-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vienpa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.01.2014
Записей: 4649
Комментариев: 8
Написано: 4656


Будучи вторым игуменом Киево-Печерской лавры, ввел в монастыре Студийский общежительский устав, предписывавший

Среда, 01 Октября 2014 г. 11:16 + в цитатник

Феодосий Печерский преподобный (ок. 1036 - 1091
гг.) - русский святой, один из основателей Киево-Печерской лавры,
учредитель монашеского общежития в русских монастырях. Принял пострижение в
Киево-Печерской лавре от св. Антония Печерского (ок. 1056 г.). Будучи
вторым игуменом Киево-Печерской лавры, ввел в монастыре Студийский
общежительский устав, предписывавший общую трапезу, одинаковую одежду,
отсутствие личного имущества и непрестанные труды для всех
монашествовавших. Начал обширное строительство, в 1073 г. заложил каменную
церковь во имя Успения Богородицы. Принимал участие в политической жизни
киевского княжества; пользовался покровительством вел. князя Изяслава
Ярославича, выступал с обличениями его брата Святослава, незаконно
захватившего великокняжеский престол, за что претерпел ряд гонений. Автор
ряда посланий и поучений к иконам и к народу. Общерусское почитание с 1091
г.; первоначальный вариант жития был составлен в 1094 г. Нестором. Память 3
(16) мая и 14 (27) августа.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%91%D1%83%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_79090262_Buduci-vtorym-igumenom-Kievo-Pecerskoj-lavry-vvel-v-monastyre-Studijskij-obsezitelskij-ustav-predpisyvavsij-obsuue-trapezu-odinakovuue-odezdu-otsutstvie-licnogo-imusestva-i-neprestannye (400x209, 14Kb)

Фавор - гора в Галилее, к юго-востоку от Назарета; место, где произошло Преображение Господне, фаворский свет

Среда, 01 Октября 2014 г. 08:16 + в цитатник

Ф


Фавор - гора в Галилее, к юго-востоку от Назарета; место, где
произошло Преображение Господне, фаворский свет Божественный свет
Преображения.

Федор Стратилат - великомученик. Уроженец Малой Азии, был
правителем Ираклии Понтийской. В 319 году при Лицинии (соправителе
Константина) претерпел мученическую кончину за исповедание христианства.
Позднейшее предание приписывает Федору Стратилату подвиг змееборчества (по
образу многих других жителей св. мучеников-воинов). Память 8 (21) февраля и
8 (21) июня.

Федор Студит, преподобный (759-826 гг.) - христианский святой,
подвижник и преобразователь монашеской жизни. Принял пострижение в
Саккудионском монастыре, впоследствии стал его игуменом. С 798 г. - игумен
Студийского монастыря; учредил новый монастырский устав (т.н. Студийский),
который впоследствии принят в большинстве православных монастырей. Из-за
конфликтов со светской властью неоднократно изгонялся из монастыря. При
Льве V Армянине выступил с осуждением иконоборчества, был заключен, а затем
сослан, но продолжал борьбу. Возвращен из ссылки в 824 г., канонизирован
через два года после смерти (825 г.). Автор трех книг "Опровержений",
направленных против иконоборчества, которое он рассматривал как
христологическую ересь, отрицающую полноту человеческой природы Христа.
Федору Студиту принадлежит также множество проповедей, собранных в Большом
и Малом Катехизисах, ряд посланий и некоторые богослужебные песнопения.
Память 11 (24) ноября.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A4%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_79073924_F------Favor--gora-v-Galilee-k-uego-vostoku-ot-Nazareta_-mesto-gde-proizoslo-Preobrazenie-Gospodne-favorskij-svet-Bozestvennyj-svet-Preobrazenia. (400x209, 10Kb)

Умиление - особый эпитет, присваивавшийся различным изображениям Богоматери; на протяжение долгого времени

Вторник, 30 Сентября 2014 г. 18:06 + в цитатник


У


Умиление - особый эпитет, присваивавшийся различным
изображениям Богоматери; на протяжение долгого времени использовался
историками искусства в качестве родового названия для изображений
Богоматери, ласкающей младенца, который прижимается щекой к ее щеке (см.
также Гликофилуса).

Успение Богородицы - один из двунадесятых христианских
праздников, падающий на 15 (28) августа и установленный в воспоминание о
кончине Богоматери и чудесном взятии ее на небо. Упоминание об этом событии
отсутствуют в канонических библейских книгах; оно описано в "Слове Иоанна
Солунского", сказании Псевдо-Иосифа, "Слове Иоанна Богослова" и других
апокрифических источниках. Празднуется с IV в; окончательно узаконен в V-VI
вв.- после III Вселенского (Эфесского) собора, подтвердившего почитание
Девы Марии Богородицей. Праздничные каноны составлены в VIII веке Козьмой
Маюмским и Иоанном Дамаскиным. Икона "Успение Богородицы" входит в состав
праздничного ряда иконостаса русского православного храма.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A3%D0%BC%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78983018_U------Umilenie--osobyj-epitet-prisvaivavsijsa-razlicnym-izobrazeniam-Bogomateri_-na-protazenie-dolgogo-vremeni-ispolzovalsa-istorikami-iskusstva-v-kacestve-rodovogo-nazvania-dla-izobra (400x209, 16Kb)

- устав) - богослужебная книга, содержащая указания на то, в какие дни и часы, при каких божественных службах

Вторник, 30 Сентября 2014 г. 16:46 + в цитатник

Типикон (греч. - устав) - богослужебная книга,
содержащая указания на то, в какие дни и часы, при каких божественных
службах и в каком порядке должны произноситься молитвы из Служебника,
Часослова, Миней и Триодей.

