, что он — служитель Иисуса Христа и должен подражать Ему.
Спускающаяся на спину священника цепь креста как бы изображает собой евангельскую заблудшую овцу, которую, найдя, священник должен нести на плечах своих. Иными словами, священник должен заботиться о спасении своих прихожан, а также нести крест как знамение подвигов и страданий за Христа. И крест, и цепь делают позолоченными.
В начале XIX века священников стали награждать в особых случаях крестами с украшениями.
С 1896 года священникам и иеромонахам при иерейской хиротонии стали возлагать на грудь серебряный восьмиконечный крест с изображением распятого Спасителя на лицевой стороне и надписями в верхней части: “ГДЬ ЦРЬ СЛВЫ” (Господь Царь Славы); в концах широкой перекладины “IС ХС” (Иисус Христос); под нижней косой перекладиной — “НИКА” (победа — греч.). На обратной стороне креста надпись: “Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою” (1 Тим. 4, 12). Эти кресты стали непременным знаком отличия иереев, которые носят их за богослужением поверх риз, а в повседневной обстановке — поверх рясы. Кресты 1797 года остались наградными.

 (168x255, 9Kb)ПАНАГИЯ — нагрудный знак архиереев. Это образ Богоматери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями.
Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви. Как и запрестольные Крест и икона Богоматери, они означают, что люди спасаются в Церкви благодатной силой крестного подвига Иисуса Христа и молитвами Богородицы, Матери Церкви. Епископские крест и панагия напоминают о том, что епископ должен иметь в своем сердце Господа и Богоматерь, а потому у него должно быть чистое сердце и правый дух. Надевая на епископа крест, диакон произносит: “А аще кто хощет последовати Мне, да отвержется себе, — рече Господь, — и возьмет крест свой и последует мне, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь”. При надевании панагии диакон говорит: “Сердце чисто созиждет в тебе Бог, и дух прав обновит во утробе твоей, всегда, ныне и присно и во веки веков”.
В повседневной жизни епископ носит панагию как служитель Богоматери, представитель Ее власти на земле.
Архиерейские крест и панагия также носятся на цепочках, которые разделяются перемычкой, так что передняя половина цепи спускается на грудь, а задняя на спину. Два конца епископского креста и панагии знаменуют подражание епископа Христу в пастырской заботе о спасении людей и в подвиге несения креста своего, а также двойной характер служения архипастыря — Богу и людям.

ЦЕРКОВНЫЕ ОДЕЖДЫ

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 15:49 + в цитатник
Вы никогда не задумывались над тем, почему одежды служителей Православной Церкви так сильно отличаются от наших мирских одежд? Да потому, что Церковь — не от мира сего. Она хоть и находится среди мира, но пришла к нам с небес, и потому все в ней отлично от земного. Поэтому даже одежды священнослужителей отличаются от наших, подверженных изменению моды, погоды, настроения.

ВНЕБОГОСЛУЖЕБНЫЕ ОДЕЖДЫ
 (133x330, 4Kb)В Церкви одежды принято называть облачениями, от слова облачать — одевать. Но облачения — это, собственно, богослужебные одежды. Кроме них есть внебогослужебные одежды. Это подрясник и ряса. Они заменяют духовенству повседневную одежду. К ним надо добавить скуфью (или скуфейку) как основной повседневный головной убор.
ПОДРЯСНИК — нижнее одеяние православного духовенства, алтарников и иподиаконов. Это длинное до пят одеяние с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами. У монахов он обязательно черного цвета, у других он может быть темно-синим, коричневым, серым или белым для лета.
 (116x330, 5Kb)РЯСА — верхнее одеяние православного духовенства. Церковнослужители, не имеющие священного сана, ее не носят. Ряса шире подрясника, с широкими рукавами, чаще всего черного цвета.
Все богослужения, кроме литургии, священник совершает в подряснике и рясе, поверх которых одеваются еще и богослужебные одеяния — ризы. (О ризах мы расскажем далее.) Когда священник готовится служить литургию, он снимает рясу и на подрясник надевает подризник и ризы. Диакон служит в подряснике, поверх которого надет стихарь. Епископ совершает все богослужения в подряснике, на который надеты особые святительские ризы. Впрочем, некоторые молебны, литии, келейные священнослужения епископ может служить в рясе или рясе и мантии, поверх которых надета епитрахиль.
Все церковные одежды имеют свою историю и глубоко символичны, поэтому в основе своей неизменны. Подрясник и ряса напоминают одежду Спасителя. Слово “ряса” в переводе с греческого языка значит вытертая, поношенная одежда. Именно такую одежду носил наш Господь, такую же полагалось носить и монахам в древней Церкви. Из монастырей она пришла ко всему православному духовенству.
Символическое значение подрясника и рясы — свидетельство отрешенности от земной суеты, обретения духовного покоя. Эти одежды как образ одеяния, которое носил Христос, означают, что духовенство и монашество подражают Его жизни.
Длинное одеяние духовенства является также знаком Божией благодати, как бы окутывающей священнослужителя сверху до низу, покрывающей все человеческие слабости. Подрясник монаха, подпоясанный кожаным поясом, — это еще и образ власяницы и пояса, какие носили в пустыне Иоанн Креститель и подражавшие ему отцы пустынники.
Черный цвет — это, в сущности, отсутствие света, ибо лежит за пределами спектра. Одежды духовенства потому черного цвета, что означают покаяние и совершенный покой, царящий в их душах, отсутствие движений страсти, отрешенность от всего суетного и сосредоточенность на внутренней жизни. Эти одеяния свидетельствуют, к какому состоянию мы должны стремиться.

УТВАРЬ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ОСОБЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 15:47 + в цитатник
Литийный прибор. Литийный прибор предназначен для освящения хлебов, пшеницы, вина и елея и представляет собой металлическое блюдо, которое соединяется с круглым основанием высокой ножкой. На блюдо кладутся во время литии пять хлебов. На основании укреплены стаканчики с пшеницей, вином и елеем.
Пять хлебов, которые лежат на блюде выше всего остального, напоминают нам о чуде, которое сотворил Христос, накормив пятью хлебами пять тысяч человек. Это — область Небесной жизни. Ниже находятся сосуды с пшеницей, вином и елеем — плодами трудов человека на земле. Это — область жизни земной.
Освящение хлебов, пшеницы, вина и елея совершается по уставу в притворе, а сейчас — обычно в храме. Священники выходят из алтаря и, стоя среди народа, читают молитвы на освящение хлебов. Это действие означает, что Господь посылает Свою милость всем людям, независимо от их звания, и всех зовет на трапезу Отца Своего.
С той стороны сосуда, которой он во время литии обращен к алтарю, прикреплен подсвечник для трех свечей в форме ветви с тремя листьями.
Хлеб, пшеница, вино и елей — это своеобразная жертва Богу в благодарность за Его дары и благодеяния, за то, что Он дает нам пищу. Священник просит их благословить и умножить в нашей стране и во всем мире, а также освятить всех тех, кто употребляет их в пищу.
Трехсвечник в виде ветви символизирует дерево жизни, а форма круга, которую имеет прибор, напоминает о вечности даров Божией благодати. Три свечи сияют в знак Святой Троицы.

 (429x600, 30Kb)

Лития — часть праздничной Вечерни.

Лампады

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 15:37 + в цитатник

СВЕТ И СВЕТИЛЬНИКИ В ХРАМЕ

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 15:35 + в цитатник
Источники света в храме бывают трех видов: окна, лампады и свечи. По богослужебному уставу, который в наше время редко где соблюдается полностью, в одни моменты богослужения надо зажигать все светильники, в другие — только некоторые, например лампады, а в третьи — гасить все.
В алтаре за престолом устанавливается семисвечник, на котором горят свечи или чаще лампады, лампада также ставится на горнем месте, на престоле, на жертвеннике. Лампады могут зажигаться и у отдельных икон в алтаре.
В средней части храма лампады висят почти у всех икон, а у особо чтимых образов лампад не одна, а несколько. Кроме того, перед некоторыми иконами ставятся подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма рядом с аналоем, на котором лежит икона праздника.
В алтаре хранится также большой подсвечник со свечой, который выносят в некоторые моменты богослужения, например перед Евангелием.
Во время архиерейских богослужений используется дикирий и трикирий - подсвечники соответственно с двумя и тремя свечами. Свечи в дикирии и трикирии, которые укреплены у основания порознь друг от друга, вверху скрепляются так, чтобы гореть вместе одним пламенем.
На Пасху священник благословляет народ особым светильником с тремя свечами.
В центральной части храма из-под купола спускается светильник, на котором укрепляется много свечей (в настоящее время обычно замененных лампочками). Этот светильник называется паникадило. Из куполов боковых приделов спускаются вниз такие же паникадила, но меньших размеров.
Окон в храме с древних времен делалось немного, так что в нем всегда стоял полумрак. Отсутствие яркого света означает земную человеческую жизнь, которая полна сумрака греха и неверия, и все же в ней светит Свет Божий.
В каждой стене храма было по два или три окна. Два — символ божественного и человеческого в Господе Иисусе Христе, а три — знак Святой Троицы. Окна в храме делались небольшими, чтобы не нарушать таинственный полумрак, как знак тайны, окружающей Бога.
Свет внутри храма тоже был неярким, так как задачей его было не просто освещение храма. Светильники в храме имеют богослужебное значение и во время определенных моментов зажигаются или гасятся. Но, даже когда вечером во время чтения шестопсалмия по уставу гасят все внутренние светильники, а за окнами уже ночь, и свет совсем не проникает через узкие окна, все же в храме не бывает совсем темно. В середине храма, где стоит чтец, перед ним ставится горящая свеча. Она, во-первых, позволяет чтецу видеть текст, а во-вторых, означает, что Господь никогда не оставляет нас без Своего Божественного света.
Во время богослужений в праздничные и воскресные дни в храме зажигаются все светильники в знак радости и напоминания о Царствии Божием, в котором Свет Господень льется полным потоком, где его не омрачает и не скрывает никакой грех или нечистота.
Воск и елей, то есть масло, в древности приносились в храм верующими, идущими на богослужение. Это была их жертва Церкви. Вещества эти должны быть чистыми, что означает чистоту людей, которые их приносят.
Воск — очень мягкое вещество и поэтому свидетельствует о нашем согласии быть послушными Богу, а не отвердевшими в грехе и противлении всему доброму, от Него исходящему. Воск приносится в храм в знак нашего раскаяния в греховном упорстве.
Пчелы производят воск, летая по цветам и собирая с них нектар в одно место. Так и свеча означает молитву, которая приносится Богу от Его творения, а огонек символизирует огонь благодати Божией, опаляющей грех и превращающей земных людей в жителей благодатного Царствия Божия.
Елей, как и воск, тоже означает чистоту и искренность человека в поклонении Богу. Но елей имеет и свои собственные значения, отличные от значения воска. Елей — это знак милости Божией к людям. С древних времен оливковое масло употребляли, чтобы исцелять раны, смягчать их, а также чтобы сдабривать пищу.
Помните библейскую повесть о всемирном потопе? Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернулся с оливковой веточкой в клюве. Так Ной узнал, что появилась из воды земля и Бог снова смилостивился над родом человеческим. С тех пор оливковая ветвь является символом мира и милости Божией.
Таким же символом является и масло (елей).
Свой смысл имеют и светильники, на которых укрепляются лампады с елеем и свечи. Например, подсвечники означают духовную высоту, благодаря которой свет веры освещает весь мир. Паникадило со множеством свечей, спускающееся из-под купола, означает собрание, созвездие небесных членов Церкви, сияющих благочестием и любовью к Богу. Поэтому паникадило спускается в ту часть храма, где стоят молящиеся, чтобы они, вспомнив о своих небесных собратьях, устремились к ним в высь. Небесная Церковь освещает благодатным светом Церковь земную, прогоняет прочь мрак. Таков смысл висящих в храме паникадил.

