-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vienpa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.01.2014
Записей: 4649
Комментариев: 8
Написано: 4656


) - собрание ирмосов; богослужебная книга, которая содержит изменяемые и неизменяемые молитвы, извлеченные

Воскресенье, 21 Сентября 2014 г. 05:06 + в цитатник

Ирмологион (греч.) - собрание ирмосов;
богослужебная книга, которая содержит изменяемые и неизменяемые молитвы,
извлеченные из других богослужебных книг и предназначенные для церковного
пения.

Ирмос (греч.- связывающий, соединяющий) - первый стих каждой из
девяти песен канона утрени, определяющий своим мелодическим и ритмическим
строем пение всех последующих стихов данной песни (тропарей) - последние, в
свою очередь, сообразуются с ирмосом в числе стоп и слогов.

Исайя (евр. - спасение Господне) - старший из четырех великих
пророков Израиля, совершавший свое служение во дни правления иудейских
царей Озии, Иофама, Ахаза, Езекии и Манассии, от которого претерпел
мученическую кончину (VIII в. до Р.X.). Библейская книга Исайи содержит
описание его призвания (Ис VI), обличительные речи , пророчества о судьбе
еврейского и других народов и, наконец, знаменитые пророчества о Мессии и
множество символических прообразов его явления; среди них наиболее известно
пророчество о чудесном рождении Христа, которое приводится в тексте Нового
Завета: "се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему:
Эммануил" (Ис VII, 14). Память 9 (22) мая.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=---%D1%81%D0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77547393_Biblejskaa-kniga-Isaji-soderzit-opisanie-ego-prizvania-Is-VI-oblicitelnye-reci-prorocestva-o-sudbe-evrejskogo-i-drugih-narodov-i-nakonec-znamenitye-prorocestva-o-Messii-i-mnozestvo-simv (400x209, 22Kb)

Среди них - необходимость укрепления церковно-монастырской собственности ради поднятия общественного статуса

Воскресенье, 21 Сентября 2014 г. 01:36 + в цитатник

Иосиф Волоцкий, преподобный (1439/1440 -1515 гг.)
русский святой, богослов и проповедник, выдающийся публицист и церковный
деятель. Принял пострижение в 1459 году в обители Пафнутия Боровского, в
1479 году основал новую обитель близ Волоколамска. Создатель нового
общежительского устава, принципиально изменившего жизнь русского
монашества. Неутомимый борец с ересями, автор "Просветителя", направленного
против новгородско-московской ереси жидовствующих; добился осуждения и
казни ряда еретиков. В своих сочинениях развивал ряд идей, которые были
положены в основу особого церковно-политического движения иосифлян,
одержавшего полную победу в борьбе с "нестяжателями", последователями Нила
Сорского. Среди них - необходимость укрепления церковно-монастырской
собственности ради поднятия общественного статуса церкви и специально
организованной благотворительности, признание авторитета самодержавной
власти и ориентация на политический союз с нею, строгая дисциплина и
благочестие в религиозной жизни и в то же самое время - внешняя пышность и
великолепие. Наконец, в своем "Послании к иконописцу" (возможно,
адресованном Дионисию), Иосиф Волоцкий выделяет понятие внешней красоты и
совершенства иконописного изображения как средства религиозного
воздействия, подчеркивая вместе с тем назидательно-просветительское
значение иконы. Память 9 (22) сентября.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77504935_Sredi-nih--neobhodimost-ukreplenia-cerkovno-monastyrskoj-sobstvennosti-radi-podnatia-obsestvennogo-statusa-cerkvi-i-specialno-organizovannoj-blagotvoritelnosti-priznanie-avtoriteta-samo (400x209, 19Kb)

Автор знаменитого руководства к монашеской жизни "Лествицы райской", в которой рассматривал монашеский подвиг

Суббота, 20 Сентября 2014 г. 21:36 + в цитатник

Иоанн Лествичник преподобный (ок. 525-606 гг.) -
христианский святой, отшельник и подвижник. Принял пострижение в Синайской
обители, провел в уединении более 40 лет, за несколько лет до смерти был
избран игуменом. Автор знаменитого руководства к монашеской жизни "Лествицы
райской", в которой рассматривал монашеский подвиг как процесс непрерывного
и сложного восхождения по лестнице духовного очищения и
самосовершенствования и давал аллегорические описания различных стадий на
этом пути. Сочинение Иоанна Лествичника пользовалось огромной популярностью
среди византийского и русского монашества. Память 30 марта (12 апреля).

