-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vienpa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.01.2014
Записей: 4649
Комментариев: 8
Написано: 4656


Помимо изображения Богоматери - самостоятельно или перед Христом - включает в себя изображения людей, обуреваемых

Среда, 17 Сентября 2014 г. 08:46 + в цитатник

"Всех скорбящих радость" (Богоматерь Всех
Скорбящих Радость) - наименование чудотворной иконы Богоматери. Помимо
изображения Богоматери - самостоятельно или перед Христом - включает в себя
изображения людей, обуреваемых недугами и скорбями, и ангелов, совершающих
благодеяния от имени Богоматери. Согласно церковному преданию обретена в
1643 году. Память 24 октября (6 ноября).

Вход Господен в Иерусалим - один из двунадесятых христианских
праздников, установленный в воспоминание о прибытии Христа в Иерусалим
перед своей мученической кончиной и воскресением (Мф XXI, 1-11, Мк XI,
1-10, Лк XIX, 29-38, Ин XII, 12-15). Отмечается в последнее воскресенье
перед Пасхой. Другое название праздника - неделя Ваий (т.е. пальмовых
ветвей), поскольку, согласно евангельским свидетельствам, жители Иерусалима
вышли навстречу Иисусу с пальмовыми ветвями. В церковном ритуале,
сложившемся в России, роль пальмовых ветвей играет верба; отсюда - Вербное
воскресенье. Установлен с III века. Праздничный канон составлен Козьмой
Маюмским. Икона "Вход в Иерусалим" входит в состав праздничного ряда
иконостаса русского православного храма.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77061543_Vhod-Gospoden-v-Ierusalim--odin-iz-dvunadesatyh-hristianskih-prazdnikov-ustanovlennyj-v-vospominanie-o-pribytii-Hrista-v-Ierusalim-pered-svoej-muceniceskoj-koncinoj-i-voskreseniem-Mf-XX (400x209, 15Kb)

Вселенские соборы - собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых

Среда, 17 Сентября 2014 г. 03:36 + в цитатник

Вселенские соборы - собрания высшего духовенства
и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались
и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические
богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и
осуждались ереси. Основные деяния Вселенских соборов: I Никейский (325 г.)
- принятие первой редакции Символа Веры, осуждение арианства, определение
времени празднования Пасхи; II Константинопольский (381 г.) - выработка
понятий, раскрывающих представление о Троице, уточнение и канонизация
Символа Веры, осуждение арианства, савеллианства, макеллианства и др.; III
Эфесский (431 г.) - осуждение несторианства и признание Девы Марии
Богородицей; IV Халкидонский (451 г.) - осуждение монофизитства и
определение понятия о Богочеловеке как о лице Иисуса Христа, единосущного
Богу Отцу; V (II Константинопольский, 553 г.) и VI (III
Константинопольский, 680-681 гг.) - осуждение различных ересей; VII (II
Никейский, 787 г.) - осуждение иконоборчества и утверждение правила о
почитании икон и креста. После разделения церквей (1054 г.)
общехристианские соборы не проводились, хотя католическая церковь и
называет вселенскими созываемые ею соборы.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_77011597_Vselenskie-sobory--sobrania-vyssego-duhovenstva-i-predstavitelej-pomestnyh-hristianskih-cerkvej-na-kotoryh-razrabatyvalis-i-utverzdalis-osnovy-hristianskogo-veroucenia-formirovalis-kano (400x209, 17Kb)

Вознесение Господне - один из двунадесятых христианских праздников, установленный в воспоминание о Вознесении

Вторник, 16 Сентября 2014 г. 22:36 + в цитатник

Вознесение Господне - один из двунадесятых
христианских праздников, установленный в воспоминание о Вознесении
Спасителя во плоти на небо, в присутствии его учеников (Мк XVI, 19, Лк
XXIV, 51, Деян I, 4-11) и отмечаемый на сороковой день после Пасхи.
Восходит к апостольским временам. Праздничные каноны составлены Иоанном
Дамаскиным и Иосифом Песнописцем. Каноническая иконография "Вознесения"
складывается уже в IV веке и достаточно точно воспроизводит новозаветный
текст (Деян I, 4-11). Исключение составляет лишь изображение
Богоматери-Оранты, представляющей собирательный образ новозаветной церкви.
Таким образом, раскрывается догматический смысл праздника - рождение церкви
Христовой, восприемниками которой становятся присутствующие при Вознесении
апостолы. Икона "Вознесение" входит в состав праздничного ряда иконостаса
русского православного храма.

