-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vienpa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.01.2014
Записей: 4649
Комментариев: 8
Написано: 4656


- отечник) - в византийской и древнерусской литературе сборник кратких повествований о подвижниках какой-либо

Четверг, 25 Сентября 2014 г. 12:26 + в цитатник

Патерик (греч. - отечник) - в византийской и
древнерусской литературе сборник кратких повествований о подвижниках
какой-либо знаменитой монашеской обители (иногда с добавлением
принадлежащих им нравоучительных слов). Появляются в Византии, начиная с IV
века.

Петр митрополит (?-1326 г.) - русский святой, митрополит Всея
Руси с 1308 г. Происходил из Южной Руси (Галицко-Волынская земля).
Поддерживал московских князей в их борьбе с Тверью за великое княжение. В
1324 г. перенес свою резиденцию из Владимира в Москву и основал там
кафедральный Успенский собор, чем способствовал возвышению Московского
княжества (окончательный перенос митрополичей кафедры в Москву совершился
при его преемнике, митрополите Феогносте). Был погребен в Успенском соборе,
общерусское почитание началось сразу после его кончины. Память празднуется
дважды: 21 декабря (3 января) и 24 августа (6 сентября) Перенесение мощей.

Плащаница - полотнище с изображением Христа во гробе, после
снятия с креста. В Великую пятницу торжественно выносится из алтаря на
середину храма и полагается на катафалке для поклонения верующих - до
пасхальной полунощницы, после чего возвращается в алтарь.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=--%D0%BE%D1%8...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78183037_perenes-svoue-rezidenciue-iz-Vladimira-v-Moskvu-i-osnoval-tam-kafedralnyj-Uspenskij-sobor-cem-sposobstvoval-vozvyseniue-Moskovskogo-knazestva-okoncatelnyj-perenos-mitropolicej-kafedry-v (400x209, 16Kb)

Кроме того, культ Параскевы впитал в себя множество языческих черт и народных поверий; так, она считается

Четверг, 25 Сентября 2014 г. 12:16 + в цитатник

Параскева (греч. - пятница) - христианская
святая, великомученица, пострадавшая во время гонений на христиан при
римском императоре Диоклетиане (304 - 305 гг.); за отказ отречься от
христианской веры была обезглавлена наместником римской провинции Иконии.
Православная традиция знает еще трех соименных ей святых: Параскеву Римскую
(II в., память 26 июня), балканскую святую Параскеву - Петку (Х-ХI вв.,
память 14 июля), и малоизвестную мученицу, поминаемую под 20 марта;
элементы их житий часто смешиваются между собой. Кроме того, культ
Параскевы впитал в себя множество языческих черт и народных поверий; так,
она считается покровительницей многих традиционных женских занятий,
торговли и т.п. Наконец, по христианским представлениям, Параскева - это
персонификация страстной пятницы, отсюда ее изображения с орудиями
страстей. Память 14 (27) октября.

Парус - в архитектуре один из элементов перекрытия
крестово-купольного храма; сферический треугольник, обеспечивающий переход
от квадрата в плане к окружности купола. В парусах средневекового или
древнерусского храма располагались, как правило, изображения четырех
евангелистов.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78182079_Parus--v-arhitekture-odin-iz-elementov-perekrytia-krestovo-kupolnogo-hrama_-sfericeskij-treugolnik-obespecivauesij-perehod-ot-kvadrata-v-plane-k-okruznosti-kupola. (400x209, 12Kb)

- многосвечие) - в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад.

Четверг, 25 Сентября 2014 г. 07:46 + в цитатник

Паникадило (греч. - многосвечие) - в православном
храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад.

Пантократор (греч. - вседержитель) - один из основных типов
изображения Христа, представляющий Его в виде Небесного Царя и Судии -
Христос восседает на троне, благославляя правой рукой, а левой держит
свиток или книгу с законом (на листах раскрытой книги обычно записываются
различные изречения Иисуса, заимствованные из Евангелий). Получает широкое
распространение, начиная с IV-VI веков (т.е. после официального признания
христианства) в связи с проникновением в христианское искусство элементов
позднеантичной иконографии (прежде всего иконографии императора). В более
позднее время, наряду с изображением в рост, становится широко известен тип
поясничного Пантократора - один из самых статичных иконографических типов,
различающийся лишь в деталях: положение книги или свитка, жест
благословляющей руки и т.п.

