-Помощь новичкам

Всего опекалось новичков: 2
Проверено анкет за неделю: 0
За неделю набрано баллов: 0 (77272 место)
За все время набрано баллов: 21 (25076 место)

 -Приложения

  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

 -Резюме

 -Цитатник

Без заголовка - (0)

Художник, керамист, историк, бакинец - Мир-Теймур Мамедов ЕЕ Величество Глина aвтор: Мир-Теймур ...

Без заголовка - (0)

Плетеные рисованные картины Алекси Торреса (Alexi Torres)   http://s20.rimg.info/a91a...

Без заголовка - (0)

Сергеев А.Н."Моя живопись яркая, пастозная, полная света, движения и музыкального ритма." &nbs...

Без заголовка - (0)

Семь малоизвестных фобий Большинство людей могут перечислить хотя бы три типа фобий, включая ...

Без заголовка - (0)

ВСЁ о схемах на ЛиРу Практически всех лирушников интересуют вопросы, связанные с фонами (схемами)...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии авторская керамика
авторская керамика
23:47 12.05.2015
Фотографий: 479
Посмотреть все фотографии серии каляки - авторские работы
каляки - авторские работы
23:23 11.05.2015
Фотографий: 248
Посмотреть все фотографии серии ИчерИшехер в моей керамике
ИчерИшехер в моей керамике
22:39 11.05.2015
Фотографий: 104

 -Я - фотограф

серия рисунков к статье о Леонардо да Винчи

пропорциипропорции улитки и спиралисвязь нейроновС. Мухаммед, миниатюраЛеонардо да Винчиавтопортретпредварительно напряженные конструкциивертолетзал Леонардо

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в usta777

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.06.2009
Записей: 1141
Комментариев: 192
Написано: 6060

"стремлюсь я быть, а не казаться..." Мир-Теймур Мамедов


"Археология – носитель информации о прошлом"