Волюта (лат.) - скульптурное украшение, завиток на капители
колонны.

Воскресение - важнейший акт земной жизни Христа Спасителя,
завершение его земного служения. Акт окончательной победы над смертью,
прообразующий грядущее воскресение мертвых и открытие человечеству жизни
вечной. Засвидетельствован во всех четырех Евангелиях (Мф XXVIII, Мк XVI,
Лк XXIV, Ин ХХ-ХХI). Православный канон (за исключением позднейшего
времени) отрицает возможность изображения непостижимой тайны Воскресения.
Символической заменой подобного изображения служат, во-первых, "Явление
ангела женам-мироносицам", описание которого содержится в канонических
Евангелиях (Мф XXVIII, 1-8, Мк XVI, 1-8, Лк XXIV, 1-7) и,
во-вторых, "Сошествие во ад", которое, в соответствии с апокрифическим
Евангелием от Никодима, последовало сразу же за Воскресением Спасителя -
воскресший Христос сошел во ад и извел оттуда ветхозаветных праведников и
пророков во главе с Адамом и Евой.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


В 474 году, при императоре Льве Мудром здесь был помещен мафорий (покрывало) Богоматери, привезенный из Святой

Вторник, 16 Сентября 2014 г. 21:46 + в цитатник

Влахерны - местность в северо-восточной части
Константинополя, вдоль бухты Золотого Рога, где находился один из самых
знаменитых на востоке храмов, посвященных Богоматери. Этот храм был основан
в 451 году Пульхерией Августой. В 474 году, при императоре Льве Мудром
здесь был помещен мафорий (покрывало) Богоматери, привезенный из Святой
Земли, а уже с 51 1 года известны особые службы, посвященные Богоматери и
совершавшиеся в этом храме. Именно во Влахернском храме происходили многие
чудесные события, демонстрировавшие особое покровительство Богоматери
Константинополю (см. Покров Богородицы). Храм был разрушен в XV веке.

Влахернетисса - особый эпитет, присваивавшийся различным
изображениям Богоматери, которые по своему происхождению были связаны с
Влахернским храмом, т.е. спискам с почитаемых влахернских икон. Кроме того,
этот эпитет иногда присваивался изображениям Богоматери-Оранты, поскольку
именно такое изображение находилось, вероятно, в абсиде Влахернского храма
(см. также Одигитрия).

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-474-%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_76991162_V-474-godu-pri-imperatore-Lve-Mudrom-zdes-byl-pomesen-maforij-pokryvalo-Bogomateri-privezennyj-iz-Svatoj-Zemli-a-uze-s-51-1-goda-izvestny-osobye-sluzby-posvasennye-Bogomateri-i-soversav (400x209, 15Kb)

В некоторых иконах ("Рождество Богородицы", "Введение Богородицы во храм", "Благовещение", "Сретение") символизирует

Вторник, 16 Сентября 2014 г. 20:16 + в цитатник

Велум (лат. - парус) - в иконописи ткань (обычно
красного цвета), перекинутая в виде полога между двумя архитектурными
сооружениями. В некоторых иконах ("Рождество Богородицы", "Введение
Богородицы во храм", "Благовещение", "Сретение") символизирует собой
преобразовательную связь между Ветхим и Новым Заветами. Иконография велума
восходит к античности.

Вербное Воскресенье - см. Вход в Иерусалим.

