-ћетки

аксессуары алфавит английский аппликации белье блоки блокноты блузки-кофты брюки булочки варежки-перчатки видео вторые блюда выкройки в€зание из жгутов гимнастика головные уборы дела домашние десерты диеты журналы завтрак заготовки зайки закуски застежка игрушки квилтинг коврики корзиночки коробочки-шкатулочки кошки красота дл€ дома красота дл€ кухни красота дл€ себ€ кружева куклы куртки линейки дл€ пэчворка маки€ж маски и кремы массаж мастер-класс мережка мишки мужские рубашки напитки огород огородные хитрости одежда окантовка органайзеры пальто пасха печенье пиджаки-жакеты пироги пицца плать€ пледы-покрывала плетение из шнура поделки полезности постные рецепты пушкин разделка теста рассада ришелье романовы рукава рукодельные техники сад сайты салаты салфетки сорочки ночные-пижамы соусы сумки сумочки супы тапки-носки тесто топики-майки торты-пирожные трапунто трикотаж туники узоры уроки пэчворка уроки шить€ фартуки халаты цветы из ткани и бумаги цветы садовые чехлы шаблоны шарфы-шали швы шитье дл€ детей юбки

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в UstEK

 -ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
ƒата регистрации: 20.04.2011
«аписей в дневнике:
 омментариев в дневнике:
Ќаписано сообщений: 39778
ѕопул€рные отчеты:
кто смотрел дневник по каким фразам приход€т

»стори€ картины "Ќеравный брак"

—реда, 11 ƒекабр€ 2013 г. 21:46 + в цитатник
÷итата сообщени€ Alexandra-Victoria

 

–усский художник ¬асилий ¬ладимирович ѕукирев (1832-1890) и жанрова€ живопись.

ќн вошел в историю как художник одной картины
 

¬асилий ѕукирев "Ќеравный брак", 1862 ’олст, масло. 173×136,5 см √осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква

«Ќеравный брак» — картина русского художника ¬асили€ ѕукирева. –абота была написана в 1862 году, сразу после окончани€ ћосковского училища живописи, ва€ни€ и зодчества.  артина «Ќеравный брак» (находитс€ в √осударственной “реть€ковской галерее) доставлена на академическую выставку 1863 года, своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным дл€ бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувша€ художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. «а нее јкадеми€ наградила его званием профессора.

ѕредыстори€

¬ середине XIX века вопрос бесправного положени€ женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против ее воли, стал дл€ –оссии болезненным. «начительное число браков в то врем€ строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности. ¬ 1854 году на сцене ћалого театра была поставлена пьеса ј. Ќ. ќстровского «Ѕедность не порок», а в феврале 1861 года вышел указ —в€щенного —инода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.
—уществует верси€, что идею написать картину на эту тему подсказал ¬асилию ѕукиреву его друг художник, изучавший нравы купеческого мира и сделавший выводы, что цинизм правит их миром, а жажда наживы делает купцов циниками.

¬идео из “реть€ковской галереи.


 

 

–абота над картиной



ѕукирев приступил к работе в 1862 году. ќн быстро написал эскиз небольшого размера (34х26) и начал писать большой холст.

 

