-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vienpa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.01.2014
Записей: 4649
Комментариев: 8
Написано: 4656


127) Истинный любомудрец есть тот, кто от существующих вещей познал Творца их и от Творца уразумел сущее и

Понедельник, 09 Июня 2014 г. 03:56 + в цитатник

127) Истинный любомудрец есть тот, кто от
существующих вещей познал Творца их и от Творца уразумел сущее и
божественное, -- не научением только познал, но и испытал. Или: совершенный
любомудрец тот, кто преуспел в нравственном, естественном и богословском
любомудрии, паче же в Боголюбии.

128) Которые без Духа пишут и говорят и церковь назидать хотят,
душевны суть, как Духа не имеющие (Иуд. 19). Они подходят под клятву,
которая гласит: горе, иже мудри в себе самих и пред собою разумни
(Ис. 5, 21). Ибо от себя говорят, а не Дух Божий есть, в них глаголяй, как
определил Господь (Мф. 10, 20). Которые же от своих помыслов говорят,
прежде стяжания чистоты, те прельщены духом самомнения. Об этом и притча
говорит: видех мужа непщевавша себе мудра быти, упование же имать безумный
паче его (Прит. 26, 12). И то: не бывайте мудри о себе (Рим. 12, 16).
Премудрость нам заповедует. И сам, исполненный Духа, божественный Апостол
исповедует, говоря: не бо довольни есмы от себе помыслити что, яко от себе,
но довольство наше от Бога (2 Кор. 3, 5); и еще: но яко от Бога, пред Богом
о Христе глаголем (Там же 12, 19). Словеса таковых не сладостны и
непросветительны: ибо они говорят их, не заимствуя из живого источника
Духа, но из сердца своего, как некоего тинного озера, питающего пьявиц,
змий и жаб похотей, кичения и невоздержания, и вода ведения их смрадна,
мутна и теплохладна, от которой пиющий отвращаются, испытывая
головокружение, мерзение и тошноту.

Книга:преподобный Григорий Синаит-ГЛАВЫ-Краткое сведение о
нем-Св. отец Григорий, постриженный в монашество на Синайской

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=127-%D0%98%D1...p;zone=all&wordforms=exact


mail_63877747_Slovesa-takovyh-ne-sladostny-i-neprosvetitelny_-ibo-oni-govorat-ih-ne-zaimstvua-iz-zivogo-istocnika-Duha-no-iz-serdca-svoego-kak-nekoego-tinnogo-ozera-pitauesego-pavic-zmij-i-zab-pohote (400x209, 17Kb)

Иногда плоть злоупотребляет сущим, иногда взыскивает делать неестественное, как естественное, иногда вооружаема

Понедельник, 09 Июня 2014 г. 01:26 + в цитатник

124) Восстание страстей и брань плотская,
возбуждающаяся против души, пяти видов бывает в нас. Иногда плоть
злоупотребляет сущим, иногда взыскивает делать неестественное, как
естественное, иногда вооружаема бывает против души от бесов, яко сладце
содружившаяся с ними; бывает, что душа и сама по себе бесчинствует, как
окачествовавшаяся страстию сею; бывает, наконец, брано и от бесов, по
попущению восстающих на нас смирения ради нас, когда они всеми указанными
способами не успеют соблазнить.

125) Главных же причин сей брани три, от всех и от всего нам
прилучающиеся: привычка, злоупотребление сущим и, по попущению, зависть и
брань бесов. Восстание и похотствование плоти на душу и души на плоть, тоже
и по навыку и по действу суть, что восстание страстей плоти на душу и
доблестное борение души против плоти. И сам супостат наш иной раз внезапно
и без причины, как стыда не знающий, с дерзостию поднимает против нас
брань. Не давай же, друже мой, пьявице кровелюбивой сосать кровь из
артерий, потому что она ненасытна, -- ни змию и дракону не попускай до сыта
наедаться перстию; и удобно победишь гордыню льва и змия. Воздыхай, пока
совлекшись дольнаго, не облечешься в вышнее жительство, и не преобразишься
по образу создавшего тебя Иисуса Христа.

Книга:преподобный Григорий Синаит-ГЛАВЫ-Краткое сведение о
нем-Св. отец Григорий, постриженный в монашество на Синайской

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%BD%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_63872343_Inogda-plot-zloupotreblaet-susim-inogda-vzyskivaet-delat-neestestvennoe-kak-estestvennoe-inogda-vooruzaema-byvaet-protiv-dusi-ot-besov-ako-sladce-sodruzivsaasa-s-nimi_-byvaet-cto-dusa-i (400x209, 20Kb)

Князь воздушный находит на упражняющихся в мысленном созерцании, фантазии им представляя, как имеющий поручение