Ветхий Завет - собрание избранных произведений древнееврейской
религиозной литературы, создававшееся с XIII по III-II вв. до Р.X. и
составляющее первую часть христианской Библии. Понятие "завет" (договор)
восходит к древнейшим иудео-израильским представлениям о договоре между
Богом и людьми, причем Бог дарует "избранному народу" обетованную землю, а
народ обязывается соблюдать данный Богом закон. Ветхий Завет включает в
себя книги исторического содержания, книги пророков, а также назидательные,
философские, символико-аллегорические сочинения и собрания молитв (см.
Псалтирь). Согласно христианской традиции, Ветхий Завет раскрывает только
первый этап откровения Бога в мире, но вместе с тем содержит прообразы всех
последующих актов: воплощения, искупительной жертвы и победы над смертью -
и событий грядущих: второго пришествия, конца мира, Страшного Суда и т.д.
Поэтому ветхозаветные тексты принято толковать не буквально, а в
символическом духе. Кроме того, 11 ветхозаветных книг, входящих в состав
Библии, не считаются каноническими (Товита, Иудифи, Премудрости,
Маккавейские и др.) и рассматриваются только как исторические или
назидательные.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%BD...p;zone=all&wordforms=exact


mail_76981794_Soglasno-hristianskoj-tradicii-Vethij-Zavet-raskryvaet-tolko-pervyj-etap-otkrovenia-Boga-v-mire-no-vmeste-s-tem-soderzit-proobrazy-vseh-posleduuesih-aktov_-voplosenia-iskupitelnoj-zertv (400x209, 17Kb)

Троице, разработав совместно с Григорием Богословом понятия "усии" (сущности) и "ипостаси", которые, вслед

Вторник, 16 Сентября 2014 г. 08:26 + в цитатник


В


Василий Великий (329 - 379 гг.) - святитель, один из отцов
церкви. С 362 г. - пресвитер, с 371 г. - архиепископ Кесарии
Каппадокийской. Активный участник церковной жизни и богословской полемики,
глава т.н. Ново-Никейской школы, борец с ересями. Автор поучений
на "Шестоднев" (1 глава Книги Бытия) и псалмы, монашеских правил,
назидательных сочинений и множества посланий. Один из создателей
христианской космологии. Внес значительный вклад в учение о Св. Троице,
разработав совместно с Григорием Богословом понятия "усии" (сущности)
и "ипостаси", которые, вслед за неоплатониками, понимал как соотношение
общего и особенного в Боге. Это позволило преодолеть противоположные ереси
арианства и савеллианства и подготовило решения II Вселенского
(Константинопольского) Собора. В послании "О Духе Святом" особо утверждал
личную природу Св. Духа и доказывал его равенство двум другим лицам Св.
Троицы, Создатель особого чинопоследования Божественной литургии,
известного как литургия Василия Великого. Память 1 (14) января.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


На основе этого определения были разработаны учения о двух волях и двух действиях Иисуса Христа, а также система

Вторник, 16 Сентября 2014 г. 08:06 + в цитатник

Богочеловек - догматическое определение второго
лица Св. Троицы, Иисуса Христа, основанное на Символе Веры и определениях
Вселенских соборов. Сформулированное в процессе ожесточенной богословской
полемики, это определение раскрывается через неслитное, нераздельное,
неразлучное и неизменное соединение двух природ - божественной и
человеческой в Иисусе Христе, Сыне Божьем. На основе этого определения были
разработаны учения о двух волях и двух действиях Иисуса Христа, а также
система представления о сообщении свойств, обожении человеческого естества,
нераздельное поклонение и почитание Девы Марии Богородицей.

Богоявление - одно из названий двойного христианского
праздника, относящегося к числу двунадесятых и установленного в
воспоминание о двух одновременно произошедших событиях: Крещении Иисуса
Христа в водах Иордана и явлении при Иордане всех трех лиц Св.Троицы -
Бога-Отца в гласе ("Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое
благоволение"), Иисуса Христа и Св. Духа в виде голубя (Мф 111,13-17, Мк 1,
9-11, Лк III, 21-22). Отмечается 6(19) января. До V века под общим
названием "Богоявление" отмечались совместно Рождество и Крещение.
Праздничные каноны составлены в VII веке Козьмой Маюмским и Иоанном
Дамаскиным. Изображения крещения Христа в Иордане наряду с изображениями
новообращенных христиан, над которыми совершается таинство крещения,
известны уже в живописи катакомб; икона "Богоявление" ("Крещение") входит в
состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0-...p;zone=all&wordforms=exact


