-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vienpa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.01.2014
Записей: 4649
Комментариев: 8
Написано: 4656


Если же хочешь знать, что означает выражение: ; то и сие не сокрыто

Пятница, 21 Марта 2014 г. 02:14 + в цитатник
7. Если же хочешь знать, что означает выражение: <<егда предаст царство Богу
и Отцу>>; то и сие не <<будет>> сокрыто от тебя, хотя ты и оказался мало
восприимчив к истине, и хотя сие будет противоречить, по-видимому, заповеди
Христовой: <<не пометайте бисер ваших пред свиниями>> (Мф.7:6). Но, подражая
Богу, буду держаться благой надежды, не скрывая истину и от злочестивых;
ибо Он одинаково дождит и равно разливает дневной свет на праведных и
неправедных (Мф.5:45). Ужели же не взыщешь истины, испытав такую любовь?
Уже ли не обратишь к нам умственный слух, дабы убедиться, что в словах
Писания нет противоречия одного места с другим, но все со всем сообразно и
согласно? Посему слова: <<тогда и Сам Сын покорится покоршему Ему всяческая>>
(1 Кор.15:28) и еще: <<егда предаст царство Богу и Отцу>> (1 Кор.15:24),
нельзя понимать согласно с твоими мыслями. Ибо Он по всему уподобился
человеку и страдал вместе с ним, по слову пророка: <<Сей грехи наша носит, и
о нас болезнует>> (Ис.53:4.) и: <<Той недуги наша прият и болезни понесе>>
(Мф.8:17), поелику облекся в доступную для них плоть, и <<по нас>>, как
сказано, <<грех сотвори>> (2 Кор.5:21), не сотворив греха, но как бы
сотворивший, <<быв по нас клятва>>, да искупит нас от клятвы (Гал.3:13), и
был наименован проклятым, благоволив, по состраданию, именоваться одним с
нами именем; во всем этом Он уподобился человеку, приняв самый образ раба,
как будто Сам Он был преступником закона, и, предложив (в жертву) за род
человеческий собственное Лице, преклонил Отца, призывая Его к
умилостивлению. Но поелику не весь род человеческий покорился Сыну, то и
Сам Он, будучи покоршимся, является и представляется вменяющим Себе пред
лицем Отца непокорство людей. Когда же все покорится Сыну (а ныне <<не у
видим Ему всяческая покорена>> - Евр.2:8), тогда скажет Он: все покорилось
Мне. А когда все покорится Ему, тогда и Сам Он явится покорившимся
<<Покоршему Ему всяческая>> (1 Кор.15:28). Если бы все мы были Христовы, и
Христос был бы Божий, и был бы покоршимся. А если мы еще не Христовы: то не
Божий еще и Христос, болезнующий о нас. Итак, когда все будем Христовы,
тогда и Христос будет Божий, покорив чрез Себя Отцу всех, которых прежде
приял от Него, <<да будет Бог всяческая во всех>> (1 Кор.15:28). Он является
некоторым образом не покорившимся Отцу, когда врученные Ему, образ коих Он
принял, еще не покорились Ему. Когда же все покорится Ему: тогда Он явится
предавшим царство Богу и Отцу. Под царством же должно разуметь не
достоинство скиптродержательства, ибо Отец не нуждается в царском
достоинстве, чтобы обратно получить от Сына то, что прежде снисходительно
вручил в Его распоряжение. Твоя тайная мысль, кажется, именно такова. Ты
нечествуешь не только по отношению к Сыну, уничтожая Его ипостась, но и по
отношению к Отцу, выражая мысль, что Он не был царем на то время, как
уступил царство Сыну, а потом снова получит оное от Него, как будто
нуждаясь в этом достоинстве. Сын передаст Ему не достоинство царское, как я
прежде сказал, но вступивших в Его царство и покорившихся Ему. Представив и
передав таковое царство, Он скажет: вот <<царское священие, язык свят, люди
обновления Моего>> (1 Пет.2:9) и еще: <<се Аз, и дети, яже Ми дал есть Бог>>
(Евр.2:16); ибо Он дал их Ему, подчинив Ему все народы: <<дам Ти языки
достояние Твое и одержание Твое концы земли>> (Пс.2:8).

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact

Думаю, что увлеченные Ариевым заблуждением воспользовались в свою защиту следующим евангельским изречением:

Четверг, 20 Марта 2014 г. 20:14 + в цитатник
6. Думаю, что увлеченные Ариевым заблуждением воспользовались в свою защиту
следующим евангельским изречением: <<Пославый Мя болий Мене есть>>
(Ин.14:28); на основании сего они предположили, что Сын есть создание и
тварь. И ответ наименовавшему Его учителем благим: <<никтоже благ, токмо
един Бог>> (Мф.19:17), породил у них предположение, что Он есть человек, и
имеет название Сына в несобственном смысле. По моему мнению их
предположение, что Сын чужд существа Отчаго, порождено и следующими
словами, сказанными в евангелии Марка: о последнем <<дни и часе, никтже
весть, ни ангели, иже суть на небесех, ни Сын, токмо Отец>> один (Мк.13:32).
А савеллиане, без внимательнаго разсуждения прочитав слова: <<Аз и Отец
едино есма>> (Ин.10:30); <<видевый Мене, виде Отца>> (Ин.14:9): и еще: <<егда
предаст царство Богу и Отцу>> (1 Кор.15:24), впали в величайшее заблуждение
нечестия, думая, что Сын временно изшел от Отца в следствие отпадения
человека от Бога, а после исправления человеческаго грехопадения опять
сокрылся, и, разрешившись, слился с Отцем. Или ты, мудрствующий
савеллиански, не читал следующее место апостольскаго послания,
противоречащее твоему мнению, где между прочим сказано: <<по действу державы
крепости Его, юже содея о Христе, воскресив Его из мертвых и посадив
одесную Себе на небесных, превыше всякаго начальства и власти и силы и
господства и всякаго имени именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем>>
(Еф.1:19-21)? Или и евангельский глас не убеждает тебя в том, что не
временен Сын, но и в будущем веке суд над всеми вручен Сыну? <<Отец бо,
сказано, не судит никомуже, но суд весь даде Сынови: да вси чтут Сына,
якоже чтут Отца>> (Ин.5:22-23). И в другом месте апостол говорит: <<во
откровении Господа Иисуса с небесе, со ангелы силы Своея, во огни пламенне,
дающаго отмщение неведущим Бога и не послушающим благовествования Господа
нашего Иисуса Христа>> (2 Сол.1:7-8). Смотри, как не послушающие, по словам
апостола, понесут наказание - гибель вечную, когда Он придет прославиться
во святых своих; понесут же наказание от Сына, который, по твоему мнению,
уже не существует.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D1%83%...p;zone=all&wordforms=exact

А чтобы изречение: (Притч.