Папоротки - в иконописи изображение нижних перьев на крыльях
архангела - обычно имели другой цвет или оттенок по сравнению с остальной
частью крыла.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=--%D0%BC%D0%B...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78156920_-vsederzitel--odin-iz-osnovnyh-tipov-izobrazenia-Hrista-predstavlauesij-Ego-v-vide-Nebesnogo-Cara-i-Sudii--Hristos-vossedaet-na-trone-blagoslavlaa-pravoj-rukoj-a-levoj-derzit-svitok-ili (400x209, 18Kb)

Деятельность большинства отцов церкви падает на II-VIII века, однако к ним причисляются и некоторые богословы

Четверг, 25 Сентября 2014 г. 05:06 + в цитатник

Отцы церкви, святые отцы - христианские богословы
и церковные деятели, заложившие основы христианского вероучения и
обрядности. Деятельность большинства отцов церкви падает на II-VIII века,
однако к ним причисляются и некоторые богословы более позднего времени,
например, Григорий Палама.

Охра - в иконописи земляная краска; цвет от желтого до
красно-коричневого - в зависимости от металла, окисел которого входит в
состав земли.


П


Паволока - ткань, которая наклеивается на иконную доску перед
наложением левкаса (грунта) - для лучшего сцепления левкаса с поверхностью
доски.

Палея (от греч. - древний, ветхий /завет/) - книга, содержащая
краткое изложение ветхозаветных событий; пользовалась особой популярностью
на Руси и отчасти заменяла собой книги Ветхого Завета. Греческий оригинал
Палеи появляется не ранее IX века. Различают два основных вида Палеи: Палею
Историческую (другое название - "Книга бытия небеси и земли") и Палею
Толковую ("Очи палейные"). Первая содержит краткое изложение ветхозаветной
истории от сотворения мира до царя Давида с некоторыми апокрифическими
вставками. Что касается Толковой Палеи, то в нее включается меньше
исторического материала (хотя хронологически она доводится иногда до самого
воплощения Христа); значительное место здесь отводится преобразовательным
толкованиям ветхозаветных событий, нередко носящим полемический характер.
Текст Толковой Палеи включает в себя также ряд апокрифических сочинений
("Заветы двенадцати патриархов" и др.), а также фрагменты "Шестоднева"
Иоанна Экзарха, "Христианской топографии" Косьмы Индикоплова и других
популярных в средние века книг.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78150943_Cto-kasaetsa-Tolkovoj-Palei-to-v-nee-vkluecaetsa-mense-istoriceskogo-materiala-hota-hronologiceski-ona-dovoditsa-inogda-do-samogo-voplosenia-Hrista_-znacitelnoe-mesto-zdes-otvoditsa-pre (400x209, 16Kb)

- наплечник) - знак архиерейского (епископского) сана; длинная, широкая полоса материи, украшенная крестами

Среда, 24 Сентября 2014 г. 17:06 + в цитатник

Омофор (греч. - наплечник) - знак архиерейского
(епископского) сана; длинная, широкая полоса материи, украшенная крестами и
возлагаемая на плечи поверх всех других священнических одежд. Омофор
обозначает заблудшую овцу (т.е. заблудший род человеческий), а облаченный в
него епископ изображает собой Христа Доброго Пастыря, который взял
заблудшую овцу на плечи и отнес ее к незаблудшим (т.е. ангелам) в дом Отца
Небесного (Лк XV, 4-7).

Оранта (лат. - молящаяся) - один из типов изображения
Богоматери, восходящий к раннехристианским изображениям душ умерших,
которые молятся за оставшихся на земле живых; представляет Богоматерь без
младенца, в рост, с поднятыми и раскинутыми в стороны руками (ладонями
наружу), т.е. в традиционном жесте заступнической молитвы (ср. молитву
Моисея во время битвы израильтян с амалекитянами (Исх XVII, 8-16). После
сложения системы росписи православного храма (начиная с IX века) Богоматерь
Оранта изображается, как правило, в верхнем регистре росписей алтарной
абсиды. В контексте храмовой росписи тема заступничества обретает более
широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство,
представленное в верхней части храма, с "миром дольним" - у нее под ногами.
Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, который снисходит
через нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает таким
образом Своим божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в
храм - отсюда Богоматерь Оранта как олицетворение христианского храма, а
также всей новозаветной Церкви (например, в композиции "Вознесение").
Самостоятельные изображения Оранты в византийской и древнерусской иконописи
не сохранились; этот образ используется только в монументальной живописи и
декоративно-прикладном искусстве.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=--%D0%BD%D0%B...p;zone=all&wordforms=exact


mail_78060049_Bogomater-Oranta-kak-by-raskryvaetsa-navstrecu-Hristu-kotoryj-snishodit-cerez-nee-na-zemlue-voplosaetsa-v-celoveceskom-obraze-i-osvasaet-takim-obrazom-Svoim-bozestvennym-prisutstviem-ce (400x209, 20Kb)

По преданию, самая первая икона Одигитрии была исполнена евангелистом Лукой, привезена из Святой Земли Евдокией,

Вторник, 23 Сентября 2014 г. 23:56 + в цитатник

Одигитрия (греч. - путеводительница) - один из
самых распространенных типов изображения Богоматери с младенцем; младенец
сидит на руках Богоматери, правой рукой он благославляет, а левой - держит
свиток, реже - книгу, что соответствует иконографическому типу Христа
Пантократора (Вседержителя). С догматической точки зрения основной смысл
этого образа - явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение
царственному младенцу. Существуют различные предположения относительно
происхождения этого типа изображения Богоматери, безусловно, являющегося
одним из древнейших (хотя само наименование "Одигитрия" появляется в
источниках не ранее IX века). По преданию, самая первая икона Одигитрии
была исполнена евангелистом Лукой, привезена из Святой Земли Евдокией,
женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во
Влахернском храме (по другим источникам - в храме монастыря Одигон, отчего,
вероятно, и происходит ее название). На основании этого предания ряд
исследователей полагает, что тип Одигитрии сформировался на христианском
Востоке и уже оттуда был занесен в Византию. По другим предположениям
изображение Богоматери Одигитрии выделилось из композиции "Поклонение
волхвов", широко распространенной в раннехристианском искусстве - в пользу
этого предположения свидетельствует не только типологическая близость, но и
сходный смысл обоих изображений. По всей вероятности самые ранние
изображения представляли Богоматерь в рост, стоящей или сидящей, однако
впоследствии предпочтение отдавалось поясным спискам. Икона Богоматери
Одигитрии пользовалась чрезвычайным почитанием в Византии; списки с нее
получили широкое распространение и на Руси с самого начала ее
христианизации. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси
иконы, как Смоленская, Иерусалимская (Грузинская), Тихвинская, Иверская и
др.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77948384_Po-predaniue-samaa-pervaa-ikona-Odigitrii-byla-ispolnena-evangelistom-Lukoj-privezena-iz-Svatoj-Zemli-Evdokiej-zenoj-imperatora-Feodosia-okolo-serediny-V-veka-a-zatem-pomesena-vo-Vlaher (400x209, 17Kb)

Включает в себя 27 книг: четыре Евангелия, Деяния апостолов, 21 послание апостолов (из них 14 принадлежат

Вторник, 23 Сентября 2014 г. 19:06 + в цитатник

Новый Завет - часть Библии, излагающая
жизнеописание Иисуса Христа, а также содержание его проповедей и др. основы
христианского вероучения; название выражает идею нового договора, завета
между Богом и людьми - в противоположность первоначальному Ветхому Завету.
Включает в себя 27 книг: четыре Евангелия, Деяния апостолов, 21 послание
апостолов (из них 14 принадлежат апостолу Павлу) и Откровение Иоанна
Богослова (Апокалипсис). Состав канонических книг Нового Завета был
определен в 363 г. на Лаодикейском соборе и окончательно подтвержден VI
Вселенским (III Константинопольским) собором (680-681 гг.).

Номоканон (греч. закон-правило) - византийские сборники
церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленные в
VI-VII веках и впоследствии дополненные. Одна из редакций "Номоканона" была
положена в основу древнерусской "Кормчей книги" (XIII в.) - основного
руководства по православному церковному праву в России.


О


Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BA%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77920426_Vkluecaet-v-seba-27-knig_-cetyre-Evangelia-Deania-apostolov-21-poslanie-apostolov-iz-nih-14-prinadlezat-apostolu-Pavlu-i-Otkrovenie-Ioanna-Bogoslova-Apokalipsis. (400x209, 12Kb)

Нилу Сорскому принадлежит ряд посланий, а также "Предания ученикам" и монастырский общежительный "Устав",

Вторник, 23 Сентября 2014 г. 17:56 + в цитатник

Нил Сорский, преподобный (1433-1508 гг.) -
русский святой, подвижник и проповедник. Принял пострижение в
Кирилловом-Белозерском монастыре. Совершил паломничество в Святую Землю, в
Константинополь и на Афон; основал свой собственный скит на р. Соре, близ
Кириллова-Белозерского монастыря. Занимался переписыванием и
редактированием агиографических сочинений. Участник соборов 1490 и 1503
годов - на последнем выступил с резкой критикой монастырского землевладения
и других форм собственности, расценивал их как препятствие на пути
аскетического самоуглубления и сосредоточения. Позиция Нила Сорского шла
вразрез с общепринятой точкой зрения, что породило впоследствии особое
религиозное движение "нестяжателей", вступивших в полемику с
последователями Иосифа Волоцкого. Нилу Сорскому принадлежит ряд посланий, а
также "Предания ученикам" и монастырский общежительный "Устав", в котором
излагаются правила аскетической жизни, причем акцент делается, прежде
всего, на духовной стороне аскезы и технике "умной молитвы". Развивал
мистико-аскетические традиции византийского общества на русской почве (см.
Исахизм). Память 7 (20) мая.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B8%...p;zone=all&wordforms=exact


Нерушимая стена - особый эпитет, присваивавшийся, как правило, изображениям Богоматери Оранты; заимствован

Вторник, 23 Сентября 2014 г. 17:06 + в цитатник

Нерушимая стена - особый эпитет, присваивавшийся,
как правило, изображениям Богоматери Оранты; заимствован из Акафиста
Богоматери ("Радуйся, царствия нерушимая стено" - икос XII).

Николай Чудотворец (260?-343? гг.) - святитель, архиепископ
Миры Ликийской, прославившийся многочисленными чудесами при жизни и после
смерти. Христианская традиция относит его служение ко времени римских
императоров Диоклетиана и Константина. Участник (?) 1 Вселенского
(Никейского) собора (325 г.). Самое раннее житие его, составленное Симеоном
Метафрастом (IX в.), содержит, главным образом, описания совершенных им
чудес. Св. Николай традиционно почитается как заступник "сирых и убогих",
покровитель плавающих и путешествующих, а также сельского хозяйства. Образ
святого часто фигурирует в народных легендах и преданиях. Память св.
Николая Чудотворца православная церковь отмечает дважды: 6 (19) декабря -
преставление и 9 (22) мая перенесение мощей святого из Миры в итальянский
город Бари.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


Все эти представления находят отражение в иконе, где представлены юный Христос на ложе, склонившаяся над ним

Вторник, 23 Сентября 2014 г. 07:56 + в цитатник

Н


Недреманное Око (Спас Недреманное Око) - символический тип
изображения Христа, сложившийся на основе некоторых ветхозаветных
пророчеств, в которых Христос сравнивается со львом (Быт XLIX, 8-9, Откр V,
5 и др.). Средневековое естествознание приписывало льву ряд фантастических
свойств (оживление львят львицей на третий день после рождения, сон с
открытыми глазами и др.), которые в свою очередь получали сложное
символическое истолкование - в них видели прообраз смерти и Воскресения
Христа. В частности, сон с открытыми глазами - это смерть человека, не
могущая никак отразиться на Боге ("плотию уснул, яко мертв, а не
Божеством"- Азбуковник XVII в.). Все эти представления находят отражение в
иконе, где представлены юный Христос на ложе, склонившаяся над ним
Богоматерь и ангелы с орудиями страстей (орудия страстей раскрывают
истинный смысл сна, в котором пребывает Христос - это сон смерти). Наконец,
образ недремлющего Христа-Льва (Пс СХХ, 2-4) имеет и более конкретное
значение - постоянной заботы Бога о человеке. Описанный сюжет появляется в
византийском и древнерусском искусстве на рубеже XIV - XV вв.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77853219_Vse-eti-predstavlenia-nahodat-otrazenie-v-ikone-gde-predstavleny-uenyj-Hristos-na-loze-sklonivsaasa-nad-nim-Bogomater-i-angely-s-orudiami-strastej-orudia-strastej-raskryvauet-istinnyj-s (400x209, 14Kb)

Митра украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа и одновременно

Вторник, 23 Сентября 2014 г. 06:56 + в цитатник

Митра (греч. - повязка) - парчовый головной убор
священнослужителя; часть облачения архимандритов, протоиереев и архиереев
(епископов). Митра украшает священнослужителя, поскольку он во время
богослужения изображает Царя Христа и одновременно напоминает о терновом
венце, которым был коронован Спаситель.

Моисей (евр. - "взятый из воды") - ветхозаветный пророк,
освободитель и законодатель Израиля, избавивший евреев от египетского плена
(конец XIII - нач. XII в. до Р.Х.). Совместно с Аароном возглавил исход
евреев их Египта и умер, по воле Бога, на границе земли обетованной.
Господь явился Моисею на горе Синай, и Моисей получил от Него закон: десять
заповедей и множество других установлений и предписаний юридического,
морального и ритуального характера, после чего им была совершена жертва,
скрепившая завет между Богом и его народом. По непосредственным указаниям
Бога были выполнены первые предметы нового культа - ковчег и скиния (шатер)
завета, которые должны были локализовать его незримое присутствие.
Жизнеописание Моисея и содержание полученных им от Бога установлений
изложены в ветхозаветных книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконие,
составляющих вместе с первой ветхозаветной книгой - Книгой Бытия - т.н.
Пятикнижие Моисея (евр. - Тора). Память 4 (17) сентября.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D0%B8%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77849877_Gospod-avilsa-Moiseue-na-gore-Sinaj-i-Moisej-polucil-ot-Nego-zakon_-desat-zapovedej-i-mnozestvo-drugih-ustanovlenij-i-predpisanij-ueridiceskogo-moralnogo-i-ritualnogo-haraktera-posle-ce (400x209, 15Kb)

Мерило - в византийской и древнерусской иконописи один из атрибутов архангела - тонкий жезл в его руке.

Понедельник, 22 Сентября 2014 г. 23:56 + в цитатник

Мерило - в византийской и древнерусской иконописи
один из атрибутов архангела - тонкий жезл в его руке.

Минеи четьи (греч., слав. - ежемесячные чтения ) - сборники,
содержавшие жития святых, изложенные в порядке празднования их памяти по
православному церковному календарю, а также каноны, гимны и другие
молитвословия на все дни года; предназначались для домашнего чтения. Первые
Минеи Четьи известны с XII века. Наибольшей популярностью на Руси
пользовались Великие Минеи Четьи святителя Макария и Минеи Четьи святителя
Димитрия Ростовского (ок. 1700 г.).

Минея (греч. - месячник) месячная - богослужебная книга,
содержащая изменяемые молитвы для неподвижных дней богослужения годичного
круга, которые посвящаются поминаю святых и празднованию различных событий
из истории христианской веры и церкви. Эти молитвы предназначаются, как
правило, для всенощного богослужения (вечерни и утрени).

Минея общая - богослужебная книга, содержащая изменяемые
молитвы для неподвижных дней богослужения годичного круга, которые церковь
назначает всем святым одного лика или чина.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77795762_-ezemesacnye-ctenia--sborniki-soderzavsie-zitia-svatyh-izlozennye-v-poradke-prazdnovania-ih-pamati-po-pravoslavnomu-cerkovnomu-kalendarue-a-takze-kanony-gimny-i-drugie-molitvoslovia-na- (400x209, 14Kb)

В антиеретических трудах Максима Исповедника получает дальнейшее развитие понятие "ипостасного единства" и

Понедельник, 22 Сентября 2014 г. 23:16 + в цитатник

Максим Исповедник, преподобный (582-662 гг.) -
один из отцов церкви, богослов и борец с ересями. Принял пострижение в 613
г.; до этого был секретарем императора Ираклия. Выступал против ереси
монофелитов; за исповедание православия был сослан в 659 г. на Кавказ, где
и скончался. В антиеретических трудах Максима Исповедника получает
дальнейшее развитие понятие "ипостасного единства" и излагается учение о
гармоническом единстве двух воль Иисуса Христа божественной и человеческой
- без слияния их в единый акт. Ему принадлежат также "Мистагогия" -
капитальное сочинение, посвященное символическому истолкованию литургии и
комментарии на сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту. Память 21
января (3 февраля).

Мандорла (итал. - миндалина) - в иконописи сияние в форме
овала, в котором изображались Христос и Богоматерь.

Мафорий (греч.) - верхняя одежда; длинное женское покрывало,
спускающееся с головы до пят. Мафорий Богоматери одна из важнейших
реликвий, связанных с ее памятью; с 474 г. он находился во Влахернском
храме Богоматери в Константинополе (см. также Влахерны, Покров).

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%B0...p;zone=all&wordforms=exact


) - деталь облачения архангелов - широкая длинная полоса ткани, украшенная жемчугом и драгоценными камнями;

Понедельник, 22 Сентября 2014 г. 18:36 + в цитатник

Лор (греч.) - деталь облачения архангелов -
широкая длинная полоса ткани, украшенная жемчугом и драгоценными камнями;
заимствована из облачения византийских императоров.


М


Макарий (1482-1563 гг.) - святитель, митрополит Московский и
всея Руси с 1542 г. Принял пострижение в Пафнутьеве-Боровском монастыре, с
1526 г. - архиепископ Новгородский. Один из последователей Иосифа
Волоцкого. Ориентировался на союз православной церкви и самодержавия,
способствовал укреплению власти Ивана IV. Выступил инициатором канонизации
местных святых, созвал т.н. Стоглавый собор (1551 г.), причем был
редактором и одним из основных авторов его постановлений. Автор
многочисленных посланий, поучений и назидательных сочинений, составитель
т.н. Великих Миней Четьих, включавших в себя жизнеописания святых, а также
извлечения из сочинений отцов церкви и других знаменитых церковных
писателей. Был известен также как иконописец и покровитель церковной
живописи, ему приписывается составление некоторых сложных и оригинальных
иконографических программ. Память 30 декабря (12 января).

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=---%D0%B4%D0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77764220_--detal-oblacenia-arhangelov--sirokaa-dlinnaa-polosa-tkani-ukrasennaa-zemcugom-i-dragocennymi-kamnami_-zaimstvovana-iz-oblacenia-vizantijskih-imperatorov. (400x209, 11Kb)

- общее делание) - основное христианское богослужение; определенная последовательность молитв и священных

Понедельник, 22 Сентября 2014 г. 17:46 + в цитатник

Литургия (греч. - общее делание) - основное
христианское богослужение; определенная последовательность молитв и
священных действий, главными из которых являются подготовка, освящение и
причащение Святых Даров (см. Евхаристия). Установлена в воспоминание о
причащении апостолов, которое совершил Христос во время Тайной вечери.
Включает в себя, как правило, проскомидию - подготовительную часть;
литургию оглашенных, на которой могут присутствовать готовящиеся принять
св.крещение; и литургию верных (анафору), на которой совершается само
таинство причащения - на ней могут присутствовать только христиане. По
преданию, первые чинопоследования литургии были составлены апостолами
Иаковым и Марком; в IV в. возникла необходимость пересмотра и определенной
унификации различных списков литургий, что было осуществлено для восточной
церкви Василием Великим, а вслед за ним - Иоанном Златоустом. Литургии
Василия Великого и Иоанна Златоуста используются православной церковью до
настоящего времени, однако в V-IX вв. их тексты были подвергнуты
значительным изменениям, были добавлены определенные песнопения и т.п.
Православная церковь использует также сокращенный чин литургии
преждеосвященных даров, на которой для причащения предлагаются Св. Дары,
освященные ранее, на предшествовавшей литургии.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=--%D0%BE%D0%B...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77759609_-obsee-delanie--osnovnoe-hristianskoe-bogosluzenie_-opredelennaa-posledovatelnost-molitv-i-svasennyh-dejstvij-glavnymi-iz-kotoryh-avlauetsa-podgotovka-osvasenie-i-pricasenie-Svatyh-Daro (400x209, 13Kb)

Крестово-купольная система - архитектурная система (композиция), при которой к подкупольному квадрату в центре

Понедельник, 22 Сентября 2014 г. 11:16 + в цитатник

Крестово-купольная система - архитектурная
система (композиция), при которой к подкупольному квадрату в центре храма
обращены четыре цилиндрических свода, образующие в плане крестообразную
структуру (таким образом, купол оказывается над перекрестьем двух взаимно
перпендикулярных осей храма). Сформировалась полностью уже к V веку
(церковь св.Давида в Салониках, Греция); получила широчайшее
распространение в византийской и древнерусской архитектуре, начиная с IХ-ХI
вв.

Крещение Господне - см. Богоявление.

Ктитор (греч. - строитель) - человек, предоставивший
необходимые средства для сооружения храма или его ремонта, а также для
снабжения его необходимыми принадлежностями и украшениями (в том числе и
для украшения храма росписями).


