-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в want_to_know

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.08.2006
Записей: 306
Комментариев: 14
Написано: 310

want to know


Благотворительный фонд помощи детям-сиротам 'Большая семья'

Церковная утварь в алтаре Покровской цекрви

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 15:27 + в цитатник

Малые покровцы и общий покров (воздух).

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 15:25 + в цитатник
Малые покровцы (воздухи) используются для прикрытия чаши и дискоса с поставленной на нем звездицей. Общий покров (воздух) покрывает оба сосуда вместе поверх малых покровцов.

Покровы и воздх напоминают нам о времени рождения в мир Спасителя, уложенного в ясли и спеленутого, как обычный младенец. Покровы — это символические младенческие пелены Богомладенца.

Но одновременно покровы — это и великолепные одежды славы Христа Вседержителя, поэтому они делаются обычно из парчи и украшаются шитьем.

Малые покровцы похожи по форме на кресты. Их плотной негнущейся серединой накрывается верх чаши (первым покровцом) и звездица на дискосе (вторым). Четыре конца мягко спадают вниз, таким образом покрывая сосуды с четырех сторон.

Большой покров — воздух — делается мягким. Он прямоугольной формы и больше малых покровцов, потому что должен накрывать оба сосуда, стоящие рядом.

На концах малых покровцов вышиваются херувимы. Херувимы также есть и на углах воздуха. В середине покровцов и воздуха изображены равносторонние четырехконечные кресты.

Тарелочки, ковшики, губка

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 15:23 + в цитатник
Тарелочки, которые употребляются при богослужении, не имеют подставок.
Обычно их делают из серебра. На одной из них изображен Крест, на другой — образ Богоматери с Младенцем. На тарелочке с Крестом из служебной просфоры обычно вырезают Агнец. На второй, с образом Богоматери, вынимают частички из просфор в честь Богородицы, святых, а также о здравии и о упокоении членов Церкви. На тарелочке с Крестом есть надпись: “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко”, а на тарелочке с образом Богородицы: “Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу”.
На тарелочке с Крестом после освящения Даров Тело Христово раздробляется, разрезается на более мелкие частицы для причащения мирян.
При богослужении употребляются обычно еще несколько неглубоких тарелочек с теми же изображениями и надписями, но большего размера. На них кладут просфоры, а также части большой служебной просфоры, оставшиеся после вырезания из нее Агнца. Эти части называются антидором и даются после литургии тем, кто еще не ел в этот день.

Ковшики с ручкой особой формы также используются при богослужении. Из них во время приготовления Даров наливается в чашу вода и вино, а после освящения Даров и соединения Тела Христова с Кровью в чаше, туда из ковшика добавляется теплая вода, означающая благодать Святого Духа. Теплая вода символизирует также и теплоту веры церковного народа, соединяющегося с Господом в Святом Причащении.
Ручка ковшика делается в виде царской короны с крестом на вершине. Часто ковшик имеет надпись: “Теплота веры исполнь Духа Святаго”.
По окончании литургии горячей водой из ковшика омывается Святая чаша.

Губа (губка) используется для собирания мелких частиц Святого Агнца с дискоса и тарелки. Другая губка, которой отирают Святую Чашу, находится постоянно на жертвеннике. Она напоминает нам губку, намоченную в уксусе с желчью, которую поднял воин на копье к губам страдающего от жажды Спасителя на Голгофе.
Сегодня вместо губки для отирания чаши часто используется плат из красной материи.

Копие и лжица

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 15:12 + в цитатник
 (215x215, 6Kb)Копие — плоский нож в виде треугольного наконечника копья, вставленного в деревянную или костяную ручку. Им вырезают из большой богослужебной просфоры Агнец, а также вынимают частицы из других просфор. Оно напоминает нам о том копье, которым один из римских воинов пронзил ребра Спасителя, желая удостовериться в Его смерти на кресте.
Копием священник пронзает с правой стороны вырезанного Агнца во время богослужения.
Копие имеет и еще одно назначение. В Требнике есть последование, которое совершает священник над копием, омывая его водой с особой молитвой. Эта вода дается больному.