Воскресенье, 08 Июня 2014 г. 20:06 + в цитатник

122) Как иной некий мир, вторый и новый человек
есть и именуется, по божественному Апостолу, сказавшему: аще кто во Христе,
нова тварь (2 Кор. 5, 17). Ктому же, так как, по слову Апостола, брань наша
несть к крови и плоти, но к началом и ко властем тмы века сего, к
поднебесным духовом злобы князя воздушного (Еф. 6, 12), то, сообразно к
сим, надо полагать, что воюющие с нами скрытно, находятся в другом великом
мире, по природе одинаковом с природою наших душевных сил. Ибо против трех
сил души три князя злобы, борясь с подвижниками, делают нападения, и в чем
кто ни преуспеет и над чем ни трудится, в том и борим бывает ими. При сем
дракон, князь бездны, восстает войною против внимающих сердцу, как имеющий
крепость на чреслах похотных (Иов. 40, 11); чсрез любосластного исполина
забвения пущает он на них палительные тучи разжженных стрел, как иное море
взволновывает в них похоть, воспеняет и разжигает ее, и к смешению их
возбуждает, наводняя потоками сластей ненасытных. Князь мира сего нападает
на проходящих деятельные добродетели, как заведывающий войною против
раздражительной части; чрез исполина лености окружает он их всякими чарами
страстей и борется с ними, всегда мужественно противоборствующими ему, --
побеждает и побеждаем бывает, и соделовается чрез то виновником для них или
венцев, или стыда пред лицом Ангелов. Князь воздушный находит на
упражняющихся в мысленном созерцании, фантазии им представляя, как имеющий
поручение действовать на словесную и мысленную часть вместе с воздушными
духами злобы; чрез исполина неведения, приводит он в смятение горе
вчиняющуюся мысль, омрачает ее и страх на нее наводит, внося в нее
фантастические туманные образы духов и их преобразования, и призрачно
производя молнии и громы, бури и трески. Так каждый из трех князей,
приражаясь к соответственным силам души, ведет против нее войну и против
такой части определен кто стоять, против той и нападки свои направляет.

Книга:преподобный Григорий Синаит-ГЛАВЫ-Краткое сведение о
нем-Св. отец Григорий, постриженный в монашество на Синайской

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%BD%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_63843694_Knaz-vozdusnyj-nahodit-na-upraznauesihsa-v-myslennom-sozercanii-fantazii-im-predstavlaa-kak-imeuesij-porucenie-dejstvovat-na-slovesnuue-i-myslennuue-cast-vmeste-s-vozdusnymi-duhami-zlob (400x209, 21Kb)

Таким образом надлежит показывать ее в явности посредством успехов в делании добрых дел, или иметь ее действующей

Воскресенье, 08 Июня 2014 г. 13:06 + в цитатник

119) Благодать -- не вера только есть, но и
действенная молитва. Ибо она в явности показывает истинную веру, имеющую
живот Иисусов, производима будучи духом посредством любви. Потому вера
мертва и безжизненна у того, кто не видит ее в себе действующей. Даже и
верным да не именуется тот, кто верует только голым словом, а не имеет
веры, действующей любовию или Духом. Таким образом надлежит показывать ее в
явности посредством успехов в делании добрых дел, или иметь ее действующей
во свете и сияющей в делах, как говорит божественный Апостол: покажи ми
веру твою от дел твоих, и аз тебе покажу от дел моих веру мою
(Иак. 2, 18), -- показывая сим, что вера благодатная обнаруживается делами
по заповедям, как и заповеди делом исполняются и светлы бывают верою,
которая во благодати. Вера есть корень заповедей, или лучше источник,
напаяющий их к произращению. Она разделяется на двое, -- на исповедание и
благодать, пребывая однакоже нераздельною естеством.

120) Малая и великая (длинная и короткая) лествица
послушническая имеет пять степеней, возводящих к совершенству: первая
отречение (от мира), вторая -- подчинение (вступление в обитель с обетом
исполнять уставы монашеские), третья -- послушание (подчинение на деле, в
жизни), четвертая -- смирение, пятая -- любовь, которая есть Бог. Отречение
от ада возводит лежащего и порабощенного освобождает от вещества.
Подчинение обретает Христа и Ему служит, по слову Его: аще кто Мне служит,
Мне да последует: и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12, 26).
Христос же где? На небесах, сидит одесную Отца. Там должно быть и
служащему, где Тот, Кому он служит: сие да помнит полагающий ногу на первую
ступень восхождения по указанной лествице. Послушание, действуя всецело по
заповедям, устрояет лествицу из разных добродетелей, и их, как восхождения,
располагает в душе. Высокотворное смирение, приняв послушливого с такой
лествицы возводит его горе к небесам, предает царице добродетелей -- любви,
и ко Христу подводя, представляет Ему. Так по короткой лествице удобно
восходит на небеса послушливый.

Книга:преподобный Григорий Синаит-ГЛАВЫ-Краткое сведение о
нем-Св. отец Григорий, постриженный в монашество на Синайской

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_63806158_120-Malaa-i-velikaa-dlinnaa-i-korotkaa-lestvica-poslusniceskaa-imeet-pat-stepenej-vozvodasih-k-soversenstvu_-pervaa-otrecenie-ot-mira-vtoraa----podcinenie-vstuplenie-v-obitel-s-obetom-is (400x209, 17Kb)

Первое из этих (промыслительное) так приходит: когда человек, будучи оставлен самому себе, побежден бывает,