Четверг, 26 Января 2012 г. 22:16 + в цитатник

Мамедов Мир-Теймур. "Археология – носитель информации о прошлом" Об авторе статьи >> «Жить настоящим, не ведая прошедшего, значит войти в пустыню без пути и блуждать в ней без цели». (А.К.Бакиханов "Гюлистан-и-Иран" Баку "Элм" 1991 г., стр. 9) Не знаю кто первый, где и как начал «ковырять» землю под ногами, чтоб выкопать заинтересовавший предмет (или часть его), но знаю одно: тот человек заложил основу археологии, науки о Прошлом. Главного источника информации о далеком и близком «Вчера». Благодаря археологии легче понять наше «Сегодня» и «Будущее», вступающей в свои права с каждой секундой проживаемой нами. Вот как объясняет слово археология серьезный справочник: «археология» (англ. а rchaeology ), изучение прошлого на основе материальных остатков деятельности человека, т.е. техника обработки полученной таким образом информации и преобразования ее для изучения в рамках первобытной истории (см. Доисторический период), а при наличии также письменных источников – и древней истории (см. Протоисторический период). Методика археологии изменяется в зависимости от периода, что привело к появлению специализации по предметам, например классическая, средневековая, индустриальная археология и т.д. (У.Брей, Д.Трамп «Археологический словарь» пер. с англ. М. «Прогресс» 1990г. стр.24) Приведу слова Клод Леви Стросса «Ученый – это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы», цитата как нельзя к месту: археология ставит перед современниками вопросы. Ответы на эти вопросы ищут специалисты смежных с археологией дисциплин (наук) и, на первый взгляд, очень далеких от нее. Иногда легенда, литературный источник воспринимался как объем информации и становился причиной важных археологических открытий. Пример этому жизнь и открытие гениального дилетанта – самоучки Генриха Шлимана, который поверил в реальность воспетых Гомером событий и открыл в 1870 году в Малой Азии легендарную Трою, а затем на Балканах – в Микенах, Тиринфе, Орхомене – царские дворцы и гробницы, поражавшие своим великолепием. Человек не имеющий филологического образования, тем не менее, тщательно, снова и снова перечитывал Гомера и верил в то, что сообщали древние авторы о греческой или римской старине. Его вера, талант организатора, многочисленные публикации поколебали яростных оппонентов – ученых, с возмущением отвергающие мысли «самоучки», и они потерпели сокрушительное поражение, как только была открыта Троя, о которой писал Гомер. Уже после его смерти было установлено, что открытые им памятники Трои, Микен, Тиринфа намного древнее того времени, к которому греки относили Троянскую войну. История эгейского мира сразу стала старше на две тысячи лет. В этих новых рамках стало возможным искать следы тех царств и народов, о чьем могуществе рассказывали мифы. Не менее значимы были открытия сделанные английским археологом Артуром Эвансом, 40 лет своей жизни, посвятивший археологии, и в частности, раскопкам на о. Крите. Прекрасные рельефы на вазах, миниатюрные каменные печати, красочные фрески на стенах раскопанных дворцов – все это ошеломило научный мир и всех, кому была интересна История. Информация из раскопов лилась «обильным водопадом». Многое из того, что появилось из земли, не могли понять. Так было с табличками из дворца Кносса; только после смерти Артура Эванса смогли расшифровать информацию с табличек, но этого не застал столь фанатично преданный своему делу человек. Возраст Баку (Крепости, как основы будущего города) также помогла определить археология, тем самым, поставив «все точки над "I"» о древности этого города. Сара Ашурбейли (Аллах рахмат элэсин) пишет: «Археологические исследования и раскопки… позволяют датировать старую Бакинскую Крепость как город античного периода и считать его древность более 2000 лет» (выделено мной) (С.Ашурбейли «История города Баку» Баку, Азернешр, 1992г. стр.39). «…Археологические данные свидетельствуют о древнетюркских племенах, населявших Апшерон и Азербайджан задолго до нашей эры» (так же, стр. 58). Другой, не менее известный ученый, опирающийся в своих исследованиях на археологию, пишет: «Апшерон был обитаем уже 35-40 тысяч лет назад» (Л.С.Бретаницкий «Баку» Л. Искусство, 1965 год стр.12). Археология таит в себе так много информации. Благодаря ей можно узнать, что ели, как охотились, на кого была организована охота в очень далекие времена. «… Наскальные изображения лова рыбы (белуги) сетями (выделено мною) в Гобустане, наличие костных остатков рыб (белуги и других осетровых) и тюленей в слоях мезолита Гобустана датируются X - IX тысячелетиями до нашей эры и являются бесспорным свидетельством наиболее развитого морского промысла для всей территории Кавказа» (Гаджиев Д.Б., Рустамов Д.Н. «Рисунки рыб в наскальных изображениях Гобустана» Баку, 1987г. стр.35). По времени, не столь отдаленному от нас, живущих в 2006 году, были сделаны интересные открытия. Находки на территории Крепости, открытые учеными во время своих изысканий, доказывают еще раз выводы других о древности Баку: «В 1991 году во время раскопок около Гыз Галасы на уровне скалы найдены два кремниевых отщепа, похожие на орудия труда – скребок и нож, аналогичные другим районам Азербайджана и датируемые эпохой мезолита и неолита (12-8 тысяч лет до нашей эры). Эти материалы свидетельствуют о древнейшем поселении в старой Бакинской Крепости» (Нач. Бак. Арх. Экспедиции Фархад Ибрагимов «О результатах археологических раскопок 1991г. в Баку» стр.19). Полуистлевшие пергаменты, заботливо укрытые в земле, в глиняных контейнерах – кувшинах (кюпах) донесли до нас многие исторические факты. А главное – дух Прошлого. Документы, дошедшие до нас, свидетельствуют: «Значение Баку, как важного порта, отмечено в старинном Атласе, составленном в 1375 году. Здесь Каспийское море называется Бакинским морем » (подчеркнуто мной) (К.Алиев «Античная Кавказская Албания» г. Баку, Азернешр, 1992 год стр.118) Благодаря археологии мы получаем информацию о том, где жили наши предки, как строили, из чего и как они отапливали помещение, и какой формы была их печь. На основании археологических изысканий проводимых на пласте эпохи бронзы можно проследить эволюцию многих ремесел. Археология дает нам богатейший фактический материал, отметающий так называемые «научные» тезисы лжеученых о коренных племенах, населяющих древнюю Албанию. Строительные навыки, приемы древних тюрков – азери не исчезли, а проявлялись во всех последующих эпохах, обогащаясь, все время новыми штрихами. В постройках доисламского периода и позже, во времена Халифата азербайджанские мастера, строители – устады обогатили исламскую архитектуру, внесли в нее все то, что смогли пронести через века: «характерно, что все гроты, где укрывался древний человек, входами обращены только на юг или на юго–восток, что давало возможность получать лучшую инсоляцию в осенний и зимний периоды» (стр.19). «В период ранней бронзы и энеолита жилые и хозяйственные сооружения были чаще всего круглой формы. …Материалом строительства во всех случаях служил сырцовый кирпич и глинобит. В глинобитную массу добавлялась солома, что увеличивало ее прочность. Кирпичи изготовлялись размером 40 х 40, 42 х 42 см при толщине 10-12 см… Глинобитные постройки имели чаще каменные основания (стр.22) «Толщина стен была различной: 18-20 см, 50-70 см, полы помещений были земляными и обмазаны глиной. Помещения отапливались глиняными очагами четырехугольной формы, а также крупными «мангалами», на которых приготовлялась пища (стр.23). «В постройках эпохи бронзы, состоящих из нескольких отделений, кирпичные перегородки были с двух сторон оштукатурены глиной. Большинство циклопических сооружений относится к эпохе бронзы и имеет утилитарное назначение и, видимо, связано со скотоводческим хозяйством отгонного типа» (стр.25). (К.М.Мамед заде «Строительное искусство Азербайджана» г. Баку «Элм» 1983 год). О древних связях Востока с Западом свидетельствуют археологические находки. В 1963 году в Испании, у Алмунесара (провинция Гранада), был найден первый архаический финикийский некрополь VIII - VII веков до н.э., ставший особенно знаменитым благодаря обнаруженным в ряде могил египетским алебастровым урнам. Позже, год спустя (1964г.) в районе устья реки Рио Велец, на холме Тосканос было обнаружено поселение финикиийцев того же периода. Такие же поселения найдены в Иберии. Таким образом, активное проникновение финикийцев в Иберию и в земли на пути к этому богатому серебром полуострову до колонизации тех же регионов карфагенянами доказано археологически. Среди греческих историков, писавших о Древнем Востоке, выделяется Геродот, посвятивший свой главный труд истории греко – персидских войн. В нем он, использовал рассказы проводников и жрецов, а также собственные наблюдения путешествий по Востоку. Подробно описывает природу, обычаи, религиозные верования и историю стран и народов, рассказывает о кораблестроении, водном транспорте и торговле, об одежде, пище и способах лечения. Первое подробное описание Атропатены и Албании дано в «Географии» Страбона ( I век до н.э.), где он сообщает целый ряд подробностей, рассказывает о границах Атропатены, упоминает также о ее жителях. Географ подробно останавливается на вопросах населения и территории, хозяйства, религии, обычаев. Интересные сведения об Атропатене и Кавказкой Албании сохранились в труде истории античности Плутарха (конец I века – начало II века н.э.). Описывая поход римлян на Атропатену, он пишет о том, что в Албании римлян встретили 60.000 пехотинцев и 12.000 конников. Следующий поход возглавил Антоний. Ему грозило такое же поражение, какое потерпел Красс. Такое положение повергло Антония в отчаяние. В это время армянский царь Артабаз, считая дело проигранным, тайно отдает приказ всем своим покинуть римлян «хотя главным виновником войны был именно он (АРМ. Царь)»Плутарх «Антоний» стр. 29). Голод, болезни и паника среди римского войска заставили Антония спешно покинуть Атропатену. Римляне отступали не по той дороге, по которой пришли в эту страну, полную неожиданностей. По совету проводников Антоний отступал, держась «ближе к горам, которые поднимались по правую руку». Надпись, обнаруженная археологами на камне в Гобустане оставлена римским легионером императора Доминициана в I веке н.э., когда войско римлян также возвращалось в Рим, пройдя через горы Гобустана. Недалеко от Гянджи, в гробницах из сырцового кирпича археологи обнаружили римские и аршакидские монеты, которые датируются I в. до н.э. – I в. н.э. «Большой интерес представляет выявленная во время раскопок у северной стороны Гыз Галасы на глубине 220 см. от уровня улицы оригинальная бронзовая фигурка рыбки - илл.34 (длина 82 мм., высота 45 мм., ширина спины 20 мм. и толщина 7 мм.)… Фигурка носит архаический характер, и по своей форме, по-видимому, относится к античной эпохе» (С,Ашурбейли «История города Баку» Баку, Азернешр 1992 г. стр. 29). На этой же странице: «При археологических раскопках в верхнем дворе дворца Ширваншахов был обнаружен кувшин, форма горловины которого подобна изделиям из Ялайлутепе, датируемых III - I вв. до н.э.». О глобальных изменениях в климате, в географии, много фактического материала предоставляет археология наземная (т.е. работы, производимые на суше) и подводная. Чаще всего подводная археология располагает более ценными находками, чем наземная. Огромное количество захоронений, курганов, гробниц (включая даже хитроумные египетские пирамиды), кладов, пострадавших от катастроф городов были разграблены еще в древности и не раз в последующие эпохи. Поэтому так важны подводные археологические исследования, так как в основном они законсервированы в глубине вод. «Доказательством затопления зоны между Баку и островом Беюк Зиря много веков тому назад может служить колея двухколесных арб в каменном теле острова Беюк Зиря, уходящая в море» (С.Ашурбейли «История города Баку» Баку, Азернешр 1992г. стр.34). Ареал распространения той или иной этнической группы в древности также помогает раскрыть археология. Лингвисты, филологи, историки, географы – одним словом ученые многих смежных и далеких друг от друга научных дисциплин благодарны археологам, их, казалось, тихой незаметной работе. «Древнетюркские рунические письмена, как выясняется впоследствии, распространяются на территории от Орхона до Дуная, от Якутии до Гоби, т.е. везде, где ступает нога тюрка». Илл. 18,19, 20,21, 22. (Ч.Каджар «Выдающиеся сыны древнего и средневекового Азербайджана» Баку «Азербайджан» 1995г. стр.69) Крупные археологические раскопки и дешифровка древневосточных надписей, которые производились в течении XIX века, позволили серьезнее подойти к изучению истории и культуры Древнего Востока. Несмотря на большие расстояния и труднопроходимые районы пустынь и горных массивов, отдельные древневосточные страны были связаны между собой торговыми и военными путями. Месопотамия (Шумер, Сумер) занимает исключительное важное место в истории Древнего Востока. Подлинное изучение истории и культуры древней Месопотамии началось лишь с того времени, когда стало возможным научно исследовать надписи и археологические памятники, найденные в Двуречье. Большие раскопки были произведены во второй половине XIX века в Южной Месопотамии, где были обнаружены развалины древнейших шумерийских городов, восходящих к концу I тысячелетия до н.э. Было найдено множество табличек, покрытых клинообразными надписями, в частности ценные документы экономического характера той эпохи, а в Уре (южная часть Двуречья) было раскопано множество памятников разного времени. В гробницах царя – Мескалам-дуга и царицы Шубад ( III тысячелетие до н.э.) найдено много высокохудожественных ювелирных изделий, в частности роскошная арфа, украшенная золотом, серебром и лазуритом, серебряная модель лодки, украшения, сосуды, оружие и другие предметы из золота и серебра, клинописные документы из керамики. Кстати, благодаря керамике и археологам до нас дошел первый алфавит. Вот что пишет об этом «Археологический словарь» У.Брея и Д.Трампа: «Алфавит (Alphabet), система знаков для записи, каждый из которых представляет отдельный звук. Первые алфавиты появились в Леванте около 1500г. до н.э. Один из них, угаритский, использовал клинописные буквы, для другого, южного, были изобретены новые знаки. Последний был развит и распространен финикийцами и стал прообразом всех современных алфавитов. Поскольку он предназначался для семитских языков, в нем были представлены только согласные. Восприняв этот алфавит в VIII веке до н.э. греки добавили в него гласные, используя буквы семитских согласных, не имевших в греческом языке, так, «алеф» передавал «а» в греческом «альфе». Различные алфавиты имеют от 20 до 30 букв, в зависимости от языка, тогда как слоговые системы насчитывают 70-90 символов, иероглифические или клинописные – несколько сот, а письмо, подобное китайскому, каждый знак которого является идеограммой, - несколько тысяч». (стр.10-11). Керамика, золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, твердые (изверженные) породы камня (базальт, гранит и т.д.) – одним словом материалы, не поддающиеся внешнему воздействию (или трудно поддающиеся) смогли донести до нас уровень мастерства древних, их уровень знания, опыта, интуиции. Археологические находки, изготовленные из других материалов, дошли до нас в измененном виде (железо, бронза, медь, ракушечник, эмпирические сплавы разных металлов). Многие археологические изыскания ставили вопросы перед учеными, будили Мысль, способствовали открытиям – двигали Науку. Археология всегда находилась на переднем крае науки и привлекала в свои ряды ведущих специалистов других научных дисциплин для выяснения вопросов, нахождения ответов, которые требует каждая археологическая находка – ибо все из Прошлого есть носитель информации , столь важной для нас, для современников, а значит и для будущих поколений.

Иллюстрации к статье 1. чайник из Тепе-Сиалка 2. чайник из Тепе-Сиалка 3. кр. глина, долина реки Гянджачай, 13 век до нашей эры 4. кр. глина, долина реки Гянджачай, ханларский курган № 1, 3000 лет 5. чайник из Тепе-Сиалка 6. кр. глина, долина реки Гянджачай, курган №4, 13 век до нашей эры 7. фрагмент штампованной керамики, энеолит 8. фрагмент штампованной керамики, энеолит 9. фрагмент штампованной керамики, энеолит 10. фрагмент штампованной керамики, энеолит 11. рунические знаки, эпоха бронзы 12. рунические знаки, эпоха бронзы 13. рунические знаки, эпоха бронзы 14. фрагмент штампованной керамики, 10 век, город Бейлаган 15. фрагмент штампованной керамики, 10 век, город Бейлаган 16. фрагмент штампованной керамики, 9 век, город Бейлаган 17. фрагмент штампованной керамики, 10 век, город Бейлаган 18. рунические знаки, эпоха бронзы 19. рунические знаки, эпоха бронзы 20. рунические знаки, эпоха бронзы 21. рунические знаки, эпоха бронзы 22. рунические знаки, эпоха бронзы 23. фрагмент штампованной керамики, энеолит 24. фрагмент штампованной керамики, энеолит 25. фрагмент штампованной керамики, энеолит 26. фрагмент штампованной керамики, энеолит 27. скалы Гобустана, фото автора 28. фрагмент штампованной керамики, энеолит 29. фрагмент наскальных рисунков-пиктограмм, 45000 лет, Гобустан 30. фрагмент наскальных рисунков-пиктограмм, 45000 лет, Гобустан 31. рунические знаки, эпоха бронзы 32. пиктограмма, древняя Албания 33. артефакт, женская фигурка из кр.гл. 1 век до нашей эры, Баку 34. артефакт, бронзовая рыбка, Баку 35. фаянсовая тарелка, Бейлаган,12 век 36. каменные изваяния баранов в лесу Лерика, фото автора © Мамедов Мир-Теймур, 2006.



1.
1_sm (214x150, 7Kb)

2.
2 (448x296, 61Kb)

3.
3 (448x310, 88Kb)

4.
4 (438x299, 74Kb)

5.
5 (437x312, 72Kb)

6.
6 (281x437, 21Kb)

7.
7_sm (150x156, 8Kb)

8.
8_sm (150x151, 7Kb)

9.
9 (326x327, 26Kb)

10.
9_sm (150x150, 7Kb)

11.
10_sm (150x150, 6Kb)

12.
11_sm (213x67, 4Kb)

13.
12 (252x448, 20Kb)

14.
13_sm (119x223, 9Kb)

15.
14 (409x326, 88Kb)

16.
15_sm (183x150, 8Kb)

17.
16 (405x328, 98Kb)

18.
17_sm (182x150, 10Kb)

19.
18_sm (202x52, 4Kb)

20.
19_sm (185x49, 3Kb)

21.
20_sm (200x62, 4Kb)

22.
21 (448x96, 40Kb)

23.
22_sm (206x49, 4Kb)

24.
23_sm (150x179, 9Kb)

25.
24_sm (179x150, 9Kb)

26.
25_sm (180x150, 10Kb)

27.
26_sm (150x180, 10Kb)

28.
27_sm (183x150, 6Kb)

29.
28_sm (150x179, 8Kb)

30.
29_sm (200x150, 11Kb)

31.
30_sm (209x150, 9Kb)

32.
31_sm (127x223, 7Kb)

33.
33_sm (109x225, 6Kb)

34.
34_sm (243x150, 7Kb)

35.
35_sm (150x151, 10Kb)

36.
36_sm (194x150, 8Kb)


Литва, национальный парк - новая серия фотографий в фотоальбоме

Четверг, 26 Января 2012 г. 00:43 + в цитатник

Литва, национальный парк - новая серия фотографий в фотоальбоме

Среда, 25 Января 2012 г. 21:49 + в цитатник

Тайны "бакинских тайн"

Среда, 25 Января 2012 г. 16:17 + в цитатник

От автора

                

Мир-Теймур Мамедов. «Ичеришехэр»

                                                                              Мир-Теймур Мамедов. «Ичеришехэр»

                                                                                          

                                                           От автора

 

Поскольку несколько последних десятилетий телевидение является самым массово-любимым зрелищем, любая на телеэкране систематически демонстрируемая программа привлекает внимание телезрителей, бурно реагирующих на нее в Интернете или, «по старинке», непосредственными откликами и звонками в студию. Одной из них на нашем, азербайджанском Общественном канале (İTV) стала публицистическая литературно-историческая программа передач «Бакинские тайны». Впервые выйдя на телеэкран 7 января 2006 года и раскрыв телезрителям «двери» передач, их первый выпуск буквально взбудоражил весь Баку. А 7 января нынешнего 2011 года создатели программы отметили ее пятилетний «полу-юбилей». За время ее существования в эфир вышло более двадцати, с многих точек зрения исключительно интересных передач. Каждая их них по-особенному, по-своему раскрывает различные стороны  жизни старого Баку и связанные с национальными памятниками культуры истории человеческих судеб. Но главный лейтмотив передач – судьба архитектурных памятников старого города, подвергаемых безжалостному и варварскому сносу, что нередко со слезами на глазах наблюдают старые бакинцы.

Многие объективные и технические причины оправдывают не слишком точную периодичность появления на экране «Бакинских тайн»: они выходят в свет не так часто, как хотят видеть на экране их поклонники. Но дело не в систематичности выхода и количестве  передач, а в качестве содержащейся в них информации. Именно поэтому каждая из них сразу привлекает внимание телезрителей, неравнодушных к судьбе и истории родного города.

Создатели программы «Бакинские тайны» не гоняются в передачах за дешевым успехом, саморекламой или примитивной красивостью. Напротив, как умные, талантливые, серьезные личности, они достигли удивительных результатов, сосредоточивая внимание аудитории на высоких этических проблемах. Успев завоевать любовь и благодарность самых взыскательных телезрителей, они дарят им незабываемые минуты состояния особенной душевной погруженности в навсегда исчезнувшие времена - в историю города, которого уже нет.

Но пусть читатели не воспринимают это пессимистически. Просто закончилась очередная эра нашего города – и началась другая. Она вносит свои неумолимые, иногда жесткие коррективы в его облик и в судьбы его жителей. И можно лишь пожелать всем, кто живут и работают в нем сейчас, попытаться думать о его и своем сегодняшнем и будущем днях с надеждой так, насколько это позволяет наша действительность. А времена никогда не бывали одинаково хорошими для всех.   

Сегодня уверенно можно сказать: с появлением «Бакинских тайн»  на канале İTV в течение пяти лет был создан целый ряд блистательных произведений телевизионного искусства. Теперь сама программа заявляет о своем хотя и небольшом, но уже значительном пройденном этапе, дает возможность каждый раз сделать все новые выводы из исторической достоверности содержания ее выпусков, оценить художественные качества и, что важно, задуматься о высокой нравственно-этической направленности ее передач. И эта программа, в названия которой - корень имени нашего города, имеет право на обращенный к каждому из нас прямой вопрос: насколько ты любишь его, свой город, и что ты делаешь для него, кроме того, что живешь в нем? 

Разделяя в полной мере точку зрения создателей «Бакинских тайн» на многие явления нашей, увы, не всегда светлой действительности, автор этих строк через Интернет представляет большой аудитории и выносит на ее строгий и справедливый суд свою нижеследующую научно-популярную работу «Тайны «Бакинских тайн». Она стала непосредственным откликом на поставленные в телевизионной программе болезненно-острые проблемы и в своем роде -  отражением некоторых аспектов ее передач.

Автор считает необходимым выразить признательность создателям программы «Бакинские тайны» за сведения, предоставленные ими в ходе его личного, интересного и обогащающего общения с ними, и надеется, что он хотя бы частично оправдал их ожидания. С другой стороны, к сожалению, в работе  получило отражение далеко не все, что хотел выразить сам автор. И, возможно, сами создатели «Бакинских тайн» ожидали нечто большего от его работы. В таком случае, автор приносит им свои извинения и надеется, что все последующие выпуски программы в эфире станут для него благодатным материалом для дальнейшего изучения и публикаций.

Не желая предвосхищать содержание работы, автор считает нужным напомнить, что, возможно, некоторые из читателей успели познакомиться со значительно сокращенным вариантом работы в субботних номерах широко востребованной газеты «Каспiй». Возможно, в процессе знакомства в Интернете с «Тайнами «Бакинских тайн», читатели обратят внимание на то, что, помимо обязательного телевизионного, здесь затронуты и разные другие аспекты: музыкальный, художественный, исторический, и др. Но данную работу нельзя считать строго научной по следующей причине.  Появившись прежде в периодической печати, «Тайны «Бакинских тайн», естественно, изначально были обращены к широкому кругу читателей разных профессий и социальных слоев. Этим, прежде всего, обусловлен ее ярко выраженный публицистический характер и то, что даже некоторые профессионально-специфические нюансы подавались в ней в максимально популярной форме, чтобы быть доступными и понятными как можно большему числу любителей газеты «Каспiй».

Согласно требованиям данной газеты, в тексте были опущены имена спонсоров программы и руководства канала, а также допущены некоторые, уже исправленные здесь ошибки, за которые автор приносит извинения (так, неточно названо имя отца телеведущего программы, имеются огрехи случайного характера, и пр.).  Автор считает необходимым выражение искренней признательности сотрудникам редакции, благодаря которым работа была напечатана, особенно заместителю главного редактора и выпускающему редактору Кенану Гулузаде, занимавшимся ее публикацией непосредственно.

Но «Тайны «Бакинских тайн» - слишком объемный материал даже для публикующей авторские работы газеты, и их выход в свет мог бы затянуться на более долгое время. Поэтому в газете она появилась в сокращенном виде. К тому же значительная часть материала строится на основе большого количества иллюстраций, оживляющих текст и наглядно подтверждающих мысли автора. Но, к сожалению, почти все иллюстрации ввиду некоторых технических причин оказались непригодными для напечатания. Такие обстоятельства послужили главной причиной сокращения работы в газете и ее представления в полном объеме в Интернете. Поэтому автор считает необходимым выразить огромную благодарность Раджабу Зейналову и Руслану Караеву за выполненную трудоемкую техническую работу и профессионально сделанные «стоп-кадры» фильмов-передач, благодаря чему удалось наглядно проиллюстрировать многие фрагменты текста. 

