-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vienpa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.01.2014
Записей: 4501
Комментариев: 7
Написано: 4507


Однако Протасов просил владыку не оставлять Кавказской епархии, говоря, что «он не сомневается в том, что

Четверг, 20 Октября 2016 г. 19:11 + в цитатник

В Ставрополе — «городе креста» — на плечи владыки
Иеремии поистине выпало несение тяжелого креста. Эта тяжкая ноша настолько
подломила его, что он стал ходатайствовать об увольнении его с Кавказской
кафедры. Однако Протасов просил владыку не оставлять Кавказской епархии,
говоря, что «он не сомневается в том, что пламенное усердие преосвященного
Иеремии к церкви придает ему силы к новым подвигам на поприще, на котором
Святейший Синод признает служение его истинно полезным». В ответ владыка
Иеремия писал, что «если исполнение его желания признается несвоевременным
и сам он еще почитается небесполезным, то готов остаться на настоящем
поприще сколько то будет возможно»138.

Преосвященный Иеремия тогда еще надеялся, что ему удастся
возвратить линейные казачьи церкви в Кавказскую епархию. С этой целью он в
начале 1849 года послал Кавказскому наместнику Воронцову докладную записку,
в которой убедительно указывал на весьма вредные последствия состоявшегося
отделения церквей для духовной жизни края. Но все его усилия оказались
тщетными, и он, твердо решив удалиться на покой, в октябре 1849 года послал
об этом прошение в Св. Синод. В декабре того же года владыка Иеремия
расстался со своей паствой, так и не исполнив многих своих замечательных
замыслов по обновлению и оживлению всей духовной жизни Северного Кавказа и
христианскому просвещению его иноверцев. Но и покинув Кавказскую паству,
епископ никогда, до самой смерти не забывал о ней. В 1853 году он прислал в
основанный им в Ставрополе Иоанно-Мариинский женский монастырь прекрасные
образцы иконописи, чтобы положить начало иконописной мастерской в этой
обители. После пленения Шамиля и учреждения «Общества восстановления
православного христианства на Кавказе» он в 1860 году пишет свои пламенные
«24 письма на Кавказ». Позже, собираясь возглавить Алтайскую духовную
миссию, владыка Иеремия обратился к своей бывшей пастве с призывом помочь
своими пожертвованиями устроению на Алтае Благовещенской миссионерской
обители.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%B4%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_109120_Odnako-Protasov-prosil-vladyku-ne-ostavlat-Kavkazskoj-eparhii-govora-cto-_on-ne-somnevaetsa-v-tom-cto-plamennoe-userdie-preosvasennogo-Ieremii-k-cerkvi-pridaet-emu-sily-k-novym-podvigam (400x209, 7Kb)

Синода от 19 июля 1845 года неожиданно все православное духовенство около 100 линейных казачьих станиц было

Четверг, 20 Октября 2016 г. 17:16 + в цитатник

При деятельном участии Николаева, в связи с
утверждением нового положения о Кавказском линейном войске, указом Св.
Синода от 19 июля 1845 года неожиданно все православное духовенство около
100 линейных казачьих станиц было отделено от Кавказской епархии и
подчинено обер-священнику Кавказского отдельного корпуса Михайловскому.
Центром церковного управления для него теперь стал Тифлис, который во время
кавказских войн был даже менее доступен, чем прежние центры Астрахань и
Новочеркасск. Количество приходов, оставшихся в Кавказской епархии после
этого «разделения» церквей стало совсем незначительным, охватывая лишь
Черноморию и часть Ставрополья. Отпали и замыслы о восстановлении
Моздокского викариатства для руководства линейным духовенством. Гребенские
старообрядцы ликовали, одержав «победу» над архиереем. Среди смущенных
единоверцев началось движение в сторону сближения со старообрядцами.
Единоверческая церковь в станице Ессентукской стала пустеть и приходить в
упадок. Старообрядцы, побывав на архиерейской службе владыки Иеремии, дошли
до того, что стали его самого склонять перейти на их сторону...

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B8%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_108137_Sinoda-ot-19-iuela-1845-goda-neozidanno-vse-pravoslavnoe-duhovenstvo-okolo-100-linejnyh-kazacih-stanic-bylo-otdeleno-ot-Kavkazskoj-eparhii-i-podcineno-ober-svasenniku-Kavkazskogo-otdeln (400x209, 7Kb)

В условиях тех лет, когда Кавказская воина была еще в полном разгаре, с точки зрения Николаева, было крайне

Четверг, 20 Октября 2016 г. 06:51 + в цитатник

В условиях тех лет, когда Кавказская воина была еще
в полном разгаре, с точки зрения Николаева, было крайне рискованным шагом
возбуждать против военных властей раскольничью часть линейных казаков.
Пример некрасовцев, оказавших упорное сопротивление русским войскам на
Кубани и впоследствии эмигрировавших в Турцию, был еще свеж в памяти... Не
редки были также и случаи перехода казаков-старообрядцев к Шамилю, где
образовалась даже целая станица из таких беглецов.