Воскресенье, 08 Июня 2014 г. 07:46 + в цитатник

117) Есть семь разных деланий и расположений,
вводящих и руководящих к этому богоданному смирению, кои взаимно входят в
состав друг друга и друг от друга происходят: молчание, смиренное о себе
думание, смиренное говорение, смиренное одеяние, самоуничижение, сокрушение
и последность (иметь себя во всем последним). Молчание с разумом рождает
смиренное о себе думание. От смиренного же о себе думания рождаются три
вида смирения: смиренное говорение, смиренных и бедных одеяний ношение и
самоуничижение. Сии же три вида рождают сокрушение, бывающее от попущения
искушений, и именуемое промыслительным обучением и от бесов смирением.
Сокуршение же легко делом заставляет душу чувствовать себя сущею ниже всех
и всех последнейшею, яко всеми превосходимою. Два же сии вида приносят
совершенное и богодарное смирение, которое именуется силою и совершенством
всех добродетелей: и оно-то Богу приписывает добрые дела. Итак первое из
всех руководств к смирению есть молчание, из которого рожается смиренное о
себе думание; а это рождает три вида смирения. Три эти рождают одни --
сокрушение; а сокрушение рождает седьмой вид смирения -- почитание себя
низшим всех, которое называется промыслительным смирением. Промыслительное
же смирение приносит богодарное, совершенное, непритворное, истинное
смирение. Первое из этих (промыслительное) так приходит: когда человек,
будучи оставлен самому себе, побежден бывает, порабощен и возгосподствован
всякой страстию и помыслом, тогда, будучи побеждаем духом (вражеским), и не
находя помощи ни от дел, ни от Бога и ни от чего совсем ,и готов будучи
пасть даже в отчаяние, смиряется он во всем, сокрушается, низшим всех себя
имеет, последнейшим и рабом всех, худшим даже самых бесов, как их тиранству
подлежащий и ими побеждаемый. Вот это и есть промыслительное смирение, в
силу которого от Бога дается второе, высшее, которое есть божественная
сила, вседейственная и всетворная. Его ради видя себя органом божественной
силы, человек ею совершает дивные Божии дела.

Книга:преподобный Григорий Синаит-ГЛАВЫ-Краткое сведение о
нем-Св. отец Григорий, постриженный в монашество на Синайской

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_63781819_Pervoe-iz-etih-promyslitelnoe-tak-prihodit_-kogda-celovek-buduci-ostavlen-samomu-sebe-pobezden-byvaet-porabosen-i-vozgospodstvovan-vsakoj-strastiue-i-pomyslom-togda-buduci-pobezdaem-duh (400x209, 23Kb)

Тем, кои взыскивают его, предлагается иметь с разумом следующие три в себе помышления: что они грешнее всех

Суббота, 07 Июня 2014 г. 20:56 + в цитатник

115) Говорящие или делающие что-либо без смирения
подобны строющему храмину зимою, или без цемента. Опытом, разумом обрести и
познать смирение есть достояние (очень) весьма немногих. Словом о нем
разглагольствующие подобны измеривающим бездну. Мы же слепые, мало нечто о
сем великом свете гадающие, говорим: смирение истинное ни слов смиренных не
говорит, ни видов смиренным не принимает, не нудит себя смиренно о себе
мудрствовать и не поносит себя смиряяся. Хотя все такое начатки суть,
проявления и разные виды смирения, но само оно есть благодать и дар свыше.
Два есть смирения, как говорят св. отцы: почитать себя низшим всех и Богу
приписывать добрые дела свои. Первое есть начало, второе конец. Тем, кои
взыскивают его, предлагается иметь с разумом следующие три в себе
помышления: что они грешнее всех людей, что они срамнее всех тварей, как
сущие в состоянии неестественном, что они окаяннее бесов, как рабы бесов.
Смиряющемуся так говорить надлежит: есть ли на свете грешники, коих грехи,
не говорю, превосходили бы, но хоть равнялись бы моим? Нет, душа моя; мы с
тобою хуже всех людей, мы -- земля и пепел под ногами их. И как мне не
считать себя срамнейшим всех тварей. Когда они держат себя по чину естества
своего, тогда как, по бесчисленным беззакониям своим, я стал ниже естества?
По истине звери и скоты чище меня грешного; почему я ниже всех, как до ада
низведший себя .и как во аде лежащий еще прежде смерти. Кто же не ведает и
не чувствует, что грешник хуже и бесов, как раб их и подданный, уже отзде с
ними во тьму кромешнюю заключенный? Воистину хуже бесов обладаемый ими; и
потому с ними наследую я бездну, окаяннейший. В преисподней, в аде и бездне
прежде смерти обитающий, как в самопрельщении дерзаешь называть себя
праведным, сделав себя злыми делами грешником непотребным и бесом? Горе
прельщению и заблуждению твоему, бесный, пес нечистый, за сие в огнь и тьму
осуждаемый!

Книга:преподобный Григорий Синаит-ГЛАВЫ-Краткое сведение о
нем-Св. отец Григорий, постриженный в монашество на Синайской

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_63713060_Tem-koi-vzyskivauet-ego-predlagaetsa-imet-s-razumom-sleduuesie-tri-v-sebe-pomyslenia_-cto-oni-gresnee-vseh-luedej-cto-oni-sramnee-vseh-tvarej-kak-susie-v-sostoanii-neestestvennom-cto-on (400x209, 13Kb)

112) Святилище духовное есть, прежде будущего паче ума наслаждения, умное ума действо таинственно на жертвеннике

Суббота, 07 Июня 2014 г. 04:06 + в цитатник

112) Святилище духовное есть, прежде будущего
паче ума наслаждения, умное ума действо таинственно на жертвеннике душевном
и священнодействующего и причащающегося Агнца, в обручение Божие. Вкушать
же Агнца на мысленном жертвеннике души есть не разуметь только его, или
причаститься, но быть, как Агнец, по образу Его в будущем. Здесь мы имеем
только словеса, а там уповаем получить самые предметы таинств.

113) Молитва в новоначальных есть, как огнь веселия, из сердца
исторгающийся; а в совершенных, как свет благоухающий, внутрь его
действующий. Или опять: молитва есть проповедь Апостолов, действо веры,
лучше же вера непосредственная, основание упования, оживление любви,
Ангельское движение, сила бесплотных, дело и веселие их. Евангелие Божие,
извещение сердца, надежда спасения, знамение освящения, символ святости,
познание Бога, обнаружение крещения, или очищения в бане пакибытия,
обручение Духа Святаго, Иисусово радование, веселие души, милость Божия,
знамение примирения, печать Христова, луч мысленного солца, денница сердец,
утверждение христианства, показание примирения Божия, благодать Божия,
премудрость Божия, лучше же начало самопремудрости, Божие явление, дело
иноков, жительство безмолвствующих, причина безмолвия, признак Ангельского
жительства. И что много говорить? Молитва есть Бог, действующий все во
всех, так как едино есть действо Отца и Сына и Святого Духа,
вседействующего о Христе Иисусе.