Уже в самом начале появления на телеэкране программы «Бакинские тайны», ее ведущий Фуад Ахундов дал понять, что передачи рассчитаны на небольшой круг телезрителей и предназначены интеллигентной аудитории бакинцев. Однако широкие коммуникативные возможности телевидения позволяют следить за выходом ее выпусков огромному количеству наших земляков в разных концах света, независимо от их социального статуса.

Все же думается, что слова «интеллигент», «интеллигентность» имеют весьма растяжимый смысл и включает в себя слишком многое. Одно из них -  глубокая внутренняя культура человека. А она, к сожалению, не всегда присуща лишь обладателям дипломов о высшем образовании или лишь русскоязычной части населения Баку. Зато она присуща тем, кто, даже при наличии сегодня в их домах компьютеров, позволяющих заглянуть в уголки самых малодоступных библиотек мира и заменяющих многим читателям книжные полки, даже в трудные дни их жизни, не сумели распрощаться, продать по дешевке, «предать» любимые книги, занимающие целые стены в их иногда более чем скромных квартирах. Она часто присуща тем, кто, невзирая на жизненные тяготы, ни при каких обстоятельствах не покинули любимый город, разделили и по сей день делят с ним все радости, беды и невзгоды. Она часто присуща тем, кто на протяжении многих лет не имели возможности досыта поесть, но не променяли на безмозглую сытость и ленивый комфорт то немногое, что у них осталось – их честь и достоинство. Такие люди в Баку есть. Поэтому, как и сама программа «Бакинские тайны», предлагаемая ниже работа «Тайны «Бакинских тайн»  адресуется, в первую очередь, именно им. Автор заранее благодарит всех, кто сочтет для себя нужным познакомиться с ней и вынести о ней свое собственное суждение.                                          

 

                                                                                                   АЛЯ  ЗАМАНОВА                                                             

                                                                                                                                    

Тайны "Бакинских тайн"

Среда, 25 Января 2012 г. 16:16 + в цитатник

Тайна 1-я

         Эта сладкая, чудесная тоска…
 
  Мир-Теймур Мамедов. Акварели        

 

                                                                                                                                        

                      «Баку 17 века»                                                             «Берег моря у Шихово»

 

 

История – это наука о прошлом, которое когда-то само было настоящим. Она творится в настоящем - каждый час, каждую минуту, долю секунды. И каждый миг из настоящего, в творящееся у него на глазах прошлое, часто сам того не замечая, все время входит кто-то новый, потому что навсегда войти в прошлое – удел каждого живущего на земле человека. Но человек живет не для того, чтобы войти в историю, а потому, что ему свыше была подарена жизнь. Время бежит, а он живет и не считает каждый миг своей жизни, потому что неисповедимы пути господни, и не дано ему знать, сколько лет ему отпущено всевышним. Не знает он, где пролегает временная межа, разделяющая его прошлое, настоящее и будущее, хотя поиск этих границ во все времена будет занимать многих тех, кто уже пришел или еще придет в наш удивительный мир. И его жизнь сама становится полна и интересна этими поисками.

Одни поколения людей сменяются другими, время ослабляет внутренние связи между ними, разрушает их духовные контакты. И если не помнить о них, то, подобно старой, размытой временем фотографии, сотрется память поколений, образовав ничем не заполняемые, пустые нишы. Лишь ее бессвязные клокастые обрывки придут в сновидениях каким-то чудным образом, неожиданно, случайно. Придут - и ненароком потревожат кого-то, кто очень тонко чувствует временные вековые связи и болезненно ощущает их разрыв и провал между ними.

И в душе этого «кто-то» пробудятся бессознательные, непонятные токи, вызвав чувство сладостно-чудесной тоски по чему-то незнакомому, недостижимо далекому, до конца неизведанному, непознанному. Оно может охватить человека в любом возрасте: едва начинающих познавать мир, несведущих подростков и согбенных под грузом прожитых лет почтенных старцев, мечтающих о чем-то молодых людей и кокетливых девушек, зрелых, ничему не удивляющихся мужчин и женщин. Но никто и никогда не сумеет объяснить, почему, откуда берется эта чудесная, сладкая тоска. Иногда она едва накатит легкой ласкающей волной или вдруг нахлынет огромным кипящим валом и перевернет душу. Иногда она неожиданно появится при брошенном взгляде на какую-то вещь и всколыхнет далекие воспоминания, или вдруг охватит при виде знакомого, много раз виденного или, напротив, совсем чужого, впервые встреченного лица, когда мелькнет мысль, что когда-то, очень давно, в какой-то другой жизни человек его уже видел. Иногда это томящее, сладостно-ноющее чувство придет, когда ранним утром или в ночной темноте, в дождливо-туманную или солнечную погоду, с высоты птичьего полета человек зреет волшебный вид города, в который влюблен с детства.

А его город  - эгоист. Он далеко не всегда отвечает человеку взаимной любовью: обычно и чаще всего ему до него нет никакого дела. Но иногда, вдруг став непривычно щедрым, город, словно разбрасывая скрытое от глаз богатство, внезапно открывает перед ним свой широко раскинувшийся вид. И человек видит море крыш с тысячами архитектурных деталей, черными дымоходными трубами, похожими на темные бездонные глаза чердачными окнами. (Не зря их так любят изображать живописцы и снимать кинооператоры).

И, глядя на каменно-черепичную мозаику крыш,  выложенную в ландшафте города красными, коричневыми, белыми, серыми пятнами, меняющую свой цвет от прихотливых капризов погоды, человек бессознательно начинает ощущать тайну неразрывной связи времен и свое приближение к ее разгадке. Ему кажется: еще шаг - и он вот-вот поймает ее, эту тайну, схватит ее за истаивающий во времени шлейф. Но нет - ускользая, она оставит его в неведении. И, нехотя вернув себе реалии, но, чувствуя себя обманутым, ощущая смутную горечь обиды, он все же вновь и вновь станет желать когда-нибудь еще не раз ощутить эту сладость непознанной до конца  тоски...

Тогда человек начинает понимать: совсем рядом с ним есть еще много других, ждущих своей разгадки тайн. Они хранятся во всей природе, в живых существах, населяющих землю, в каждом выстроенном и населенном людьми городе, в каждом камне стен и оснований домов и вымощенных старых мостовых. Но, прежде всего, они в душе, во внутреннем мире каждого из людей, ибо каждая жизнь – сама по себе великая загадка, тайна, которую постигнуть до конца не дано никому. Но всякий раз они, эти загадки и тайны, безмолвно кричат: «Раскройте нас! Узнайте нас!» И все же их лучше укреплять, не давая им раскрыться до конца, потому что…

Нельзя допустить, чтобы тех, кто придет и будет после нас, залил потоп бездуховности, оставив за собой руины и осколки разрушенной культуры. Надо хоть что-то сохранить после себя и донести до них. Чтобы не заплыли их тела и извилины мозга жиром всегда тупой, благодушной сытости и ленивой, равнодушной беспечности. Чтобы в трудный для них момент поисков границ между прошлым и будущим, они не погубили бы свои и чужие души, пойдя по пути наименьшего сопротивления. А такая опасность для них сегодня есть, и во всем этом безумно страшная правда. Она есть в искусственно создаваемой атмосфере животного страха перед физическим исчезновением, страха уйти и затеряться без следа в этом мире, в отчаянном стремлении выживания любыми путями и, как следствие этого, в бессмысленном разрушении и тупом забвении своих корней.

Об этом надо всегда помнить и говорить и по жизни, и во всех искусствах: любое из них само вышло из жизни и обладает целительной способностью обращать взоры людей к их глубоко скрытым в прошлом корням, возвращать их к ним. Для одних это литература, театр или живопись. Для других - фотография, которая, как никакое другое искусство, заставляет задумываться о смысле жизни и смерти. Для третьих таким искусством стали кино и телевидение – сравнительно недавние великие достижения человечества.

Почти у каждого из нас в доме навсегда заняли свои уголки полюбившиеся нам в юности произведения искусства: фотографии, картины, книги, фильмы - художественные, телевизионные и даже мультипликационные, и т.п. В наших глазах они никогда не утратят свежести первого впечатления и самоценности. С годами мы лишь все больше обнаруживаем в них дотоле незамеченные детали или ранее не высвеченные штрихи и грани, неожиданно новый, необычный поворот мысли. Кому-то из нас удается передавать, прививать любовь к ним детям, внукам, ученикам, чтобы каждое следующее новое поколение могло найти в них что-то созвучное духу своего времени, родное, близкое для себя и других.

И, возможно, для некоторых таким произведением телеискусства когда-нибудь станет (а, может, уже стала) телевизионная программа передач «Бакинские тайны с Фуадом Ахундовым». Потому что для тех, кто смотрит их, уже в заставке, выбивая призыв, жестким ритмом древних ритуалов земли Огнепоклонников бьют барабаны судьбы, чтобы быть услышанными каждой душой, достучаться до сердец, и чтобы каждое из них откликнулось на призыв: «Храните прошлое! Не разрушайте его! Помните о нем! Говорите всегда о нем потомкам!»




