-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в want_to_know

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.08.2006
Записей: 306
Комментариев: 14
Написано: 310

want to know


Благотворительный фонд помощи детям-сиротам 'Большая семья'

2-я и 3-я КНИГИ ЕЗДРЫ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:21 + в цитатник
Эти книги — неканонические. 2-я книга Ездры сохранилась только в греческом переводе. Текст 2-й книги Ездры в основном повторяет изложение событий канонических книг: 2-й Паралипоменон, 1-й книги Ездры и книги Неемии.

3-я книга Ездры написана по-еврейски или арамейски. Современные исследователи считают, что она создана уже после Рождества Христова, в конце I века. В этой книге с большой силой проявляются скорбь и недоумение автора по поводу разрушения Иерусалимского храма. Книга полностью проникнута библейским духом. Митрополит Московский Филарет говорил о ней, что она “привлекает своим содержанием взоры любящих испытывать сокровенное”. В русской и славянской Библии текст этой книги переведен с латинского.

Cодержание 3-й книги Ездры. По повелению Божию Ездра указывает народу на его грехи и предсказывает будущую радость. Семь видений Ездры: о явлении Мессии, Его смерти, воскресении, царстве, всеобщем суде, политических и природных катастрофах, о чудесном восстановлении Ездрой книг Божиих.

1-я КНИГА ЕЗДРЫ И КНИГА НЕЕМИИ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:21 + в цитатник
Эти книги продолжают книги Паралипоменон, они названы по имени великих государственных деятелей Израиля периода восстановления Иерусалима. В еврейской и греческой Библии они составляли одну книгу, которая называлась книгой Ездры. Уже в христианское время они были разделены.

Когда окончилось время плена, многие благочестивые люди из колен Иудина и Вениаминова вернулись со своими старейшинами в землю отцов. Возможно, что возвратились некоторые плененные из других колен, но большинство осталось в рассеянии по всему миру до последнего времени. По приказу персидского царя Кира, покорителя Вавилонии, в Иерусалим пришла первая группа переселенцев под руководством старейшины Зоровавеля (536 год до Р.Х.). После церемонии закладки храма на месте разрушенного строительство остановилось — соседние самаряне из зависти оклеветали строителей перед царем. Оно возобновилось только при новом царе — Дарии. Возведение храма было окончено, его торжественно освятили, была отпразднована Пасха. Драгоценные сосуды храма и принадлежности возвращены царем Артаксерксом со второй группой переселенцев под начальством Ездры, “искусного ученого в законе Моисеевом”.

Спустя 13 лет в Иерусалим пришел другой ревнитель Закона — Неемия, бывший виночерпием царя Артаксеркса. Он продолжал дело Ездры по восстановлению в народе Закона Моисеева. При Неемии разрушенный Иерусалим постепенно отстраивается и заселяется, вокруг него возводятся новые стены, чинятся поврежденные. При этом строители одновременно защищаются от набегов враждебных соседей. После окончания строительства народ был собран Неемией, Ездра читал всем закон Моисеев, народ при этом плакал и каялся. Впервые после времен Иисуса Навина, завоевателя Обетованной Земли, был отпразднован праздник Кущей.

Основная мысль 1-й книги Ездры и книги Неемии: помощь Божия приходит к тем, кто верен Ему и исполняет Его Закон.

Содержание 1-й книги Ездры. Первая партия переселенцев возвращается из плена под руководством Зоровавеля. Восстановление разрушенного храма. Возвращение второй группы с Ездрой. Заботы об очищении народа от следов язычества.

Содержание книги Неемии. Возвращение Неемии в Иерусалим. Возведение городских стен при сопротивлении враждебных соседей. Возобновление Завета с Богом. Перепись людей из колена Иудина и колена Вениаминова, которые поселились в Иерусалиме. Торжественное освящение Иерусалимских стен. Восстановление праздника Кущей. Устранение нарушений в общественной жизни переселенцев.

1-я и 2-я КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:20 + в цитатник
В еврейской Библии эти две книги объединены в одну под названием “Летопись”. Греческое же название, перешедшее в славянский и русский, означает “дополнения”, очевидно, к книгам Царств. Эти исторические записи возникли в IV веке до Р.Х. и составлены по старинным документам.

Легко заметить, что книги Паралипоменон часто повторяют сведения о царях, которые уже известны из книг Царств, но, кроме того, содержат много дополнительных фактов. Особое внимание обращается на заброшенное при потомках царя Соломона служение в храме. Речь в книгах идет, главным образом, об Иудейском царстве.

Содержание 1-й книги Паралипоменон. Родословие от Адама до Давида. Царствование Давида. Его соратники. Гибель царя Саула и его дома. Правление Давида и его заботы о будущем храме. Благодарственная молитва Давида, его последнее желание и кончина.

Содержание 2-й книги Паралипоменон. Жертвоприношение Соломона, его богатство. Постройка храма и его освящение. Правление Соломона. Его мудрость, слава и его конец. Цари и пророки в Иудейском царстве от Ровоама до Седекии. Разрушение Иерусалима и Вавилонский плен. Распоряжение Кира, царя персидского, о восстановлении храма.

КНИГИ ЦАРСТВ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:19 + в цитатник
1-я и 2-я КНИГИ ЦАРСТВ. 1-я и 2-я книги Царств составляют в еврейской Библии одну, которая называется книгой Самуила. Этого пророка считали ее автором.

Разделение на две книги произошло еще до Рождества Христова при переводе текста Библии на греческий язык семьюдесятью толковниками. Тогда же их и две следующие книги назвали книгами Царств.