Книга:преподобный Григорий Синаит-ГЛАВЫ-Краткое сведение о
нем-Св. отец Григорий, постриженный в монашество на Синайской

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=112-%D0%A1%D0...p;zone=all&wordforms=exact


mail_63643708_Evangelie-Bozie-izvesenie-serdca-nadezda-spasenia-znamenie-osvasenia-simvol-svatosti-poznanie-Boga-obnaruzenie-kresenia-ili-ocisenia-v-bane-pakibytia-obrucenie-Duha-Svatago-Iisusovo-rad (400x209, 25Kb)

109) Вкусить мучение совести здесь или в будущем не всех удел, а одних тех, кои погрешают против веры и любви.

Пятница, 06 Июня 2014 г. 19:56 + в цитатник

109) Вкусить мучение совести здесь или в будущем
не всех удел, а одних тех, кои погрешают против веры и любви. Она, держа
меч ревности обличения обнаженным, без жалости мучит повинных. Кто
противится греху и плоти, того она утешает; а кто подчиняется им, тех
мучение ее преследует, пока не покаются. И если не покаются, мучение
переходит с ними в другую жизнь, и там продлится во веки.

110) Из всех страстей две особенно жестоки и тяжки: блуд и
уныние, т. е. леность, -- когда они овладевают душою и расслабляют ее. Они
тесную имеют одна с другой связь и сочетание: от того с ними трудно
бороться и их преодолевать, совсем же победить для нас и невозможно. Первая
обилует в вожделетельной силе души, но объемлет обе части естественного
нашего состава, -- и душу и тело, разливая сласть свою по всем членам.
Вторая, держа владычественный ум, охватывает, как плющ, всю душу и плоть, и
все естество наше делает ленивым, расслабленным, как бы параличем разбитым.
Отгоняются они, хотя прежде блаженного бесстрастия не побеждаются в конец,
когда душа в молитве получает силу Духа Святого, которая, подав ей отраду,
крепость и глубокий мир, обвеселяет ее в сердце успокоением от тиранства
их. Та (блудная страсть) -- начало, госпожа и царица сластей, -- преимущая
сласть сластей и спутница ее леность, наводящая тристатов фараоновых, суть
непобедимая колесница. Чрез них привзошли к нам бедным в жизнь все страсти.

Книга:преподобный Григорий Синаит-ГЛАВЫ-Краткое сведение о
нем-Св. отец Григорий, постриженный в монашество на Синайской

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=109-%D0%92%D0...p;zone=all&wordforms=exact


mail_63614783_Otgonauetsa-oni-hota-prezde-blazennogo-besstrastia-ne-pobezdauetsa-v-konec-kogda-dusa-v-molitve-polucaet-silu-Duha-Svatogo-kotoraa-podav-ej-otradu-krepost-i-glubokij-mir-obveselaet-ee-v (400x209, 13Kb)

Внушая предпочитать покой тела трудам о добродетели и предусмотрительным почитать благоразумием не отягчать

Пятница, 06 Июня 2014 г. 18:36 + в цитатник

106) Ничто так расслабленною, беспечнорю и
несмысленною не делает душу и ревностных подвижников, как самолюбие, сия
кормилица страстей. Внушая предпочитать покой тела трудам о добродетели и
предусмотрительным почитать благоразумием не отягчать себя делами
произвольно, особенно удобными и небольшими потами по исполнению заповедей,
оно обыкновенно отнимает у души охоту и ревность к прохождению поприща
безмолвия и производит в ней сильное и непреодолимое разленение на дела.

107) Для разленившихся к исполнению заповедей и возжелавших
изгнать мутное омрачение, нет лучшего и пригоднейшего врача, как не
рассуждающее с верою во всем послушание. Оно есть живительное
многосоставное врачевство добродетелей для тех, кои пьют его, и нож, за раз
очищающий язвины ран. Предпочетший в вере и простоте действовать сим ножом,
паче всех других, за раз отсек все страсти, и в безмолвие не только доспел,
но чрез послушание и совершил его вполне, обретши Христа, и подражателем
Его и рабом соделавшись, и именуясь.

Книга:преподобный Григорий Синаит-ГЛАВЫ-Краткое сведение о
нем-Св. отец Григорий, постриженный в монашество на Синайской

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BD%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_63608980_Vnusaa-predpocitat-pokoj-tela-trudam-o-dobrodeteli-i-predusmotritelnym-pocitat-blagorazumiem-ne-otagcat-seba-delami-proizvolno-osobenno-udobnymi-i-nebolsimi-potami-po-ispolneniue-zapove (400x209, 17Kb)

Если же по нерадению хоть одна из сказанных страстей воцарится в нем, тогда и все полчище зол с пагубным неверием

Пятница, 06 Июня 2014 г. 14:16 + в цитатник

104) Ничто так не делает сердца сокрушенным и
души смиренною, как уединение разумное и молчание от всех. Ничто другое по
истине так не расстраивает состояния безмолвия и не лишает его божественной
помощи, как следующие главные страсти: дерзость, чревоугодие,
многоглаголание и суетная забота, надмение и господа страстей -- самомнение.
Кто охотно попускает себе с ними свыкаться, тот с продолжением времени
омрачаясь более и более, делается наконец совсем обуморенным. Впрочем если
он опомнится и с верою и рвением положит начало соблюдению должного, то
опять улучит искомое, особенно если будет искать со смирением. Если же по
нерадению хоть одна из сказанных страстей воцарится в нем, тогда и все
полчище зол с пагубным неверием во главе, нападши на него, совершенно
опустошают душу его, делающуюся от бесовских смятений и волнений другим
некиим Вавилоном, так что последняя его бывают горша первых (Мф. 12, 45):
он делается тогда яростным врагом и поносителем безмолвствующих, язык свой
изощряя всегда против них, как бритву и как меч обоюдуострый.

Книга:преподобный Григорий Синаит-ГЛАВЫ-Краткое сведение о
нем-Св. отец Григорий, постриженный в монашество на Синайской

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_63585888_Esli-ze-po-neradeniue-hot-odna-iz-skazannyh-strastej-vocaritsa-v-nem-togda-i-vse-polcise-zol-s-pagubnym-neveriem-vo-glave-napadsi-na-nego-soversenno-opustosauet-dusu-ego-delauesuuesa-ot (400x209, 15Kb)

Второй таков: бодрствовать с вечера час один или два, потом поспать часа четыре, и вставать на утреню, -- петь

Пятница, 06 Июня 2014 г. 00:36 + в цитатник

101) Послушай, если желаешь .и как удобнее
проходить нощное поприще. Бдение нощное бывает трех родов: новоначальных,
средних и совершенных. Первый таков: половину ночи спать, и половину
бодрствовать, -- или с вечера до полночи, или с полночи до утра. Второй
таков: бодрствовать с вечера час один или два, потом поспать часа четыре, и
вставать на утреню, -- петь и молиться часов шесть до утра; затем петь
первый час, и сидеть бозмолвствуя, как выше показано, -- и или соблюдать чин
деланий определенный на каждый час, или держать непрестанную молитву без
перерыва. Третий состоит во всенощном стоянии и бдении.

102) Теперь скажем и о пище. Литры (около фунта) хлеба
достаточно для всякого, подвизающегося в безмолвии; пить две чаши вина
нерастворенного, а воды -- три; и из брашен, какие случатся, съедать, не
сколько похотливо взыскует естество, но воздержно употреблять подаемое
Промыслом. Лучшее же и кратчайшее руководительное для хотящих жить, как
следует правило есть -- соблюдать следующие три всеобъемлющие делания
добродетелей: пост, бдение и молитву, коими подается надежнейшая твердость
всем добродетелям.

Книга:преподобный Григорий Синаит-ГЛАВЫ-Краткое сведение о
нем-Св. отец Григорий, постриженный в монашество на Синайской

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_63501020_Vtoroj-takov_-bodrstvovat-s-vecera-cas-odin-ili-dva-potom-pospat-casa-cetyre-i-vstavat-na-utrenue----pet-i-molitsa-casov-sest-do-utra_-zatem-pet-pervyj-cas-i-sidet-bozmolvstvua-kak-vyse- (400x209, 16Kb)

Когда же во едино совокупятся они Духом, став единовидимыми, тогда непосредственно и существенно познают божеское

Пятница, 06 Июня 2014 г. 00:16 + в цитатник

98) Равное и такое же, чтобы не сказать одно и
тоже, действо имеют чувства на ряду с душевными силами, особенно когда они
здравы. Тогда чувства чувственное, а душевные силы мысленное ясно зрят,
особенно когда нет в них какой-либо сатанинской брани, противовоюющей
закону ума и духа. Когда же во едино совокупятся они Духом, став
единовидимыми, тогда непосредственно и существенно познают божеское и
человеческое, как оно есть по естеству, и значение их ясно созерцают, и
единую причину всяческих, Троицу, сколько возможно, чисто зрят.

99) Безмолвствующий первее должен иметь следующие пять
добродетелей, как основание, на коем устроять и делания своя: молчание,
воздержание, бдение, смирение и терпение; деланий же богоугодных три:
псалмопение, молитва и чтение, -- и рукоделие, если немоществует. Сказанные
добродетели не только объемлют прочие все, но и входят в состав одна
другой. С утра надлежит, упраздняясь от всего, пребывать в памяти Божией
молитвою и сердечным безмолвием, и -- первый час терпеливо молиться; потом
второй -- читать; третий -- петь; четвертый -- молиться; пятый -- читать;
шестой -- петь; седьмой -- молиться; осмой -- читать; девятый -- петь;
десятый -- вкусить пищи; одиннадцатый -- отдохнуть, если имеется нужда;
двенадцатый -- петь вечерню. Так, добре проходя поприще дня, угождает он
Богу.

Книга:преподобный Григорий Синаит-ГЛАВЫ-Краткое сведение о
нем-Св. отец Григорий, постриженный в монашество на Синайской

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_63499756_S-utra-nadlezit-uprazdnaas-ot-vsego-prebyvat-v-pamati-Boziej-molitvoue-i-serdecnym-bezmolviem-i----pervyj-cas-terpelivo-molitsa_-potom-vtoroj----citat_-tretij----pet_-cetvertyj----molitsa_- (400x209, 17Kb)

Ибо хотя все разумные наслаждаются словом, то таких, которые бы здесь обрадываемы были словесами Духа, очень

Четверг, 05 Июня 2014 г. 23:56 + в цитатник

96) Воистину, не только в себе, как жизнь, душа
сие имеет, но и когда от других учащих слушает, чувствует то, коль скоро
обоими ими руководствует любовь и вера, -- когда один слушает с верою, а
другой поучает с любовию, без надмения и тщеславия предлагая словеса о
добродетелях. Тогда слово от учения душа приемлет, как педагога; слово от
чения, как питателя; слово от деяния, внутреннейшее, как невестоукрасителя
сладчайшего; слово от Духа просветительное, как слово жениха, советавающего
ее с собою и обвеселяющего. Всякое слово, исходящее действием Духа, или
сладчайшее от Духа вдохновение, коим не все, а только одни достойные
наслаждаются. Ибо хотя все разумные наслаждаются словом, то таких, которые
бы здесь обрадываемы были словесами Духа, очень немного; наибольшая же
часть только виды духовных словес по памяти и знают и причастны их бывают,
не причастившись еще в чувстве Словав Божия, сего истинного хлеба будущего
века. Ибо тай сей один предлагается вдоволь достойным ко всякому
услаждению, не бывая ни съедаем, ни иждиваем, ни похищаем никогда.