ќписание


Ќа картине изображен процесс венчани€ в православной церкви. Ќа фоне полумрака церкви, падающий из окна свет €рко освещает лишь жениха, невесту и св€щенника. ∆ених изображен стариком в хорошем костюме, опирающимс€ правой рукой на трость, с едким, снисходительно-раздражительным выражением лица. ” него морщинистое лицо, невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест ¬ладимира II степени и слева на груди соответствовавша€ этому ордену звезда. «ажатый и тугой воротник придаЄт его лицу неподвижный и застывший вид и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты.
¬ противовес жениху написан образ невесты. ќна очень молода, совсем ещЄ ребЄнок, о чЄм говорит овал еЄ лица, шелковистые русые волосы, маленький рост. Ќа голове у неЄ фата, свидетельствующа€ о еЄ невинности. Ћицо еЄ бледно, глаза заплаканы и взгл€д опущен вниз, что придаЄт еЄ образу особенную трогательность. ќсобенно чистой кажетс€ она в свадебном нар€де. ¬ левой руке у неЄ безвольно опущенна€ вниз свеча, а правую она прот€гивает св€щеннику, подставл€€ указательный палец дл€ обручального кольца.
‘игура св€щенника в ризе изображена сгорбленной, со смотр€щим исподлобь€ взгл€дом, в левой руке у него церковна€ книга, а права€ держит золотое обручальное кольцо, которое он собираетс€ надеть невесте на палец.
—реди гостей выдел€етс€ фигура шафера, изображенного у кра€ картины за невестой. ¬ыражение его лица выражает недовольство, руки сложены на груди. ќбразы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными св€з€ми. ¬о-первых, художник продемонстрировал это, расположив их в непосредственной близости друг от друга в тесном пространстве церкви, а во-вторых, лишь они на картине молоды и объединены одним общим переживанием. Ќа груди шафера, как и полагаетс€, роза, приколота€ у сердца, но в данном случае это знак обрекающий геро€ на страдание.
ќстальные персонажи играют второстепенную роль. јвтор делит их на две группы – группу жениха и группу невесты. ѕерва€, среди которых важный военный и сто€щий р€дом с ним мужчина, с откровенным и нескромным любопытством разгл€дывают невесту. ѕреданно смотрит на старика-жениха пожила€ женщина слева, видимо – сваха. ¬о второй группе, кроме шафера, можно отметить фигуру сто€щего р€дом с ним мужчины, в пристальном взгл€де которого €вно читаетс€ живое участие.

 

ѕрототипы картины

 

¬ерси€ Ќикола€ ¬аренцова

—огласно первой версии, сюжет картины св€зан с любовной драмой, случившейс€ с другом художника молодым купцом —ергеем ћихайловичем ¬аренцовым. —огласно этой версии —ергей ¬аренцов[комм. 1] был влюблЄн в 24-летнюю —офью Ќиколаевну –ыбникову[комм. 2], но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого (37-летнего, на 13 лет старше невесты) јндре€ јлександровича  арзинкина. ѕричем, по свидетельству Ќ. ѕ. —ырейщикова, внучатого плем€нника ¬аренцова, в силу сложившихс€ обсто€тельств —ергей ¬аренцов был вынужден присутствовать на венчании, состо€вшемс€ в 1860 году в церкви “рех св€тителей на  улишках, в качестве шафера. Ќ. ј. ¬аренцов в своих воспоминани€х объ€снил эту необходимость тем, что сестра  арзинкина была замужем за старшим братом —ерге€ ¬аренцова — Ќиколаем.
—огласно версии, вскоре —ергей ¬аренцов запротестовал против изображени€ себ€ на картине, так как в свою очередь, собиралс€ женитьс€ на ќльге ”русовой. ’удожник был вынужден изобразить на картине самого себ€.
ѕро —ерге€ ћихайловича рассказывали, что он был влюблен в барышню — дочку купца –ыбникова и хотел на ней женитьс€, но родители предпочли выдать ее замуж за јндре€ јлександровича  орзинкина, хот€ не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.
Ёта неудача —ерге€ ћихайловича весьма угнетала, и он делилс€ горем со своим при€телем художником ѕукиревым, который воспользовалс€ этим рассказом дл€ сюжета своей картины под наименованием «Ќеравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, сто€щего со сложенными на груди руками, — —ерге€ ћихайловича.  артина имела большой успех на выставке, была приобретена ѕ. ћ. “реть€ковым и до сего времени находитс€ в “реть€ковской галерее. »з-за этой картины между —ергеем ћихайловичем и ѕукиревым произошла крупна€ ссора, когда он увидал изображение свое на ней. ѕукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменени€, так как —ергей ћихайлович не носил бороды.
— Ќ. ј. ¬аренцов. «—лышанное. ¬иденное. ѕередуманное. ѕережитое»
ѕодтверждением факта, что художник изобразил самого себ€ на картине €вл€етс€ его сходство с образом художника на картине «¬ мастерской художника» (1865), где по свидетельству Ќ. ј. ћудрогел€, автор изобразил себ€. ƒруг художника —. ». √рибков также подтверждал, что «со скрещенными руками в картине — это сам ¬. ¬. ѕукирев, как живой».