В 1-й и 2-й книгах Царств можно различить пять частей: 1-я часть, повествующая о Сауле; 2-я, рассказывающая о Самуиле и Сауле; 3-я, посвященная Саулу и Давиду; 4-я — одному Давиду и, наконец, 5-я, включающая в себя приложения.

Автор книг Царств передает историю установления и укрепления в Израиле царской власти начиная с первого царя — Саула. Пророк и последний из судей Самуил выполняет важную роль, помазывая по велению Божию на царство Саула.

В 1-й и 2-й книгах Царств описывается период от возникновения монархии до конца царствования Давида.

Нашествие филистимлян создало угрозу существованию государства. Это вынудило израильский народ выбрать себе вождя для организации обороны. Саул становится главой всех колен уже не как судья, а как царь. Он оттесняет филистимлян, но сам гибнет в решающей битве с ними.

После его смерти Израиль охвачен раздорами. В Хевроне признают царем Давида, северные племена хотят иметь царем другого человека — Иевосфея. Но Иевосфей убит, и весь Израиль соединяется под началом Давида.

Во 2-й книге Царств рассказывается, чем окончилась царствование Давида: филистимляне изгнаны, объединение Израиля закончено, Иерусалим становится столицей государства и главным религиозным центром. К Израилю присоединены новые земли. Однако после смерти Давида снова начинаются беспорядки, которые предваряют будущий раскол.

Книги Царств показывают, как трудно установить на земле государственный порядок, в котором управление народом совершалось бы в соответствии с волей Божией. Угодным Богу царем был Давид, но его предшественник Саул и наследники Давида часто забывали о Боге, и за это Господь гневался на них.

Читающим эти книги надо помнить, что Иисус Христос — потомок Давида по плоти. Его часто называют “сын Давидов”. Отцы Церкви нередко сравнивали жизнь Давида с жизнью Спасителя — Он так же, как Давид, — вождь всех и так же, как Давид, гоним своими.

Содержание 1-й книги Царств. Происхождение и призвание Самуила. Его деятельность как судьи и пророка. Основание Самуилом Израильского царства; помазание Саула на царство по воле народа. Правление Саула, его первоначальные победы и своеволие. Отвержение Саула Богом. Помазание на царство Давида, преследование его Саулом. Смерть Саула.

Содержание 2-й книги Царств. Царствование Давида сначала над коленом Иудиным, потом над всем Израилем. Божие благословение его правления. Расширение царства Давида. Тяжкий грех Давида и кара за него. Наказание Давида Богом и временное лишение царского престола. Помилование его Богом, возвращение на царство, восстановление в стране спокойствия и порядка.

Основная мысль этих книг — показать, что исполнение своей воли вопреки воле Божией ведет человека к падению и что Бог прощает и возвышает человека, верного Ему и кающегося в своих грехах.

3-я и 4-я КНИГИ ЦАРСТВ. 3-я и 4-я книги Царств так же, как 1-я и
2-я, составляли в еврейской Библии одну книгу. Они продолжают повествование, начатое в предыдущих книгах.

Открываются книги описанием пышного царствования Соломона. Прославляются его замечательная мудрость, богатство, отмечается строительство им Иерусалимского храма. Новых завоеваний Соломон не сделал, но он усовершенствовал устройство государства и управление им.

После смерти Соломона в истории страны произошла огромная трагедия. В 931 году до Рождества Христова совершился раскол на Иудейское и Израильское царства, которые часто вели между собой братоубийственную борьбу. После этого события история народа описывается в этих книгах раздельно, по царствам.

Содержание 3-й книги Царств. Царствование Соломона над Израилем. Мудрость Соломона и его слава. Постройка храма в Иерусалиме. Увлечение Соломона религией его жен-язычниц, идолопоклонством, конец его царствования. Разделение царства при его сыне на Израильское и Иудейское (931 год до Р.Х.). Пророк Илия, обличающий и карающий идолопоклонство, введенное царем Ахавом.

Содержание 4-й книги Царств. Пророк Елисей и его деятельность. Израильский царь Ииуй — мститель за пророков дому царя Ахава. Попытка первосвященника Иодая восстановить истинное богопочитание в Иудейском царстве. Междоусобные войны царств. Ослабление Израиля. Новые завоеватели — ассирийцы. Конец Израильского царства, переселение 10 колен в Ассирию (721 год до Р.Х.). Угодный Богу иудейский царь Езекия и пророк Исайя. Царь Иосия. Восстановление царем Иосией богослужения в храме и празднования Пасхи. Измена его потомков Богу. Плата Иудеей дани Египту, потом Вавилону. Конец Иудейского царства и переселение иудеев в Вавилон (597 год до Р.Х.). Осада и взятие Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором (587 год до Р.Х.).

КНИГА РУФИ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:18 + в цитатник
По своему содержанию книга связана с книгой Судей. Время ее написания точно неизвестно. Книга эта назидательная. Ее главная цель — показать, как награждается надежда на Бога, милосердие Которого распространяется не только на народ, Им избранный, но и на чужеземку Руфь.

Эта книга дает картину жизни израильтян в дни судей. В ней рассказывается трогательная история женщины моавитянки, которая входит в общество богоизбранного народа, становится прабабкой Давида, тем самым состоя в родословной Христа, Сына Давидова.

Молодая вдова Руфь собирает колоски на поле богатого родственника ее покойного мужа, не желая бросать свою свекровь. Ее верность и доброе сердце пленяют Вооза, который выкупает участок ее мужа и женится на ней.

Книга Руфь учит тому, что гражданство в Царстве Божием не зависит от происхождения и внешних преимуществ, а лишь от преданности Богу и любви к ближнему.

