-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vienpa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.01.2014
Записей: 4649
Комментариев: 8
Написано: 4656


Не смея и взирать на сих земных Ангелов и небесных человеков, постараемся хотя бы смирить себя, как подобает

Суббота, 19 Сентября 2015 г. 10:46 + в цитатник

Не смея и взирать на сих земных Ангелов и небесных
человеков, постараемся хотя бы смирить себя, как подобает приступающим и
новоначальным, дабы изо всех сил держаться священных обетов ангельского
нашего образа. И человеколюбнейший Спаситель, видя таковое смирение и труд,
дарует нам совершенное спасение.

Не желая оставлять свою попытку незавершенной и ревнуя о пользе
усердного читателя, полагаю уместным еще одно наставление, весьма важное
для желающих знать, каких добродетелей последовательно достигали святые
отцы, восходя в духовную сию меру.

Твердо сознаю, что подобные наставления -- дело тех, кто сами
<<деянием и видением>> достигли таковой меры; мы же, пресмыкающиеся во прахе
и земные (из коих первый -- я сам), недостойны и приступать к ним, дабы не
услышать: Грешнику же рече Бог: вскую ты поведавши оправдания Моя и
восприемлеши завет Мой усты твоими?CXXXV. Но в дерзновенном уповании на
молитвы святых потщимся, ничего от себя не прилагая, передать лишь то, чему
научились от них.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B5-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95161373_Tverdo-soznaue-cto-podobnye-nastavlenia----delo-teh-kto-sami-_deaniem-i-videniem_-dostigli-takovoj-mery_-my-ze-presmykauesiesa-vo-prahe-i-zemnye-iz-koih-pervyj----a-sam-nedostojny-i-prist (400x209, 4Kb)

Равным образом и святой Алексий человек Божий, всегда безмолвствуя и лишь Богу собеседуя в пощении и молитвах,

Суббота, 19 Сентября 2015 г. 02:56 + в цитатник

И видим, что неиссякаемая любовь Божия подает их
не одним пастырям и учителям, которые ближних своих явно
облагодетельствовали, но и тем, кто [тайно] подвизался во внутренней
пустыне. На таковых еще большую замечаем любовь и благоволение Господне,
ибо благости Его свойственно с избытком воздавать душе, до конца
возлюбившей Бога и одного лишь желающей -- пребыть странницей в мире и до
конца верной Ему. И всего лучше говорит о том пример преподобных Павла
Фивейского и Онуфрия Великого, которые, несмотря на совершенное уединение,
превзошли святостью многих величайших подвижников. Равным образом и святой
Алексий человек Божий, всегда безмолвствуя и лишь Богу собеседуя в пощении
и молитвах, из любви к Нему различные унижения от собственных домочадцев
терпя и крепко противясь диаволу, явился выше всех, и был глас Божий к
народу, дабы позаботились обрести его прежде кончины как могущего сотворить
молитву о граде и людях.

А что скажем о преподобной Марии Египетской? Некогда орудие
диавола, она по обращении полностью предала себя Богу, претерпев ради Него
все ужасы пустыни, и пришла в такую меру святости, что прославленный
<<деянием и видением>> авва Зосима видится рядом с нею как муравей пред львом.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A0%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95154198_Ravnym-obrazom-i-svatoj-Aleksij-celovek-Bozij-vsegda-bezmolvstvua-i-lis-Bogu-sobesedua-v-posenii-i-molitvah-iz-luebvi-k-Nemu-razlicnye-unizenia-ot-sobstvennyh-domocadcev-terpa-i-krepko- (400x209, 5Kb)

Ибо таково свойство Всеблагого Бога: видя душу очищенную и чуждую порока, обретя человека, возлюбившего Его

Пятница, 18 Сентября 2015 г. 04:06 + в цитатник

Ибо таково свойство Всеблагого Бога: видя душу
очищенную и чуждую порока, обретя человека, возлюбившего Его всей душой и
всем существом своим, вселиться в чистое сердце, по слову Евангелия:
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрятCXXXI. И человек тот, ученый и
некнижный, богатый и нищий, знатный и простолюдин, непременно получит
<<диплом>> небесной премудрости и, наученный Самим Богом, соделается
доброгласной псалтирью Духа Святого.

В мирских училищах в следующие классы переводятся и успевающими
считаются более способные и вовремя вносящие плату за обучение, прочие же
исключению подлежат. Но из училища Божия не исключается ни один. Всякому
пришедшему сюда, какого бы звания ни был, довольно уверовать всей душой,
возлюбить Бога и неуклонно блюсти заповеди Его, чтобы сообразно понесенным
трудам получить <<диплом>> -- дарования Божии. И такие-то -- пророки и
праведники обоих заветов, что просияли как светильники немеркнущие и столпы
богословия деятельного, стяжав благодать чудес и тайнозрений,-- такие-то и
получили <<диплом>> от Самого Христа, ибо премного возлюбили и всего
отверглись, не исключая собственной души. Сей урок сполна преподал нам
Спаситель, придя в мир и обещая оставившим все ради Него дать уста и
премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все
противящиесяCXXXII.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%B1%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95142895_I-takie-to----proroki-i-pravedniki-oboih-zavetov-cto-prosiali-kak-svetilniki-nemerknusie-i-stolpy-bogoslovia-deatelnogo-stazav-blagodat-cudes-i-tajnozrenij---takie-to-i-polucili-_diplom_- (400x209, 4Kb)



Процитировано 1 раз

Сколь велико значение священной Псалтири, усматриваем из самого места, какое отвела ей Церковь Христова, почерпнувшая

Четверг, 17 Сентября 2015 г. 22:56 + в цитатник

Укажем, во-вторых, на многострадального угодника
Божия Иова -- совершенный образ всякой добродетели. Превосходя богатством
всех в стране АвситидийскойCXXIX, муж сей нимало не повредил тем душе
своей, ибо снедала его любовь к БогуCXXX. Потому и страшные испытания,
которые претерпел, пожираемый червями и уязвляемый нападками врага, не
подвигли его на ропот и богохульство. Тело праведника гнило заживо и
невыносимо смердело, душа же оставалась светлее солнца, имея Насельником
Самого Бога. И, просвещаемый свыше, сподобился он сверхъестественных
созерцаний и откровений. А взирая на жизнь и деяния пророка Божия и царя
Давида, что видим? Безвестного пастуха, который внезапно на царство
помазуется, над многочисленным народом получает власть, безмерные тяготы и
заботы подъемлет. И притом являет себя молитвы ревнителем, седмикратно день
и ночь Господа славословящим, строгим блюстителем заповедей Его... Кроткий
и смиренный, чуждый гордыни и злопамятства, часто пребывает он в горах и,
невзирая на царский сан, предается посту и бдению. Добродетельный и
боголюбивый Давид сам возлюблен был Богом и вдохновлен от Него на
составление Псалтири -- книги, заключающей в себе все деятельное и
созерцательное богословие. В ней находим преестественные откровения и
основы учения о мироздании. Ищущий обретет здесь похвалу божественным
добродетелям и обличение всех кознодейств лукавого. Священная сия книга
научает нас, в чем полагать благо души и тела и как сетей льстивого змия
избегнуть. Говоря вкратце, Псалтирь есть живительный источник, предваряющий
Святое Евангелие, дабы сделать всех имеющих уверовать во Христа чуткими и
удобовосприимчивыми к законоположениям евангельским. Сколь велико значение
священной Псалтири, усматриваем из самого места, какое отвела ей Церковь
Христова, почерпнувшая оттуда тексты для всех своих чинопоследований и
прибегающая к ней ежедневно.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BA%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95137329_Skol-veliko-znacenie-svasennoj-Psaltiri-usmatrivaem-iz-samogo-mesta-kakoe-otvela-ej-Cerkov-Hristova-pocerpnuvsaa-ottuda-teksty-dla-vseh-svoih-cinoposledovanij-i-pribegauesaa-k-nej-ezedn (400x209, 4Kb)



Процитировано 1 раз

Однако беспредельное милосердие Божие многоразличными способами -- то через писаный закон и верующую совесть,

Четверг, 17 Сентября 2015 г. 14:36 + в цитатник

Однако беспредельное милосердие Божие
многоразличными способами -- то через писаный закон и верующую совесть, то
через пример и наставление в разное время являвшихся святых мужей и
пророков, но более всего через заповеди Святого Евангелия -- неустанно
содействует духовному воспитанию человека. И лишь ленивые и небрегущие о
нем не могут последовать спасительным заповедям евангельским, которые
показывают возлюбивших Христа небесными человеками и земными Ангелами.

Цель всего сказанного -- во-первых, обозначить <<естественную>>
колею, которой движется человеческий род, и, во-вторых, напомнить, что
свойство добродетельных -- не расточать достояние, принадлежащее им как
разумным созданиям Божиим, но возрастать в нем на пользу себе и обществу;
расточители же его в погибели своей сами повинны. Так, посещающие мирскую
школу и получающие доброе воспитание восхваляются как благоразумные и
достойные назначения человека. Избравшие же наставником, по великой их
любви к Богу и Евангелию, Самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа,
хотя бы и некнижными были, все равно окажутся превыше [всякой] философии и
обладателями дарований, о которых наученные внешней мудрости и помыслить не
могут. Наиболее ясно видим то у праотцов и пророков, а за ними -- у
ближайших учеников и иных истинных последователей Христа.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%B4%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95133535_Cel-vsego-skazannogo----vo-pervyh-oboznacit-_estestvennuue_-koleue-kotoroj-dvizetsa-celoveceskij-rod-i-vo-vtoryh-napomnit-cto-svojstvo-dobrodetelnyh----ne-rastocat-dostoanie-prinadlezasee (400x209, 4Kb)

И, научаемые от Него, видим, что бытие тварного мира продолжается при исполнении всяким созданием данного

Четверг, 17 Сентября 2015 г. 10:06 + в цитатник

Но дабы учение то разъяснилось вполне, прибавим
следующее. Все мы, питомцы Православной Церкви Христовой, веруем и
исповедуем, что Творец и Зиждитель вселенной и рода человеческого -- Сам
Всеблагий Бог, премудро приведший мир к бытию и подчинивший его Своему
промышлению. И, научаемые от Него, видим, что бытие тварного мира
продолжается при исполнении всяким созданием данного ему послушания в
гармонии [с остальным], в неизреченном повиновении [Творцу], с такой дивной
согласованностью и строжайшей неуклонностью, что существу разумному впору
лишь изумляться бессловесной твари, крепко хранящей предначертания Божий и
пути, ей назначенные. Созерцая это, боговдохновенный пророк Давид
восклицает: Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил
ecиCXXVII.

Исповедуем также, что Творец и Зиждитель человека -- Сам Бог. И
что при этом видим? -- Что Бог наделил Адама всеми сверхъестественными
дарованиями, в том числе мудростью (и притом не мудростью падшего естества,
но высшей и дивной), богатством ведения, благородством, рассудительностью и
бесстрастием -- словом, всеми дарами Духа Святого. Но увы! Преслушанием
заповеди человек погубил все дары и, изгнанный из рая, вынужден был
заняться измышлением всевозможных навыков, двигаясь путями <<прогресса>>,
коими и доныне бредет человечество.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%2C-%D0...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95130875_I-naucaemye-ot-Nego-vidim-cto-bytie-tvarnogo-mira-prodolzaetsa-pri-ispolnenii-vsakim-sozdaniem-dannogo-emu-poslusania-v-garmonii-_s-ostalnym_-v-neizrecennom-povinovenii-_Tvorcu_-s-takoj (400x209, 4Kb)

Но если б познали, что CXXIII, то благоговейно склонились бы пред

Четверг, 17 Сентября 2015 г. 03:16 + в цитатник

Собрав воедино истины, почерпнутые у сих
боговидных отцов, хочу предложить напоследок своего рода урок некоей высшей
наукиCXXII, которую не могут уразуметь позитивисты и философы мира сего. Не
могут же оттого, что, желая проникнуть в вышеестественную сию науку силою
падшего разума, находят ее совершенно несовместимой с требованиями
<<здравого рассудка>>. Но если б познали, что <<идеже хощет Бог, побеждается
естества чин>>CXXIII, то благоговейно склонились бы пред волей Вышнего,
которая и в Ветхом, и в Новом Завете являла угодников своих мужами
великими, дивными наставниками и чудотворцами ради их достоинства,
превосходящего человеческое естество.

Чтобы уяснить исключительное достоинство сих святых и то, как
сподобились они преестественных дарований Духа Святого, исследуем со всяким
благоговением, чего ради столь почтены они Преблагим Богом и почему
потратившие жизнь на изучение не только богословия, но и философии и вообще
внешней премудрости остаются, напротив, без дара видения (то есть
прозорливости) и действия чудес, коими обогатил Бог пророков, апостолов, а
с ними и великий сонм ревнителей иночества.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%BE-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95125389_Ctoby-uasnit-iskluecitelnoe-dostoinstvo-sih-svatyh-i-to-kak-spodobilis-oni-preestestvennyh-darovanij-Duha-Svatogo-issleduem-so-vsakim-blagogoveniem-cego-radi-stol-pocteny-oni-Preblagim- (400x209, 4Kb)

Таковы уроки истинного иночества, в которых всякий приступающий к ним с искренним расположением, не для научения

Среда, 16 Сентября 2015 г. 21:36 + в цитатник

И вот что говорят об этом аскеты и Церкви
наставники Каллист и Игнатий Ксанфопулы: <<Раздражительную силу души
обуздывай любовью, пожелательную -- воздержанием угашай, разумную же окрыляй
молитвою, и свет ума твоего не омрачится вовеки. Узда для раздражения --
благовременное безмолвие, для похотения же бессловесного -- пища с
воздержанием>>. И далее: <<Три суть добродетели, которые во всякое время
доставляют свет уму: не примечать зла ни в ком из людей, переносить
невзгоды без смущения и благотворить причиняющим зло. От трех названных
добродетелей происходят другие три, большие сих: непримечание человеческого
зла порождает любовь, благодушное терпение невзгод производит кротость, а
благотворение злотворящим созидает мир. И опять, три нравственных состояния
главнейшие у монахов: первое -- ни в чем не погрешать делом, второе -- не
оставлять без внимания страстных помыслов в душе, и третье -- бесстрастно
созерцать в уме лики жен и причинивших печаль>>. Таковы уроки истинного
иночества, в которых всякий приступающий к ним с искренним расположением,
не для научения других, но ради соблюдения обетов монашеских и смиренного
познания себя, без всякого знакомства с внешней философией обретает
бесценный бисер и небесным любомудрием венчается. То же видим из самого
существа дела и из истории церковной, где монашество явило без числа мужей
небошественных и боговидных, и наряду с многокнижными таких, кто внешней
мудрости вовсе был чужд.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95123659_Takovy-uroki-istinnogo-inocestva-v-kotoryh-vsakij-pristupauesij-k-nim-s-iskrennim-raspolozeniem-ne-dla-naucenia-drugih-no-radi-sobluedenia-obetov-monaseskih-i-smirennogo-poznania-seba-b (400x209, 4Kb)

Каковы первые прилоги вселукавого змия?

Среда, 16 Сентября 2015 г. 17:26 + в цитатник

Каковы первые прилоги вселукавого змия?

Это исполненные яда младенцы вавилонскиеCXIX, что, не внушая
поначалу опасения, располагают к беседе с собой, но вскоре вырастают в
исполинов, склоняя принявших их к бесчисленным безумствам и делам нечестия.

Поэтому главное оружие, убивающее и искореняющее сих <<младенцев>>
(то есть лукавые помыслы при самом их зарождении),-- немедленное прогнание
молитвой ИисусовойCXX и совершенное к ним презрение. Но зная, что у
лукавого много приемов, которыми он прельстил и доныне прельщает многих,
обратимся ради укрепления подвизающихся и ограждения беззащитных к урокам
победителей страстей и обольщений диавольских -- к святым отцам.

Одна из тончайших уловок демона сладострастия употребляется им
против невнимательных иноков, испытывающих расположение к юным. Сей юный
или юная, видя такого-то инока радеющим о спасении их, желают, как
новоначальные, и наставлениями его пользоваться, для чего учащают свои
посещения. Инок же тот, не распознав вражия умысла, приступает к
наставничеству и стремится доставить всяческую пользу вопрошающим. Общение
их производит вскоре обоюдную приязнь и <<духовную>> с виду любовь, отчего
неприметно для обеих сторон возникает одно из трех зол, описанных Григорием
Богословом и Василием Великим: <<Обретающийся с женою или юным впадет в одну
из трех страстей: либо в сладострастие души, либо в пристрастность ума, что
зовется слепым влечением, либо в страстное разжжение телесное>>CXXI.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%B0%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95121772_Obsenie-ih-proizvodit-vskore-obouednuue-priazn-i-_duhovnuue_-s-vidu-luebov-otcego-neprimetno-dla-obeih-storon-voznikaet-odno-iz-treh-zol-opisannyh-Grigoriem-Bogoslovom-i-Vasiliem-Veliki (400x209, 4Kb)

И даже законное право имея гневаться на него, скажет в себе:

Среда, 16 Сентября 2015 г. 14:26 + в цитатник

Назирающий раздражительную часть души старается и
ближнему своему все отпускать, хотя бы и седмижды семьдесят раз против него
согрешившему. И даже законное право имея гневаться на него, скажет в себе:
<<Ради любви Христа моего не отвергнусь любви, но последую речениям царя и
пророка Давида: Онемех и смирился, и умолчах от благCXVI и: Уготовихся и не
смутихсяCXVII; поступая же так, буду кроток и тих, как истинный друг
Христов>>. На таком почиет Дух Святой, обретающий вход в сердце его, по
слову Писания: И на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и
трепещущаго словес Моих?CXVIII.

А переходя к пожелательной силе души, что видим? Сам мысленный
змий, злоумышляя против небесного ее достоинства и предназначенности к
горнему восхождению (ибо ожидает душу небесное шествие), вместо пожелания
горних благ всеивает сюда жажду низменных наслаждений, мимолетной славы и
скоротекущего богатства и, что всего хуже,-- желание сатанинское. И дабы
достичь своего, сколько уловок употребил сей многокозненный и скольких
низверг в бездны греха!

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98-%D0%B4...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95120029_Sam-myslennyj-zmij-zloumyslaa-protiv-nebesnogo-ee-dostoinstva-i-prednaznacennosti-k-gornemu-voshozdeniue-ibo-ozidaet-dusu-nebesnoe-sestvie-vmesto-pozelania-gornih-blag-vseivaet-sueda-za (400x209, 4Kb)

Ожидая такой победы нашей и желая явить нас победителями, Богочеловек Иисус наказал: любите врагов ваших,

Среда, 16 Сентября 2015 г. 13:56 + в цитатник

Раздражительная способность, наблюдаемая и у
совершенных, дана от Бога, чтобы испытывать ненависть к самому диаволу,
страстям и заблуждениям, но отнюдь не к ближнему или любому собрату по
человечеству, хотя бы те и тысячекратно нам досадили. Ожидая такой победы
нашей и желая явить нас победителями, Богочеловек Иисус наказал: любите
врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас
и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего
Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и
посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить
любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? (Мф. 5, 44-46).

Можно ли яснее сказать об одолении врага и хранении
раздражительной части души?

Равным образом дана душе часть пожелательная, чтобы алкать
небесных благ, возвышать ум к <<божественному желанию>> и к горнему
востекать. Но ненавистник добра через обольщение покушается уклонить
пожелательную силу души в безрассудные порывы, развратные вожделения и
богомерзкие дела. И увы! Не внимая себе, отрясают люди богообразие и
богоподобие свое, уподобляются скотам бессловесным и, соделавшись хуже тех,
повинны бывают вечному мучению.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%B6%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95119851_Ozidaa-takoj-pobedy-nasej-i-zelaa-avit-nas-pobeditelami-Bogocelovek-Iisus-nakazal_-luebite-vragov-vasih-blagoslovlajte-proklinauesih-vas-blagotvorite-nenavidasim-vas-i-molites-za-obizau (400x209, 4Kb)

Говоря , не рассекаем душу натрое, ибо она неделима и проста, но вслед за отцами различаем три

Среда, 16 Сентября 2015 г. 13:06 + в цитатник

И дабы уяснить основные элементы тричастного сего
устроения и то, какая добродетель какой душевной способности сродна или
чужда, рассмотрим вкратце назначение и характер каждой. Говоря
<<тричастное>>, не рассекаем душу натрое, ибо она неделима и проста, но вслед
за отцами различаем три силы (способности), в которых находит проявление
умная и словесная ее природа и обнаруживается расположение человека, доброе
или греховное.

Итак, разумная часть, или способность, души, называемая отцами
также господственной или первенствующей, наделена от Бога следующими
добродетелями: благоразумием, верой (каковая есть врожденное некое благо),
смирением, благочестием и противлением хульным помыслам. Против всех сих
окаянный демон, супостат душ наших, вооружается через дух самомнения,
действующий в неразумных и всеивающий им всевозможные хульные помыслы,
суемудренное желание до конца постичь тайны Откровения и пути Бога Вышнего.
Отчего и впадают те, влекомые потоком эгоизма и себялюбия, в различные
ереси и учения нелепые.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%93%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95119052_Itak-razumnaa-cast-ili-sposobnost-dusi-nazyvaemaa-otcami-takze-gospodstvennoj-ili-pervenstvuuesej-nadelena-ot-Boga-sleduuesimi-dobrodetelami_-blagorazumiem-veroj-kakovaa-est-vrozdennoe- (400x209, 4Kb)

Итак, если старшие сами исполнены христианских чувств и чад своих воспитывают в правилах благочестия и воздержания,

Вторник, 15 Сентября 2015 г. 21:46 + в цитатник

Итак, если старшие сами исполнены христианских
чувств и чад своих воспитывают в правилах благочестия и воздержания, то, и
в миру находясь, сберегут души их от окаянного себялюбия, которое влечет
человеческий род на широкую стезю самоугождения, приводя к истощению
душевно-телесных сил и конечной погибели.

Страсти самомнения и тщеславия неприметно, подобно
болезнетворной инфекции, усваиваются и через навыки самих детей,
возлюбивших мир, то есть наряды, лесть, первенство над сверстниками, а по
окончании курса наук -- успех и видное положение в обществе. Во всем том
движет ими попечение не о душе, но о внешнем человеке. Воспитанных в
подобном духе влекут наружный блеск, выгодное супружество, театр,
синематограф и иные увеселения. И вот, имея время позаботиться о душе и
должном ее украшении, христиане все более уклоняются на ложный путь к краю
бездны.

Наученные же от юности евангельским блаженствам, то есть
блаженному смирению, по слову: Блаженны нищие духом, блаженны кроткиеCXIV и
тому, что узок и скорбен путь, ведущий в жизньCXV,-- а этому сполна научают
Святое Евангелие и жительство иноческое,-- в большинстве своем, если не
сказать все, вовек не оставят поста и молитвы, а значит, и падений
нравственных избегнут, от которых и богопротивные страсти, и всяческое
растление. Напомним, что мы имели целью не осуждение христиан, в миру
пребывающих, как и не восхваление монахов, но указание отличий, каждому
роду жизни присущих. Ибо если миряне, обремененные множеством забот и
обязанностей, лишь изредка и с великим трудом находят узкий и прискорбный
путь, то свободные от сего бремени иноки к поприщу своему приступают
налегке и потому большего осуждения заслуживают, если не подвизаются
сообразно с целью его.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95108949_Naucennye-ze-ot-uenosti-evangelskim-blazenstvam-to-est-blazennomu-smireniue-po-slovu_-Blazenny-nisie-duhom-blazenny-krotkieCXIV-i-tomu-cto-uzok-i-skorben-put-vedusij-v-ziznCXV---a-etomu- (400x209, 4Kb)

У мирян ставятся всем в пример победители соперников, отмстители обидчикам или те, кто достиг власти подкупом

Вторник, 15 Сентября 2015 г. 20:46 + в цитатник

Истинность сего обнаруживается из самого существа
дела, ибо, по слову святого Максима Исповедника, <<достижения мирских людей
суть падение для монахов>>CXII. И это тем очевиднее, что у мирян в обычае
кичиться своей славой, богатством, благополучием; монахи же сих вещей
чураются как чуждых самой цели иноческого служения. У мирян ставятся всем в
пример победители соперников, отмстители обидчикам или те, кто достиг
власти подкупом и угрозами; монахам же подобные дела исходатайствуют лишь
осуждение, а слава их в противном: имея законное право и силу отомстить,
понести вместо сего немощь, неприязнь и прямую злобу недруга, дабы
всемерной кротостью и снисхождением приобрести егоCXIII, не воздавая злом
за зло.

Итак, видим, что иноческое жительство изгоняет самолюбие и
мерзкое самомнение, ибо законно подвизающиеся в нем упражняются в бдении,
пощении, многообразных подвигах и блаженном послушании. Мир же обильно
насаждает в чадах своих себялюбие и тщеславие. То и другое незаметно
усваивается ими через родителей и дурные обычаи. Ибо детей, вместо
воспитания их в духе Христовом и приучения, по примеру прежних боголюбцев,
к посту и молитве (поначалу хранением среды, пятницы и всей Великой
Четыредесятницы), сызмальства окружают роскошью, негой и всевозможными
излишествами, прививая привычку внимать лишь страстям своим.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A3-%D0%BC...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95108510_U-miran-stavatsa-vsem-v-primer-pobediteli-sopernikov-otmstiteli-obidcikam-ili-te-kto-dostig-vlasti-podkupom-i-ugrozami_-monaham-ze-podobnye-dela-ishodatajstvuuet-lis-osuzdenie-a-slava-i (400x209, 4Kb)

А благодаря искушениям и сам узнает на опыте, что льстивый сатана не все страсти в человеках возбуждает разом,

Вторник, 15 Сентября 2015 г. 13:56 + в цитатник

Чтобы противодействовать душевным и телесным
страстям, инок должен упражняться в безмолвии и отвержении земного,
научаясь обоим вещам у боговидных отцов Церкви и наиопытнейших в том
аскетов. А благодаря искушениям и сам узнает на опыте, что льстивый сатана
не все страсти в человеках возбуждает разом, но, сообразуясь с возрастом,
занятием и силой каждого и выбирая подходящее время, приводит в действие
надлежащую. Прикровенно говорит о том и пророк Давид: на пути сем, по
немуже хождах, скрыта сеть мнеCVI, под путем разумея жизнь, а под сетью --
различные козни лукавого.

И во-первых, всеивает враг в душу человека тайное самомнение, то
есть непомерно высокое о себе понятие, а потом и себялюбие, и часто одно
предваряет другое. В умы легковерных и невнимательных (если не сказать:
безумных) самомнение зароняет мысль, будто и они нечто значат и если какое
добро сотворили, так это лишь их заслуга. То же пишет и блаженный Феодорит:
<<Ветру свойственно прах земной на воздух взметать, а самомнению -- людей
пустых>>CVII. Самомнение -- страсть столь тонкая, что и уязвленным ею
неприметна она без тщательного рассмотрения. Зарождается же оно от
себялюбияCVIII, то есть от неразумной и бесчинной самоприязни, о чем и у
богоносного Максима Исповедника говорится: <<Себялюбие есть начало всех
страстей, а конец их -- гордыняCIX; отсекший его отсек и все происходящие
отсюда страсти>> ([Главы о любви] 3-я сотница, гл. 57). И у того же отца
несколько выше: <<Самолюбие <...> является причиной всех страстных помыслов.
От него рождаются три главнейших помысла: помысел чревоугодия, помысел
сребролюбия и помысел тщеславия>>CX ([Главы о любви] 3-я сотница, гл. 56).

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%90-%D0%B1...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95105365_Zarozdaetsa-ze-ono-ot-sebaluebiaCVIII-to-est-ot-nerazumnoj-i-bescinnoj-samopriazni-o-cem-i-u-bogonosnogo-Maksima-Ispovednika-govoritsa_-_Sebaluebie-est-nacalo-vseh-strastej-a-konec-ih--- (400x209, 5Kb)

О пребывающих в миру, но из благочестия и ревности ко спасению исполняющих и хранящих заповеди Святого Евангелия,

Вторник, 15 Сентября 2015 г. 02:16 + в цитатник

О пребывающих в миру, но из благочестия и ревности
ко спасению исполняющих и хранящих заповеди Святого Евангелия, скажем, что
такие творцы воли Божией услышат: добрый раб и верный, войди в радость
Господина своего!CII -- и ничто большее с них не взыщется. С инока же
взыщется много, ибо он, избрав уединенное жительство, добровольно отвергся
мира, чтобы неложно последовать Господу нашему Иисусу Христу. И поскольку
жительство это избрано свободно, без понуждения, то и ответ за него
несравненно строже, и венцы с наградами больше, чем у мирян.

А что главное преимущество иноческого пребывания прямо восходит
к заповедям Святого Евангелия, видим из притчи о богатом юноше. Он,
вопросив Господа нашего Иисуса Христа, какое благо сотворить ради жизни
вечной, и услышав в ответ: соблюди заповеди, и спасешьсяCIII, возразил: все
это сохранил я от юности моей; чего еще не достает мне?CIV. Иисус же
сказал: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай
нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною!CV.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E-%D0%BF...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95095327_O-prebyvauesih-v-miru-no-iz-blagocestia-i-revnosti-ko-spaseniue-ispolnauesih-i-hranasih-zapovedi-Svatogo-Evangelia-skazem-cto-takie-tvorcy-voli-Boziej-uslysat_-dobryj-rab-i-vernyj-vojdi (400x209, 5Kb)

А между тем училище монашеской жизни, имея неложными наставниками Самого Христа и преподобных отцов, явило

Понедельник, 14 Сентября 2015 г. 17:16 + в цитатник

Да, мирские учебные заведения регулярно знакомят
воспитанников с философскими учениями, церковным правом и разного рода
научными теориями. Но незнание практической по преимуществу философии не
дает учащимся, что называется, обрести полное дыхание и выйти из школы
истинными последователями Христа о двух крыльях, каковы деяние и
созерцание. А между тем училище монашеской жизни, имея неложными
наставниками Самого Христа и преподобных отцов, явило миру богопросвещенных
богословов Святой Троицы, великих учителей, исповедников и дивных риторов
Церкви, явило, наконец, небесных человеков и земных Ангелов, которые, во
плоти ходя, бесплотных демонов низложили.

Итак, дело не в том, чтобы облечься в иноческие одежды и
заключиться в монастырских стенах или дикой пустыне, а в главной цели
монашества, ибо на нее одну взирая, питомцы иноческого подвига достигают
божественных добродетелей, каковые невозможно им было приобрести в мирских
условиях. А если кто из просиявших знамениями и чудесами достигал
добродетелей сих в миру, то, по обыкновению, уже после того, как подвизался
в иноческом делании. Но и другие, явившие себя чудотворцами без удаления в
пустыню, телом хотя и были в миру, по духу пребывали всецело ему чуждыми.
Ибо они упражнялись в пощении, молитве и всех божественных добродетелях без
всякого послабления себе, как сущим в миру, за что и сподобились славы от
Бога.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%90-%D0%BC...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95092220_A-mezdu-tem-ucilise-monaseskoj-zizni-imea-neloznymi-nastavnikami-Samogo-Hrista-i-prepodobnyh-otcov-avilo-miru-bogoprosvesennyh-bogoslovov-Svatoj-Troicy-velikih-ucitelej-ispovednikov-i-d (400x209, 4Kb)

И хотя из ранее приведенных ясных и неопровержимых доводов вполне очевидно, сколь высоко монашеское делание

Понедельник, 14 Сентября 2015 г. 15:16 + в цитатник

И хотя из ранее приведенных ясных и неопровержимых
доводов вполне очевидно, сколь высоко монашеское делание и какие страшные
обеты должен исполнять истинный монах, нахожу своевременным, радея о пользе
самых усердных, раскрыть самую, так сказать, суть иноческого рода жизни.

Сей род жизни не исчерпывается уставным одеянием и
благочестивыми повестями о старцах, как думают некоторые, но утвержден на
гранитной скале, основание которой -- само Евангелие Христово, имеет
высочайшее назначение, и врата адовы не одолеют его!

Имеющий пред очами бесценную вещь, хотя бы и алмаз редчайший, не
оценит его по достоинству, если он не специалист и не углубился тщательно,
и умом и на деле, в подлинную его ценность. Так и относительно жительства
иноческого: никто, хотя бы и величайший мудрец, не сможет без научения
делом уразуметь, какая высочайшая сокрыта в нем философия.

И потому, приступая к священному сему и возвышенному роду жизни
без главных его условий, то есть истинного самоотвержения и невозвратного
мироотречения, равно как и без опытных наставников, нимало не преуспеем.
Как пояс и меч не доставят награды воину без победы над врагом, так и
облечение в ангельский образ не принесет нам пользы без законного подвига,
к коему должен стремиться, соответственно месту и силам, каждый монах.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98-%D1%85...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95091317_I-hota-iz-ranee-privedennyh-asnyh-i-neoproverzimyh-dovodov-vpolne-ocevidno-skol-vysoko-monaseskoe-delanie-i-kakie-strasnye-obety-dolzen-ispolnat-istinnyj-monah-nahozu-svoevremennym-rade (400x209, 4Kb)

А братия в конце Божественной литургии, приступая по старшинству, целуют держимый новопостриженным крест с

Понедельник, 14 Сентября 2015 г. 14:26 + в цитатник

Все это знаменует собой совершенное отречение
монаха от мирских дел. А братия в конце Божественной литургии, приступая по
старшинству, целуют держимый новопостриженным крест с пожеланием соблюсти
обеты и до конца пребыть в подвиге. Во время целования поется настоящая
стихира первого гласа:

Познаим, братие, таинства силу, от греха бо ко отеческому дому
востекшаго блуднаго сына преблагий Отец предусрет [заранее встретив]
лобзает, и паки Своея славы дарует познание, и тайное горним [непостижимое
для Ангельских Сил] совершает веселие, закалая тельца упитанного, да мы
достойно жительствуим, заклавшему человеколюбному Отцу и славному
Заколению, Спасу душ наших [дабы мы жили достойно принесшего жертву
Человеколюбца Отца и славной Жертвы, Спасителя душ наших].

Вот изъяснение или, лучше сказать, раскрытие чина святого и
ангельского образа, на пользу всякому боголюбивому монаху, который пожелает
к нему обратиться. Сей труд предпринят затем, чтобы внимательно
размышляющие о поименованном Таинстве укреплялись духовно, восходили все
выше и ближе к Богу.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%90-%D0%B1...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95090525_Vo-vrema-celovania-poetsa-nastoasaa-stihira-pervogo-glasa_---Poznaim-bratie-tainstva-silu-ot-greha-bo-ko-oteceskomu-domu-vosteksago-bludnago-syna-preblagij-Otec-predusret-_zaranee-vstre (400x209, 4Kb)

О еже непорочно, неосужденно и непреткновенно совершити ему намерение [достичь цели] монашескаго образа, Господу

Понедельник, 14 Сентября 2015 г. 11:56 + в цитатник

О еже непорочно, неосужденно и непреткновенно
совершити ему намерение [достичь цели] монашескаго образа, Господу
помолимся.

О еже просветитися души его в воздержании и постничестве,
Господу помолимся.

О еже изменитися [избавиться] ему от всякия мирския похоти и еже
по плоти сродников пристрастия [и привязанности к родным по плоти], Господу
помолимся.

О еже пребыти ему во всяком благочестии, и благоговении, и
чистоте, Господу помолимся.

О еже отложити ему ветхаго человека и облещися в новаго, по Богу
созданнаго, Господу помолимся.

О оставлении грехов и прощении согрешений его, и еже быти ему
выше мирских мудрований, Господу помолимся.

О еже избавитися ему и нам от всякия скорби, гнева, и нужды,
Господу помолимся.

Заступи, спаси... Пресвятую, Пречистую... И по возгласе Яко свят
ecи поется Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся и чтется
Апостол к ЕфесянамXCVIII: Братие, возмогайте о Господе и Евангелие от
МатфеяXCIX: Рече Господь: иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене
достоин, каковые чтения имеют самое прямое касательство к монашествующим.

Книга:Православие и современность. Электронная библиотека

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E-%D0%B5...p;zone=all&wordforms=exact


mail_95089373_I-po-vozglase-Ako-svat-eci-poetsa-Elicy-vo-Hrista-krestistesa-vo-Hrista-oblekostesa-i-ctetsa-Apostol-k-EfesanamXCVIII_-Bratie-vozmogajte-o-Gospode-i-Evangelie-ot-MatfeaXCIX_-Rece-Gospod (400x209, 4Kb)


Поиск сообщений в vienpa
Страницы: 232 ... 127 126 [125] 124 123 ..
.. 1 Календарь