Л


Левкас (греч. - белый) - в иконописи название грунта,
представляющего собой тертый мел, размещенный на животном или рыбьем клею.
Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску; после
высыхания шлифуется.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77718774_Krestovo-kupolnaa-sistema--arhitekturnaa-sistema-kompozicia-pri-kotoroj-k-podkupolnomu-kvadratu-v-centre-hrama-obraseny-cetyre-cilindriceskih-svoda-obrazuuesie-v-plane-krestoobraznuue-s (400x209, 18Kb)

Начиная с VII века, кондак как основная форма богослужебных песнопений вытесняется каноном; с этого времени

Понедельник, 22 Сентября 2014 г. 10:26 + в цитатник

Кондак (греч. - палочка, вокруг которой
наматывался пергаментный свиток) - особый жанр ранневизантийской церковной
гимнографии, широко распространенный в V-VI веках; состоял, как правило, из
24 икосов. Автором большинства кондаков считается св.Роман Сладкопевец.
Начиная с VII века, кондак как основная форма богослужебных песнопений
вытесняется каноном; с этого времени кондаком называется краткое
молитвенное песнопение, входящее в состав акафиста или канона и, возможно,
представляющее собой какой-либо фрагмент прежнего кондака.

Константин и Елена - христианские святые, способствовавшие
распространению и утверждению христианства в Римской империи. Константин
(274-337 гг.) был провозглашен римским императором в 306 году; с 325 г.
после многочисленных войн восстановил единоличное управление Римской
империей. Перенес столицу в Константинополь. В 313 году в Милане им был
издан особый эдикт о веротерпимости, означавший официальное признание
христианства и прекращение гонений; за ним последовал ряд законов,
способствовавших возвышению христиан и упрочению их положения.
Председательствовал на 1 Вселенском (Никейском) соборе (325 г.). Перед
смертью принял св. крещение. Христианские историки особо выделяют
т.н. "видение Константина": перед одной из решающих битв с его противником
в борьбе за власть Максенцием в небе появился несомый ангелами крест с
монограммой Христа и надписью "Сим победиши"; это видение послужило основой
для возникновения разнообразных композиций на тему "Прославление Креста".
Мать Константина Елена (248-327 гг.), приняв крещение, много делала для
распространения христианства. В 326 г. совершила паломничество в Святую
Землю, где, согласно преданию, обрела крест, на котором был распят Иисус
Христос (см. Воздвижение Креста). Память Константина и Елены 21 мая (3
июня).

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


- ковчег) - деревянный украшенный шкафчик (часто створчатый) или остекленный ящик для икон.

Воскресенье, 21 Сентября 2014 г. 19:26 + в цитатник

Киот (греч. - ковчег) - деревянный украшенный
шкафчик (часто створчатый) или остекленный ящик для икон.

Клав (греч.) - нашивное украшение в виде вертикальных полос,
идущих от плеч до нижнего края одежды.

Климент Александрийский, Тит Флавий (ок. 150 ок. 215 гг.) -
один из отцов церкви, богослов, апологет христианского вероучения. Изучал
античную философию в Афинах и в Александрии, затем обратился в
христианство. С 190 г. - главный наставник александрийского огласительного
училища - в сане пресвитера; в 202 г. во время гонений Септимия Севера
удаляется в Каппадокию. В своих фундаментальных апологетических
сочинениях "Увещевание язычников", "Наставник" и "Строматы" (греч. - смесь,
разное) Климент Александрийский соединяет основные понятия христианского
вероучения с элементами неоплатонической и стоической философии; к их числу
относится прежде всего учение о Логосе творческой энергии Бога, источнике
откровений в Ветхом Завете ив эллинистической философии, который
отожествлялся с Христом. Полемизируя с другими апологетами,
противопоставлявшими философскому знанию абсолютную веру, и с гностиками,
мистифицировавшими "высшее знание", открытое только избранным, Климент
вырабатывает компромиссную позицию, которая впоследствии будет положена в
основу христианской гносеологии (наука о познании). Согласно Клименту, вера
- необходимый источник и достаточное условие спасения и в то же время -
фундамент познания Бога как бесконечного процесса уподобления Ему; таким
образом, Климент постулирует единство веры и знания.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=--%D0%BA%D0%B...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77619456_-smes-raznoe-Kliment-Aleksandrijskij-soedinaet-osnovnye-ponatia-hristianskogo-veroucenia-s-elementami-neoplatoniceskoj-i-stoiceskoj-filosofii_-k-ih-cislu-otnositsa-prezde-vsego-ucenie-o (400x209, 18Kb)