Иноплеменница становится не только праматерью царя Давида, но через него — и Спасителя. Апостол и евангелист Матфей, ведущий родословие Иисуса Христа по мужской линии, находит это столь важным, что включает имя Руфи в перечисление предков Иисуса Христа.

КНИГА СУДЕЙ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:18 + в цитатник
Как и книга Иисуса Навина, эта книга описывает завоевание Земли Обетованной, но с другой точки зрения. В ней показано, как каждое колено боролось за свой удел самостоятельно, и поэтому нередко терпело неудачи.

Центральная Палестина была завоевана еще под руководством Иисуса Навина, на севере все происходило гораздо медленнее и везде по-разному. Военные средства сочетались с мирными. В одном месте земля была завоевана, в другом — заключался союз с ее прежними владельцами.

События происходили приблизительно в такие сроки: исход из Египта — 1250-й год до Р.Х., завоевание Центральной Палестины — 1210-й год, заселение Северной Палестины — 1200-й год до Р.Х.

Книга Судей разделяется на: 1) введение; 2) главную часть, с которой начинается история судей; 3) два добавления, рассказывающие о переселении одного из колен израилевых и основании нового святилища, а также о войне и наказании за преступление в Гиве.

Во введении, которое не относится прямо к истории судей, описывается смерть Иисуса Навина и еще раз дается картина завоевания Святой Земли.

Толкователи различают “великих” и “малых” судей. К “великим” относят Гафониила, Авода, Варака и Девору, Гедеона, Иеффая и Самсона. Все они различаются по происхождению, чертам характера, деяниям. На языке Библии судить означало не только исполнять правосудие и следить за исполнением закона, но и управлять. Общее в них то, что все они избраны Господом для совершения какой-либо миссии, спасительной для народа.

Имена “малых” судей: Самегор, Фола, Иаир, Есевон, Елон и Авдон. В Библии не рассказывается об их спасительных для народа деяниях, но сообщается о происхождении, семье, месте погребения каждого и точно указываются периоды, в которые они судили Израиль.

Общее число судей — двенадцать, совпадающее с числом двенадцати колен израилевых.

Повествование о судьях заполняет без перерыва период между смертью Иисуса Навина и воцарением Саула — первого царя Израильского.

Главная цель книги — показать религиозный смысл описываемых событий. Истории, рассказанные в ней, даются по одной схеме: люди делают зло — Господь предает их угнетателям; они просят Бога о помощи — Господь посылает им спасителя-судью.

Книга Судей — это единственный источник, из которого можно узнать об описываемой в ней эпохе. Поэтому главные события книги можно датировать очень приблизительно.

В течение всего этого смутного периода израильтянам приходилось бороться не только против первых владельцев Обетованной Земли — хананеев, но и против соседних племен: моавитян, аммонитян, мадианитян и новых пришельцев — филистимлян.

Часто колена израилевы сражались отдельно друг от друга, пока, наконец, перед общей опасностью, ко временам первого царя Саула, они ни объединились. Главное, что их объединяло, была вера в единого Бога.

Cодержание книги Судей. Состояние Израиля при судьях. Самый замечательный из них по верности Богу — Гедеон, по силе — Самсон. Пророчица Девора и ее песнь. Идолопоклонство колена Дана. Наказание колена Вениаминова другими коленами за постыдное дело.

КНИГА ИИСУСА НАВИНА

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:17 + в цитатник
В еврейском тексте она называется Книгой Иошуа — по имени главного героя повествования. Имя Иошуа (по-гречески Иисус) означает “спасение Божие”. Это же имя по повелению Божию было дано и Спасителю.

Книга создавалась в эпоху Вавилонского плена, ее можно назвать книгой эпохи покаяния. Автор старается показать, что главная причина бедст

вий народа и его изгнания из своей земли — в общении с язычниками и в измене вере. Рассказ о переселении в Ханаан призван это подтвердить. Однако это не значит, что священные писатели искажают действительность в угоду своей идее. Данные библейской археологии подтверждают описываемые в книге события.

Израильтяне в книге Иисуса Навина показаны непримиримыми врагами язычества. Они не вступали в союзы с хананеями, а изгоняли их из городов, предавая некоторых из них заклятию. Они шли по Обетованной Земле под предводительством своего Господа, Который предрешил участь хананеев, заражающих соседние народы своим нечестием. Наконец, завоевав Обетованную Землю, Иисус Навин разделил ее на уделы, по числу колен израилевых.

При чтении книги надо помнить, что основная цель повествователя не заключается в воссоздании строго исторической картины событий, верной во всех деталях. Главное для него — показать потомкам, что Господь был с народом в трудностях и сделал его способным победить всех врагов, пока они были верными Ему.

Читая книгу Иисуса Навина, нельзя забывать, что нормы христианской нравственности не применимы к людям того времени. Фактически они были полудикими кочевниками, в сознание которых только недавно вошли простейшие нравственные и религиозные понятия.

Религиозный смысл книги Иисуса Навина таков: дар Божий нельзя заслужить, оставаясь пассивным. Чтобы овладеть Землей Обетованной, Израиль должен был собрать все свои силы и одолеть стоявшие на пути препятствия.

Для христиан книга Иисуса Навина — это призыв к действию. Овладение Землей Обетованной становится прообразом трудности вхождения в Царство Божие. Но знамения, явленные Господом во время вступления в Ханаан, символизируют помощь Божию всем, кто борется и работает для достижения Царства Небесного.

Книга Иисуса Навина разделена на три части: 1) завоевание Земли Обетованной; 2) разделение земли между коленами; 3) конец жизни Иисуса Навина и его речь.