Владыке Иеремии пришлось вступить в нескончаемую переписку по
поводу возводимых на него обвинений. Неоднократно и настойчиво теребил его
запросами обер-прокурор Св. Синода граф Протасов: кем был взят беглый поп
от гребенских казаков и по чьему распоряжению? В ответ владыка Иеремия
резонно сообщал, что полицейские меры по взятию попа силою от него никак не
зависели и что о применении таких мер, вообще не состоявших в его
распоряжении, он ни у кого никогда не просил. По его мнению, два написанных
о беглом попе секретных отношения к военному начальству, конечно, не могли
быть сочтены «таковым распоряжением или мерою». В категорической форме
владыка Иеремия отвергал самую возможность какого-либо бывшего у него
намерения о взятии беглого попа силою. Он также твердо заверял графа
Протасова о том, что и других стеснений гребенским казакам в отношении
старообрядческого богослужения от него «чинимо не было». «Обвинения во всем
этом епархиального начальства — есть некая подстройка ревностной и слепой
приверженности некоторых к расколу»137.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%83...p;zone=all&wordforms=exact


mail_103049_V-otvet-vladyka-Ieremia-rezonno-soobsal-cto-policejskie-mery-po-vzatiue-popa-siloue-ot-nego-nikak-ne-zaviseli-i-cto-o-primenenii-takih-mer-voobse-ne-sostoavsih-v-ego-rasporazenii-on-ni- (400x209, 6Kb)

Он предполагал изыскать средства к восстановлению и украшению православных храмов в Кавказском линейном войске,

Четверг, 20 Октября 2016 г. 06:16 + в цитатник

По возвращении в Ставрополь владыка Иеремия горячо
взялся за дело подъема религиозно-нравственного состояния линейного
казачества. Он предполагал изыскать средства к восстановлению и украшению
православных храмов в Кавказском линейном войске, заменить полуграмотное и
невежественное духовенство богословски образованный, ходатайствовать об
открытии упраздненного в свое время Моздокского викариатства. К сожалению,
эта сторона его деятельности была грубо прервана в самом начале и владыку
Иеремию постигло жестокое разочарование. Все началось с того, что он
сообщил Кавказскому военному начальству о проживании в станице Червленой
беглого попа — факт, который не мог быть терпим при сложившихся в
Гребенском полку обстоятельствах. Командиру полка Суслову было приказано в
связи с этим произвести дознание. Предупрежденному беглому попу удалось
скрыться. Тем не менее среди казаков-гребенцев начались волнения. Они
написали на архиерея жалобу, в которой обвиняли его в применении
полицейских мер при удалении беглого попа. Введенный в заблуждение этим
доносом Кавказский наместник Воронцов доложил Николаю I о том, что
преосвященный Иеремия теснит гребенских линейных казаков, запрещает им
разрешенное в 1836 г. царем богослужение по их обряду, не позволяет чинить
их молитвенных домов и что, наконец, священник, служивший по их обрядам,
«полицейскими мерами силой от них взят»... В действительности, владыка
Иеремия никогда даже не помышлял о таком запрещении, он хотел лишь оградить
свою православную паству от темного влияния никому не ведомых личностей.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%BD-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_102808_On-predpolagal-izyskat-sredstva-k-vosstanovleniue-i-ukraseniue-pravoslavnyh-hramov-v-Kavkazskom-linejnom-vojske-zamenit-polugramotnoe-i-nevezestvennoe-duhovenstvo-bogoslovski-obrazovann (400x209, 7Kb)

На Черноморское духовенство большое впечатление произвел и тот факт, что архиерей посвятил в стихарь трех

Среда, 19 Октября 2016 г. 17:46 + в цитатник

На Черноморское духовенство большое впечатление
произвел и тот факт, что архиерей посвятил в стихарь трех самых лучших
воспитанников Екатеринодарского духовного училища, одновременно отказав в
посвящении некоторым малограмотным причетникам. Такое небывалое в жизни
училища поощрение отлично учившихся детей и как бы официальное признание за
ними прав на известную иерархическую степень имело самые благоприятные
последствия.

Черноморское духовенство воочию убедилось в том, что будущее
положение его детей зависит теперь от их воспитания в духовно-учебных
заведениях. Гораздо труднее оказалось для владыки Иеремии парализовать
вредное влияние старообрядчества на его Кавказскую паству. На этом поприще
его ожидали многие огорчения, невзгоды и неприятности. После обозрения
Черномории преосвященный Иеремия сосредоточил свое внимание на Кавказском
линейном казачьем войске, где на 130 тысяч человек населения старообрядцы
составляли 20 500 душ. Ознакомление с линейными станицами явило взорам
архиерея прискорбную картину. «Преосвященный Иеремия,— говорится в
«Исторической записке о христианстве на Северном Кавказе»,— нашел свою
паству в колеблющемся состоянии — одни открыто держались раскола, другие
готовы были пристать к нему, третьи находились в смущении и не знали, что
делать. Кроме того, на Кавказе появились духоборы, молокане и др. сектанты.
Религиозная смута в умах усиливалась»135.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99616_Preosvasennyj-Ieremia_-govoritsa-v-_Istoriceskoj-zapiske-o-hristianstve-na-Severnom-Kavkaze_-nasel-svoue-pastvu-v-kolebluesemsa-sostoanii-_-odni-otkryto-derzalis-raskola-drugie-gotovy (400x209, 7Kb)

