Среди добродетелей, поистине духовных, обретаемых по очищении сердца, особо
возвышенной является смирение, именуемое смиренномудрием. По существу,
смирение есть подлинное самопознание, рожденное в перенесении скорбей,
среди неудач и бессилия, когда в борьбе со злом человек познает истинное
ничтожество своего "я". То, что до этих пор называлось смирением, было лишь
прообразом его, неким подобием, которое к самопознанию отношения не имело и
было сравнительно бесполезным.
Распознать молитву умно-сердечную деятельную, отличить ее от умной возможно
лишь по характеру вышеописанных искушений, сопутствующих деланию, и не
иначе. Особым признаком умно-сердечной молитвы будет не отвлекающееся
внимание, молитва нуждается теперь не столько во множественности
произношения, сколько в качестве внимания, дабы удобнее обнаруживать
полчища демонов и хитрости их.
В период прохождения умно-сердечной деятельной молитвы внимание ума должно
быть сосредоточено там же, где и при молитве умной. То есть ум, внимая
молитве, пусть пребывает в области гортани, там, где находится орган слова,
где глотается пища. Это познано опытом, и об этом же говорит Паисий
Величковский. Что касается соединения ума с сердцем, то, как уже
пояснялось, сама благодать вводит в сердце молящийся ум. И бывает это в
надлежащее время, не прежде того, как сердце очистится от страстей.
Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D1%80%...rstr=&zone=all&wordforms=exact