СВЕТ И СВЕТИЛЬНИКИ В ХРАМЕ

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 15:34 + в цитатник
Источники света в храме бывают трех видов: окна, лампады и свечи. По богослужебному уставу, который в наше время редко где соблюдается полностью, в одни моменты богослужения надо зажигать все светильники, в другие — только некоторые, например лампады, а в третьи — гасить все.

В алтаре за престолом устанавливается семисвечник, на котором горят свечи или чаще лампады, лампада также ставится на горнем месте, на престоле, на жертвеннике. Лампады могут зажигаться и у отдельных икон в алтаре.

ЧАША ДЛЯ ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 15:32 + в цитатник
 (101x210, 6Kb)
Это большая чаша на низкой круглой подставке. Она ставится на стол. С противоположной от священника стороны чаши, обращенной во время молебна к алтарю, обычно делаются подсвечники для трех свечей. Иногда, если таких подсвечников нет на сосуде, свечи прилепляются на край. Три горящих свечи означают огонь благодати Святой Троицы.

Святая вода, которая освящается в этом сосуде, укрепляет душевные и телесные силы.

Кадило

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 15:30 + в цитатник
 (200x369, 15Kb)Кадило — это сосуд для воскурения благовонного дыма — фимиама. Оно состоит из двух половин. Нижняя часть кадила, в которую кладутся угли, подвешивается на цепочках к ручке.

Верхняя половина кадила изображает кровлю храма с куполом. Иногда таких куполов делается пять: один центральный и четыре боковых. Купола украшены сверху крестами. К кресту центрального купола и прикрепляется подъемная цепочка.

Крышка имеет по краям три колечка, через которые пропущены цепочки, на которых висит нижняя часть кадила с углями. Крышка свободно скользит по этим цепочкам, когда ее поднимают.

Нижняя половина имеет подставку, иногда на ней укреплены три металлических шарика, в которые вложены ядрышки для звона. В кадилах, которые употребляются во время архиерейского богослужения, такие шарики-звонцы прикрепляются и выше, на цепочках кадила. Во время каждения они благозвучно звенят.

Кадильницы делают из серебра, золота, бронзы, латуни.

В кадило кладутся разожженные древесные угли, на них — кусочки ладана, который, сгорая, распространяет благоуханный дым (фимиам).

Фимиамом кадят престолу, Горнему месту, жертвеннику, иконам, другим святыням и людям (священнослужителям и мирянам).

Воскурение Богу благовоний было известно в глубокой древности, задолго до появления христианства. Еще в Библии указан состав благовонного вещества, которое употребляли для воскурения Богу. В состав этого вещества входил ливан — ароматическая смола, которая собиралась с деревьев и кустарников в странах Востока, в том числе и в Ливане. Видимо, поэтому вещество стали называть ливаном, а затем в России это слово переиначили в ладан.

Благовонный дым ладана, курящийся из кадила, возносит наши молитвы к Богу, а к нам возвращается как знак благодати Святого Духа.


Поиск сообщений в want_to_know
Страницы: 14 ..
.. 5 4 [3] 2 1 Календарь