) - сень над престолом, поддерживаемая колоннами; к киворию крепились завесы, закрывавшие престол в промежутках

Воскресенье, 21 Сентября 2014 г. 16:56 + в цитатник

Киворий (греч.) - сень над престолом,
поддерживаемая колоннами; к киворию крепились завесы, закрывавшие престол в
промежутках между службами. Появляется в IV-VI вв. В иконописи изображение
кивория символизирует алтарь.

Кирилл Александрийский (?-444 г.) - святитель, один из отцов
церкви, богослов и толкователь Св. Писания, создатель ортодоксального
учения о Богочеловеке. Представитель александрийской богословной школы; с
412 г.- архиепископ Александрийский. С 428 г. боролся против ереси
Нестория, тогдашнего архиепископа Константинопольского. Участник III
Вселенского (Эфесского) собора, осудившего ересь Нестория и утвердившего
почитание Девы Марии Богородицей (431 г.). Автор многочисленных
полемических сочинений против Нестория, в которых утверждалось нераздельное
соединение природ в Христе, начиная с момента Его рождения в мир; в этих
сочинениях был введен термин "ипостасное единство". Кириллу
Александрийскому принадлежат также толкования на ряд ветхозаветных книг,
собрание трактатов о Троице - "Тезаврос" и апологетическое сочинение,
осуждавшее "Речи против христиан" Юлиана Отступника. Память 18 (31) января.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=---%D1%81%D0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77605350_Avtor-mnogocislennyh-polemiceskih-socinenij-protiv-Nestoria-v-kotoryh-utverzdalos-nerazdelnoe-soedinenie-prirod-v-Hriste-nacinaa-s-momenta-Ego-rozdenia-v-mir_-v-etih-socineniah-byl-vved (400x209, 14Kb)

Кадило - металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан; во время богослужения

Воскресенье, 21 Сентября 2014 г. 16:16 + в цитатник


К


Кадило - металлическая чаша на цепочках, в которую на
раскаленные угли кладут ладан; во время богослужения кадило раскачивают и
встряхивают, распространяя благовония.

Канон (греч. - норма, правило) - 1. Совокупность правил,
предопределяющих форму и содержание средневекового искусства; знак-модель
умонепостигаемого духовного мира, т.е. конкретная реализация принципа
несходного подобия (образа). На практическом уровне канон выступает как
структурная модель художественного произведения, как принцип
конструирования известного множества произведений в данную эпоху. 2. Особый
жанр богослужебных песнопений. Состоит из девяти песен. Структура канона
предполагает соотнесенность каждой их песен по образу и словесному составу
с одним из событий библейской истории: 1) благодарственная песнь Моисея и
Мариам после перехода через Чермное море (Исх XV, 1-19), 2) обличительная
песнь Моисея, предостерегающая от идолопоклонства (Втор XXXII, 1-44), 3)
благодарственная песнь Анны, матери пророка Самуила (I Цар II, 1-11), 4)
песнь Аввакума о воплощении (ABB III), 5) песнь Исайи о воплощении (Ис
XXVI), 6) молитва пророка Ионы (Иона II, 3-10), 7-8) молитва трех отроков в
пещи огненной (Дан III, 26-45), 9) благодарственная песнь Богородицы по
получении ею благовестия о рождестве Иисуса Христа (Лк I, 46-55).
Большинство богослужебных канонов были составлены Андреем Критским, Иоанном
Дамаскиным и Козьмой Маюмским. Исполняется канон на утрене, полунощнице,
повечерии и молебнах. 3. Постановление вселенских соборов об основах
вероучения и церковной жизни. 4. Совокупность канонических книг Ветхого
(22) и Нового Заветов (27).

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77600766_Struktura-kanona-predpolagaet-sootnesennost-kazdoj-ih-pesen-po-obrazu-i-slovesnomu-sostavu-s-odnim-iz-sobytij-biblejskoj-istorii_-1-blagodarstvennaa-pesn-Moisea-i-Mariam-posle-perehoda- (400x209, 30Kb)


Поиск сообщений в vienpa
Страницы: 232 ... 50 49 [48] 47 46 ..
.. 1 Календарь