-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ‘илофоб

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 5) ћоре_и_корабли –џ∆»…_ ќЌ№ Ћи–у ѕернатые_любимцы Libertalia
„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) Ѕасни

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 01.07.2010
«аписей: 4246
 омментариев: 8447
Ќаписано: 14732

’удожник ѕ€ткин Ц пионер советской психогеографии

ѕ€тница, 01 Ќо€бр€ 2013 г. 14:04 + в цитатник

104.01  Ѕ

Ќастольна€ игра работы художника ». ѕ€ткина «—аша и ћаша идут к бабушке» была опубликована в 9-ом номере «¬еселых картинок» за 1969 год. 


—оветска€ интеллигенци€ в это врем€ впервые узнала о леттризме и иде€х психогеографии, подн€тых на знам€ бойцами —итуационистского »нтернационала во врем€ парижского студенческого восстани€ в мае 1968 года. »де€ разоблачени€ и преодолени€ властного контрол€ путем радикальной психо-деконструкции городской топографии завладела умами многих интеллектуалов. ќдним из пионеров советской психогеографии стал штатный художник «¬еселых картинок» ». ѕ€ткин.
—пециализацией ». ѕ€ткина в журнале были настольные игры патриотической тематики. ¬от четыре образца его творчества на переломе 60-70-х годов прошлого века: бродилка «–азведчики» (є 2, 1968 год), стратеги€ «–азведчики» (є 2, 1970 год), стрел€лка «летчики-пилоты» (є 2, 1972 год) и стратеги€ «¬оенные маневры» (є 2, 1973 год). “ем отча€ннее и неправдоподобнее выгл€дит превращение художника из картонного «разведчика» в городского психо-партизана.

јхтунг: все маленькие картинки кликабельны!

 

ѕ€ткин провел мощную деконструкцию московской топографии в соответствии с основными правилами леттризма и после этого выпустил в дрейф (derive) по городскому лабиринту —ашу и ћашу, чтобы проверить на них действенность ситуационистских психопрактик. ћосква у ѕ€ткина – это два гигантских ареала. ¬верху и справа находитс€ пространство рекреации, место - где восстанавливаетс€ в своих правах и праздность, внизу слева – пространство ликовани€ –  ремль как символ вымышленных и нав€занных жителю города потребностей. ћежду этими полюсами находитс€ некоторое количество хаотически разбросанных узнаваемых топонимов, но основной фон создает «стройка-помойка», как в свое врем€ определил губительную стихию российского “пустого небыти€” художник  абаков (оказавшийс€ на заработках в соседнем – 10-ом номере журнала).



ќ психотехниках, которыми пользовалс€ ѕ€ткин в своем дрейфе, можно судить по его рисунку. ¬от на шпиле одного из домов венец советского герба с выломанной сердцевиной. Ёто не что иное как «монгольское окошко» - психо-гаджет, много лет спуст€ описанный медгерменевтами. »спользу€ такое приспособление как рамку можно измен€ть оптику воспри€ти€. 


54.31  Ѕ

¬от, подойд€ в  ремле к ÷арь-пушке, входившей в об€зательный набор московского потребительского кич-туризма, —аша говорит ћаше: «нужно как следует разгл€деть старинное орудие». «десь очевиден типичный эффект остранени€, впоследствии прин€тый на вооружение анархо-краеведами: ѕ€ткин призывает нас вырыватьс€ из привычного нав€занного контекста и посмотреть на знакомые вещи новым нерефлексирующим взгл€дом.



ѕ€ткин как бы дает пон€ть, что у психогеографа должно сносить башню, что и демонстрирует, вырвав из привычной топографии и пометив в центр московского психотопоса ќстанкинскую башню. “ем самым художник предпринимает отча€нную попытку устранени€/замены действительной сакральной оси ћосквы – железного штыр€ на площади ƒзержинского – места, на котором сотни лет крутитс€ бессмысленна€ и беспощадна€ истори€ этих мест.



ћожно утверждать, что ѕ€ткин столь же беспощаден к себе в использовании средств дл€ драйва, как и его более знаменитый коллега по психогеографии ¬енедикт ≈рофеев, который практически в одно врем€ с ѕ€ткиным (на кабельных работах в Ўереметьево осенью 1969 года) деконструировал ћоскву, измен€€ состо€ние сознани€ аутентичными средствами. ѕопав в конце бессмертной поэмы к пам€тнику ћинину и ѕожарскому на  расной площади в ѕетушках, ¬енечка довел до логического завершени€ призыв идеолога —итуационистского манифеста √и ƒебора блуждать по немецким городам √арца, слепо руководству€сь при этом картой Ћондона. ¬ любом случае, в п€ткинском драйве нет места расчетливой пустоте т.н. генеративной психогеографии, когда сытые бездельники уныло прогуливаютс€ по затверженному алгоритму: второй поворот направо, второй направо, первый налево, повторить.



