-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vienpa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.01.2014
Записей: 4649
Комментариев: 8
Написано: 4656


Увидит мир, как совершается ежедневно к вечеру монашеское правило по Саровскому уставу со многочисленными

Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 12:56 + в цитатник

Не увидит здесь мир ни довольства, ни покоя, а
будет свидетелем бедности, недостатков, трудов и древнего монастырского
порядка, длинных служб по церковному уставу. Стройное, старинное пение, так
называемое столповое, произведет совершенно иное впечатление, чем обычное
светское пение в городах. Увидит мир, как совершается ежедневно к вечеру
монашеское правило по Саровскому уставу со многочисленными поклонами, с
умною молитвою, со слезными прошениями и воздыханиями за благотворителей,
попечителей, жертвователей обители, а также и за обидящих, осуждающих по
неведению. Братия живет по примеру святых отцов под руководством своих
старцев, открывая им ежедневно свои помышления. Живущие здесь монахи -
истинные труженики: летом работают на огородах, косят сено, чистят лес. Это
занятие для свободного времени, для отдыха. Не прекращается работа в
мастерских, келиях. Таких послушаний - до четырнадцати:

1. день и ночь читают Псалтирь за благодетелей;

2. пишут образа, иконы;

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека-Схиигумен Герман-Заветы о молитвенном делании-© "Паломник"
1995-Содержание-Заветы

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и
открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A3%D0%B2%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_62046471_Uvidit-mir-kak-soversaetsa-ezednevno-k-veceru-monaseskoe-pravilo-po-Sarovskomu-ustavu-so-mnogocislennymi-poklonami-s-umnoue-molitvoue-so-sleznymi-proseniami-i-vozdyhaniami-za-blagotvori (400x209, 16Kb)

Удалившись из Гефсиманского скита с двенадцатью учениками (какое знаменательное число, если учесть, что один

Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 02:16 + в цитатник

Удалившись из Гефсиманского скита с двенадцатью
учениками (какое знаменательное число, если учесть, что один из них
воздвигнет гонение на своего учителя), отец Герман, напутствуемый молитвами
и благословениями своего сподвижника отца Варнавы Гефсиманского (†1906),
известного на всю Россию подвижника и духовника, принялся за устроение
Зосимовой пустыни, устроение внешнее и внутреннее. Все в обители требовало
его непрестанных забот; всюду должен был поспевать он. И на стройке, и в
трапезной, и в храме за богослужением, и на монастырских послушаниях -
всюду надо было вводить благочиние и порядок, истинный строй жизни,
проникнутый молитвой и покаянием, строй, при котором не мешкают и не
поспешают, но все совершают во благовремении.

Митрополит Серафим (Чичагов, †1937), принявший в 1898 году
постриг в Троице-Сергиевой Лавре, составил очерк, посвященный истории и
современному положению Зосимовой пустыни. Эта замечательная книжечка
выдержала до революции три издания (1899, 1901, 1913) и в четвертый раз
была переиздана недавно, уже в наши дни. Владыка (в то время отец Серафим)
писал в своем очерке о Зосимовой времен настоятельства отца Германа:

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека-Схиигумен Герман-Заветы о молитвенном делании-© "Паломник"
1995-Содержание-Заветы

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и
открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A3%D0%B4%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_62011128_Udalivsis-iz-Gefsimanskogo-skita-s-dvenadcatue-ucenikami-kakoe-znamenatelnoe-cislo-esli-ucest-cto-odin-iz-nih-vozdvignet-gonenie-na-svoego-ucitela-otec-German-naputstvuemyj-molitvami-i- (400x209, 20Kb)

Вскоре после этого многие из скитской братии, а также некоторые иноки Лавры и студенты Московской Духовной

Воскресенье, 25 Мая 2014 г. 01:36 + в цитатник

Вскоре после этого многие из скитской братии, а
также некоторые иноки Лавры и студенты Московской Духовной Академии стали
обращаться к отцу Герману за духовными наставлениями.

Это смущало подвижника, и он обратился за разрешением недоумения
к Вышенскому Затворнику. Святитель Феофан благословил иеромонаху Герману
принимать приходящих и даже дал ему заповедь: никому не отказывать и всех
принимать с любовью. Через некоторое время (13 марта 1892 года) отец Герман
был утвержден в должность братского духовника Гефсиманского скита, а в 1893
году он был назначен также духовником больницы и богаделенного скита.

В этот период жизни отец Герман был уже известен многим иерархам
Церкви, инокам, взыскующим подлинной духовной жизни; его имя было окружено
глубочайшим уважением в Московской Духовной Академии. К числу духовных чад
старца относились ректор академии архимандрит Антоний (Храповицкий, †1936),
впоследствии митрополит; архимандрит Чудова монастыря Арсений (Жадановский,
†1937), впоследствии архиепископ Серпуховский; игумения Иоанна -
настоятельница Аносина Борисоглебского монастыря, этой, как ее
называли, "женской Оптиной пустыни", и многие, многие другие выдающиеся
личности. А с 1897 года в жизни подвижника начался новый этап, связанный с
настоятельством в Зосимовой пустыни...