Триодь постная - богослужебная книга, содержащая изменяемые
молитвы для богослужения в те подвижные дни годичного круга, которые
составляют приготовление к Великому посту и сам Великий пост. Наряду с
молитвами содержит неполные каноны (т.н. трипеснцы), состоящие не из
восьмидевяти (как обычно), а из двух-четырех песен. В воскресные дни канон
поется полностью.

Триодь цветная - богослужебная книга, содержащая изменяемые
молитвы для подвижных дней богослужения годичного круга, начиная от дня
Пасхи и кончая неделей Всех святых.

Троица - Бог, сущность которого едина, но бытие которого есть
личностное отношение трех ипостасей: Отца ("Вседержителя, Творца небу и
земли, видимым же всем и невидимым"), Сына ("единаго Господа Иисуса Христа,
Сына Божия. Единороднаго. Иже от Отца рожденнаго прежде всех век Света от
Света. Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна
Отцу, Имже вся быша") и Духа Святого ("Духа Святаго, Господа,
Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и
сславима, глаголавшаго пророки"). Для уяснения взаимоотношений лиц Св.
Троицы богословие выработало особые термины: "усия" - субстанция или
сущность; то, что является общим между всеми тремя лицами, и "ипостась" -
особенные личностные свойства нерождаемости (безначалия), рождения и
исхождения, присущие каждому из трех лиц в отдельности (Отец безначален,
Сын от Отца рождается, Дух Святой от Отца исходит, т.е. получает природу,
как и Сын). Понятие о Св. Троице восходит к некоторым местам Св. Писания, в
которых упоминаются различные ипостаси или содержатся свидетельства о
триипостасности Бога; в Новом Завете, кроме того, дается первоначальное
понятие о Св. Троице в исповедании веры, учрежденном Иисусом Христом
("...во имя Отца, Сына и Святого Духа" - Мф XXVIII, 19), а также излагаются
важнейшие особенности ипостасного общения Отца и Сына (Ин 1, 1-5; VIII,
19-58; XVII, 5 и др.). Наконец, в Новом Завете приводятся описания явлений
триипостасного Бога во время Крещения (Богоявления - см.) и Преображения.
Догмат о Св. Троице - первый христианский догмат, сформулированный и
установленный церковью вскоре после официального принятия христианства и
включенный в определения I и II Вселенских соборов (см. Символ Веры).
Поскольку христианская традиция на протяжении веков настаивала на
неизобразимости Бога-Отца, непосредственное изображение Троицы появляется в
византийском и древнерусском искусстве сравнительно поздно, в XV-XVI вв.;
ему предшествуют символические изображения, среди которых наиболее
распространенным было изображение Гостеприимства Авраама (Явления Аврааму
трех ангелов Быт XVIII, 1-16). Православная традиция рассматривает это
событие как откровение Аврааму триипостасного Бога в ангельском образе (в
отличие от католической, опирающейся на Августина). Предельного
совершенства этот иконографический тип достигает в "Троице" Андрея Рублева,
воплотившей в символическом образе трех ангелов всю возможную полноту
догматических представлений о триипостасном Боге. В XVI-XVII вв., наряду с
рублевским изводом, широкое распространение получают изображения Троицы,
непосредственно представляющие все три ипостаси (в обход запрета, который
продолжает действовать): Отца в виде старца с восьмиконечным нимбом; Сына в
виде отрока, восседающего на лоне Отца (Ин 1, 18) или взрослого мужа,
восседающего на троне по правую руку от Него; и Святого Духа в виде голубя;
обычно такого рода изображения располагаются в центре праотеческого ряда
иконостаса русского православного храма.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=--%D1%83%D1%8...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78976662_-naradu-s-rublevskim-izvodom-sirokoe-rasprostranenie-polucauet-izobrazenia-Troicy-neposredstvenno-predstavlauesie-vse-tri-ipostasi-v-obhod-zapreta-kotoryj-prodolzaet-dejstvovat_-Otca-v- (400x209, 25Kb)

Различают малую и великую схиму, предполагающую затвор в монастыре и исполнение более строгих обетов.

Вторник, 30 Сентября 2014 г. 15:09 + в цитатник

Схима (греч. - форма) - ангельский образ, особый
чин или степень, установленный для монахов. Различают малую и великую
схиму, предполагающую затвор в монастыре и исполнение более строгих обетов.
Возникла как форма отшельничества в общежитийном монастыре. Слово "схима"
может употребляться для обозначения монашеского облачения.