Лжица — небольшая ложечка с крестом в конце длинной ручки. Лжицей
причащают из чаши мирян. Так же, как дискос, потир, звездица, она делается из драгоценных металлов или из металлов, не дающих окислов.
Лжица, как и звездица, была введена в употребление святителем Иоанном Златоустом. Причащение с помощью лжицы духовно означает, что верующие соединяются с Богом через Церковь, питающую их духовной пищей.

Звездица

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 15:08 + в цитатник
 (195x241, 22Kb)
Звездица состоит из двух металлических широких дуг, соединенных в верхней точке
так, что они могут свободно двигаться относительно друг друга. Во время богослужения священник или складывает их вместе, или раскрывает в виде креста. Тогда звездицу ставят на дискос, на котором в это время находится приготовленный Агнец. Звездица при этом означает таинственную звезду, которая привела волхвов к пещере, где родился Христос, и остановилась над ней. Звездицу стал использовать во время богослужения святитель Иоанн Златоуст, до этого знали только потир и дискос.

Звездица имеет и практическое значение. Она предохраняет Агнца и частицы, расположенные на дискосе, от смещения, когда дискос накрывается покровами. Но главное — это ее символическое значение: Вифлеемская звезда, а также крест, когда звездица раскрыта, когда сложена — божественное и человеческое естество во Христе, которые в Нем не слитны и не раздельны.

ПОТИР

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 15:00 + в цитатник
 (500x667, 48Kb)ПОТИР в переводе с греческого означает сосуд для питья. Это металлическая чаша, укрепленная на высокой подставке и имеющая круглое широкое и устойчивое основание. В середине подставка обычно имеет утолщение. Часто потир называется просто чашей.

В потире во время литургии совершается претворение, превращение вина в
истинную Кровь Христову. В потир опускаются частицы Агнца, претворенного в Тело Христово, и затем он выносится в храм для причащения верующих. Чаша означает таинственно Пресвятую Деву Марию, в Которой помещался Невместимый Бог до Своего Рождества. Потир, или чаша, — символ литургии или Евхаристии.

Потир напоминает нам и о той чаше, которую дал Своим ученикам Христос на Тайной вечере.

Итак, и дискос, и потир напоминают нам о Тайной вечере. С самой глубокой древности эти сосуды старались делать из драгоценных металлов — золота или серебра, чтобы подчеркнуть величие таинства. Даже во времена жестоких гонений христиане находили возможность сделать богослужебные сосуды драгоценными. Однако употреблялись и сосуды из стекла, олова, меди, железа и даже из дерева.

Происходило это в те времена, когда Церковь Христова уже широко распространилась и появились далекие, небольшие и бедные приходы, у которых не хватало денег на серебро и тем более на золото. Так было и в Русской Церкви. Но такие материалы допускались лишь в самых крайних случаях. Дерево обладает способностью впитывать влагу, его невозможно отмыть дочиста. Кроме того, оно непрочно и хрупко. Еще более хрупко стекло, его можно легко разбить. Железо и медь окисляются, из них не делают даже обычной посуды. Впоследствии Священноначалие Русской Церкви указало, что богослужебные сосуды можно делать только из серебра или золота и, в крайнем случае, из неокисляющегося олова.

На потирах обычно изображается образ Христа Спасителя (на той стороне, которой во время богослужения потир повернут к священнику), слева — образ Матери Божией, справа — Иоанна Предтечи, а с противоположной от священника стороны — крест.

Любовь православных русских людей к богослужению была очень велика. Эта любовь переносилась и на все предметы, которые участвовали в богослужении. Особенно это относилось к сосудам, на которых происходило преосуществление, превращение хлеба и вина в Святые Дары Тела и Крови Господних.

Поэтому сосуды эти, по возможности, украшались и многие были настоящими произведениями искусства, вершиной ювелирного мастерства своего времени. Христиане не стремились при этом к мирской пышности или роскоши, но они всеми силами старались принести лучшее от себя в дар Богу, сделать сосуды соответствующими величию Таинства. Важна не пышность сама по себе, а стремление посвятить лучшее Богу, как знак своего благоговения и любви к Нему.

Драгоценные металлы, камни и украшения — это только символы добродетелей, которых ждет от нас Бог.

БОГОСЛУЖЕБНАЯ УТВАРЬ

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 14:54 + в цитатник
ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ
 (245x249, 44Kb)Дискос в переводе с греческого означает просто круглое блюдо. В древности дискосы не имели ножки или подставки и, действительно, полностью соответствовали своему названию. Сегодня дискос имеет немного более сложную конструкцию. Он представляет собой небольшое металлическое блюдо с плоским широким краем, окружающим мелкое плоское дно. Блюдо укреплено на невысокой ножке с утолщением в середине, расширяющейся книзу в широкую круглую подставку почти такого же размера, что и верхняя часть.

Во время богослужения на дискос кладется Агнец — вырезанная особым образом из большой служебной просфоры средняя часть, которой придается форма куба. Во время совершения Божественной литургии хлеб Агнца претворяется в истинное Тело Христово. Это происходит на дискосе, который в это время находится в центре алтаря на святом престоле.
Дискос напоминает нам о том блюде, с которого во время Тайной Вечери Господь раздавал Своим ученикам хлеб, претворенный в Тело Свое. Дискос круглый, а круг является символом вечности — он не имеет ни начала, ни конца. Это означает вечность Церкви Христовой.

Часто на дне дискоса выгравированы два ангела, стоящих на коленях перед Агнцем, который изображен между ними. Агнец, или ягненок, — это животное, которое в древности приносили в жертву за грехи людей. Таким Агнцем стал для всего человечества Господь Иисус Христос, принявший смерть на кресте за грехи всего мира. Поэтому по краю дискоса часто делают надпись: “Се Агнец Божий, вземляй грехи мира”. Эти слова сказал о Христе Иоанн Креститель.

Подставка, на которой укрепляется верхнее блюдо дискоса, имеет символическое значение духовной высоты.

РИЗНИЦА

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 14:52 + в цитатник
По правилам, место для хранения священных одежд находилось вне алтаря, в его южном приделе, который назывался ризницей. Но сейчас в приходских храмах ризы хранятся в шкафах, которые, однако, все же стараются ставить с южной стороны алтаря. Рядом со шкафом у южной стены алтаря ставят стол, на котором перед службой раскладываются облачения, необходимые для сегодняшнего богослужения.

В ризнице хранятся все облачения для духовенства, для пономарей и чтецов. Здесь также хранятся верхние облачения престола, жертвенника, аналоев, покрывала для столиков, закладки для Евангелия и других книг.

Все эти предметы имеются в комплектах по цветам праздников. В ризнице все облачения не только хранятся, но и чистятся, ремонтируются и разглаживаются. В больших храмах, соборах и монастырях есть специальная должность ризничного.

Иконохранилище устраивается для праздничных икон, которые выносятся в храм по соответствующим праздникам и дням памяти святых. Здесь также хранятся выносные кресты, фонари и другие предметы для крестных ходов.

ПРИТВОР (ТРАПЕЗНАЯ)

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 14:51 + в цитатник
В современных храмах притвор, или трапезная, почти совсем слились с храмом по назначению. Но архитектурно их можно отличить. Храм — это квадрат в плане, а трапезная может быть вытянутой или, наоборот, широкой.

Мистическое значение притвора — это место соприкосновения божественного с землею. Это мир людей. И, действительно, в притворе больше суеты, земных забот. Здесь продаются церковные принадлежности и свечи. Здесь находятся свечные ящики.
Свечные ящики — это место, где продаются свечи, заказываются молебны, панихиды, где подаются записки на проскомидию (см. “Богослужение”). Свечных ящиков бывает два, справа и слева от входа в храм, то есть вдоль западной стены. Свечной ящик— это прилавок с витриной, где можно купить книги, иконы, крестики и другую церковную утварь для дома и для христианина лично. Название “ящик” произошло от того времени, когда не было прилавка, но был только переносной ящик с отделениями для свечей и денег. Его можно было унести в хранилище.