С догматической точки зрения Благовещение - важнейший момент священной истории: прекращение действия закона

Вторник, 16 Сентября 2014 г. 04:16 + в цитатник

Благовещение - один из двунадесятых христианских
праздников, падающий на 25 марта (7 апреля). Установлен в воспоминание о
возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения через нее
Бога-Слова (Лк 1, 26-38). С догматической точки зрения Благовещение -
важнейший момент священной истории: прекращение действия закона и начало
действия благодати (со слов архангела "радуйся, Благодатная!"), т.е. смена
заветов. Празднуется с IV века (свидетельство Афанасия Великого).
Праздничные каноны составлены в VIII веке Иоанном Дамаскиным и в IX веке -
Феофаном, митрополитом Никейским. Изображения "Благовещения" известны с V
века; икона "Благовещение" входит в состав праздничного ряда иконостаса
русского православного храма.

Благодать (греч. - харизма) - особое свойство Бога, делающее
возможным умонепостигаемое единство Творца и твари, сила Божья, через
которую совершается спасение. Понятие "благодати" играет важнейшую роль в
ряде новозаветных текстов (Рим III, 21-26, Рим V, 12-21, в особенности Ин
1, 16-18 и др.), где благодать прежде всего противопоставляется закону
(имеется в виду закон, полученный Моисеем от Бога на горе Синай) и выражает
качественно новую ступень общения с Богом, достигнутую через воплощение и
искупительную жертву.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1-%D0%B4...p;zone=all&wordforms=exact


mail_76866846_-gde-blagodat-prezde-vsego-protivopostavlaetsa-zakonu-imeetsa-v-vidu-zakon-polucennyj-Moiseem-ot-Boga-na-gore-Sinaj-i-vyrazaet-kacestvenno-novuue-stupen-obsenia-s-Bogom-dostignutuue-cer (400x209, 15Kb)

) - прямоугольная зала, состоящая обычно из трех или пяти продольных частей (нефов), ориентированных с запада

Вторник, 16 Сентября 2014 г. 01:56 + в цитатник


Б


Базилика (греч.) - прямоугольная зала, состоящая обычно из трех
или пяти продольных частей (нефов), ориентированных с запада на восток и
разделенных колоннами или столбами. Сформировалась еще в архитектуре
Древнего Рима, а затем получила широкое распространение в раннехристианскую
эпоху как основной тип культовых сооружений. На востоке в дальнейшем была
вытеснена крестово-купольным храмом.

Баптистерий (лат.) - особое здание, предназначавшееся в
раннехристианскую эпоху исключительно для совершения таинства крещения.
Появляется не ранее IV века. В центре баптистерия, имевшего обычно круглую
или восьмиугольную форму, располагался бассейн с тремя ступенями. Кроме
того, баптистерий имел небольшой алтарь, посвященный Иоанну Крестителю, где
немедленно причащались принявшие св. крещение.

Басма (татарск.) - тонкие металлические или кожаные листы с
выбитым по деревянной матрице узором. Предназначалась для украшения икон
(только металлическая басма) и книжных переплетов.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=---%D0%BF%D1%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_76864054_--pramougolnaa-zala-sostoasaa-obycno-iz-treh-ili-pati-prodolnyh-castej-nefov-orientirovannyh-s-zapada-na-vostok-i-razdelennyh-kolonnami-ili-stolbami. (400x209, 11Kb)

- присутствующий) - в иконописи лучи и блики, исполненные золотом или серебром и составляющие рисунок одежд,

Понедельник, 15 Сентября 2014 г. 23:26 + в цитатник

Ассист (лат. - присутствующий) - в иконописи лучи
и блики, исполненные золотом или серебром и составляющие рисунок одежд,
волос и т.п. Символизирует присутствие Божественного света.

Афанасий Великий (293 - 373 гг.) - святитель, один из отцов
церкви. Родился в Александрии, с 326 года - александрийский епископ.
Участник Первого Вселенского собора, один из самых неутомимых и
последовательных обличителей арианской ереси. Претерпел множество гонений,
неоднократно высылался из Александрии. В середине IV века на протяжении
определенного времени оставался единственным православным архиепископом.
Автор исторических, полемических, апологетических сочинений и
нравоучительных посланий, а также жития св.Антония Великого, первого в
христианской литературе, послужившего образцом для средневековой
агиографии. В полемике с арианами Афанасий Великий разрабатывает систему
доказательств истинности воплощения второго лица Троицы - Иисуса Христа.
Ему принадлежит также развернутое изложение учения о троичности Бога,
единосущности и ипостасном различии и учения о существенных ипостасных
свойствах. Память 18(31) октября.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=--%D0%BF%D1%8...p;zone=all&wordforms=exact


mail_76854889_Emu-prinadlezit-takze-razvernutoe-izlozenie-ucenia-o-troicnosti-Boga-edinosusnosti-i-ipostasnom-razlicii-i-ucenia-o-susestvennyh-ipostasnyh-svojstvah. (400x209, 10Kb)

"Апостол" - богослужебная книга, включающая в свой состав ряд книг Нового Завета - "Деяния апостолов" и 21

Понедельник, 15 Сентября 2014 г. 09:26 + в цитатник

"Апостол" - богослужебная книга, включающая в
свой состав ряд книг Нового Завета - "Деяния апостолов" и 21 послание
апостолов Петра, Иакова, Иоанна, Иуды и Павла и содержащая указания на
последовательность литургических чтений.

Архиерей (греч. - старший священник) - общее название для
высших чинов из числа черного духовенства в православной церковной иерархии.

Архиерей Великий (Спас Архиерей Великий) одно из символических
именований Христа, раскрывающее его в образе новозаветного первосвященника,
приносящего в жертву самого себя (см. Евхаристия). Формулируется на основе
ветхозаветного пророчества - "Ты священник вовек по чину Мельхиседека" (Пс
СIХ, 4), комментарии к которому принадлежат апостолу Павлу (Евр V, 6).
Послужило источником для особого типа изображения Христа в архиерейском
одеянии, которое встречается как самостоятельно, так и в сочетании с другим
символическим изображением, представляющим Христа как Небесного Царя (см.
Царь Царей).

Архимандрит (греч. - начальник овец) - титул настоятеля
крупного мужского монастыря (лавры). В греческих источниках встречается,
начиная с V века, в русских - с 1174 года.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%22%D0%90%D0%...p;zone=all&wordforms=exact


Некоторые апокрифы, наряду с каноническими книгами, широко использовались в средневековой литературе и изобразительном

Понедельник, 15 Сентября 2014 г. 07:26 + в цитатник

Апокриф (греч. - тайный, сокровенный) -
произведения иудейской и раннехристианской литературы, составленные в
подражание книгам Св. Писания о священных лицах и событиях, большей частью
от имени персонажей Св. Писания, не признанных церковью каноническими.
Некоторые апокрифы, наряду с каноническими книгами, широко использовались в
средневековой литературе и изобразительном искусстве (к апокрифическим
источникам восходят изображения Рождества Богородицы, Введения Богородицы
во храм, Сошествия во ад, Успения Богородицы и др.).

Апологеты (греч. - защитники) раннехристианские - защитники
христианского вероучения и образа жизни в период гонений на христиан во II
- III веках. Авторы полемических сочинений, направленных против язычества и
ранних ересей.

Апостол (греч. - посланник) - наименование двенадцати учеников
и спутников Христа, призванных им для проповеди евангельского учения.
Список апостолов приводится в синоптических Евангелиях (Мф X, 2-4, Мк III,
16-19, Лк VI, 14-16) и в "Деяниях апостолов" (1, 13) - это братья Петр
(Симон) и Андрей (Первозванный), братья Иаков Старший и Иоанн Богослов
(евангелист), Филипп, Варфоломей (Нафанаил), Матвей мытарь (евангелист),
Фома, Иаков Алфеев, Фаддей (он же Иуда Леввей - автор
новозаветного "Соборного послания апостола Иуды), Симон Зилот (Кананит) и
Иуда Искариот. После предательства и самоубийства последнего на его место
был по жребию избран Матфий (Деян 1, 15-26). Число двенадцать соответствует
числу двенадцати сыновей Иакова (двенадцать колен Израиля) - апостолам
предстоит "на двенадцати престолах судить двенадцать колен израилевых" (Мф
XIX, 28).