Ќеизвестно, чего не хватило ѕ€ткину, чтобы побороть великий ужас  расной площади, символом которого может служить зловеща€ тьма за случайно приоткрытой дверью ћавзоле€ на кремлевской бродилке √. ќгородникова (є 3, 1971 год). ѕ€ткин не смог включить главное пространство ликовани€ -  расную площадь в свою психокарту ћосквы. ћожет быть, он напрасно пренебрег традиционной психотехникой, к которой зачастую прибегали художники круга «¬еселых картинок». “ак, уже на втором ходу игра ¬иктора ѕивоварова «Ќаша прогулка» (є 10, 1970) превращаетс€ в трип, на что художник меланхолично замечает: «—рываешь мухоморы? ј это ведь плохие грибы. ¬озвращаешьс€ на три хода назад». 



Ќо ѕ€ткин бросает своих героев не назад, а вперед, призыва€ их вырватьс€ из регламентированных пространств ликовани€. —ами —аша и ћаша, идущие к Ѕабушке через жуткий московский лес – это  расна€ Ўапочка, сперва порванна€ на пионерские галстуки, а потом слепленна€ Ёль Ћисицким в ликующий трехглазый советский андрогин, немало напугавший в 1929 году жителей ÷юриха (приводитс€ также в современной версии московского художника ёри€ Ѕалашова).



”никальный случай спасени€ предлагает ѕ€ткин —аше. —аша, помогающий старушке донести сумку, перемещаетс€ молниеносно (и это подчеркивает рисунок) на двадцать одно (sic!) поле вперед, избега€ адского пламени  ремл€.  ак заметил по другому поводу ѕавел ѕепперштейн, «в христианском каноне очень легко огорчить —атану. ≈сли ты перевел старушку через улицу, перекрестилс€ или не ударил человека по €йцам, когда тебе захотелось, то —атана уже корчитс€ от ужаса и боли». 


≈ще одной остановкой в пути, котора€ могла бы вырвать C/ћашу из дурной пустоты пространств ликовани€, €вл€етс€ парк. ѕосадив деревь€ в парке, —/ћаша устремл€етс€ вперед на дес€ть полей, поскольку ускользает из объ€тий бессмысленной принудительной работы в праздник самосто€тельной творческой де€тельности. ѕ€ткин несомненно намекает в этом эпизоде игры на недавние (апрель – май 1969 года) событи€ в калифорнийском ”ниверситете Ѕеркли, когда студенты устроили праздник свободного труда, разбив на месте пустыр€ р€дом с кампусом Ќародный парк. ѕ€ткину, конечно, был известен конец этой истории: јдминистраци€ –ейгана устроила жестокую расправу с «детьми цветов», вооруженными только пухлыми томиками первого английского издани€ книжки Ќосова «The adventures of Dunno and his friends from Flower Town». ѕоэтому в парке ѕ€ткина по€вл€етс€ зловеща€ бела€ дорожка, отбрасывающа€ —/ћашу на тридцать ходов назад – они попадают в парк аттракционов –насильственной рекреации, изнурительного «служени€ отдыху», составл€ющего пару бессмысленному «труду», нав€занному властным дискурсом. “ак ѕ€ткин показывает, что и пространство рекреации может таить в себе угрозу главному принципу летттристов и ситуационистов «Ќикогда не работайте». 



¬ырвавшийс€ из пространства рекреации —/ћаша как никогда близок к своей цели – домику бабушки. Ќо с самого начала игры ѕ€ткин дает пон€ть, что с Ѕабушкой тоже все не так просто. ¬место св€тых даров – хлеба и вина – которые несет бабушке  расна€ шапочка в классической версии сказки братьев √римм.- в корзинку —/ћаши ѕ€ткин помещает приспособлени€ дл€ в€зани€ – неотъемлемые атрибуты бабушки. «начит ли это, что в конце пути —/ћашу ждет не бабушка, но кто-то, присвоивший ее дискурс, но лишенный ее морфологических свойств. ќ том, кто это, можно догадатьс€, гл€д€ на светофор, вис€щий пр€мо перед бабушкиным домом. ≈го красный сигнал находитс€ не наверху (как это повсеместно прин€то после ратификации ———– в 1959 г. положений ћеждународной конвенции о дорожном движении, дорожных знаках и сигналах), а внизу – в пространствах јда. 



» почему у бабушки такие большие руки? ”ж не дл€ того ли, чтобы легче было схватить и не отпускать советского художника ѕ€ткина, и несчастных советских детей —ашу и ћашу, чтобы и дальше зат€гивать их в свою пустоту, где психокарта ѕ€ткина оборачиваетс€ знаком дурной бесконечности, где пространства ликовани€ и рекреации сливаютс€.



–усска€ Ѕабушка не отпустила художника ѕ€ткина. ”же в декабре 1972 года в «¬еселых картинках» была опубликована его карта ћосквы, где все – или почти все – топонимы властного дискурса вернулись на свое место. –еволюци€ потерпела поражение, добрые охотники не пришли и не вынули —/ћашу из бабушкиного чрева. ¬прочем, о неизбежности такого конца предупреждал Ўарль ѕерро еще в 1697 году...

 

via chachalava


ѕонравилось: 1 пользователю



Turquoise_Mermaid   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 01 Ќо€бр€ 2013 г. 15:19 (ссылка)
Ёто все придумал „ерчилль в восемнадцатом году
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 01 Ќо€бр€ 2013 г. 15:20ссылка
...и закопал, и табличку написал...
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку