-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vienpa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.01.2014
Записей: 4649
Комментариев: 8
Написано: 4656


«Слово «Дух» …понятнее всего обозначает для нас непостижимое существо или естество Божие» [150].

Четверг, 16 Июня 2016 г. 00:56 + в цитатник

«Слово «Дух» …понятнее всего обозначает для нас
непостижимое существо или естество Божие» [150].


Говоря, что Бог есть Дух, мы тем самым утверждаем, что:


1) естество Божие невещественно, Богу не присуща даже самая
тонкая материя.


2) Божественная природа непричастна ни малейшей сложности [151].

По словам свт. Григория Нисского,


«Божественная природа по своей сущности единопроста,
единовидна, несложна» [152].


Понятие несложности или простоты означает:

а) отсутствие элементарного состава. Божественное естество не
допускает даже мысленного разделения на части. Божественные свойства
невозможно рассматривать как некие части Божественного естества. В Боге нет
дистанции между самой природой и ее свойствами. Бог не только обладает
разумом, премудростью или любовью, подобно человеку. Он весь есть разум,
весь есть премудрость, весь есть любовь; все эти качества в существе Божием
непостижимым для нас образом сливаются в совершенное единство и
тождество [153], разделяясь только в нашем умопредставлении.

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%A1%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98949733_On-ves-est-razum-ves-est-premudrost-ves-est-luebov_-vse-eti-kacestva-v-susestve-Boziem-nepostizimym-dla-nas-obrazom-slivauetsa-v-soversennoe-edinstvo-i-tozdestvo-_153_-razdelaas-tolko-v (400x209, 6Kb)

1, 4) [148].

Среда, 15 Июня 2016 г. 08:56 + в цитатник

«причастниками Божеского естества»

(2 Пт. 1, 4) [148].

В соответствии с многообразными действованиями, в которых Бог
проявляет Себя во вне, Священное Писание образует Божественные имена,
посредством которых мы выражаем наше знание о Боге. Свт. Григорий Нисский
говорит:


«Все рождающиеся у нас понятия о Божественном естестве мы
выражаем в форме имен» [149].


Божественные имена — это различные наименования свойств
Божеского естества.



2.3. Свойства естества Божия


2.3.1. Бог есть Дух


Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой открывает нам
истину о Боге:

«Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и
истине»

(Ин. 4, 24).

Что это означает?

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=1%2C-4-%5B148...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98943898_Bog-est-Duh-------Gospod-Iisus-Hristos-v-besede-s-samarankoj-otkryvaet-nam-istinu-o-Boge_----_Bog-est-Duh-i-poklonauesiesa-Emu-dolzny-poklonatsa-v-duhe-i-istine_----In. (400x209, 5Kb)

Нет сомнения в том, что в сущность Божию разум проникать не может, но зато он постигает деятельность Божию

Среда, 15 Июня 2016 г. 07:26 + в цитатник


Но в то же время


«Божество, как совершенно непостижимое и ни с чем не сравнимое,
познается по одной только деятельности. Нет сомнения в том, что в сущность
Божию разум проникать не может, но зато он постигает деятельность Божию и
на основании этой деятельности получает такое познание о Боге, которое
вполне достаточно для его слабых сил» [145].


Говоря философским языком, Бог одновременно и трансцендентен и
имманентен [146] миру.


2.2.4. Нетварный характер Божественных энергий


Разработанное Каппадокийцами учение получило дальнейшее
развитие ровно через 1000 лет. В учении Каппадокийцев имела место некоторая
недосказанность: какова природа Божественных энергий? Этот вопрос был
окончательно разрешен в XIV столетии в споре свт. Григория Паламы с
калабрийским монахом Варлаамом. Варлаам считал, что все Божественные
энергии, все теофании, о которых говорит Священное Писание, суть не более
чем тварные, то есть сотворенные Богом, знаки и образы, создаваемые Богом,
чтобы посредством их общаться с человеком. Таким образом, Варлаам отрицал
возможность непосредственного общения человека с Богом: познавать Бога
можно только опосредованно, посредством тварного. Тем самым Варлаам и его
единомышленники фактически отрицали всю аскетическую традицию Восточной
Церкви, утверждающую реальное обожение [147] как цель человеческой жизни.