К притвору примыкают колокольня, если она не стоит отдельно, и крыльцо, через которые мы попадаем в храм.

В притворе, как и в храме, много икон, а также стенных росписей. Известны стенные росписи таких русских храмов, как Благовещенский в Кремле, Иоанна Предтечи в Ярославле, где именно галереи вокруг храма, являющиеся притвором, прекрасно расписаны орнаментом и иконописными изображениями.

В притвор храма выходят обычно двери служебных комнат — казначейского хранилища, иконохранилища и ризницы, если для ризницы нет места в алтаре.

ГРОБНИЦА, ХОРЫ, ХОРУГВИ и др.

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 14:51 + в цитатник
У одной из стен храма (иногда в алтаре) стоит подобие гроба — это гробница. В гробнице хранятся плащаницы — шитые, тканые или писаные изображения Христа Спасителя, снятого с Креста и оплакиваемого Богородицею, апостолом Иоанном, Иосифом Аримафейским и женщинами; а также плащаницы с изображением Успения Пресвятой Богородицы. Из гробницы плащаницы вынимаются к Пасхе и к Успению. Часто гробницы украшаются сенью и лампадами.

Близ иконостаса имеются также певческие аналои. Места для певчих традиционно устраиваются на клиросах. В некоторых храмах есть хоры, то есть большой балкон или лоджия внутри храма с западной (редко — с северной или южной) стороны. Обычно на правом или левом клиросе устанавливаются один или несколько аналоев, на которых регент хора раскладывает ноты. Эти аналои имеют подсветку. Рядом находятся нотные шкафы, где певчие держат ноты и книги с церковными текстами.

Места для певчих устраиваются обычно так, что правый клирос занимает большой, или праздничный, хор, поэтому его называют в храмах правый хор. Соответственно левый клирос отдан левому хору. Часто клиросы отгорожены от храма большими киотами с иконами.

Основное пространство православного храма свободно, лишь несколько скамеек стоит вдоль западной стены. Поскольку сидеть в православном храме не принято, то скамьи стоят в храме только для немощных стариков, больных и детей. (О времени сидения в храме см. “Церковное благочестие”.)

В храмах обычно есть одна или несколько пар хоругвей.
Хоругвь — это православное знамя, полотнище на древке с образом Спасителя или Божией Матери и святых. Иногда сами полотнища делались из металлов с украшениями из серебра, золота, эмали и финифти. Но чаще всего хоругви вышиты золотом по парче или бархату. Древки хоругвей высокие деревянные, иногда имеющие приспособления для несения вчетвером из-за большого веса. Хоругви предназначены для крестных ходов.

Икона на аналое

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 14:49 + в цитатник

ИКОНЫ В ХРАМЕ.

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 14:38 + в цитатник
Посередине храма на аналое лежит праздничная икона или образ святого. Это икона празднуемого события (например, Рождества Христова) или святого, чью память Церковь празднует в этот день. Эти иконы меняются в зависимости от календаря.

По стенам и на аналоях вдоль стен находятся различные иконы Божией Матери и святых. Их расположение связано с историей храма и местными традициями. Иконы могут быть в киотах, то есть в резных рамах (двойных и одинарных), которые, в свою очередь, находятся под киотом с навесом — сенью. Сами иконы часто облачены (одеты) в чеканные, резные, литые ризы, оклады, изготовленные с большим искусством из драгоценных металлов с жемчугом и драгоценными камнями.

Богатство украшения иконы часто свидетельствует о степени почитания этого святого или образа.

Иконы могут располагаться и на столбах, поддерживающих своды храма.

Почти все русские храмы расписаны иконописными и историческими изображениями. В древних храмах на стенах писали образы Священной истории, сцены из Ветхого Завета, тогда как в праздничном ряду иконостаса — события Нового Завета. На задней стене храма изображались сцены Страшного Суда. Нередко в храмах, особенно в столичных соборах, изображали царей, великих и удельных князей. В настенной росписи иногда использовались сюжеты из церковной и местной истории.

