-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vienpa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.01.2014
Записей: 4649
Комментариев: 8
Написано: 4656


(2 Тим.

Пятница, 24 Июня 2016 г. 06:46 + в цитатник

«все обильно для наслаждения»

(2 Тим. 6, 17). Св. Иоанн Дамаскин учит, что


«благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя
Самого, но по преизбытку благости Своей благоволил, чтобы произошло нечто,
пользующееся Его благодеяниями и причастное Его благости» [207].


Согласно второму, целью сотворения мира является слава Божия.


«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах, рук Его вещает
твердь»

(Пс. 18, 2).

Тертуллиан говорит, что


«из ничего создал (Бог мир) для прославления своего
величия [208].


Два этих ответа не исключают, но взаимопредполагают друг друга.
Свт. Филарет Московский разъясняет:


«По бесконечной благости и любви Своей Бог желает иметь
благодатных причастников славы Своей. Слава даруется от Него, приемлется
причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении
славы Божией, состоит блаженство, жизнь и благобытие твари [209].

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=2-%D0%A2%D0%B...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99085070_Ioann-Damaskin-ucit-cto------_blagoj-i-preblagoj-Bog-ne-udovolstvovalsa-sozercaniem-Seba-Samogo-no-po-preizbytku-blagosti-Svoej-blagovolil-ctoby-proizoslo-necto-polzuueseesa-Ego-blagode (400x209, 6Kb)

(2 Мак.

Четверг, 23 Июня 2016 г. 20:26 + в цитатник


«Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что
все сотворил Бог из ничего»

(2 Мак. 7, 28).

В Священном Писании имеются также и косвенные указания на
творение мира из ничего. В Быт. 1, 1 для выражения идеи творения
использован еврейский глагол «бара», который может иметь двоякое значение:
творение из ничего и создание из подручного материала. Однако очевидно, что
здесь этот глагол употреблен в первом смысле, ибо в Быт. 1, 2 сказано, что

«земля была безвидна и пуста»

, а потом уже из этой неоформленной материи Бог создавал
мир [206].

Кроме того, само наименование «вечный» в Священном Писании
прилагается только к Божеству и Божественным свойствам, но никогда не
прилагается к тому, что принадлежит миру.



4.2. Побуждение и цель творения мира


На вопрос о побуждении к творению мира в Священном Писании и в
творениях свв. отцов мы находим два различных ответа.

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=2-%D0%9C%D0%B...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99074301_Krome-togo-samo-naimenovanie-_vecnyj_-v-Svasennom-Pisanii-prilagaetsa-tolko-k-Bozestvu-i-Bozestvennym-svojstvam-no-nikogda-ne-prilagaetsa-k-tomu-cto-prinadlezit-miru. (400x209, 5Kb)

4.

Четверг, 23 Июня 2016 г. 20:06 + в цитатник


4.1.3. Христианская концепция происхождения мира: творение «из
ничего»


Сущность христианского учения о происхождении мира состоит в
том, что Бог создал мир из ничего. Иначе говоря, произвел все существующее
через творение. В строго богословском смысле творить


«означает создавать из ничего; давать существование тому, что
раньше не существовало; или, как говорится в Литургии свт. Иоанна
Златоуста: «приводить из небытия в бытие» [204].


Христианское учение особо подчеркивает, что Бог для сотворения
мира не нуждался в исходном материале. Свт. Василий Великий пишет:


«Бог, прежде чем существовало что либо из видимого ныне,
положил в уме и подвигся привести в бытие несущее, а вместе с тем, Он
помыслил и о том, каким должен быть мир и произвел материю, соответственную
форме мира» [205].


Таким образом, Бог является Творцом мира не только по форме, но
и по веществу.

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=4.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99074157_Vasilij-Velikij-piset_------_Bog-prezde-cem-susestvovalo-cto-libo-iz-vidimogo-nyne-polozil-v-ume-i-podvigsa-privesti-v-bytie-nesusee-a-vmeste-s-tem-On-pomyslil-i-o-tom-kakim-dolzen-byt- (400x209, 7Kb)

Очевидно, что дуализм, признающий самостоятельный, отличный от единого Бога принцип существования, несовместим

Четверг, 23 Июня 2016 г. 18:56 + в цитатник

Очевидно, что дуализм, признающий
самостоятельный, отличный от единого Бога принцип существования,
несовместим с христианским представлением о Боге как абсолютном существе.


4.1.2. Пантеизм


Пантеизм (от греч. Παν все и
Θεό&


mail_99073781_Panteisticeskie-ucenia-takze-mogut-imet-razlicnye-ottenki_---a-ucenia-ob-emanacii-neoplatonizm-induizm-soglasno-kotorym-mir-predstavlaet-soboj-emanaciue-bukv-_istecenie_-Bozestva_---b-u (400x209, 12Kb)

«Православное учение о творении говорит, что один Бог — нетварен и существует вечно, а все остальное было

Четверг, 23 Июня 2016 г. 17:06 + в цитатник


«Православное учение о творении говорит, что один Бог —
нетварен и существует вечно, а все остальное было Им сотворено» [200].



«В начале сотворил Бог небо и землю»

(Быт. 1, 1).


«Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и
невидимое»

(Кол. 1, 16).

Творение мира как факт признается в той или иной форме
практически всеми религиозными и философскими учениями, за исключением
материализма. Но если практически все учения сходятся в признании этого
факта, то в понимании сущности происхождения мира между религиозными и
философскими системами имеют место принципиальные различия.

Наиболее известные нехристианские концепции происхождения
мира — дуализм и пантеизм.


4.1.1. Дуализм


Дуализм (от лат. dualis — двойственный) существует в двух
основных формах:

а) дуализм греческой античной философии (Платон), понимающий
происхождение мира как результат воздействия Божественного начала на
извечно сосуществующую наряду с ним бесформенную материю, наделенную
вечным, хаотичным движением [201] ;

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%9F%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99073038_No-esli-prakticeski-vse-ucenia-shodatsa-v-priznanii-etogo-fakta-to-v-ponimanii-susnosti-proishozdenia-mira-mezdu-religioznymi-i-filosofskimi-sistemami-imeuet-mesto-principialnye-razlici (400x209, 5Kb)

4.

Четверг, 23 Июня 2016 г. 13:06 + в цитатник



4. БОГ КАК ТВОРЕЦ И ПРОМЫСЛИТЕЛЬ МИРА


Мир, в котором мы существуем, конечен и несамостоятелен. В мире
все ограничено, ничто в мире не может быть объяснено из самого себя. Законы
природы ограничивают мир в его свободе. Более того, мир ограничен даже во
времени и пространстве Современная наука доказала, что мир имел начало во
времени и есть определенное время, более которого мир не мог существовать.
Расстояние между двумя любыми точками мира всегда конечно. Поэтому мир
нуждается как в первопричине своего бытия, так и в силе, поддерживающей и
сохраняющей его в бытии, иными словами, нуждается в Творце и Промыслителе.

Символ веры называет Бога Творцом и Вседержителем, потому что


«все сотворено Богом, и ничто не может быть без Бога. Он все,
что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле» [199].



4.1. Сущность христианского учения о сотворении мира, нехристианские
концепции происхождения мира

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=4.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99071497_Bolee-togo-mir-ogranicen-daze-vo-vremeni-i-prostranstve-Sovremennaa-nauka-dokazala-cto-mir-imel-nacalo-vo-vremeni-i-est-opredelennoe-vrema-bolee-kotorogo-mir-ne-mog-susestvovat. (400x209, 5Kb)

Сами термины «рождение» и «исхождение», которые нам открывает, Священное Писание, являются только указанием

Четверг, 23 Июня 2016 г. 10:06 + в цитатник

Недопустимо мыслить отношения Божественных Лиц по
аналогии с причинно-следственными отношениями, которые мы наблюдаем в
тварном мире. Если мы и говорим об Отце как об ипостасной причине Сына и
Святого Духа, то это свидетельствует лишь о бедности и недостаточности
нашего языка. Ведь в тварном мире причина и следствие всегда являются
чем-то внешним по отношению друг к другу. В Боге этой противопоставленности
нет, различие Божественных Лиц не влечет за собой разделения единой
природы. Поэтому в Боге противопоставление причины и следствия имеет только
логический смысл и означает лишь порядок нашего умопредставления. Сами
термины «рождение» и «исхождение», которые нам открывает, Священное
Писание, являются только указанием на таинственное общение Божественных
Лиц, это только несовершенные образы Их неизреченного общения.

Отношения Божественных Лиц только обозначают, но ни в коей мере
не обосновывают ипостасного различия; троичное есть первичная данность,
которая ниоткуда не выводится. Троичность Божественных Лиц невозможно
обосновать каким-то принципом или объяснить с помощью некоторой достаточной
причины, потому что нет никакого принципа, никакой причины, которые Троице
предшествовали бы [198].

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99069607_Troicnost-Bozestvennyh-Lic-nevozmozno-obosnovat-kakim-to-principom-ili-obasnit-s-pomosue-nekotoroj-dostatocnoj-priciny-potomu-cto-net-nikakogo-principa-nikakoj-priciny-kotorye-Troice-pr (400x209, 6Kb)

Различие между Ними устанавливается не непосредственно, а через отношение второй и третьей Ипостаси к Отцу.

Среда, 22 Июня 2016 г. 23:36 + в цитатник

(Ин. 14, 16), между Сыном и Святым Духом нет
особого отношения ипостасной соподчиненности. Различие между Ними
устанавливается не непосредственно, а через отношение второй и третьей
Ипостаси к Отцу.


3.6.3. Как правильно мыслить отношения Божественных Лиц


Для свв. отцов Православной Церкви характерен апофатизм в
подходе к тайне отношений Божественных Лиц. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что


«образ рождения и образ исхождения пребывает для нас
непостижимым» [196].


Когда свв. отцы говорят, что ипостасным свойством Отца является
нерожденность, они тем самым хотят сказать лишь то, что Отец не есть Сын и
не есть Святой Дух, и не более того. Если попытаться определить эти
отношения каким-то положительным образом, то мы неизбежно подчиним
Божественную реальность категориям аристотелевой логики: связи, отношения и
тому подобное. Иными словами, будем мыслить бытие Божие по образу бытия
твари [197].

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A0%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99058459_Esli-popytatsa-opredelit-eti-otnosenia-kakim-to-polozitelnym-obrazom-to-my-neizbezno-podcinim-Bozestvennuue-realnost-kategoriam-aristotelevoj-logiki_-svazi-otnosenia-i-tomu-podobnoe. (400x209, 6Kb)

3.

Среда, 22 Июня 2016 г. 21:56 + в цитатник



3.6.2. Личные (ипостасные) свойства


В соответствии с отношениями предвечного рождения и предвечного
исхождения определяются ипостасные свойства Божественных Лиц. С конца IV
века установилась общепринятая терминология, согласно которой ипостасные
свойства выражаются следующими терминами: у Отца — нерожденность, у Сына —
рожденность, у Святого Духа — исхождение [194].

Личные (ипостасные) свойства — несообщимые, вечно остающиеся
неизменными, исключительно принадлежащими тому или другому из Божественных
Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем
Их как особые Ипостаси.


«Ибо одними только ипостасными свойствами и различаются между
собою три святые ипостаси, нераздельно различаемые не по сущности, а по
отличительному свойству каждой ипостаси» [195].


Следует отметить, что хотя, согласно Откровению, Святой Дух
личностно отличен от Сына и есть

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=3.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99057993_S-konca-IV-veka-ustanovilas-obseprinataa-terminologia-soglasno-kotoroj-ipostasnye-svojstva-vyrazauetsa-sleduuesimi-terminami_-u-Otca-_-nerozdennost-u-Syna-_-rozdennost-u-Svatogo-Duha-_- (400x209, 6Kb)

3.

Среда, 22 Июня 2016 г. 19:56 + в цитатник

3.6.1.1. Отношение между Отцом и Сыном



«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре
Отчем, Он явил»

(Ин. 1, 18).


«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного»

(Ин. 3, 16).

Ап. Павел говорит, что Сын есть

«образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари»

(Кол. 1, 16).

Отношение между Отцом и Сыном есть отношение предвечного
рождения.


3.6.1.2. Отношение между Отцом и Святым Духом


Господь Иисус Христос говорит о третьей Ипостаси Пресвятой
Троицы как о

«Духе истины, который от Отца исходит»

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=3.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99057385_Otnosenie-mezdu-Otcom-i-Synom----------_Boga-ne-videl-nikto-nikogda_-Edinorodnyj-Syn-susij-v-nedre-Otcem-On-avil_----In. (400x209, 4Kb)

3.

Среда, 22 Июня 2016 г. 19:06 + в цитатник

3.6. Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам


Божественные Ипостаси обладают единой общей природой.
Естественно, возникает вопрос: каким образом выразить различие между Ними?
Божественные свойства, как онтологические, так и духовные, являются
существенными, то есть относятся к общей, свойственной всем трем Лицам
природе, и потому не могут выразить различия Божественных Лиц. Невозможно
дать определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных
имен.

Особенностью личностного бытия является уникальность,
неповторимость, а, следовательно, личность не поддается определению, ее
невозможно привести к общему знаменателю, охватить понятием, поскольку
понятие всегда обобщает. Личность может быть воспринята только через свое
отношение к другим личностям, что подтверждается и Священным Писанием, где
представление о Божественных Лицах основывается на существующих между Ними
отношениях [193].


3.6.1. Свидетельства Откровения об отношениях Божественных Лиц

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=3.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99057099_Osobennostue-licnostnogo-bytia-avlaetsa-unikalnost-nepovtorimost-a-sledovatelno-licnost-ne-poddaetsa-opredeleniue-ee-nevozmozno-privesti-k-obsemu-znamenatelue-ohvatit-ponatiem-poskolku- (400x209, 6Kb)

Дух не Сын , потому что Единородный один, но то же, что Сын» [188].

Среда, 22 Июня 2016 г. 16:16 + в цитатник

«Сын не Отец, потому что Отец один, но то же, что
Отец. Дух не Сын <…>, потому что Единородный один, но то же, что Сын» [188].


Впоследствии в таком ключе высказывались и другие свв. отцы.
Так, в XII столетии свт. Николай Мефонский говорил:


«Отец и Сын не одно, а два, хотя по естеству — одно, потому
что — иной и иной, хотя не иное и иное» [189].


Учение великих Каппадокийцев о единосущии Божественных Лиц
привело к отказу от попыток мыслить личность в категориях природы: личность
не есть ни часть, ни свойство, ни функция природы. Соотношение между
понятиями природы и личности можно выразить следующим образом. Если природа
есть некоторая качественность, то личность — конкретный носитель качеств.
Личность, заключающая в себе природу [190], определяет способ ее
существования или образ бытия [191], является принципом индивидуализации
разумной природы, началом, в котором природа обретает свое действительное
существование и в котором созерцается [192]. Природа по отношению к
личности является ее внутренним содержанием. Впрочем, следует иметь в виду,
что это различие носит методологический характер, ибо как разумная природа
вне личности есть всего лишь общее понятие, так и личность без природы не
более, чем абстрактный принцип.

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D1%83%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99056169_Licnost-zakluecauesaa-v-sebe-prirodu-_190_-opredelaet-sposob-ee-susestvovania-ili-obraz-bytia-_191_-avlaetsa-principom-individualizacii-razumnoj-prirody-nacalom-v-kotorom-priroda-obreta (400x209, 7Kb)

3.

Среда, 22 Июня 2016 г. 10:36 + в цитатник


3.5. Понятие личности; личность и природа


Отождествив понятия «ипостаси» и «лица», Каппадокийцы явились
создателями нового понятия, которого не знал античный мир. Это понятие —
«личность» [187].

Божественные Ипостаси обладают единой сущностью, поэтому нет
никакого природного свойства или качества, по которому можно было бы их
различать, однако Божественное Откровение не оставляет сомнения в том, что
Отец, Сын и Святой Дух, будучи совершенно тождественны по природе, суть
реально различные личностные существа.

В конечном счете, выразить различие между личностью и природой
можно только посредством грамматических категорий «кто» и «что». Природа
всегда отвечает на вопрос «что?» и обозначает некоторую качественность,
тогда как личность, отвечая на вопрос «кто?», указывает на того, кто
является субъектом действия или состояния. На вопрос «кто?» мы отвечаем
именем собственным. Имя собственное является в нашем языке единственным
адекватным средством для указания на тайну личности. Одним из первых этим
методом различения воспользовался свт. Григорий Богослов, согласно которому

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=3.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99053794_Bozestvennye-Ipostasi-obladauet-edinoj-susnostue-poetomu-net-nikakogo-prirodnogo-svojstva-ili-kacestva-po-kotoromu-mozno-bylo-by-ih-razlicat-odnako-Bozestvennoe-Otkrovenie-ne-ostavlaet- (400x209, 8Kb)

Единосущие Лиц Пресвятой Троицы есть единство в любви, где каждое из Лиц без остатка отдает свою жизнь другим

Среда, 22 Июня 2016 г. 03:06 + в цитатник

«Бог есть любовь»

(1 Ин. 4, 8). Единосущие Лиц Пресвятой Троицы есть единство в
любви, где каждое из Лиц без остатка отдает свою жизнь другим Лицам,
являясь при этом совершенно открытым для их ответного действия.


«Даже человеческая несовершенная любовь соединяет людей между
собой как бы в одно существо (например, супругов, семью, друзей).
Относительно людей — это больше слова, чем действительность. Но любовь
Божественная безмерна и потому Лица Пресвятой Троицы, по всемогуществу Их
взаимной любви, суть, действительно, один Бог, имеющий одну сущность и
живущий одной жизнью» [186].


Хотя в Священном Писании слово «единосущный» не встречается,
сама мысль о единосущии Божественных Лиц выражена там достаточно ясно:


«Я и Отец — одно»

(Ин. 10, 30).


«Я в Отце и Отец во Мне»

(Ин. 14, 10).


«Видевший Меня видел Отца»

(Ин. 14, 9).

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D0%B4%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99042130_Hota-v-Svasennom-Pisanii-slovo-_edinosusnyj_-ne-vstrecaetsa-sama-mysl-o-edinosusii-Bozestvennyh-Lic-vyrazena-tam-dostatocno-asno_------_A-i-Otec-_-odno_----In. (400x209, 5Kb)

Они имеют единое и нераздельное Божеское естество, нераздельно обладают всеми Божескими совершенствами, имеют

Вторник, 21 Июня 2016 г. 23:46 + в цитатник

Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух
суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающих всеми Божественными
совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а
Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество, нераздельно
обладают всеми Божескими совершенствами, имеют единую волю, силу, власть и
славу, каждое из Лиц Троицы обладает Божественным естеством в совершенстве
и всецело. О тварных существах одного рода (например, о людях) также
говорят как о единосущных. Однако единосущие в человеческом роде и
единосущие в Троице — принципиально различные реальности. В тварном мире
ипостаси делят природу: Петр, Павел, Тимофеи суть не только различные, но и
отдельные, обособленные один от другого, существа или индивидуумы. Каждое
человеческое «я» живет своей собственной жизнью, отличной от жизни других
людей. Таким образом, в человеческом роде под единосущием мы понимаем
тождество качественных характеристик, поскольку все люди обладают
одинаковыми существенными свойствами. В Троице Лица не являются
индивидуумами. Божественные Лица не делят природу на части, но каждое Лицо
заключает в себе общую природу во всей полноте. Поэтому в Боге единосущие —
это не просто совпадение качественных характеристик природы, но совершенное
тождество самой жизни. Три Божественных «Я» без разделения содержат одну и
ту же природу, живут одной и той же Божественной жизнью.

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%BD%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99041519_Oni-imeuet-edinoe-i-nerazdelnoe-Bozeskoe-estestvo-nerazdelno-obladauet-vsemi-Bozeskimi-soversenstvami-imeuet-edinuue-volue-silu-vlast-i-slavu-kazdoe-iz-Lic-Troicy-obladaet-Bozestvennym- (400x209, 6Kb)

Согласно их учению, сущность Божества и ее отличительные свойства, неначинаемость бытия и Божественное достоинство,

Вторник, 21 Июня 2016 г. 23:36 + в цитатник

Во-первых , они четко разграничили понятия
«сущности» и «ипостаси», которые в доникейском богословии сколь-либо четко
не различались. Каппадокийцы определили различие между сущностью и
ипостасью как между общим и частным. Согласно их учению, сущность Божества
и ее отличительные свойства, неначинаемость бытия и Божественное
достоинство, в равной степени принадлежат всем трем Ипостасям. Отец, Сын и
Святой Дух суть проявления ее в Лицах, каждое из которых обладает всей
полнотой Божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней.

Во-вторых , Каппадокийцы отождествили понятия «ипостаси» и
«лица». Слово «ипостась»
(ύπόστασισ, от
ὐφίστομαι —
существовать) означало конкретное, индивидуальное, самобытное
существование, то, что существует через самого себя. Например, имеется
отвлеченная сущность «человек», а Петр, Павел, Тимофей суть конкретные
проявления ее в лицах, каждый из них представляет собой отдельное,
самобытное существо, или ипостась. В то же время, например, человеческий
разум не может быть назван ипостасью, поскольку не существует самобытно,
через самого себя, (esse per se, τό
ἐίναι καθ
ἑαυτόν) но только в составе человеческого
существа, являясь его свойством. При этом термин «ипостась» мог
использоваться; как по отношению к личностным, свободно-разумным существам,
так и в отношении безличных вещей. Слово «лицо»
(πρόσωρο&


mail_99041487_V-to-ze-vrema-naprimer-celoveceskij-razum-ne-mozet-byt-nazvan-ipostasue-poskolku-ne-susestvuet-samobytno-cerez-samogo-seba-esse-per-se-_964_972_-_949_835_943_957_945_953_- (400x209, 8Kb)

д) Святой Дух есть высшее творение Сына и тем самым по отношению к Отцу является как бы «внуком».

Вторник, 21 Июня 2016 г. 22:06 + в цитатник

г) Сын занимает подчиненное по отношению к Отцу
положение, являясь орудием
(ὀργανόν) Отца для сотворения
мира, а

д) Святой Дух есть высшее творение Сына и тем самым по
отношению к Отцу является как бы «внуком».



3.4. Учение великих Каппадокийцев о единосущии Лиц Пресвятой Троицы


В 325 году император Константин Великий созвал I Вселенский
Собор, на котором Арий и его единомышленники были осуждены. Отцы Собора
составили Символ веры в семи членах. В текст Символа был внесен
небиблейский термин «единосущный
(ὀμοούσιο&


mail_99041103_g-Syn-zanimaet-podcinennoe-po-otnoseniue-k-Otcu-polozenie-avlaas-orudiem-_959_835_961_947_945_957_972_957_-Otca-dla-sotvorenia-mira-a---d-Svatoj-Duh-est-vyssee-tvorenie-S (400x209, 8Kb)

3.

Вторник, 21 Июня 2016 г. 03:16 + в цитатник


3.3.2. Арианство [182]


Основоположником этой ереси является александрийский пресвитер
Арий (1-я половина IV в.). Схема рассуждений Ария, который не был
удовлетворен современным ему состоянием троичного богословия, следующая.
Если Сын не сотворен из ничего, следовательно Он происходит из сущности
Отца, а если Он еще и собезначален Отцу, то между Отцом и Сыном вообще
невозможно установить никакой разницы, и мы, таким образом, впадаем в
савеллианство. Кроме того, происхождение из сущности Отца обязательно
должно предполагать разделение Божественной сущности, что само по себе
нелепо, ибо предполагает в Боге некоторую изменчивость. Единственным
выходом из вышеуказанных противоречий Арий считал безусловное признание
сотворения Сына Отцом из ничего.

Доктрина Ария может быть сведена к следующим основным
положениям:

а) Сын сотворен Отцом из ничего и, следовательно,

б) Сын есть тварь и имеет начало Своего бытия. Таким образом,

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=3.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99024706_Esli-Syn-ne-sotvoren-iz-nicego-sledovatelno-On-proishodit-iz-susnosti-Otca-a-esli-On-ese-i-sobeznacalen-Otcu-to-mezdu-Otcom-i-Synom-voobse-nevozmozno-ustanovit-nikakoj-raznicy-i-my-taki (400x209, 6Kb)

3.

Вторник, 21 Июня 2016 г. 00:06 + в цитатник


3.3.1.2. Модализм [181]


Если динамисты не признавали Христа Богом, то модалисты,
напротив, ставили целью обосновать Божественное достоинство Спасителя. Они
рассуждали следующим образом: Христос, несомненно, Бог, а чтобы не было
двубожия, следует некоторым образом отождествить Его с Отцом.

По учению наиболее яркого представителя этой римского
пресвитера Савеллия (поэтому модализм называют также савеллианством), Бог
есть безличное единое существо, которое последовательно проявляет Себя в
трех модусах или лицах. Отец, Сын и Святой Дух суть три Божественных
модуса. Отец создал мир и даровал Синайское законодательство, Сын
воплотился и жил с человеками на земле, а Святой Дух со дня Пятидесятницы
вдохновляет Церковь и управляет ею. Однако под всеми этими внешними
личинами, последовательно сменяющими одна другую, скрывается один и тот же
Бог. Модус Святого Духа, по Савеллию, также не вечен, и Он будет иметь
конец. При этом Божество вернется в изначальное безличное состояние, а
созданный им мир прекратит свое существование.

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=3.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99024234_Po-uceniue-naibolee-arkogo-predstavitela-etoj-rimskogo-presvitera-Savellia-poetomu-modalizm-nazyvauet-takze-savellianstvom-Bog-est-bezlicnoe-edinoe-susestvo-kotoroe-posledovatelno-proav (400x209, 6Kb)

«Много любящих Бога и Ему искренне предавшихся смущает, что учение об Иисусе Христе, как Слове Божьем, как

Понедельник, 20 Июня 2016 г. 19:26 + в цитатник


«Много любящих Бога и Ему искренне предавшихся смущает, что
учение об Иисусе Христе, как Слове Божьем, как бы принуждает их верить в
двух богов» [179].



3.3.1. Монархианство


Реакцией на учение апологетов стало монархианство — еретическое
учение, ставившее целью устранить из учения о Боге всякое подозрение в
двубожии. Монархианство существовало в двух видах:

а) динамизм (от греч.
δύναμι&


mail_99023096_Dinamizm-ili-adopcianstvo-_180_--------Dinamisty-ucili-o-Boge-v-duhe-filosofii-Aristotela-kak-o-edinom-absoluetnom-susestve-cistoj-samodeatelnoj-mysli-besstrastnoj-i-neizmennoj. (400x209, 6Kb)


Поиск сообщений в vienpa
Страницы: 232 ... 191 190 [189] 188 187 ..
.. 1 Календарь