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98943552_Varlaam-scital-cto-vse-Bozestvennye-energii-vse-teofanii-o-kotoryh-govorit-Svasennoe-Pisanie-sut-ne-bolee-cem-tvarnye-to-est-sotvorennye-Bogom-znaki-i-obrazy-sozdavaemye-Bogom-ctoby-pos (400x209, 6Kb)

Для обоснования возможности иметь объективное знание о Боге Каппадокийцы использовали философское понятие

Среда, 15 Июня 2016 г. 04:06 + в цитатник

Для обоснования возможности иметь объективное
знание о Боге Каппадокийцы использовали философское понятие «энергии
(ἐνέργει&


mail_98942237_Vasilij-Velikij-razasnaet-svoue-poziciue-sleduuesim-obrazom_------_Utverzdaa-cto-my-poznaem-Boga-nasego-v-Ego-energiah-my-otnued-ne-obesaem-togo-ctoby-priblizitsa-k-Nemu-v-Samoj-Ego-sus (400x209, 6Kb)

2.

Вторник, 14 Июня 2016 г. 23:06 + в цитатник

2.2.3. Возможность познания Бога по Его действованиям


Хотя Божественная сущность непознаваема, тем не менее,
некоторое объективное знание о Боге мы можем иметь и даже пытаемся нечто
более или менее определенно о Боге утверждать. В противном случае все
богословие было бы не чем иным, как пустословием.

В христианском богословии вопросы богопознания впервые серьезно
были поставлены в IV столетии и подробно исследованы великими
Каппадокийцами: свтт. Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием
Нисским. Каппадокийцы решительно отвергли возможность познания
Божественного существа силами человеческого рассудка.


«Представлять себя знающим, что есть Бог, есть повреждение
ума» [139], —


писал свт. Григорий Богослов. Познать — значит дать
определение, охватить понятием. Но


«Божество необходимо будет ограничено, если Оно постигается
мыслью. Ибо и понятие есть вид ограничения» [140].

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=2.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98933018_Vozmoznost-poznania-Boga-po-Ego-dejstvovaniam-------Hota-Bozestvennaa-susnost-nepoznavaema-tem-ne-menee-nekotoroe-obektivnoe-znanie-o-Boge-my-mozem-imet-i-daze-pytaemsa-necto-bolee-ili- (400x209, 6Kb)

2.

Вторник, 14 Июня 2016 г. 18:16 + в цитатник

2.2.2. Понятие «сущности»


Греческое слово οὐσία (сущность)
представляет собой причастие женского рода настоящего времени от глагола
ἐιμ&


mail_98931103_Ponatie-_susnosti_-------Greceskoe-slovo-_959_965_835_963_943_945_-susnost-predstavlaet-soboj-pricastie-zenskogo-roda-nastoasego-vremeni-ot-glagola-_7952_953_956_943_- (400x209, 8Kb)

2.

Вторник, 14 Июня 2016 г. 11:16 + в цитатник

2.2.1. Непознаваемость Божественной сущности


«Пространный Катехизис» утверждает совершенную недоступность
Божественной сущности для познания, существо Божие


«выше всякого познания не только человеков, но и Ангелов» [137].


Это утверждение находится в полном согласии с данными
Священного Писания:


«Божьего никто не знает, кроме Духа Божия»

(1 Кор. 2, 11).


«Бог обитает в неприступном свете, которого никто из человеков
не видел и видеть не может»

(1 Тим. 6, 16).

Уразуметь непознаваемость Божественной сущности можно и
логическим путем. Существо Божие уникально, поэтому мы не можем познать Его
путем сравнений, по аналогии. К тому же мы не имеем необходимого
инструментария для богопознания, ибо Бог трансцендентен миру. Кроме того,
Бог — существо бесконечное, тогда как познающий человеческий разум
ограничен и потому не в состоянии объять необъятное.

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=2.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98928043_Nepoznavaemost-Bozestvennoj-susnosti-------_Prostrannyj-Katehizis_-utverzdaet-soversennuue-nedostupnost-Bozestvennoj-susnosti-dla-poznania-susestvo-Bozie------_vyse-vsakogo-poznania-ne- (400x209, 6Kb)

Где существовал бы один, там, конечно, не мог существовать ни другой, ни третий» [136].

