-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vienpa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.01.2014
Записей: 4649
Комментариев: 8
Написано: 4656


Но, пожалуй, кто-нибудь спросит меня:

Четверг, 24 Сентября 2015 г. 17:26 + в цитатник

Но, пожалуй, кто-нибудь спросит меня: <<Возможно ли
сему быть от прелести, если являвшиеся святые Константин и другие
повелевали Евфимию сотворить крестное знамение, каковым и сами себя пред
ним осеняли? И откуда повторяющееся видение гигантских крестов, светлейших
солнца? И отчего при многократном совершении им крестного знамения видения
те не исчезали?>>.

На это спешу заметить, что именно к такого рода доводам и
прибегает ложь, ибо ангел тьмы представляется Ангелом Света. И когда
замечает человека, склонного к подобным мечтаниям, является ему в образе
Христа распятого, Пречистой или святых. Когда же увидит наконец, что
христианин сей принял это за истинное и облобызал как содеянное Богом,
побуждает его без конца творить крестное знамение, посещать храмы,
предаваться бдению, а если прельщенный имеет иерейский сан, то и
литургисать ежедневно. И тогда сила крестная не то что изнемогает -- нет, но
прекращает свое действие, поскольку прельщенный изменил Кресту. Когда же
уразумеет несчастный заблуждение свое и духовники уверят его, что сие от
прелести, благодать Креста начинает действовать вновь и видения сатанинские
отбегают.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95240960_Kogda-ze-uvidit-nakonec-cto-hristianin-sej-prinal-eto-za-istinnoe-i-oblobyzal-kak-sodeannoe-Bogom-pobuzdaet-ego-bez-konca-tvorit-krestnoe-znamenie-posesat-hramy-predavatsa-bdeniue-a-esl (400x209, 4Kb)

Сей многоученый муж процвел во второй трети XIV столетия, в золотой век Святой Горы, который обогатил ее историю

Четверг, 24 Сентября 2015 г. 12:46 + в цитатник

Подлинное имя святого по домостроительству Божию
открылось для того, чтобы ясно стало и звание его. Братья, обследовавшие
библиотеку обители, обнаружили большую старинную [рукописную] книгу с
пространным житием Саввы ВатопедскогоCLXX. Сей многоученый муж процвел во
второй трети XIV столетия, в золотой век Святой Горы, который обогатил ее
историю именами великих угодников Божиих, в том числе святых Григория
Паламы, Григория Синаита, Максима Кавсокаливита, Игнатия и Каллиста
Ксанфопулов. Придя на Афон из Фессалоники, он поступил сперва в послушание
к старцу, известному крайней суровостью, после чего безмолвствовал с двумя
другими послушниками в местах напротив ватопедской Каламицы. Старец
заповедал Савве не произносить ни слова, пока не окончится
двадцатипятилетнее безмолвническое его послушание. Но так как после набега
сарацин монахи разбрелись, а старец умер, святому пришлось безмолвствовать
и далее.

Возложив на себя подвиг юродства, он исходил многие местности и
за безмерные труды, соединенные с боголюбивым странничеством, сподобился
дара чудотворений. Но совершив чудо, святой всякий раз старался умалить
его, представляясь безумным и избегая людского почитания. Держась такой
жизни на протяжении многих лет и обойдя в совершенном безмолвии Кипр,
Иерусалим и Заиорданье (где подражал преподобной Марии Египетской), он
совершил величайшие и превосходящие естество подвиги. По прошествии
двадцати пяти лет Савва явился в Константинополь, где прервал безмолвие и
юродство, призванный защищать Церковь против свирепо ополчившихся на нее
еретиков-мессалианCLXXI. Вместе со святым Григорием Паламой он показал себя
великим поборником Православия, так что освященный собор и благочестивейший
василевс Андроник ПалеологCLXXII постановили рукоположить его во пресвитеры
и немедленно вслед за тем возвести на патриаршество (то было до поставления
патриархом Константинопольским господина ФилофеяCLXXIII). А поскольку
святой не желал этого, рукоположение втайне от него назначили на ближайший
праздник, за которым ожидалось присутствие всего священноначалия. При
наступлении сего дня несколько иереев и диаконов в присутствии царя и
большинства иерархов, улучив миг, схватили Савву под руки и повлекли в храм
для совершения хиротонии. Но сей, поравнявшись с царским местом, уцепился
за край порфиры Андроника и, сильно дернув, воскликнул: <<Царь, друзья в
нуждах полезны да будутCLXXIV, а Савве иереем не быть!>>. При этих словах
государь вздрогнул, лишился сил и, испросив у преподобного прощения,
приказал тотчас его отпустить. После возвращения на Афон Савва опять
водворился в Ватопедской обители. Позднее он был послан протомCLXXV в
Константинополь по делам Великой Церкви и Святоименной Горы, а последний
период жизни провел в безвестности. Извещенный о времени своего отшествия и
приобретя всехCLXXVI, святой удалился в дальнюю часть кладбища, где и
предал дух Богу.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95237961_Vmeste-so-svatym-Grigoriem-Palamoj-on-pokazal-seba-velikim-pobornikom-Pravoslavia-tak-cto-osvasennyj-sobor-i-blagocestivejsij-vasilevs-Andronik-PaleologCLXXII-postanovili-rukopolozit-eg (400x209, 4Kb)

И я глубоко опечален тем, что они задевают честь многих добродетельных мужей, если только не всей Православной

Четверг, 24 Сентября 2015 г. 09:56 + в цитатник

Все это, как представляется мне, да и из самого
дела явствует, суть плоды прельщения. И я глубоко опечален тем, что они
задевают честь многих добродетельных мужей, если только не всей
Православной Церкви Христовой. Посему полагаю необходимым вкратце изложить
Вашей любви некоторые детали полного жития святого Евдокима.

Ваш смиренный послушник, как Вы знаете, до тридцати пяти лет
пробыл в святой Ватопедской обители, где основательно изучил жизнеописание
преподобного. Слышал я и рассказы почтенных лиц, которым довелось
присутствовать при перенесении мощей святого Евдокима в 1848 году. То были,
в частности, Иаков Симицис, Григоракис-псалтCLXVII и Диако-Даниил из
Иериссоса, часто вспоминавшие при мне это событие. При обретении были также
три архиерея: Иосиф, бывший Варненский, [Григорий]CLXVIII Адрианопольский и
Хрисанф Смирнский, который и обратился к народу, стекшемуся туда во
множестве, со следующим словом: <<Отцы и братия, здесь не должно быть места
сомнению в святости сего угодника Божия, ибо он, провидя свою кончину и
избегая славы человеческой, пришел сюда с желанием предать дух Богу, а
неоскудевающее благоухание святых мощей свидетельствует, что он свят. Но
поскольку имя сего подвижника нам неведомо, наречем его ЕвдокимомCLXIX, ибо
святые мощи, которые видим, обретены по благоволению Божию>>.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98-%D1%8F...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95235568_Pri-obretenii-byli-takze-tri-arhierea_-Iosif-byvsij-Varnenskij-_Grigorij_CLXVIII-Adrianopolskij-i-Hrisanf-Smirnskij-kotoryj-i-obratilsa-k-narodu-steksemusa-tuda-vo-mnozestve-so-sleduues (400x209, 4Kb)

Сопоставьте неложные видения святых отцов с рассмотренными и узнайте, сколь высоки и всяческого доверия достойны

Четверг, 24 Сентября 2015 г. 09:16 + в цитатник

Сопоставьте неложные видения святых отцов с
рассмотренными и узнайте, сколь высоки и всяческого доверия достойны первые
и сколь дерзостны, если не сказать безумны, те.

Вспомним небесного человека и земного Ангела, великого Максима
Кавсокаливита, сильного деянием и видением, одержавшего победу над древним
запинателем. Сей лишь однажды сподобился узреть Владычицу нашу
БогородицуCLXV и часто восходил на вершину Афона поклониться месту явления
Ее, хотя Госпожа Богородица не удалялась оттуда и могла являться ему чаще.
Но признак знамений неложных -- особого рода убедительность, знамения же
ложные легковесны и одновременно навязчивы. Последнее тем очевиднее, что
одержимый таковыми мечтаниями Евфимий постоянно зрит одни и те же
рисующиеся ему лики <<святого>> (то бишь Константина или Петра), <<Ангелов>>,
<<Архангелов>> и прочих. И не только во время молитвы [являются ему], но в
дороге и повсюду, порой в образе случайных людей, требующих от несчастного
их почитателя, к вящему его прельщению, икон и свечей, порой в образе
иереев литургисающих и Ангелов дориносящих. И вместо угождения Богу и
восхваления Святой Троицы воздается почитание -- о горе! -- лукавому сатане.
А как пример неложных знамений у мужей облагодатствованных вновь укажем
башмачника Захарию. Сей, как мы знаем, приходил по ночам в храм Святой
Софии, и, когда начинал молитву, двери церковные сами собой отверзались, а
по окончании ее дивно затворялись. Но святой, избегая прославления от
человеков, скрывал высочайшие свои добродетели, а когда те сделались
известны преподобному иноку Иоанну, покинул город из опасения погубить сие
сокровище суетной славой. Также и святой Евфросин, доколе был у всех в
поношении, благодушествовал и не оставлял обители; когда же святость его
открылась, не замедлил уйти. Впавшие же в прелесть без стеснения открывают
видения свои, как и собственные немощи, не только духовникам, но всякому
встречному и духовно непросвещенному, полагая то делом богоугодным, и так
приходят в самое жалкое падение.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95235101_I-ne-tolko-vo-vrema-molitvy-_avlauetsa-emu_-no-v-doroge-i-povsuedu-poroj-v-obraze-slucajnyh-luedej-trebuuesih-ot-nescastnogo-ih-pocitatela-k-vasemu-ego-prelseniue-ikon-i-svecej-poroj-v- (400x209, 4Kb)

Не буду здесь ни на мнение духовников многочисленных и братии во Христе моих ссылаться, ни человека того прельщенным

Четверг, 24 Сентября 2015 г. 06:56 + в цитатник

В самом деле, на многих таких явлениях сбылось
речение святого Василия Великого: <<Бог и через противляющихся творит волю
Свою>>CLXII. Не буду здесь ни на мнение духовников многочисленных и братии
во Христе моих ссылаться, ни человека того прельщенным именовать, ибо от
мнений и именований святость не умаляется и заблуждение не укореняется,
истина же самим делом явлена бывает.

Мы исповедуем и святые отцы учат, что лукавый сатана из
ненависти к проводящим святую жизнь всемерно тщится обольстить их
различными заблуждениями. Когда же заметит в ком склонность к созерцаниям и
видениям, хотя бы и истинным, то принимает облик Ангела Света и, хитроумно
навязывая от себя фантазии и мечтания, делает подвижника сего позорищем для
Ангелов и человековCLXIII.

Вот и у сего несчастного простеца по прибытии сюда начались
видения, которые постоянно возобновлялись. И духовные отцы и ближайшие
друзья его, напомню Вам, не воспрепятствовали дерзости и не выказали
должного трезвения, но сами засвидетельствовали ему,-- не знаю, по какой
причине,-- что все это истинно. Итак, несчастный сей во сне и наяву, за
работой и в пути созерцает многочисленные видения, сиречь <<явления>>CLXIV
Христа, Пречистой, бесчисленных сонмов ангельских, парящих в высоте
крестов, Константина и Петра (постоянно!) и других лиц, каковые видения да
будет позволено мне, к великому моему прискорбию, объявить плодом прелести,
но никак не истины.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B5-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95234098_Ne-budu-zdes-ni-na-mnenie-duhovnikov-mnogocislennyh-i-bratii-vo-Hriste-moih-ssylatsa-ni-celoveka-togo-prelsennym-imenovat-ibo-ot-mnenij-i-imenovanij-svatost-ne-umalaetsa-i-zabluzdenie-n (400x209, 4Kb)

Итак, по учению отцов, да будет у нас испытание строгое и всяческая осмотрительность касательно самых истинных

Среда, 23 Сентября 2015 г. 08:26 + в цитатник

Итак, по учению отцов, да будет у нас испытание
строгое и всяческая осмотрительность касательно самых истинных даже и
неложных [по видимости] откровений, ибо распознать лукавство проклятого
сатаны -- дело наитруднейшее. А поскольку недостоинство мое, благодаря
многолетнему опыту и внимательному обучению у неусыпно подвизавшихся отцов
и духоносных старцев, несколько осведомлено в сем предмете, дерзаю сообщить
Вам свое смиренное суждение.

Прошу также иметь в виду, что нижеследующие смиренные слова не
суть порождения убогого моего рассудка, да не явлюсь хоть сколько-нибудь
мудрее или выше моих духовных отцов, известных добродетелью и боголюбием
(сего да не будет!), но всего лишь бесстрастно изложу (ради великой Вашей
любви и во исполнение воли Божией, повелевающей угождать не человекам, но
Богу) то малое из многого, что встретилось мне в нашем роде, и сопоставить
знамения истинные и противоположного свойства.

Довелось мне знать старцев, преуспевших в подвиге и невидимых
сетей бесовских избегших отсечением собственной воли и мудрования, равно
как и других, известных высотой жительства, но впоследствии люто уязвленных
и потерпевших поражение от демонов. Воистину многие сподоблялись вначале
изрядных дарований Божиих, но затем, по самонадеянности и недостатку
внимания, стяжали всеобщую известность плачевным своим концом, о чем Вы
прочтете далее.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95218455_Dovelos-mne-znat-starcev-preuspevsih-v-podvige-i-nevidimyh-setej-besovskih-izbegsih-otseceniem-sobstvennoj-voli-i-mudrovania-ravno-kak-i-drugih-izvestnyh-vysotoj-zitelstva-no-vposledstv (400x209, 4Kb)

Скажу и о дарованиях Духа Святого: если те из них, что известны издревле, увидим в наши дни не на безмолвниках

Среда, 23 Сентября 2015 г. 03:06 + в цитатник

Скажу и о дарованиях Духа Святого: если те из них,
что известны издревле, увидим в наши дни не на безмолвниках и духовниках
знаменитых, а на простецах, некнижных, а зачастую и мирянах, то не должно
нам негодовать или завидовать. Ведь дарования Божии неотменны и подаются не
наобум, не всуе, но неизреченным образом и одному Богу известными судьбами,
ибо Он доподлинно знает доброе расположение человеков, могущих вместить
благодать. И всякий из зависти покушающийся сие опровергнуть богоборствует
и хулит Духа Святого. Довольно и откровений [которых они сподобляются],
чтобы признать то бывающим от Бога, а не от глумления бесовского.

Имеем без числа примеров, которые подтверждают истинность сих
слов. И среди первых обратимся к великому во святых Спиридону. Не был ли
этот некнижный муж до архиерейства своего пастырем овец? Но будучи притом
доброгласной псалтирью Духа Святого, превзошел дерзновением к Богу многих
высокоученых отцов. И не только победил Ария, но и чудовищного идола
александрийцев, коего множество отцов святых не могло поколебать, один со
дерзновением ниспроверг и уничтожил.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BA%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95212884_Skazu-i-o-darovaniah-Duha-Svatogo_-esli-te-iz-nih-cto-izvestny-izdrevle-uvidim-v-nasi-dni-ne-na-bezmolvnikah-i-duhovnikah-znamenityh-a-na-prostecah-nekniznyh-a-zacastuue-i-miranah-to-ne (400x209, 4Kb)

Досточтимому брату во Христе Маркиану радоваться!

Среда, 23 Сентября 2015 г. 02:16 + в цитатник


Ответ монаха Даниила Маркиану, монаху Иверского скитаCLV, об
отвержении мечтаний

Досточтимому брату во Христе Маркиану радоваться!

Приняв с великой признательностью драгоценное Ваше послание от
второго числа сего месяца с приложением рукописи, излагающей видения и
откровения великого простецаCLVI старца Евфимия, усердно возблагодарил и
прославил Всеблагого Господа, ибо давно желал вникнуть в преестественные
сии видения, про которые слышал от разных лиц много превратного. И ныне
премного благодарю тебяCLVII, возлюбленный, за ознакомление с сим трудом,
откуда можно почерпнуть много душеполезного и спасительного. Поэтому,
уступая Вашей просьбе, я предпринял тщательный разбор упомянутой рукописи
со стороны не только содержания, но и самого существа дела.

И во-первых, должен заслуженно похвалить Вас. Ибо едва лишь у
препростогоCLVIII сего христианина и на этом местеCLIX открылись видения,
как Вы из опасения десных прельщений объявили то духовным отцам, которые
признали бывшие ему явления истинными, что и подвигло Вас старательно
записать их для пользы чтущих.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83-%D0%B2%D0%BE-%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5-%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%83-%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F!%20%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5&site=®ion_name=&rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_95212835_Prinav-s-velikoj-priznatelnostue-dragocennoe-Vase-poslanie-ot-vtorogo-cisla-sego-mesaca-s-prilozeniem-rukopisi-izlagauesej-videnia-i-otkrovenia-velikogo-prostecaCLVI-starca-Evfimia-user (400x209, 4Kb)

Помимо книг общеизвестных и адресованных монашествующим,-- каковы , творения святых Иоанна Лествичника,

Среда, 23 Сентября 2015 г. 02:06 + в цитатник

Седьмое, и последнее. Произволение к усовершению в
добродетели да возгревается у инокинь усердным чтением книг, добродетель
сию изображающих, страсти обличающих и душу к горнему шествию возводящих.
Помимо книг общеизвестных и адресованных монашествующим,-- каковы
<<Эвергетинос>>, творения святых Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, аввы
Дорофея, Феодора Студита и <<Добротолюбие>>,-- полезно иметь, как величайшую
драгоценность, божественные книги, созданные святым отцом нашимCLIV,--
<<Антиоховы Пандекты>> и <<Познай самого себя>>, много содействующие успеху
иноческого жительства.

В заключение сего малого труда смиренно молю со вниманием его
изучить (при условии, что он вполне одобрен отцом нашим). И если произойдет
от того хоть малая польза, воздайте славу Всеблагому Богу, Который и через
недостойных рабов Своих подает благопотребное и полезное, меня же помяните
в молитвах пред Ним, да избавлюсь от утесняющих душу недугов.

Писано в Катунаках на Святой Горе

8 июля 1918 года.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95212816_Pomimo-knig-obseizvestnyh-i-adresovannyh-monasestvuuesim---kakovy-_Evergetinos_-tvorenia-svatyh-Ioanna-Lestvicnika-Efrema-Sirina-avvy-Dorofea-Feodora-Studita-i-_Dobrotoluebie_---polezno-i (400x209, 4Kb)

Когда, к примеру, возникнет у сестры пристрастие к пожеланию чего-либо духовного или благочестивого или [просто]

Среда, 23 Сентября 2015 г. 01:56 + в цитатник

Но есть и иная печаль, проникающая в души
самоугодливые и тщеславные. Когда проявляется сия отнюдь не полезная
печаль? Когда, к примеру, возникнет у сестры пристрастие к пожеланию
чего-либо духовного или благочестивого или [просто] вещественногоCLIII, а
игумения сего не одобрит, то если опечалится та сестра и в досаду впадет,
ясно, что недугует названной страстью. И для избавления от стеснившего душу
недуга подобает ей спешно отсечь всякое свое желание и мудрование. Также и
когда при других сестрах порицаема будет -- за дело или безвинно -- и
огорчение затаит, печаль ее не полезна, но душепагубна. И для победы над
ней да покажет обуреваемая смущением и горечью сердечной пример всяческого
самопонуждения и, положив без промедления поклон, сама себя во всем укорит.
И таковым любомудрием не только победит страсть превозношения, но со
временем и для прочих сестер наставницей добродетели явится.

Шестое. Кроме нападения поименованных духов, ум инока часто
пленен бывает страстью подозрительности. И чем безвреднее представляется
она вначале, тем сильнее обнаруживается и к горшей пагубе приводит,
оставленная без внимания. Сию страсть лукавый змий внушает, по обыкновению,
душе легковерной и пустой, чаще же всего, когда видит ее уязвленной
ненавистью и злопамятством. Вняв голосу подозрительности, сестра поначалу
призывает в помощницы лукавую пытливость, а под конец что подскажет ей
помысел, то и на деле увидит совершившимся. Жертва сей страсти тщательно
вникает в слова, движения и намерения других. И при виде сестры смущенной,
опечаленной или угрюмой, а иной раз веселой и приветливой, беспричинно
подозревает ту как втайне над ней насмехающуюся. Подозрительность не
различает истины, видя во всем лишь чуждое оной. Недугующая ею всякое
доброе побуждение превратно толкует. Припоминая советы и остережения
любящих и избирая противное, не то приемлет она, что правдой и подлинным
состоянием дел указано, но лукавого подсказки. По укоренении же сей страсти
враг, ради конечного прельщения, всеивает в душу сестры всевозможные
мечтания, и так приходит она в исступление ума, от чего да сохранит нас
Всеблагий Бог.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95212802_Kogda-k-primeru-vozniknet-u-sestry-pristrastie-k-pozelaniue-cego-libo-duhovnogo-ili-blagocestivogo-ili-_prosto_-vesestvennogoCLIII-a-igumenia-sego-ne-odobrit-to-esli-opecalitsa-ta-sestr (400x209, 4Kb)

Ибо

Вторник, 22 Сентября 2015 г. 20:26 + в цитатник

Пятое. Когда с горизонта иноческого удалились
стрелы лукавого и совершается неложное по Богу жительство, ненавистник сего
окаянный демон, наряду с иными прилогами, зароняет в душу подвизающейся дух
печали. Печаль та проникает в нее не через прилог и сосложение, как прочие
помыслы, какие всеиваются лукавым, но непосредственно через тончайшую
оболочку души. И облекая собою душу и все силы ее, соделывает окаменелой и
умиления чуждой. Отъемлет у нее всякую решимость и веру, а ум лишает
всякого расположения ко спасению. По преподобному Иоанну Кассиану, печаль
склоняет душу <<избегать всякой благой беседы, не допуская ни единого слова
совета от искренне любящих принять и даже к мирному или благоприятному
ответу им не располагая>>. Ибо <<когда лукавый сей дух охватит душу и всю ее
помрачит, то не дозволяет ни молитву с усердием совершать, ни чтений
Священного Писания душе на пользу держаться; возбраняет человеку кротким и
благоумильным с братиями быть и всех занятий привычных и самой обязанности
жития [иноческого] ненавистником его соделывает>>.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%B1%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95210681_Ibo-_kogda-lukavyj-sej-duh-ohvatit-dusu-i-vsue-ee-pomracit-to-ne-dozvolaet-ni-molitvu-s-userdiem-soversat-ni-ctenij-Svasennogo-Pisania-duse-na-polzu-derzatsa_-vozbranaet-celoveku-krotki (400x209, 5Kb)

Если же по зависти бесовской случится меж сестер какая ссора, надлежит строжайше понудить одну из них, чтобы

Вторник, 22 Сентября 2015 г. 12:56 + в цитатник

Третье. Если же по зависти бесовской случится меж
сестер какая ссора, надлежит строжайше понудить одну из них, чтобы по
отложении всех самооправданий, идущих от лукавого, улучила минуту и, взяв
вину на себя (хотя бы и неповинна была), обратилась к другой со словами:
<<Благослови и прости мне Господа ради все, что я, как безумная, рекла!>>. Но
всегда приличнее младшей сестре упреждать в том старшую; если же младшая
строптива и не внемлет правилу <<Познай самого себя!>>, пусть совершит сие
другая, как разумнейшая, игумения же вразумляет неисправную, и солнце да не
зайдетCL без должного их примирения.

Четвертое. Если какая сестра на молитве придет в умиление со
многими слезами, да молится усердно о том, чтобы вместе с помыслом о
совершенстве своем не принять беса самомнения, и просит Пресвятую
Богородицу даровать ей смиренное познание себя, ибо слезы -- достояние
плачущих и изведавших свою немощь. И если во время молитвы благоухание
некое ощутит, свет внутри или вне [келии], Ангела, святого, а то и Самого
Христа узрит, таковых видений отнюдь не должно ей принимать ни наяву, ни во
сне, ибо лукавый подобным мечтанием многих искусил.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95206701_Esli-ze-po-zavisti-besovskoj-slucitsa-mez-sester-kakaa-ssora-nadlezit-strozajse-ponudit-odnu-iz-nih-ctoby-po-otlozenii-vseh-samoopravdanij-idusih-ot-lukavogo-ulucila-minutu-i-vzav-vinu- (400x209, 4Kb)

Юные сестры тем паче да позаботятся не иметь частного общения со сверстницами, ибо к приязни такого рода легко

Вторник, 22 Сентября 2015 г. 08:06 + в цитатник

Юные сестры тем паче да позаботятся не иметь
частного общения со сверстницами, ибо к приязни такого рода легко
примешиваются козни врага, о чем хорошо осведомлены и сами ревнительницы
истинного девства, и многоопытные наставники душ. Если же у какой сестры
явится надобность -- ради совместного послушания или распоряжения игумении --
беседовать с другой, то беседа сия да будет весьма осмотрительной и
краткой, сводясь лишь к тому, что должно сказать. Однако и самому молчанию
их подобает быть не угрюмым или презрительным, но любовью растворенным.

Второе. В час псалмопения и общей молитвы да хранят все
благоговейно и усердно уставной распорядок, подчиняясь типикариссе обители,
и, когда назначает та сестер на пение или чтение, оказывают ей нелицемерное
послушание. И если отдаст какой их них предпочтение, прочие да не ропщут и
не вопрошают, отчего ту или другую им предпочла, ибо таковые замечания и
любопытство отнюдь не к созиданию единомыслия и взаимной во Христе любви,
но к неприязни и самоугождению.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AE%D0%BD%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95202882_I-esli-otdast-kakoj-ih-nih-predpoctenie-procie-da-ne-ropsut-i-ne-voprosauet-otcego-tu-ili-druguue-im-predpocla-ibo-takovye-zamecania-i-luebopytstvo-otnued-ne-k-sozidaniue-edinomyslia-i- (400x209, 4Kb)

В сей-то чистоте сердца исчезает ветхий человек и зрится новый, иными словами, с упразднением того, что

Вторник, 22 Сентября 2015 г. 03:56 + в цитатник

В сей-то чистоте сердца исчезает ветхий человек и
зрится новый, иными словами, с упразднением того, что <<по образу>>, начинает
действовать <<по подобию>>, ибо сказано: <<Деяние -- к видению (созерцанию)
восхождение>>CXLIX.

Таковы вкратце главные добродетели, возводящие человека в
описанное состояние. Но поскольку, как было сказано, есть и кознодей душ
наших диавол, коварно строящий всевозможные западни для подвизающихся, то
да будет каждая сестра, наряду с упражнением в добродетели, особо
внимательна к тем ухищрениям лукавого, какие особо часто проявляются в
сестричествах Христовых.

Первое. Надлежит тщательно очищать душу от сладострастных
помыслов, всеиваемых злоискусником в разум девы, дабы осквернить его.
Таковые помыслы отражаются молитвой и призыванием имени Владычицы
Богородицы, очищающей души истинных дев.

Цели сей много содействует смирение, совершенное послушание и
тщательное откровение помыслов. Потребно, сверх того, и великое усилие
обуздать плотскую часть воздержанием, возлежанием на голой земле и
хранением себя от мирских умопредставлений. Равным образом надлежит
остерегаться общения с родными и близкими, а при возможности не покидать
обитель вовсе, кроме особой нужды. Ибо как телу всегда сопутствует
нечистота, а железу -- ржавчина, так и из обители исхождение может помрачить
благородство души инокини.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%81...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95201508_No-poskolku-kak-bylo-skazano-est-i-koznodej-dus-nasih-diavol-kovarno-stroasij-vsevozmoznye-zapadni-dla-podvizauesihsa-to-da-budet-kazdaa-sestra-naradu-s-uprazneniem-v-dobrodeteli-osobo- (400x209, 4Kb)

Преуспевшими дознано: где действует совершенное послушание, там прилагается от Бога и радостотворный плач,

Вторник, 22 Сентября 2015 г. 01:46 + в цитатник

Преуспевшими дознано: где действует совершенное
послушание, там прилагается от Бога и радостотворный плач, омывающий
греховные скверны и изгоняющий бесчинные видения. Эти последние всеивает
деве-подвижнице лукавый сатана, желая уловить ее согласием с греховными
умопредставлениями. А когда при помощи Божией навыкнет инокиня такому
плачу, является кротость третьего блаженства: Блаженны кроткиеCXLIV.

Кротость и в самом деле сопутствует смиренномудрым, послушливым
и плачущим о грехах своих, ибо приобретается смирением, блаженным
послушанием и плачем, которые показывают христианина истинным
последователем Спасителя нашего Иисуса Христа, по глаголу Его: научитесь от
Меня, ибо Я кроток и смирен сердцемCXLV.

От кротости проистекают и следующие два блаженства: Блаженны
алчущие и жаждущие правды и Блаженны милостивыеCXLVI. И вот что скажем о
первом: едва взойдя на степень кротости, окрыляется инокиня святым желанием
Бога, вожделеет и алчет стяжать все добродетели, ибо слово <<правда>>
означает, по толкованию святых отцов, всякую добродетель. И о втором:
поскольку, по божественному Златоусту, <<многовиден образ милостыни и широка
заповедь сия>>, то через отвержение мира инокиня заповедь эту еще прежде со
тщанием исполнила, оставив все имение свое. Что же до утверждения в сем
блаженстве, то и оно достигается ею хранением обетов монашества -- будь то
неленостная молитва о ближних или неусыпное служение (безмездно и в
евангельском духе совершаемое) прочим сестрам и во дворех ГосподнихCXLVII
деннонощное пребывание.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95197217_Krotost-i-v-samom-dele-soputstvuet-smirennomudrym-posluslivym-i-placusim-o-grehah-svoih-ibo-priobretaetsa-smireniem-blazennym-poslusaniem-i-placem-kotorye-pokazyvauet-hristianina-istinn (400x209, 4Kb)

А они гласят:

Понедельник, 21 Сентября 2015 г. 23:46 + в цитатник

И дабы обезопасить себя от сих сетей, всем
инокиням надлежит иметь в уме пять наставлений об истинном послушании,
какие предлагают святые отцы, в частности же Каллист и Игнатий Ксанфопулы.
А они гласят: <<Пребывающим в истинном послушании подобает, как нам кажется,
блюсти со всей непреложностью пять сих добродетелей, и во-первых, веру --
лучше же сказать, иметь чистую и нелукавую веру к наставнику своему
настолько, чтобы взирать на него и повиноваться ему как Самому Христу
<...>. Во-вторых -- истину, иными словами -- истинствовать [поступать по
истине] делом, словом и строгим исповеданием помыслов. В-третьих, не
творить свою волю, но всегда отсекать ее добровольно, то есть без
понуждения [духовного] своего отца. В-четвертых, не прекословить и отнюдь
не быть спорливым, ибо прекословие и спорливость благочестивым не
свойственны, как пишет и величайший во святых Павел: А если бы кто захотел
спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви БожииCXLII <...>. Пятая же
добродетель, какую надлежит блюсти, есть тщательное исповедание [грехов]
пред настоятелем, как и при пострижении, словно у Престола Христова, дали
мы обет [в том] пред Богом и Ангелами>>.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%90-%D0%BE...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95196663_A-oni-glasat_-_Prebyvauesim-v-istinnom-poslusanii-podobaet-kak-nam-kazetsa-bluesti-so-vsej-nepreloznostue-pat-sih-dobrodetelej-i-vo-pervyh-veru----lucse-ze-skazat-imet-cistuue-i-nelukavu (400x209, 4Kb)

Однако еще до обличения сих козней нахожу полезным указать сперва главные добродетели, приобретаемые общежительным

Понедельник, 21 Сентября 2015 г. 19:56 + в цитатник

Однако еще до обличения сих козней нахожу полезным
указать сперва главные добродетели, приобретаемые общежительным
пребыванием, и затем уже описать уловки, к которым успешно прибегает враг
душ наших ради прельщения дев, подвизающихся в святых обителях.

Как доподлинно известно всем избравшим совершенное сие и
боговидное жительство, добродетели, бывающие от соблюдения заповедей
Спасителя нашего Иисуса Христа, но не сопутствуемые блаженствами Святого
Евангелия, не только с благой и всесвятой волей Божией не согласны, но и
для тех, кто самочинно приступил к таковому подвигу, душепагубны.

Ведая о том, богоносные отцы Церкви возложили на монашествующих
блаженное послушание, сопутствующее нищете духа, сиречь первому блаженству.
Итак, иноку или инокине, желающим непреткновенно восходить по лествице
добродетелей, подобает, во-первых, заключить в объятия нищету духа, или
смирение, с корнем исторгнуть желания и мнения свои и так, через блаженное
сие послушание, приобрести впоследствии и другие блаженства, из прочих
добродетелей составляемые.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%B4%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95194904_Kak-dopodlinno-izvestno-vsem-izbravsim-soversennoe-sie-i-bogovidnoe-zitelstvo-dobrodeteli-byvauesie-ot-sobluedenia-zapovedej-Spasitela-nasego-Iisusa-Hrista-no-ne-soputstvuemye-blazenstv (400x209, 4Kb)

Если сравнить древние времена, в которые благая ревность христиан воздвигла множество святых обителей, с нынешними,

Понедельник, 21 Сентября 2015 г. 14:36 + в цитатник

Если сравнить древние времена, в которые благая
ревность христиан воздвигла множество святых обителей, с нынешними, когда
подобная ревность о спасении, увы, иссякла, то какой награды удостоитесь вы
от Спасителя нашего Иисуса Христа, показав приличное горнему сему поприщу и
сообразное с ним жительство?

Пребывая в толикой духовной радости, я, смиренный ваш послушник,
в письме своем почел всенепременным долгом передать Высокопреосвященнейшему
вашему, как и моему, духовному отцу и Владыке приветствие и пожелание
здравия, желая и Вам преуспеть во всяческих боговидных добродетелях, каких
достигают на пути ангельского сего жительства все неложно в нем
подвизающиеся.

Между тем в ответном своем письме Его Высокопреосвященство
побудил меня -- не знаю уж, по какой причине -- написать духовное увещание,
могущее укрепить вас, духовных его чад, на стезе горнего восхождения,
которую вы избрали.

И, конечно, не мне, невежде, в слове и деле не преуспевшему,
предлагать советы и наставления боголюбивым девам, кои пребывают под
неложным и попечительнейшим руководством отца, известного божественной
мудростью и благодатными дарованиями, и посему не имеют нужды в иных
наставниках, тем паче столь ничтожных и недостойных, как моя худость. Но
наученный от преподобных и богоносных отцов Церкви нелицемерно и сверх сил
повиноваться начальствующим, а вместе с тем опасаясь и пагубы преслушания,
поспешаю, убежденный просьбою отца вашего, изложить то малое, что усвоил из
длительного общения с многоопытными духовниками и что, без сомнения,
известно и вам благодаря постоянному и внимательному чтению.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95191786_Prebyvaa-v-tolikoj-duhovnoj-radosti-a-smirennyj-vas-poslusnik-v-pisme-svoem-pocel-vsenepremennym-dolgom-peredat-Vysokopreosvasennejsemu-vasemu-kak-i-moemu-duhovnomu-otcu-i-Vladyke-prive (400x209, 4Kb)

Из сказанного ясно, что монашеское жительство -- не собрание отвлеченных идей, не род безумного учения, но

Воскресенье, 20 Сентября 2015 г. 10:06 + в цитатник

Из сказанного ясно, что монашеское жительство -- не
собрание отвлеченных идей, не род безумного учения, но восхождение к
небесному состоянию при богопросвещенном руководстве и подвиге с
рассуждением. И блажен монах, внимательно проходящий сие училище и всякий
день размышляющий над своими обетами. Такой если и не возможет достичь
совершенства, до конца победить все немощи и заблуждения, избегнет все же
действия страстей, а через самоукорение и смиренное познание себя
сподобится утешения от Бога.

Писано в Катунаках на Святой Горе

14 января 1924 года.

Малейший в монахах Даниил


Письма

Послание об уставе монашеского общежития, писанное по настоянию
Высокопреосвященнейшего митрополита Пентапольского господина Нектария
(Кефаласа) инокиням его на Эгине

Святой игумении госпоже Ксении и ее во Христе сестричеству

Полное воссоздание святой обители вашей и строго общежительный
ее порядок, учрежденный неусыпным попечением и покровительством
Высокопреосвященнейшего Владыки нашего господина Нектария, с известных пор
исполняют смиренную мою душу радостью, которую невозможно передать
чернилами и тростью.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%B7-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95174213_Malejsij-v-monahah-Daniil---Pisma---Poslanie-ob-ustave-monaseskogo-obsezitia-pisannoe-po-nastoaniue-Vysokopreosvasennejsego-mitropolita-Pentapolskogo-gospodina-Nektaria-Kefalasa-inokina (400x209, 4Kb)

Узрение Бога не иное что есть, как упокоение в очищенном сердце Духа Святого, то есть Самого Бога, рекшего:

Суббота, 19 Сентября 2015 г. 15:36 + в цитатник

И тогда настает время очищения сердца, по слову:
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрятCXL. Узрение Бога не иное что
есть, как упокоение в очищенном сердце Духа Святого, то есть Самого Бога,
рекшего: Вселюсь в них и буду ходить в нихCXLI.

Но состояние это предваряют три вещи, из коих первая именуется
благодатью просвещающей, другая -- благодатью очищающей и третья --
благодатью совершительной. И если просвещающая и очищающая благодать
предваряет очищение сердца, то благодать совершительная последует ему. И
если просвещающая благодать просвещает ум подвижника к уразумению сути не
только тварных вещей и смыслов, но и самой истины (что открывается лишь
угодникам Божиим), то благодать очищающая стирает всю скверну, все страсти
и заблуждения ветхого человека, после чего в чистом сердце подвижника
зрится Сам Бог.

Благодать совершительная приходит по очищении сердца. Но тогда
<<престают>> уже сами заповеди и, с упразднением в человеке того, что было
<<по образу>> Божию, начинает действовать ставшее в нем <<по подобию>> Его,
чтобы соделать облагодатствованного вместилищем Божественных озарений, то
есть наделить его преестественными дарами чудотворения, видения (или
прозорливости) и бесстрастия -- состоянием, какого достигли стяжавшие их
святые.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A3%D0%B7%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95163972_No-togda-_prestauet_-uze-sami-zapovedi-i-s-uprazdneniem-v-celoveke-togo-cto-bylo-_po-obrazu_-Boziue-nacinaet-dejstvovat-stavsee-v-nem-_po-podobiue_-Ego-ctoby-sodelat-oblagodatstvovannog (400x209, 4Kb)


Поиск сообщений в vienpa
Страницы: 232 ... 128 127 [126] 125 124 ..
.. 1 Календарь