-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vienpa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.01.2014
Записей: 4649
Комментариев: 8
Написано: 4656


3.

Понедельник, 20 Июня 2016 г. 12:16 + в цитатник

3.3. Краткая предыстория догмата о Пресвятой Троице


В то, что Бог есть един по существу, но троичен в Лицах,
Церковь верила всегда. Однако одно дело — исповедывать, что Бог
«одновременно» есть и Троица, и Единица, и совсем другое суметь выразить
свою веру в четких формулировках. Поэтому догматическое учение о Пресвятой
Троице создавалось постепенно и, как правило, в условиях борьбы с
различными еретическими заблуждениями.

Учение о Пресвятой Троице всегда было тесно связано с учением о
Христе, о Воплощении Сына Божия, второго Лица Троицы, поэтому тринитарные
споры всегда имели под собой христологическое основание. Само учение о
Троице стало возможным только благодаря Боговоплощению, Откровению Бога во
Христе, именно во Христе «троическое явися поклонение» [178]. Учение о
Пресвятой Троице изначально являлось камнем преткновения как для «строгого»
иудейского монотеизма, так и для эллинского многобожия. Поэтому все попытки
рассудочно осмыслить тайну троического бытия приводили к заблуждениям либо
иудейского, либо эллинского характера. Первые стремились растворить Лица
Троицы в единой Божественной природе, а вторые сводили Троицу к союзу трех
неравных по достоинству существ.

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=3.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99020450_Ucenie-o-Presvatoj-Troice-vsegda-bylo-tesno-svazano-s-uceniem-o-Hriste-o-Voplosenii-Syna-Bozia-vtorogo-Lica-Troicy-poetomu-trinitarnye-spory-vsegda-imeli-pod-soboj-hristologiceskoe-osno (400x209, 6Kb)

(Мф.

Понедельник, 20 Июня 2016 г. 07:36 + в цитатник

На единство трех Божественных Лиц указывает
заповедь о крещении, данная Господом ученикам по Воскресении:


«Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и
Святого Духа»

(Мф. 28, 19).

Этот стих комментирует свт. Амвросий Медиоланский:


«сказал Господь: во имя, а не во имена, потому что один Бог; не
многие имена: потому что не два Бога, не три Бога» [177].


«Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии
три суть едино»

(1 Ин. 5, 7).


Это место является спорным, поскольку в древних греческих
рукописях Евангелия этот стих отсутствует.

Кроме того, во многих местах Нового Завета говорится о единстве
и равном достоинстве Отца и Сына (Мф. 11, 27; Ин. 5, 17, 21, 26; Ин. 10,
15, 30, 38; Ин. 17, 10), а также о единстве и равном достоинстве Святого
Духа с Отцом и Сыном (Мф. 28, 19; 1 Кор. 2, 10; 2 Кор. 13, 13).


Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D1%84....p;zone=all&wordforms=exact


mail_99017684_Na-edinstvo-treh-Bozestvennyh-Lic-ukazyvaet-zapoved-o-kresenii-dannaa-Gospodom-ucenikam-po-Voskresenii_------_Idite-i-naucite-vse-narody-kresta-ih-vo-ima-Otca-i-Syna-i-Svatogo-Duha_---- (400x209, 6Kb)

Троекратное обращение ко Господу можно рассматривать как прикровенное указание на троичность Божественных Лиц.

Понедельник, 20 Июня 2016 г. 02:16 + в цитатник

Троекратное обращение ко Господу можно
рассматривать как прикровенное указание на троичность Божественных Лиц.

Пророк Исайя в Иерусалимском храме видел, как Серафимы, окружая
престол Бога, взывали:

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф»

. При этом пророк услышал глас Божий:

«кого Мне послать, и кто пойдет для Нас?»

. Таким образом, Бог говорит о Себе одновременно и в
единственном и во множественном числе (Ис. 6, 3, 8).


3.2.2. Учение Нового Завета


Указанием на троичность Лиц в Боге могут служить события
Крещения и Преображения Господня. Они в равной степени являются явным
Откровением человечеству о Троичности Божества. В. Н. Лосский пишет:


«Поэтому и празднуется так торжественно Богоявление и
Преображение. Мы празднуем Откровение Пресвятой Троицы, ибо слышен был
голос Отца и присутствовал Святый Дух. В первом случае под видом голубя, во
втором — как сияющее облако, осенившее апостолов» [176].

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99007628_Prorok-Isaja-v-Ierusalimskom-hrame-videl-kak-Serafimy-okruzaa-prestol-Boga-vzyvali_----_Svat-Svat-Svat-Gospod-Savaof_---. (400x209, 5Kb)

«Подлинно странное пустословие — утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает,

Воскресенье, 19 Июня 2016 г. 21:16 + в цитатник


«Подлинно странное пустословие — утверждать, что кто-нибудь
сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает
властительно и настоятельно» [174].


Когда патриарху Аврааму явился Бог в виде трех странников,
Авраам, выйдя им навстречу, поклонился и обратился к ним со словом
«Господь» (евр. Адонаи) (Быт. 18, 1-3), то есть в единственном числе.
Большинство свв. отцов считают, что это первое откровение человеку о
Триединстве Божества. Блж. Августин пишет:


«Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех, он
уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому, исповедал Единого
Бога в Трех Лицах» [175].


Косвенным указанием на троичность Лиц в Боге является и
ветхозаветное священническое благословение:


«Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на
тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице
Свое на тебя и даст тебе мир!»

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%9F%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99006333_Kosvennym-ukazaniem-na-troicnost-Lic-v-Boge-avlaetsa-i-vethozavetnoe-svasenniceskoe-blagoslovenie_------_Da-blagoslovit-teba-Gospod-i-sohranit-teba_ (400x209, 5Kb)

(Быт.

Воскресенье, 19 Июня 2016 г. 18:56 + в цитатник


«Вначале сотворил Бог небо и землю»

(Быт. 1,1).

Сказуемое «бара» (сотворил) стоит в единственном числе, а
подлежащее «элогим» — во множественном и буквально означает «боги». Свт.
Филарет Московский замечает:


«В сем месте еврейского текста слово «элогим», собственно Боги,
выражает некоторую множественность, между тем, как речение «сотворил»
показывает единство Творца. Догадка об указании сим образом выражения на
таинство Святой Троицы заслуживает уважения» [173].


Аналогичные указания на множественность Лиц содержатся и в
других местах Ветхого Завета:


«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию
Нашему»

(Быт. 1, 26);


«И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло»

(Быт. 3, 22);


«И сказал Господь: … сойдем же и смешаем там язык их»

(Быт. 11, 6-7).

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%91%D1%8B%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99005568_Analogicnye-ukazania-na-mnozestvennost-Lic-soderzatsa-i-v-drugih-mestah-Vethogo-Zaveta_------_I-skazal-Bog_-sotvorim-celoveka-po-obrazu-Nasemu-i-po-podobiue-Nasemu_----Byt. (400x209, 5Kb)

Три Божественных Лица отличаются личными (ипостасными) свойствами.

Воскресенье, 19 Июня 2016 г. 15:56 + в цитатник

Три Божественных Лица отличаются личными
(ипостасными) свойствами.


3.2. Учение о Пресвятой Троице в Священном Писании


3.2.1. Учение Ветхого Завета


Учение о Троице в Ветхом Завете не было выражено с достаточной
ясностью. Свт. Григорий Богослов писал:


«Небезопасно было прежде, нежели исповедано божество Отца, ясно
проповедыватъ Сына, и прежде, нежели признан Сын, обременять нас проповедью
о Духе Святом и подвергать опасности утратить последние силы, как бывает с
людьми, которые обременены пищею, принятою не в меру… надлежало же, чтоб
Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями…» [172].


Сообщение древним евреям учения о Пресвятой Троице во всей
полноте не было бы полезно, ибо явилось бы для них не чем иным, как
возвращением к многобожию. Несомненно Ветхий Завет создавался в контексте
определенной теологии, причем стержнем этой теологии являлся строжайший
монотеизм. Тем более удивительно обнаружить в тексте Ветхого Завета
достаточное число указаний на множественность или троичность Лиц в Боге.

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99004697_Grigorij-Bogoslov-pisal_------_Nebezopasno-bylo-prezde-nezeli-ispovedano-bozestvo-Otca-asno-propovedyvat-Syna-i-prezde-nezeli-priznan-Syn-obremenat-nas-propovedue-o-Duhe-Svatom-i-podver (400x209, 9Kb)

Вера в единого Бога не является специфической особенностью христианства, в единого Бога веруют также мусульмане

Воскресенье, 19 Июня 2016 г. 11:56 + в цитатник

Вера в единого Бога не является специфической
особенностью христианства, в единого Бога веруют также мусульмане и иудеи.
В Символе веры рядом со словом «Бог» стоит собственное имя «Отец».


«Сие должно понимать в отношении к таинству Святой Троицы,
потому что Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и
Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная» [171].


Именно вера в Бога-Троицу отличает христианство от других
монотеистических религий. Учение о Пресвятой Троице дано в Божественном
Откровении. Этот догмат непостижим на уровне рассудка, поэтому ни одна
естественная философия не смогла возвыситься до учения о Триедином Боге.

Догмат о Пресвятой Троице является основанием всего
христианского веро- и нравоучения, в частности, учения о Боге — Творце и
Промыслителе мира.

Учение о Триединстве Божества сводится к следующим основным
положениям:

Бог троичен, троичность состоит в том, что в Боге — Три Лица
(Ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_99003060_Sie-dolzno-ponimat-v-otnosenii-k-tainstvu-Svatoj-Troicy-potomu-cto-Bog-est-edin-po-susestvu-no-troicen-v-licah_-Otec-Syn-i-Svatoj-Duh-Troica-edinosusnaa-i-nerazdelnaa_-_171_. (400x209, 6Kb)

«Священное Писание применяется в сем к обыкновенному языку человеческому, а понимать сие надобно духовным

Суббота, 18 Июня 2016 г. 22:16 + в цитатник


«Священное Писание применяется в сем к обыкновенному языку
человеческому, а понимать сие надобно духовным и высшим образом…» [168].


Антропоморфизмы следует понимать как указания на духовные
свойства и действия Божии, о которых мы можем судить, по словам св. Иоанна
Дамаскина, только


«посредством образов, типов и символов, нам сообразных» [169].


Ересь антропоморфитов, считавших, что Бог действительно есть
существо телесное, была осуждена Церковью. В Синодике в Неделю Торжества
Православия сказано:


«глаголющим Бога не быти дух, но плоть анафема» [170].





3. ДОГМАТ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ


3.1. Догмат о Пресвятой Троице — основание христианской религии

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%A1%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98990319_Svasennoe-Pisanie-primenaetsa-v-sem-k-obyknovennomu-azyku-celoveceskomu-a-ponimat-sie-nadobno-duhovnym-i-vyssim-obrazom_-_168_. (400x209, 5Kb)

Люди праведные, даже находясь в стесненных обстоятельствах, могут наслаждаться Царством Божиим, которое внутри

Суббота, 18 Июня 2016 г. 16:16 + в цитатник

Люди праведные, даже находясь в стесненных
обстоятельствах, могут наслаждаться Царством Божиим, которое внутри нас
есть (Лк. 17, 21). И напротив, человек, ведущий греховный образ жизни,
по-настоящему не может быть счастлив:


«Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое»

(Рим. 2, 9).

Всякий грех уже заключает в самом себе и наказание. В основании
мира лежит непреложный нравственный закон:


«Что посеет человек, то и пожнет»

(Гал. 6, 7).

Поэтому праведная жизнь всегда связана с предвкушением будущего
блаженства, а жизнь греховная — с предвкушением будущих мучений [167].



2.3.5. Антропоморфизмы Священного Писания


Хотя Библия учит, что Бог есть Дух, тем не менее в Священном
Писании содержится множество так называемых антропоморфизмов (от греч.
ἄνθρωπος — человек и
μορφ&


mail_98988121_Antropomorfizmy-Svasennogo-Pisania-------Hota-Biblia-ucit-cto-Bog-est-Duh-tem-ne-menee-v-Svasennom-Pisanii-soderzitsa-mnozestvo-tak-nazyvaemyh-antropomorfizmov-ot-grec. (400x209, 6Kb)

2.

Пятница, 17 Июня 2016 г. 22:06 + в цитатник

2.3.4.3. Всеблаженство


Жизнь Бога есть гармоническое единство, деятельность всех сил
Божиих находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо
каждая имеет признак беспредельности. Собственно, в этом и состоит
верховное благо. Любовь к благу в Боге совпадает с самим его обладанием, а
следовательно, Богу от вечности свойственно неизменное всеблаженство [165].


«…блаженство в деснице Твоей вовек»

(Пс. 15, 11).


«Блаженным»

называет Бога и ап. Павел (1 Тим. 1, 11; 6, 15).


2.3.4.4. Благость


Будучи всеблаженным, Бог открывает Себя и вовне существом
всеблагим и любящим, дарует тварям столько благ, сколько нужно для их
блаженства, сколько они могут принять по природе и состоянию [166].
Творение мира и все промыслительные о нем действия суть проявления благости
Божией.

Благость Божия распространяется на всё существующее без изъятия:

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=2.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98982691_Blagost-------Buduci-vseblazennym-Bog-otkryvaet-Seba-i-vovne-susestvom-vseblagim-i-luebasim-daruet-tvaram-stolko-blag-skolko-nuzno-dla-ih-blazenstva-skolko-oni-mogut-prinat-po-prirode-i (400x209, 6Kb)

 (Пс.

Пятница, 17 Июня 2016 г. 20:16 + в цитатник


«Бог творит все, все хочет…»

 (Пс. 134, 6).

Праотцу Аврааму Бог говорит о Себе:


«Я Бог Всемогущий…»

 (Быт. 17, 1).

Всемогущество как свойство Божеского естества означает, что в
Боге нет расстояния между желанием и его осуществлением:


«Он сказал, и сделалось; Он повелел, и явилось»

(Пс. 32, 9).

Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что Бог творит мыслью [164]. Это
означает, что в Боге разум и воля — одно. Свойство всемогущества Божия с
древнейших времен пытались поставить под сомнение с помощью различных
софизмов, например такого: «Может ли Бог создать нечто большее, чем Он
Сам?» Подобные вопросы основаны на непонимании того, что всемогущество не
есть произвол, способность делать все что вздумается. Священное Писание не;
говорит, что Бог делает все, но только все,

«чего хочет душа Его»

(Иов. 23, 13). Всемогущество заключается не только в
способности совершать что хочешь, но также в способности не делать того,
чего не хочешь. Поэтому Бог, обладая полнотой совершенства, не может
согрешать или создавать несовершенные вещи.

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%81....p;zone=all&wordforms=exact


mail_98982206_Vsemogusestvo-kak-svojstvo-Bozeskogo-estestva-oznacaet-cto-v-Boge-net-rasstoania-mezdu-zelaniem-i-ego-osusestvleniem_------_On-skazal-i-sdelalos_-On-povelel-i-avilos_----Ps. (400x209, 5Kb)

(Евр.

Пятница, 17 Июня 2016 г. 16:56 + в цитатник


«нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред
очами Его»

(Евр. 4, 13).

Совершенное знание о делах предполагает и знание будущего:


«Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как
и по совершении»

(Сир. 23, 29).

Ведение Божие характеризуется свойствами независимости и
неизменности. Бог знает мир не так, как человек. Для человека познание —
внешний процесс, в то время как Бог в таком внешнем изучении вещей не
нуждается, ибо знает мир по Своим определениям о нем, которые охватывают
собой все бытие на всем протяжении его существования. Поэтому в
Божественном ведении не может быть никакого прогресса, никакого приращения
знания. Божественное всеведение заключает в себе все знание, сразу обо
всем [163]. Священное Писание говорит, что все дела ведомы Богу

«от вечности»

(Деян. 15, 18).


2.3.4.2. Всемогущество


Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D0%B2%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98980674_Dla-celoveka-poznanie-_-vnesnij-process-v-to-vrema-kak-Bog-v-takom-vnesnem-izucenii-vesej-ne-nuzdaetsa-ibo-znaet-mir-po-Svoim-opredeleniam-o-nem-kotorye-ohvatyvauet-soboj-vse-bytie-na-v (400x209, 6Kb)

От неизменяемости Божественного существа следует отличать так называемую внешнюю изменяемость, которая касается

Пятница, 17 Июня 2016 г. 14:56 + в цитатник

От неизменяемости Божественного существа следует
отличать так называемую внешнюю изменяемость, которая касается не самого
существа Божия, а отношений между Богом и сотворенным Им миром. Эти
отношения действительно могут изменяться, примером чему служит Промысл
Божий о мире и человеке.



2.3.4. Духовные (катафатические) свойства Божии


2.3.4.1. Всеведение


Свойство всеведения означает, что

«Бог… знает все»

(1 Ин. 3, 20). Божественное всеведение включает в себя:

1) совершенное самосознание, знание Самого Себя, Своей природы:


«Дух все проницает, и глубины Божии … и Божьего никто не знает,
кроме Духа Божия»

(1 Кор. 2, 10-11).

2) совершенное ведение о Своих делах: Богу


«ведомы … все дела Его»

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D1%82-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98979808_Bozestvennoe-vsevedenie-vkluecaet-v-seba_---1-soversennoe-samosoznanie-znanie-Samogo-Seba-Svoej-prirody_------_Duh-vse-pronicaet-i-glubiny-Bozii-_-i-Bozego-nikto-ne-znaet-krome-Duha-Boz (400x209, 6Kb)

2.

Пятница, 17 Июня 2016 г. 13:56 + в цитатник


2.3.3.3. Неизменяемость


Этим свойством за Божественной природой отрицаются
видоизменения, являющиеся признаком относительного несовершенства.


«Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь»

(Мал. 3, 6).

Ап. Иаков говорит, что у Бога

«нет изменения и тени перемены»

(Иак. 1, 17).

Говоря о неизменяемости Божества, мы сталкиваемся с
психологической трудностью. Возникает искушение мыслить Бога как
безжизненный статичный абсолют, некий неподвижный кристалл. Но Священное
Писание говорит, что Бог есть

«жизнь»

(Ин. 14, 6). Жизнь — одно из имен Божиих, но присущая Богу
полнота жизни не может быть выражена посредством понятий «покоя» и
«движения». В произведении «О божественных именах» (VI в.) говорится, что
Бог


«при всяком движении остается неизменным и неподвижным, вечно
двигаясь, Он остается в самом себе» [162].


Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=2.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98979533_Neizmenaemost-------Etim-svojstvom-za-Bozestvennoj-prirodoj-otricauetsa-vidoizmenenia-avlauesiesa-priznakom-otnositelnogo-nesoversenstva. (400x209, 4Kb)

«Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству» [160].

Пятница, 17 Июня 2016 г. 12:46 + в цитатник

«Бог во всем пребывает по Своей благости и силе,
вне же всего по Своему собственному естеству» [160].


Как свободно-разумное существо, Бог личностно присутствует в
каждой частице мира. Но, будучи существом свободным, Бог волен по-разному
проявлять Себя в разных частях мира. Этим обусловлено существование мест
особого Божественного присутствия, в которых присутствие Божие переживается
человеком в большей степени. Согласно Священному Писанию, такими местами
являются:

— небеса (Пс. 113, 24);

— храм (3 Цар. 9, 3);

— человек, который может стать, по выражению апостола, храмом
Божиим (2 Кор. 6, 16).

Могут быть и другие места особого присутствия Божия, так
называемые «святые места».

Самый способ присутствия Божия в мире недоступен нашему
пониманию. Свт. Иоанн Златоуст говорит:


«Что Бог везде присутствует, мы знаем, но как — не постигаем:
потому что нам известно только присутствие «чувственное» и не дано разуметь
вполне естества Божия» [161].

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%91%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98978989_Ioann-Zlatoust-govorit_------_Cto-Bog-vezde-prisutstvuet-my-znaem-no-kak-_-ne-postigaem_-potomu-cto-nam-izvestno-tolko-prisutstvie-_cuvstvennoe_-i-ne-dano-razumet-vpolne-estestva-Bozia_ (400x209, 6Kb)

Этим свойством за Богом отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия.

Четверг, 16 Июня 2016 г. 20:06 + в цитатник

Этим свойством за Богом отрицается зависимость от
пространства как формы существования изменчивого бытия.


«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду
ли на небо, Ты там, сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари
и переселюсь на край моря»

(Пс. 138, 7-10)

Вездеприсутствие как свойство существа Божия означает, Бог
проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает
ничто.

Божественное вездеприсутствие не означает, что Бог «разлит» в
мире таким образом, что каждая частица Вселенной соответствует некой части
Божества. Бог пребывает вне мира. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что


«Все отстоит от Бога не местом, а природой» [158].

«Ибо велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное
естество от всякой созданной сущности» [159].


Однако запредельный миру по сущности, Бог во всем присутствует
в Своих действиях:

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AD%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98965261_138-7-10---Vezdeprisutstvie-kak-svojstvo-susestva-Bozia-oznacaet-Bog-pronikaet-vse-susestvuuesee-ni-s-cem-ne-smesivaas-a-Ego-ne-pronikaet-nicto. (400x209, 5Kb)

2.

Четверг, 16 Июня 2016 г. 19:26 + в цитатник

2.3.3.1. Вечность


Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени
как формы изменчивого тварного бытия. Для Бога время не существует так,
как, например, оно существует для нас. Будучи Сам Творцом времени, Бог
пребывает вне времени. Такие понятия, как «прежде», «после», «теперь» и
тому подобное к Богу неприменимы, поскольку все связанные с этими понятиями
времени изменения для Бога не существуют, для Него — все настоящее, Бог
всецело присутствует в каждом моменте времени.


«…от века и до века Ты — Бог»

(Пс. 89, 3).


«Ты, Господи, пребываешь, во веки»

(Плач. 5, 19).


«свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и
грядет»

(Откр. 4, 8).

Ап. Павел говорит, что Евангелие было возвещено

«по повелению вечного Бога»

(Рим. 14, 25).


2.3.3.2. Вездесущие (Вездепристуствие)

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=2.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98965010_Takie-ponatia-kak-_prezde_-_posle_-_teper_-i-tomu-podobnoe-k-Bogu-neprimenimy-poskolku-vse-svazannye-s-etimi-ponatiami-vremeni-izmenenia-dla-Boga-ne-susestvuuet-dla-Nego-_-vse-nastoasee (400x209, 6Kb)

«говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству» [155].

Четверг, 16 Июня 2016 г. 17:56 + в цитатник


«говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его,
но то, что относится к естеству» [155].


Метод богословия, основанный на познании Бога по Его
многообразным проявлениям, называется катафатическим (положительным).

Апофатический и катафатический методы не только не отрицают
друг друга, но напротив, взаимодополняют. Свт. Василий Великий пишет:


«Из имен же сказуемых о Боге, одни показывают, что в Боге есть,
а другие, напротив, чего в Нем нет. Ибо сими двумя способами, то есть,
отрицанием того, чего нет, и исповеданием того, что есть, образуется в нас
как бы некоторое отпечатление Бога» [156]


«Пространный Катехизис» перечисляет следующие свойства Божии:

онтологические : (вечность, вездесущие, неизменяемость)

духовные : (благость, праведность, всемогущество, всеблаженство
или вседовольство) [157].


2.3.3. Онтологические (апофатические) свойства Божии

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%B3%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98964326_Ibo-simi-dvuma-sposobami-to-est-otricaniem-togo-cego-net-i-ispovedaniem-togo-cto-est-obrazuetsa-v-nas-kak-by-nekotoroe-otpecatlenie-Boga_-_156_-------_Prostrannyj-Katehizis_-perecislaet (400x209, 8Kb)

2.

Четверг, 16 Июня 2016 г. 17:16 + в цитатник


2.3.2. Понятие об онтологических и духовных свойствах Божиих [154]


Онтологические свойства характеризуют совершенства
Божественного существа. Но Божественная природа абсолютна, и человеческий
язык не способен выразить полноту Божественного совершенства. Наш язык,
понятия и категории нашего мышления сформировались в процессе изучения
тварного мира, а тварные вещи несоизмеримы с нетварной абсолютной
сущностью. Поэтому говорить о совершенствах Божественной природы можно
только в отрицательных терминах.

Онтологические или апофатические (отрицательные) свойства  —
это свойства, получаемые путем отрицания за Божественным существом
ограничений и недостатков, свойственных конечному, тварному бытию.

Метод богословия, основанный на отрицании за Богом всех качеств
и свойств, присущих тварному бытию, всего, что может быть рассудочно
познано и выражено словами, называется апофатическим (отрицательным).

Однако предметом богословствования может быть не только бытие
Бога в Его неприступной сущности, но и Его самообнаружения в действованиях,
благодаря которым мы можем нечто положительно утверждать о Боге. Бог — не
только абсолютная сущность, но и свободно-разумное Существо, Личность,
которая благоволит открыть себя человеку. Свойства Божии, познаваемые нами
через Божественные действия, называются духовными или катафатическими
свойствами .

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=2.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98964052_Metod-bogoslovia-osnovannyj-na-otricanii-za-Bogom-vseh-kacestv-i-svojstv-prisusih-tvarnomu-bytiue-vsego-cto-mozet-byt-rassudocno-poznano-i-vyrazeno-slovami-nazyvaetsa-apofaticeskim-otri (400x209, 6Kb)

3) Бог для Своего существования не нуждается в месте, Он не имеет пространственной протяженности, а следовательно

Четверг, 16 Июня 2016 г. 04:06 + в цитатник


3) Бог для Своего существования не нуждается в месте, Он не
имеет пространственной протяженности, а следовательно объема и формы, так
как любую протяженную вещь можно, по крайней мере мысленно, разделить на
части.


4) Божественное естество внутренне едино, просто,
самотождественно и не допускает какого-либо изменения.


5) Господь говорит о поклонении Богу как Духу, следовательно,
слово «Дух» означает существо живое, свободно-разумное, так как существо
безличное не может быть предметом религиозного поклонения.


Таким образом, из рассматриваемых слов Спасителя следует, что

1. Бог есть существо свободно-разумное;

2. Он обладает совершенно простой, неограниченной, лишенной
всякой материальности природой (сущностью).


Две эти истины обусловливают деление Божественных свойств на
две группы:

а) свойства, относящиеся к совершенствам Божественного
существа, которые называются онтологическими или апофатическими
(отрицательными);

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=3-%D0%91%D0%B...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98958207_3-Bog-dla-Svoego-susestvovania-ne-nuzdaetsa-v-meste-On-ne-imeet-prostranstvennoj-protazennosti-a-sledovatelno-obema-i-formy-tak-kak-luebuue-protazennuue-ves-mozno-po-krajnej-mere-myslen (400x209, 6Kb)


Поиск сообщений в vienpa
Страницы: 232 ... 190 189 [188] 187 186 ..
.. 1 Календарь