Процитировано 1 раз

Тайны "Бакинских тайн"

Среда, 25 Января 2012 г. 16:15 + в цитатник

Тайна 2-я

                                                                                                   Заставка

 

Появление пять лет назад программы «Бакинские тайны» с ее первой передачей «Сага об Асадуллаевых» была внове для многих телезрителей. Но сегодня не одна тысяча жителей самого разного возраста в нашей столице и далеко за ее пределами приникает к экранам телевизоров, когда там появляется ее начальная характерная, необычная заставка. Впервые, как-то мгновенно и сразу с интересом воспринятая, она была усвоена зрителями как символ «Бакинских тайн», которые теперь уже давно стали знакомыми, ожидаемыми и любимыми. Своим появлением в самом начале передачи в качестве визуально-музыкального вступления, заставка манифестирует собственную своеобычность, приковывает взгляд и требует к себе пристального внимания. Пусть же читатель не страшится  ее легкого искусствоведческого анализа - он не так скучен и страшен, как кажется!

Пересмотрите диск любого выпуска «Бакинских тайн». Вы увидите: заставка указывает на специфику изначального, внутреннего содержания всей программы, выступает как основа каждой передачи, а также играет роль сжатой прелюдии и коды (окончания), начиная и завершая интереснейшие сюжеты. Иногда же она  появляется эпизодически, секундным «лейтмотивом» вторгается в середину передачи после «рекламной паузы».

Первое впечатление от восприятия заставки – ее особенная, какая-то пряная «архаичность» и удивительный романтичный дух с таящимся в нем, как магнитом, притягивающим к себе мощным эмоциональным зарядом. Он точно схвачен и воплощен в музыкальном оформлении, словно вызывающем смутные видения древних времен, когда на азербайджанской земле еще не было народов, но были племена с их ритуальными плясками вокруг бьющего из-под земли, танцующего пламени.
                                                                                   Наскальные изображения в Гобустане (Апшерон)
 

В ритме музыки заставки слышен бой барабанов, в чуть скрежещущем, гнусавом тембре звучания – звон, бряцание металла. Ритуальные ассоциации особенно вызывают и выражают непрерывные, настойчиво-упорные остинатные (т.е. постоянные, повторные) ритмоформулы. Как сама ритмоформула, так и специфика ее интонаций служат первым признаком средоточия национального колорита. Они дают понять, на какой земле рождена эта музыка и сегодня живем мы.

 
           
                                                               Наскальные изображения в Гобустане (Апшерон)

 

А теперь взгляните на нотный пример: это и есть ритмоформула. Разве не напоминают графически эти «танцующие» нотные знаки наскальных «пляшущих человечков» в Гобустане?

 
                            
                                       

Затем взгляните внизу на другой нотный пример. Это вторая интересная особенность в музыке заставки – ее попевка-интонация. Она всегда звучит как бы «поверх» ритмоформул, и на их фоне она - единственная. Попевка упорно повторяется, будто самоутверждается в этих повторах, и в своем восходящем движении похожа на росток, пробивающийся вверх, к свету. Вслушайтесь же в ее широкое, скользяще-плавное звучание и всмотритесь в нотное изображение.

                                                                 
 

Ее первая, самая нижняя нота - «корень», вросший в ритмоформулу и дающий толчок, импульс к развитию интонации. «Упираясь» в ритмоформулу, попевка словно вырастает из нее. Но, как и все «корни», которые «вросли в землю» и не видны снаружи, ее первая нота не всегда озвучена на фоне ритмоформул: она иногда слышна, иногда - нет. Поэтому попевка звучит то дольше, то короче.

Озвученная в  заставке, она, естественно, появляется вместе с ней и, главным образом, в начале и в конце  передач. Но в начале она звучит два раза, в конце же повторяется несколько раз, в связи с длительностью титров. Многократно же повторяясь, она включает каждый раз разное количество нот - от трех последних до полных пяти, показанных в примере.

Теперь обратите внимание на отмеченное красной линией расстояние между первой и последней нотами попевки в примере. Сумма ее нот вмещается в музыкальный интервал восходящей, так называемой, «лирической» большой сексты. А чтобы наш уважаемый читатель не «сломал головы» над мудреными названиями музыкальных терминов и все же имел некоторое понятие о большой сексте, пусть он напоет две самые первые ноты с двумя первыми слогами из новогодней песенки «В лесу родилась елочка».

 

                                                      
 

В нотном примере первой фразы из «Елочки» красной чертой обозначена эта большая секста - в ее «пустом», «чистом» виде, т.е. здесь нет никаких других промежуточных нот.

Теперь взгляните на другой, нижеследующий пример. Это - начальные интонации песни «Все выше» (или «Авиамарша)» - главного музыкального символа праздничных демонстраций советской эпохи:

            

Здесь выделенная красной чертой большая секста «заполнена» и другими нотами-интервалами. Это делает ее интонационно близкой к попевке в музыке заставки. Еще ближе к ней ноты со словами «сказку сделать былью» в следующих двух тактах, не отмеченных красной чертой.

И хотя ноты во всех трех примерах разные, так как мелодии звучат в разных тональностях, но расстояние между первой и последней нотами под красной чертой - всегда одинаковое. Везде это один и тот же интервал - большая секста. Но главная художественная особенность большой сексты в том, что в ее музыкальной семантике заложено esclamatio («восклицание») как призыв, волевой импульс.

Поэтому восходящее движение попевки-интонации в заставке «Бакинских тайн» изначально содержит призыв к пробуждению, зарождению. Вслушайтесь же в нее, этот сгусток сконцентрированной внутренней силы. Как выразительно она преподнесена на фоне жесткого, мерно пульсирующего ритма, сколько в ней волнующей, первозданной чувственности! Будто извлекая, вытягивая нечто «из глубины веков» (как нефть из скважины), попевка словно взывает и обращает нас к самим изначальным, коренным вопросам – нашего появления, бытия, временного пребывания нас на земле Огнепоклонников.

Однако музыка заставки и ее автор Али Гасанзаде – «дети» современной цивилизации. Создавая ее на синтезаторе, он применял особую, интересную и довольно сложную музыкальную технологию, хотя в итоге она звучит будто бы несложно, даже просто. Но просто то, что талантливо. К тому же в заставке мы слышим, скорее всего, лишь частицу, фрагмент, возможно, довольно большого произведения, так как музыкальная фантазия А.Гасанзаде называется «The Little Sinning Cops». И, возможно, автор оказался в плену некой ассоциативной идеи, когда перевел ее название как «Маленькие блестящие полицейские» (жаргонное слово «коп» - полицейский). Может, в нем он имел в виду сочетание блестящей, талантливой личности Ф.Ахундова и его профессии, как сотрудника в прошлом полиции и ныне - Интерпола? Но слово «cops» переводится также как «крыши», «купола». Тогда название предстает как «Маленькие сияющие крыши» («купола»). В таком случае, ее такое название частично проясняет некоторые моменты из вышесказанного как о первой «тайне» «Бакинских тайн». Но в любом случае в своей композиции автору удалось воплотить им задуманное, если музыка и ее название вызывают столько мыслей и чувств.

Как скульптор, автор «отсекал все ненужное» от своей фантазии, и поэтому лучше не вторгаться в его творческую «кухню», чтобы она осталась его «тайной». И без этого заставка производит на многих зрителей необходимое и довольно сильное впечатление, чему во многом способствует музыкальное оформление. Видно, его автор А.Гасанзаде талантлив, и он в дальнейшем сумеет успешно находить, извлекать и открывать новые красоты в вековых, глубинно-скрытых и неизведанных до конца пластах богатства неисчерпаемого народного творчества. Так пусть же композитор останется второй из «тайн» «Бакинских тайн», чтобы тем, кто захочет познакомиться и больше узнать о нем, соприкоснуться с его музыкой, всегда было бы, что открыть себе и другим.

Постепенно нагнетаясь, как распрямляющаяся сжатая пружина, призывная попевка властно «взывает к жизни» изображения с архивных фотографий. Словно отвечая их черно-белым краскам, цветовой колорит заставки выдержан в таких же тонах. Через доли секунды, наплывая будоражащими волнами, как из глубины веков, на экране возникают образы хорошо одетых, согласно моде своего времени, но давно ушедших в небытие горделивых мужчин и царственных дам в широкополых шляпах, виды нефтепромыслов и городских пейзажей, старых улиц и роскошных зданий.                                  

 

                            

Эти «восстающие из прошлого» люди были знатными жителями старого Баку - хозяевами его прекрасных домов и владельцами нефтепромыслов. Когда-то, уже очень давно, они ходили по узким тротуарам старых улиц, катались в фаэтонах по каменным мостовым, вымощенных круглой брусчаткой, любовались видами родного города, его рассветами и закатами. Они жили и мечтали, владели и теряли, любили и ненавидели, завидовали и ревновали, даже иногда убивали от переизбытка страстных чувств. И появляющиеся на телеэкране их образы мало кого оставляют равнодушными.

Такая подача изображений напоминает «оживающие» на глазах фрагменты или лоскуты какой-то театральной декорации. Но они имеют отношение не к декорации, а к удачному по своему идейному замыслу оформлению стены студии, откуда на экраны наших телевизоров выходят «Бакинские тайны».                             

Затем постепенно на переднем плане, как бы «издалека», на фоне мерных, гулких ритмоинтонаций, изображения старых крепостных стен и в окружении старинных фотографий возникает образ телеведущего программы, журналиста-историка Фуада Ахундова.