Иона - ветхозаветный пророк из числа 12 малых, живший,
предположительно, в IX-VIII вв. до Р.Х. Библейская книга Ионы повествует об
отослании пророка в ассирийский город Ниневию с проповедью покаяния. Иона
однако уклоняется от этого поручения и бежит от гнева Божия. Выброшенный в
море корабельщиками, Иона, по велению Бога, оказывается проглоченным
гигантской рыбой, в чреве которой он остается три дня и три ночи; вняв
молитве Ионы, Бог приказывает рыбе извергнуть его на сушу. Согласно
новозаветному тексту, Иисус Христос предсказывает свою смерть и воскресение
на третий день, уподобляя эти события трехдневному пребыванию Ионы в чреве
кита (Мф XII, 39-40); изображения Ионы как одного из ветхозаветных
прообразов Христа получили широкое распространение в ранеехристианском
искусстве.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%90%D0%B2%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77485904_Soglasno-novozavetnomu-tekstu-Iisus-Hristos-predskazyvaet-svoue-smert-i-voskresenie-na-tretij-den-upodoblaa-eti-sobytia-trehdnevnomu-prebyvaniue-Iony-v-creve-kita-Mf-XII-39-40_-izobraze (400x209, 18Kb)

Особое внимание в них уделяется проблемам общественной нравственности - нравоучительные слова Иоанна отличаются

Суббота, 20 Сентября 2014 г. 11:06 + в цитатник

Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) - святитель,
один из отцов церкви, выдающийся проповедник и толкователь Св. Писания.
Происходил из Антиохии, где и получил первоначальное философское и
богословское образование. По окончании учения в течение четырех лет
совершал аскетический подвиг в пустыне, а затем был рукоположен в диаконы
(381 г.); с 386 г. - священник, с 397 г. - архиепископ Константинопольский.
Красноречивые обличения столичного духовенства и знати в роскоши и
суетности создали Иоанну множество врагов, среди которых была также
императрица Евдоксия. В 404 году Иоанн Златоуст был изгнан из
Константинополя и окончил жизнь в ссылке. До нашего времени сохранилось
более 800 проповедей и бесед и множество экзгетических сочинений Иоанна
Златоуста. Особое внимание в них уделяется проблемам общественной
нравственности - нравоучительные слова Иоанна отличаются поистине
энциклопедическим охватом социальных проблем и посвящены вопросам труда,
общественного устройства, семьи, воспитания детей; особое внимание уделял
вопросу о собственности, которую, в целом, безоговорочно осуждал. Авторитет
священства ставил выше светской власти, мечтал о разграничении сфер влияния
церкви и государства. Создатель особого чинопоследования Божественной
литургии, известного как литургия Иоанна Златоуста. Память 13 (26 ноября) и
21 января (9 февраля) - перенесение мощей.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77432951_Osoboe-vnimanie-v-nih-udelaetsa-problemam-obsestvennoj-nravstvennosti--nravoucitelnye-slova-Ioanna-otlicauetsa-poistine-enciklopediceskim-ohvatom-socialnyh-problem-i-posvaseny-voprosam- (400x209, 19Kb)

Согласно представлениям иудеев должен был явиться на землю перед пришествием Мессии, и поэтому уже в новозаветных

Суббота, 20 Сентября 2014 г. 01:46 + в цитатник

Илия (евр. - Богмой Яхве) - один из ветхозаветных
пророков, ревностный поборник истинной веры и обличитель идолопоклонников,
живших во времена израильских царей Ахава и Охозии (IX в. до Р.X.). По
окончании служения был вознесен живым на небо. Жизнеописание Илии
излагается в библейских книгах: с III Цар XVII по IV Цар II. Согласно
представлениям иудеев должен был явиться на землю перед пришествием Мессии,
и поэтому уже в новозаветных текстах Илия сближается с Иоанном Крестителем,
а иногда и с самим Христом (Мф XI, 14, Лк IX, 19, Ин 1, 21). Кроме того,
взятие Илии на небо (т.н. "Огненное восхождение") прообразует одно из
важнейших новозаветных событий - Вознесение Господне. Память 20 июля (2
августа).

Иоанн Богослов - один из двенадцати апостолов; по церковной
традиции - автор четвертого Евангелия (Евангелия от Иоанна), трех посланий
и Апокалипсиса ("Откровения Иоанна Богослова"). Помимо сведений,
предоставляемых каноническими новозаветными книгами, христианская традиция
сохранила множество преданий об Иоанне: в частности, известно, что он был в
Риме, где претерпел Нероново гонение на христиан, был сослан на остров
Патмос (где было составлено "Откровение"), а последние годы жизни провел в
Эфесе. Именно к этому периоду предание приурочивает создание Евангелия от
Иоанна - по христианской традиции самого последнего из четырех,
восполнившего те пробелы, которые были обнаружены Иоанном в творениях
Матфея, Марка и Луки; прежде всего, это касалось сокровенной, мистической
стороны христианского учения. В соответствии с раннехристианским
апокрифом "Деяния Иоанна Богослова", в византийском и древнерусском
искусстве Иоанн изображается совместно со своим учеником Прохором, пишущим
под его диктовку. Память празднуется дважды: 8(21) мая и 26 сентября (9
октября) - преставление.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77407310_Pomimo-svedenij-predostavlaemyh-kanoniceskimi-novozavetnymi-knigami-hristianskaa-tradicia-sohranila-mnozestvo-predanij-ob-Ioanne_-v-castnosti-izvestno-cto-on-byl-v-Rime-gde-preterpel-Ne (400x209, 18Kb)

Иконописный подлинник - особое средневековое руководство по иконописанию; собрание образцов, определявших

Пятница, 19 Сентября 2014 г. 21:46 + в цитатник

Иконописный подлинник - особое средневековое
руководство по иконописанию; собрание образцов, определявших все детали
канонических изображений различных лиц и событий (вплоть до технических
приемов письма). Иконописные подлинники подразделялись на толковые и
лицевые (иллюстрированные).