Владыка Иеремия стремился поставить духовную семинарию в те же условия, в каких была созданная в 1837 году

Среда, 19 Октября 2016 г. 16:26 + в цитатник

Владыка Иеремия стремился поставить духовную
семинарию в те же условия, в каких была созданная в 1837 году в Ставрополе
Кавказская областная гимназия. Он решил ввести обучение осетинскому и
калмыцкому языкам, отказавшись от первоначального замысла преподавания
черкесского языка, т. к. религиозная нетерпимость адыгейцев и чеченцев
исключала возможность думать в то время об их христианском просвещении.
Между тем осетины, калмыки и другие народы гораздо легче поддавались
воздействию православных миссионеров.

Особое внимание владыка Иеремия уделял учреждению казенных
стипендий для духовного образования детей горцев. Уже с первых лет открытия
Кавказской семинарии в ее стенах можно было встретить осетин, грузин,
абхазцев и калмыков. Владыка Иеремия считал даже возможным обучать в
семинарии пленных горских детей, чтобы готовить таким образом миссионеров
для проповеди христианства среди горских народов. Любопытно отметить, что
за счет вдовы генерала Лещенко в духовной семинарии воспитывался горец,
взятый в плен ребенком и получивший фамилию Горыч. Впоследствии он служил
священником в одной из закубанских станиц. Тем не менее, пока шла
Кавказская война, фанатический мюридизм не позволял распространять и
восстанавливать христианство среди горцев Северного Кавказа. Эта
возможность возникла лишь после пленения в 1859 г. имама Шамиля.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BB%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99229_Vladyka-Ieremia-scital-daze-vozmoznym-obucat-v-seminarii-plennyh-gorskih-detej-ctoby-gotovit-takim-obrazom-missionerov-dla-propovedi-hristianstva-sredi-gorskih-narodov. (400x209, 6Kb)

1846, генваря 12—учреждено училищно-Ставропольское общежитие, в день Вознесения Господня для сего общежития

Среда, 19 Октября 2016 г. 12:26 + в цитатник

Интересна запись, сделанная рукой самого владыки
Иеремии о достопримечательных событиях в жизни Кавказской епархии на
страницах «Кавказского календаря» за 1847 год, подаренного архиереем в
библиотеку духовной семинарии и ныне хранящегося в Ставропольской краевой
библиотеке:

«1842, апреля 4—учреждение Кавказской епархии;

1843, генваря 2—Епископом Кавказским и Черноморским назначен
киевский викарий;

1846, генваря 12—учреждено училищно-Ставропольское общежитие, в
день Вознесения Господня для сего общежития заложен дом купца И. Г.
Ганиловского;

1846, июля 20—учреждена Кавказская семинария;

1846, ноября 13—в день священныя памяти Иоанна Златоустого
открыта Кавказская семинария».

Эта запись свидетельствует о том, что именно владыка Иеремия
полагал наиболее существенным в событиях Кавказской епархии на первых порах
своей архипастырской деятельности. Главное внимание он уделял
распространению христианского просвещения и созданию кадров образованного
Кавказского духовенства. Уже в конце 1843 года владыка Иеремия послал в Св.
Синод свои соображения о необходимости открытия Кавказской духовной
семинарии. Чтобы ускорить ее открытие, он, скрывшись под именем
неизвестного благотворителя, внес 10000 рублей на содержание в семинарии
семи стипендиатов из числа наиболее бедных детей Кавказского духовенства.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=1846%2C-%D0%B...p;zone=all&wordforms=exact


mail_97518_Interesna-zapis-sdelannaa-rukoj-samogo-vladyki-Ieremii-o-dostoprimecatelnyh-sobytiah-v-zizni-Kavkazskoj-eparhii-na-stranicah-_Kavkazskogo-kalendara_-za-1847-god-podarennogo-arhiereem-v- (400x209, 13Kb)

По словам владыки Иеремии, митрополит Филарет «в первоначальное основание Кавказской епископии преподал благословение

Среда, 19 Октября 2016 г. 01:36 + в цитатник

По словам владыки Иеремии, митрополит Филарет «в
первоначальное основание Кавказской епископии преподал благословение свое,
и Святыя Лавры Киевския и святых ее отцов Антония и Феодосия, вручил
частицы многих святых мощей, благословил иконами и Дом Епископа
Кавказского, и семинарию Кавказскую, снабдил ризницей, паче же всего
напутствовал наименованного Епископом Кавказским»131.

Первый епископ Кавказский и Черноморский Иеремия прибыл в свой
кафедральный город Ставрополь 10 апреля 1843 года в Великую субботу. Свое
архипастырское служение на Северном Кавказе он начал торжественной
архиерейской службой в первый день Св. Пасхи в Троицком кафедральном
соборе. Владыке Перемни удалось быстро завоевать симпатии своей новой
паствы. Он стал творцом нового течения в общественной жизни Ставрополя, где
до того в связи с военными действиями на Кавказе преобладающую роль играл
военный элемент.

В Ставрополе в это время находилась штаб-квартира командующего
войсками Кавказской линии и Черномории и резиденция наказного атамана
Кавказского линейного казачьего войска. С утра до глубокой ночи город
оглашали военные клики. Звон оружия, конский топот казачьих сотен, стук
колес военных обозов раздавались по улицам. Время деятельности владыки
Иеремии, пишет А. И. Васильев, «было периодом сильного возбуждения
церковной жизни на Северном Кавказе. В Ставрополе, преимущественно военном
городе, явились благодаря созданию епархии новые интересы. Епископ первый
поднял вопрос о постройке храмов, которых было очень мало на Северном
Кавказе, об организации просветительных учреждений — семинарии и духовных
училищ, о необходимости борьбы с расколом и разными сектами, о развитии
христианского просвещения в населении и среди туземцев»132.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_93635_Po-slovam-vladyki-Ieremii-mitropolit-Filaret-_v-pervonacalnoe-osnovanie-Kavkazskoj-episkopii-prepodal-blagoslovenie-svoe-i-Svatya-Lavry-Kievskia-i-svatyh-ee-otcov-Antonia-i-Feodosia-vru (400x209, 9Kb)

Вновь учрежденная Кавказская епархия должна была по указанию царя Николая I начать действовать с 1 января

Вторник, 18 Октября 2016 г. 17:36 + в цитатник

ГЛАВА II УЧРЕЖДЕНИЕ КАВКАЗСКОЙ ЕПАРХИИ И РАСЦВЕТ
ХРИСТИАНСТВА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ


Вновь учрежденная Кавказская епархия должна была по указанию царя
Николая I начать действовать с 1 января 1843 года. Ей был присвоен Третий
класс и степень после Симбирской епархии. Сам Николай I повелел, чтобы
епископ новой епархии именовался не Ставропольским и Кавказским, как
предлагал Св. Синод, а Кавказским и Черноморским, подчеркнув этим роль
правящего епархией архиерея как Кавказского иерарха.

Прошло несколько месяцев, прежде чем Св. Синод подобрал
достойного кандидата. Кавказской пастве требовался архипастырь, который бы
твердо держал в своих руках епископский жезл, дабы приостановить отпадение
православного населения в старообрядчество, сектантство и даже
мусульманство.

Открытие Кавказской епархии произошло в разгаре длительной и
ожесточенной войны с Шамилем, когда возникали новые кордонные линии на
реках Лабе и Сунже. Условия военного быта русского населения края заключали
в себе много отрицательных моментов для развития религиозно-нравственного
чувства. Суровая атмосфера сторожевой кордонной службы, карательных
экспедиций против горцев, жестоких убийств, грабежей, насилий, массовых
экзекуций и уничтожения горских аулов — всех этих спутников кровавой и
опустошительной Кавказской войны — оказывала тлетворное влияние на
нравственный облик пестрого и случайного во многом населения.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BD%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_89978_Surovaa-atmosfera-storozevoj-kordonnoj-sluzby-karatelnyh-ekspedicij-protiv-gorcev-zestokih-ubijstv-grabezej-nasilij-massovyh-ekzekucij-i-unictozenia-gorskih-aulov-_-vseh-etih-sputnikov- (400x209, 8Kb)

Отзвуки прежних христианских верований горцев Северного Кавказа в течение ряда столетий сохранялись в соблюдении

Четверг, 13 Октября 2016 г. 17:16 + в цитатник

Г. Прозрителев высказывал предположение, что эти
горцы погибли в заложенных камнями гротах, спасаясь от гонений на христиан.
Отзвуки прежних христианских верований горцев Северного Кавказа в течение
ряда столетий сохранялись в соблюдении праздников и постов, названии
святых, в почитании остатков древних христианских храмов, богослужебных,
священных книг и пр. «Указать религию черкесов,— писал Ф. Дюбуа де Монперэ
в 30-х годах прошлого столетия,— очень трудно, настолько тесно слились у
них христианство, магометанство и язычество». Он считает, что
черкесско-кабардинские князья были магометанами, явившимися из Крыма в XV
веке, чтобы завоевать и подчинить горцев.

Борьба между христианством и исламом привела горцев к возврату к
древним их суевериям. «Черкес из народа в сущности все тот же
язычник,—замечает Дюбуа де Монперэ,— обитатели морских берегов еще
празднуют по традиции Пасху, сами не зная в память какого события, и в
течение 15 дней перед праздником не едят яиц, как бы в подражание посту. У
них имеются деревья, отмеченные крестом, которые они почитают; топор
никогда не прикасается к ним; эти деревья находятся в священных лесах,
всеми охраняемых; в определенные дни устраивается празднование вокруг
них... Их своеобразные священники не умели ни читать, ни писать и только
довольствовались повторением нескольких установленных молитв, которые они
передавали своим преемникам». Еще в 20-х годах прошлого века в окрестностях
Геленджика можно было видеть, как «священники в простых бурках, или
войлочных плащах, приближаются, окруженные толпой народа, хранящего
глубокое молчание, к кресту, который стоит в лесу, придавая ему священное
значение, здесь они возносят Творцу моление»...80

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100986237_Ese-v-20-h-godah-proslogo-veka-v-okrestnostah-Gelendzika-mozno-bylo-videt-kak-_svasenniki-v-prostyh-burkah-ili-vojlocnyh-plasah-priblizauetsa-okruzennye-tolpoj-naroda-hranasego-glubokoe (400x209, 8Kb)

Едва одно-два поколения успевали усвоить новую веру, проникнуться ее духовными основами, как новая кровопролитная

Четверг, 13 Октября 2016 г. 16:56 + в цитатник

Разгоревшаяся в средние века на Северном Кавказе
борьба между исламом и христианством отразилась и на религиозных
представлениях горцев. Как мы уже говорили, для них был характерен
синкретизм—смешение верований языческих, христианских и мусульманских. Это
было особенно распространено среди горцев Северного Кавказа потому, что
Кавказ издавна служил «этнической шахматной доской» народов, несущих вместе
со своей культурой и свои верования, которые в то время часто служили
основным выражением духовной культуры людей. С другой стороны,
труднодоступность многих районов Северного Кавказа также способствовала
сохранению остатков прежних верований и последовательному смешению их. Едва
одно-два поколения успевали усвоить новую веру, проникнуться ее духовными
основами, как новая кровопролитная стычка загоняла отдельные племена в
глухие ущелья, где отрезанные от всех влияний потомки этого племени теряли
воспринятое их отцами или дедами вероучение, сохраняя только внешние черты
обрядов.

В таких условиях кровопролитных войн с пришельцами угасали идеи
присущего христианству гуманизма и определялись воинственные черты горских
народов Северного Кавказа. Этой постоянной борьбой за независимость отчасти
объясняется и проникновение в среду православных горцев исламизма,
заимствованного у их новых завоевателей — магометан. Взамен христианского
православного гуманнейшего света распространялись проповедь фатализма,
непримиримости, жесточайшей борьбы с неверными гяурами и благословение
насилию над ними.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D0%B4%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100986007_Edva-odno-dva-pokolenia-uspevali-usvoit-novuue-veru-proniknutsa-ee-duhovnymi-osnovami-kak-novaa-krovoprolitnaa-stycka-zagonala-otdelnye-plemena-v-gluhie-usela-gde-otrezannye-ot-vseh-vli (400x209, 7Kb)

На левом берегу Кубани, около села имени Коста Хетагурова, словно страж стоит величественная Шаонинская скала

Четверг, 13 Октября 2016 г. 15:56 + в цитатник

На левом берегу Кубани, около села имени Коста
Хетагурова, словно страж стоит величественная Шаонинская скала с редкостной
тисовой рощей на вершине. На одном из отрогов отвесной скалы высится
Хумаринский храм, к которому можно легко доехать на автомобиле. Благодаря
этому сюда приезжает большое число экскурсантов, едущих на Теберду, на
Домбайскую поляну и к Клухорскому перевалу. В 1895 г. этот храм был
реставрирован и 22 апреля освящен в честь св. Георгия Победоносца. Еще
сохранились стены строений Георгиевского скита, несшего охрану храма. Под
храмом находится обширный бассейн для сбора дождевой воды. Храм, словно
ласточкино гнездо, прилепился к скале. С трех сторон его разверзаются
глубокие пропасти. Вблизи храма на одиноком утесе чья-то рука водрузила
железный крест. Им осенена эта древняя святыня Северного Кавказа.

Пожалуй, Хумаринский Георгиевский храм находится сегодня в самом
лучшем состоянии по сравнению с другими. Причина этого—почитание жителями
соседнего села имени Коста Хетагурова (бывшего села
Георгиевско-Осетинского). Свято чтя своего патрона, они ежегодно в день
памяти св. Георгия Победоносца приходят сюда помолиться. Под древнейшими
сводами храма св. Георгия в этот день раздаются слова христианской молитвы.
В алтарной части мы видели скромные букеты цветов. В этом находит свое
проявление глубочайшее уважение жителей села—осетин (потомков алан)—к
христианской святыне своих предков.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100985181_Na-levom-beregu-Kubani-okolo-sela-imeni-Kosta-Hetagurova-slovno-straz-stoit-velicestvennaa-Saoninskaa-skala-s-redkostnoj-tisovoj-rosej-na-versine. (400x209, 5Kb)

Во время нашей поездки нам посчастливилось быть свидетелями транспортировки из теснин горного ущелья уникального

Четверг, 13 Октября 2016 г. 13:36 + в цитатник

Во время нашей поездки нам посчастливилось быть
свидетелями транспортировки из теснин горного ущелья уникального
древнехристианского археологического памятника—мавзолея одного знатного
алана.

Еще в начале нынешнего века известный исследователь Северного
Кавказа Е. Д. Фелицын впервые изучил древний аланский некрополь,
располагавшийся в одной из балок Зеленчукского ущелья в дремучем буковом
лесу. Он обратил внимание на огромный каменный мавзолей, в котором был
похоронен какой-то знатный алан. В советское время на руинах мавзолея
побывали археологи П. Г. Акритас и Л. Н. Глушков. Сооружение состояло из
колоссальных, как попало разбросанных каменных плит весом каждая 3—4 тонны.
В 1960 г. этот редчайший памятник аланской старины был извлечен из горных
трущоб. Плиты были на тракторах вывезены из труднодоступного ущелья и
доставлены в Ставрополь. По мнению археологов, в мавзолее был погребен
аланский военачальник. Об этом говорят многочисленные рельефные изображения
на плитах. Время постройки его относят к Х—XI векам новой эры. На одной из
плит хорошо видны высеченные три креста, свидетельствующие о христианском
происхождении мавзолея 79.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BE-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100983506_Vo-vrema-nasej-poezdki-nam-poscastlivilos-byt-svidetelami-transportirovki-iz-tesnin-gornogo-usela-unikalnogo-drevnehristianskogo-arheologiceskogo-pamatnika_mavzolea-odnogo-znatnogo-alan (400x209, 5Kb)

Северный и Южный Зеленчукские храмы также построены в византийском стиле.

Четверг, 13 Октября 2016 г. 07:26 + в цитатник

Северный и Южный Зеленчукские храмы также построены
в византийском стиле.

Обе церкви трехнефные, построенные в форме разностороннего
греческого креста. Северный храм выделяется особенно сложной архитектурой.
Конструкция Южного проще, он лишен внутренних опорных столбов. Над ним
возвышается невысокий купол с барабаном и четырьмя просветами. Третий имеет
четырехугольную форму, его купол опирается на четыре столба. К сожалению,
храм сильно исказила неумелая реставрация, сделанная руками монахов. Сюда,
к этим замечательным храмам, и лежал наш путь. В 22 км от станицы
Зеленчукской, за бурной шумливой рекой, сквозь купы деревьев проглядывают
очертания построек бывшего Александро-Афонского монастыря.

Вдоль долины Б. Зеленчука, на расстоянии около километра друг от
друга, расположились Северный и Южный храмы. Северный наиболее пострадал от
времени, и поэтому в 1959 году были проведены противоаварийные работы по
его консервации. Для этого его оконные и дверные проемы заложили кирпичом.
В очень тяжелых условиях проходила реставрация арок, сделанных из кирпича,
и особенно сильно поврежденной арки центральной абсиды. В любую минуту арка
могла «разомкнуться» и повлечь полное разрушение храма. Однако благодаря
научной консультации главного архитектора Центральных
научно-реставрационных мастерских Академии архитектуры и строительства СССР
В. Бородина все завершилось благополучно.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100978070_V-22-km-ot-stanicy-Zelencukskoj-za-burnoj-sumlivoj-rekoj-skvoz-kupy-derevev-progladyvauet-ocertania-postroek-byvsego-Aleksandro-Afonskogo-monastyra. (400x209, 6Kb)

Храмы греческой и византийской постройки служат памятниками этого векового исторического процесса, отмеченного

Вторник, 11 Октября 2016 г. 20:06 + в цитатник

Христианство, неся в горы Кавказа передовую
культуру, сыграло великую роль в утверждении могущественной Аланской
державы. Независимо от различных мнений о времени сооружения древних
христианских храмов, можно сказать одно, что питательной почвой, на которой
расцвело христианство среди алан, служило могущественное влияние Византии,
позднее в других центральных районах Северного Кавказа сменившееся влиянием
православной Грузии. Храмы греческой и византийской постройки служат
памятниками этого векового исторического процесса, отмеченного бурными,
драматическими событиями—монголо-татарским нашествием, ожесточенной борьбой
Креста с Полумесяцем, падением Византии, установлением татарского ига над
Русью, истреблением и вытеснением в горы непокорных христиан—алан.
Прошедшие через все эти испытания древние храмы, уединенно стоящие на
вершинах угрюмых скал, среди дремучей лесной чащи,— незыблемые вечные
памятники христианства, привлекающие к себе и доныне православных людей.

Предпринятая автором в июле 1960 г. поездка к некоторым древним
святыням Северного Кавказа дала возможность воочию познакомиться с их
современным состоянием. Наш маршрут лежал из г. Кисловодска в горные ущелья
Кубани, Б. Зеленчука и Теберды к пяти наиболее выдающимся
храмам—Зеленчукским, Хумаринскому и Сентинскому. С глубоким волнением и
благоговением мы переступали через пороги этих изумительных творений
искусных византийских зодчих. Благодаря своей прекрасной конструкции они
простояли свыше 1000 лет. В архитектурном отношении эти храмы имеют все
признаки византийского стиля. Так, Сентинский храм имеет однонефную форму,
представляющую типичное изображение византийского равноконечного креста.
Кровля храма шатровая. Все верхние части крыши отделаны сводами, которые
арками соединяются в центре храма. Барабан строго цилиндрической формы с
8-ю окнами и сегментовидным куполом.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A5%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100947501_Hramy-greceskoj-i-vizantijskoj-postrojki-sluzat-pamatnikami-etogo-vekovogo-istoriceskogo-processa-otmecennogo-burnymi-dramaticeskimi-sobytiami_mongolo-tatarskim-nasestviem-ozestocennoj- (400x209, 8Kb)

На надгробном камне, найденном у одной церкви, было высечено изображение духовного лица в священнической одежде

Вторник, 11 Октября 2016 г. 10:06 + в цитатник

Историк П. Бутков в 80-х годах прошлого столетия
писал об увиденных им в верховьях р. Ассы двух христианских храмах. На
надгробном камне, найденном у одной церкви, было высечено изображение
духовного лица в священнической одежде и в шапке с крестом. В 1933 г. Л. П.
Семенову удалось обнаружить в Ассинском ущелье третий древний храм
грузинского типа, до того неведомый археологам. Назвал он его Таргимским72.

Другой из трех храмов носит название Тхаба-Ерды, что значит «2000
святых». На его стене было несколько рельефных изображений с орнаментом и
изображением человеческих фигур, привезенных из Грузии.

В 1871 г. археолог Бакрадзе расшифровал высеченные на камнях
надписи на древнем грузинском языке: «Христе, прослави строителя (храма
сего) патрона Давида»; «Господи, благослови Георгия епископа»; «Господь
Саваоф, помяни епископа Георгия». На одном из камней стояла дата—830 год.
Скорее всего, храм был построен в IX в. неким патроном Давидом из местной
грузинской епархии, возглавляемой епископом Георгием. Несмотря на
подчинение горцев влиянию ислама, они долго почитали церковь Тхабы-Ерды,
как одну из своих святынь. Именем этого храма клялись. Однако в конце
прошлого века горцы стали использовать его как загон для овец. В советское
время подробное описание этого уникального грузинского храма сделал
археолог Е. Крупнов. Он настаивал на его реставрации, как не имеющего по
историческому значению себе равных на Северном Кавказе.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100943348_arheolog-Bakradze-rassifroval-vysecennye-na-kamnah-nadpisi-na-drevnem-gruzinskom-azyke_-_Hriste-proslavi-stroitela-hrama-sego-patrona-Davida_-_Gospodi-blagoslovi-Georgia-episkopa_-_Go (400x209, 7Kb)

Кроме Нузальcкой часовни и Рекома, в горах Северной Осетии находится довольно много развалин древних храмов,

Понедельник, 10 Октября 2016 г. 20:26 + в цитатник

Пожалуй, самый знаменитый древний памятник Северной
Осетии — это находящееся в Цейском ущелье святилище Реком. Оно было создано
в честь св. Георгия. На одном из бронзовых колоколов было написано на
грузинском языке, что он принесен в дар храму «за спасение нашей души и
победы над нашими врагами» грузинским царевичем Георгием. Здесь прежде
хранился шлем легендарного осетинского героя Ос-богатыря. «По
преданию,—пишет Вертепов,—храм этот выстроился сам собою без помощи
человеческих рук. Вероятно, христианские миссионеры освятили здесь прежнее
языческое капище построением на его месте христианского храма. Осетины
собираются к Рекому раз в год и справляют праздник св. Георгия в Троицын
день». Его постройку Б. Скитский относит к XVII веку. Кроме Нузальcкой
часовни и Рекома, в горах Северной Осетии находится довольно много развалин
древних храмов, некоторые из них сохранились полностью (например, церковь в
селе Майрамахау).

В горах Чечни в 1844 г. военный отряд, строя крепость у
Чахкиринского аула, нашел на возвышении большой каменный крест. Он был
высечен из глыбы известкового камня и, по-видимому, привезен из другого
региона, т. к. вблизи аула такой горной породы нет. «Когда и кем водружен
крест, достоверно неизвестно. Жители Чахкиринского аула, хотя и магометане,
однако же, оказывали с незапамятных времен особенное благоволение к этой
древней христианской святыне, вследствие чего она и сохранилась
неприкосновенной»71.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100933712_Ziteli-Cahkirinskogo-aula-hota-i-magometane-odnako-ze-okazyvali-s-nezapamatnyh-vremen-osobennoe-blagovolenie-k-etoj-drevnej-hristianskoj-svatyne-vsledstvie-cego-ona-i-sohranilas-nepriko (400x209, 6Kb)

Прозрителев в начале этого века,— смотрят с укором на нас, русских, взявших Кавказ в свои руки, эти свидетели

Понедельник, 10 Октября 2016 г. 16:06 + в цитатник

«Все эти остатки прошлого и развалины,— писал Г.
Прозрителев в начале этого века,— смотрят с укором на нас, русских, взявших
Кавказ в свои руки, эти свидетели отдаленных времен зовут к себе
исследователя, чтобы рассказать ему историю погибшего народа, задолго еще
до нас внесшего сюда слова любви, заповеданные Христом, и свет его
учения»67.