 

                                                             
 

Сопоставление этих бакинцев разных, прошлого и молодого поколений, характерно тем, что, независимо от временной дистанции, все они – достойные представители своего города. Но в отличие от второго, первые были создателями, владельцами и жильцами многих роскошных зданий в Баку. Их судьбам и домам Ф.Ахундов посвящает свои многочисленные исследовательские работы, которые он сам называет «изысками». Они составляют тему и сюжетную основу всех выпусков «Бакинских тайн».                                            

Заставка же «изысканно» направляет внимание телезрителей на характер содержания и выразительно подчеркивает историческую направленность программы. Она - достойное начало каждой последующей за ней достойной передачи и ее достойное завершение. Пусть читатель трижды вникнет в смысл слова «достоинство», ибо многие тщательно отобранные Ф.Ахундовым фотографии запечатлели людей, один только внешний облик которых отражает смысл этого слова. А оно словно позабылось, начисто стерлось, исчезло из нашей лексики, словаря, сознания, быта, и сейчас упоминается, сохраняется лишь в поступках героев из сказаний о былых временах, как далекое воспоминание о высоких человеческих качествах. Такая «прелюдия» к «Бакинским тайнам» заставляет вспомнить о времени, когда чувство самоуважения и собственного достоинства определяло манеру, характер, поведение людей, независимо от того, к какому сословию они принадлежали.

 
 



Процитировано 1 раз

Тайны "Бакинских тайн"

Среда, 25 Января 2012 г. 16:12 + в цитатник

Тайна 3-я

                                      В  студии

                                 

После завершения и исчезновения заставки начинается непосредственно сама передача. Привлекая внимание, на экране появляется изображение стены студии. До выхода ведущего Ф.Ахундова мы успеваем рассмотреть ее оформление. Оно имитирует часть каменной стены Ичеришехэр  (Крепости) со старинным бакинским гербом (о нем подробнее ниже) и выглядит как настоящая «каменная кладка». Колорит его сумрачно-серого цвета, словно хранящего тайну, слегка «серебрится» или «золотится» в зависимости от направленного освещения.
 
                                                          
 

Первопричины, по которым в студии «Бакинских тайн» не Девичья башня или нефтяная вышка, например, а именно крепостные стены стали объектом внимания и отображения оформителя, возможно, объяснимы следующим. Автор оформления и один из самых частых гостей программы Мир-Теймур Ибрагим оглы Мамедов, - известный художник-живописец, керамист, график, - живет в Крепости (Ичеришехэр) и, как говорят в народе, «крепостной». Изображения его трех работ (керамической и двух акварелей) с видами Баку даны в самом начале.

Все участники программы - настоящие хранители истории нашего города, а значит – его тайн, и среди них - Мир-Теймур. Впервые Ф.Ахундов представил его в выпуске «Драма дома Гаджинских», как внучатого племянника известного миллионера и когда-то владельца красивейшего здания Исабека Гаджинского (по линии его родного брата Гасанбека), расположенного напротив знаменитого бакинского бульвара и рядом с Девичьей башней.                                                         

                        
 

Ф.Ахундов писал в статье о Крепости: «Каменные стены не всегда спасали Баку. Но они всегда оставались символом стойкости города и горожан. И символом их верности своей истории». К сказанному можно добавить – «и хранения ее тайн», ибо «загадочное молчание» древних стен давно уже подмечено в разных искусствах. Может, поэтому оформление стены студии, не будучи по стилю абстрактно-сложным для восприятия или особенно модным, наделено какой-то таинственной и многозначной условностью, придающей передачам «Бакинских тайн» особый шарм. Попробуем же хотя бы слегка приблизиться к ней.             

Думается, оформление стены студии «художественным», как таковым, не назовешь. Согласно требованиям, выдвигаемым историческим характером программы, художник представил его как бы «полудокументально», и оно выглядит в объективном, жизненно достоверном ракурсе. При взгляде на оформление сразу бросается в глаза, что каждый, отграниченный от соседних и четко окаймленный «камень стены» имеет черно-белый фотокадр с изображением пейзажа, здания или человека. Поданные таким образом «камни»  напоминают «окна с видом» (особенно с городскими пейзажами).

Смысл этих «камней-окон» в том, что, каждый из них – как брошенный в прошлое взгляд. Каждый из них будто «говорит» нам, что он помнит историю, многое видел на протяжении столетий, и, возможно, даже людей с фотографий, которые когда-то, наверное, часто появлялись у крепостных стен. Что каждый камень хранит память о культуре нации. Что фундамент «здания» любой многовековой истории складывается именно из незримых памятных «камней», каждый из которых нам следует беречь.

Затем первым в студии появляется телеведущий Ф.Ахундов (передачи редко начинаются не с него). Он приветствует телезрителей, выражает признательность руководству телеканала, спонсорам программы и начинает свое повествование с предисловия. Если в студии есть приглашенные на программу лица, он представляет их, и они беседуют, сидя в креслах или на диване за небольшим столиком. Их увлекательные диалоги ведутся на фоне стены студии, «каменная кладка» которой при первом взгляде отдаленно напоминает выложенный комнатный камин, кирпичами. Схожесть стены с камином создает в студии по-домашнему уютную, располагающую к искренней беседе «у камелька», интимную атмосферу. А для телеэкрана доверительная интимность общения - важнейший, существенный и необходимый фактор. Поэтому, даже при явном элементе «документальности», во многих нюансах оформления чувствуется присутствие выраженного налета романтической одухотворенности.

 

                                                                       

                                                                                               Э.Мурадалиева и Ф.Ахундов в студии «Бакинские тайны»

 

Но смысловая значимость оформления вовсе не ограничивается его ассоциацией ни с крепостной стеной, ни с камином, ни наличием имитаций старых фотографий на «камнях». Хотя они сами по себе тоже немаловажны, так как, возможно, все это - трюизмы, от которых отталкивался художник в своей работе. Оформление студии словно продолжает «раскрытие содержания» заставки, но, как в лупе, - в укрупненном, увеличенном ракурсе. Вспоминая заставку, кажется, что в ней и «камни-окна», и дуги трех больших арок, из которых обычно входит в студию ведущий, будто раздуваясь, теряют четкость границ и очертаний и растворяются в волнах наплывающих и словно «оживающих» образов, как будто виртуально приближающихся к нам.

Бросается в глаза вензель с инициалами «Бакинских тайн»  - две переплетенные крупные красные буквы, помещенные в большой белый круг. Контрастное сочетание ярко выделяется на фоне черной незаполненной пустоты низкой центральной арки. Круг словно прикрывает вход в неизвестность, предупреждая о бездонной глубине ее «тайны».

 

                                                                                             

                                                                                                                                 Старинный бакинский герб

 

 

Наконец, в оформлении важное смысловое значение вверху арок имеет имитация деталей старинного бакинского герба – голова быка с двумя львами вокруг нее. Это сразу бросающиеся в глаза три крупных элемента реального герба на Шах-Аббасовских и Шамахинских воротах Ичеришехэр (Крепости). «Самое главное, что удалось сохранить на обоих воротах, - это загадочный барельеф – символ средневекового города Баку, существовавший еще задолго до индустриального подъема и нефтяной лихорадки», - считает Ф.Ахундов.

Герб на воротах имеет интересное, своеобычное сочетание знаковых деталей, так как с обеих сторон бык и львы обрамлены еще также двумя кругами,  Солнцем и Луной, которых в студии нет. Он многосоставнее и многозначнее по своим характерным элементам, так как, оформляя студию, художник не ставил своей задачей полное копирование герба. Скорее, его привлек композиционный контраст изображений животных, насыщенный мужественной образностью и выражением горделивой силы.

Значение герба издавна подвергается множественным интерпретациям. Не прекращаясь, ведутся научные диспуты, выдвигаются разные версии, что означает, по словам Ф.Ахундова, «этот символ, являющий собой наглядный и очень интересный образец средневековой восточной геральдики».

Однако здесь не представляется возможным разрешить столь сложный, серьезный и спорный вопрос. Достаточно, что выразительное композиционное решение оформления само по себе требует внимания. Рождение в нем всегда что-то «говорящей» зрителю легкой ауры загадочности связано с тем, что художник удачно совместил и сочетал очарование старины (древний герб) и современности (фотокадры на «камнях»). Возможно, данная последовательность, расположение каждого из фотокадров на «камнях» по отношению к другим также задуманы художником. Тогда сюда привнесен драматургический смысл, драматургическое значение, а это подстегивает, поощряет воображение. Дав простор разгулявшейся фантазии, наделяя «таинственную» стену еще более неоднозначным толкованием и интерпретируя каждую деталь оформления, можно придти к неожиданным для себя очередным «открытиям». Оформление студии - едва ли не самая наглядная работа Мир-Теймура, известная и понятная широкой массе телезрителей. Пусть же простит он дилетантизм автора этих строк ее слишком вольную трактовку.

 

  Художник

 

Все сказанное – лишь беглое знакомство читателя с работой хорошо известного мастера. Намного больше сведений о нем черпаешь непосредственно из других, разных источников. Все же, даже при всей известности, он являет в своем роде загадку: ведь во все времена для непосвященных и личности творцов, и само их творчество остаются неразгаданной божественной тайной. Поэтому, слегка приподняв завесу над третьей «тайной», представим художника Мир-Теймура Мамедова в очередной раз, но в несколько ином контексте, чем обычно.