Отцы Церкви видели в Иисусе Навине прообраз Иисуса Христа. Он носил то же имя, он вел народ Божий в Землю Обетованную через воды Иордана, так же как Христос ведет христиан в Церковь и Царство Божие через воды крещения. Завоевание территории Палестины — это прообраз распространения и укрепления на земле Церкви Христовой.

ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:17 + в цитатник
В еврейской Библии исторические книги (Иисуса Навина, Судей и Царств) именуются “ранние пророки”, а “поздними пророками” называются книги Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати “малых пророков”. Предание говорит, что авторы этих книг — пророки Иисус Навин, Самуил и Иеремия.

Понятно, что пророки не были историками в современном понимании этого слова. Пророки — вестники Слова Божия, главная тема их книг — отношения Израиля с Богом, верность народа Завету Господа или отступление от Него. Когда пророки пишут историю, они приводят примеры из прошлого, чтобы изложить религиозное учение, наставить народ в истине. Их интересуют уроки, которые можно извлечь из примеров истории, а не максимальная достоверность деталей.

Однако то, что поучение и наставление — главное для пророков, не означает, что их писания не имеют исторической ценности. Составители этих книг опирались на известный им древний эпос, биографии великих людей Израиля, устные рассказы, государственные летописи Израильского и Иудейского царств. На летописи священные писатели в этих книгах ссылаются особенно часто.

Исторические книги Библии составляют одно целое. Они закончены не раньше 562 года до Рождества Христова. В Библии эти книги следуют сразу за Пятикнижием и продолжают его. В конце Второзакония Иисус Навин указан как преемник Моисея, события книги Иисуса Навина — первой исторической книги Библии — начинаются на другой день после смерти великого пророка.

Духовный смысл исторических книг Библии таков: Господь, избрав Себе народ, постепенно ведет его ко времени, когда Он Сам будет единственным Господином в Своем Царствии. Для этого Бог отдает Своему народу Обетованную Землю, ставит Давида царем и обещает его потомку власть в будущем Царстве Божием.

Составители книг сурово укоряют Израиль за неверность Богу и нарушение союза с Ним. Эта неверность является прямой и главной причиной бедствий, которые обрушиваются на народ. Авторы пишут, как кажется, историю, но эта история превращается в урок будущим поколениям и предупреждение им.

В исторических книгах говорится о поселении Израиля в Обетованной Земле. Книга Судей рассказывает, как Израиль отступал от Господа и как Господь всякий раз его миловал. 1-я и 2-я книги Царств дают картину кризиса, который завершился установлением царской власти, достигшей вершины при царе Давиде. Во 3-й и 4-й книгах Царств описывается упадок царской власти, начавшийся при царе Соломоне.

ВТОРОЗАКОНИЕ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:16 + в цитатник
Второзаконие представляет собой собрание гражданских и религиозных законов, которые Бог дает народу через Своего пророка Моисея. Второзаконие частично повторяет заповеди, данные в пустыне.

Второзаконие — последняя часть Пятикнижия, но оно открывает и новый библейский цикл, куда входят книги Иисуса Навина, Судей и Царств. В этом цикле собраны в назидательной форме сказания об истории народа Божиего.

Второзаконие отличается от предшествующих ему законоположительных книг своим ярким проповедническим стилем. Пророк Божий Моисей, беспокоясь о соблазнах, ожидающих его народ в новой стране, стремится еще раз преподать им сущность Закона Божия. Второзаконие содержит главные библейские заповеди, суть которых в любви к Богу и ближнему.

Заканчивается Второзаконие и все Пятикнижие кратким описанием смерти Моисея. Время его жизни вычисляется современными исследователями как ХIII век до Рождества Христова.

Содержание книги Второзакония. Обращение Моисея к израильтянам с наставлением и предостережением. Напоминание о годах странствий в пустыне. Объяснение значения десяти заповедей.
Постановление об освящении частной и общественной жизни. Благословение исполняющим Закон и угроза проклятия нарушающим его. Возобновление Завета.
Прощание Моисея со всеми и его смерть.

ЧИСЛА

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:16 + в цитатник
В книге Чисел повествование вновь возвращается к странствованиям в пустыне. Это время испытания, когда Бог учит и карает Свой народ, готовя его к великой миссии.

Содержание книги Чисел. Перепись воинов и распределение их в стане. Распределение левитов для служения в скинии. Постановление о назорействе. Празднование Пасхи у Синая. Путешествие израильтян под руководством Божиим. Манна, пресыщение ею и наказание народа за ропот. Разведка Обетованной Земли, ропот на Бога за предстоящие опасности. Наказание Божие — народ не войдет в Обетованную Землю, пока все роптавшие не умрут в пустыне. Начало 38-летнего странствия. Возмущение Корея. Расцветший жезл Аарона. Источник, изведенный Моисеем из скалы. Ядовитые змеи. Смерть Мариам и Аарона. Победы израильтян. Благословение волхва Валаама. Перепись по коленам. Иисус Навин — преемник Моисея. Распределение Земли Обетованной по коленам. Города для левитов и города для убежища.

ЛЕВИТ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:15 + в цитатник
Книга Левит являет собой сборник законов. Повествования о событиях здесь почти нет, в ней излагаются предписания о жертвах, священстве, праздниках, а также пророчества о будущем Израиля. Жертва Христова лишила древний ритуал его первоначального значения, но важным для нас остается требование чистоты и святости в деле служения Богу. Об этом много говорится в книге Левит.

Содержание книги Левит. Общие законы о жертвах и правила для священников. Сыновья Аарона наказаны за принесение в скинию чуждого огня. Постановления о телесной чистоте, об освящении семейной, личной и общественной жизни. Кары за преступление закона. Устав о праздниках. Освящение священнослужителей и их семей. Избиение камнями богохульника. Обещание Божиего благословения за соблюдение закона и проклятия за их нарушение.