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


- противогласник) - ветхозаветные псалмы или их части, исполняемые двумя хорами (или же хором и солистом)

Понедельник, 15 Сентября 2014 г. 05:16 + в цитатник

Антифон (греч. - противогласник) - ветхозаветные
псалмы или их части, исполняемые двумя хорами (или же хором и солистом)
попеременно, стих за стихом. Введение антифонного пения в храмовом
богослужении большинство исследователей относят к IV веку.

Антоний Великий, преподобный (ок. 250 - 356 гг.) - христианский
подвижник, проповедник и богослов, один из основоположников монашества. По
происхождению копт. В течение 35 лет совершал аскетический подвиг в
пустынях Египта, творя чудеса и преодолевая разнообразные искушения.
Проповедовал в Александрии во времена гонений на христиан. Основатель ряда
монастырей. Древнейшее житие Антония было составлено св.Афанасием Великим.
Память 17(30) января.

Антоний Печерский, преподобный (983 - 1073 гг.) - русский
святой, основатель Киево-Печерской лавры, один из родоначальников русского
монашества. Принял пострижение на Афоне. В 1028 году вернулся в Киев, где
предавался отшельническому подвигу в пещере на Берестовой горе, увлекая
своим примером будущих иноков Киево-Печерской лавры. Последние годы жизни
провел в уединении, устранившись от управления монастырем. Упоминается
совместно с преподобным Феодосием Печерским, принявшим от него пострижение.
Память 10(23) июля.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=--%D0%BF%D1%8...p;zone=all&wordforms=exact


mail_76755688_V-1028-godu-vernulsa-v-Kiev-gde-predavalsa-otselniceskomu-podvigu-v-pesere-na-Berestovoj-gore-uvlekaa-svoim-primerom-budusih-inokov-Kievo-Pecerskoj-lavry. (400x209, 12Kb)

Наряду со сравнительно поздней композицией "Девять чинов ангельских" изображение первых трех чинов небесной

Воскресенье, 14 Сентября 2014 г. 16:36 + в цитатник

Наряду со сравнительно поздней
композицией "Девять чинов ангельских" изображение первых трех чинов
небесной иерархии используется, в соответствии с видением пророка Иезекииля
(Иез 1, 4-28), в композиции "Спас в силах". Изображения ангелов и
архангелов встречаются обычно в составе различных композиций и деисусных
чинов (см. Деисус, см. также Собор архангелов).

Ангел Великого Совета - одно из символических именований
Христа, заимствованное из Ветхого Завета (Ис IX, 6). Послужило источником
для особого типа изображения Христа в виде архангела с крыльями, которое
встречается как самостоятельно, так и в составе различных
символико-догматических композиций ("Сотворение мира" - "И почил Бог в день
седьмый..." и др.).

Андрей Критский (серед. VII в. - 726?) - святитель, один из
отцов церкви, проповедник и гимнограф. Принял пострижение в монастыре
св.Саввы в Иерусалиме, был секретарем иерусалимского патриарха Федора. При
Юстиниане II (685-711 гг.) - архиепископ Крита. Выступал против
монофизитства и иконоборчества. Автор нравоучительных проповедей и
богослужебных канонов, среди которых особо выделяется "Великий покаянный
канон" (около 250 тропарей). Сохранившаяся редакция жития восходит к XIV -
XV векам. Память 4 (17) июля.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


) - особый стол, на который во время богослужения кладут Евангелие, крест или иконы.

Воскресенье, 14 Сентября 2014 г. 13:36 + в цитатник

Аналои (греч.) - особый стол, на который во время
богослужения кладут Евангелие, крест или иконы.

Анафора (греч. возношение) - особая молитва (канон), являющаяся
основной частью литургии и начинающаяся после чтения Символа Веры.
Центральный момент анафоры возношение (поднятие над престолом)
приготовленных для причащения Святых Даров.

Ангелы (греч. - вестники) - бесплотные существа, созданные
Богом для исполнения Его воли и служения Ему; посредники между
миром "горним" и миром "дольним". Приписываемый Дионисию Ареопагиту
трактат "О небесной иерархии" содержит описание трех ангельских иерархий,
каждая из которых делится на три чина.

Высшая иерархия, предстоящая Богу "без посредства прочих":
серафимы (евр. - пламенеющие) - наделенные пылкой стремительностью и силой
очищения; херувимы (евр. - излияния мудрости) - способные принимать высшую
мудрость и сообщать ее другим; престолы - "неподвижно и твердо прилепленные
к Богу", раболепно Ему служащие, носящие Его. Средняя иерархия, отражающая
принцип Божественного мировладычества и "совершенствующаяся посредством
Божественных озарений, сообщаемых через чины первой иерархии": господства -
наделенные даром преобразования в подобие Бога себя и всё, подчиненное им;
силы - стремящиеся к восприятию Божественной энергии и обнаруживающие
мужество и крепость во всех своих действиях; власти - уподобляющиеся
источнику Божественной власти, устраивающие духовное владычество Бога.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=---%D0%BE%D1%...p;zone=all&wordforms=exact


Прожил семнадцать лет на паперти храма Богородицы в Эдессе и еще семнадцать - в Риме, в доме собственных родителей,

Воскресенье, 14 Сентября 2014 г. 13:06 + в цитатник

Алексей, человек Божий (V век) - один из самых
популярных святых в Византии и на Руси, по происхождению римлянин. Сын
богатых и набожных родителей, покинувший родительский дом в день
собственной свадьбы. Прожил семнадцать лет на паперти храма Богородицы в
Эдессе и еще семнадцать - в Риме, в доме собственных родителей, оставаясь
неузнанным. Один из самых ярких примеров христианского терпения и смирения
в подвиге добровольной нищеты. Древнейшее житие восходит к V-VI векам.
Память 17 (30) марта.

Алексий, митрополит (между 1293-98 - 1378 гг.) - русский
святой. Сын черниговского боярина Федора Бяконта. Пострижение принял в 1304
году в московском Богоявленском монастыре. В 1340 году назначен помощником
митрополита Феогноста, затем епископ владимирский, митрополит с 1354 года.
После смерти Симеона Ивановича Гордого был наставником князя Дмитрия
Ивановича (св. Дмитрия Донского) и фактическим главой правительства.
Поддерживал Дмитрия в борьбе с тверскими и суздальско-нижегородскими
князьями, выступал против притязаний литовских князей, стремившихся создать
отдельную митрополию в Киеве, был сторонником соглашения с Золотой Ордой,
куда ездил дважды. Основатель четырех московских монастырей: Чудова,
Спас-Андрониковского, Алексиевского и Симонова. Погребен в кремлевском
Чудовом монастыре. Обретение мощей - 1431 год, общерусское почитание с 1448
года. Память отмечается трижды: 12 (25) февраля, 20 мая (2 июня) -
обретение мощей и 5 (18) сентября - совместно со святителями московскими
Петром, Ионой, Филиппом и Гермогеном.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_76638082_Podderzival-Dmitria-v-borbe-s-tverskimi-i-suzdalsko-nizegorodskimi-knazami-vystupal-protiv-pritazanij-litovskih-knazej-stremivsihsa-sozdat-otdelnuue-mitropoliue-v-Kieve-byl-storonnikom- (400x209, 15Kb)

- описание святых) - раздел церковной истории и литературы, посвященный изучению житий и жизнеописаний святых,

Воскресенье, 14 Сентября 2014 г. 12:06 + в цитатник

Агиография (греч. - описание святых) - раздел
церковной истории и литературы, посвященный изучению житий и жизнеописаний
святых, а также литературного, исторического, археологического,
литургического и народно-культового материала, связанного с ними.

Агнец (лат. - ягненок) - 1. Однолетний без всякого порока
ягненок мужского пола, которого израильтянам было предписано вкушать с
особыми обрядами при совершении праздника Пасхи - (Исх XII, 3-11, Числ IX,
10-12, Втор XVI, 2-6).

2. Иносказание непорочности Иисуса Христа и Его искупительной
жертвы за людские грехи (Ис 1-111, 7, Ин 1, 29, 36). Образ закланного агнца
- Христа, чья искупительная жертва дает Ему право снять печати с Книги
жизни, играет исключительно важную роль в христианской эсхатологии (Откр V,
6).

3. Часть просфоры, которая вырезается на проскомидии и
преобразуется затем в тело Христово.

Акафист (греч. - пение несидальное) - особое богослужебное
песнопение, исполняемое в честь Христа, Богоматери и святых, состоящее из
24 частей (12 кондаков и 12 икосов)сообразно числу букв греческого
алфавита, с которых начинается каждая часть самого первого акафиста,
посвященного Богоматери. Акафист было принято слушать стоя (в современной
церковной практике - стоя на коленях).

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=--%D0%BE%D0%B...p;zone=all&wordforms=exact


mail_76630687_-penie-nesidalnoe--osoboe-bogosluzebnoe-pesnopenie-ispolnaemoe-v-cest-Hrista-Bogomateri-i-svatyh-sostoasee-iz-24-castej-12-kondakov-i-12-ikosovsoobrazno-cislu-bukv-greceskogo-alfavita-s (400x209, 16Kb)

© Альманах "Странный мир", 1991.

Воскресенье, 14 Сентября 2014 г. 07:46 + в цитатник


© Альманах "Странный мир", 1991.



А


Аарон - ветхозаветный первосвященник, брат Моисея. Упоминается
в Пятикнижии Моисея. По Божественному повелению он и его сыновья были
определены на особое священнослужение и посвящены Моисеем (Лев VIII).
Избрание Аарона в сан первосвященника было впоследствии подтверждено тем,
что из двенадцати жезлов, положенных главами колен Израиля на святая
святых, расцвел только его жезл (Числ XVII). Ветхозаветный прообраз
новозаветного первосвященника Христа (см. Архиерей Великий, Евхаристия).
Процветший жезл Аарона в христианской традиции понимается как один из
прообразов воплощения Бога-Слова.

Авраам (евр. - отец множества) - ветхозаветный патриарх,
родоначальник избранного народа, призванный для сохранения истинной веры и
заключивший завет с Богом (Быт XI-XXVI). Важнейшие эпизоды священной
истории, связанные с Авраамом - явление трех ангелов в Содоме (см. Троица)
и жертвоприношение Исаака, сына Авраама, понимаемое как прообраз
новозаветной жертвы Христа. Лоно авраамово - 1. Иносказательное выражение,
употребляющееся в священных текстах для обозначения места вечного
блаженства (см. напр. Лк XVI, 22-23 - Притча о богатом и Лазаре). 2. В
живописи один из сюжетов, служащих для изображения рая, используется, как
правило, в композициях Страшного Суда. Обычно изображается сидящий Авраам с
невинными душами (младенцами) на коленях или же Авраам, Исаак и Иаков,
восседающие на тронах.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%A9-%D0%90...p;zone=all&wordforms=exact


mail_76611062_Izbranie-Aarona-v-san-pervosvasennika-bylo-vposledstvii-podtverzdeno-tem-cto-iz-dvenadcati-zezlov-polozennyh-glavami-kolen-Izraila-na-svataa-svatyh-rascvel-tolko-ego-zezl-Cisl-XVII. (400x209, 13Kb)

Гладышева Е.

Воскресенье, 14 Сентября 2014 г. 05:46 + в цитатник



Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.






СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ

ИМЕН И ПОНЯТИЙ

ПО ДРЕВНЕРУССКОМУ ИСКУССТВУ







Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И
ПОНЯТИЙ-ПО

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть
ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_76606888_Gladyseva-E. (400x209, 5Kb)

Без заголовка

Суббота, 13 Сентября 2014 г. 23:06 + в цитатник

Книга:О. Глаголева

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%20%D0%9F%D1%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_76553510_ (400x209, 1Kb)


Поиск сообщений в vienpa
Страницы: 232 ... 48 47 [46] 45 44 ..
.. 1 Календарь