Книга:преподобный Григорий Синаит-ГЛАВЫ-Краткое сведение о
нем-Св. отец Григорий, постриженный в монашество на Синайской

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%B1%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_63497866_Ibo-hota-vse-razumnye-naslazdauetsa-slovom-to-takih-kotorye-by-zdes-obradyvaemy-byli-slovesami-Duha-ocen-nemnogo_-naibolsaa-ze-cast-tolko-vidy-duhovnyh-sloves-po-pamati-i-znauet-i-prica (400x209, 16Kb)

В другом месте Апостол, назвав учителей земледелателями, а учимых -- нивою возделываемою, явно представляет

Четверг, 05 Июня 2014 г. 09:16 + в цитатник

93) Тот священнодействует Евангелие, кто,
причастившись его, и другим действенно может преподать свет Христов. Как
некое божественное семы, сеет он слово на душевных нивах слушающих его, по
указанию Апостола: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию
растворено божественной благостыни (Кол. 4, 6); да даст благодать слушающим
с верою (Еф. 4, 29). В другом месте Апостол, назвав учителей
земледелателями, а учимых -- нивою возделываемою, явно представляет тех
оратаями и сеятелями Словав Божия, а этих тучною землею добродетелей,
богато плодоносною.

94) Различно бывает устно произносимое к научению других слово,
по различию способов, коими собирается: ибо иное бывает от учения, иное от
чтения, иное от деяния, иное от благодати. Но как вода, всюду одинаковая по
естеству, претворяется и прелагается в свойственное инде ей особое качество
по различию лежащего под нею перстного вещества, так что и на вкус бывает
то горька, то сладка, то солона, то кисла: так и слово произносимое разно
бывает соответственно нравственному строю каждого и разное потому
производит действие и неодинаковую приносит пользу.

Книга:преподобный Григорий Синаит-ГЛАВЫ-Краткое сведение о
нем-Св. отец Григорий, постриженный в монашество на Синайской

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%B4...p;zone=all&wordforms=exact


mail_63419565_No-kak-voda-vsuedu-odinakovaa-po-estestvu-pretvoraetsa-i-prelagaetsa-v-svojstvennoe-inde-ej-osoboe-kacestvo-po-razliciue-lezasego-pod-neue-perstnogo-vesestva-tak-cto-i-na-vkus-byvaet-to (400x209, 18Kb)

Исходным же началом к порождению добра или зла бывает для души склонение желания: куда склонится желание,

Вторник, 03 Июня 2014 г. 10:36 + в цитатник

89) Как добродетелей порождение в душе имеет
начало, так и страстей. Но те обыкновенно по естеству рождает она, а эти в
противность естеству. Исходным же началом к порождению добра или зла бывает
для души склонение желания: куда склонится желание, то душа берет в
побуждение и действует.

90) Отроковицами называет Писание (Пес. Пес. 1, 2) добродетели
по причине сочетания их с душою, вследствие коего они с нею созерцаются,
как один дух и тело. Символом любви служит лик отроковиц, а свидетельством
чистоты и святости сих священных дев -- их одеяние и убранство.

91) Есть восемь начальственных страстей: три главных:
чревоугодие, сребролюбие и тщеславие; и пять подчиненных им: блуд, гнев,
печаль, леность, гордость. Также и из противоположных им добродетелей есть
три главнейшие: воздержание, нестяжательность и смирение, и пять за ними
следующих: чистота, кротость, радость, мужество и самоуничижение, -- и потом
весь ряд добродетелей. Изучить и познать силу, действие и качество,
свойственное каждой добродетели и страсти есть достояние не всякого
хотящего, а только того, кто делом все испытал и от Духа Святого дарование
получил к распознанию и различению их.

Книга:преподобный Григорий Синаит-ГЛАВЫ-Краткое сведение о
нем-Св. отец Григорий, постриженный в монашество на Синайской

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_63186186_Izucit-i-poznat-silu-dejstvie-i-kacestvo-svojstvennoe-kazdoj-dobrodeteli-i-strasti-est-dostoanie-ne-vsakogo-hotasego-a-tolko-togo-kto-delom-vse-ispytal-i-ot-Duha-Svatogo-darovanie-poluc (400x209, 13Kb)

Все они находятся в трех силах души, в коих рождаются и созидаются, имея к созиданию себя самих основанием

Понедельник, 02 Июня 2014 г. 17:16 + в цитатник

87) Итак четыре есть начальных добродетели:
мужество, благоразумие, целомудрие, правда. И восемь есть других
нравственных качеств, происходящих от излишества или недостаточности их и
по сторонах их близко следующих, которые у нас именуются и почитаются
пороками, а в мире добродетелями. По сторонам мужества идут дерзость и
страшливость; по сторонам благоразумия -- лукавство и бестолковость
(бестактность), по сторонам целомудрия -- невоздержность и бесчувствие; по
сторонам правды -- лихоимство и неправда. По среде их идут добродетели не
только начальные, высшие всякого излишества и недостаточности, но и частные
дела добрые. В одних (кои по среде) действует доброе произволение в
правости сердца, а в других, (кои около) испорченность и самомнение. О том,
что посреде идут добродетели правые, свидетельствует притча, так гласящая:
и исправиши вся стези благи (Прит. 2, 9). Все они находятся в трех силах
души, в коих рождаются и созидаются, имея к созиданию себя самих
основанием четыре родовые добродетели, паче же Христа: при чем естественные
добродетели очищаются деятельными (добрые прирожденные нравы и черты
темперамента -- добрыми делами по заповедям), божественные же и
вышеестественные даруются благодатию Святого Духа.