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека-Схиигумен Герман-Заветы о молитвенном делании-© "Паломник"
1995-Содержание-Заветы

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и
открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_62009247_K-cislu-duhovnyh-cad-starca-otnosilis-rektor-akademii-arhimandrit-Antonij-Hrapovickij-_1936-vposledstvii-mitropolit_-arhimandrit-Cudova-monastyra-Arsenij-Zadanovskij-_1937-vposledstvii- (400x209, 22Kb)

Отец Герман спросил у монахини о причинах такого благоговейного отношения к иконе и услышал в ответ: - Потому

Суббота, 24 Мая 2014 г. 09:36 + в цитатник

С иконописным послушанием связан один
замечательный эпизод из жизни отца Германа. Приехав на богомолье в Киев,
подвижник побывал в часовне, принадлежавшей одному женскому монастырю. В
часовне он увидел Черниговскую икону Божией Матери и... узнал свою работу.
Подойдя поближе, он разглядел и подпись: "Писал рясофорный монах Гавриил.
Гефсиманский скит. 1874 год". Икону явно окружали особым почетом. К образу
Владычицы были привешены отлитые из золота и серебра изображения рук, ног,
голов - свидетельства чудесных исцелений. Отец Герман спросил у монахини о
причинах такого благоговейного отношения к иконе и услышал в ответ: -
Потому что она чудотворная. 29 ноября 1877 года Гавриила Гомзина постригли
в мантию и нарекли Германом. Монашеское имя он получил в честь святителя
Германа, архиепископа Казанского. Восприемником отца Германа в монашестве
был его старец отец Александр.

9 февраля 1878 года почил о Господе затворник иеросхимонах
Александр. После кончины любимого старца отец Герман в продолжение девяти
лет искал себе духовного руководства. Он вступил в переписку с валаамскими
старцами и святителем Феофаном Затворником (†1894). По свидетельству самого
отца Германа, святой епископ "добре устроил" его. Впоследствии переписка
двух подвижников была издана в виде брошюры под названием "Ответы епископа
Феофана, Затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока о молитве". На суд
святителя отдал отец Герман и свои записки о почившем старце отце
Александре. Сначала он отправил воспоминания преподобному Амвросию
Оптинскому и затем, получив его одобрение, - святителю Феофану, который,
исправив кое-что, в письме к отцу Герману посоветовал издать записи,
прибавив, что "держать их под спудом было бы не совсем безгрешно". Ученые
иеромонахи из духовных детей отца Германа еще раз просмотрели и
отредактировали рукопись, которую затем и издали.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека-Схиигумен Герман-Заветы о молитвенном делании-© "Паломник"
1995-Содержание-Заветы

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и
открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_61929615_Snacala-on-otpravil-vospominania-prepodobnomu-Amvrosiue-Optinskomu-i-zatem-poluciv-ego-odobrenie--svatitelue-Feofanu-kotoryj-ispraviv-koe-cto-v-pisme-k-otcu-Germanu-posovetoval-izdat-za (400x209, 16Kb)

"Так меня из полы в полу передали", - вспоминал об этом случае отец Герман, всегда с любовью чтивший память

Суббота, 24 Мая 2014 г. 01:06 + в цитатник

"Так меня из полы в полу передали", - вспоминал об
этом случае отец Герман, всегда с любовью чтивший память обоих старцев, а
особенно отца Александра, от которого он, по его собственным словам,
получил великую душевную пользу.

"Великий это был старец, - говорил он впоследствии своим
ученикам, - молитвенник, делатель молитвы Иисусовой. Зайдешь к нему,
бывало, благословение взять ко всенощной идти, а он сидит и весь погружен в
молитву. Вернувшись от всенощной, зайдешь к нему опять, он сидит на том же
месте и весь ушел в молитву.

- Ты разве в церковь не ходил? - спрашивает меня.

Он и не замечал, сколько прошло времени, а прошло четыре часа"...

Вспоминая свои первые шаги на поприще иночества, схиигумен
Герман говорил, что в скиту у него было "два столпа": старец и игумен.
Старец учил уничижать и укорять себя постоянно, в монастыре учили знать
лишь церковь, келию, трапезу и старца. Кроме послушания у отца Александра
Гавриил ежедневно по два часа нес в храме чреду по чтению Псалтири и писал
иконы. Поступая в обитель, он скрыл, что владеет ремеслом живописца,
полагая, что по делам своим достоин лишь послушания на кухне. Но кто-то из
его прежних знакомых открыл "тайну" монастырскому начальству, и Гавриилу
определено было проходить послушание иконописное. Первая икона, написанная
им в скиту, - Черниговский образ Божией

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека-Схиигумен Герман-Заветы о молитвенном делании-© "Паломник"
1995-Содержание-Заветы

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и
открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%22%D0%A2%D0%...p;zone=all&wordforms=exact


- Ну, парташенька, скидывай на пол одежонку, садись.

Суббота, 24 Мая 2014 г. 00:46 + в цитатник

- Ну, парташенька, скидывай на пол одежонку,
садись. Давай чай пить.

И тут за чаем ему все говоришь и расскажешь про себя, что на
душе, да и то, что против него думаешь и что против него говорят; а он
отвечает, бывало:

-А ты ко мне не как к старцу, а как к брату ходи; а брат от
брата утверждается, яко град тверд".

Почти четыре года пробыл отец Гавриил в послушании у отца
Тихона, пока не призвал его другой гефсиманский подвижник - иеросхимонах
Александр. Этот дивный старец, проведший сорок лет жизни в иночестве и из
них десять лет в затворе, был в учениках у знаменитого оптинского старца
отца Леонида (в схиме Льва, Наголкина, †1841) вместе с преподобным
Амвросием Оптинским (†1891), который впоследствии присылал своих духовных
чад на исповедь к отцу Александру. С двенадцатилетнего возраста будущий
подвижник приобрел навык Иисусовой молитвы. В Гефсиманию он поступил в 1851
году по благословению святителя Филарета Московского, а в 1871 году в
первый день августа месяца он - по благословению архимандрита Антония
(Медведева), наместника Троице-Сергиевой Лавры, - ушел в затвор. С этого-то
памятного дня и стал келейничать у отца Александра будущий схиигумен Герман.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека-Схиигумен Герман-Заветы о молитвенном делании-© "Паломник"
1995-Содержание-Заветы

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и
открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=--%D0%9D%D1%8...p;zone=all&wordforms=exact


mail_61910278_Etot-divnyj-starec-provedsij-sorok-let-zizni-v-inocestve-i-iz-nih-desat-let-v-zatvore-byl-v-ucenikah-u-znamenitogo-optinskogo-starca-otca-Leonida-v-shime-Lva-Nagolkina-_1841-vmeste-s-pr (400x209, 18Kb)

Так было угодно Господу, чтобы новоначальный инок последовательно проходил науку монашеского жития сначала

Пятница, 23 Мая 2014 г. 21:16 + в цитатник

Ко времени начала подвижничества о. Гавриила
(пострижен в рясофор 25 июня 1870 года) в скиту пребывали два старца:
иеромонах Тихон (†1873) и иеросхимонах Александр (†1878). Так было угодно
Господу, чтобы новоначальный инок последовательно проходил науку
монашеского жития сначала у одного, потом у другого подвижника.

Отец Тихон - ученик оптинского иеросхимонаха Феодота (†1875),
некоторое время подвизавшегося в скиту Параклита близ Лавры, - отличался
простотой, глубочайшим смирением, удивительным умением говорить с каждым,
кто обращался к нему. Любовь и сострадание старца к людям были так велики,
что он нередко плакал, принимая исповедь, и ласковым задушевным словом
утешал кающихся грешников. Именно к нему, начальнику и братскому духовнику
скитских пещер, и поступил в послушание рясофорный монах Гавриил. Дело было
так: один иеродиакон из братии отвел Гавриила к отцу Тихону, говоря, что
отец Александр очень строг, а этот батюшка - простой и добрый. И с этого
времени отец Гавриил стал ходить к отцу Тихону открывать свои помыслы,
просить советов и наставления. Впоследствии схиигумен Герман так вспоминал
о своем первом старце:

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека-Схиигумен Герман-Заветы о молитвенном делании-© "Паломник"
1995-Содержание-Заветы

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и
открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_61892560_Otec-Tihon--ucenik-optinskogo-ieroshimonaha-Feodota-_1875-nekotoroe-vrema-podvizavsegosa-v-skitu-Paraklita-bliz-Lavry--otlicalsa-prostotoj-glubocajsim-smireniem-udivitelnym-umeniem-govo (400x209, 15Kb)

- Спасайтесь, если можете, а я не могу, - смиренно отвечал будущий старец.

Пятница, 23 Мая 2014 г. 14:46 + в цитатник

- Спасайтесь, если можете, а я не могу, - смиренно
отвечал будущий старец.

20 февраля 1866 года, на второй неделе Великого поста; Гавриил
Гомзин поступил в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры, начало которому
было положено в 1844 году благословением святителя Филарета, митрополита
Московского (†1867), и трудами его духовника архимандрита Антония
(Медведева, †1877), наместника Лавры. Этот "молодой" монастырь, на
внутреннее и внешнее устроение которого столь много трудов положил
новопрославленный угодник Божий святитель Филарет, прославился ко времени
поступления в него Гавриила Гомзина сонмом иноков-подвижников, освятивших
своими подвигами эту дивную по красоте местность в окрестностях Лавры
преподобного Сергия. Первонасельники иеросхимонахи Израиль и Иларион,
схиигумен Алексий, обратившиеся из раскола в Православие и проводившие
житие в утеснении и строгом воздержании, старцы-подвижники схимонахи
Харитон и Матфей (†1852), иеросхимонах Феодот (†1873), игумен Иларий (в
схиме Илия, †1863), внесшие свою лепту в дело возрождения монашеского
делания в России в XIX столетии, - все они стяжали своей обители славу
очага подлинного иночества, "врачебницы духовной" для недугующих грехом душ.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека-Схиигумен Герман-Заветы о молитвенном делании-© "Паломник"
1995-Содержание-Заветы

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и
открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=--%D0%A1%D0%B...p;zone=all&wordforms=exact


mail_61861472_Pervonaselniki-ieroshimonahi-Izrail-i-Ilarion-shiigumen-Aleksij-obrativsiesa-iz-raskola-v-Pravoslavie-i-provodivsie-zitie-v-utesnenii-i-strogom-vozderzanii-starcy-podvizniki-shimonahi-H (400x209, 25Kb)

- Если отец благословил, значит, на то Божья воля.

Пятница, 23 Мая 2014 г. 13:26 + в цитатник

- Если отец благословил, значит, на то Божья воля.

Вскоре Гавриил посетил Гефсиманский скит с твердым намерением
остаться там навсегда. В Гефсимании он бывал и раньше. Однажды, еще
семнадцатилетним юношей, Гавриил приехал в скит и просил разрешения
поселиться там, но благословения не получил. И вот теперь он, по его
собственным словам, "не шел, а на крыльях летел туда" и "отшлепал ноги",
добираясь от Москвы до Сергиева Посада пешком. Скитоначальника на месте не
оказалось. Видя в этом особое указание Промысла Божия, Гавриил решил, что
ему отпущено время для осуществления давнишней заветной мечты сходить на
поклонение святым угодникам в Киев. По железной дороге он добрался до Тулы,
потом вместе с обозом до Ельца, где остановился в Троицком монастыре,
братия которого оказала радушный прием юному паломнику и помогла добраться
до Задонска. Дело в том, что, отправляясь на богомолье в Киев, Гавриил
хотел непременно заехать в Задонск, чтобы поклониться мощам святителя
Тихона, творения которого еще в отрочестве пробудили в нем стремление к
монашеской жизни. Удалось Гавриилу побывать и в Воронеже у мощей святителя
Митрофана. Но до Киева он так и не добрался. Пришло время возвращаться в
Москву, где ему предстояло выдержать натиск родных, отговаривавших его от
поступления в монастырь. На прощание молодой живописец выполнил заказ брата
Алексея: написал для церкви святого мученика Трифона иконы святителя
Алексия, митрополита Московского, и святой мученицы Параскевы (имена этих
святых носили брат и его жена). Завершив работу над образами, ставшую для
него своеобразным экзаменом на владение мастерством, Гавриил решительно
заявил родственникам, что уходит в скит.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека-Схиигумен Герман-Заветы о молитвенном делании-© "Паломник"
1995-Содержание-Заветы

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и
открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=--%D0%95%D1%8...p;zone=all&wordforms=exact


mail_61854654_Na-prosanie-molodoj-zivopisec-vypolnil-zakaz-brata-Aleksea_-napisal-dla-cerkvi-svatogo-mucenika-Trifona-ikony-svatitela-Aleksia-mitropolita-Moskovskogo-i-svatoj-mucenicy-Paraskevy-imena (400x209, 14Kb)

Среди духовных писателей юный Гавриил особенно выделял святителей Тихона Задонского и Димитрия Ростовского.

Пятница, 23 Мая 2014 г. 09:26 + в цитатник

Среди духовных писателей юный Гавриил особенно
выделял святителей Тихона Задонского и Димитрия Ростовского. С их трудами
он познакомился в отрочестве и до конца дней глубоко чтил этих светильников
Православия.

В двенадцать лет Гавриил Гомзин окончательно решил, что будет
монахом, но желанию этому суждено было осуществиться нескоро...

В сентябре 1859 года, когда Гавриилу было пятнадцать лет, отец
его, ставший рясофорным монахом Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры,
опасно заболел и был привезен в Москву для лечения. Вечером в воскресенье
19 сентября у постели умирающего в Мариинской больнице собрались сыновья
его: Алексей, Василий и младший, Гавриил. Отец уже был так слаб, что не мог
поднять руки, чтобы благословить детей. Гавриил, возложив себе на голову
отцовскую десницу, мысленно произнес: "Батюшка, благословите меня вместо
себя в монастырь пойти".

Сказать об этом вслух он боялся. Рядом были старшие братья,
приложившие немало усилий, чтобы устроить младшенького в жизни, помочь ему
заработать свой кусок хлеба и теплый угол. Тем более что сыновья бывшего
звенигородского мещанина изрядно преуспели в житейских делах: владели
трактирами и питейными заведениями в Москве и Петербурге. Им хотелось,
чтобы и брат их жил зажиточно и благополучно, приумножая капиталы и
расширяя дело. В этом не было никакой "тирании", а был простой житейский
расчет. Жившие "обычной" жизнью братья вряд ли поняли бы Гавриила, а по
праву старших они чувствовали ответственность за брата, еще не ставшего
твердо на жизненный путь.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека-Схиигумен Герман-Заветы о молитвенном делании-© "Паломник"
1995-Содержание-Заветы

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и
открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_61833702_V-sentabre-1859-goda-kogda-Gavriilu-bylo-patnadcat-let-otec-ego-stavsij-rasofornym-monahom-Gefsimanskogo-skita-Troice-Sergievoj-Lavry-opasno-zabolel-i-byl-privezen-v-Moskvu-dla-lecenia. (400x209, 13Kb)

Постоянные драки, сквернословие, похабные рассказы, пьяные песни - вся атмосфера питейного заведения не могла,

Пятница, 23 Мая 2014 г. 03:26 + в цитатник

Впоследствии отец Герман будет вспоминать с
сожалением о том, что так рано оставил учебу. Но пока беспечная юность
взяла свое, и мальчик даже обрадовался, что не нужно больше ходить на
уроки. Вскоре Гавриил стал прислуживать в кабачке, который содержал один из
его братьев. Это продолжалось почти два года. Постоянные драки,
сквернословие, похабные рассказы, пьяные песни - вся атмосфера питейного
заведения не могла, конечно, оказывать благотворного влияния на юную душу,
и, как только явилась возможность, отец, живший в то время в Москве за
Преображенской заставой, вытребовал сына к себе. В Москве же, в районе
Мещанских улиц, жил брат Гани Алексей, который, по существу, и взял на себя
попечение о мальчике.

"Ух, уж ты избаловался в кабачке", - сказал Алексей при первой
встрече с братишкой и как следует "оттаскал его". А затем стал прилагать
все усилия, чтобы вывести Гавриила в люди, дать ему какое-нибудь ремесло.
Сам Алексей немного рисовал и приохотил к этому делу брата, преподав ему
первые уроки, затем отдал его в обучение к живописцу, у которого мальчик
прожил четыре года. Потом - еще четыре года - у другого мастера, пока не
постиг живописное дело в достаточной степени, чтобы работать самостоятельно.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека-Схиигумен Герман-Заветы о молитвенном делании-© "Паломник"
1995-Содержание-Заветы

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и
открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_61780808_Postoannye-draki-skvernoslovie-pohabnye-rasskazy-panye-pesni--vsa-atmosfera-pitejnogo-zavedenia-ne-mogla-konecno-okazyvat-blagotvornogo-vliania-na-uenuue-dusu-i-kak-tolko-avilas-vozmozn (400x209, 16Kb)

Господь судил Своему верному рабу явиться на свет в тихом подмосковном городке Звенигороде, живописно раскинувшемся

Пятница, 23 Мая 2014 г. 02:26 + в цитатник

Господь судил Своему верному рабу явиться на свет
в тихом подмосковном городке Звенигороде, живописно раскинувшемся на
высоком берегу Москвы-реки, городке, овеянном древними преданиями русской
старины и осененном именем ученика преподобного Сергия Радонежского -
преподобного Саввы Сторожевского, чья святая обитель расположена в полутора
верстах от городской черты, на горе Стороже.

С первых дней жизни Гавриила, а по домашнему Ганю, окружала
атмосфера патриархальной русской семьи, проникнутая духом благочестия,
доброделания, ежедневного труда и праздничного отдохновения. Родители Гани
- Симеон Матвеевич и Марфа Федотовна - любили храм Божий, были людьми
простыми и сердечными, старались в обыденных житейских делах следовать
заповедям Божиим, творить милостыню и помогать ближним. Симеон владел
ремеслом стекольщика. С тяжелым ящиком на плече обходил он городские
улочки, то взбираясь на вершины холмов, то опускаясь к самой реке; выполнял
заказы горожан и часто возвращался домой с пустой сумой и без денег. С тех,
кто не мог заплатить, Симеон денег не требовал, хотя семья у стекольщика
была большая: жена, три дочери да пятеро сыновей, с ними жила и бабушка.
Всех он должен был содержать. И все как-то устраивалось с Божией помощью.
Заботы о хлебе насущном Симеон Гомзин оставлял, когда, преступив порог
храма Божия, вставал на клирос и приятным басом воспевал Господу песнь
хвалы и благодарения. Он вообще любил петь: пел дома, пел возвращаясь с
работы. И ребятишки, получившие по отцу "уличную" фамилию Басовы, играя на
улице, тотчас убегали в дом, едва заслышат знакомый голос. А дома прятались
кто куда: отец уличных игр не любил, считал их занятием пустым и
неполезным, а шалунов наказывал за ослушание. Но кормильца встречала у
порога бабушка-заступница и просила прощения у него и за себя, и за всех
детей.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека-Схиигумен Герман-Заветы о молитвенном делании-© "Паломник"
1995-Содержание-Заветы

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и
открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_61779046_Gospod-sudil-Svoemu-vernomu-rabu-avitsa-na-svet-v-tihom-podmoskovnom-gorodke-Zvenigorode-zivopisno-raskinuvsemsa-na-vysokom-beregu-Moskvy-reki-gorodke-oveannom-drevnimi-predaniami-russk (400x209, 20Kb)

Господь подает молитву, но без искания и трудов не дает; видит искание усердное, и труд болезненный и томление

Четверг, 22 Мая 2014 г. 21:36 + в цитатник

В молитве Иисусовой не надо смущаться
безуспешностью: наше дело трудиться, искать и гнаться, а когда дело придет
- про то Один Бог знает. Один старец Афонский два года докучал Божией
Матери даровать ему огнь в сердце и был услышан. Иной годы, иной десятки
годов проводит в трудах, пока успеет стать умом в сердце. Не надо назначать
сроков, а делать и просить, чтобы дающий (Господь) молитву молящемуся
даровал ее и нам. Ищите и обрящете! Господь подает молитву, но без искания
и трудов не дает; видит искание усердное, и труд болезненный и томление
жаждущего сердца, сжаливается и подает чаемое благо. Почему Он так делает -
Ему Единому ведомо!..

В сокровищницу Божию нельзя вводить, не испытав верности
вводимого.

Святитель Григорий Палама возводит делание непрестанной молитвы
на недосягаемую высоту, указывая на Пречистую Деву Марию как первую,
воспринявшую на Себя образ постоянной молитвы. Он говорит, что Пресвятая
Дева Богородица, пребывая во Святая Святых и внимая Священному Писанию,
исполнилась сожаления к погибшему чрез преслушание человеческому роду и
стала отыскивать лучший способ беседы с Богом, чтобы получить чрез него
дерзновение и ходатайством Своим снова привлечь к нам Божию милость. Ища
же, что нужнее всего молитвенникам и чем приходит молитва, Пресвятая Дева
нашла это в священном безмолвии: безмолвие ума, далекость мира, забвение
всего дольнего и восхождение чрез это к Боговидению. Ибо пребыванием в
безмолвии отпадает от внутреннего человека все земное, низкое,
человеческое; мы отрешаемся и отходим от дольнего и восходим к Богу.
Пребывающие в молитве и молениях день и ночь в полном безмолвии тем самым
очищают свое сердце, соединяются неизреченно с Богом и, как в зеркале,
видят Его в себе.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека-Схиигумен Герман-Заветы о молитвенном делании-© "Паломник"
1995-Содержание-Заветы

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и
открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_61759301_On-govorit-cto-Presvataa-Deva-Bogorodica-prebyvaa-vo-Svataa-Svatyh-i-vnimaa-Svasennomu-Pisaniue-ispolnilas-sozalenia-k-pogibsemu-crez-preslusanie-celoveceskomu-rodu-i-stala-otyskivat-lu (400x209, 18Kb)

Самый лучший способ безмолвной молитвы - умной или духовной - обратить внимание на сердце и держать его в

Четверг, 22 Мая 2014 г. 12:56 + в цитатник

Самый лучший способ безмолвной молитвы - умной или
духовной - обратить внимание на сердце и держать его в таком положении без
всякой мысли, непрестанно безмолвно взирая в глубину сердца, внутренне же
говорить: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного".

И вот такое-то простое действие приводит душу в самое мирное
состояние, производит дивное утешение, ничем не преодолимое упокоение в
Боге. Когда же мы в молитве призываем имя Иисусово и говорим: "помилуй мя",
то на каждое такое прошение, по словам святых отцов, ответствует тайный
голос Божий: "Чадо, отпускаются тебе грехи твои".

В страшный же час смертный, при переходе нашем в вечность,
святейшее имя Господа нашего Иисуса Христа оказывает спасительную силу
против демонов. В это тесное и ужасное время особенно благодетельно имя
Господа нашего Иисуса Христа, совершаемое, доколе человек в теле, устами и
сердцем, а по разлучении от тела - умом.

Душа, возлетевшая по смерти на воздух, в двери небесные, в себе
и с собою имеющая Христа, не устрашится там врагов своих, но дерзновенно
будет говорить с ними. Посрамив их у дверей райских, она радостно перейдет
оттуда в вечные обители Горнего Царства и неудержимо вольет струю своей
непрерывающейся песни (молитвы Иисусовой) в потоки сладости райских песен,
неустанно восхваляющих Божию Славу, и соединится с ними навек для
нескончаемого, блаженного славославия Господу Сил!

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека-Схиигумен Герман-Заветы о молитвенном делании-© "Паломник"
1995-Содержание-Заветы

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и
открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_61715740_Posramiv-ih-u-dverej-rajskih-ona-radostno-perejdet-ottuda-v-vecnye-obiteli-Gornego-Carstva-i-neuderzimo-volet-struue-svoej-nepreryvauesejsa-pesni-molitvy-Iisusovoj-v-potoki-sladosti-raj (400x209, 18Kb)

Если увидишь свет, или огонь вне себя или внутри, или образ какой, будь то Христос, или Ангел, или кто иной,

Четверг, 22 Мая 2014 г. 12:26 + в цитатник

Рачитель Божьего дела должен тщательно внимать
себе, совершая дело -свое, советуют святые отцы, стяжавшие опыт на сем
узком пути, ведущем в жизнь вечную. Если увидишь свет, или огонь вне себя
или внутри, или образ какой, будь то Христос, или Ангел, или кто иной, не
надо принимать того, чтобы не потерпеть вреда уму своему. Не попускай
строить в себе такие образы - это внешнее и ведет к прелести.

И если ум наш будет тянуться к таким внешним воображениям, не
надо поддаваться, а держаться внутри, усилив молитву и совершать дело
внимания к Богу без всяких образов.

Будет и подозрение к советующему (духовному лицу) и
неблаговоление к самому делу молитвы, хула на нее, изнеможение, желание
бросить именно потому, что трудно. Опасно, не слушай, держи свое дело. Враг
паче всего делает хулу на молитву Иисусову, столь ненавистна она ему. Ибо
когда огонь палит его и отгоняет, ему приступу нет к тому лицу, в сердце
которого внедрена молитва Иисусова. Сладчайшее имя Господа Иисуса
непрестанно, звучащее и глаголющееся в сердце даже без нашего желания,
будет бить врага. Ибо бывает так, что душа забудется, замечтается, но,
опомнясь и возвратясь к себе, находит, что в сердце поется одно и то
же: "Господи Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешного".

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека-Схиигумен Герман-Заветы о молитвенном делании-© "Паломник"
1995-Содержание-Заветы

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и
открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_61712798_I-esli-um-nas-budet-tanutsa-k-takim-vnesnim-voobrazeniam-ne-nado-poddavatsa-a-derzatsa-vnutri-usiliv-molitvu-i-soversat-delo-vnimania-k-Bogu-bez-vsakih-obrazov. (400x209, 12Kb)

Так делать можно четверть часа, полчаса, больше или меньше, как удобнее.

Среда, 21 Мая 2014 г. 23:16 + в цитатник

Так делать можно четверть часа, полчаса, больше
или меньше, как удобнее. Чем усерднее потрудиться, тем скорее молитва
привьется к сердцу. Молитва умная есть болезненное к Богу припадание в
сокрушении и смирении...

Она может быть и без поклонов: например, по нужде, в присутствии
других, в пути; большею частью она неразлучна с поклоном... Поклоны - след
внутренней молитвы, и хорошо бывает от них душе, если творить их с должным
умилением и чувством покаяния, как бы припадая к стопам Господа.

Но не надо унывать, если мы при молитве Иисусовой не можем
уберечь свой ум от рассеяния. От монахов, занимающихся послушанием (и мирян
тоже), Бог не требует молитвы вполне чистой от развлечения. Будем же
благодушествовать и только постоянно всеми силами будем понуждать ум наш
возвращаться к себе. Совершенная же свобода от рассеянности есть
принадлежность Ангелов. От искушений также никуда не уйдешь; когда враг
чего не может сам, то через злых людей наносит нам оскорбления. Особенно же
в молитве Иисусовой надо ожидать каждое мгновение нападения от врага. Когда
помолишься, как должно, - ожидай того, что не должно. Надо бдительно стоять
на страже сердца, чтобы при первом наступлении бить супостата именем
Иисусовым, ибо нет для него более страшного оружия ни на земле, ни на
небе. "В терпении вашем стяжите души ваши" (Лк. XXI, 19).

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека-Схиигумен Герман-Заветы о молитвенном делании-© "Паломник"
1995-Содержание-Заветы

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и
открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_61630689_Nado-bditelno-stoat-na-straze-serdca-ctoby-pri-pervom-nastuplenii-bit-supostata-imenem-Iisusovym-ibo-net-dla-nego-bolee-strasnogo-oruzia-ni-na-zemle-ni-na-nebe. (400x209, 11Kb)

Ум его постоянно был занят молитвою и обращен к Богу и горнему отечеству; лицо его сияло всегда радостью духовной,

Среда, 21 Мая 2014 г. 16:26 + в цитатник

Старец о. Александр, достигший сам такой высоты в
молитвенном делании, ставил молитву внутреннюю выше всех добродетелей. Ум
его постоянно был занят молитвою и обращен к Богу и горнему отечеству; лицо
его сияло всегда радостью духовной, проистекавшей от непрестанной молитвы
Иисусовой.

С молитвой на устах просиживал по целым дням и ночам на
низеньком стуле в своей келий. Он так привык к молитве, что почти и дышал
ею; даже во сне уста его шептали святые слова.

Когда я обучался молитве Иисусовой, говаривал старец своему
ученику, - то выбирал себе удобное место, стул или что-нибудь другое;
бывало, часы мне мешали, и я уносил их в другую комнату, а теперь мне везде
хорошо; где ни сяду, везде получаю спокойствие моему духу; я времени не
вижу - оно течет так скоро, как будто бы летит, а прежде, когда только еще
обучался молитве, мне казалось, что время идет весьма долго".

Конечно, старец достиг такого навыка в молитве Иисусовой не без
труда. Ему было так трудно, когда он нудил себя к молитве в начале своего
подвига, что он скорее был согласен камни ворочать, лишь бы не творить
молитву. И мысль его смущала, что он, творя молитву, погубит свой ум. Но он
возложил твердое упование на Бога и продолжал творить ее. "Помереть да с
Богом", - говорил он себе, и скоро явилась ему помощь Божия: как пелена
свалилась с глаз его, и он познал другую жизнь и вместе с нею и самого
себя: "Благ и милостив Господь Бог наш, сотворивший со мною милость сию", -
всегда говорил он.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека-Схиигумен Герман-Заветы о молитвенном делании-© "Паломник"
1995-Содержание-Заветы

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и
открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A3%D0%BC-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_61596060_Kogda-a-obucalsa-molitve-Iisusovoj-govarival-starec-svoemu-uceniku--to-vybiral-sebe-udobnoe-mesto-stul-ili-cto-nibud-drugoe_-byvalo-casy-mne-mesali-i-a-unosil-ih-v-druguue-komnatu-a-tep (400x209, 21Kb)

В Древнем патерике сказано, что в одной обители в Александрии еще в глубокой древности, когда монахи были

Среда, 21 Мая 2014 г. 14:46 + в цитатник

В Древнем патерике сказано, что в одной обители в
Александрии еще в глубокой древности, когда монахи были на работе,
выгружали пшеницу из корабля, и пока они работали, один из них стоял на
высоком берегу моря и громко взывал нараспев: "Господи Иисусе, Сыне Божий,
помилуй мя грешного". Сам он не работал, а только неустанно напоминал все
время братии, что и в работе, как и всюду, всегда они должны хранить в
сердце и повторять устами сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа. Вот
как в древности было.

Если мы усердно желаем подражать этим великим подвижникам
молитвы, то должны стараться подобно им, как можно чаще или даже
непрестанно при всех занятиях творить молитву Иисусову, произнося тихо или
мысленно повторяя: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного".

Взывать надо ко Господу умиленно, в полном убеждении, что Он
близ и внимает нам.

И делать это непрестанно, и в церкви, и дома, на пути, и за
столом, и в постели, и одному, и в присутствии других. Словом, с той
минуты, как откроем глаза, до той, когда закроем, имя Иисусово да будет
неразлучно с нами. Только чтобы ум всегда внимал словам молитвы, а не о
другом чем мечтал.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека-Схиигумен Герман-Заветы о молитвенном делании-© "Паломник"
1995-Содержание-Заветы

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и
открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%94...p;zone=all&wordforms=exact


mail_61586452_V-Drevnem-paterike-skazano-cto-v-odnoj-obiteli-v-Aleksandrii-ese-v-glubokoj-drevnosti-kogda-monahi-byli-na-rabote-vygruzali-psenicu-iz-korabla-i-poka-oni-rabotali-odin-iz-nih-stoal-na-v (400x209, 17Kb)

При упражнении в молитве Иисусовой мы должны предстоять перед Богом молитвою в глубочайшем благоговении, в

Среда, 21 Мая 2014 г. 12:06 + в цитатник

При упражнении в молитве Иисусовой мы должны
предстоять перед Богом молитвою в глубочайшем благоговении, в величайшем
страхе и трепете устремляя к Нему все внимание.

"Будь подобен Херувимам, - говорит святой Ефрем Сирин, - и не
думай, что кроме тебя и Бога есть кто-либо другой на земле".

Когда предстанем в молитве пред Богом, душа наша, пораженная
величием Божиим, зрит пред Ним всю немощь свою и соделовается мысленно как
бы муравьем, как бы пресмыкающимся, как бы немотствующим ребенком. Из
глубины сердца возводи тогда глас к Богу, держа молитву свою сокровенно. Ты
стоишь в хоре Ангелов, общник еси Архангелам и поешь с Серафимами. Но все
эти сонмы великое соблюдают благоговение Богу, Царю всяческих - им подражай
и ты!

Если мысли в это время будут приходить дурные или хорошие, надо
их отгонять, опять будут приходить - опять отгонять - и все так. Остров,
лежащий среди моря, может ли остановить волны, чтобы они не ударяли в него?
Но остров противостоит волнам. Так и мы не можем остановить помыслов, но
можем противиться им. И помнить надо, что в брани с помыслами оружие и щит
- имя Господа нашего Иисуса Христа, постоянно повторяемого в
сердце: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". Против
него враг бессилен.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека-Схиигумен Герман-Заветы о молитвенном делании-© "Паломник"
1995-Содержание-Заветы

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и
открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_61571088_Kogda-predstanem-v-molitve-pred-Bogom-dusa-nasa-porazennaa-veliciem-Boziim-zrit-pred-Nim-vsue-nemos-svoue-i-sodelovaetsa-myslenno-kak-by-muravem-kak-by-presmykauesimsa-kak-by-nemotstvuu (400x209, 13Kb)

Надо говорить Ему все, что у нас на душе: чувство ли покаянное придет, так и говорить, как чувствуешь: "Господи,

Среда, 21 Мая 2014 г. 11:26 + в цитатник

Просто говорите с Господом - ведь Он так близок к
нам! Надо говорить Ему все, что у нас на душе: чувство ли покаянное придет,
так и говорить, как чувствуешь: "Господи, грешник я перед Тобою, ничего не
имею, но помилуй меня по великой Твоей милости. Аще хощу или не хощу,
спаси, имиже веси судьбами спаси". И как дети просят свою мать, просто
приступая к ней, желая всем существом получить просимое: "Мама, дай мне то
или другое, дай!" - так и мы должны просить Господа и всю душу вкладывать в
слова молитвы.

Святитель Тихон Задонский так обращался к Богу и молился
Ему: "Кормилец Ты мой, Батюшка!" - вот какую он близость чувствовал ко
Господу!

Молиться надо чаще, непрерывно понуждать себя к молитве.

Великий делатель молитвы Иисусовой старец-затворник
Гефсиманского скита о. Александр всегда говорил: "Чаще надо молиться, чаще
молиться, чтобы навык молитвенный приобресть". Частость молитвы есть самый
лучший и верный способ к приобретению чистой, сердечной молитвы. От частого
повторения слов молитвы молитва постепенно прививается к сердцу и
становится нераздельно с ним. Но для этого требуется от подвизающегося
много труда и болезненное принуждение. "Даждь кровь и приими дух", -
говорит Писание. Труд же самопринуждения все преодолевает. "Царствие
Небесное нудится, - говорит Спаситель, - и нуждницы восхищают е" (Мф. XI,
12). При этом надо укорять себя во всем, каждую минуту, за каждый помысл, и
от этого постоянного самоукорения устанавливается в душе сознание
греховности и немощи, из которого возрастает чувство глубочайшего смирения.
Без этого нельзя: как дом строить нельзя из кирпича без известки, потому
что кирпичи держаться не будут, так и все добродетели надо скреплять
смирением и самоукорением.

Книга:Православие и современность. Электронная
библиотека-Схиигумен Герман-Заветы о молитвенном делании-© "Паломник"
1995-Содержание-Заветы

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и
открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_61566458_Pri-etom-nado-ukorat-seba-vo-vsem-kazduue-minutu-za-kazdyj-pomysl-i-ot-etogo-postoannogo-samoukorenia-ustanavlivaetsa-v-duse-soznanie-grehovnosti-i-nemosi-iz-kotorogo-vozrastaet-cuvstvo (400x209, 13Kb)


Поиск сообщений в vienpa
Страницы: 232 ... 23 22 [21] 20 19 ..
.. 1 Календарь