Много древнехристианских памятников находится в горных ущельях
Северной Осетии, Ингушетии и Чечни. В отличие от византийского стиля храмов
Карачая и Кабарды, они носят следы грузинского происхождения. Это
объясняется влиянием Грузинской церкви на эти районы, имевшим место в
древности. В. Миллер приписывает сооружение большинства храмов Северной
Осетии царице Тамаре. Видный археолог профессор Л. П. Семенов древнейшие из
этих храмов также относит к XII—XIII вв., т. е. ко времени правления царицы
Тамары (1184—1212). К древним каменным храмам грузинской архитектуры он
относит: часовни в селах Нузал и Галиат и церкви в селах Дзивгис и Гули.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100931527_Prozritelev-v-nacale-etogo-veka_-smotrat-s-ukorom-na-nas-russkih-vzavsih-Kavkaz-v-svoi-ruki-eti-svideteli-otdalennyh-vremen-zovut-k-sebe-issledovatela-ctoby-rasskazat-emu-istoriue-pogib (400x209, 8Kb)

Еще один уникальный археологический памятник Северного Кавказа—древний город Маджары (на месте которого находится

Понедельник, 10 Октября 2016 г. 11:26 + в цитатник

Еще один уникальный археологический памятник
Северного Кавказа—древний город Маджары (на месте которого находится г.
Прикумск). Судьба этого хазарского города необычайно интересна. Посетивший
его в 1726—1727 гг. полковник Гербер составил рисунок сохранившихся,
правда, в полуразрушенном состоянии, городских строений. Ученый П. Паллас в
1780 году также еще застал тут 32 больших дома и 10 башен. Кроме того, он
обнаружил крупные мавзолеи. Одно из каменных сооружений по своей
архитектуре очень напоминало христианский храм 64.

Находки на развалинах металлических крестов, употребляемых в
православных храмах, надгробных плит с изображением креста говорят о том,
что и здесь некогда пустило корни христианское учение. Однако начавшаяся в
конце XVIII века русская колонизация края пагубным образом отразилась на
участи Маджарских строений. Русские поселенцы на реке Куме варварски
истребили остатки городских зданий, употребив их на свои постройки. После
основания тут в 1799 году города Святой Крест из кирпича, взятого с
маджарских развалин, были построены армянская церковь св. Георгия и ряд
домов. Превосходный квадратный кирпич, каменные плиты с надписями были
безжалостно расхищены местными жителями на печи и дома. Священник
Семилуцкий снял клинообразную надпись с каменной плиты, служившей порогом в
крестьянском доме65. В 1889 году, после основания в г. Святой Крест
Мамай-Маджарского монастыря часть кирпичей была использована для сооружения
монастырских зданий. Древние руины таяли на глазах. Если в 1837 г., по
словам Прозрителева, в развалинах церкви еще видны были на стенах
изображения святых, то побывавшая в этом районе в 1839 г. француженка Адель
Омер де Гелль в своей книге «Путешествие по прикаспийским степям и Южной
России» пишет, что от знаменитых Маджар «теперь ничего не осталось, даже
кирпича—все унесли жители для своих построек». Правда, в 1848 г. архитектор
А. Архипов обнаружил развалины христианского храма с фресковой живописью на
стенах. Он пишет о найденном при съемке местности углублении, имевшем вид
правильного восьмиугольного креста, и считает его основанием древнего
христианского храма66.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D1%89%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100929214_francuzenka-Adel-Omer-de-Gell-v-svoej-knige-_Putesestvie-po-prikaspijskim-stepam-i-UEznoj-Rossii_-piset-cto-ot-znamenityh-Madzar-_teper-nicego-ne-ostalos-daze-kirpica_vse-unesli-ziteli- (400x209, 7Kb)

Броневским: «Между Бештовыми горами, на полугоре Темир-Кубшока при ручье Етока стоит каменный поясной истукан

Воскресенье, 09 Октября 2016 г. 23:56 + в цитатник

В 1773 г. на берегу реки Этока, у станицы Зольской,
Гюльденштедт обнаружил знаменитую каменную статую Дука-Бек с изображением
четырехконечного креста. Рисунок этой статуи можно видеть в Пятигорском
краеведческом музее. Гюльденштедт писал, что «кресты и всадник Георгий,
высеченные на этом памятнике, ясно указывают на то, что они исполнены
греческими христианами. Сама же статуя с плотно прислоненными руками к
туловищу, вместе с его нижней частью и головой образует подобие креста».
Интересно описание статуи, сделанное С. Броневским: «Между Бештовыми
горами, на полугоре Темир-Кубшока при ручье Етока стоит каменный поясной
истукан вышиной в 8 футов, 8 дюймов, называемый кабардинцами Дука-Бек, с
надписью, коея буквы имеют сходство с греческими или славянскими, и с
разными изображениями людей и зверей, высеченных на подножии оного. Надписи
никто не мог разобрать, и кому воздвигнут этот памятник также неизвестно.
По некоторым изображениям догадываются только, что рыцарь Дука-Бек был
христианин» 62.

Книга:Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%91%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_100919463_Bronevskim_-_Mezdu-Bestovymi-gorami-na-polugore-Temir-Kubsoka-pri-ruce-Etoka-stoit-kamennyj-poasnoj-istukan-vysinoj-v-8-futov-8-duejmov-nazyvaemyj-kabardincami-Duka-Bek-s-nadpisue-koea- (400x209, 8Kb)


Поиск сообщений в vienpa
Страницы: 224 ... 218 217 [216] 215 214 ..
.. 1 Календарь