Иконостас (греч.) - установленная иконами преграда, отделяющая
алтарь от остального пространства православного храма; складывается в
церковном искусстве древней Руси на рубеже XIV - XV вв. В настоящее время
включает в себя пять основных рядов: местный - с иконами, особо почитаемыми
в данной местности, в том числе и храмовой (вторая справа от Царских Врат);
деисусный; праздничный; пророческий (в центре - Богоматерь с младенцем) и
праотеческий (в центре т.н. Новозаветная Троица); иконостас венчает
Распятие. В шестом, дополнительном ряду могут изображаться Страсти
Христовы, Собор всех святых и пр. В Византии иконостас заменяла невысокая
алтарная преграда, на которую, начиная с VII века, ставился крест
(свидетельства Софрония Иерусалимского и Георгия Амартола), а при
императоре Василии Македонянине (876-886 гг.) - икона Спасителя. Постепенно
к ней стали добавляться другие деисусные и праздничные иконы, соединявшиеся
иногда на одной доске - т.н. темплон, из которых, уже на русской почве,
сформировался иконостас. Как сложная система священных изображений
иконостас может быть подвергнут разнообразным символическим толкованиям.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%BA%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77389034_V-nastoasee-vrema-vkluecaet-v-seba-pat-osnovnyh-radov_-mestnyj--s-ikonami-osobo-pocitaemymi-v-dannoj-mestnosti-v-tom-cisle-i-hramovoj-vtoraa-sprava-ot-Carskih-Vrat_-deisusnyj_-prazdnicn (400x209, 15Kb)

Иерей (греч.

Пятница, 19 Сентября 2014 г. 15:46 + в цитатник

Иерей (греч.) - священник.

Иеремия (евр. - Иегова отвергающий) - второй из четырех великих
пророков Израиля. Начал свое пророческое служение во дни царствования
иудейского царя Иосии (конец VII в. до Р.X.). Был свидетелем разрушения
Иерусалима (587 г. до Р.X.). Был известен как неутомимый обличитель
идолопоклонства; претерпел мученическую кончину от своих соотечественников,
насильно увлекших его за собой в Египет (по этой причине считался одним из
ветхозаветных предшественников Мессии). Библейская книга Иеремии содержит
его жизнеописание и обличительные речи. Кроме того, ему принадлежит "Плач"
по поводу разрушения Иерусалима (т.н. "Послание Иеремии", переведенное с
греческого, не считается канонической книгой). Память 1 (14) мая.

Извод - в средневековой иконографии одна из разновидностей
установленного канона.

Иконоборчество - еретическое движение, выразившееся в отрицании
почитания св.икон и гонениях на них; в период с VIII по IX вв. несколько
раз получало официальное признание в восточной церкви. Первый этап гонений
имел место при византийских императорах Льве III Исавре (717-741 гг.) и
Константине V Копрониме (741-775 гг.), когда был созван иконоборческий
собор 754 года и 300 епископов единодушно осудили иконопочитание. При
императрице Ирине и ее сыне Константине Порфирородном (780-797 гг.) был
созван VII Вселенский собор, утвердивший правило об иконопочитании. Затем
гонения на иконы возобновились при Льве V Армянине (813-820 гг.) и его
преемниках. Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в
843 году при императрице Феодоре, в честь чего был установлен церковный
праздник "Торжество православия". (19 февраля/4 марта). Обосновывая свою
позицию, иконоборцы апеллировали прежде всего к ветхозаветному запрещению
изображать Бога (Втор V, 8), хотя уже в самом Ветхом Завете присутствуют
описания священных изображений - херувимов на ковчеге Завета, в
Иерусалимском храме и др. Кроме того, с догматической точки зрения,
иконоборческая ересь была направлена против воплощения Христа, поскольку
икона воспринималась как одно из наглядных подтверждений явления Бога в мир
в человеческом образе. В защиту иконопочитания выступали многие богословы и
церковные деятели: Иоанн Дамаскин, Федор Студит, константинопольские
патриархи Герман, Тарасий, Никифор и др.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77358892_Obosnovyvaa-svoue-poziciue-ikonoborcy-apellirovali-prezde-vsego-k-vethozavetnomu-zapreseniue-izobrazat-Boga-Vtor-V-8-hota-uze-v-samom-Vethom-Zavete-prisutstvuuet-opisania-svasennyh-izob (400x209, 17Kb)