Т


Таинства - богоучрежденные священные действия, в которых под
видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. Православная
церковь признает семь таинств: крещение, причащение, покаяние, священство,
миропомазание, брак, елеосвящение (соборование). Все они так или иначе
связываются с текстом Св. Писания, хотя некоторые из них утвердились в
церковном обиходе не сразу. В церковном искусстве XVII-XVIII вв. известна
символическая композиция "Семь таинств".

Тайная Вечеря - последняя совместная трапеза Иисуса Христа и
двенадцати апостолов накануне дня крестной смерти Христа (Мф XXVI, 17-35;
Мк XIV, 12-31; Лк XXII, 7-38; Ин XIII, 1-17); происходила в первый день
иудейской Пасхи (согласно Евангелию от Иоанна - накануне Пасхи), который
обычно сопровождался ритуальным закланием и вкушением пасхального агнца. На
Тайной вечере в роли жертвенного агнца выступает сам Христос, совершающий
символическое жертвоприношение - преломив хлеб и подав своим ученикам чашу
с вином со словами "Сие есть Тело Мое... сие есть Кровь Моя Нового
Завета, ...за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф XXVI, 26-28; Мк
XIV, 22-24; Лк XXII, 19-20). Таким образом было учреждено таинство
Евхаристии, представляющее собой центральный момент христианской литургии.
В византийском и древнерусском искусстве, наряду с символико-догматической
композицией "Евхаристия" ("Причащение апостолов"), получила распространение
историческая композиция на тему Тайной вечери, непосредственно
иллюстрирующая евангельский текст.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A0%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78965226_Tajnaa-Vecera--poslednaa-sovmestnaa-trapeza-Iisusa-Hrista-i-dvenadcati-apostolov-nakanune-dna-krestnoj-smerti-Hrista-Mf-XXVI-17-35_-Mk-XIV-12-31_-Lk-XXII-7-38_-In-XIII-1-17_-proishodila (400x209, 20Kb)

Первые три дня Страстной недели соответствуют первым трем дням пребывания Христа и Иерусалиме накануне иудейского

Вторник, 30 Сентября 2014 г. 14:06 + в цитатник

Страстная неделя - в христианском богослужении
последняя неделя Великого поста, посвященная воспоминанию о страданиях
Христа Спасителя и о принесенной им искупительной жертве. Первые три дня
Страстной недели соответствуют первым трем дням пребывания Христа и
Иерусалиме накануне иудейского праздника Пасхи - Мф XXI, 12 - XXVI, 16; Мк
XI, 12 - XIV, II; Лк XIX, 45 - XXII, 6; Ин ХII, 20-50; Великий Четверг -
пасхальной вечери Христа с учениками (см. Тайная вечеря - Мф XXVI, 17-46;
Мк XIV, 12-42; Лк XXII, 7-46; Ин XIII, 1-17); Великая Пятница - осуждению,
распятию и погребению Христа - Мф XXVI, 47 - XXVII, 66; Мк XIV, 43 - XV,
47; Лк XXII, 47 - XXIII, 56; Ин XVIII, 2 - XIX, 42. По окончании Страстной
недели празднуется Пасха.

Страшный Суд - по христианским представлениям заключительный
момент мировой истории, предшествующий обновлению мира и окончательному
воссоединению человека с Богом; вселенский суд, который будет осуществлен
Иисусом Христом во время второго пришествия над живыми и мертвыми,
воскресающими во плоти и получающими по приговору Судьи сообразно со своими
делами вечное блаженство в раю или вечные муки в аду. Восходит к
ветхозаветным представлениям о времени полного и окончательного торжества
Бога над своими врагами (Ис XIII, 2-9, Иез XXX, 3 и др.). С течением
времени эти представления усложняются и превращаются в развернутые
эсхатологические картины (Дан VII-VIII и др.). В новозаветных текстах
упоминания о Страшном Суде носят чаще всего аллегорический характер -
отделение агнцев от козлищ (Мф XXV, 31-33), притча о девах разумных и
неразумных (Мф XXV, 1-13) и др.; самое подробное описание грядущего
Страшного Суда содержится в последней книге Нового Завета - Откровении
Иоанна Богослова (Апокалипсисе Иоанна). Отдельные эсхатологические образы и
картины, присутствующие в Св. Писании, были систематизированы и приведены в
единую картину отцами церкви, среди которых особая роль принадлежит Ефрему
Сирину.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78958859_Strasnyj-Sud--po-hristianskim-predstavleniam-zakluecitelnyj-moment-mirovoj-istorii-predsestvuuesij-obnovleniue-mira-i-okoncatelnomu-vossoedineniue-celoveka-s-Bogom_-vselenskij-sud-kotor (400x209, 22Kb)

Стихарь знаменует "ризу спасения и одежду веселия" и означает чистую совесть, непорочную жизнь и духовную

Вторник, 30 Сентября 2014 г. 01:26 + в цитатник

Стихарь (греч.) - нижнее облачение священников
(подризник) и верхнее - диаконов, длинная до щиколоток рубаха с вырезом по
горлу и с широкими, длинными рукавами (у священников - с узкими). Стихарь
знаменует "ризу спасения и одежду веселия" и означает чистую совесть,
непорочную жизнь и духовную радость о Господе - непременные условия для
принимающих участие в богослужении.