ИСХОД

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:15 + в цитатник
Две главные темы Исхода — освобождение из Египта (1—15 главы) и Синайский союз — Завет Бога с народом (19—40 главы). В книге описано и странствие Израиля по пустыне после выхода из Египта (15—18 главы).

Основная мысль книги — Бог проявляет Себя не как далекая от человека сила, а как Личность, действующая в истории как Избавитель от рабства, требующая от Своих избранников верности Себе и нравственной чистоты. Центральное действующее лицо книги — вождь и пророк Моисей, воспринявший веру Авраама и возведший человечество на новую ступень откровения о Боге.

Содержание книги Исход. Израиль, угнетаемый фараоном. Жизнь Моисея до призвания его Богом на служение. Моисей и Аарон перед фараоном. Установление Пасхи. Исход еврейского народа из Египта. Гибель фараона с войском. Установление празднования субботы. Откровение Бога Моисею на горе Синай, десять заповедей. Завет Бога с народом через Моисея. Божие повеление о скинии, ее священнослужителях и устройстве. Нарушение Завета, возобновление его. Приготовление скинии и освящение ее.

События, которые описываются в книге Исход, занимают 215 лет.

БЫТИЕ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:14 + в цитатник
Книга Бытия говорит о творении Вселенной и рода человеческого Богом — Создателем и Промыслителем, а также о начале осуществления божественного замысла спасения человечества. Книга Бытия разделяется на две неравные части: описание происхождения мира и человека (1—11 главы) и история праотцев народа Божия (12—50 главы).

Сказание о творении мира, которое по-славянски называется Шестодневом, восходит к Моисею. Многие толкователи Священного Писания понимают творение мира за шесть дней не в буквальном смысле, а дни считают за большие периоды времени. “Не должно быть скрыто от вас, возлюбленные, — говорит апостол Петр, — что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день”. Эти толкователи находят в библейском тексте указание не на дни, а на длительные периоды, в которые происходило становление мира в его современном виде.

В книге Бытия рассказывается о грехопадении первого человека, постепенном развращении людей, истреблении их потопом, всех, кроме праведного Ноя и его семьи, от которого род людской постепенно опять заселил Землю. Затем дается история праотцев Авраама, Исаака и Иакова, двенадцать сыновей которого — родоначальники двенадцати колен израилевых. Последние главы книги Бытия описывают историю Иосифа Прекрасного, одного из двенадцати сыновей Иакова, занимавшего первый пост при дворе египетского фараона.

Содержание книги Бытия. Сотворение Богом за шесть творческих периодов (в Библии они названы днями) всего мира и человека. Становление человека над всем миром. Нарушение воли Создателя по наущению искусителя-сатаны, приведшее к падению человека. Лишение людей возможности общения с Богом и изгнание их из рая. Смерть, как наказание за грех. Наказание всем творениям Божиим.
Приумножение людей на земле. Сохранение богопочитания только в потомстве Сифа, сына Адама и Евы. Развращение человечества и его духовное падение. Решение Бога истребить человечество потопом.
Спасение Ноя с семьей, остававшегося праведником, во время потопа. История потомков сыновей Ноя: Сима, Хама и Иафета. Попытка построения Вавилонской башни и смешение языков. Отделение Авраама.
Послушание Авраама, первое испытание его веры — оставление им отечества. Переживания его в Земле Обетованной. Завет Бога с Авраамом, обещание ему наследника и установление обряда обрезания. Рождение Исаака. Второе испытание веры Авраама — готовность его принести в жертву сына. Подтверждение Богом Его завета с Авраамом. Поиск жены для сына Исаака, привод Ревекки. Рождение у Исаака Исава и Иакова. Бегство Иакова от гнева брата и получение подтверждения данного Богом Аврааму обещания союза с ним. Возвращение Иакова домой с большой семьей и богатством. Двенадцать его сыновей — родоначальники двенадцати колен израилевых. Продажа его сына Иосифа братьями в Египет. Милость фараона к нему за верное толкование снов фараона. Правитель Египта — Иосиф, прощение братьев и переселение всей семьи в Египет в голодное время. Книга завершается рассказом о смерти Иосифа.

ПЯТИКНИЖИЕ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:13 + в цитатник
Первые пять книг Библии составляют одно целое — Пятикнижие Моисея. По-еврейски они называются Торой, то есть Законом. Иудеи, говорившие по-еврейски, называли первую часть Библии также “Пять пятых Закона”, а иудеи рассеяния, говорившие по-гречески, — “пятитомник” или Пятикнижие.

Семьдесят толковников, которые переводили Библию с еврейского на греческий язык, дали каждой из этих пяти книг свое название, соответствующее ее содержанию или содержанию ее первых глав.

Бытие — книга о происхождении мира, рода человеческого и избранного народа.

Исход — книга начинается с рассказа об исходе евреев из Египта.

Левит — закон для священников из колена Левитина.

Числа — книга, которая начинается с описания переписи народа, то есть его исчисления.

Второзаконие — повторяет более пространно Закон, данный Моисею на Синае Богом.

Иудеи и раньше и до сих пор называют эти книги по первому слову их текста.

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:13 + в цитатник
Истина Божия открывается людям не сразу и не во всей полноте. Восхождение падшего человечества к полноте Богопознания происходило постепенно. Это восхождение было трудным, оно совершалось среди бесчисленного множества соблазнов и помех, люди часто поддавались различным искушениям. Священные писатели не обходят вниманием эти падения. Слабость человеческая не могла повредить истине, а иногда и утверждала ее. Добродетель, наконец возникшая там, где царил порок, кажется еще прекраснее.