Четверг, 20 Марта 2014 г. 14:14 + в цитатник
5. А чтобы изречение: <<Господь созда мя начало путей Своих в дела своя>>
(Притч.8:22) не было виною (ложных) мыслей у имеющих поврежденный разсудок,
не должно и его пройти молчанием. Переводчики, не совсем точно переводя с
еврейскаго на греческий язык, сказали: <<созда мя>> (?????? ??), а по
изследовании найдешь тут: <<содела мя>> (??????? ??). Впрочем, и выражепие
<<созда мя>>, если тщательно вникнуть в него, не выражает ничего несогласнаго
с словами: <<содела мя>>. Если бы (писатель) сказал только: <<Господь созда
мя:>> то у некоторых могло бы возникнуть недоразумение. Но поелику прибавил:
<<начало путей своих в дела своя>>, то очевидно, что сказанное нужно понимать
так: Господь соделал, чтобы начальствовать Мне над делами Его и начало
путей своих вверил мне. Когда же Отец возъимел начало путей своих? Или
когда Он не был действующим? Или от кого получил силу и действование? Ибо
если Он не от века имел у Себя все: то это значит, что Он получил сие от
кого либо иного, так что нужно вообразить себе иного какого-то Бога,
старейшаго, чем Он. Но <<кто прежде даде Ему, и воздастся ему>> (Рим.11:35),
говорит Писание. Если же все от Него: то никогда не найдти начала путей Его
и дел Его, но от века Он действовал. А если <<вся>> Сыном <<быша, и без Него
ничтоже бысть>> (Ин.1:3); то совершенно очевидно, что Отец от века имеет у
Себя действующую Премудрость. Если Отец действует от века, а без Сына не
бывает никакого действия: то слово: <<быть созданным,>> нельзя понимать так,
что (Сын) после был создан, дабы (Отцу) действовать. Но выражение: <<созда
мя начало путей своих,>> означает; вверил мне пути Свои, чтобы они были под
Моим начальством; говорится о начале не время означающем, а власть. Ибо и
апостолы говорят, что <<Господа и Христа Его сотворил есть>> (Деян.2:36).
Если бы выражение: <<сотворил есть>> означало тварь и создание, то были бы
двое, которых сотворил Он, одного Господа, а другаго Христа. Что Христос
называется царем, это никому не безъизвестно; а слово <<сотворил>> означает,
что Отцем вверены Ему две власти, - господственная и царственная, или,
лучше сказать, одна власть, но почтенная двумя или более наименованиями.
Посему и те и другие, увлеченные тем и другим заблуждением, пусть убедятся,
что Сын, вечно существуя с Отцем, рожден и вместе безначален; безначален по
вечному пребыванию с Отцем, а рожден, потому что от Отца получил бытие; как
сказали мы о светиле, что оно есть виновник света, но не прежде света, а
со-временно ему. Посему Он и во веки пребудет, и никогда не перестанет
царствовать; ибо Он и не начинал быть, но именует Себя вечно действующим с
Отцем, говоря: <<Отец Мой доселе делает, и Аз делаю>> (Ин.5:17). Слово:
<<доселе>> ведет мысль к вопросу: <<отколе>>. А так как это: <<отколе>>,
относящееся ко времени, Он опустил, а сказал только: <<доселе>>, то сим
означил, что Он все вечно делает с Отцем. Он <<доселе>> делает, производя,
животворя, возращая, всем управляя, и никогда не престанет делать, потому
что бездействие не приличествует Богу, и делая Он не устанет, чтобы
нуждаться в покое.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%90-%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%8B-%D0%B8%D0%B7%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%3A-%C2%AB%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%8C-%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0-%D0%BC%D1%8F-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%BE-%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D1%85-%D0%B2-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%8F%C2%BB-(%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%87.&site=®ion_name=&rstr=&zone=all&wordforms=exact

Итак на основании Писания доказано, как сказали мы, что человеческое слово не объемлет Бога и Его свойств.

Четверг, 20 Марта 2014 г. 08:14 + в цитатник
4. Итак на основании Писания доказано, как сказали мы, что человеческое
слово не объемлет Бога и Его свойств. Поелику же никакая часть речи
недостаточна, чтобы объять вечность Сына: то Писание загадочно означает
совечность Сына с Отцем при помощи предлога (<<прежде>>), говоря: <<прежде
денницы родих Тя>> (Пс.109:3); еще: <<прежде всех холмов>>, и всякаго создания
<<раждает мя>> (Притч.8:25). Прилагая эту частицу, Писание указывает, что Он
безначален; ибо называя Его существующим прежде всего, и особенно, прежде
век, оно обращает нашу мысль к вечности и безначальности. А как вечно
совозседающий с Отцем может быть наименован Сыном и рожденным, пример сего
я укажу тебе в солнечном луче, хотя при сем слово и не коснется самаго
естества. Отчего не сказать, что свет родился от светила? Но как не прежде
солнце, а потом лучь, но вместе с бытием или происхождением солнца есть и
произошел лучь, и вместе с существованием светила стал существовать и свет,
и как раждающееся от светила является рожденным не по некотором времени, а
вместе с ним: так не прежде Бог, а потом Его Премудрость, но вместе с
бытием Бога всяческих, Который был всегда, всегда существовала и
Премудрость, то есть, Христос, хотя премудрость по справедливости и
именуется рожденною от Бога и порождением являющаго ее, Слова же: <<прежде
всех холмов раждает мя>>, несомненно указывают на Спасителя людей,
рожденнаго Отцем. И выражение: <<днесь родих тя>> (Пс.2:7) означает прежде
рожденнаго и вечно с Ним сущаго: а вводя означение времени: <<днесь>>,
Писание показывает, что, тогда как все проходит перед Ним преемственно, Он
рождается вечно, доколе будет именоваться это: <<днесь>>. А когда это:
<<днесь>> прекратится вместе с сим миром, тогда Он уже не раждается, по
навсегда всецело став рожденным, и возсев судиею и мздовоздателем живым и
умершим, вечно будет царствовать с Отцем.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact

Помню, что я прежде обещал показать вам как бы в зеркале, образ отношений между Отцем и Сыном; ибо чт?

Четверг, 20 Марта 2014 г. 02:14 + в цитатник
3. Помню, что я прежде обещал показать вам как бы в зеркале, образ
отношений между Отцем и Сыном; ибо чт? касается до самаго Божескаго
естества, т? не подлежит человеческому слову. И сам Бог беседует с нами не
по силе Своего величия, но соразмеряет глас Свой с слухом человеческим так,
чтобы мы способны были своим слухом принять Божественный глас. Свое
нестерпимое и необъятное величие Он соразмеряет со взорами человеческими, и
будучи Богом, является человеком; ибо <<Себе умалил, зрак раба приим>>
(Флп.2:7), дабы мы, люди, могли зреть Бога. Посему как мы веруем, что не
будучи человеком, Он явился человеком, хотя по естеству был и есть Бог,
Свое необъятное величие ограничивший телом, и в Себе, как бы в зеркале,
явивший нам все величие Божества, дабы воспользовавшись им, как зрительным
стеклом, мы узрели и Отца (ибо <<сый,>> по апостолу, <<образ Бога невидимаго>>
(Кол.1:15) сказал: <<видевый Мене, виде Отца>> (Ин.14:9): так и посредством
того, что сказано в Писании сообразно с мерою нашего слуха (хотя сие, по
немощи слова, часто и не вполне соответствует Божеству), мы соответственным
образом созерцаем Его мыслию. Ибо как ради нашего зрения Он явился Богом,
плотию описуемым: так и ради нашего слуха возвещается Словом умаленным по
сравнению с величием Божества.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact

Но, может быть, кто нибудь скажет: все, что безначально, должно быть и нерожденно; как же возможно правильно

Среда, 19 Марта 2014 г. 20:14 + в цитатник
2. Но, может быть, кто нибудь скажет: все, что безначально, должно быть и
нерожденно; как же возможно правильно назвать безначальным Сына, самое имя
Котораго указывает на начало? Ибо Сыном Он именуется потому, что рожден; а
что рождение заключает понятие о начале, сего никто не отвергнет. Итак,
если Он Сын, то для нас ясно, что Он получил начало при рождении. А быть
может Он будет иметь и конец, скажет кто нибудь, разсуждая философски. И
апостол говорит, что Он <<покорится Покоршему Ему всяческая, и предаст
царство Богу и Отцу>> (1 Кор.15:28, 24 ); посему можно думать, что Он, как
не существовавший прежде рождения, снова разрешится в небытие.


Взойди со мною в твердыню веры, дабы не быть увлечену тебе обольщениен
таких разсуждений как бы сильным порывом ветра, подобно тому как с узкой и
открытой дороги прах сметается ветром в пропасти погибели. Если Отец всего
не рожден и вечен, премудр и всемогущ, а апостол, благовествуя веру в Него,
всем проповедует, что Христос Божия сила и премудрость (1 Кор.1:24): то как
осмеливаются подчинять Его рождение времени и признавать не вечным и не
безначальным? Ибо если рождение нашего Спасителя, по мнению некоторых, во
времени получило начало: то сим лишается чести не только Сын, но и Отец, по
слову Сына: <<ни Мене весте, ни Отца>> (Ин.8:19); <<иже не чтит Сына, не чтит
Отца>> (Ин.5:23); один лишается чести как не существующий прежде рождения, а
другой как не имеющий прежде бытия Сына ни силы, ни премудрости. Разсуждая
же последовательно, они должны придти к мысли, что Отец прежде рождения
Сына не был и Богом; ибо какой же Он Бог, если не обладал силою и
премудростию? Если же Священное Писание провещало нам, что Он есть от века
Бог: то должно веровать, чго Он вечно имел у Себя Премудрость и Силу, то
есть, Христа.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact

Сие-то Слово благо последователи Ария и Ахилла, произнося нечестивейшия речи, дерзнули объявить созданием

Среда, 19 Марта 2014 г. 14:14 + в цитатник
СЛОВО ПРОТИВ АРИЯ И САВЕЛЛИЯ


1. <<Отрыгну сердце мое слово благо>> (Пс.44:2), сейчас сказал псалмопевец.
Сие-то Слово благо последователи Ария и Ахилла, произнося нечестивейшия
речи, дерзнули объявить созданием и тварию, и многих увлекли в свое
заблуждение. А савеллиане, разсуждая противно сим, пытаются уничтожить
ипостась Сына, и полагая, что тот же единый Отец почтень двумя именами,
называют Его сыно-отцем (?????????). И то и другое мнение ставятся
упомянутыми еретиками как бы две западни; а между ними идет средний узкий
<<и тесный путь вводяй в живот>> (Мф.7:14), по слову евангельскому. Многие,
уклоняясь от одной западни, делаются добычею другой; но ты, кажется, боясь
впасть с которую либо из них, бежишь и от самаго пути истины, думая, что не
должно заниматься разсуждениями о Боге. Смотри, чтобы, опасаясь заблуждений
той и другой ереси, не подпасть наказанию за недостаток благочестия. Сам
Спаситель, став во главе истиннаго пути, воскликнул говоря: <<Аз есмь путь и
истина>> (Ин.14:6); не уклоняйся ни на право, ни на лево, дабы не оказаться
на котором либо из (ложных) путей. И еще: <<Аз есмь дверь овцам; не входяй>>
Мною, <<но прелазяяй инуде, тать есть и разбойник>> (Ин.10:1, 7), и сетию
уловленный погибнет. Итак, склоняющиеся своею мыслию к которому либо из сих
заблуждений, да услышать>>, что Спаситель наш Иисусь Христос есть Сын Божий,
и называется так по естеству, а не именуется только Сыном, в несобственном
смысле сего слова, каке мы, будучи тварию; что Он не имеет начала, но
вечен; почему по самой ипостаси Своей Он и в безконечные веки будет
царствовать с Отцем.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%B8%...p;zone=all&wordforms=exact

Без заголовка

Среда, 19 Марта 2014 г. 08:14 + в цитатник
Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=&site=&am...p;zone=all&wordforms=exact

Не умолчим, братие, и о благообразном советнике, Иосифе Аримафейском, который, взяв тело Господа, чистый и

Среда, 19 Марта 2014 г. 02:14 + в цитатник
Не умолчим, братие, и о благообразном советнике, Иосифе Аримафейском,
который, взяв тело Господа, чистый и святой дар, обвивает его чистою
плащаницею и полагает в чистом гробе. Дело этого благообразного советника
да будет для нас законом, чтобы и мы подобным образом, когда приемлем этот
дар тела, не советовали себе принимать его в оскверненную плащаницу совести
и полагать в смрадном от мертвых костей и всякой нечистоты гробе сердца.
Но, как говорит апостол, пусть каждый испытывает себя, чтобы благодать не
была во осуждение недостойно принимающему ее (см.: 1Кор.11:28-29).

Но говоря это, я вдруг чувствую себя пораженным светоносною одеждою Ангела,
и потрясает радостию мое сердце вожделенное землетрясение, отваливающее
тяжелый камень человеческой гробницы, отверзающее всем дверь воскресения.
Потечем и мы к этому зрелищу необычайного чуда. Ибо суббота уже прошла, не
останемся позади жен. В наших руках да будут и ароматы: вера и совесть; ибо
это - благоухание Христово. Не станем уже искать живого с мертвыми, ибо
ищущего таким образом отстраняет Господь, говоря: не прикасайся Мне
(Ин.20:17), но когда взойду к Отцу, тогда тебе можно прикоснуться.
Послушаем, что благовествует и жена, верою предупредившая мужа и хорошо
сделавшая, чтобы предварением в добре оправдаться в причинении зла. Что же
благовествует жена? Подлинно ни от человек, ни человеком, но Иисус Христом
(Гал.1:1). Ибо послушайте, говорит мироносица, что Господь повелел нам
сказать вам, которых Он и братьями Своими называет: восхожду ко Отцу Моему
и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин.20:17). О прекрасное и благое
благовестие! Соделавшийся для нас подобным нам, чтобы, будучи нам сродным,
сделать нас Своими братьями, приводит Свое человечество к истинному Отцу,
чтобы Собою привлечь все сродное, чтобы впредь никто не укорял нас, что мы
служили не по естеству сущым богом (Гал.4:8), потому что мы снова приведены
к живому и истинному Богу, и чтобы мы не были отвергнуты и лишены
отеческого наследия, чрез усыновление последовав за Сыном. Соделавший Себя
чрез воплощение первородным во многих братиях (Рим.8:29) привлек всю тварь,
которой приобщился в принятой на Себя плоти. Но тогда как пред Пасхою
пресный хлеб имел приправою горечь, мы видим, что после воскресения хлеб
приправляется некоторою сладкою снедию. Видишь ли при ловлении Петром рыбы
хлеб и соты медовые в руках Господа? Подумай, что готовит тебе горечь жизни?

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B5-...p;zone=all&wordforms=exact

А все те мысли, к которым приводит нас крест, через который совершилось таинство страдания, можно ли кому-либо

Вторник, 18 Марта 2014 г. 20:14 + в цитатник
А все те мысли, к которым приводит нас крест, через который совершилось
таинство страдания, можно ли кому-либо легко изъяснить словом? Ибо не было
ли бесчисленного множества способов, ведущих к смерти, чрез которые могло
бы исполниться домостроительство о нас смертию? Но из всех видов смерти
самовластно Определившим Самому Себе страдание назначен этот. Ибо подобает
Сыну Человеческому (Мк.8:31). Не сказал: то и то претерпит Сын
Человеческий, как бы просто сказал кто-нибудь, предсказывая то, о чем
говорил, но утверждает, что этому необходимо быть по некоей неизреченной
причине, говоря, что подобает Сыну Человеческому много пострадати, и
искушену быти... и убиену быти, и в третий день воскреснути (Мк.8:31).
Уразумей со мною значение слова подобает, из которого открывается
решительно, что страдание именно никак не должно было совершиться иначе как
чрез крест. Какая же причина тому? Одному великому Павлу, наученному
неизреченными глаголами, которые он, посвященный в тайны рая, слышал там,
свойственно уяснить и это таинство, как он в словах к ефесянам отчасти и
дает уразуметь сокровенное, говоря: да возможете разумети со всеми святыми,
что широта и долгота, и глубина и высота, разумети же преспеющую разум
любовь Христову, да исполнитеся во всяко исполнение Божие (Еф.3:18-19). Ибо
не напрасно божественное око апостола мысленно узрело здесь образ креста;
но чрез это апостол ясно показал, что всякий, отринув от глаз чешую
неведения, ясно увидит самую истину. Ибо он знал, что образ креста,
представляющий четыре выступа, соединенные посредине, обозначает на все
простирающуюся силу и промышление Того, Кто на нем явился, и потому каждому
выступу дает отличительное название: глубиною именуя то, что идет вниз от
средины, высотою то, что находится сверху, широтою же и долготою то, что
поперек простирается в обе стороны от связи, так что часть в ту сторону от
средины называется широтою, а в другую сторону - долготою. Чрез это, мне
кажется, ясно обозначается словом то, что нет ничего существующего, что бы
неодержимо было Божескою природою, - и небесное, и подземное, и отовсюду
простирающееся посредине до пределов сущего. Ибо высотою означается горнее,
глубиною подземное, долготою и широтою - все, что заключается в средине и
что держится всем управляющею силою. Доказательством сказанного пусть будет
то, что происходит в душе твоей при мысли о Боге. Ибо воззри на небо,
представь земные глубины, простри свою мысль до широты и до пределов всего
существующего и подумай, какова сила, содержащая все сие, служащая как бы
некоторою связью всего, и увидишь, как мысль о Божеской силе сама собою
начертывает в уме образ креста, от горнего нисходящий в бездну и до крайних
пределов простирающийся поперек.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%90-%D0%B2...p;zone=all&wordforms=exact

Итак, кто во всю седмицу этой жизни проводит настоящий день без примеси и кваса ветхой злобы, делая приправою

Вторник, 18 Марта 2014 г. 14:14 + в цитатник
Итак, кто во всю седмицу этой жизни проводит настоящий день без примеси и
кваса ветхой злобы, делая приправою жизни воздержание, тот отстраняет от
себя всякую примесь тьмы. На это указывает четырнадцатый день лунного
течения. Поскольку круг течения луны состоит из двадцати девяти дней с
половиною, в которые луна, от новомесячия чрез приращение достигнув
полноты, опять чрез ущерб доходит до совершенного исчезновения света, то
ясно, что половина упомянутого числа есть четырнадцатый день и еще немного.
Луна тогда бывает в таком виде, что, совершив свойственное ей течение в
продолжение ночи, она продолжает свое круговращение еще несколько времени
и, полная светом, смешивает свое сияние со светом дневных лучей, так что ни
вечером, ни утром никакой промежуток темноты не рассекает непрерывности
света и, несмотря на преемство дня и ночи, свет не разделяется тьмою. Ибо
прежде чем солнечный луч совершенно скроется на противоположной стороне,
тотчас является луна и своим светом озаряет землю; и опять - прежде чем
круг ее совершенно зайдет за горизонт, с остатками лунного света
смешивается дневное сияние. Таким образом, в день полнолуния тьма
уничтожается и утро и вечер озаряются преемством светил.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact

Если же так, то срок, по нашему счислению, соблюден, когда мы будем считать от вечера четвертка до вечера

Вторник, 18 Марта 2014 г. 08:14 + в цитатник
Если же так, то срок, по нашему счислению, соблюден, когда мы будем считать
от вечера четвертка до вечера субботы, вставляя, как сказано, ночь,
разделявшую пятницу на два дня и одну ночь. Ибо Властвующему Своим
могуществом над самым веком прилично было соделать, чтобы не дела Его по
необходимости сообразовались с установленными для времени мерами, но чтобы
меры времени делились по новому порядку сообразно потребности сущего и
чтобы, когда Божественная сила в кратчайший срок совершает дело благое, и
меры времени укорачивались бы. Таким образом, и времени прошло не менее
трех дней и стольких же ночей, потому что этого числа требует таинственная
и неизглаголанная причина, и Божественная сила, в выжидании обычных
промежутков дней и ночей, не встретила препятствия для скорости
действования. Ибо Имеющий власть и положить душу Свою о Себе и опять
восприять, когда хотел, как Творец веков, имел власть в своих делах не быть
подвластным времени, но устроять время сообразно с делами.

Но слово еще не коснулось самого главного вопроса. Более любознательным
естественно спросить: каким образом Господь в одно и то же время мог быть в
сих трех: в сердце земли, в раю с разбойником и в руках Отца? Ибо фарисеям
Он говорит: якоже бо бе Иона во чреве китове... тако будет и Сын
Человеческий в сердцы земли в продолжение трех дней (Мф.12:40); разбойнику:
днесь со Мною будеши в раи (Лк.23:43); Отцу же: в руце Твои предаю дух Мой
(Лк.23:46). Но ни в преисподней нет никакого рая, ни преисподней в раю, так
чтобы в то же время можно было быть в обоих или называть их руками Отца.
Для благочестиво рассуждающих это, быть может, и исследования не
заслуживает. Ибо везде Сущий Божественною силою и всюду присутствует, и ни
от чего не удаляется. Я же, изучая этот предмет, пришел к другой еще мысли,
которую для желающих из вас изложу кратко. Когда Дух Святой нисшел на Деву
и сила Вышнего осенила Ее (см.: Лк.1:35), чтобы образовать в Ней нового
человека, (потому названного новым, что создан по Богу, а не по
человеческому обыкновению), чтобы быть нерукотворенным вместилищем Бога
(ибо Всевышний не в рукотворенных, то есть не в людьми приготовленных,
храмех живет (Деян.17:24); тогда вместе с тем, как Премудростию Самою
устроен был дом (см.: Притч.9:1) и осенением Силы, как бы наложением печати
извнутри, довершено было его образование, Божественная сила соединяется с
обеими составными частями человеческой природы, то есть с душою и телом,
соответственно сочетавшись с тою и другим. Ибо так как обе эти части
поражены были смертию через преслушание (для души омертвение состояло в
удалении ее от действительной жизни; для тела же - в тлении и разрушении),
то нужно было из обоих их изгнать смерть примешением жизни. Итак, по
соединении Божества с каждой из частей человека в обеих явились ясные
признаки всепреходящего естества. Ибо тело обнаруживало находящееся в нем
Божество, совершая исцеления чрез прикосновение, душа показывала
Божественную силу могущественною волею. Ибо как телу свойственно ощущение
чрез прикосновение, так душе - движение посредством воли. Приходит
прокаженный, уже разлагающийся и не владеющий телом. Как исцеляется он
Господом? Душа желает, тело касается. И болезнь тем и другим образом
изгоняется. Ибо тотчас, как написано, оставила его проказа (см.: Мф.8:3).
Опять же - Он не желает отпустить голодными многие тысячи, бывшие при Нем в
пустыне, а руками преломляет хлебы. Видишь ли, как Божество,
соприсутствующее обеим частям, обнаруживается в каждой - в теле действием,
в душе - стремлением ее воли. И что нужды перечислять самые чудеса, все
совершаемые подобным образом, и обременять слово известным? Перейду к тому,
для чего упомянул о сказанном. Как Господь в одно и то же время был в аду и
в раю? Одно разрешение этого вопроса: нет ничего недоступного для Бога,
всяческая в Нем состоятся (Кол.1:17). Другое же то, к которому клонится
теперь наше слово: так как Бог изменил всего восприятого Им человека в
Божественное естество чрез соединение с ним, то и во время страдания по
домостроительству не отступил ни от одной из частей, с которыми однажды
соединился: Нераскаянна бо дарования Божии (Рим.11:29). Хотя Божество
добровольно разлучило душу от тела, но показало, что оно пребывает в обоих.
Ибо телом, которое не приняло тления смерти, оно сокрушило имущего державу
смерти (см.: Евр.2:14), душою же открыло разбойнику вход в рай; то и другое
делается в одно время, и Божество совершает благо чрез ту и другую части
человека: чрез нетление тела - уничтожает смерть, чрез душу же, восходящую
к собственному своему жилищу, - возвращает людей в рай. Итак, поскольку
состав человеческий двойствен, а Божественное естество просто и единовидно,
то и во время разлучения тела от души неделимое не разделяется вместе со
сложным, но, напротив, пребывает тем же. Ибо единством Божеского естества,
равно присущего как в теле, так и душе, разрозненное опять соединяется
вместе. И таким образом смерть происходит от разделения соединенного,
воскресение же - от соединения разделенного. Если же спросишь, каким
образом, будучи в раю, Господь предает Себя в руки Отца, то искомое
объяснит тебе высокий Исаия. Ибо он от лица Божия о горнем Иерусалиме,
который, как веруем мы, есть не иное что, как рай, говорит: Се, на руках
моих написах стены твоя (Ис.49:16). Итак, если Иерусалим, который есть рай,
написан на руках Отца, то ясно, что вступивший в рай совершенно вселяется в
дланях Отчих, на которых и Божественный город имеет свое начертание. Об
этом довольно.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact

Впрочем, о числе дней мы только предполагаем это; верно это или нет, оставим на суд слушателей, ибо слово

Вторник, 18 Марта 2014 г. 02:14 + в цитатник
Впрочем, о числе дней мы только предполагаем это; верно это или нет,
оставим на суд слушателей, ибо слово наше не есть решение, но упражнение и
изыскание. Если же хочешь точно узнать определенный срок этих дней
страдания, ибо в числе немалого недостанет, если станешь считать время с
девятого часа пятницы, в который Господь предал дух в руки Отчие, - то
несколько помедли, и может быть, слово объяснит тебе это. Какое же слово?
Обрати взор на величие Божественной силы, и узнаешь то, о чем здесь
спрашиваешь. Вспомни об изречении Господнем, что объявляет о Себе имеющий
державу над всем, как самодержавною властию, а не по необходимости
естественной Он разлучает душу от тела. Он говорит: никтоже возмет душу
Мою, но Аз полагаю ю о Себе: область имам положити ю и область имам паки
прияти ю (Ин.10:18). Как скоро это мне твердо известно, то и искомое
уясняется. Ибо всем Правящий со владычним самовластием не ждет принуждения
к страданию от предательства, не ожидает для того разбойнического нападения
иудеев, ни беззаконного суда Пилатова, чтобы их злоба была началом и
причиною общего спасения людей; но Своим домостроительством Сам
предупреждает их наступление способом священнодействия неизреченным и
людьми невиданным, Самого Себя приносит в приношение и жертву за нас,
будучи вместе Священником и Агнцем Божиим, беря на Себя грех мира. Когда же
это? Когда предложив ядомое тело Свое в пищу, ясно показал, что
жертвоприношение Агнца уже совершилось. Ибо жертвенное тело не было бы
пригодно к ядению, если бы было еще одушевлено. Итак, когда Господь
преподал ученикам тело для ядения и кровь для пития, то свободною властию
Домостроителя таинства тело Его неизреченно и невидимо уже было принесено в
жертву, а душа была в тех местах, куда перенесла ее власть
Домостроительствующего вместе с соединенною с нею Божественною силою; она
обходила ту страну в сердце земли. Итак, считающий время от того часа,
когда Богу принесена была жертва Великим Архиереем, неизглаголанно и
невидимо священнодействовавшим Себя Самого, как Агнца, за общий грех, не
погрешит против истины. Ибо был вечер, когда снедено было сие священное и
святое тело. За этим вечером последовала ночь пред пятницею. Далее - день
пятницы, рассеченный вводною ночью, разделяется на одну ночь и два дня. Ибо
если Бог тму нарече нощь (Быт.1:5), а в продолжение трех часов была тьма по
всей Вселенной, то эта тьма и есть ночь, новоразделившая день посредине,
разграничившая собою два отдела дня, один - от рассвета до шестого часа,
другой - от девятого часа до вечера. Таким образом, прежде было два дня и
две ночи. Далее - ночь пред субботою и с нею день субботы, - ты имеешь три
ночи.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BF%...p;zone=all&wordforms=exact

Довольно узнать только то, что для всемогущей Премудрости, бывшей в сердце земли, для Господа, довольно было

Понедельник, 17 Марта 2014 г. 20:14 + в цитатник
Желаете ли узнать что-нибудь и относительно тридневного срока? Довольно
узнать только то, что для всемогущей Премудрости, бывшей в сердце земли,
для Господа, довольно было и столь малого промежутка времени, чтобы великий
ум, в ней обитающий, объюродел; ибо так именует его пророк, называя его
великим умом и князем ассирийским (см.: Ис.10:12). Итак, поскольку сердце -
это некоторое жилище ума, в сердце пребывает, как думают, властвующая сила
души, то Господь нисходит в сердце земли, которое заменяет небесное жилище
для этого ума, чтобы соделать безумным его совет, как говорит пророк (см.:
Ис.19:11), уловить мудрого в коварстве его и обратить против него же его
лукавые предприятия (см.: Иов.5:12-13). Начальнику тьмы невозможно было бы
приблизиться к пришедшему чистому свету, если бы он не узрел в нем
некоторой части плоти. Вот почему как скоро увидел богоносное тело, а
вместе увидел и содеваемые Самим Божеством чудеса, то возымел надежду: если
чрез смерть овладеет плотию, то овладеет и всею в ней находящейся силою. И,
проглотив приманку плоти, пронзается удою божества, и таким образом змий
приведен удою, как сказал Иов, предвозвестивший имевшее быть чрез него:
Извлечеши ли змиа удицею? (Иов.40:20). Послушаем же у пророка, что
замышляло против Вселенной самое сердце земли, когда разверзло пасть на
Господню плоть. Что говорит ему в обличение Исаия? Ты же рекл еси в сердце
твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой... и буду
подобен Вышнему (Ис.14:13-14). Так замышляло о себе злое сердце. А как еще
прежде этот великий во зле ум, злой ассириянин, рассуждал с собою, о том
опять послушаем слова Исаии: Рече бо: крепостию руки моея сотворю, и
премудростию разума... отъиму пределы языков, и силу их пленю, и сотрясу
грады населеныя, и вселенную всю объиму рукою моею яко гнездо, и яко
оставленая яица возму: и несть, иже убежит мене, или противу мне речет
(Ис.10:13-14). С такою надеждою он принимает в себя Того, Кто по
человеколюбию нисшел под землю. А что с ним было вместо того, чего
надеялся, о том ясно повествует пророчество, говоря о его страдании: Како
спаде с небесе денница... сокрушися на земли тот, которому подостлана
гнилость, которого одеждою служит покров из червей (Ис.14:12,11), и прочее,
что говорится о его погибели, что желающий может с точностию узнать из
самих Писаний; мне же нужно обратиться опять к цели своего слова.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact

Если какое благословение, данное патриархам Духом Божественным, подтвердилось, если какое благо, обещанное

Понедельник, 17 Марта 2014 г. 14:14 + в цитатник
СЛОВО НА СВЯТУЮ ПАСХУ И

О ТРИДНЕВНОМ СРОКЕ

ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА


Если какое благословение, данное патриархам Духом Божественным,
подтвердилось, если какое благо, обещанное духовным законодательством,
исполняющим это, ожидается, если в загадочных событиях Священной истории
усматривается верою некое предначертание истины, если какой пророческий
голос благовествовал о сверхъестественном, - то все это дело настоящей
благодати. И как в предлежащем нашим глазам зрелище взоры озаряет один
свет, соединяющийся от бесчисленных светильников, так и все Христово
благословение, само по себе блистающее наподобие пламенника, проливает нам
этот великий свет, сливающийся из многих и различных лучей Священного
Писания. Ибо от каждого из богодухновенных указаний можно заимствовать
что-либо приличное настоящему празднеству. Спросишь ли о смысле
благословения Авраамова (см.: Быт.26:4)? Найдешь искомое, взирая на
настоящее. Видишь ли звезды небесные - я говорю о звездах, от Отца нашего
прекрасно воссиявших и соделавших Церковь целым небом, - о звездах,
благодать от которых, озаряющую душу, означают лучи светильников. И
называющий их поистине чадами Авраама, родившимися ему по обетованию,
небесным звездам подобными, не погрешит против истины. Удивляешься ли
возвышенному Моисею, силою ведения объявшему все Божие творение? Вот тебе
благословенная суббота первого миротворения. Чрез ту субботу познай эту
субботу, день успокоения, который Бог благословил преимущественно пред
иными днями. Ибо в этот день истинно успокоился от всех дел Своих
Единородный Бог, промыслительным восприятием смерти субботстовавший плотию,
и, опять восшедши туда, где был, воскресением совоскресил с Собою все
лежащее, соделавшись жизнию, и воскресением, и востоком, и днем для ходящих
во тьме и сени смертной (см.: Ис.9:2). Священная история полна примерами
подобного благословения. Отец Исаака не щадит своего возлюбленного сына;
единородный соделывается приношением и жертвою, и вместо него закаляется
агнец (см.: Быт.22:1-13). В этом повествовании можно видеть все таинство
благочестия. Агнец зацепляется за дерево, держимый рогама; единородный для
себя самого несет дрова ко всесожжению: видишь ли, как все носящий глаголом
силы (Евр.1:3) Сам и несет бремя наших дров - грехов, и древом
воспринимается, неся как Бог и возносимый как Агнец? Так Дух Святой образно
разделил великое таинство между обоими - возлюбленным сыном и вместе
указанным агнцем, чтобы показать в агнце таинство смерти, в единородном же
- жизнь, не разрушаемую смертию. Если хочешь взять и самого Моисея,
воздеянием рук изображающего крест и этим знамением обращающего в бегство
Амалика (см.: Исх.17:11-13), то можешь видеть осуществление этого образа и
Амалика - покоряющимся кресту. Имеешь и Исаию, немало приносящего тебе для
уяснения настоящей благодати. Ибо от него ты преднаучен о безневестной
Матери, о безотчей плоти, о безболезненно рождающей, о нескверном рождении.
Так говорит пророк: се, дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя
Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Мф.1:23; Ис.7:14). Что же
касается до того, что деторождение было безболезненно, то прежде узнай, что
так и надлежало тому быть. Так как всякое наслаждение соединено со
страданием, то совершенно необходимо, чтобы когда из этих двух нераздельно
мыслимых состояний нет одного, не было и другого; где страстное
удовольствие не предшествовало рождению, там не последовало и болезни
(рождения). Эту мысль подтверждает и пророческое слово: прежде неже приити
труду чревоболения, избеже и породи мужеск пол (Ис.66:7); или, как сказал
другой толкователь, прежде нежели мучилась родами, родила. От этой, говорит
пророк, Девы Матери, Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Егоже началство
бысть на раме Его... велика совета Ангел (Ис.9:6). Сей сын яко овча на
заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен (Ис.53:7). Лучше
же, как сказал Иеремия, он яко агня незлобиво ведомо на заколение. Он есть
тот хлеб, в который влагают древо враги хлеба и древа (Иер.11:19). Наиболее
же очевидное и ясное указание получаем от пророка, чрез которого ясно
преднаписано таинство, - говорю об Ионе, безвредно сокрывшемся в ките и без
болезни изшедшем из кита и тремя днями и столькими же ночами, проведенными
во внутренностях кита, преднаписавшем пребывание Господа во аде (см.:
Ион.2:1-11). Это и подобное ему надлежало бы изыскивать и выбирать из
каждой книги Священного Писания, ибо все это видишь в настоящем. На
настоящем светлом празднестве весь закон и пророцы висят (то есть
утверждаются), как говорит негде Евангелие (Мф.22:40), и всякое
боговдохновенное слово и закон, по слову Павла, совершаются в этой
благодати (см.: 2Тим.3:16). Здесь и конец страданий, и начало благ. Скажу,
например: царствова смерть от Адама (Рим.5:14), получив начало тлетворной
силы; но ее злая держава продолжилась даже до Моисея, и закон нисколько не
обуздал злое могущество смерти. Пришло царство жизни, и разрушилась держава
смерти; явилось иное рождение, другая жизнь, иной образ жизни, претворение
самой природы нашей. Это рождение не от крове, ни от похоти плотския, ни от
похоти мужеския, но от Бога родишася (Ин.1:13). Как же это? Ясно выскажу и
представлю тебе эту благодать. Этот плод верою чревоносится, возрождением
крещения изводится на свет; кормилица его есть Церковь, сосцы -
наставления; пища - хлеб свыше; совершение возраста - высокая жизнь; брак -
сожитие с мудростию; чада - надежды; домы - Царство; наследие и богатство -
наслаждение в раю, конец же - вместо смерти жизнь вечная в блаженстве,
предстоящем святым. И великий Захария видит это начало перемены к лучшему и
сомневается о наречении имени: как должно надлежащим образом назвать
настоящую благодать; потому что, перечисляя другие чудеса, относящиеся к
страданию, говорит об этом времени, что оно не день и не нощь (Зах.14:7);
чрез это показывает, что оно не может быть названо днем, потому что нет
солнца, и не есть ночь, потому что нет тьмы. Ибо, как говорит Моисей:
Бог... тму нарече нощь (Быт.1:5). Итак, поскольку по времени - ночь, по
свету же - день, то пророк и сказал: и не день и не нощь.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact

С наименованием сущность сопрягаем и сочетаем слово такая-то к отличению, как сказал я, подходящих под оную

Понедельник, 17 Марта 2014 г. 02:14 + в цитатник
Посему три именования, о которых вопрос: сущность, неделимое, человек. С
наименованием сущность сопрягаем и сочетаем слово такая-то к отличению, как
сказал я, подходящих под оную видов, разнствующих между собою по сущности.
С именованием ипостась, подобным образом, сопрягаем опять слово такая-то к
разделению лиц, связанных между собою сим общим именованием, то есть
именованием ипостась, разнствующих одно от другого в чертах, не сущности
отличающих, но называемых случайными. Посему, каким образом хотят с именем
человек сочетать слово такой-то? Ибо сомнительное находить себе решение в
том, что признано всеми. Чтобы в сущности состоящее под нею различалось
существенною между собою разностью, - сие невозможно; потому что не по
сущности разнятся Павел с Петром, которым придается имя человек;
различаются же они ипостасью лица. И что имя человек не означает сущности,
сие нелепо было бы сказать, потому что имя человек означает общее в
сущности, а не особое лицо, положим например Павла, или Варнавы. Посему имя
человек, по правилам науки, ни каким образом не сопровождается словом
такой-то. Но если общее употребление имеет в этом нужду, и именования
сущности неправильно употребляет в означение лиц: то сие делается не по
точному правилу логического ведения. Но к чему нападаю на обычное
словоупотребление, имеющее такие недостатки, скрывая от себя то, что
нередко, по неимению подлинно означающих вещь именований, и сами пользуемся
другими именованиями, не точно выражающими сказуемое? По крайней мере,
пусть будет ясным для нас, что, если бы сказали мы: в Петре и Павле -
человек от человека разнится, не как вообще человек, но как такой-то
человек; то могли бы сказать о них и сие: сущность от сущности разнится, не
как сущность, но как такая-то сущность. А если сказать сие невозможно, так
как одна и та же сущность в Петре и Павле, то невозможно как последнее, так
и первое; потому что имя человек указует на сущность. Если же слова
такой-то и такой-то не следует сопрягать с именем человек; то значит, что
не собственно выражаемся, говоря: два или три человека, и если сие доказано
о человеке, то не гораздо ли паче и прямее приличествует сие вечной и
Божеской сущности - не говорить о каждой ипостаси: это такой-то и такой-то
Бог, Отца, Сына и Святого Духа не провозглашать только Богом, Богом и
Богом, не утверждать даже и мысленно, что Богов три? Итак справедливым,
последовательным, согласным с наукою словом подтверждено наше учение, чтобы
Бога, Творца всяческих, называть единым, хотя умосозерцается Он в трех
Лицах, или ипостасях, Отца, Сына и Святого Духа.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1-%D0%BD...p;zone=all&wordforms=exact

Но еще скажут иные: Говорим: ипостась, как ипостась, ни мало не разнится от ипостаси, но из сего не следует,

Воскресенье, 16 Марта 2014 г. 20:14 + в цитатник
Но еще скажут иные: Говорим: ипостась, как ипостась, ни мало не разнится от
ипостаси, но из сего не следует, что все ипостаси - одна ипостась; и
сущность ничем не разнится от сущности, но из сего не следует, что все
сущности - одна сущность: так можем сказать: Бог не разнится от Бога, но из
сего не следует, что три ипостаси, в которых открывается Бог, суть один
Бог. И опять, говоря: человек не разнится от человека, не отвергаем, что
Петр, Павел и Варнава три человека; потому что сущность от сущности
разнится, не как вообще сущность, но как такая-то именно сущность, и
ипостась от ипостаси, как такая-то именно ипостась; и человек от человека,
как такой-то именно человек, и также Бог от Бога, как такой-то Бог. А
такой-то или такой-то говорится обыкновенно о двоих и о многих. Но это
говорят возражающие: а мы докажем, что все сие есть лжеумствование,
воспользовавшись тем, что сказано ими самими, и доказав, что должно
говорить не такой-то и такой-то Бог, или такой-то и такой-то человек, но
такая-то ипостась Божия, и такая-то ипостась человеческая. Ибо справедливо
утверждаем, что у одного человека ипостасей много, и у единого Бога три
ипостаси. Посему называемое таким-то требует, чтобы нечто было различаемо
от чего-либо, имеющего общение с сим нечто, по именованию, к которому
прилагается слово: такое-то. Например, о человеке говорим: такое-то живое
существо, намереваясь отличить его, положим так, от коня, потому что имя:
живое существо у них общее, разнятся же они даром слова и бессловесием.
Различается же нечто от чего-либо, или как сущность, или как ипостась, или
по сущности, или по ипостаси. Различаются, как сущности, человек от коня, а
по ипостаси, Павел от Петра, по сущности же и по ипостаси, например
ипостась человека от ипостаси коня. Но с раскрытием понятия о том, что
разнится просто по сущности, и что по ипостаси, а не по сущности, явно
будет понятие и о различаемом по сущности. Ибо что вещи, разнящиеся по
сущности, называются двумя или тремя сущностями, и разнящиеся по ипостаси
также именуются двумя и тремя ипостасями, сие признается и ими и нами.
Различаемся же тем, что, как они утверждают, о Петре и Павле должно
говорить: два человека, а мы принимаем сие не в собственном смысле и не в
научном понятии. Ибо теперь нет и слова об общем и неточном
словоупотреблении; потому что оное не имеет силы ни к отменению, ни к
установлению чего-либо. Поэтому пусть сперва будет у нас объяснено, почему
говорим, что человек и конь, или конь и пес, разнятся, как такая-то
сущность, или сделается явным, что говорим сие, так как разнятся они между
собою тем, что обыкновенно разделяет сущности, например, даром слова,
бессловесием, ржанием, лаянием и подобным тому. Ибо называя сущность
такою-то, не иное что означаем, как существование, причастное жизни, в
отличие от другого ему неподобного, или существование, не лишенное дара
слова, в отличение от разнящегося бессловесием, или существование, имеющее
отличительною чертою ржание и тому подобное, так как вместо сих разностей и
особенностей, к сущности, или ко всякому роду, в отличие от состоящих под
ним видов придается слово: такая-то сущность, или такое-то животное, то
есть словесное или бессловесное. И говорим еще: Петр разнится от Павла,
поколику такая-то ипостась в каждом из них, потому что разнятся между собою
чем-либо, обыкновенно составляющим ипостась, а не сущность, каковы
например: неимение волос, рост, отечество, сыновство и тому подобное. Ибо
явно, что не одно и то же - вид и неделимое, не то же - сущность и
ипостась. Слово: ипостась прямо ведет мысль слушателя к тому, чтобы искать
чела покрытого рубцами, синего, отца, сына и подобного тому. Называю же
вид, то есть, сущность, чтобы познать именно живое существо словесное,
смертное, обладающее умом и сведением, и живое существо бессловесное,
смертное, ржущее, и тому подобное. Если же не одно и то же сущность и
неделимое, то есть ипостась, то не одни и те же черты, отличающие ту и
другую. А если одно и то же отличается не одним и тем же, то невозможно
придавать сему те же именования, но иное должно именовать сказуемым по
сущности, или принадлежащим сущности, а иное сказуемым о неделимом.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%BE-...p;zone=all&wordforms=exact

18:2); то пусть видит, что Писание, указуя нам Сына и Духа Святого, преподает, что Бог Слово, Бог не Слово

Воскресенье, 16 Марта 2014 г. 14:14 + в цитатник
А если кто скажет: как же Писание ясно счисляет трех мужей (Быт.18:2); то
пусть видит, что Писание, указуя нам Сына и Духа Святого, преподает, что
Бог Слово, Бог не Слово (то есть Бог Отец) и Бог Дух Святой есть Бог,
совершенно же воспрещает нарицать трех Богов, нечестием признавая
многобожие и везде проповедуя единого Бога, ни лиц не смешивая, ни Божества
не разделяя, паче же сохраняя тождество Божества в отличительных свойствах
ипостасей, или трех Лиц. Если же кто, говоря подобное сему, хочет дознать
истину; то пусть знает, что Писание говорит: трие, хотя одного человека
признает во всех, по сказанному: человек яко трава дние его (Пс.102:15).
Как добрая кормилица, Писание признает людей собственными своими чадами,
лепечет иногда с ними, и подобно им употребляет некоторые именования, хотя
не погрешает в ведении совершенного. Ибо говоря, что Бог имеет уши, глаза и
прочие члены тела, не преподает такого учения в виде определения, что
Божество сложно, но излагает догматы сказанным способом, от переносного
значения того, что у нас, к разумению бесплотного возводя людей, которые не
могут приступить к сему непосредственно. Оно говорит, что Бог есть Дух и
присущ везде, куда бы кто ни пошел, научает нас Его простоте и
неописуемости. Так, следуя обыкновению, называет и тремя мужами, чтобы не
отступить от общего, от того, что в употреблении у многих; и с точностью
именует единым, чтобы не преступить предела, когда дело касается до
естества вещей. И одно почитаем снисхождением, оказанным к пользе и выгоде
младенчествующих, а другое называем догматом, изложенным к утверждению и
сообщению совершенства.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=18%3A2)%3B-%D1%82%D0%BE-%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%82%2C-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%9F%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%2C-%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83%D1%8F-%D0%BD%D0%B0%D0%BC-%D0%A1%D1%8B%D0%BD%D0%B0-%D0%B8-%D0%94%D1%83%D1%85%D0%B0-%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%2C-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B5%D1%82%2C-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%91%D0%BE%D0%B3-%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%2C-%D0%91%D0%BE%D0%B3-%D0%BD%D0%B5-%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE&site=®ion_name=&rstr=&zone=all&wordforms=exact

А если кто скажет, что Петра, Павла, Варнаву называем тремя сущностями, очевидно частными, то есть особыми

Воскресенье, 16 Марта 2014 г. 08:14 + в цитатник
А если кто скажет, что Петра, Павла, Варнаву называем тремя сущностями,
очевидно частными, то есть особыми (ибо, выражаясь в собственном смысле,
когда говорим о сущности частной, то есть, особой, не другое что хотим
означить, как неделимое, что и есть лице; имя же Бог, как доказано, не
имеет сходства с именами лиц): что должно отвечать на это? То, что Петра,
Павла, Варнаву называем тремя человеками, не как три лица; лица не
означаются именем, показывающим общую сущность, да и самая, так называемая,
частная, или особая, сущность - не одно и то же с лицом. Посему-то называем
тремя человеками имеющих одну сущность, означаемую именем: человек. Если же
не потому, что это лица, и не потому, что означается частная, или особая,
сущность, произносим сие; то утверждаем, что выражаемся так, по неточному
словоупотреблению, а не в собственном смысле, по какой-то привычке, от
необходимых причин возымевшей силу в том, что не относится ко святой
Троице. Причины же сии суть следующие: понимаемое под словом: человек не
всегда усматривается в одних и тех же неделимых, или лицах; потому что,
когда прежние лица умирают, на место их являются другие; и не редко опять
еще те же остаются, и вновь рождаются некие иные, так что усматривается сие
иногда в тех, иногда в других, иногда в большем, иногда в меньшем числе. И
в случае убавления, и смерти, и рождения неделимых, в которых усматривается
то, что понимаем под словом: человек, бываем вынуждены говорить: людей
много и людей мало; причем переменою и инаковостию лиц нарушается общий
обычай; и говорится сие вопреки самому понятию сущности, так что к лицам
сопричисляются некоторым образом и сущности. Но в рассуждении святой Троицы
не бывает никогда ничего подобного, потому что именуются одни и те же, а не
иные и иные, лица, то же и одинаково содержащие; и не допускает Она ни
какого-либо приращения до четверицы, ни умаления до двоицы; потому что не
рождается, или не исходит, от Отца, или же от одного из Лиц, еще новое
Лице, так чтобы Троица когда-либо стала четверицею, не прекращает со
временем бытия своего одно из сих трех Лиц, чтобы Троица соделалась
двоицею. Поелику же в трех Лицах не бывает никогда никакого приращения и
умаления, превращения и изменения; то ни с чем не сообразно при трех Лицах
именовать и трех Богов. Опять все человеческие лица имеют бытие не от
одного и того же лица непосредственно, но одни от того, а другие от
другого, даже многие и разные, произошедши от причины, сами бывают
причиною. Но не то во святой Троице. Ибо одно и то же есть Лице Отца, от
Которого рождается Сын и исходит Святой Дух. Посему Того, Кто в собственном
смысле есть единый виновник Происшедших от Него, называем единым Богом,
потому что и соприсущ Он с Ними. Ибо Лица Божества нераздельны между Собою
ни по времени, ни по месту, ни в воле, ни в начинаниях, ни в деятельности,
ни в том, чтобы претерпевать что-либо подобное усматриваемому в человеке,
кроме одного только, что Отец есть Отец, а не Сын, Сын - не Отец; а подобно
сему и Дух Святой - не Отец и не Сын. Почему никакая необходимость не
заставляет нас называть Три Лица тремя Богами, как многие у нас лица
называем многими человеками, по сказанным причинам, а не по необходимому
закону, по которому один и тот же в отношении к одному и тому же не может
быть одним и многими. А Петр, Павел, Варнава по имени: человек суть один
человек, и по этому же самому, по имени: человек не могут быть многими,
называются же многими людьми, по неточному словоупотреблению, и не в
собственном смысле. Но что говорится в смысле неточном, то у людей
здравомыслящих не предпочитается сказанному в смысле собственном. Почему не
должно говорить, что в трех лицах Божеской сущности суть три Бога, по
самому имени Бог; но Бог один и один по тождеству сущности, к означению
которой, как сказано нами, служит имя: Бог.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%90-%D0%B5...p;zone=all&wordforms=exact

К ЭЛЛИНАМ.

Воскресенье, 16 Марта 2014 г. 02:14 + в цитатник
К ЭЛЛИНАМ.

НА ОСНОВАНИИ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ


Если бы именование: Бог служило к означению Лиц, то именуя три Лица, по
необходимости именовали бы мы трех Богов. Если же имя: Бог означает
сущность, то, исповедуя единую сущность святой Троицы, не без основания
славим единого Бога, потому что слово: Бог есть единое имя единой сущности.
Почему, сообразно и с сущностью и с именем, един есть Бог, а не три Бога.
Ибо не называем: Бог, и Бог, и Бог, как именуем: Отец и Сын и Святой Дух, к
именам означающим лица, приставляя союз и; потому что лица не одно и то же,
паче же они разны, различаются одно от другого значением имен. К имени же:
Бог, как означающему сущность по некоторому принадлежащему ей свойству, не
приставляем союза и, так чтобы можно было нам сказать: Бога и Бога и Бога,
тогда как одна и та же есть сущность, которая в Лицах, и которую означает
имя: Бог, почему один и тот же есть Бог. А один и тот же и объяснение
одного и того же никогда не связуются союзом и. Но если именуем Отца Бога,
и Сына Бога, и Духа Святого Бога, или Бога Отца и Бога Сына и Бога Духа
Святого; то, согласно с понятием, приставляем союз и к именам Лиц, то есть,
к Отцу, Сыну и Духу Святому, чтобы был Отец, Сын и Дух Святой, то есть,
Лице, и Лице и Лице; почему и три Лица. Имя же Бог отрешенно и одинаково
произносится о каждом Лице без союза и, так что не можем сказать: Бог и Бог
и Бог, но разумеем имя, хотя трекратно произносимое голосом, по причине
подлежащих лиц, но прилагаемое во второй и третий раз без союза и, потому
что нет иного и иного Бога. Ибо Отец не потому есть Бог, что сохраняет
инаковость с Сыном; в таком случае не был бы Богом Сын. А если, потому что
Отец есть Отец, Он есть и Бог; то, поелику Сын не Отец, Сын уже не Бог.
Если же Сын есть Бог не потому, что Он - Сын, а подобно сему и Отец есть
Бог не потому, что Он - Отец, но потому что Он такая-то сущность; то Один
есть Отец, и Сын есть Бог, и по сей причине Отец Бог, и Сын Бог, и Дух
Святой Бог. Так как сущность не делится в каждом Лице, чтобы, подобно
Лицам, были и три сущности; то явно, что не будут делиться ни имя, которое
означает сущность, ни Бог, чтобы Ему быть тремя Богами. Но как сущность -
Отец, сущность - Сын, сущность - Дух Святой, но не три сущности; так и Бог
- Отец, Бог - Сын, Бог - Дух Святой, а не три Бога. Ибо один Бог и Он один
и тот же, так как и сущность одна, и она одна и та же; хотя каждое Лице
называется и существенным и Богом. Иначе, поелику каждое Лице есть
сущность, необходимо и сущности Отца, Сына и Духа Святого назвать тремя,
что противно разуму. Ибо Петра, Павла и Варнаву не называем тремя
сущностями; напротив того, единою и единственною сущностью именуя ту,
которая во Отце, и Сыне и Святом Духе, вследствие сего называем единого
Бога, хотя и веруем, что и каждое Лице существенно и есть Бог. Ибо, как по
разности Отца, Сына и Святого Духа говорим, что три Лица; так, поелику не
разнятся по сущности, но в отношении к оной есть тождество в Лицах; то без
сомнения, будет сие тождество и в отношении к имени Бог; потому что
означает оно сущность, не то представляя, что она такое (сие непостижимо),
но указывая на нее, как заимствованное от некоего свойства, принадлежащего
сущности. Отличительное свойство вечной сущности, общее Отцу, Сыну и
Святому Духу, - над всем назирать, все видеть и знать, даже самое
сокровенное. Отсюда заимствованное имя: Бог, употребляемое в собственном
смысле, означает оную сущность. Посему, так как одна таковая сущность и
означающее ее имя также одно, именно имя: Бог; то, сообразно с понятием
сущности, в собственном смысле один будет и Бог; потому что имя: Бог
означает не лице, а сущность. А если бы имя: Бог указывало на Лице, то одно
и единственное Лице, которое бы означалось таким-то именем, называлось бы
Богом, как и Отцем называется один Отец; потому что именем сим означается
Лице.

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A-%D0%AD...p;zone=all&wordforms=exact


Поиск сообщений в vienpa
Страницы: 232 ... 12 11 [10] 9 8 ..
.. 1 Календарь