¬асилий ѕукирев в образе шафера на картине «Ќеравный брак»


 артина ѕукирева «¬ мастерской художника». Ќа заднем плане, положившим руку на мольберт, изображЄн сам автор


јндрей јлександрович  арзинкин - московский купец и меценат.


‘отографи€ конца XIX века. ѕортрет —. ћ. ¬аренцова работы ѕукирева.1860-е годы

 

¬ерси€ √рибкова и ћудрогел€

 


ѕо другой версии, озвученной другом художника —ергеем √рибковым и Ќ. ј. ћудрогелем, на картине изображена любовна€ драма самого художника. ѕричЄм, √рибков рассказывал и подробности этой истории:
“оварищ и друг ¬. ¬. ѕукирева с юных дней, он (—. ». √рибков) знал историю картины «Ќеравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Ќевеста р€дом с ним — портрет невесты ¬. ¬. ѕукирева, а сто€щий со скрещенными руками — это сам ¬. ¬. ѕукирев, как живой.
— ¬. ј. √ил€ровский. «ћосква и москвичи»
—огласно этой версии прототипом в образе невесты на картине изображена несосто€вшеес€ невеста самого ¬асили€ ѕукирева — ѕросковь€ ћатвеева ¬аренцова[комм. 3], внучата€ плем€нница кн€гини ќльги ћироновны ўепиной-–остовской (урождЄнной ¬аренцовой-“арховской), супруги кн€з€ ј. ». ўепина-–остовского. ѕодтверждение этой версии было получено в 2002 году, когда √осударственна€ “реть€ковска€ галере€ приобрела карандашный рисунок 1907 года работы ¬. ƒ. —ухова, на котором написано: «ѕрасковь€ ћатвеевна ¬аренцова, с которой 44 года назад художник ¬. ¬. ѕукирев написал свою известную картину „Ќеравный брак“. √оспожа ¬аренцова живЄт в ћоскве, в ћазуринской богадельне».
¬ образе жениха, по предположению Ћ.  ац, художник изобразил тверского предводител€ двор€нства јлексе€ ћарковича ѕолторацкого, с большим посмертным портретом которого она нашла сходство. Ќа этюде к картине «√олова старика» художник указал, что он писалс€ с кн€з€ ÷ицианова, Ћ. ѕолозова предположила, что речь идЄт о кн€зе ѕавле »вановиче ÷ицианове, а Ќ. ѕ. —ырейщиков утверждает, что голова была написана с повара ¬ладимира »вановича, служившего в те годы в доме ¬аренцовых.  роме того, Ћ. ѕолозова считает, что образ, возможно, писалс€ собирательно: фигура и одежда — от ѕолторацкого, голова, с особенным выражением лица, — от ÷ицианова, венчик седых волос — от повара ¬ладимира »вановича.
Ќа картине изображены ещЄ две знакомые художнику личности. –€дом с шафером, изображЄн друг ѕукирева художник ѕЄтр ћихайлович Ўмельков, по одной из версий и подсказавший автору идею картины.  роме того, сбоку на картине изображЄна голова рамочника √ребенского, обещавший сделать художнику раму дл€ картины «каких еще не было».


√олова старика.
Ётюд дл€ картины «Ќеравный брак».
Ќа обороте холста пером надпись: ѕукиревъ. Ётюдъ къ картине «Ќеравный брак» (“реть€к. гал.). Ќиже: ѕисано съ кн€з€ ÷ицiанова».