Иконостас

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 14:35 + в цитатник
Спасо-Преображенский собор (Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь XI-XIX вв)

 (699x517, 128Kb)

http://www.photosight.ru/photo.php?photoid=1247075&ref=section&refid=999

Иконостас храма Московского подворья.

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 14:31 + в цитатник

ИКОНОСТАС

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 14:27 + в цитатник
ИКОНОСТАС не просто отделяет мир Божественный от мира сотворенного, он есть еще и образ Небесной Церкви во главе с Господом Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, за богослужением собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

"Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, - пишет священник Павел Флоренский. - Иконостас есть явление святых и ангелов... явление небесных свидетелей и прежде всего Богоматери и Самого Христа". Иконостас не закрывает алтарь от верующих в храме, а раскрывает для них духовную сущность того, что совершается в алтаре. Образы иконостаса показывают, каким становится человек, соединяющийся с Богом.

Царские Врата
В центре иконостаса — Царские Врата, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит Сам Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах. Слева от Царских Врат, в северной части иконостаса, напротив жертвенника — северные двери для выхода священнослужителей во время богослужения; справа, в южной части иконостаса —южные двери для входа священнослужителей. Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.

Иконостасы бывают разные. Большие иконостасы в Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля, в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. В таких соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое, которое есть явление мира небесного.

Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда находятся Царские Врата. Они бывают резные и расписные. На Царских Вратах пишутся обычно иконы четырех евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее — местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы.

Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее — другие иконы.
Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.
Третий ряд — это Деисус (см. "Иконография"). Справа и слева от Деисуса — иконы святителей и архангелов.
Четвертый ряд — пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.
Пятый ряд - праотеческий. Праотцы - это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.
Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше Деисуса, или его совсем может не быть.
В самом храме мы видим множество икон в окладах и в киотах, хоругви, стоящие у клиросов, гробницу, лавки (не всегда) и другие предметы.

СОБСТВЕННО ХРАМ, ИЛИ ЧЕТВЕРИК

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 14:26 + в цитатник
Средняя часть храма знаменует собой мир людей, но уже оправданный, освященный, Царство Божие, новое небо и новую землю. Это сотворенный мир, в отличие от алтаря, который знаменует область бытия Божия. Вот почему алтарь возвышается над средней частью и отделяется от нее иконостасом.

ГОРНЕЕ МЕСТО

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 14:25 + в цитатник
В переводе со славянского горнее значит возвышенное. Во время архиерейской службы там ставится кресло, где может сидеть только епископ. На стульях или скамьях рядом с креслом за престолом в некоторые моменты службы сидят служащие священники. Архиерей изображает Самого Господа, священники — апостолов, а стоящие рядом дьяконы в блестящих одеждах — ангелов. Над горним местом всегда пишется икона Спасителя.

СЕМИСВЕЧНИК

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 14:25 + в цитатник
За престолом прямо перед горним местом в православных храмах находится семисвечник. Это особый светильник из семи ветвей, на которых укреплены семь лампад. Число его ветвей соответствует семи Таинствам Церкви — Крещению, Миропомазанию, Покаянию, Причащению, Елеосвящению, Венчанию (Браку) и Священству. Свет лампад семисвечника означает свет даров Святого Духа.

В Ветхозаветном богослужении семисвечник употреблялся с давних времен, и в обычай Православной Церкви он вошел как древний священный предмет.

ЖЕРТВЕННИК

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 14:24 + в цитатник
В северной части алтаря у стены располагается жертвенник. По внешнему устройству жертвенник похож на престол. По размерам он одинаков с престолом или немного меньше. Высота у них всегда равная.

На жертвеннике обязательно укрепляется крест с распятием и ставится лампада. Жертвенник освящается проще, чем престол, — только окроплением святой водой. Но жертвенник — тоже место священное и до него не допускается дотрагиваться никому, кроме священнослужителей.

Возле жертвенника обычно ставится столик для просфор и для записок, поданных верующими о здравии и о упокоении.

Архимандрит Иосиф в алтаре

Пятница, 01 Сентября 2006 г. 14:21 + в цитатник


Поиск сообщений в want_to_know
Страницы: 14 ..
.. 4 3 [2] 1 Календарь