 

                                                         
 

В одном из сайтов в Интернете о нем сказано: «Каждое утро за чашкой горячего бакинского чая Мир-Теймур начинает думать над своим новым произведением. По словам мастера, у настоящего художника должно быть чувство вкуса, хорошая практика и школа».

Жизнь коренного бакинца Мир-Теймура, как самобытной творческой личности, сложилась удачно. Он принадлежит к числу в высшей степени трудолюбивых и, видно, поэтому востребованных мастеров. А его широкие интересы и многогранные таланты восхищают любителей его работ. Чтение книг, как главное увлечение и самое любимое занятие, выдает в нем настоящего интеллигента. Но в круг его увлечений входит многое другое. Мир-Теймуру интересно все, что связано со многими искусствами, в частности с музыкой (джаз, классика, разные виды инструментальной музыки). Наряду с художественной литературой, он много читает научные и искусствоведческие работы. Кроме того, он любит заниматься спортом и путешествовать.

В начале 60-х г.г. ХХ века Мир-Теймур, окончив художественное училище им. А.Азимзаде, работал на сувенирной фабрике Министерства местной промышленности в Баку и имел специальность художника - разрисовщика тканей. Позже приобрел в Ленинграде еще две специальности, окончив высшее художественно-промышленное училище им. В.Мухиной по архитектурному проектированию и отделке, затем - художественно - постановочный факультет Государственного института театра, музыки и кино.

В разное время заслуги перед обществом и искусством неоднократно приносили Мир-Теймуру почетные звания и премии и сегодня представляют его личностный портрет в еще более широком спектре. Он - президентский стипендиат, член Союза художников Азербайджана и почетный член Союза художников Грузии, лауреат Национальной премии "Хумай", организатор 9 персональных и участник 47 групповых выставок. Пусть же читатель, заглянув в Интернет или другие источники информации, сам сделает выводы о широте интересов художника из его других многочисленных наград, о которых здесь сказано лишь слегка.

Некоторых из поклонников особенно привлекает живопись Мир-Теймура, отмеченная полетом яркой фантазии и неординарностью цветовых решений, других завораживает красочность его акварелей. Кто-то из них рад, что в их доме есть его работы в виде уникального авторского оформления романа «Мастер и Маргарита» М.Булгакова – собственноручно переплетенный, иллюстрированный им журнальный вариант, и висящая на стене гравюра Мир-Теймура.

 

       

У почитателей его дарования вызывают восхищенную реакцию некоторые картины с сочетанием большого количества крупных и мелких деталей, частой «изломанностью» линий, яркими образами, красками, напоминающие витражи. В них автор словно уходит в направлении поисков некоей особой условности, которая «обличает» в нем художника с внутренней свободой, необычным взглядом на вещи, неординарным мышлением, оригинальным видением мира. А наличие прекрасной техники, воплощающей его творческие идеи в жизнь, способствует рождению новой, необычной красоты. Как сам их учитель Мир-Теймур, его непосредственные ученики - патриоты Баку. Они благодарят его за созвучие родственных душ, и за то, что он, знающий, умный человек, умеет их многому научить.

Общение Мир-Теймура с коллегами, близкими ему по духу и жанрам, наполнено доброжелательностью, о чем непосредственно говорят высказывания об их работах. Так, очевидно, «мелодии» творчества известного украинского художника, графика, карикатуриста, автора прекрасных живых иллюстраций к различным литературным произведениям многих авторов Татьяны Зеленченко, созвучны творческим тенденциям и деятельности Мир-Теймура. В ее работах он подмечает следующее: «Татьяна ЭЛЕГАНТНА, ее рисунок поет и говорит всем, поет и показывает всем волшебство ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ЛИНИИ. Так умеют очень немногие – с этим надо родиться, этому не обучают».   

 

                     
 
                
                    

Не менее интересно аналитическое замечание самой Т.Зеленченко в связи с некоторыми работами Мир-Теймура. По ее мнению, рисунки в них, сделанные по мотивам тюркских пиктограмм (изображений, используемых в качестве символов), напоминают узоры на украинских «писанках» и являются очередным подтверждением родства разных культур.

 

                                             
 

Своеобразны и остроумны карикатуры Мир-Теймура. В этом жанре он -  профессионал высокого класса и член Союза карикатуристов Азербайджана.

 

                     
 

Одними из любимых объектов изображения Мир-Теймура стали клоуны – самые демократичные персонажи не только цирковой, но и жизненной арены. Изначально комический персонаж английского театра ХУ1 в. – пика расцвета эпохи Возрождения, клоун означал всего лишь вызывающего, неотесанного и неловкого в своих грубых шутках деревенского парня. Тогдашние «клоуны» издевались над терзающими бедный люд богачами и аристократами. Но, видно, с тех пор немногое в реальности изменилось, если подчас дерзкая эксцентрика, буффонада, раскрашенные, смеющиеся физиономии современных клоунов  привлекают серьезных художников в разных жанрах искусства.

 
                             
 

Как не вспомнить здесь гениального мастера итальянского кино Федерико Феллини, первый одноименный фильм которого был о судьбе этих артистов, и который даже снял в роли клоуна свою жену, великую актрису Джульетту Мазини! Здесь уместна цитата Ф.Феллини об этих удивительных артистах  – смешных, ироничных, иногда злых в своей иронии, но, в сущности, все же беззащитных, незащищенно-беспомощных и поэтому особенно трогательных:

  

                                                
 
«Клоун воплощает в себе черты фантастического существа, раскрывающего иррациональную сторону человеческой личности, ее инстинктивное начало и ту малую толику бунтарства и протеста против установленного свыше порядка, которая есть в каждом из нас. Клоун – это карикатура на человека, выпячивающая черточки, которые роднят его с животным и ребенком, с тем, кто смеется, и с тем, над кем смеются. Он – зеркало, в котором человек видит свое гротескное, искаженное нелепое отражение. Он - самая настоящая тень. Он есть и всегда будет». 
  
                                                                      
 

Поистине «феллиниевская» страсть к этому образу не обошла и нашего художника Мир-Теймура. В отраженных в его творчестве клоунах несомненна их «генетическая» связь с персонажами «commedia dellarte», которая, так или иначе, но почти всегда проявляется в произведениях искусства итальянских мастеров. Однако Мир-Теймур не ограничивается лишь изображением их буффонадного облика. Кроме полагающихся клоунам забавных лиц с искусственной улыбкой «рот до ушей» и живописной красочностью одежд, где пестрые рисунки напоминают то заплатки, то мозаику, в их образах присутствует мягкая ирония и момент сострадания создавшего их автора. Ведь за шутовской раскрашенностью физиономий клоунов часто могут скрываться полные страстей жизненные драмы и даже человеческие трагедии.

 Что-то от ироничных клоунов присутствует и в керамических сувенирах Мир-Теймура, изображающих выхваченные из жизни национально-колоритные персонажи. Добродушно подсмеиваясь над ними, художник все же любит этих «типичных представителей» своего народа, их сочные шутки и даже недостатки, которые подает хотя с большой долей сатиры и юмора, но все же больше в снисходительно ласковом и любовном ракурсе.

 

 

                      

 

 

Общество особенно высоко оценило дарование и своеобразные, интересные работы Мир-Теймура в жанре керамики. Он - один из признанных мастеров, включенный от Азербайджана в международный каталог «Керамисты мира» и лауреат Международного симпозиума по керамике.

В своих художественных и публицистических статьях Мир-Теймур касается всего, что так или иначе связано с гуманистическими народно-национальными традициями. Указывая на необходимость сохранения исконно национальных  обычаев, стараясь пробудить интерес к ним, он порой «смачно» преподносит, казалось, каждодневно виденные бытовые сцены. Вот как он говорит о значении выпечки хлеба - чурека в азербайджанских печах - тендирах: «Если говорить о вкусовых качествах хлеба, выпеченного в тендире, то никакой другой хлеб, испеченный в газовых и электропечах, не сравнится по вкусу с «тендирным». Открытый жар от углей, другая воздушная среда дают неповторимый, вкусный запах свежеиспеченного хлеба, от которого даже если ты сыт, во рту выделяется слюна, и ты невольно тянешь руку к этому ароматному чуду, столь необходимому нам каждый день».

Но все вышесказанное - далеко не самое главное в характеристике личности Мир-Теймура в контексте «Бакинских тайн». Главное здесь то, что в одном из восторженных откликов поклонников творчества художника прозвучали слова о Мир-Теймуре, как о «защитнике старого Баку», для которого, по словам одного из его учеников, «главное – это жизненная позиция и Честь». Увы, таких людей становится все меньше и меньше. Те «защитники», которые не выдерживают натиска «новостроечного» беспредела и нынешнего вида столицы, покидают ее. Но те, кто все же остаются, мужественно, делая все от них зависящее, пытаются удержать «в своих ладонях» историю родного города.

              

                                    
  
                                                                                                                             
                                                                                           Мир-Теймур Мамедов. «Ичеришехэр
 
 

Один из них - Мир-Теймур. Родному городу он посвящает множество своих произведений. Среди них – целые серии картин «Ичеришехэр» («Старый город»), а также городские и морские пейзажи.