Что же касается видения лествицы с движущимися по ней вверх и вниз ангелами, то оно знаменует собой восстановление

Пятница, 19 Сентября 2014 г. 11:56 + в цитатник

И


Иаков (Израиль) - ветхозаветный патриарх, внук Авраама, сын
Исаака и Ревекки, родоначальник двенадцати родоплеменных союзов,
составлявших еврейский народ (см. Двенадцать колен Израиля). Жизнеописание
Иакова изложено в ветхозаветной Книге Бытия (Быт XXV, 16 - XLIX, 33).
Христианская традиция придает особое символическое значение двум событиям
из жизни Иакова: борьбе Иакова с ангелом (Быт XXXII, 24-32) и видению
лествицы (Быт XXVIII, 10-17); оба они понимаются как ветхозаветные образы
Боговоплощеная, раскрывающие различные его аспекты. Через борьбу с ангелом
Иаков как бы преображается (это находит свое отражение в перемене имени:
Иаков - Израиль), прообразуя таким образом грядущее обновление твари. Что
же касается видения лествицы с движущимися по ней вверх и вниз ангелами, то
оно знаменует собой восстановление связи Неба и земли, утраченной в
результате грехопадения и вновь обретенной через вочеловечение Сына Божия;
сама лествица при этом символизирует Богоматерь - "Радуйся лествице
небесная, ею же сниде Бог" - (Акафист Богоматери, икос 2). Изображение
видения Иакова встречается в византийском и древнерусском искусстве
довольно часто - обычно в сочетании с другими ветхозаветными прообразами
воплощения (например, в иконе "Неопалимая Купина").

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A7%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77337851_Cto-ze-kasaetsa-videnia-lestvicy-s-dvizusimisa-po-nej-vverh-i-vniz-angelami-to-ono-znamenuet-soboj-vosstanovlenie-svazi-Neba-i-zemli-utracennoj-v-rezultate-grehopadenia-i-vnov-obretenno (400x209, 19Kb)

Зерцало - в византийской и древнерусской живописи изображение прозрачной сферы в руках архангела; символ предначертания,

Пятница, 19 Сентября 2014 г. 00:06 + в цитатник

З


Зерцало - в византийской и древнерусской живописи изображение
прозрачной сферы в руках архангела; символ предначертания, предвидения,
переданного архангелу Богом.

Знамение (Богоматерь Знамение) - широко распространенный тип
изображения Богоматери, основанный на важнейшем из пророчеств Исайи,
неоднократно приводимое в новозаветных текстах (Ис VII, 14) - "Сам Господь
даст вам знамение: се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему:
Эммануил". Представляет Богоматерь с поднятыми и раскинутыми в стороны
руками (Оранту), несущую на груди изображение Христа-Эммануила (обычно в
круглом медальоне). Центральная тема этого изображения - воплощение Сына
Божьего в человеческом образе; кроме того, оно имеет дополнительный
литургический смысл (см. панагия). Изображения Богоматери Знамение получают
широкое распространение в ХI-ХII вв. - как в византийском, так и в
древнерусском искусстве. Однако само наименование "Знамение" известно
только на русской почве и связано, очевидно, с текстом ветхозаветного
пророчества Исайи ("Господь даст вам знамение..."). Во всех остальных
местах подобным изображениям присваивались самые разнообразные эпитеты,
заимствованные главным образом из молитвенных песнопений в честь
Богоматери. Из икон этого типа особую известность приобрела на Руси икона
Богоматерь Знамение Новгородская, оказавшая чудесную помощь новгородцам во
времена их битвы с суздальцами в 1169 году. Память 27 ноября (10 декабря).

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%97%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


Жены-мироносицы - по свидетельству первых трех Евангелий, галилейские жены, приготовившие миро (благовония

Четверг, 18 Сентября 2014 г. 23:16 + в цитатник


Ж


Жены-мироносицы - по свидетельству первых трех Евангелий,
галилейские жены, приготовившие миро (благовония и умащения) для погребения
распятого Иисуса Христа; первыми получили благовестие о Воскресении
Христовом от ангела, явившегося им у Гроба Господня (Мф XXVIII, 5-8, Мк
XVI, 1-8, Лк ХХIV, 2-4) (см. также Воскресение). Памятъ 8(21) апреля.

Жертвенник - особое помещение в северной части алтаря
православного храма, где во время литургии на специальном четырехугольном
столе приготавливаются для Евхаристии Святые Дары, т.е. совершается
проскомидия.