Вторник, 14 Июня 2016 г. 09:56 + в цитатник

«Если бы было много богов, каким образом
сохранилась бы их беспредельность? Где существовал бы один, там, конечно,
не мог существовать ни другой, ни третий» [136].


Приведенные выше философские рассуждения, сами по себе
корректные, для богословия не имеют самодовлеющего значения. Для богословия
самое главное — то, что истина единства Божия с несомненной ясностью
запечатлена в Божественном Откровении:


«Видите ныне, видите, что это Я, Я — и нет бога, кроме Меня»

(Втор. 32, 39).


«Итак, знай ныне и положи на сердце твое, что Господь Бог на
небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Него»

(Втор. 4, 39).


«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного
Бога»

(Ин. 17, 3).


«…нет иного Бога, кроме Единого»

(1 Кор. 8, 4).


2.2. О возможности познания существа Божия

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93%D0%B4%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98927134_Dla-bogoslovia-samoe-glavnoe-_-to-cto-istina-edinstva-Bozia-s-nesomnennoj-asnostue-zapecatlena-v-Bozestvennom-Otkrovenii_------_Vidite-nyne-vidite-cto-eto-A-A-_-i-net-boga-krome-Mena_-- (400x209, 6Kb)

В древнем символе Антиохийской церкви сопряжены оба значения, здесь говорится о вере «в единого и единственного

Вторник, 14 Июня 2016 г. 03:56 + в цитатник

Таким образом, «единый» означает единственного в
своем роде, подобного которому нет. Поэтому Тертуллиан говорит о вере in
unicum Deum [134]. В древнем символе Антиохийской церкви сопряжены оба
значения, здесь говорится о вере «в единого и единственного Бога (in unum
et soium Deum)» [135].

Однако если мы заявим о своей вере в единого и единственного
Бога язычнику-многобожнику, то он не поймет, почему Бог, являющийся
предметом нашей веры, единственный. И он будет по-своему прав, поскольку в
рамках его представлений о божественном учение о всецелом единстве Божества
не может быть обосновано. Поэтому необходимо определиться: какой смысл мы
должны вкладывать в само понятие «Бог», чтобы наше учение о едином Боге
имело смысл?

Очевидно, что монотеистическое представление о Боге может иметь
смысл только в том случае, если под Богом мы понимаем существо абсолютное,
самодостаточное, ни от чего не зависящее, не имеющее нужды ни в чем ином
для Своего существования — существо, обладающее всей полнотой бытия и
совершенства. Бог един, потому что Он абсолютен, и Он абсолютен потому, что
един. Допустить существование какого-либо иного, отличного от Бога,
принципа существования, иного начала, от Бога не зависящего, которое было
бы больше Его, равно Ему или меньше Его, значит тем самым уже отказать Богу
в обладании всей полнотой бытия и совершенства, то есть в абсолютности.
Архиеп. Макарий (Булгаков) писал:

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%B4...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98924200_Ocevidno-cto-monoteisticeskoe-predstavlenie-o-Boge-mozet-imet-smysl-tolko-v-tom-slucae-esli-pod-Bogom-my-ponimaem-susestvo-absoluetnoe-samodostatocnoe-ni-ot-cego-ne-zavisasee-ne-imeuese (400x209, 7Kb)

«для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые… думали, что богов много» [132].

Понедельник, 13 Июня 2016 г. 23:56 + в цитатник

«для того, чтобы отвергнуть ложное учение
язычников, которые… думали, что богов много» [132].


Слово «единого» в данном случае не означает выделения
некоторого особенно понравившегося нам бога из ряда других, подобных ему
существ. Понятие «единый» применительно к Богу разъясняет учитель Церкви IV
века Руфин:


«Когда мы говорим, что восточные церкви веруют во единого
Бога…, то надобно разуметь здесь, что Он именуется единым не по числу, но
всецело (unum non numerо diei, sed universitate). Так, если кто говорит об
одном человеке…, в этом случае один полагается по числу : ибо может быть и
дргой человек, и третий… Но где говорится об одном так, что другой или
третий не может уже быть прибавлен, там имя одного берется не по числу, а
всецело. Если, например, говорим: одно солнце, — тут слово одно
употребляется в таком смысле, что не может быть прибавлено ни другое, ни
третье. Тем более Бог, когда называется единым, то разумеется единым не по
числу, но всецело, единым в том смысле, что нет другого Бога» [133].

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%B4%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98915190_Ponatie-_edinyj_-primenitelno-k-Bogu-razasnaet-ucitel-Cerkvi-IV-veka-Rufin_------_Kogda-my-govorim-cto-vostocnye-cerkvi-veruuet-vo-edinogo-Boga_-to-nadobno-razumet-zdes-cto-On-imenuetsa (400x209, 7Kb)

«Итак, не будем довольствоваться только тем, чтобы называть Его Господом: это не спасет нас.

Понедельник, 13 Июня 2016 г. 23:06 + в цитатник


«Итак, не будем довольствоваться только тем, чтобы называть Его
Господом: это не спасет нас. Ибо Он говорит:

«не всякий, кто говорит Мне: Господи, Господи! спасется, но
делающий правду»

. Поэтому, братья, будем исповедывать Его делами, взаимной
любовью, не прелюбодеянием, не злословием друг на друга, не завистию, но
воздержанием, милосердием, добротою; мы должны сострадать друг другу, а не
быть сребролюбивыми. Такими-то делами будем исповедывать Его, а не
противными им…» [131].


Так же, как делами можно исповедывать Господа, делами же можно
отрекаться от Него. По словам ап. Павла


«кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от
веры и хуже неверного»

(1 Тим. 4, 8).


2. УЧЕНИЕ О СУЩЕСТВЕ БОЖИЕМ


2.1. О единстве существа Божия


«Пространный Катехизис» говорит, что в Символе веры в
исповедании веры в Бога добавлены слова «во единого»

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%98%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98915010_Poetomu-brata-budem-ispovedyvat-Ego-delami-vzaimnoj-luebovue-ne-preluebodeaniem-ne-zlosloviem-drug-na-druga-ne-zavistiue-no-vozderzaniem-miloserdiem-dobrotoue_-my-dolzny-sostradat-drug- (400x209, 6Kb)

(Рим.

Понедельник, 13 Июня 2016 г. 18:46 + в цитатник

(Рим. 10, 10).

Действительно, открытое, бескомпромиссное исповедание укрепляет
веру, тогда как стремление скрыть свою веру, напротив, отрицательно
сказывается на духовной жизни, приводит к появлению сомнений. Конечно, это
не значит, что христианин должен нарочито демонстрировать свою веру,
навязывать свои убеждения всем окружающим. Господь предупреждает об
опасности бросать жемчуг перед свиньями (Мф. 7, 6). Но в то же время
христианин всегда должен быть готов дать исчерпывающий ответ на вопрос
«како веруеши?». Ап. Петр наставляет:


«будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем
уповании, дать ответ с кротостью и благоговением»

(1 Пт. 3, 15).

Таким образом, исповедание веры необходимо не только для
спасения своей души, но также и для научения и спасения ближнего. Отречение
от веры всегда рассматривалось Церковью как тяжелейший, смертный грех. Ведь
человек, по тем или иным причинам отрекающийся от веры, свидетельствует тем
самым, что Бог не является для него главной жизненной ценностью,
показывает, «что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую
блаженную жизнь» [130].

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A0%D0%B8%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98913503_Ved-celovek-po-tem-ili-inym-pricinam-otrekauesijsa-ot-very-svidetelstvuet-tem-samym-cto-Bog-ne-avlaetsa-dla-nego-glavnoj-ziznennoj-cennostue-pokazyvaet-_cto-ne-imeet-istinnoj-very-v-Bog (400x209, 7Kb)

1.

Понедельник, 13 Июня 2016 г. 02:26 + в цитатник


ГЛАВА I

1-Й ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ


1. ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ


Символ веры начинается со слова «верую». Таким образом,
произнесение Символа веры является исповеданием нашей веры.


«…вера — всегда личностна. Каждый должен веровать сам, нельзя
веровать за другого. Многие люди могут веровать в одно и то же из-за
общности их… опыта, но общность их веры и единство их веры должны опираться
на личное исповедание. Вот почему в Православной Церкви Символ веры всегда
произносится от первого лица единственного числа» [127]  —


даже во время Божественной литургии, когда его произносят
одновременно сотни и даже тысячи людей.


«Первое слово этого священного текста — «Верую» — связано с
каждым последующим членом Символа и дает этому изъявлению общей веры
христианского парода ценность персонального участия и ответственности
каждого члена Церкви…» [128]


«Пространный Катехизис» называет исповедание «6лижайшим и
непременным действием сердечной веры в Бога» [129]. Ап. Павел
свидетельствует, что исповедание веры необходимо для спасения,

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=1.%20%D0%9F%D...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98898778_Pervoe-slovo-etogo-svasennogo-teksta-_-_Veruue_-_-svazano-s-kazdym-posleduuesim-clenom-Simvola-i-daet-etomu-izavleniue-obsej-very-hristianskogo-paroda-cennost-personalnogo-ucastia-i-ot (400x209, 9Kb)

Таким образом, вселенскость собора определяется не формальным представительством, а характером обсуждаемых

Воскресенье, 12 Июня 2016 г. 16:46 + в цитатник

Таким образом, вселенскость собора определяется
не формальным представительством, а характером обсуждаемых на соборе
вопросов и принимаемых на нем решений.

Никео-Цареградский Символ веры был составлен отцами I и II
Вселенских Соборов. В основании его лежат более древние крещальные символы,
которые, в свою очередь, восходят к изначальному апостольскому правилу
веры. Отцы I Вселенского Собора в Никее составили орос, в состав которого
входили первые семь членов Символа веры. Никейский Символ пользовался
общецерковным авторитетом как точное выражение Православной веры. Его
авторитет подтверждали последующие Вселенские Соборы, до IV включительно.
На II Вселенском Соборе в Константинополе к Символу были добавлены еще пять
членов, а первые семь членов, принятые в Никее, были переработаны. В
соборных документах Никео-Цареградский Символ веры впервые встречается в
актах IV Вселенского Собора, который признал его непогрешимой формулой
веры [125]. Во второй половине V века Никео-Цареградский Символ
распространился повсеместно и вытеснил как Никейский, так и более древние
крещальные символы из богослужебной практики Церкви [126].

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98896196_Vo-vtoroj-polovine-V-veka-Nikeo-Caregradskij-Simvol-rasprostranilsa-povsemestno-i-vytesnil-kak-Nikejskij-tak-i-bolee-drevnie-kresalnye-simvoly-iz-bogosluzebnoj-praktiki-Cerkvi-_126_. (400x209, 6Kb)

Если собор высказывает взгляды и принимает решения, расходящиеся с опытом Церкви, то такой собор является

Воскресенье, 12 Июня 2016 г. 16:26 + в цитатник

Однако следует иметь в виду, что Соборы не
довлеют над Церковью, являясь сами одной из форм церковной жизни. Собор не
является непогрешимым оракулом церковной истины. Решения любого, даже
самого представительного, собора должны пройти рецепцию Церкви, только
Церковь может засвидетельствовать о достоинстве решений того или иного
собора, только Церковь может сообщить собору статус Вселенского. Если собор
высказывает взгляды и принимает решения, расходящиеся с опытом Церкви, то
такой собор является ложным, а его участники, если не покаются, подлежат
низложению, поскольку судьей и хранителем церковной истины, в конечном
счете, является народ церковный как носитель опыта «истинной жизни».


«История знает случаи, когда собор, созываемый в качестве
вселенского и претендующий на универсальную значимость для всего
христианского мира, отвергался народом и получал наименование
«разбойничьего» или псевдособора (например, Эфесский собор 449 г.,
утвердивший ересь монофизитства. — О. Д. ). В то же время другие соборы,
гораздо менее претенциозные по своим целям, были признаны вселенскими, ибо
выраженная и сформулированная ими истина носила подлинно вселенский…
характер» [124].

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98896049_Esli-sobor-vyskazyvaet-vzglady-i-prinimaet-resenia-rashodasiesa-s-opytom-Cerkvi-to-takoj-sobor-avlaetsa-loznym-a-ego-ucastniki-esli-ne-pokauetsa-podlezat-nizlozeniue-poskolku-sudej-i-hr (400x209, 7Kb)

«подлинным, нерушимым, авторитетным, основанным на данных Священного Писания и Апостольского Предания, вселенским

Воскресенье, 12 Июня 2016 г. 16:16 + в цитатник

«подлинным, нерушимым, авторитетным, основанным
на данных Священного Писания и Апостольского Предания, вселенским и
Священным Преданием Церкви» [120].


Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов.

I. Никейский 325 г.

II. Константинопольский 381 г.

III. Эфесский 431 г.

IV. Халкидонский 451 г.

V. Константинопольский 553 г.

VI. Константинопольский 680-681 г.

VII. Никейский 787 г. [121]

691-692 гг. состоялся Трулльский, так называемый Пято-Шестой
Собор, являющийся в церковном сознании правомочным продолжением VI
Вселенского Собора. Своим вторым правилом Трулльский Собор утвердил
догматические определения, содержащиеся в правилах свв. апостолов, 12-ти
свв. отцов и 9-ти поместных Соборов III—V веков. Они приводятся в книге
«Правила Православной Церкви» [122].


«Задача и цель соборов — явить «единство Святых и Божиих
Церквей, выражая единство и православие веры кафолической Церкви, чтобы
везде и всегда христиане верили в то, чему Христос и Его апостолы
учили» [123].

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%BF%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98895992_Zadaca-i-cel-soborov-_-avit-_edinstvo-Svatyh-i-Boziih-Cerkvej-vyrazaa-edinstvo-i-pravoslavie-very-kafoliceskoj-Cerkvi-ctoby-vezde-i-vsegda-hristiane-verili-v-to-cemu-Hristos-i-Ego-apos (400x209, 6Kb)

В IV столетии по причине появления проблем, имеющих общецерковное, вселенское значение, возникает потребность

Воскресенье, 12 Июня 2016 г. 09:36 + в цитатник

(Деян. 15, 6), Церковь с древнейших времен имеет
обычай разрешать возникающие в практике церковной жизни вопросы посредством
созыва соборов. Уже 37-е правило свв. апостолов устанавливает, чтобы в
каждой церковной области дважды в год созывались поместные соборы для
решения текущих вопросов церковной жизни [118]. В IV столетии по причине
появления проблем, имеющих общецерковное, вселенское значение, возникает
потребность в созыве Соборов Вселенских, на которые стремились приглашать
представителей «по возможности, со всей вселенной».


«Вселенские Соборы точно формулировали и утвердили ряд основных
истин христианской православной веры, защитив древнее учение Церкви от
искажений еретиков. Вселенские Соборы также формулировали и обязали ко
всеобщему единообразному исполнению многочисленные законы и правила
общецерковной и частно — христианской жизни, называемые церковными
канонами» [119].


Вероопределения Вселенских Соборов являются

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-IV-%D1...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98893156_V-IV-stoletii-po-pricine-poavlenia-problem-imeuesih-obsecerkovnoe-vselenskoe-znacenie-voznikaet-potrebnost-v-sozyve-Soborov-Vselenskih-na-kotorye-stremilis-priglasat-predstavitelej-_po- (400x209, 6Kb)

Задача настоящего курса состоит в том, чтобы дать правильное, находящееся в согласии со Священным Преданием

Воскресенье, 12 Июня 2016 г. 08:56 + в цитатник

Задача настоящего курса состоит в том, чтобы дать
правильное, находящееся в согласии со Священным Преданием Церкви
истолкование Символа веры, в том, чтобы «перевести» главный вероучительный
документ Православной Церкви с языка символов и символических формул на
язык школьного богословия.


2. ПОНЯТИЕ О ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ


«Пространный Катехизис» дает следующее определение Вселенского
Собора:


«Собрание пастырей и учителей Христианской Кафолической Церкви,
по возможности, со всей вселенной, для утверждения истинного учения и
благочиния между христианами» [117].


Церковь есть Тело Христово, духовный организм, Глава которого —
Христос. Она имеет единый дух, единую общую веру, единое соборное сознание,
руководимое Духом Святым. Это сознание присуще Церкви всегда, но свое
определенное выражение оно получает в решениях церковных соборов, которые
суть органы, через которые действует соборный церковный разум. По примеру
свв. апостолов,

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%97%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98892934_PONATIE-O-VSELENSKIH-SOBORAH-------_Prostrannyj-Katehizis_-daet-sleduuesee-opredelenie-Vselenskogo-Sobora_------_Sobranie-pastyrej-i-ucitelej-Hristianskoj-Kafoliceskoj-Cerkvi-po-vozmozn (400x209, 8Kb)

Всякому христианину необходимо дома иметь иконы и молиться перед ними, но если человек не будет правильно

Воскресенье, 12 Июня 2016 г. 04:46 + в цитатник

«ангела света»

(2 Кор. 11, 14). Часто такая подмена бывает обусловлена
неправильным восприятием религиозных символов. Последние обращены в первую
очередь к сердцу человека, но область сердечной жизни, занимающая в
духовной жизни центральное место, тем не менее нуждается в контроле со
стороны разума. Замечательным примером христианской символики является
иконопись. Всякому христианину необходимо дома иметь иконы и молиться перед
ними, но если человек не будет правильно понимать, что есть икона, кто или
что изображено на иконе, то такое иконопочитание не принесет пользы его
душе. То же самое может произойти и с Символом веры. Если человек много раз
на дню будет прочитывать Символ, но при этом не будет верно разуметь, о чем
в нем говорится, то такое чтение может нанести его душе непоправимый вред.


«Быть православным христианином — значит утверждать
православную веру, то есть исповедывать не просто слова, а сам смысл
Никео-Константинопольского Символа веры. Это так же означает утверждение
всего, что исходит из Символа веры, что развилось и основано на нем за всю
долгую историю Православной Церкви» [116].

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98891166_Vsakomu-hristianinu-neobhodimo-doma-imet-ikony-i-molitsa-pered-nimi-no-esli-celovek-ne-budet-pravilno-ponimat-cto-est-ikona-kto-ili-cto-izobrazeno-na-ikone-to-takoe-ikonopocitanie-ne-pr (400x209, 6Kb)

«то, что дано в результате Откровения, так как символы всегда укоренены в Библии Это язык Бога, Который

Воскресенье, 12 Июня 2016 г. 03:26 + в цитатник

«то, что дано в результате Откровения, так как
символы всегда укоренены в Библии <…> Это язык Бога, Который все более и
более посвящает нас в неизвестную нам дотоле реальность, Который раскрывает
перед нами мир, чьей тенью в некотором роде является символ» [114].


При этом символы являются выражением не идей или концептов,
как, например, в философии Платона, а самих Божественных действий.


«Происхождение того, что выражается символически, всегда
заключено в самой Божественной речи, запечатленной Святым Духом. Святой Дух
образует все более и более тесную связь между символом и означаемой им
реальностью, так что на границе между ними символ смешивается и
отождествляется с этой реальностью» [115].


Такой способностью приобщать духовной реальности, несомненно,
обладает и наш Символ веры, ибо он был составлен духоносными свв. отцами I
и II Вселенских Соборов, действовавшими по наитию Святого Духа.

Если мы обратимся к тексту Никео-Цареградского Символа веры, то
увидим, что он имеет не много общего с богословским трактатом. Перед нами,
с одной стороны, ряд кратких, выверенных богословских формул и набор ярких,
хорошо запоминающихся образов — с другой. Можно сказать, что Символ веры по
своему жанру ближе к поэтическому, нежели к чисто богословскому
произведению. Не случайно за богослужением в Православной Церкви Символ
веры поется, тогда как петь, например, главы из «Точного изложения
Православной веры» св. Иоанна Дамаскина никогда никому в голову не
приходило. Назначение Символа веры не только в том, чтобы сообщить нам
некоторую сумму знаний о Боге и Его домостроительстве, но в том, чтобы
возвысить наш ум и сердце к созерцанию Бога, приобщить духовной реальности.
Поэтому Символ веры — не просто вероучительный документ, под которым в знак
согласия надо ставить свою подпись, а неотъемлемая часть молитвенного
правила любого христианина.

Книга:Иерей Олег Давыденков

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98882962_to-cto-dano-v-rezultate-Otkrovenia-tak-kak-simvoly-vsegda-ukoreneny-v-Biblii-_-Eto-azyk-Boga-Kotoryj-vse-bolee-i-bolee-posvasaet-nas-v-neizvestnuue-nam-dotole-realnost-Kotoryj-raskry (400x209, 7Kb)


Поиск сообщений в vienpa
Страницы: 232 ... 189 188 [187] 186 185 ..
.. 1 Календарь