Стихира (греч. - многостишие) - богослужебное песнопение,
состоящее из множества стихов, которые написаны одним размером и
предваряются, как правило, стихом из Св. Писания. Стихиры исполняются во
время богослужения на вечерне (после псалма CLX - "Господи воззвах..."), в
конце вечерни и утрени, если нет великого праздника, и в конце утрени после
псалмов CLVIII,CLIX и CL.

Стоглав, Стоглавник - поделенный на сто частей сборник,
содержащий описание деяний и постановления церковного собора 1551 г.,
который был созван митрополитом Макарием и состоялся в Москве при участии
Ивана IV Грозного. Постановления собора касались вопросов богослужения и
обрядов, епархиального управления и управления монастырями, участия церкви
в мирских делах и т.д. В области церковного искусства собор высказался за
строгую регламентацию и контроль над деятельностью иконописцев и рассмотрел
несколько спорных иконографических вопросов (в частности, вопрос об
изображении Троицы). Постановления Стоглава были отменены собором 1667 г. -
в связи с реформаторской деятельностью патриарха Никона.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78867591_V-oblasti-cerkovnogo-iskusstva-sobor-vyskazalsa-za-stroguue-reglamentaciue-i-kontrol-nad-deatelnostue-ikonopiscev-i-rassmotrel-neskolko-spornyh-ikonograficeskih-voprosov-v-castnosti-vop (400x209, 14Kb)

Согласно православному преданию, Нерукотворный образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря после

Понедельник, 29 Сентября 2014 г. 22:56 + в цитатник

Спас Нерукотворный - особый тип изображения
Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице).
Согласно православному преданию, Нерукотворный образ Христа был запечатлен
для эдесского царя Авгаря после того, как посланный им художник не сумел
изобразить Христа: Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором
остался отпечаток, и вручил его художнику вместе с письмом для царя (с
исповеданием веры). Был помещен в нише над городскими воротами Эдессы;
впоследствии, при язычниках замурован глиняной доской (черепицей) и
кирпичами. Обретен в 545 г. вместе с новым отпечатком - на черепице, в 944
г. перенесен в Константинополь; утрачен после нашествия крестоносцев в 1204
г. Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно
из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом
образе, а в более узком смысле - как важнейшее свидетельство в пользу
иконопочитания. Списки с него получили широкое распространение в
византийской и древнерусской живописи. Перенесение Нерукотворного образа из
Эдессы в Константинополь - один из праздников православной церкви,
отмечаемый 16 (29) августа.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78855630_Soglasno-pravoslavnomu-predaniue-Nerukotvornyj-obraz-Hrista-byl-zapecatlen-dla-edesskogo-cara-Avgara-posle-togo-kak-poslannyj-im-hudoznik-ne-sumel-izobrazit-Hrista_-Hristos-umyl-lico-ot (400x209, 18Kb)

Духа на апостолов в Иерусалиме, во время иудейского праздника Пятидесятницы, отмечаемого на 50-й день после

Понедельник, 29 Сентября 2014 г. 20:06 + в цитатник

Сошествие Св. Духа на апостолов (Пятидесятница,
Троица) - один из двунадесятых христианских праздников, установленный в
воспоминание о сошествии Св. Духа на апостолов в Иерусалиме, во время
иудейского праздника Пятидесятницы, отмечаемого на 50-й день после Пасхи
(Деян II, 1-13); празднуется в воскресенье восьмой недели после Пасхи. Это
событие совершается во исполнение ветхозаветных (Иоиль II, 28-32 и др.) и
новозаветных пророчеств (Иоанн Креститель: "Он будет крестить вас Духом
Святым и огнем" - Мф III, II, Мк1,8, Лк III, 16) и знаменует собой начало
действий Св. Духа - в соответствии с порядком самооткровения Бога в мир
(Отец, Сын, Св. Дух), а в более узком смысле рождение вселенской Церкви
Христовой, исполнившейся благодатью Св. Духа. Празднуется с IV века.
Праздничные каноны составлены в VII веке Козьмой Маюмским и Иоанном
Дамаскиным. Икона "Сошествие Св. Духа" представляет сидящих полукругом
апостолов, на которых нисходит Св. Дух в виде языков пламени, под ними, в
пещере - мужская фигура в короне, олицетворяющая просвещаемые народы; с
XVII-XVIII вв. в центре апостольского полукруга окончательно утверждается
изображение Богоматери. Икона "Сошествие Св. Духа" входит в состав
праздничного ряда иконостаса русского православного храма.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D1%83%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78836692_Duha-na-apostolov-v-Ierusalime-vo-vrema-iudejskogo-prazdnika-Patidesatnicy-otmecaemogo-na-50-j-den-posle-Pashi-Dean-II-1-13_-prazdnuetsa-v-voskresene-vosmoj-nedeli-posle-Pashi. (400x209, 13Kb)

Соломон известен также как строитель Иерусалимского храма и автор двух псалмов (LXXI и CXXVI), ветхозаветных

Понедельник, 29 Сентября 2014 г. 19:46 + в цитатник

Соломон (евр. - мирный, благодатный) - третий и
величайший царь израильский и иудейский, правивший в 965-928 гг. до Р.X.;
второй сын Давида от Вирсавии, еще при жизни Давида, в обход старших
сыновей, ставший его преемником. Ветхозаветная история представляет
Соломона величайшим мудрецом всех времен и народов, обладателем
эзотерического знания и в то же время - миротворцем и искусным политиком,
обеспечившим благоденствие своего народа. Соломон известен также как
строитель Иерусалимского храма и автор двух псалмов (LXXI и CXXVI),
ветхозаветных книг Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней,
Премудрости Соломоновой и апокрифических "Завета Соломона" и "Псалмов
Соломона". Жизнеописание Соломона излагается в библейских книгах: с II
Царств, XII, 24 по III Царств, XI и II Пар, I-IХ.