Живоносный источник (Богоматерь - Живоносный Источник) -
наименование чудотворной иконы Богоматери, происходившей из храма,
основанного, по преданию, в 450 году византийским императором Львом Мудрым.
Храм был основан близ целебного источника, местонахождение которого было
чудесным образом указано Богоматерью. Икона "Богоматерь Живоносный
источник" представляет Богоматерь с младенцем по пояс в небольшом бассейне,
круглом или овальном, к которому со всех сторон припадают страждущие и
жаждущие исцеления. Помимо иллюстрации предания, это изображение имеет и
догматический смысл - Богоматерь, родившая Спасителя, есть источник жизни
вечной (этот смысл раскрывается в некоторых богослужебных текстах). В
позднесредневековом искусстве образ "Живоносного источника" получает прежде
всего назидательно-аллегорическое толкование. Память 5 (18) апреля.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%96%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77294561_Z------Zeny-mironosicy--po-svidetelstvu-pervyh-treh-Evangelij-galilejskie-zeny-prigotovivsie-miro-blagovonia-i-umasenia-dla-pogrebenia-raspatogo-Iisusa-Hrista_-pervymi-polucili-blagoves (400x209, 17Kb)

Елеон - гора к северо-востоку от Иерусалима, отделенная от него рекой Кедрон, где происходили многие ветхозаветные

Четверг, 18 Сентября 2014 г. 22:26 + в цитатник

Елеон - гора к северо-востоку от Иерусалима,
отделенная от него рекой Кедрон, где происходили многие ветхозаветные и, в
особенности, новозаветные события. На склонах Елеонской горы располагались
дом Лазаря и Гефсиманский сад; с нее спускался Христос во время Входа в
Иерусалим, там произошло Вознесение Господне.

Елеуса (греч. - милостивая) - особый эпитет, присваивавшийся
различным изображениями Богоматери (см. Гликофилуса).

Енох - седьмой ветхозаветный патриарх после Адама; за свою
праведность был взят живым на небо (Быт V, 2-24). Согласно апокрифической
книге Еноха, он был призван Господом для суда над падшими ангелами. До
Воскресения Христова Енох и Илия, также взятый живым на небо, были
единственными людьми, пребывавшими в Царствии Небесном - это нашло свое
отражение в некоторых изображениях Страшного Суда.

Епитрахиль (греч. - нашейник) - знак священного сана; одежда,
плотно обхватывающая шею сзади, а спереди - свободно спускающаяся через
грудь книзу. Происходит от ораря раннехристианских священников,
спускавшегося с плеч двумя концами.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77289811_Do-Voskresenia-Hristova-Enoh-i-Ilia-takze-vzatyj-zivym-na-nebo-byli-edinstvennymi-luedmi-prebyvavsimi-v-Carstvii-Nebesnom--eto-naslo-svoe-otrazenie-v-nekotoryh-izobrazeniah-Strasnogo-Su (400x209, 13Kb)

- благая весть) - общее название первых четырех книг Нового Завета, содержащих жизнеописание Иисуса Христа

Четверг, 18 Сентября 2014 г. 19:26 + в цитатник


Е


Евангелие (греч. - благая весть) - общее название первых
четырех книг Нового Завета, содержащих жизнеописание Иисуса Христа и
изложение его учения; составлены евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и
Иоанном. Первые три Евангелия, содержание которых во многом совпадает,
называются синоптическими. Наряду с каноническими известны также
апокрифические Евангелия: Протоевангелие Иакова, Евангелия от Никодима, от
Фомы, от Филиппа и др.

Евхаристия (греч. - благодарение) - одно из семи таинств
православной церкви; причащение присутствующих на литургии хлебом и вином
(Святыми Дарами), приготовленными и освященными во время литургии.
Совершается в воспоминание о последней трапезе Христа со своими учениками
(см. Тайная вечеря), во время которой он преломил хлеб и раздал вино,
чудесным образом претворившиеся в плоть и кровь Сына Божия (Мф XXVI, 17-35,
Мк XIV, 12-31, Лк XXII, 17-38). Таинство причащения, учрежденное самим
Христом, прообразует крестную жертву Спасителя и делает всех участвующих в
нем причастниками тела Христова, т.е. христианской церкви. Изображение
сцены евхаристии (причащения апостолов) широко распространяется в Х-ХI
веках и помещается обычно в абсиде православных храмов, т.е. там, где
собственно происходит христианское богослужение. Включает в себя две группы
апостолов (по шесть), возглавляемые соответственно Петром и Павлом, и одно
или два изображения Христа - причащающего вином, а также изображения
прислуживающих ангелов.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=--%D0%B1%D0%B...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77272331_Vkluecaet-v-seba-dve-gruppy-apostolov-po-sest-vozglavlaemye-sootvetstvenno-Petrom-i-Pavlom-i-odno-ili-dva-izobrazenia-Hrista--pricasauesego-vinom-a-takze-izobrazenia-prisluzivauesih-ang (400x209, 13Kb)

Особое песнопение, составленное в честь Богоматери, которое исполняется на литургии Иоанна Златоуста - в ее

Четверг, 18 Сентября 2014 г. 14:46 + в цитатник

Достойно есть - 1. Особое песнопение,
составленное в честь Богоматери, которое исполняется на литургии Иоанна
Златоуста - в ее заключительной части, после освящения Святых Даров, одна
из самых распространенных Богородичных молитв. Икона, иллюстрирующая это
песнопение, разделяется обычно на четыре клейма (в соответствии с четырьмя
стихами) и представляет Богоматерь в окружении прославляющих ее пророков,
апостолов, отцов церкви и т.д., а также на одном из клейм - в окружении
девяти чинов ангельского воинства ("Честнейшую херувим и славнейшую без
сравнения серафим"). 2. Наименование чудотворной иконы Богоматери, с
которой предание связывает чудесное обретение песнопения "Достойно есть".
Согласно преданию, первые два стиха были прибавлены к песнопению Козьмы
Маюмского ("Честнейшую херувим..."), после того как архангел Гавриил,
явившийся иноку Карейского монастыря на Афоне, начертал их на каменной
плите. Это событие предание относит к IX веку. Икона, перед которой молился
инок, получила наименование "Достойно есть". Судя по сохранившимся спискам,
на ней были представлены Богоматерь и младенец-Христос со свитком - по
пояс, а вокруг - летящие ангелы, славословящие Богоматерь. Память 11 (24)
июня.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77244636_Osoboe-pesnopenie-sostavlennoe-v-cest-Bogomateri-kotoroe-ispolnaetsa-na-liturgii-Ioanna-Zlatousta--v-ee-zakluecitelnoj-casti-posle-osvasenia-Svatyh-Darov-odna-iz-samyh-rasprostranennyh- (400x209, 13Kb)

Пользовался особым почитанием среди славян (в том числе в России), так как происходил, по преданию, из славянской

Четверг, 18 Сентября 2014 г. 11:56 + в цитатник

Димитрий Солунский - христианский святой,
великомученик. Сын солунского воеводы, тайно исповедовавшего христианство.
Был назначен языческим императором Максимианом на пост проконсула, активно
способствовал распространению христианства. В 306 году, после открытого
исповедания веры, претерпел мученическую кончину. Пользовался особым
почитанием среди славян (в том числе в России), так как происходил, по
преданию, из славянской семьи. Память 26 октября (8 ноября).

Добрый Пастырь, Христос - символический тип изображения Христа,
широко распространенный в раннехристианском искусстве; раскрывает эпитет,
прилагаемый к Христу в Св. Писании (Ис LX, 11, Ин X, II). Изображался в
виде пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно
евангельской притче - с заблудшей овцой за плечами (Лк XV, 3-7). В условиях
гонений на христианство этот образ выражал идею особого покровительства
избранным и прообразовывал грядущее скором времени Царство Божие. Был
ориентирован на аллегорический язык позднеантичного искусства.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77228768_Dobryj-Pastyr-Hristos--simvoliceskij-tip-izobrazenia-Hrista-siroko-rasprostranennyj-v-rannehristianskom-iskusstve_-raskryvaet-epitet-prilagaemyj-k-Hristu-v-Sv. (400x209, 12Kb)

особый разряд женщин, вдов и девиц, принявших посвящение и несших определенные церковные обязанности, но не

Четверг, 18 Сентября 2014 г. 01:26 + в цитатник

Диаконисса - в восточной церкви IV-VIII вв.
особый разряд женщин, вдов и девиц, принявших посвящение и несших
определенные церковные обязанности, но не принимавших участия в совершении
св. таинств. Предшественницами диаконисе были т.н. вдовы-служительницы,
упоминаемые в посланиях Павла и в сочинениях церковных писателей I-III вв.
С распространением монашества чин диакониссы в восточной церкви постепенно
исчезает.

Диаконник - помещение в южной части алтаря, где хранятся
состоящие в ведении диакона священные предметы: ризы, священные сосуды,
напрестольные Евангелия, кресты, дарохранительницы и пр.

Дионисий Ареопагит - святитель, один из ближайших сподвижников
апостола Павла, обращенный в христианство после проповеди Павла в афинском
ареопаге (Деян XVII, 34). По преданию, первый епископ Афин. Средневековая
традиция приписывала Дионисию ряд мистико-догматических сочинений: "Об
именах Божиих", "О небесной иерархии", "О церковной иерархии" и др., а
также некоторые послания, в том числе "Об Успении Богоматери" и "О кончине
апостола Петра". Первые упоминания об этих сочинениях относятся уже к
началу VI века, когда, по всей вероятности, они и были созданы. Помимо
ортодоксального учения о небесных силах и их классификации (см. Ангелы)
сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту, содержали важнейшие идеи,
положенные в основу средневековой христианской эстетики, в том числе
концепция иконного образа как "небесного подобия", представленного
наглядно "ради слабости нашего понимания". Память 3 (16) октября.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


Движки (оживки, отметки) - белильные блики, положенные поверх вохрения на личном письме; могут иметь форму

Четверг, 18 Сентября 2014 г. 00:26 + в цитатник

Движки (оживки, отметки) - белильные блики,
положенные поверх вохрения на личном письме; могут иметь форму мазков,
пятен, линий и т.п.