Мир-Теймур - не только художник-рисовальщик. Его глубокие наблюдения затрагивают множество историко-эстетических аспектов, изложены в огромном количестве (более 1500) публицистических статей, научных трудов по этнографии и краеведению. Особое место на журнально-газетных полосах  занимают его статьи, посвященные Баку, пронзенные болью за родной город, культуру страны, ее исторических объектов, за что Мир-Теймура чтут, любят и благодарят многие жители столицы. Из их отзывов о его творчестве и о нем самом следует: Баку еще «не оскудел» талантами и патриотами. Они остро реагируют на тематику работ художника, связанных с родной страной, любимым городом, достоверным, живым отражением человеческих характеров - не зря он обладатель медали культурологической ассоциации "Симург" за деятельность во имя прогресса культуры и искусства Азербайджана, Почетной грамоты, звания «Посол Мира».

В ноябре 2007 г. в Галерее современного искусства прошло организованное посольством США в Азербайджане открытие выставки и церемония награждения  победителей лучших работ фотоконкурса "Исчезающий Баку" («Vanishing Baku»). Он вызвал живой интерес жителей и гостей столицы. Его организаторы пытались в очередной раз привлечь внимание общественности к необходимости сохранить уникальное культурное наследие Азербайджана - старую архитектуру (здания в Ичери-шэхэр и других частях Баку). Бакинцы и иностранцы из числа мастеров фотографии  откликнулись на этот призыв огромным количеством присланных профессиональных и любительских снимков, которые говорили о проявленной большой заинтересованности и активности. Но стены выставочного зала украсили лишь сто наиболее удачных, лучших работ, премированных по итогам конкурса. В составе жюри были ведущий программы «Бакинские тайны» Фуад Ахундов, художник Мир-Теймур Мамедов, американский художник Крис Дюпьюс и советник посольства США в Азербайджане по общественной дипломатии Дмитрий Тороховский, сказавший такую фразу: «Во Дворце Ширваншахов сегодня не осталось того духа древности и очарования, ведь старый город – это несколько культурных слоев, которые уходят далеко в прошлое», привел мнение ЮНЕСКО, считающего, что древнее наследие Баку находится в серьезной опасности «из-за непродуманного строительства, непродуманных работ по реставрации».

И впрямь, неуклонное движение к современности в активном строительстве и реставрации в Баку сегодня становятся причиной разрыва с большим прошлым страны. Что-то еще уцелевшее из старины и восхищающее туристов-иностранцев вызывает сожаление у коренных жителей города любого поколения. Практически все коренные бакинцы справедливо считают: от старого города уже почти ничего не осталось. Не кажется ли странным, что, в то время как иностранное посольство великой державы пытается указать нам на проблему сохранения национального достояния страны, в это же время подвергаются сносу красивейшие постройки? И не потому ли, как многим истинным патриотам города и «стопроцентным» бакинцам, впадающим в горестную и бесполезную ярость, художнику Мир-Теймуру так близки клоуны, что в их образах он, как в зеркале, часто видит «гротескное, искаженное нелепое отражение» сегодняшней действительности?

 

                                                                                               Несколько слов о «Бакинских тайнах», …

                           

Говоря о «Бакинских тайнах», следует отметить, что в них показываются различные стороны не только прошлой, но и настоящей жизни нашего города. Их выпуски каждый раз вызывают широкий общественный резонанс и равно пользуются неизменным успехом не только у бакинцев с большим жизненным опытом, но и у молодого поколения, внимательно следящего и всякий раз живо откликающегося на их выход в эфир на форумах в Интернете. А необыкновенно широкие коммуникативные возможности телевидения сделали программу востребованной тысячами телезрителей (главным образом, бывших жителей нашей столицы) в разных уголках мира.

Конечно, сюжеты «Бакинских тайн» слагаются из повествований ведущего, прежде всего, о бакинской архитектуре, хотя их объектами часто становятся и некоторые другие памятники национальной материальной культуры. Поэтому именно архитектура родного города является краеугольным камнем творческого кредо Ф.Ахундова как автора сюжетов и определяет художественную стилистику передач «Бакинских тайн». Однако архитектурная сторона здесь не становится самодовлеющей. Глубокое уважение Ф.Ахундова к самоценности, неповторимости каждой жизни, его сострадание к людям, неподдельная боль за них играют огромную роль в содержании его рассказов. Поэтому, наряду с архитектурой, все же истинным смыслом и душой передач были и остаются человеческие судьбы.

Но чтобы программа заняла свою нишу в сетке программ отечественного общественного телевизионного канала İTV, ей понадобилась обоюдная поддержка влиятельных людей. Это, во-первых, со стороны руководства телевидения и, во-вторых, спонсорская помощь, ставшая в последние десятилетия необходимой почти для всех, ибо




Процитировано 1 раз

Тайны "Бакинских тайн"

Среда, 25 Января 2012 г. 16:10 + в цитатник

Тайна 4

                                                                                                            Продюсер

 

Впрочем, нельзя сказать, что азербайджанским телезрителям неизвестна деятельность тележурналиста, автора идеи и продюсера программы передач «Бакинские тайны» Наргиз Эфендиевой. Еще в 2005 г., до появления в 2007 г. первого выпуска этой всеми любимой программы, она сама была на канале İTV телеведущей программ «7-7 qat», «Düşünməyə dəyər» и на региональном телевидении – ведущей программы «Əks-səda». Неоднократные интервью с ней в прессе говорили о том, что ее передачи на телеэкране имели у зрителей немалый успех, а сама ее личность вызывала живой журналистский интерес. Еще в 2005 г., до появления в 2007 г. первого выпуска всеми любимых «Бакинских тайн», она сама была на канале İTV телеведущей программ «7-7 qat», «Düşünməyə dəyər» и на региональном телевидении – ведущей программы «Əks-səda».


Литва, национальный парк - новая серия фотографий в фотоальбоме

Вторник, 24 Января 2012 г. 23:23 + в цитатник

««Вильнюс, октябрь-ноябрь 2011»(3 часть)» - новая серия фотографий в фотоальбоме

Вторник, 24 Января 2012 г. 02:23 + в цитатник

««Вильнюс, октябрь-ноябрь 2011»(3 часть)» - новая серия фотографий в фотоальбоме

Вторник, 24 Января 2012 г. 02:20 + в цитатник

««Вильнюс, октябрь-ноябрь 2011»(3 часть)» - новая серия фотографий в фотоальбоме

Понедельник, 23 Января 2012 г. 22:57 + в цитатник

««Вильнюс, октябрь-ноябрь 2011»(3 часть)» - новая серия фотографий в фотоальбоме

Понедельник, 23 Января 2012 г. 22:00 + в цитатник

««Вильнюс, октябрь-ноябрь 2011»(3 часть)» - новая серия фотографий в фотоальбоме

Суббота, 21 Января 2012 г. 22:58 + в цитатник

«Вильнюс, октябрь-ноябрь 2011»(2 часть) - новая серия фотографий в фотоальбоме

Суббота, 21 Января 2012 г. 21:00 + в цитатник

открытие персональной выставки Мир-Теймура Мамедова, приуроченная к его 65-летию.

Суббота, 21 Января 2012 г. 20:44 + в цитатник

 

Выставка Мир-Теймура Мамедова

 
Рейтинг: 
5.00 (голосов: 1)
 
Выставка Мир-Теймура Мамедова - фото 1 Выставка Мир-Теймура Мамедова - фото 1
Выставка Мир-Теймура Мамедова - фото 1 Выставка Мир-Теймура Мамедова - фото 1
Все фотографии (4)

28 января в галерее "Art Garden" пройдет открытие персональной выставки Мир-Теймура Мамедова, приуроченная к его 65-летию. Выставка посвящена архитектуре Ичери Шехер и перед посетителями предстанут работы художника выполненные в стиле графика. 

Мир-Теймур Мамедов родился 21 января 1947 года в Баку. В 1964-1968 годах учился в Азербайджанском государственном художественном училище имени Азима Азим-заде. Также окончил Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище имени Веры Мухиной (архитектурное проектирование и отделка) и Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино(художественно-постановочный факультет).

Мир-Теймур Мамедов является членом Союза художников Азербайджана, почетным членом Союза художников Грузии, членом Союза карикатуристов Азербайджана, президентским стипендиантом, лауреатом Международного симпозиума по керамике, а в 1998 году был включен от Азербайджана в международный каталог "Керамисты мира". Мамедов - лауреат Национальной премии "Хумай". В 2006 году был удостоен звания "Посол мира", 2007 году - почетной грамоты и медали культурологической ассоциации "Симург" за деятельность во имя прогресса культуры и искусства Азербайджана.

Открытие выставкм состоится 28 января в 16:00.

 

 


«Вильнюс, октябрь-ноябрь 2011»(2 часть) - новая серия фотографий в фотоальбоме

Суббота, 21 Января 2012 г. 03:04 + в цитатник

«Вильнюс, октябрь-ноябрь 2011»(2 часть) - новая серия фотографий в фотоальбоме

Суббота, 21 Января 2012 г. 02:46 + в цитатник

«Вильнюс, октябрь-ноябрь 2011»(2 часть) - новая серия фотографий в фотоальбоме

Пятница, 20 Января 2012 г. 23:33 + в цитатник

«Вильнюс, октябрь-ноябрь 2011»(2 часть) - новая серия фотографий в фотоальбоме

Пятница, 20 Января 2012 г. 23:15 + в цитатник


Поиск сообщений в usta777
Страницы: 57 ... 34 33 [32] 31 30 ..
.. 1 Календарь