София (греч. - премудрость), Премудрость Божия - в
ветхозаветных книгах Притчей Соломоновых. Премудрости Соломона и
Премудрости Иисуса, сына Сирахова, олицетворение высшей мудрости и
творческой любви Бога, Его мироустрояющая воля, источник бытия и орудие
творения. Христианская традиция, начиная с апостольских времен,
отождествляет Софию с вторым лицом Св. Троицы, Сыном Божиим Иисусом Христом
("мы проповедуем... Христа, Божию силу и Божию премудрость" - 1 Кор 1, 24 и
др.). В Византийском и древнерусском искусстве известны изображения Софии в
виде аллегорической фигуры - как самостоятельные, так и в составе сложных
символических композиций на темы Божественного
Домостроительства: "Премудрость созда себе дом" (Притч IX, 1) и "София,
Премудрость Божия" новгородского извода. Несмотря на то, что первая
композиция иллюстрирует определенный текст книги Притчей Соломоновых, а
вторая носит абстрактно-догматический характер, и в той и в другой
представлены символические образы воплощения, искупительной жертвы,
Страшного Суда и грядущего воссоединения человека с Богом - важнейших
элементов Божественного Домостроительства, олицетворением которого, в свою
очередь, выступает образ Софии. Обе композиции складываются в XIV-XV вв.
Позднесредневековая традиция (начиная с XVII в.) нередко сближает Софию с
Богоматерью - отражением такого сближения служит, в частности,
т.н. "киевско-ярославская" икона Софии, Премудрости Божией.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78834432_Nesmotra-na-to-cto-pervaa-kompozicia-illuestriruet-opredelennyj-tekst-knigi-Pritcej-Solomonovyh-a-vtoraa-nosit-abstraktno-dogmaticeskij-harakter-i-v-toj-i-v-drugoj-predstavleny-simvolic (400x209, 21Kb)

Общее наименование нескольких праздников, посвященных поминовению небесных сил: Собор архангела Михаила и

Понедельник, 29 Сентября 2014 г. 16:06 + в цитатник

Собор Архангелов - 1. Общее наименование
нескольких праздников, посвященных поминовению небесных сил: Собор
архангела Михаила и прочих бесплотных сил - 8 (21) ноября; Собор архангела
Гавриила - на следующий день после Благовещения, 26 марта (8 апреля) и др.
2. Икона, представляющая архангелов Михаила и Гавриила (иногда в окружении
других небесных сил), которые поддерживают перед собой круглый щиток с
изображением Спаса Эммануила. Иконография "Собора архангелов" восходит к
античному победному "образу на щите", который несли крылатые богини победы
- Ники; в христианском искусстве на щите изображался монограмматический
крест, а Ники были отождествлены с ангелами. Впоследствии крест был заменен
изображением воплотившегося Христа. Основной догматический смысл
композиции "Собор архангелов" - воплощение как победа над смертью,
изначально предопределенная Божественным промыслом (отсюда - дополнительная
тема предвечного совета небесных сил). Распространение этого изображения
связывается также с победой над иконоборцами и восстановлением
иконопочитания (843 г.).

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%B1%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78814415_Obsee-naimenovanie-neskolkih-prazdnikov-posvasennyh-pominoveniue-nebesnyh-sil_-Sobor-arhangela-Mihaila-i-procih-besplotnyh-sil--8-21-noabra_-Sobor-arhangela-Gavriila--na-sleduuesij-den- (400x209, 15Kb)

- собирать) - внебогослужебные церковные собрания, которые посвящались псалмопению и благочестивому чтению

Понедельник, 29 Сентября 2014 г. 11:36 + в цитатник

Синаксарь (от греч. - собирать) -
внебогослужебные церковные собрания, которые посвящались псалмопению и
благочестивому чтению (главным образом, житийной литературе); были широко
распространены в раннехристианскую эпоху. Это же название было присвоено
особому сборнику, который содержал избранные места из житий святых,
расположенные в порядке календарного поминовения, и предназначался для
чтения в подобных собраниях.

Синодик (от греч. - собрание) - особая памятная книжка, куда
вписываются имена живых и мертвых, поминаемые священником во время
богослужения - на литургиях и вселенских панихидах.

Скиния (греч. - шатер) - древнееврейский переносной храм,
созданный по указаниям Бога, которые Моисей получил на горе Синай (Исх XXV,
8-40 - XXVI). Состояла из двух отделений: святилище и святая святых, где
находился ковчег завета.

Скрижаль - 1. Каменная доска с высеченным на ней текстом 10
заповедей, полученная Моисеем от Бога на горе Синай (Исх XXIV, 12, XXXIV,
1-4). 2. Четырехугольный плат с изображением креста или иконы в центре;
нашивается на архиерейскую мантию у плечей и у подола, символизируя в
совокупности Ветхий и Новый Заветы.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=--%D1%81%D0%B...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78787988_-sobirat--vnebogosluzebnye-cerkovnye-sobrania-kotorye-posvasalis-psalmopeniue-i-blagocestivomu-cteniue-glavnym-obrazom-zitijnoj-literature_-byli-siroko-rasprostraneny-v-rannehristiansku (400x209, 13Kb)

Нравоучительные "Слова" Симеона Нового Богослова раскрывают путь аскетического самоочищения и мистического

Понедельник, 29 Сентября 2014 г. 05:06 + в цитатник

Симеон Новый Богослов, преподобный (949-1022 гг.)
- византийский богослов и проповедник, один из представителей мистического
богословия. Учился в Константинополе, затем поступил на императорскую
службу. Принял пострижение в Студийском монастыре, перешел в обитель св.
Мамонта, где был избран игуменом и принял священнический сан; впоследствии
основал свою собственную обитель. Нравоучительные "Слова" Симеона Нового
Богослова раскрывают путь аскетического самоочищения и мистического
созерцания, ведущий к познанию Бога и единению с Ним, и во многом
предвосхищает учение Григория Паламы. Особую часть его творческого наследия
составляют гимны - духовные стихи, в которых запечатлен личный опыт
мистического общения с Богом. Память 12 (25) марта.

Симеон Солунский (? - ок. 1429 гг.) - византийский богослов и
церковный деятель, архиепископ Фессалоникийский с 1406 г. Возглавил оборону
фессалоник от турецкого нашествия (город удалось взять только после его
смерти). Известен, прежде всего, как автор ряда сочинений, в которых
подробно раскрываются и символически истолковываются все стороны
православного богослужения и церковной жизни, объясняется назначение и
смысл различных обрядов и священных предметов. Среди них центральное место
занимает фундаментальный труд - "Диалоги о вере, священнодействиях и
таинствах церковных".

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78755335_Izvesten-prezde-vsego-kak-avtor-rada-socinenij-v-kotoryh-podrobno-raskryvauetsa-i-simvoliceski-istolkovyvauetsa-vse-storony-pravoslavnogo-bogosluzenia-i-cerkovnoj-zizni-obasnaetsa-nazna (400x209, 15Kb)

Просфора) и вино, особым образом подготовленные на проскомидии, чудесным образом преобразующиеся во время

Воскресенье, 28 Сентября 2014 г. 09:56 + в цитатник

Святые дары - квасной хлеб (см. Просфора) и вино,
особым образом подготовленные на проскомидии, чудесным образом
преобразующиеся во время литургии в плоть и кровь Христову - в напоминание
о символическом жертвоприношении Христа во время Тайной вечери. Вкушения
Св. Даров верующими составляет таинство причащения.

Сергий Радонежский, преподобный (1321-1391 гг.) русский святой,
подвижник, основатель монастырей и преобразователь русского монашества,
выдающийся общественный деятель. Уроженец Ростова; после смерти родителей
некоторое время жил в Хотьковском Покровском монастыре, а затем вместе с
братом Стефаном (преподобный Стефаний Пермский) удалился в пустынь близ
Радонежа, где выстроил первую деревянную церковь в честь Св. Троицы (ок.
1335 г.) - на месте будущей Троице-Сергиевой лавры. В 1337 г. принял
монашество; в 1353 г. стал вторым игуменом основанного им монастыря.
Деятельность Сергия привлекла внимание константинопольского патриарха
Филофея, приславшего ему параманд и схиму, а также грамоту с предложением
ввести в монастыре общежительный устав. Принимал активное участие в
политической жизни - по поручению митрополита Алексия мирил враждовавших
между собой князей; благословил св.Дмитрия Донского на Куликовскую битву. В
монашеской практике придерживался умеренной (без аскетических крайностей)
традиции палестинского монашества, делая акцент на созерцательной молитве -
источнике мистических откровений; близок отчасти исихазму. Первые жития
преп. Сергия были составлены Епифанием, иноком Троице-Сергиевой лавры, и
Пахомием Сербом. Общерусское почитание с 1452 г. Память 25 сентября (8
октября) - Преставление и 5 (18) июля - Обретение мощей.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78613504_Urozenec-Rostova_-posle-smerti-roditelej-nekotoroe-vrema-zil-v-Hotkovskom-Pokrovskom-monastyre-a-zatem-vmeste-s-bratom-Stefanom-prepodobnyj-Stefanij-Permskij-udalilsa-v-pustyn-bliz-Rado (400x209, 15Kb)

Не смотря на то, что кондаки впоследствии были вытеснены из богослужения канонами, некоторые из кондаков Романа

Суббота, 27 Сентября 2014 г. 23:56 + в цитатник

Роман Сладкопевец, преподобный (кон. V в.-560 г.)
выдающийся гимнограф. Уроженец Сирии, был диаконом в Берите (Бейруте),
затем в Константинополе; возможно, принял пострижение. Создатель особой
формы богослужебного песнопения - кондака; автор около 85 (по другим
сведениям - около 60) кондаков. Не смотря на то, что кондаки впоследствии
были вытеснены из богослужения канонами, некоторые из кондаков Романа
Сладкопевца до сих пор используются в православной церковной практике
(например, кондак на Рождество Христово). Память 1 (14) октября.


С


Саккос (евр. - рубище, вретище) - нижнее облачение епископов;
близок стихарю, но короче его и украшен звонцами. Означает одежду печали и
смиренья (Иер XLVIII, Лк X, 13). Звонцы саккоса означают благословление
слова Божия, исходящее из уст епископа.

Санкирь - в иконописи темный, оливковый или коричневый тон,
поверх которого клались остальные, более светлые слои в живописи лица, рук
и других открытых частей тела (личного письма).

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B5-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78550399_Ne-smotra-na-to-cto-kondaki-vposledstvii-byli-vytesneny-iz-bogosluzenia-kanonami-nekotorye-iz-kondakov-Romana-Sladkopevca-do-sih-por-ispolzuuetsa-v-pravoslavnoj-cerkovnoj-praktike-napri (400x209, 14Kb)

Ризница - особое помещение в христианских храмах, где хранятся облачения священнослужителей, богослужебные

Суббота, 27 Сентября 2014 г. 18:26 + в цитатник

Р


Ризница - особое помещение в христианских храмах, где хранятся
облачения священнослужителей, богослужебные принадлежности и церковная
утварь; обычно располагается при алтаре.

Рипида (греч. - опахало, веер) - принадлежность богослужения в
православном храме, применявшаяся для отогнания насекомых от Св. Даров. В
настоящее время представляет собой лучистый круг из золота, серебра или
золоченой бронзы с изображением шестикрылого серафима, укрепленный на
длинном древке; выносится диаконом при архиерейском богослужении,
используется также при посвящении в диаконы и в некоторых других случаях.

Рождество Богородицы - один из двунадесятых христианских
праздников, падающий на 8 (21) сентября и установленный в воспоминание о
чудесном рождении Богоматери от престарелых бесплодных родителей - "по
Божественному обетованию". Упоминания об этом событии отсутствуют в
канонических библейских книгах; оно описано в т.н. "Протоевангелии
Иакова", "Псевдоевангелии Матфея" и других апокрифических источниках.
Установлен во второй половине V века. Праздничные каноны составлены в VIII
в. Иоанном Дамаскиным и Андреем Критским. Икона "Рождество Богородицы"
входит в состав ряда иконостаса русского православного храма.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A0%D0%B8%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78518070_V-nastoasee-vrema-predstavlaet-soboj-lucistyj-krug-iz-zolota-serebra-ili-zolocenoj-bronzy-s-izobrazeniem-sestikrylogo-serafima-ukreplennyj-na-dlinnom-drevke_-vynositsa-diakonom-pri-arhi (400x209, 17Kb)

Название "просфора" произошло от обычая, принятого в первые века христианства, приносить в храм хлеб и вино

Суббота, 27 Сентября 2014 г. 11:26 + в цитатник

Просфора (греч. - приношение) - небольшой круглый
хлеб, выпекаемый из пшеничного квасного теста; в православном богослужении
используется в таинстве причащения. На верхней корочке просфоры вытеснено
изображение четырехконечного креста и буквы IС ХС NI КА (Иисус Христос
побеждает). Название "просфора" произошло от обычая, принятого в первые
века христианства, приносить в храм хлеб и вино для евхаристии и для агапы
- "вечери любви" (совместной ритуальной трапезы), устраивавшейся после
богослужения.

Псалмы - молитвенные песнопения, входящие в ветхозаветную книгу
Псалтирь; в древности исполнялись под аккомпанемент особого струнного
инструмента - псалтири. Библейское предание приписывает большинство псалмов
царю Давиду. Широко использовались в еврейской религиозной практике; затем
заняли одно из основных мест в христианском богослужении.

Псалтирь (греч. - название музыкального инструмента) одна из
канонических книг Ветхого Завета; сборник из 150 псалмов. Окончательно
сложилась в конце V - начале IV века до Р.X. В богослужебных целях
используется т.н. Следованная Псалтирь, поделенная на соответствующие
разделы (см. Кафизмы) и включающая в себя некоторые фрагменты других
богослужебных книг.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


На престоле помещается антимнис, Евангелие, один или несколько напрестольных крестов и дарохранительница;

Пятница, 26 Сентября 2014 г. 13:06 + в цитатник

Престол - четырехугольный стол, накрытый особыми
покрывалами, который располагается в середине алтаря православного храма.
На престоле помещается антимнис, Евангелие, один или несколько
напрестольных крестов и дарохранительница; на престоле совершается
освещение Св. Даров. Поскольку Св. Дары символизируют собой Тело Христово,
престол обозначает собой одновременно гроб Господень и, с другой стороны,
место пребывания Бога в раю.

Притенение - в живописи доличного - переход от светлого к более
темному тону, выполненный в том же цвете.