Книга:преподобный Григорий Синаит-ГЛАВЫ-Краткое сведение о
нем-Св. отец Григорий, постриженный в монашество на Синайской

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_63119312_Vse-oni-nahodatsa-v-treh-silah-dusi-v-koih-rozdauetsa-i-sozidauetsa-imea-k-sozidaniue-seba-samih-osnovaniem-cetyre-rodovye-dobrodeteli-pace-ze-Hrista_-pri-cem-estestvennye-dobrodeteli-o (400x209, 19Kb)

Но есть добродетели, большие других добродетелей, как объемлющие и совмещающие в себе очень многие, или даже

Воскресенье, 01 Июня 2014 г. 20:16 + в цитатник

84) Добродетели имеют между собою равность в том
отношении, что все во едино сводятся, к одному ведут концу и один все
вместе лик добродетели полным делают. Но есть добродетели, большие других
добродетелей, как объемлющие и совмещающие в себе очень многие, или даже и
все добродетели, каковы -- божественная любовь и смирение и божественное
терпение. О последнем говорит Господь: в терпении вашем стяжите души ваши
(Лк. 21, 19). Не сказал: в посте вашем, или в бдении вашем. Терпение же я
разумею то, которое бывает по богу, и есть царица добродетелей и основание
мужественных доблестей. Оно есть само в себе -- мир в бранях, отишие в бурю
и непоколебимое утверждение для стяжавших его. Кто стяжал его во Христе
Иисусе, тому не могут вредить ни оружия, ни копья, ни воинства напускаемые,
ни самое полчище бесов, ни фаланги сопротивных сил.

85) Добродетели, хотя одни из других рождаются, но бытие свое
имеют из трех сил душевных, -- все, кроме божественных. Ибо причина и начало
четырех родовых божественных добродетелей, из коих и в коих состоят все
прочие, именно -- мудрости, мужества, целомудрия и правды, есть божественная
духодвижная премудрость, в уме четверояко движимая. Не все их однакож
вместе она производит (или приводит в движение), но особо каждую в свое
время, как хочет: одну, как свет; другую, как силу живодейственную и как
воодушевление приснодвижное; третью, как освятительную и очистительную
силу; четвертую, как росу непорочности, обрадовательную и от зноя страстей
охладительную. Каждую каждому дает она, как сказано, по преуспеянию;
совершенном уже и действо их совершенное дарствует.

Книга:преподобный Григорий Синаит-ГЛАВЫ-Краткое сведение о
нем-Св. отец Григорий, постриженный в монашество на Синайской

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%BE-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_62991666_Ne-vse-ih-odnakoz-vmeste-ona-proizvodit-ili-privodit-v-dvizenie-no-osobo-kazduue-v-svoe-vrema-kak-hocet_-odnu-kak-svet_-druguue-kak-silu-zivodejstvennuue-i-kak-voodusevlenie-prisnodvizn (400x209, 18Kb)

Душа сама посебе имеет силу хотения и мужественную энергию к действованию, что есть сила раздражительная;

Воскресенье, 01 Июня 2014 г. 14:26 + в цитатник

81) Достойно исследования, почему богоносные отцы
похоть и гнев иногда называют силами плотскими, а иногда душенвыми? --
Говорим о сем, что слова святых никакого не имеют несогласия, если как
следует рассмотреть их до точности, но те и другие истинствуют, премудро
изменяя, когда должно, свои о сих предметах суждения. Душа сама посебе
имеет силу хотения и мужественную энергию к действованию, что есть сила
раздражительная; но, будучи создана разумной и духовной, она не получила
вместе с бытием похоти и гнева, равно как и плоть первоначально, будучи
создана нетленною, не имела тех мокрот, от коих после породились похоть и
ярость зверская. Уже по преступлении, когда впал человек в тлю и дебельство
плоти, по необходимости возникли в нем похоть и ярость. Почему, когда плоть
господствует в нем, похоть и гнев сопротивляются душевным желаниям. Когда
же мертвенное сие покорится разуму, тогда они содействуют душе в делании
добра.

82) Когда душа чрез вдуновение создана была разумной и
мысленной, тогда вместе с нею не создал Бог ярости и похоти скотской, но
одну силу желательную вложил в нее и мужество к исполнению желаний. Равным
образом и тело создав, Он не вложил в него в начале гнева и похоти
неразумной; но после уже чрез преслушание оно приняло в себя мертвость,
тленность и скотность. Тело, говорят богословы, создано нетленным, каковым
и воскреснет, как и душа создана бесстрастною; но как душа имела свободу
согрешить, так тело -- возможность подвергнуться тлению. И обе они, т. е.
душа и тело -- растлились, и срастворились, по естественному закону
сочетания их друг с другом и взаимного влияния: при чем душа
окачествовалась страстями, паче же бесами; а тело уподобилось скотам
несмысленным и погрузилось в тление. Объединившись таким образом, силы
обеих их составили единое скотоподобное существо, бессмысленное и
неразумное, гневу и похоти работное. Вот как человек приложися скотам
несмысленным и уподобися им всячески, как говорит Писание (Пс. 48, 13).

Книга:преподобный Григорий Синаит-ГЛАВЫ-Краткое сведение о
нем-Св. отец Григорий, постриженный в монашество на Синайской

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D1%83%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_62958968_Dusa-sama-posebe-imeet-silu-hotenia-i-muzestvennuue-energiue-k-dejstvovaniue-cto-est-sila-razdrazitelnaa_-no-buduci-sozdana-razumnoj-i-duhovnoj-ona-ne-polucila-vmeste-s-bytiem-pohoti-i- (400x209, 17Kb)

Из них всех иные произвольны по злоупотреблению, другие же невольны по необходимости, так называемые незазорные

Воскресенье, 01 Июня 2014 г. 11:26 + в цитатник

77) Страсти разно именуются: разделяются же на
телесные и душевные. Телесные подразделяются на скорбные и греховные;
скорбные опять подразделяются на болезненные на наказательные. Душевные
также разделяются на раздражительные, похотные и мысленные; мысленные
подразделяются на вообразительные и рассудочные. Из них всех иные
произвольны по злоупотреблению, другие же невольны по необходимости, так
называемые незазорные страсти, кои св. отцами названы соприкосновенностями
и естественными свойствами (нравами).

78) Одни страсти суть телесные, а другие душевные; иные суть
страсти похоти, иные страсти раздражения, и иные -- мыслительные; и из сих --
иные страсти ума, и иные -- рассуждения. Все они разносочетаваются между
собою, и друг на друга действуют, -- и от того изменяются.

79) Страсти раздражения суть: гнев, горечь, бранчивость,
вспыльчивость, дерзость, надменность, кичение и другие подобные. Страсти
вожделения суть: лихоимание, разврат, невоздержность, ненасытность,
сластолюбие, сребролюбие, самолюбие, всех лютейшая страсть. Страсти плоти
суть: блуд, прелюбодеяние, нечистота, непотребство, чревоугодие, леность,
рассеянность, миролюбие, животолюбие и подобные сим. Старсти слова и языка
суть: неверие, хула, лукавство, коварство, любопытство, двоедушие,
поношение, клевета, осуждение, уничижение, болтливость, притворство, ложь,
срамословие, буесловие, лесть, насмешливость, человекоугодие, надутость,
клятвопреступление, празднословие и проч. Страсти ума суть: самомнение,
превозношение, велехваление, спорливость, ретивость, самодовольство,
противоречие, непослушание, мечтательность, придумывание, любопоказность,
славолюбие, гордость, -- первое и последнее из всех зол. Страсти мысли суть:
парение, легкомыслие, пленение и рабство, омрачение, ослепление, отбегания
(от дела), прилоги, сосложения, склонения, превращения, отвержения и
подобные сим. Одним словом все худые мысли, чувства и расположения,
несообразные с природой нашей, размещаются по трем силам души, равно как и
все добрые, сообразные с естеством нашим, в них же сопребывают.

Книга:преподобный Григорий Синаит-ГЛАВЫ-Краткое сведение о
нем-Св. отец Григорий, постриженный в монашество на Синайской

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%B7-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_62940601_Starsti-slova-i-azyka-sut_-neverie-hula-lukavstvo-kovarstvo-luebopytstvo-dvoedusie-ponosenie-kleveta-osuzdenie-unicizenie-boltlivost-pritvorstvo-loz-sramoslovie-bueslovie-lest-nasmesliv (400x209, 15Kb)

Эти сластолюбивые бесы разжигают вожделетельную силу души, но, приводя при сем в смятение и рассудительную,

Воскресенье, 01 Июня 2014 г. 11:16 + в цитатник

72) Бесы сласти греховной часто приступают, как
огнь и как углие огненное. Эти сластолюбивые бесы разжигают вожделетельную
силу души, но, приводя при сем в смятение и рассудительную, омрачают душу.
Причина похотного жжения, смятения мыслей и омрачения души главным образом
лежит в страстной сласти.

73) Ночь страстей есть тьма неведения. Или опять: ночь есть
страстеродительная область, в коей царствует князь тьмы и в коей звери
сельные, птицы небесные и гады земные, переносно понимаемые, как духи
злобы, рыкая ищут поглотить нас в пищу себе.

74) Во время действия страстей, из помыслов одни идут впереди,
а другие последуют за ними: предшествуют помыслы мечтаний (чередование
образов), а последуют помыслы страстные (возбуждаемые теми образами).
Страсти предваряют бесов, а бесы последуют за страстями.

75) Начало и причина страстей есть злоупотребление,
злоупотребления -- склонность, склонности -- движение желательного
навыкновения, испытание желания есть прилог, прилог же -- от бесов, коим
Промыслом попускается обнаруживать, каково наше самовластие.

Книга:преподобный Григорий Синаит-ГЛАВЫ-Краткое сведение о
нем-Св. отец Григорий, постриженный в монашество на Синайской

Найти
книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AD%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_62939994_75-Nacalo-i-pricina-strastej-est-zloupotreblenie-zloupotreblenia----sklonnost-sklonnosti----dvizenie-zelatelnogo-navyknovenia-ispytanie-zelania-est-prilog-prilog-ze----ot-besov-koim-Promys (400x209, 13Kb)


Поиск сообщений в vienpa
Страницы: 232 ... 25 24 [23] 22 21 ..
.. 1 Календарь