Двунадесятые праздники - двенадцать основных праздников,
установленных русской православной церковью в воспоминание о событиях из
жизни Христа, Богоматери, а также о некоторых событиях из церковной
истории. Включает в себя девять неподвижных праздников, отмечаемых в одно и
то же время: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Введение во храм,
Рождество Христово, Богоявление (Крещение), Благовещение, Сретение,
Преображение и Успение Богородицы - и три подвижных, связанных с пасхальным
циклом: Вход в Иерусалим, Вознесение и Сошествие Св. Духа на апостолов.
Иконы, посвященные двунадесятым праздникам, составляют основную часть
праздничного ряда иконостаса русского православного храма.

Деисус, деисусный чин (греч. - моление, прошение) - икона или
группа икон, имеющая в центре изображение Христа-Вседержителя
(Пантократора), а справа и слева от него соответственно - Богоматери и
Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного
заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов,
св.отцов св.мучеников и пр. Основной догматический смысл подобных икон -
посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного
Небесного Царя и Судии (отсюда Деисус как ядро композиции "Страшный Суд").
В послеиконоборческую эпоху икона "Деисус" помещалась на архитраве
невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской
почве, превратилась в деисусный чин высокого иконостаса.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D0%B2%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77152300_Vkluecaet-v-seba-devat-nepodviznyh-prazdnikov-otmecaemyh-v-odno-i-to-ze-vrema_-Rozdestvo-Bogorodicy-Vozdvizenie-Kresta-Vvedenie-vo-hram-Rozdestvo-Hristovo-Bogoavlenie-Kresenie-Blagovese (400x209, 19Kb)

Перенес столицу в Иерусалим, отвоеванный им у иевуссеев, вел подготовительные работы для строительства Иерусалимского

Среда, 17 Сентября 2014 г. 23:46 + в цитатник

Д


Давид (евр. - возлюбленный) - второй царь Иудейский и
Израильский, правивший в XI-X вв. до Р.Х. Выходец из Вифлеема Иудейского,
младший сын Иессея (см. Древо Иессеево). Помазан на царство Самуилом втайне
от царя Саула (1 Цар XVI, 13). После смерти Саула вел победоносные войны
для упрочения могущества Израиля. Перенес столицу в Иерусалим, отвоеванный
им у иевуссеев, вел подготовительные работы для строительства
Иерусалимского храма. Жизнеописание Давида излагается в библейских книгах:
с 1 Цар XVI по III Цар II, II и 1 Пар Х-ХХIХ. Автор особых молитвенных
песнопений (псалмов), вошедших в состав Псалтири. Один из предков Христа и
его важнейший ветхозаветный прообраз (отсюда: Христос - "сын Давидов").

Даниил (евр. - Бог мне судья) - последний из четырех великих
пророков Израиля, живший во времена вавилонского пленения (после 587 г. до
Р.Х. - взятие Навуходоносором Иерусалима). Служил при дворе Навуходоносора,
изучая халдейскую мудрость. Выдвинулся благодаря своему пророческому дару
(истолкование сна Навуходоносора о камне - Дан II). Играл первостепенную
роль при Навуходоносоре и его преемниках, а после падения вавилонского
царства пользовался вниманием наместника Кира в Вавилоне - Дария Мидянина.
По доносу завистливых сановников был предан казни - брошен в ров со львами,
но чудесным образом избежал гибели (один из ветхозаветных прообразов смерти
и Воскресения Христа). Библейская книга пророка Даниила содержит его
жизнеописание (Дан I-V), пророчества о явлении Мессии и конце мира (Дан
VII-ХI) и некоторые неканонические сказания о нем, переведенные с
греческого (Дан ХII-ХIII).

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77148736_Biblejskaa-kniga-proroka-Daniila-soderzit-ego-zizneopisanie-Dan-I-V-prorocestva-o-avlenii-Messii-i-konce-mira-Dan-VII-HI-i-nekotorye-nekanoniceskie-skazania-o-nem-perevedennye-s-grecesk (400x209, 14Kb)

Залогом такого молитвенного воссоединения с Богом является единство Божественной и человеческой природ в Христе

Среда, 17 Сентября 2014 г. 19:36 + в цитатник

Григорий Палама (1296-1359 гг.) - святитель, один
из отцов церкви, выдающийся представитель поздневизантийской культуры.
Митрополит фессалоникийский с 1350 г. Создатель богословского обоснования
исихизма - особый молитвенной практики, "умного делания", распространенной,
в основном, в монашеской среде. Разработал учение о сообщаемости нетварных
божественных энергий - главным образом, на примере нетварного фаворского
света (см. Преображение). Через "умное делание", в котором участвуют равным
образом душа и тело, человек может видеть Бога, воспринимать Его энергию
(Божественный свет), т.е. стать обоженным по благодати. Залогом такого
молитвенного воссоединения с Богом является единство Божественной и
человеческой природ в Христе - Бог непознаваем, но откровение Его в Христе
есть полное откровение, устанавливающее единство Бога и человека. По учению
Паламы, Божественные энергии сообщаемы не только в мистическом опыте, но и
в крещении и в евхаристии. После Константинопольского собора 1351 года
учение Паламы считается официальной доктриной православной церкви. Память
14(27) ноября.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%97%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77125610_Zalogom-takogo-molitvennogo-vossoedinenia-s-Bogom-avlaetsa-edinstvo-Bozestvennoj-i-celoveceskoj-prirod-v-Hriste--Bog-nepoznavaem-no-otkrovenie-Ego-v-Hriste-est-polnoe-otkrovenie-ustanav (400x209, 13Kb)

Голубец - в иконописи голубая краска.

Среда, 17 Сентября 2014 г. 15:36 + в цитатник

Голубец - в иконописи голубая краска.

Гомилиарий (от греч. - беседы) - собрание бесед и проповедей,
составленное на основе творений отцов церкви, предназначавшееся для чтения
в церкви по воскресным и праздничным дням в течение всего года.

Гора Нерукосечная (Богоматерь Гора Нерукосечная), один из
символических типов изображения Богоматери, основанный на ветхозаветном
пророчестве Даниила (истолкование сна Навуходоносора о камне - Дан II, 34),
предрекающем воплощение Сына Божия. Богоматерь с младенцем на троне держит
в своих руках гору и отвалившийся от нее камень, Неопалимую Купину,
лествицу Иакова, иногда - ковчег и скинию Завета и другие ветхозаветные
прообразы воплощения. Известен с XV века.

Григорий Богослов, Назианзин (329 - 390 гг.) - святитель, один
из отцов церкви, сподвижник Василия Великого. Сын епископа города Назианза,
с 362 г. - пресвитер, с 372 г. епископ г. Сасима. Председательствовал на II
Вселенском (Константинопольском) соборе (381 г.). Автор "Слов о
богословии", духовных стихов и множества посланий. Создатель
ортодоксального учения о Св. Троице, разработавший понятия "усии"
и "ипостаси", сторонник идеи равенства ипостасей (по вопросу равенства
Св.Духа Отцу и Сыну разошелся со II Вселенским собором). Один из создателей
учения о Богочеловечестве Христа. Оказал огромное влияние на последующих
церковных писателей. Память 25 января (7 февраля).

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77102790_Gora-Nerukosecnaa-Bogomater-Gora-Nerukosecnaa-odin-iz-simvoliceskih-tipov-izobrazenia-Bogomateri-osnovannyj-na-vethozavetnom-prorocestve-Daniila-istolkovanie-sna-Navuhodonosora-o-kamne- (400x209, 15Kb)

Согласно христианскому преданию, уроженец Каппадокии или сопредельных ливано-палестинских земель, принадлежавший

Среда, 17 Сентября 2014 г. 08:56 + в цитатник


Г


Георгий Победоносец - христианский святой, великомученник.
Согласно христианскому преданию, уроженец Каппадокии или сопредельных
ливано-палестинских земель, принадлежавший к местной знати и дослужившийся
до высокого военного чина. Замучен в 303 году, во время гонения на христиан
при императоре Диоклетиане. Культ св. Георгия включает в себя также ряд
фольклорных мотивов, в частности, мотив змееборчества. Описание чуда
Георгия о змие встречается уже в ранневизантийской житейной литературе (по
некоторым версиям это чудо было совершено св. Георгием уже после смерти).
Память 23 апреля (6 мая) (мученическая кончина) и 26 ноября (9 декабря)
(Чудо Георгия о змие).

Гиматии (греч.) - верхняя одежда в виде прямоугольного куска
ткани; надевался обычно поверх хитона и у шеи иногда застегивался фибулой.

Глас - см. Октоих.

Гликофилуса (греч. - сладколобзающая) - один из самых
распространенных типов изображения Богоматери с младенцем: младенец сидит
на руке Богоматери, прижимаясь щекой к ее щеке. В литературе известен под
названием Елеусы (Умиления). С догматической точки зрения Гликофилуса
прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви
Бога к людям. Самое ранее изображение такого типа относится к 650 г.
(фреска в церкви Санта Мария Антиква). Получает широкое распространение в
ХI-ХII вв. в связи с богословскими спорами о крестной жертве и некоторыми
изменениями в православном богослужении. К этому типу относятся такие
широко почитаемые в России иконы как Владимирская, Федоровская, Донская и
др.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77062542_Soglasno-hristianskomu-predaniue-urozenec-Kappadokii-ili-sopredelnyh-livano-palestinskih-zemel-prinadlezavsij-k-mestnoj-znati-i-dosluzivsijsa-do-vysokogo-voennogo-cina. (400x209, 12Kb)


Поиск сообщений в vienpa
Страницы: 232 ... 49 48 [47] 46 45 ..
.. 1 Календарь