Закон Священного Писания — постепенное восхождение к истине, ко все более полному откровению о ней. Вот ступеньки этого восхождения: Авраам слышит голос Божий и заключает с Ним союз. Моисей на горе Синай записывает на каменных досках — скрижалях — Закон, по которому обязуется жить целый народ. Наконец, пророки пытаются перенести заповеди этого внешнего Закона, исполнение которого обязательно только для одного народа, в сердце каждого человека, тем самым возлагая на него ответственность за свои поступки перед своей совестью и Богом.

Весь Ветхий Завет проникнут силой Божией, направляющей человека ко спасению. Поэтому любые слова Библии можно понимать не только в их буквальном значении. Каждая фраза Священного Писания несет в себе смысл больший, чем может выразить человеческий язык.

Кроме того, любые события ветхозаветной истории имеют еще и значение прообразов и относятся не только к давним событиям, но и к жизни Христовой Церкви. Сам Спаситель дал нам пример такого толкования Ветхого Завета. Например, Он говорил об истории пророка Ионы, три дня проведшего в желудке морского чудовища, как о знамении. Сам Господь три дня будет во гробе. И так же, как кит не смог удержать Иону и извергнул его, так и смерть не удержит Христа, и Он воскреснет.

Святые отцы учили, что события ветхозаветной истории относятся к каждому человеку, в какое бы время он ни жил.

Главная содержательная ценность Ветхого Завета — это свидетельство о пришествии в мир Спасителя. Его предвидели древние патриархи, слава ветхозаветных царей была прообразом Его славы, пророки предсказывали Его множество раз. Все верные члены Божия народа жили надеждой на Его пришествие. Бог избрал один народ среди многих, чтобы руководить им на протяжении всей истории, постепенно и милосердно, иногда испытывая его крайними бедствиями, но всегда возвращая надежду. Все это делал Господь для того, чтобы грядущий Спаситель, прежде чем Он воплотился от Девы Марии, “пророс”, по яркому образному выражению Библии, в душе народа.

Ветхий Завет

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:12 + в цитатник
Ветхий Завет заключает в себе первую часть Священной истории человечества. Она начинается с рассказа о происхождении мира, составленного по преданиям, хранимым с незапамятных времен, и особо открытым Богом Своему великому пророку и боговидцу Моисею.

Но настоящая история богоизбранного народа начинается с той поры, когда никому не ведомый кочевник из окрестностей Ура Халдейского услышал в своей душе голос Бога, поверил Ему. И за то Бог сделал его вестником Своим и повелел, чтобы он порвал с мерзким многобожием и язычеством, окружавшим его. Это был Авраам, родоначальник избранного народа Божия. Ветхий Завет и есть история потомства этого человека, первым заключившим союз с Богом — Завет.

Все священные тексты отражают тоску человеческой души, ищущей Бога. Не помнить этого — значит не понимать Священного Писания. Неправильно будет предъявлять к священным писателям требования, с которыми мы подходим к современным историкам, ведь единственная и подлинная мысль библейских авторов — раскрыть действие Божие в мире.

Кроме того, что Ветхий Завет — это книга Божия, одновременно она еще и книга человеческая, потому что рассказывает о человеческой истории.

Палестина по своему географическому положению находится на перекрестке дорог, ведущих с Севера на Юг и с Востока на Запад. Богоизбранный народ был вовлечен в поток событий, происходивших к востоку от Средиземного моря, — в Малой Азии и Месопотамии. События Ветхого Завета развиваются на фоне величественной картины создания и разрушения огромных империй. Халдеи, хетты, финикийцы, египтяне, ассирийцы, греки, скифы и римляне проходят перед нами как действующие лица многих решающих событий, но все они, незаметно для себя, исполняют волю Господа.

Заслугой современной библейской науки стало установление соответствия между событиями Священной истории и историей окрестных народов, с которыми Древний Израиль соприкасался.

Многое в Библии стало благодаря научным исследованиям более понятным. Например, жертвоприношение Авраамом своего сына Исаака, остановленное рукой Божией, вполне вписывается в ужасную картину человеческих жертвоприношений, обычных в халдейской среде. На высотах Палестины в халдейских гробницах современными исследователями найдены скелеты детей и рабов, которые были принесены в жертву. Господь научил Авраама не поступать по законам того времени.

Ритуальные сожжения Иерихона и других городов, описанные в книге Иисуса Навина, напоминают сожжение Трои, найденной Шлиманом. Археологи выяснили это, когда раскопали развалины самого Иерихона со следами древнего пожара.

В то же время некоторые подробности Священного Писания, не понятные нашим предкам, прояснились только в последнее время. Хеттяне, или хетты, о которых идет речь на страницах Библии, почти не были известны до нахождения их глиняных таблиц в Хаттушаше.

Научные исследования подтверждают рассказ Библии о событиях, происходивших в соседних с Древним Израилем странах. Например, находит подтверждение библейская история о Моисее и Иосифе.

Археологические данные позволяют сегодня подтвердить даже те места Библии, которые считались некоторыми скептиками выдумками. Например, библейский потоп повторяется во множестве описаний, его историю можно найти, скажем, в месопотамском эпосе о Гильгамеше. Или библейская вавилонская башня. Своим видом она походит на священные многоярусные башни вавилонских звездопоклонников.

Однако историческое изучение Ветхого Завета, каким бы оно ни было захватывающим и как бы много оно ни объясняло, не должно отвлекать от главной цели изучения Библии. Данные археологии, истории, науки и литературы дают возможность лучше представить себе среду, в которой Бог давал людям откровение о Себе. Эти знания полезны, но, ограничившись лишь этой стороной Библии, невозможно добраться до ее истинного смысла. Настоящей целью человека, изучающего Библию, должно быть стремление разглядеть откровение Божие, услышать Его слово, обращенное к каждому сердцу.

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:12 + в цитатник
Это водительство Божие важно проследить на протяжении всей Библии. Тогда исчезнут недоумения, часто возникающие при попытке истолкования ее отдельных частей. Все, о чем рассказыватся в Библии, от сотворения мира, описанного в книге Бытия, и до Страшного Суда, о котором повествует апостол Иоанн Богослов в своем Откровении, — это и есть история мира, ведоaмого неизреченным Промыслом Божиим к благой и до конца лишь одному Ему ведомой Цели.

Недостаточно читать Библию как любую другую книгу. Это книга священная, и поэтому не случайно Церковь учит нас молиться по Библии, вставляя большие отрывки из ее текстов в богослужение. Из нее мы знаем молитву Господню “Отче наш”, которой научил Своих учеников Сам Спаситель. По одной из книг Библии, называемой Псалтирь, молились многие поколения подвижников, и будут молиться все верующие христиане, пока стоит мир.

Необходимо читать Библию внимательно, с благоговением и постоянно к ней возвращаться. Каждый из нас должен при этом вспоминать слова Господа Моисею: “Место, на котором ты стоишь, земля святая”. Для полного понимания текста Священного Писания нужно признать, что он — от Бога. Тогда с Его благодатной помощью прояснятся кажущиеся непонятными нам места.

Следует сделать все, чтобы полюбить Священное Писание. Любовь поможет понять то, чего не постигает разум. Ибо полюбить Библию, значит полюбить Бога.

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:11 + в цитатник
Мидраш не ставил целью точно изложить какие-то события, в деталях он мог быть неточен, для его писателя самое главное состояло в том, чтобы выявить глубокую вечную истину.

Если не иметь в виду этой особенности некоторых библейских текстов, можно впасть в неправильное толкование Священного Писания. Так делают некоторые критики Библии, которые подходят к ней исключительно с исторической точки зрения. Поэтому важно знать, к какому жанру относится та или иная ее часть. Вся Библия абсолютно истинна в целом и в каждой своей части, но всегда надо учитывать, какими средствами выражают эту вечную истину библейские писатели. Если помнить об этом, богатство Священной Книги станет еще очевиднее.

Библия — это предыстория рода человеческого в книге Бытия; государственная история — в книгах Царств и книгах Маккавеев; бытовые притчи, которые отличает нравственное содержание, в книгах Руфи, Товита, Есфири; сборники изречений в Притчах Соломоновых и Екклезиасте; философский трактат в форме драмы в книге Иова; возвышенная поэзия в Песне Песней. Все эти литературные жанры собраны в Ветхом Завете.

В Новом Завете тоже заметна большая разница в стиле между четвертым Евангелием от Иоанна и первыми тремя Евангелиями, а также между различными посланиями. И, наконец, Апокалипсис, или Откровение святого апостола Иоанна Богослова, — это произведение совершенно особенное по стилю и жанру.

Для того чтобы хорошо понимать Священное Писание, надо изучить не только сам текст, но и условия, в которых этот текст создавался. Большое значение имеет также личность автора. У каждого человека свой темперамент, свой характер, который отражается в том, что этот человек пишет, будь то картина, стихотворение, роман или исторический трактат. Психология пророков Исайи и Иеремии, например, совершенно разная. Все священные писатели — это люди, исполненные Духа Святого. Тем не менее они не могли не испытывать на себе, а значит, и не отражать в тексте, влияние тех людей, с которыми им постоянно приходилось сталкиваться в жизни. Ясно, что суровый крестьянин Амос, сын священника Иезекииль и Исайя, принадлежавший к высшему обществу, говорили разным языком.

Чтобы правильно понимать Священное Писание, надо также помнить, что те строки, которые мы читаем, являются переводом. На славянский язык Священное Писание перевели святые Кирилл и Мефодий, а на русский — большая группа ученых богословов лишь в прошлом веке. До того русского текста Библии не существовало.

Любой перевод не может быть абсолютно точным. Что-то в нем теряется, он всегда несет на себе отпечаток личности переводчика. Кроме того, каждый из языков, на котором писались книги Священного Писания, имел свой, только ему присущий дух. Еврейский литературный язык, на котором создавалось большинство книг Ветхого Завета, арамейский разговорный и даже народный греческий, которыми пользовались апостолы в посланиях, имеют своеобразные обороты речи, особые выражения. Им трудно найти точные соответствия в славянском и особенно в русском языке.

Библейские языки относятся к восточным. В них много поэтических преувеличений, часто встречающихся у народов Востока, особая лирика, иногда не понятная нам. Некоторые выражения, даже когда их переводят слово в слово, остаются неясными нынешнему читателю, хотя были понятны для современников. Сегодня забыто, что сердце, а не мозг, считалось у древних органом мышления, а центр чувств находился не в сердце, а в почках. Память о том, что рог считался символом могущества, совершенно изгладилась в наше время. Но как в таком случае перевести выражение “Бог воздвиг нам рог спасения” из первой главы Евангелия от Луки?

А это означает: Бог посылает нам могущественного Спасителя.

Мы рассказали об условиях, необходимых для понимания Священного Писания. Но это еще не все. Библия — не только обращенное к нам Слово Божие, это еще и повествование о Боге, являющемся миру в Своих делах. В Библии мы не только слышим голос Самого Бога, но и узнаем о Его делах, которые так же весьма поучительны и часто оказывают более сильное впечатление на людей, чем слова. Цель Библии — показать, что вся человеческая история, все, что случается с людьми изо дня в день, — это исполнение того, о чем предрекает Дух Святой. Библия напоминает нам: человек — это не игрушка слепой судьбы, как думали древние римляне и греки и как думают многие сегодня. Жизнь любого человека — в руках любящего всех Бога, от Которого все зависит. Воля Божия — вести человека к единой истинной цели — ко спасению. Библия, состоящая из Ветхого и Нового Заветов, — это единая повесть о человеческом роде — от его сотворения Богом до спасения его Господом Иисусом Христом.

Иногда случалось, что действие Божие в мире проявлялось не таинственно и скрыто, а сильно и явно для всех — при помощи чудес. Некоторые из этих чудес могут быть связаны с естественными, природными явлениями, как, например, десять казней египетских. Однако их происхождение, время и огромный, чрезвычайный масштаб ясно доказывают, что эти, на первый взгляд природные, явления происходили по особой воле — Божией. Чудеса Христовы, наполненные бесконечной любовью к человеку, вдохновенной простотой, всегда имеют в себе нравоучительный смысл. Их, несомненно, следует признать очевидными проявлениями благой воли Божией.

Чудеса дают возможность любому человеку ощутить в мире действие Творца и Промыслителя. Однако Бог становится доступен разуму не только посредством Своих чудес. Действие Божие проявляется в людских душах, возвышая их к свету, ведя путями, часто трудными и не прямыми, но верными и единственно возможными.

КАНОН СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:11 + в цитатник
Библия делится на две неравные по объему части: Ветхий Завет и Новый Завет. Слово завет на греческом значит договор, союз и напоминает нам о союзе, заключенном Богом с человечеством, сначала только через один народ, а потом со всеми через посредство воплотившегося Сына Божия Иисуса Христа. Священное Писание называется также Откровением, потому что в нем Бог открывает нам Свои тайны.

Каждая из частей Библии состоит из небольших книг, содержащих канон — правила жизни и правила веры. Канон в переводе с греческого и есть правило.

Когда мы говорим “канон Священного Писания”, то имеем в виду книги Библии как Ветхого, так и Нового Завета, признанные Церковью богодухновенными, то есть написанными под непосредственным руководством Святого Духа, хотя и разными людьми.

Книги, которые включены в Ветхий Завет только для назидательного чтения, называются неканоническими. В Православной Библии Ветхий Завет насчитывает 39 канонических и 11 неканонических книг. Протестанты неканонических книг не печатают вовсе, а у католиков в канон входит 45 книг Ветхого Завета.

В первые века христианства существовало много писаний, рассказывающих о жизни Спасителя и Его учении. Многие из них были еретическими и подложными, хотя надписывались именами уважаемых людей и даже апостолов. Некоторые содержали важные исторические сведения, но не могли быть признаны Церковью как безупречные источники богооткровенной истины. Канон Нового Завета не меняется со второго века.

Все без исключения новозаветные книги являются каноническими.

Библию называют еще Словом Божиим. Это название выражает веру Церкви в то, что со страниц Библии к нам обращается Сам Бог, а не только один из ее священных писателей, которые были хотя и святыми, но все же людьми. Конечно, Бог не писал Библию Сам и не диктовал ее слово за словом. Под действием Святого Духа разум священных писателей прояснялся настолько, что они могли без изъяна и ошибок или несовершенства выражать все, что им открывал Бог. Они оставались при этом людьми, каждый с характерными особенностями стиля, любимыми словами и выражениями, писали на знакомых им языках, но через них говорил Сам Бог.

За время, прошедшее с написания книг Библии, многое изменилось на Земле. Что-то ушло от нас насовсем, что-то заняло важное место в жизни, хотя появилось относительно недавно. Нам иногда трудно представить себе образ жизни людей Древнего Израиля, слишком эти люди далеко от нас и по времени, и по расстоянию. То, что они понимали с полуслова, для нас нуждается в разъяснении.

Многие святые отцы оставили нам свое толкование Библии. Не забывая о самостоятельном чтении и размышлении над ее текстами, полезно обращаться к творениям святых отцов, стоящих ближе к нам и по языку, и по времени, и поэтому обращающих особое внимание на объяснение возможных недоумений.

Для тех, кто хочет глубже вникнуть в смысл Библии, будет полезно разобраться, к какому литературному жанру относится та или иная библейская книга. Поэты, писатели, философы, историки пишут по-разному, каждый имеет собственный стиль. Иногда поэтическое произведение может быть более верным свидетелем истины, чем историческое повествование или философский трактат. Но рассказывают они об этой истине по-разному. Перед библейскими писателями стояла очень важная задача: выразить земными, литературными средствами то неземное, сверхъестественное, что открывал им Бог. Но они делали это каждый по-своему, используя при этом различные жанры.

Например, среди израильского народа того времени был очень популярен род притчи, который назывался мидраш. Это было нечто вроде рассказа с нравоучением в конце.

Священное писание

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:10 + в цитатник
Для христиан Библия — это вершина всего, что было когда-то написано и еще только будет создано самыми великими умами человечества. Библия — это книга книг. Она остается самой читаемой книгой в мире на протяжении многих столетий. Общий тираж ее достигает миллиарда экземпляров. В переводе она существует почти на семистах языках и диалектах.

Само название “Библия” выражает ее исключительное значение. У греков слово “библос” значило просто книга. В далекие времена, во втором тысячелетии до Рождества Христова, финикийцы превратили город под названием Библос в склад папируса для книг. От названия этого города произошло и греческое слово библос.

Такие науки, как история, география, социология, а также поэзия и литература много из нее почерпнули. Все европейское искусство основано на Библии.


Поиск сообщений в want_to_know
Страницы: 14 13 [12] 11 10 ..
.. 1 Календарь