Пробела - в иконописи высветление отдельных частей изображения
путем многократных прописок с постепенным увеличением количества белил,
наносимых по ровному основному тону. Символизируют присутствие
божественного света (ср. Ассист).

Прокимен (греч. - впереди лежащий) - краткий стих из псалма,
который чтец или диакон произносит перед чтением из Апостола, Евангелий или
Ветхого Завета.

Пророки - в библейской истории провозвестники воли Божией;
первыми пророками были патриархи: Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей и др. В
дальнейшем, начиная с Самуила, пророческий ряд обретает непрерывность и
преемственность, а сами пророки становятся также учителями и наставниками в
религиозно-нравственной жизни, создавая для этого особые школы и общины и
пользуясь авторитетом, зачастую намного превосходящим авторитет светских
владык. Книги, составленные некоторыми пророками, вошли в состав
ветхозаветного канона: различают книги четырех великих пророков - Исайи,
Иеремии, Иезекииля и Даниила, а также двенадцати малых: Осии, Иоиля, Амоса,
Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.
Последним из пророков в христианской традиции считается Иоанн Креститель.
Иконы, изображающие пророков, составляют четвертый (пророческий) ряд
иконостаса русского православного храма.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78341644_V-dalnejsem-nacinaa-s-Samuila-proroceskij-rad-obretaet-nepreryvnost-i-preemstvennost-a-sami-proroki-stanovatsa-takze-ucitelami-i-nastavnikami-v-religiozno-nravstvennoj-zizni-sozdavaa-dl (400x209, 17Kb)

Преображение - один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 6 (19) августа и установленный в

Пятница, 26 Сентября 2014 г. 08:56 + в цитатник

Преображение - один из двунадесятых христианских
праздников, падающий на 6 (19) августа и установленный в воспоминание об
одном из важнейших моментов земного служения Христа: во время молитвы на
Фаворской горе, при которой присутствовали апостолы Петр, Иаков и Иоанн, от
Христа стал исходить Божественный свет, поразивший апостолов и
ниспровергший их ниц (Мф XVII, 1-9, Мк IX, 2-9, Лк IX, 28-36). Одновременно
с этим раздался голос Бога-Отца: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором
Мое благоволение", засвидетельствовавший во второй раз (после Крещения) то,
что Христос есть истинно Сын Божий. Сообщение Божественной энергии -
нетварного света - человеческой плоти Христа воспринималось христианской
традицией как залог грядущего преображения человека и было положено в
основу учения об обожении человека и воссоединении его с Богом (см.
Исихазм). Преображение празднуется с IV века; праздничные каноны были
составлены в VIII веке Козьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным.
Икона "Преображение" входит в состав праздничного ряда иконостаса русского
православного храма.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78314724_Preobrazenie--odin-iz-dvunadesatyh-hristianskih-prazdnikov-padauesij-na-6-19-avgusta-i-ustanovlennyj-v-vospominanie-ob-odnom-iz-vaznejsih-momentov-zemnogo-sluzenia-Hrista_-vo-vrema-moli (400x209, 22Kb)

В новгородском варианте Богоматерь изображается в виде Оранты, а над ней - ангелы, как бы приподнимающие завесу

Пятница, 26 Сентября 2014 г. 04:26 + в цитатник

Покров Богородицы - православный праздник,
установленный на Руси в XII веке в воспоминание о чудесном явлении
Богоматери во Влахернском храме в 910 г. во время осады Константинополя
арабами: находившиеся в храме Андрей Юродивый и его ученик Епифаний на
всенощном бдении увидели Богоматерь с сонмом святых, которая распростерла
свое покрывало (мафорий) над собравшимися в храме и молилась об избавлении
народа от бедствий. Празднуется 1 (14) октября. Самые ранние изображения
Покрова известны уже с XIII века; в XIV веке складывается устойчивая
иконография праздничной иконы, существующая в двух вариантах: московском и
новгородском. Московский вариант иллюстрирует прежде всего само чудесное
событие, свидетелями которого были Андрей и Епифаний: Богоматерь, держащая
покрывало, изображается на фоне храма в верхней части иконы; рядом с ней,
как правило, святые, внизу - Андрей, Епифаний и другие свидетели чуда. В
новгородском варианте Богоматерь изображается в виде Оранты, а над ней -
ангелы, как бы приподнимающие завесу - очевидно, наряду с видением Андрея
Юродивого, здесь используется описание еженедельного чуда, совершавшегося
во Влахернском храме: каждую пятницу на всенощной чудесно (ангельской
силой) приподнималась завеса над изображением Богоматери в алтаре и
опускалась в субботу утром. В обоих вариантах иконы "Покрова" изображается
также Роман Сладкопевец (в нижнем ряду, в центре), память которого также
приходится на 1 (14) октября.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%BD...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78266433_V-novgorodskom-variante-Bogomater-izobrazaetsa-v-vide-Oranty-a-nad-nej--angely-kak-by-pripodnimauesie-zavesu--ocevidno-naradu-s-videniem-Andrea-UErodivogo-zdes-ispolzuetsa-opisanie-ezen (400x209, 21Kb)


Поиск сообщений в vienpa
Страницы: 232 ... 51 50 [49] 48 47 ..
.. 1 Календарь