ѕортрет ј. ћ. ѕолоторацкого работы ѕукирева. 1861 год

ѕЄтр ћихайлович Ўмельков (1819—1890)

 арандашный рисунок 1907 года работы ¬. ƒ. —ухова, на котором написано: «ѕрасковь€ ћатвеевна ¬аренцова, с которой 44 года назад художник ¬. ¬. ѕукирев написал свою известную картину "Ќеравный брак". √оспожа ¬аренцова живЄт в ћоскве, в ћазуринской богадельне»

 

ѕоследстви€

 


 артина была выставлена в сент€бре 1863 года в ѕетербурге на очередной академической выставке, но ещЄ до выставки была куплена другом ѕукирева коллекционером јлександром Ѕорисовским, у которого, в свою очередь в 1871 году за 1 500 рублей еЄ выкупил ѕавел “реть€ков. —ейчас картина экспанируетс€ в “реть€ковской галерии.
Ќа выставке картина произвела огромное впечатление на современников. ¬. ¬. —тасов считал, что полотно ѕукирева одно из самых капитальных, но вместе с тем и самых трагических картин русской школы, ». ≈. –епин заметил, что ѕукирев «много крови испортил не одному старому генералу», а историк Ќ. ».  остомаров призналс€ друзь€м, что, увидев картину, отказалс€ от намерени€ женитьс€ на молодой девушке. ¬ то же врем€, прогрессивный журнал «»скра» в статье 1863 года «–асшаркивающеес€ искусство» раскритиковал картину за недостаточно глубокое социальное обличение, за налет сентиментализма и мелодраматичности, снижающее ее художественное значение.
¬ 1875 году ¬асилий ѕукирев написал вариант-повторение картины «Ќеравный брак», наход€щийс€ сейчас в экспозиции Ќационального художественного музе€ –еспублики Ѕеларусь. ¬озвращалс€ ѕукирев к теме бракосочетани€ и в других своих работах таких как «ѕрием приданного по росписи» и «ѕрерванное венчание».
¬. ѕукирев. ѕрерванное венчание.


 артина ѕукирева «ƒвоеженец» или «ѕрерванное венчание». 1877 год

 артина ѕукирева «ѕрием приданого в купеческой семье по росписи». 1873 год

»нтересные факты


¬ оформлении обложки альбома « лубника со льдом» группы « рематори€» использована картина ¬асили€ ѕукирева «Ќеравный брак».  артину создатели оформлени€ дополнили фигурой в белом халате.

 омментарии


—ергей ћихайлович ¬аренцов (1833—1874) — московский купец II гильдии (торговал москательным товаром), был гильдейским старостой  упеческой управы в 1867—1869 годах, попечителем мещанского училища. ∆енилс€ на ќльге Ќикитичне ”русовой, также происходившей из купеческой семьи.
—офь€ Ќиколаевна –ыбникова (1836—1911) — дочь богородского купца, владельца суконной фабрики в „удинках близ  упавны Ќикола€ јбрамовича –ыбникова. ¬ браке с ј. ј.  арзинкиным она родила троих детей: дочь ≈лена — окончила ”чилище живописи и ва€ни€, стала художницей и вышла замуж за писател€ “елешова, старший сын јлександр — €вл€лс€ членом московского Ќумизматического общества, автором р€да работ о русских средневековых медал€х, дружил с ѕ. ћ. “реть€ковым. —офь€ Ќиколаевна много жертвовала на благотворительность, в том числе и на Ѕахрушинскую больницу, а именно на устройство корпуса имени покойной дочери —офьи дл€ женщин, больных туберкулезом и туберкулезный санаторий, €вл€лась попечителем 1-го “аганского женского начального училища.
 ѕо одним данным это еЄ девичь€ фамили€ и она приходилась однофамилицей —ергею ¬аренцову, по другим — еЄ девичь€ фамили€ не известна, а позже она была выдана замуж за друга художника —ерге€ ¬аренцова

 

¬асилий ¬ладимирович ѕукирев (1832, с. Ћужники, ныне ћосковска€ область, —тупинский район — 13 июн€ 1890, ћосква) — русский живописец-жанрист, кресть€нин по происхождению.
ѕервоначально училс€ у иконописца в ћогилеве, затем (1847–1858) занималс€ в ћосковском училище живописи, ва€ни€ и зодчества (ћ”∆¬«); попутно продолжа€ писать иконы. ∆ил в ћоскве.

¬ошел в историю как художник одной картины — знаменитого Ќеравного брака (1862, “реть€ковска€ галере€). ѕолотно необычно большого — дл€ тогдашних жанров — формата остро воссоздает драму «бесприданницы», насильственно выдаваемой за богатого сановника. —права изображен сам автор, которому, согласно мемуарной традиции, пришлось (в качестве реального возлюбленного, тоже малоимущего) пережить аналогичную ситуацию свадьбы-расставани€. Ћучшим же свидетелем этого событи€, возможно, €вл€етс€ ¬.¬. —тасов, видный де€тель отечественной культуры второй половины XIX века: "Ќеравный брак ѕукирева — одна из самых капитальных, но вместе с тем трагических картин русской школы. „то может быть проще вз€того тут сюжета? ѕродажа и покупка невесты — это ли еще не сцена, которую вс€кий видит собственными глазами чуть не каждый день? », однако, никто раньше ѕукирева не запечатлел ее на веки веков на полотне: так все зан€ты были греческими геро€ми и христианскими мучениками, точно будто бы и тут не герои и не мученики… ¬се русское общество гор€чо схватилось за эту картину и сразу глубоко полюбило ее. јкадеми€ принуждена была поскорее присудить ѕукиреву профессорский диплом, даром что тут €вилось одно из самых вопиющих дел: изображение ничтожной "домашней сцены" в размерах самой натуры, в тех размерах, в которых имеют право €вл€тьс€ на свет одни высокие сцены, изображаемые истинным искусством. Ёто ли не торжество новой школы?.."

ѕортрет ћ. Ќ. ќблеуховой, 1855, –усский музей

»грок √од создани€ 1855 ћатериал ’олст, масло. –азмер 57 x 49 —обрание Ќиколаевский художественный музей им. ¬.¬.¬ерещагина

¬ той или иной степени автопортретны, св€заны с глубоко личными переживани€ми картины "¬ мастерской художника" (1865), "ѕрием приданого по росписи" (1873; все работы – в “реть€ковской галерее) и ѕрерванное венчание (1877, ћузей искусств јзербайджана, Ѕаку). “акого рода произведени€ – с их резким переносом акцента с романтических идеалов на внутренний авторско-зрительский «суд» – стали своеобразным введением в эстетику «передвижников», переходную от романтизма к символизму. ќбращалс€ также к портрету, пейзажу и историческому жанру, был незаур€дным рисовальщиком. ѕыталс€ вернутьс€ к религиозной живописи, но на новой, независимо-светской основе (ƒь€чок объ€сн€ет кресть€нам картину —трашного суда, 1868, ћузей истории религии. ѕетербург; ’ристос в пустыне, 1886; не сохранилс€).
ѕреподавал в ћ”∆¬« (1861–1873). ¬ поздние годы, страда€ нервным расстройством, впал в нищету и мыкалс€ по чужим домам.
”мер ѕукирев в ћоскве 1 (13) июн€ 1890.

 —бор недоимок 1875

ћальчик с птичьим гнездом √од создани€ 1856 ћатериал ’олст, масло. –азмер 179 x 124 —обрание √осударственный музей изобразительных искусств –еспублики “атарстан

—троительство железной дороги √од создани€ 1871 —обрание Ќижегородский художественный музей

Philip II, Metropolitan of Moscow and Ivan IV

 

–убрики:  »нтересное/истори€
ћетки:  

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку