-Приложения

  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

 -Резюме

 -Цитатник

Без заголовка - (0)

Художник, керамист, историк, бакинец - Мир-Теймур Мамедов ЕЕ Величество Глина aвтор: Мир-Теймур ...

Без заголовка - (0)

Плетеные рисованные картины Алекси Торреса (Alexi Torres)   http://s20.rimg.info/a91a...

Без заголовка - (0)

Сергеев А.Н."Моя живопись яркая, пастозная, полная света, движения и музыкального ритма." &nbs...

Без заголовка - (0)

Семь малоизвестных фобий Большинство людей могут перечислить хотя бы три типа фобий, включая ...

Без заголовка - (0)

ВСЁ о схемах на ЛиРу Практически всех лирушников интересуют вопросы, связанные с фонами (схемами)...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии авторская керамика
авторская керамика
23:47 12.05.2015
Фотографий: 479
Посмотреть все фотографии серии каляки - авторские работы
каляки - авторские работы
23:23 11.05.2015
Фотографий: 248
Посмотреть все фотографии серии ИчерИшехер в моей керамике
ИчерИшехер в моей керамике
22:39 11.05.2015
Фотографий: 104

 -Я - фотограф

серия рисунков к статье о Леонардо да Винчи

пропорциипропорции улитки и спиралисвязь нейроновС. Мухаммед, миниатюраЛеонардо да Винчиавтопортретпредварительно напряженные конструкциивертолетзал Леонардо

 -Помощь новичкам

Всего опекалось новичков: 2
Проверено анкет за неделю: 0
За неделю набрано баллов: 0 (77270 место)
За все время набрано баллов: 21 (25083 место)

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в usta777

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.06.2009
Записей: 1141
Комментариев: 192
Написано: 6060

"стремлюсь я быть, а не казаться..." Мир-Теймур Мамедов


БаскАл - новая серия фотографий в фотоальбоме

Пятница, 18 Ноября 2011 г. 23:47 + в цитатник

БаскАл - новая серия фотографий в фотоальбоме

Пятница, 18 Ноября 2011 г. 23:43 + в цитатник

БаскАл - новая серия фотографий в фотоальбоме

Пятница, 18 Ноября 2011 г. 23:41 + в цитатник

БаскАл - новая серия фотографий в фотоальбоме

Пятница, 18 Ноября 2011 г. 23:38 + в цитатник

БаскАл - новая серия фотографий в фотоальбоме

Пятница, 18 Ноября 2011 г. 23:26 + в цитатник

Бабушкино одеяло

Пятница, 14 Октября 2011 г. 23:07 + в цитатник

 

 

 Бабушкино одеяло

 

Часть первая

 

Я в Крепости, в том внутреннем городе, в Ичери Шехер. Крепость, как ядро была основой многих городов – как на Востоке, так и на Западе. А сейчас я стою на одной из улиц, знакомой и незнакомой. Горизонтали плоских крыш на разных высотах от земли, от асфальта тротуара, брусчатки улицы, местами чудом сохранившейся.

Вот прогрохотала своими деревянными колесами арба. Причина такого шума - железные полосы, набитые на ободья. За ней другая, третья. Нехитрая конструкция из четырех несущих балок, между ними на скобах подвешена большая бочка, литров на 500. Шум, скрежет, визг осей и глухой ритмичный удар бочки о боковые балки…

Везут нефть, мазут. Направление - к морскому причалу. Там этот груз ждет барка с открытым в небо чревом – трюмом. Сам причал с множеством грузовых барж я заметил, когда поднимался от моря, идя к Девичьей Башне. Она была та же, но другая. Все подножие Девичьей Башни было закрыто невысокими домами в 2-3 этажа. Крыши домов доходили до горизонтальных каменных выступов – каннелюров, которые сплошными полосами опоясывали тело Башни  до вершины. От нечего делать я стал пересчитывать полосы: 1,2,3,…10,…,20… Кажется, одну пропустил. Начал снова считать: 1,2,3,…30,31, Вроде не ошибся. Все на месте.

Как будто кто-то мог спилить их и унести домой.  Так,  окна-бойницы на месте – ровно девять штук. Вид у Башни  довольно внушительный.  Местами зияют огромные выщерблины. Они ранами покрывают кладку Башни. Это следы ядер русской эскадры, в упор расстреливавшей Крепость. А Башня была отличной мишенью для незваных гостей. Ни ядра, ни попытки взорвать Девичью Башню или водрузить на ее вершине андреевский флаг – не имели успеха. Вспомнил, что старожилы Крепости мне рассказывали о некоем Горхмазе, который два раза по ночам срывал флаг. Взбирался на Башню по каннелюрам. Как стояла она, так и стоит гордо. Неприступная Башня-девственница…

Позже,  раны эти залатают камнем, закроют бреши, а сейчас она как немой свидетель посягательства на Нее и Крепость..

Из этих раздумий меня вывела повозка, на которой сидел сбоку, свесив ноги в чарыках, мужчина средних лет. Она была нагружена мешками, сваленными в кучу. По-стариковски кряхтя,  виляя двумя парами колес из стороны в сторону – она едва не задела меня осью заднего колеса.  Пришлось резво отскочить в сторону – иначе  зацепило бы за брюки. Оси разбитые, старые. Оттого колеса и виляют. Повозка проехала, а запах от груза еще стоял в воздухе. Дыни! Только они могут так пахнуть.

… А на пристани истошные крики. Пытаясь понять, в чем дело, обернулся. На причале арба, накренившаяся в сторону моря. Недалеко валялось колесо. Из разбитой бочки тяжелыми толчками выливалась нефть. Уже образовалось озеро – лужа. Вся ее поверхность отливала черным лаковым блеском под солнцем. Вокруг суетились люди, вымазанные с головы до ног. Они скользили  по нефти ногами, падали, вновь поднимались, пытаясь сохранить остатки нефти в бочке. Но все было тщетно - лужа расплывалась на глазах, захватывая ноги все новых участников этого происшествия… и, ругань, советы – все смешалось в единой голосовой неразберихе. А лужа все разрасталась…

Кто знает, сколько крови, слез, пота замешано в ней? Кто знает, сколько людей погибло из-за нее, в ней? Кто знает, сколько людей вдруг стали богатыми из-за чистой случайности, волею Судьбы? Сколько молитв и проклятий услышало небо? Чем измерить количество вздохов, умерших надежд, несбывшихся мечтаний? Кто записал плач и  мольбы, обращенные к Небу? Где эти звуки, эта печальная песнь человеческого горя?

Скрипят арбы, крутятся ободья, изо дня в день наматывая на деревянные колеса бесконечный маршрут с двумя конечными точками: загрузка – разгрузка.

Скрипят арбы; изредка, то ли от лени, то ли просто так заревет верблюд. Привычно стегнет его веревочным кнутом погонщик, просто так, на всякий случай –  шагай, мол, и снова скрип арбы. У каждой арбы свой шум, свой неповторимый голос. У каждого погонщика своя манера объясняться с верблюдом. Верблюды все разные, тощие, упитанные. С густой шерстью и почти лысые от ремней упряжи, что местами  протерли шкуру  до ран. Сердитые и важные,  с норовом и без, но одинаковые в одном – такие разные…

Передо мной  улицы моей Крепости – но все иное, и музыка города другая.

Я вошел в Крепость, вернее, вступил в лабиринт, улочек и тупиков, а «нитью Ариадны» будет моя память и опыт «старого крепостного». Вот позади остался еще один замысловатый поворот, и я остановился перед домом, который построил Муса Нагиев – известный в городе человек, оставивший по себе память и в мое время. Сейчас этот дом сверкает своей нежилой чистотой и законченностью. Он еще не успел покрыться патиной времени, не стал по-настоящему живым. Сейчас он выглядит как картинка на коробке леденцов «монпасье».

 Эту лавку сладостей я заметил при входе в Крепость. Огромные буквы своим жестяным блеском призывали вкусить сладости Востока с французским прононсом. Позже здесь будут продавать цветы рядом с коврами, килимами, а чуть дальше разместится фотоателье с новейшим оборудованием.

Тем временем из-за угла дома появляется пара конных городовых. Стараюсь ничего не упустить из костюма этих блюстителей порядка. Белые полотняные кителя застегнуты  на все пуговицы. Пуговицы круглые, размером около двух см, блестят на солнце своим поддельным желтым цветом золота, с давленым изображением двуглавого орла. Грудь крест-накрест перехлестнута ремнями портупеи. Ремни пропущены под мягкие матерчатые погоны. Слева висит кавалерийская чуть изогнутая шашка. Эфес и рукоятка также нестерпимо «бьют» по глазам своим начищенным блеском. Справа, почти на ягодице, большая кобура из желтой лакированной кожи. Наверное, свиная.… Только она приобретает такой лоск и цвет  от времени. А в кобуре наверняка револьвер «Смит-Вессон» образца 1869 года. Но на вооружении армии и полиции они появились лишь с 1871 года. Насколько я помню, в 1873 году этот револьвер, вернее, его русский вариант, на международной выставке в Вене получит золотую медаль. Он был прост, удобен в руке и надежен. При калибре 10,67 мм поражал цель с достаточной убойной силой. Легко перезаряжался при разламывании ствола вниз, обладал еще рядом достоинств, которые я подзабыл, но для своего времени это было прекрасное оружие.

Штанины городовых  из синего сукна были заправлены в высокие облегающие сапоги из черной кожи. По бокам штанов нашиты желтые широкие полосы. На голове фуражки из белого полотна с красным околышем, без козырька.   

Звук копыт лошадей, скрип портупеи, мерные движения всадников - все это привлекло мое внимание, отключил от уличной среды, с ее многозвучием так, что я вздрогнул, когда услышал сердитый голос: "Посторонись! Дай дорогу!"

Согнувшись в три погибели, амбал придерживал двумя руками огромный тюк. Его почти не было видно из-под груза. Я спешно отскочил в сторону. За амбалом шел дородный, с огромным животом мужчина в костюме-тройка. Костюм был полосатый, с чередованием серых и черно-коричневых полос шириной в два пальца.. Жилетка не могла сдержать это обилие чрева,  раcстегнувшись  на трех нижних пуговицах. Из кармашка жилетки вверх бежала золотой толстой змеей цепь от часов и на уровне второй пуговицы исчезала на груди, такой же мясистой и жирной, как живот. Рубашка без банта, без галстука или шелкового витого шнура была с воротником в виде стойки. Чуть выше начинались складки подбородка (или это было продолжение груди?). Глаза, а вернее, щели-глазки, были спрятаны на  лоснящемся лице, сплошь усеянном бусинками пота, (хотя обладатель полосатого костюма  правой рукой то и дело вытирал лицо платком). Он старался не отставать от тощего носильщика. Со стороны казалось, что эту тяжелую ношу несет не амбал, а толстяк в тройке - столько страданий выражали его лицо и фигура.

Скользнув по мне осоловевшим от духоты глазом, он затрусил вслед амбалу. Сделав шаг, другой, все время озираясь на фасады домов, я чуть не наступил  на "сувенир", который оставила одна из лошадей городовых. Вовремя заметив "мину" и опасаясь быть помехой кому-нибудь еще, я перешел на менее людную часть улицы.

 С этой точки хорошо раскрывалась "Джума-мечеть". Сложная по плану и довольно необычная - неправильный шестигранник - эта мечеть интересна была и тем, что  под ее фундаментом  обнаружили остатки древнего языческого храма. Но это будет  отражено в работах более поздних ученых. А сейчас она  такая, какой мы уже ее не увидим.

В самом начале XХ века одним из местных меценатов мечеть была отстроена  заново. Конический купол был новаторским приемом в архитектуре. Я знал, что внутри, в интерьере, очень много глазурованной керамики-изразцов. Этот архитектурный объект хорошо "держал" угол двух улиц. А минарет был точкой, восклицательным знаком в горизонтали, идущей от Девичьей Башни,и пандусом другой улицы, что  поднималась вверх к "Мейдану Тутового Дерева". Чуть выше должна быть мечеть Мухаммеда, позже прозванная "Сынык-Кала" - типичный образец архитектуры Ширвана со своим минаретом,  приземисто невысоким. По форме минарет напоминал древние башни-донжоны, тут и там разбросанные по всему Абшерону.

Из-за угла  Джума-мечети появился уличный разносчик. В плетеной корзине на  спине виднелась большая фляга-кувшин из кованой меди. По краю горлышка кувшина  и на ручке олово сошло, обнажив желто-красную медь. Горлышко  заткнуто туго свернутым комком цветастой материи. Мое внимание вновь привлек костюм. Серая рубашка, на плечах и чуть ниже ворота серый цвет сменился на рыжеватый: пот и солнце сделали свое дело. Черные широкие брюки. Босые ноги  - я в туфлях  чувствую жар от мостовой, а каково ему? Похоже, привычка ходить босиком сделала подошву его ног бесчуственной. Голова  повязана цветастым платком - на черном фоне мелкие белые и желтые цветочки. Давно небритое лицо,  лопатообразные ладони рук. Из-под густых черных бровей на меня  смотрят острые, проницательные глаза. Вот он подошел, скинул ремни из прошитого полотна и бережно опустил свою ношу рядом со мной. Все также глядя на меня, полувопросительно:

- Господин не желает шербета? Холодный! Сладкий!

Я отказался, сославшись, что минут десять тому назад побывал  в чайхане. Разносчик не стал настаивать, постоял немного, затем, продев руки в ремни, поднял свою ношу и медленно пошел вверх, куда я и собирался идти. Выждав немного времени, я пошел следом…

 

 

Часть вторая

 

За спиной послышались неторопливые шаги. Я обернулся. Парень с плетеным зембилем в руках, доверху наполненным банками с чем-то белым. Продавец увидел, что я смотрю на него и закричал на всю улицу:

- Катых! Катых кому! Ай, катых кому, вай катых кому! Катых, катых, как мед катых! Попробуй - все болезни снимет! Настроение поднимет! Аппетит сытого будит! Купи, купи - почти даром даю!

Все это произносилось нараспев, недурственным тенором, почти не переводя дыхания. Ну и здоровая глотка у этого парня! И легкие с хорошим объемом, диафрагма очень подвижна, если позволяет вдохнуть такой объем воздуха. Его призыв купить  молочный продукт эхом раскатывался по улице. (С его голосом – да в  "Ла-Скала" – уверен, пройдет вне конкурса. Такой талант пропадает…).  А парень подправил хурджун на левом плече, поднял свой зембиль и направился вниз по улице. Вскоре он скрылся за углом.

 Шорох на другой стороне улицы привлек мое внимание. Кошки шебуршили на куче отбросов, но, завидев направляющуюся к ним лохматую собаку, бросились наутек. Пес тяжело дышал, пасть была полуоткрыта, из нее вывалился розово-красный язык. Не обращая на меня внимания, собака медленно побрела наверх, к мейдану. Пора было и мне продолжать свой путь. Наконец, миновав еще два крепко построенных дома, я вышел на мейдан.

 На своем "законном месте" росло тутовое, чуть не написал дерево, а точнее деревце, ростом с человека.

В ХХ веке дерево это будет старым и большим. Под своей тяжестью оно накренится к земле. Не одно поколение мальчишек лакомились его большими, белыми ягоды. Они были очень  сладкие и вкусные. Но в один из октябрьских дней начала 1990-х годов тутовое дерево рухнуло под натиском Хазри. Смерть Тутового Дерева переживали все, настолько свыклись с ним. Оно было  неотъемлемой частью Крепости. О дереве были сложены песни, мейхана. А теперь оно лежало в виде дров, и это было грустно. Но нашелся мудрый человек. Расчистил площадь, вывез погибшее дерево, а на его месте посадил молодое тутовое деревце. А площадь  не потеряла своего имени – «Тут агачы мейданы»

Я смотрел на деревце. Я знал жизнь этого дерева и видел смерть его, пока еще юного. Я знал историю этого старого знакомого.

Хотелось подойти к нему и шепнуть, чтоб рос крепким, чтоб корни пустил поглубже, чтоб никакая буря не сломила его. Деревце будто услышало мои мысли и весело зашелестело пока маленькой кроной…

Я перевел взгляд  на улицу слева. Она резко поднималась вверх и была покрыта квадратными мостовыми камнями. На этой улице, чуть выше, находится мечеть "Сыных кала".

Интересно, сейчас, в 1879 году, - как она выглядит? Свое название она получила после того, как снаряды с моря, с русской эскадры, без конца рвались вокруг нее и на ней.

Верхушка минарета была снесена очередным разрывом. Ствол минарета представлял собой печальное зрелище. Сам купол мечети обвалился, обнажив искусную круговую кладку. Разрушения были значительные.

 Позже, в ХХ веке реставраторам изрядно покорпеть, восстанавливая одну из верхних мечетей, с минарета которой видно было далеко в море.

За этими мыслями просмотрел появление маленького ослика, донельзя груженого едва передвигающего свои тонкие ноги. На нем восседал седой старик. Голова старика была обмотана чем-то, что отдаленно напоминало тюрбан. Худые ноги старика свисали по бокам ослика и чуть не касались дороги. Слева и справа на ослике были укреплены деревянные ящики – подмостки, в которых находились глиняные кувшины с узким горлом. Справа, с моей стороны, на веревочке болталась жестяная кружка. Сейчас услышу, что продает этот “всадник”:

 - Шолларская вода! Холодная – рот сводит! Шоллар! Шоллар!

Ослик начал “притормаживать”, повинуясь команде седока, и после многочисленных причмокиваний, ударов кулачком старика между ушами несчастного животного, все-таки решил остановиться. Кряхтя и что-то бормоча в седые усы, старик медленно слез, а вернее, сполз с драного, в заплатах, подобия седла. и, шаркая по пыли тротуара стоптанными чарыками, направился к входу в виде арки, ведущего во внутренний дворик дома. Через минуту его негромкий голос возвестил обитателям дома о холодной, шолларской воде…

Какой долгий путь проделал этот старик! Ведь основной раздаточный узел Шолларского водопровода находится неблизко – на станции Насосная. Благодаря Гаджи Зейналабдину Тагиеву мы, бакинцы ХХ века, пьем эту изумительную воду, правда, не все…

Вытирая куском материи свою голову (головной убор он снял), появился в проеме арки водовоз. Жарко! А до вечера, когда тени от крепостных стен перекроют улицы и лягут синими лоскутами на стены домов, так много времени!  Душно, и поэтому не видно жителей на улицах. Только те, кто вынуждены зарабатывать свой хлеб в поте лица под безжалостным бакинским солнцем…

Интересно, как удается сохранить воду прохладной в такую жару? Я заметил, что кувшины упакованы в некие одеяльца из разноцветных лоскутов ткани. Гурама… Так называется этот прием. Составление и сшивание из пестрых  кусков материи, обрезанных в виде простых геометрических форм, единого, многоцветного полотнища. Бедность, экономия во всем, когда в хозяйстве ничего не выбрасывается и всему находят применение, толкнуло людей на создание таких неожиданно прекрасных вещей. Удивительно, но прием, применяемый во всем мире на протяжении большого отрезка жизни людей, поколений – прием, который использовали разные народы, не общаясь друг с другом – у каждого из них имеет свой неповторимый красочный строй. Прием один – результат разный.

Так размышляя, продолжаю наблюдать за стариком-водовозом. Вот он подошел к ослику, подправил подпругу, затянул ремень на его брюхе, слегка приподнял деревянный ящик – подмостки и, засунув руку под седло-тюфяк, что-то укрепил там. Что-то пробурчал ослу на ухо (или мне так показалось?), направился по улочке вверх.

- Вода! Шолларская вода!

 Голос нырнул вслед за стариком в узкую щель облупленных дверей, откуда глухо донеслось:

- Кому вода?! Шолларская! Прохладная!…

В клетчатом костюме, держа подмышкой тросточку, вышел из проема арки молодой человек. Узкая полоска усиков “приклеена” к верхней губе полного (или упитанного?) то ли студента, то ли  чиновника. Штиблеты черные с белыми вставками, пуговицы жилетки, пряжка ремня – все вычищено и сияет. Аккуратен! По характеру, видимо, педант. Жилетка застегнута, несмотря на жару, на все пуговицы. Вот, отодвинув полу пиджака, он достал двумя пальцами из правого кармашка жилетки часы, поднес их поближе к глазам.

 Наверное, близорук, а очки не носит.  Стесняется?

 Затем также двумя пальцами закрыл крышку часов и опустил их в кармашек жилетки. Посмотрел налево, направо, и быстрым шагом исчез за углом.

Тем временем раздался скрип двери,из которой вышел старик. Прилежно  прикрыл створку двери и направился к ослу. Навьюченное животное задрало большую плоскую голову, открыло пасть и через секунду ослиный рев сотряс застывший воздух улицы. Кажется, это было сигналом старику, что нечего здесь делать – пора дальше, в путь по узким улочкам Крепости.

 Может, впереди им обоим улыбнется удача, и они, продав воду, смогут вернуться домой. Один в глинобитную хижину, а другой в тень амбара к своему сену, к вчерашним сухим коркам хлеба…

Над аркой, на втором этаже, резко отворилась створка окна. Она со стуком ударилась о стену дома. Перекрывая ослиный рев, закричала визгливым голосом женщина:

- Старик! Убирайся прочь и забери осла! Клянусь Аллахом, что попадет в руку – швырну в тебя! Ребенок испугался! Совсем нет совести!!! Интересно, к кому были обращены эти слова о совести – ослу или старику? Ослик повел ушами, будто понял, что сейчас ему влетит от хозяина и от женщины сверху в окне, также неожиданно замолк.

 Будто кто-то щелкнул выключателем и обесточил бедное животное. Чем был вызван этот рев? Жалобой на зной, на непосильную ношу или на Судьбу вообще? Чем объяснить этот крик души «партнера» старика-водовоза?

 Последний хлестнул осла веревкой и, подняв лицо вверх, к окну, запричитал:- Ухожу, сестра, ухожу! Не сердись, прошу тебя! Осел - он и есть осел!                                        

И сердито ослу: - Пошел, ишак, сын ишака и внук ишака! Вечно ты меня позоришь!!! Пошел, пошел!

И снова - вверх:

- Извини еще раз. Прости наш грех…

Конец фразы старика был оборван сердитым мужским голосом. Из окна высунулось сплошь в щетине лицо, с бородой до глаз, которые прятались под густыми бровями, и на старика обрушился шквал негодования:

- Не тебе было сказано убираться отсюда?! Клянусь 12 имамами, сейчас спущусь и смешаю тебя с ослом, осла с тобой! Уберешься ты, наконец, или нет?!

Увидев, что дело принимает серьезный оборот, Водовоз схватил осла за поводья и стал тянуть, все время приговаривая:

- Я что?! Осел – есть осел! Когда хочет, - кричит, когда хочет, - молчит!  Иди же, иди! Позор моей головы! Будь проклят тот день, когда я тебя увидел! Будь проклят тот, кто тебя продал! И трижды проклят тот осел, который тебя купил!!!

В палящем воздухе улицы еще долго звучали проклятия расстроенного старика. Наконец, и его голос затих. То ли далеко ушел, а может, устал браниться…

С улицы, куда скрылись торговец водой со своим «транспортным средством», послышались торопливые шаги. Наконец, из-за угла появился мой знакомый незнакомец в клетчатом костюме и быстро нырнул под арку. Что-то забыл дома? Может, встреча не состоялась? Или опоздал на нее? Будто в унисон моим мыслям, «клетчатый» вновь появился в проеме арки. Он держал в руке тугой сверток каких-то бумаг. Торопливо достал часы, мельком взглянул на стрелки, переложил бумаги из руки в другую руку и направился к «ширванскому» выходу из Крепости, который вёл на Николаевскую, рядом с Думой.

 

Часть третья

 

Минут через десять в проеме арки появилась запыхавшаяся пожилая женщина. Чадра соскользнула с седой головы на плечи и тяжелыми складками легла за спиной. Один угол платка волочился по земле. Ее голос был тревожный:

- Мамед! Ай Мамед! Да буду я твоей жертвой! Опять забыл! Мамед, вернись! Бумаги еще остались!

Видимо, растяпа-Мамед далеко ушел. Придется ему возвращаться.

Заметив  меня, она спросила: - Сынок! Не видел, куда ушел мой сын?

Я замешкался, так как не ожидал вопроса, а потом показал рукой в сторону выхода из Крепости, где исчез ее рассеянный сынок. Я не понимал, зачем ей было знать, куда ушел ее сын. Что, она собирается  догонять его? Оставив ее решать свои проблемы, я продолжил свой путь по столь знакомой и незнакомой мне Крепости. Меня интересовал дом, который я хорошо знал. В том времени, где я жил. Мне было интересно знать, кто сейчас, в этом времени живет в этом доме.

 Ну, вот и он, но что-то не давало мне покоя…

 Фасад дома тот же, камни, правда, чуть светлее, широкая  мраморная  ступень та же, но без выбоины в середине - ее сделали рабочие «Барпачы» в 1985 году, зацепив ломом при реставрационных работах. Слева от двери должна быть трещина в камне портала. Верно, на месте. Я дотронулся до нее, как до старой знакомой. А чуть выше не успели появиться имена - моего друга и мое,  с кривыми цифрами «1957 год». Сколько усилий было затрачено на царапанье гвоздем сей «знаменательной» даты.… Но камень чист. Это естественно. Ее, надписи, пока нет…

Я вздрогнул от голоса за спиной. Обращались ко мне:

- Сын моей сестры! Кого-нибудь ищешь? Или потерялся?…

Я обернулся. Передо мной стоял грузный мужчина лет 55.. Борода его была аккуратно подстрижена и отливала медно-красным цветом. Наверное, от хны.

- Чего молчишь? Когда старший спрашивает, долг младшего отвечать, или тебе об этом никто не говорил?

Не знаю почему, но вопрос смутил меня, и я ответил не совсем точно:

 - Нет, спасибо. Ничего не надо. Я никого не ищу, просто смотрю.

"Меднобородый", так в уме я  окрестил его, тем временем продолжал:

 - Ты не стесняйся. Сам откуда? Какого рода? Что-то я тебя никогда не видел в нашем квартале. Я здесь  всех знаю, и меня знают. Как зовут тебя? Может, я твоего отца знаю?

Что я должен был ответить "меднобородому"? Как он мог знать моего отца, если он еще не родился? А я тем более должен родиться много позже? Как объяснить ему, что в этом доме живу я?  Правда, не сейчас, а в другом времени. Но в этом доме.

Мое молчание становилось неприличным,  надо было что-то срочно говорить:

 - Вы не беспокойтесь! У меня нет плохих мыслей. Этот дом немного похож на мой дом - поэтому я  и смотрю на него. Вы извините меня. Я пойду. Простите, если побеспокоил Вас.

Но "меднобородый" оказался словоохотливым. И, к тому же, он не на все вопросы получил ответы. Надо ждать продолжения беседы. Словно угадав мои мысли, "меднобородый" произнес:

- Меня зовут Гаджи-ага Керим. Я живу в этом доме 5 лет, со дня постройки. А стороил его Гаджи-ага Гаджинский по моему заказу. Нравится? А вот там, внизу, ниже по улице, живет мой младший брат. Дай Бог здоровья ему и его семье! Видишь его дом? Копия моего дома! На нашей улице всего два таких дома. Всем нравится. А где твой дом? Не помню, чтоб Гаджинский посмел построить такой же дом без моего ведома. Что мы стоим на улице? Может, зайдешь, выпьешь стаканчик чая? Не стесняйся! Мой дом - твой дом! Заходи внутрь!

Он поднял голову вверх и громко сказал:

 - Госпожа! У нас гости!

Затем широким жестом распахнул дверь, повторяя:

 - Заходи, заходи! Гостем будешь! Что говорили наши отцы? «Гонага гурбан олум, гялдийи йола да» «Гонагы олмайян эвляр йыхылса йяхшыдыр»" «Гонагсыз эв – сусуз дейирман!» - правду говорю или нет?!

"Меднобородый" опрокинул на меня столько пословиц, что я опешил.

 Если отказаться от приглашения - обидится. По лицу вижу, говорит искренне, а войти - стесняюсь.

 Мои сомненья были разрешены легким подталкиванием в сторону открытой двери. Мы начали подниматься по мраморным ступеням. Со второго этажа доносились перезвон посуды – аврал, вызванный нежданным гостем. Поворачивать назад было поздно. Следом, тяжело ступая по ступеням, шел хозяин дома. Я сделал последнюю попытку:

- Лучше мне уйти! Очень уж много беспокойства я доставил Вашей семье…

"Меднобородый "  оборвал меня:

 - Как тебе не стыдно? Что завтра соседи скажут про меня? Гостю стакан чая даже не предложил, гость от дверей ушел! Ты хочешь моего позора?

Его гневную тираду прервал рев осла на улице. Кажется, водовоз решил попытать счастья и на этой улице. Вдруг осёл как-то страшно икнул и прекратил свою начатую было песню. Наверняка, досталось от хозяина.  Между тем мы уже поднялись на площадку второго этажа.

 по обыкновению глянул вверх, проверяя, не отвалилась ли с потолка штукатурка, не появилась ли новая трещина? Это стало своего рода привычкой. Сейчас, поймав себя на этом движении,  невольно улыбнулся. Тот же дом, та же лестница,  - но все не то, не мое…

Слева в дверях появился мальчик-подросток. Гаджи-ага подозвал его и представил мне:

- Это мой младший. Ага-Керим его имя. Моего покойного отца так звали. Ага-Керим, покажи дорогу гостю!

 Пока шел ритуал гостеприимства, я вспоминал прочитанное из фантастики. Не будет ли мое вторжение в частную жизнь обитателей этого дома нежеланным для будущего, не отразится ли на ходе Истории? Эта мысль металась в моей голове, как случайно залетевший воробей мечется в поисках выхода, бьется об стекло, тщетно стараясь вырваться из неожиданной западни…

Ага-Керим протянул руку в ожидании, когда я сниму пиджак. Умывшись, я был приглашен в большую комнату. Мое внимание привлекла большая картина в лепной, чуть потускневшей от времени золоченой раме. Она висела между двумя нишами на торцовой стене. Это был портрет во весь рост мужчины в черкеске с серебряными  газырями. Серебряный узкий пояс, на нем висит кинжал в богатых ножнах, сплошь устланных самоцветами. Левой рукой мужчина опирается на рукоятку кинжала, а правая свободно опущена вдоль тела. Из-под  нагрудного кармана с газырями проходит через грудь на правое плечо желтая, шитая золотой нитью лента. На голове высокая черно-коричневая папаха из каракуля. Взгляд  направлен чуть влево от зрителя. Изображен  мужчина на фоне гор с холодным синеватым воздухом.

Неплохая работа. Горы можно было бы еще прописать. Да еще добавить блеска  камням на ножнах. Оживить бликом ленту, обыграть муар на ней. А впрочем, и так хорошо.

Я обернулся к Гаджи-аге: - Кто это? Кто написал этот портрет? Когда?

Гаджи-ага будто ждал этого  вопроса и сразу ответил:

 - Это и есть мой отец Ага-Керим-Мир-Мовсум-Меджид-ага, пусть могила его будет благословенна, как и могилы  ваших покойных. Редкого ума был человек! Знал четыре языка! Коран наизусть читал! Да пребудет в радости его дух и дух его отца - моего деда! Аминь! Что, нравится? А написал его большой художник. Живет, а может, умер, а если умер, пусть земля ему будет пухом, в столице, Санкт-Петербурге. Говорят, что он и русского царя рисовал. Сергеев его фамилия, вот внизу его подпись и дата. 1812 год.

 Интересно, Наполеон уже объявил войну России или пока всё впереди?

Гаджи ага вторгся своим зычным голосом в мои раздумья, прервав   исторический экскурс: В этот год я родился, а наверху у меня портрет деда, но его рисовал другой художник. Мне он меньше нравится. Этот лучше. Тебе понравилась картина? Как живой, правда?

В комнату вошел юноша лет 18-ти. Гаджи-ага представил его:

- Это мой средний. Я назвал Меджид-ага. В честь деда. Еще есть старший – Мир-Мовсум, его я послал в Аштархан по торговым делам. Все сыновья хорошие, - дай Бог и тебе таких. Сколько их у тебя?

На меня уставились изучающие глаза Гаджи-аги, надо было отвечать-никуда не денешься.

- Дай Бог всем здоровья! Чтобы сыновья твои никогда не задавались вопросом "что делать". Чтобы удача всегда была в твоих делах! Счастья тебе и твоим близким! А я пока не женат, работы много, да и время уже прошло…

С улицы донеслось ржание лошади, затем ее фырканье. Шум колес затих. Кто-то подъехал к дому. Заметив, что я прислушиваюсь к звукам с улицы, Гаджи-ага пояснил:

- Это наш сосед, Мир-Надир, на фаэтоне приехал с работы. Утром его отвозят, а вечером привозят домой. Уважаемый человек. На промысле у Нобеля работает. Инженером. Его чтят рабочие и начальники. Как и его отец, очень суровый, но справедливый. Когда я был маленький, мы, дети, очень боялись его отца,  земля ему пухом!

Пока мы разговаривали, низенький столик застелили красно-бордовой шелковой скатертью. На ней были вышиты золотыми и серебряными нитями сложные растительные орнаменты…

Эх! В музей бы такую красоту! Как она сверкает при свете восьмилинейной керосиновой лампы! Древнее искусство - тикме - вышивки драгоценными нитями; какое великолепие красок, линий и фантазии! Какая тонкая, ювелирная работа! Господи! Что за красота! Откуда это? Я впервые вижу такое! А как смело! Фон темно-красный с мерцанием желтых золотых нитей в переплетении со светло-серым цветом серебра. Умное чередование ритма, толщины узора! Недаром наши тикме так ценились на всех международных выставках во все времена! Вот это  вещь!

- Сейид-ага! Ты чего опять замер? Садись! Скатерть понравилась? Дарю тебе! Будешь вспоминать меня, глядя на это тикме, - прервал мой внутренний монолог Гаджи-ага. (Все замечает. Все видит.) Надо отвечать.

- Нет, что Вы! Спасибо! Я не на «тирме» смотрел. Задумался о портрете Вашего отца. Вы говорили, что Вы ровесник портрета – значит, Вам сейчас 67 лет. Этот возраст Вам трудно дать; от силы -  50-55 лет. Поэтому, когда Вы обратились ко мне, как к сыну, – я удивился. Учитывая, что мне 40 лет – такое обращение я считал бы ошибочным. Теперь я вижу, что ошибался.

Я перевел разговор с темы «скатерть» на тему «возраст» и, кажется, удалось…

- Сейид-ага! Бери любое варенье. Мне лично нравится инжирное! Из моего сада. 20 инжирных деревьев я посадил, когда исполнилось 20 лет со дня нашей с ханум свадьбы. Все прижились. Ни одно дерево не засохло! 20 – ровно половина твоих лет, Сейид-ага! – хлопнув дружески меня по плечу, произнес Гаджи-ага.

Откуда ему было знать, что здесь, в этом времени, мне 0 годов, 0 месяцев, 0 дней? Странное двойственное чувство: я есть, а меня нет!

 По всей комнате аромат крепко заваренного чая. Беседа о том, о сем продолжалась за чаепитием. Незаметно наступили сумерки. Окна потемнели и окрасились желтым светом керосиновых фонарей с улицы. Громко переговариваясь, прошла под окном группа людей. Обсуждали театральную постановку. Ругали какого-то Вели за плохое исполнение женской роли в спектакле. Вот и их голоса затихли в тишине узких улиц. Вечер незаметно вступил в свои права…

Наша беседа затягивалась, а по аромату душистого плова, который шел из кухни, я понял, что сейчас будет ужин. Это не входило в мои планы. Хотя мой отказ от ужина и выглядел верхом невоспитанности, я, сославшись на срочные дела и нехватку времени, настоял на своем уходе. После взаимных вежливых фраз, которые почему-то бывают длинными и бесконечными во время прощания хозяина и гостя, я, наконец, начал спускаться по лестнице к выходу. На улице поднял голову, посмотрел на этот гостеприимный дом, в котором я поселился в 1972 году, затем быстрым шагом пошел вниз по улице, ведущей к морю…

Неплохо зная Крепость, ту, ХХ века, я несколько раз неожиданно забредал в тупики, которых не должно было быть на этом месте. Наконец, я выбрался на площадь перед Гоша – Гала гапысы  (Двойные крепостные ворота). Отсюда начиналась дорога на Шемаху, их еще старожилы называли Шемахинскими. Теперь я видел площадь, которая была запружена арбами на двух и четырех колесах, среди них были открытые и закрытые. Стоял смрад гниющих овощей, фруктов и чего-то, что мой нос не определил.  Ревели верблюды, кричали торговцы, наперебой предлагая свой товар. Пробежали два амбала с мягкими тюками-носилками за спиной. С них свисало много ремней, веревок. Очень торопились, видимо, нашли работу. Я проследил за ними. Они нырнули в узкую щель – улицу между двумя домами в два этажа.

 Через некоторое время оттуда появился парень в обмотках. Широкие штанины брюк были закатаны до икр, рубашка не первой свежести с косым воротом без единой пуговицы была странного цвета, а может, свет костров, неяркий и мечущийся от порывов ветра, не давал мне возможности разглядеть. Рубашка была одета на голое тело и выпущена поверх штанин. Парень с усилием тянул тележку на двух колесах, постоянно оглядываясь назад, за спину, так как пятился задом. Тележка была загружена ящиками, мешками и чем-то еще, что я не смог угадать. Груз тяжеловат для парня. Вспотел так, что рубашка прилипла к спине, обозначив острые лопатки и выпирающий позвоночник.

Вот и он исчез в толпе на площади, а мое внимание переключилось на вход между домами: тщетно стараясь вырваться из рук мужчины моих лет, жалобно верещал мальчишка. Мужчина в чухе с белым передником держал мальчика за ухо и что-то выговаривал тому. Наконец, «урок» закончился и, вопреки моим ожиданиям, мальчишка резво прошмыгнул мимо расставленных рук «воспитателя» и сразу исчез в темноте улочки…

 

Часть четвертая

 

Судя по обилию народа на площади, я попал на вечерний базар «Шейтан-мейдана». А люди продолжали появляться и исчезать в этой улочке. Наверняка это была проходная улица, и я направился к ней, надеясь, что она выведет меня к морю. Тут мне пришлось посторониться и пропустить груженого осла с тяжелыми хурджунами, его хозяина и двух людей. Больше никого не было, и я ступил на улицу. Справа и слева  заметил большие раскрытые ставни – двери. Такой вход называли в мое время «раствор».

 В первом раскрытом арочном проеме, что был слева от меня, я увидел в глубине комнаты троих, занятых выпечкой и развеской на веревках плоского хлеба – лаваша. Вкусно потянуло запахом печеного теста, и я подумал, что зря отказался от ужина в доме Гаджи-аги. А сейчас вот стою, вдыхаю аромат хлеба, и очень хочется кушать (именно так говорила моя бабушка, не приемля слова «есть»). Что мне делать? В кармане хоть и была наличность, но она не годилась для этого времени. Обидно! Есть деньги, а платить нечем…

И тут меня осенило, как решить проблему. Надо проверить идею на практике: перейдя улицу (от силы  сделал три шага),  я оказался под керосиновой лампой, подвешенной в проеме арки пекарни. Один из хлебопеков, тот, что драл за ухо пацана, быстро стряхнул муку с ладоней и подошел ко мне:

 - Что желает господин? Лаваш, чурек, булки? Все есть. Только что из тендира.

Проглотив слюну, сделав как можно более независимый вид, чтобы соответствовать обращению, я поздоровался, пожелал удачи в торговле и, как можно естественней, спросил:

- Вы не будете возражать, если я порисую Вас и вашу хлебопекарню? Это нужно для книги, как иллюстрация вашего ремесла…

- О чем говоришь, дорогой? Это большой почет для меня и для моих работников! Рисуй себе на здоровье!

Он сделал знак и двое его помощников замерли у стола, где раскатывали тесто. Пришлось мне вмешаться в «режиссуру» хозяина пекарни:

- Я прошу вас, не обращайте на меня внимания. Работайте, как и прежде, как будто меня здесь нет. Хорошо? Только бумагу дайте, если можно.

Хозяин развел руками, мол, как вам угодно, я хотел как лучше, и протянул мне кипу толстой  коричневой бумаги, аккуратно нарезанной. «Крафт-бумага». Любимый материал!

Я поблагодарил хозяина, достал карандаш и, устроившись в уголке, начал работать. Рисунок получался, видно, соскучился по графике. Минут через тридцать набросок был готов. Я начал другой, затем третий. Даже о голоде забыл. Одно дело рисовать по архивной фотографии, и совсем другое -  живьем, при желтом колеблющемся свете керосинового фонаря. Тень упала на рисунок. Я поднял голову. У правого плеча стоял хозяин, а двое других, сидя на корточках передо мной, наблюдали мои манипуляции на бумаге.  

- Извините, господин! Пусть Аллах сохранит ваши руки проворными, а глаза – зоркими! Можно Вас спросить? Извините, что прерываю Ваше занятие, – смущаясь и краснея, обратился ко мне хозяин.

- Это Вы меня извините, что я оторвал Вас всех от вашей работы! Спрашивайте.

Двое других встали с корточек, и подошли поближе к нам. Хозяин решился:  - Я хотел бы, если можно, купить этот рисунок.  

Он  замер в ожидании ответа.

Я протянул рисунок:  - Этот? Дарю его Вам, а два других хочу забрать с собой, если Вы не возражаете…

Хлебопек от души поблагодарил меня и долго не хотел брать рисунок без денег, но я уговорил его и встал, чтобы попрощаться. Хозяин сделал знак, и один из работников скрылся в глубине помещения. Оттуда донесся шелест бумаги. Через некоторое время он появился со свертком в руках. Это  был пакет из «крафт-бумаги», полностью чем-то набитый.

- Прошу Вас, не отказывайтесь, очень обидите меня и мою семью! Возьмите это, от чистого сердца Вам предлагаю!- закончил свою фразу хозяин, опять смущаясь. Я поблагодарил хлебопека, его помощников, и, пожелав им удачи, вышел на улицу…

Жар горячего хлеба обжигал мою руку через бумагу. Я приспособился часто менять руки, чтобы не так горели. Порыв ветерка дохнул на меня знакомым соленым запахом. Значит, море близко. Так и есть, улица  выходила на набережную. Хотел взглянуть вверх, на вышку, где выскакивали часы и минуты на электронном табло, но вовремя вспомнил, что ее, вышку, еще не придумали и  не построили. Но шум моря был прежний. Также визгливо кричали чайки, выясняя в своих коммунальных ссорах отношения на предмет еды.

Кстати, о еде. На сегодняшний вечер я был обеспечен вкусной пищей. Опять появилась слюна во рту и ощущение голода. Оставалось найти приличное место и приступить к трапезе.… Появилась луна. При ее свете мне без труда удалось найти удобный камень. Он был большой, гладкий и темный. Я стал доставать из кулька гостинцы, честно заработанные моим ремеслом. Господи! Чего здесь только не было?! Лаваш с чуреком, две булочки с кишмишом, зелень, сыр двух сортов, помидоры, огурцы, маленькая дыня, виноград,  отдельно в лаваш завернутая долма.

Все это было моим богатством, которое я хотел скорее спрятать в желудке…Уже потом, блаженно растянувшись на теплом камне, я смотрел на черное небо, густо усыпанное звездами, слушал шум моря и думал: «Боже! Как мало надо человеку, чтобы он почувствовал себя счастливым»!

Волны тихо накатывались на песок,  навевая сон…

Кто-то тряс меня за плечо. Знакомый голос с укором повторял:

 - Проснись, уже солнце заходит. Пора домой. Поехали.

 Я сел. Причем тут солнце? Когда я задремал, на небе была луна. О каком солнце говорит жена? И вообще, -  откуда она здесь? Я же был один!!!

Остатки сна слетели с меня. Я сидел на старом лоскутном одеяле – изделии моей покойной бабушки. Солнце действительно собиралось спрятаться за горами. Недалеко стояла наша машина с открытыми дверями. Жена собирала вещи в багажник. Осталось забрать одеяло, на котором я, как на ковре-самолете, совершил такое чудесное путешествие…

 

 

 

19 июля 1999 г.                                                           МИР-ТЕЙМУР.

 




Процитировано 1 раз

БакУ(2 часть) - новая серия фотографий в фотоальбоме

Суббота, 17 Сентября 2011 г. 23:34 + в цитатник

БакУ(2 часть) - новая серия фотографий в фотоальбоме

Суббота, 17 Сентября 2011 г. 23:29 + в цитатник

авторская керамика - новая серия фотографий в фотоальбоме

Среда, 14 Сентября 2011 г. 01:07 + в цитатник

авторская керамика - новая серия фотографий в фотоальбоме

Среда, 14 Сентября 2011 г. 01:06 + в цитатник

авторская керамика - новая серия фотографий в фотоальбоме

Среда, 14 Сентября 2011 г. 01:05 + в цитатник

авторская керамика - новая серия фотографий в фотоальбоме

Среда, 14 Сентября 2011 г. 01:01 + в цитатник

тюркские тамги - авторские работы - новая серия фотографий в фотоальбоме

Среда, 14 Сентября 2011 г. 00:57 + в цитатник

персонажи в керамике - новая серия фотографий в фотоальбоме

Среда, 14 Сентября 2011 г. 00:45 + в цитатник

Лого - новая серия фотографий в фотоальбоме

Вторник, 13 Сентября 2011 г. 23:49 + в цитатник

Лого - новая серия фотографий в фотоальбоме

Вторник, 13 Сентября 2011 г. 23:45 + в цитатник

Лого - новая серия фотографий в фотоальбоме

Вторник, 13 Сентября 2011 г. 23:33 + в цитатник

КЕРАМИКА В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ (ТРЕТЬЯКОВ Ю. Д. , 1998), ХИМИЯ

Понедельник, 22 Августа 2011 г. 09:28 + в цитатник
КЕРАМИКА В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ (ТРЕТЬЯКОВ Ю. Д. , 1998), ХИМИЯ

В статье рассмотрены различные типы функциональной и конструктивной керамики, которые оказались чрезвычайно перспективными для развития современной электроники, энергетики, сенсорики и металлообработки.

 

КЕРАМИКА В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ

 

Ю. Д. ТРЕТЬЯКОВ

Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова

ВВЕДЕНИЕ

Трудно назвать область научной, инженерной и художественной деятельности, которая пользовалась бы таким вниманием, как создание керамики. Существует Mеждународная академия керамики, национальные керамические общества, старейшему из которых свыше 100 лет, проводятся всемирные конгрессы по керамике, созданы музеи художественной керамики, издаются многочисленные научные и профессиональные журналы. Наконец, в 1987 году Г. Беднорцу и А. Мюллеру была присуждена Нобелевская премия за создание керамических сверхпроводников.

Когда несколько лет назад средства массовой информации распространили прогноз о скором наступлении керамической эры, которая в истории человеческой цивилизации займет место, сопоставимое с каменным или бронзовым веком, все понимали гиперболичность такого сравнения. Но оно свидетельствовало о несомненном интересе к керамическим материалам и необходимости удовлетворить этот интерес, тем более что традиционный образ керамики, сложившийся в сознании каждого из нас, существенно отличается от того образа, который принято называть материалом будущего. Одним из таких материалов, несомненно, является нитрид кремния, высокотемпературная прочность, химическая стойкость и легкость которого позволили создать двигатель внутреннего сгорания с рекордно высокой (1400?С) температурой рабочей камеры, что дало возможность повысить в 1,5 раза КПД двигателя, существенно снизить расход топлива и уменьшить загрязнение окружающей среды благодаря его более полному сгоранию.

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ КЕРАМИКИ

Исторически под керамикой понимали изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками. Пластичность глин использовалась человеком еще на заре его существования, и едва ли не первыми изделиями из глины стали скульптуры людей и животных, дошедшие до нас из эпохи палеолита. К позднему палеолиту некоторые исследователи относят и первые попытки обжига глины. Однако обжиг глиняных изделий с целью придания им твердости, водо- и огнестойкости стал применяться широко только в неолите.

В музее Иерусалима хранится знаменитая керамическая маска (рис. 1), созданная примерно 8500 лет тому назад и найденная в древнем Иерихоне, неподалеку от берега Мертвого моря. Радиографический анализ показал исключительную сложность технологии изготовления этой маски. Глинобитные жилища, обожженные снаружи кострами, - первый пример применения керамики в качестве строительного материала (IV-III в. до н.э.). Терракотовые архитектурные детали, черепица, водопроводные трубы изготовляли как в Древней Греции, так и в Древнем Риме, где в особенности развилось производство кирпича, из которого сооружали сложные конструкции (например, своды перекрытий, пролеты мостов, акведуки). Само слово "керамика" пришло к нам из древнегреческого языка (керамос - обожженная глина, керамике - гончарное искусство).

Трудно установить дату, когда на промышленную арену вышла керамика, которую теперь называют высокотехнологичной. Вероятно, первой разновидностью такой керамики был карбид кремния, производство которого одна из американских фирм начала почти 100 лет назад. Уже в то время термин "керамика" приобрел более широкое значение: помимо традиционных материалов, изготовляемых из глин, к ней стали относить материалы, получаемые из чистых, простых и сложных оксидов, карбидов, нитридов и т.д.

После второй мировой войны одним из главных направлений развития высокотехнологичной керамики стало создание микрокомпьютеров и важнейших элементов электронной техники, включая конденсаторы, подложки интегральных схем, термисторы и варисторы. Керамическая промышленность, которая традиционно производила стекло, посуду, строительные и огнеупорные материалы, стала выпускать материалы для самых современных и перспективных отраслей техники. Понятие "керамика" в последнее время трансформировалось. Сейчас под керамикой понимают любые поликристаллические материалы, получаемые спеканием неметаллических порошков природного или искусственного происхождения. Это определение исключает из числа керамических материалов стекла, хотя нередко и их рассматривают как разновидность керамики.

Современные виды керамики иногда делят на две группы: конструкционную и функциональную. Под конструкционной понимают керамику, используемую для создания механически стойких конструкций, а под функциональной - керамику со специфическими электрическими, магнитными, оптическими и термическими функциями.

КЕРАМИКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

В мире современных материалов керамике принадлежит заметная роль, обусловленная широким диапазоном ее разнообразных физических и химических свойств. Керамика не окисляется и устойчива в более высокотемпературной области, чем металлы, например температура плавления карбида гафния (3930?С) на 250? выше, чем у вольфрама. У распространенных керамических материалов (оксидов алюминия, магния, тория) термическая устойчивость намного превышает устойчивость большинства сталей и сплавов. Модуль упругости керамических волокон на порядок выше, чем у металлов.

В семействе керамик легко можно найти материалы как с большими, так и малыми (даже отрицательными) значениями коэффициента термического расширения. Также широк спектр материалов, среди которых есть и диэлектрики, и полупроводники, и проводники (сравнимые по проводимости с металлами), и сверхпроводники. Важнейшими компонентами современной конструкционной керамики являются оксиды алюминия, циркония, кремния, бериллия, титана, магния, нитриды кремния, бора, алюминия, карбиды кремния и бора, их твердые растворы и разнообразные композиты.

Перспективность керамики обусловлена многими факторами, среди которых наиболее важны следующие.

1. Керамика отличается исключительным многообразием свойств (многофункциональностью) по сравнению с другими типами материалов (металлами и полимерами). Среди видов керамики всегда можно найти такие, которые с успехом заменяют металлы и полимеры, тогда как обратное возможно далеко не во всех случаях.

2. Важным достоинством керамики является высокая доступность сырья, в том числе для получения бескислородной керамики типа карбидов и нитридов кремния, циркония или алюминия, заменяющих дефицитные металлы.

3. Технология получения конструкционной керамики, как правило, менее энергоемка, чем производство альтернативных металлических материалов. Например, затраты энергии на производство технической бескислородной керамики типа нитрида кремния значительно ниже, чем в производстве важнейших металлических конструкционных материалов.

4. Производство керамики, как правило, не загрязняет окружающую среду в такой мере, как металлургия, а сами керамические материалы позволяют принимать экологически оправданные технологические и технические решения. Примером может служить получение водорода высокотемпературным электролизом воды в электролизерах с керамическими электродами и электролитами.

5. Получение керамики обычно более безопасно, чем производство альтернативных металлических материалов (благодаря отсутствию процессов электролиза, пирометаллургии, воздействия агрессивных сред), а керамика со специальными электрическими свойствами позволяет создать высокоэффективные противопожарные системы и системы предупреждения взрывов (электрохимические детекторы, или сенсоры).

6. Керамические материалы по сравнению с металлами обладают более высокими коррозионной стойкостью и устойчивостью к радиационным воздействиям, что обусловливает долговечность керамических конструкций в агрессивных средах. В этой связи следует упомянуть, что попытка замены магнитной керамики в качестве элементов памяти ЭВМ на полупроводниковые интегральные элементы не удалась в космических аппаратах, так как оказалось, что полупроводниковые элементы под действием радиации перестают нормально функционировать.

7. Керамические материалы обладают большей биологической совместимостью, чем металлы и полимеры, и это позволяет использовать их в медицине как для имплантации искусственных органов, так и в качестве конструкционных материалов в биотехнологии и генной инженерии.

8. Использование керамики открывает возможность для создания разнообразных по свойствам материалов в пределах одной и той же химической композиции. Любое, даже самое малое керамическое изделие состоит из огромного числа кристаллитов (рис. 2), размер, форма и относительное расположение которых определяют их свойства. Отсюда возникает перспектива дальнейшей микроминиатюризации приборов с использованием керамических элементов.

Интерес к конструкционной и функциональной керамике в последние годы настолько возрос, что можно говорить о своеобразном керамическом ренессансе как важнейшей тенденции современного материаловедения. Причины этого возрождения обусловлены многими обстоятельствами, и прежде всего возможностью создания новых материалов с необходимыми свойствами.

МАСШТАБЫ ПРОИЗВОДСТВА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ КЕРАМИКИ

Высокотехнологичная керамика - сравнительно новый вид материалов, и поэтому масштабы ее производства как по объему, так и по стоимости продукции существенно уступают производству традиционных металлических и полимерных материалов. Вместе с тем темпы роста ее выпуска (от 15 до 25% ежегодно) намного превышают соответствующие показатели для стали, алюминия и других металлов. Не менее важно то обстоятельство, что многие виды керамики обеспечивают работу сложных технических систем, аппаратов, машин, стоимость которых во много раз превосходит стоимость керамических элементов. Например, изготовление магнитных головок для накопителей информации ЭВМ обеспечило выпуск самих накопителей на сумму в 600 раз большую.

Объем производства керамических материалов во всех странах мира растет необычайно быстрыми темпами. Предполагается, что за грядущие 20 лет мировой объем производства керамики вырастет в 10 раз (!) и превысит 60 млрд долл. в год. В настоящее время основными производителями керамики являются США и Япония (38 и 48% соответственно). США доминируют в области конструкционной керамики, предназначенной в первую очередь для металлообрабатывающих целей. Япония безраздельно доминирует в области функциональной керамики (основном компоненте электронных устройств). Такая ситуация, судя по прогнозам, сохранится и в ближайшем будущем. Поскольку к керамике относят любые поликристаллические материалы, полученные спеканием неметаллических порошков, то количество керамических материалов очень велико и разнообразно по составу, структуре, свойствам и областям применения (рис. 3).

ВАЖНЕЙШИЕ ГРУППЫ

КЕРАМИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Материалы с электрическими функциями. Говоря об электрических функциях материала, имеют в виду в первую очередь проводимость, обусловленную только движением электронов и обнаруживаемую, когда вещество находится в контакте с другими электронными проводниками. В этом смысле все материалы делятся на проводники, полупроводники и диэлектрики. Керамика сравнительно редко используется как проводниковый материал, хотя известны разновидности керамики, которые по уровню электронной проводимости приближаются к типичным металлам.

Большое распространение получила пьезокерамика, то есть керамика, способная поляризоваться при упругой деформации и, наоборот, деформироваться под действием внешнего электрического поля. Пьезокерамические материалы, как правило, представляют собой неорганические диэлектрики с высокой диэлектрической проницаемостью, зависящей от напряженности электрического поля. Среди них наиболее хорошо известна керамика на основе системы PbZrO3-PbTiO3 в области составов, близких к так называемой морфотропной границе, разделяющей области существования твердых растворов с ромбоэдрической и тетрагональной структурой. Помимо высокой технологичности этой керамики ее отличают высокие значения температуры Кюри (300-400?С) и коэффициентов электромеханической связи, а также хорошая поляризуемость (до 50 мкКл/см2). Пьезоэлектрические свойства цирконата-титаната свинца можно изменять в широких пределах благодаря модифицирующим добавкам ABO3 , где А - висмут или лантан, В - железо, алюминий или хром. Пьезоматериалы нашли широкое применение в качестве электромеханических и электроакустических преобразователей.

Гидроакустические применения пьезокерамики в последнее время удалось существенно расширить, перейдя от монолитной керамики к композитам, в которых пьезокерамика служит наполнителем полимерной матрицы. Такой переход позволил повысить чувствительность в десятки раз и создать эффективные системы слежения за движущимися в воде объектами (например, косяками рыб).

Пожалуй, наиболее перспективной разновидностью керамики с диэлектрическими свойствами являются керамические электролиты, то есть керамические материалы с высокой ионной подвижностью и соответственно ионной проводимостью. В отличие от классических жидких электролитов проводимость многих керамических электролитов униполярна и обусловлена чаще всего разупорядочением одной из подрешеток кристаллов.

Керамика широко используется и как полупроводниковый материал специального назначения. В качестве примера рассмотрим терморезисторы и варисторы, изменяющие электросопротивление под действием соответственно температуры и приложенного напряжения. Основная область применения терморезисторов - термочувствительные датчики, способные изменять электросопротивление на несколько порядков при повышении температуры на 100?С. Терморезисторы находят широкое применение в электронных приборах, системах противопожарного оповещения, дистанционного измерения и регулирования температуры. Варисторы используют как элементы устройств для защиты систем переменного тока от импульсных перенапряжений, в стабилизаторах напряжений и регуляторах токов низкой частоты.

Важнейшим для электронной техники керамическим диэлектриком, несомненно, является оксид алюминия a-Al2O3 , который доминирует на мировом рынке. Основная область применения алюмоксидной керамики - подложки интегральных схем. Они представляют собой тонкие пластины, на которых собираются микросхемы. В отличие от пластмасс и фарфора, используемых для тех же целей, алюмоксидная керамика характеризуется уникальным сочетанием высокого электросопротивления и теплопроводности. Другая важная область применения алюмоксидной керамики - изготовление подложек для корпусов чипов (больших интегральных схем).

Керамические материалы с магнитными функциями. Среди множества магнитных материалов, применяемых в технике, особое место занимают ферриты, основным компонентом которых является оксид железа. В промышленности ферриты начали использоваться около полувека назад; они были разработаны как альтернатива металлическим магнитам для снижения потерь энергии на перемагничивание. Такая замена возможна благодаря высокому электрическому сопротивлению керамики (примерно на восемь порядков) и, следовательно, значительному снижению вихревых токов и связанных с ними электромагнитных потерь, поскольку последние обратно пропорциональны электросопротивлению материала.

В состав индивидуальных ферритов могут входить оксиды многих металлов. Еще шире спектр ферритообразующих элементов, соединения которых образуют с ферритами твердые растворы или вводятся в качестве нерастворимых микрокомпонентов, регулирующих процессы ферритообразования, спекания и рекристаллизации. Ферриты являются типичными соединениями переменного состава, который в общем случае можно выразить формулой AxBy _ FenOm , где А, В, _ - любые ферритообразующие элементы.

Керамические материалы с оптическими функциями. Множество материалов с оптическими функциями включает оптически прозрачную керамику, керамику с люминесцентными и электрохромными свойствами, а также светочувствительные керамические материалы. Первые сообщения о создании прозрачного керамического материала на основе оксида алюминия ("лукаллокс") появились 30 лет назад. В настоящее время известно несколько десятков, если не сотен видов прозрачных керамик, создаваемых на основе индивидуальных оксидов, их соединений друг с другом, а также бескислородных соединений.

Почти одновременно с появлением первых образцов прозрачной керамики исследователи обнаружили, что при давлении паров натрия от 0,4 до 2,5 ГПа наблюдается максимум световой отдачи (золотисто-желтое излучение). Однако идея создания ламп с очень высокой световой отдачей не могла быть воплощена в жизнь, так как все известные стекла разрушались парЗми натрия при температуре 700?С, обеспечивавшей необходимое их давление. Прозрачная керамика дала выход из тупика.

Для применения в различных областях техники перспективной оказалась керамика на основе оксида иттрия, высокопрозрачная в видимой и инфракрасной областях спектра. Поскольку материалы на основе прозрачного оксида иттрия, легированного ионами редкоземельных элементов (тербием, неодимом, эрбием, самарием), по интенсивности и количеству поглощения приближаются к соответствующим монокристаллам, появилась возможность использовать их для создания оптического квантового генератора. Керамика для лазера выгодно отличается от монокристаллов простотой технологии ее получения, а от лазерного стекла значительно более высокими теплопроводностью, термостойкостью и твердостью. Большие надежды связывают с использованием светочувствительной керамики для создания различных типов преобразователей солнечной энергии.

Керамические материалы с химическими функциями. Учитывая, что в виде плотной, пористой или порошкообразной керамики могут быть приготовлены практически любые неорганические вещества, естественно ожидать большого многообразия их химических свойств и обусловленных этим химических функций. Вместе с тем химическая специфика керамики нередко проявляется в изменении физических свойств. Например, хемосорбция различных газов на поверхности керамики сопровождается пропорциональным изменением ее электропроводности, что позволяет определить концентрацию тех или иных компонентов газовой смеси. На этом принципе основано действие большого числа созданных в последнее время газовых детекторов.

Другая область применения керамики, основанная на ее химической специфике, связана с развитием мембранной технологии. Мембраны позволяют избирательно выделять и концентрировать разнообразные вещества. Еще недавно их изготавливали из нестойких полимеров, которые неспособны противостоять экстремальным температурным и химическим воздействиям. Переход к керамическим мембранам, которого следует ожидать в недалеком будущем, позволит значительно расширить области их применения с одновременным снижением энергозатрат. Очень заманчивой областью применения мембран может стать селективное извлечение диоксида серы из отходящих газов химических заводов и тепловых электростанций. Если совместить процессы мембранного извлечения диоксида серы с получением серной кислоты, то можно создать экологически чистые и экономически выгодные производства.

Керамические материалы для ядерной энергетики. Развитие атомной энергетики привлекло первостепенное внимание к материалам, обеспечивающим нормальное функционирование и защиту ядерных реакторов различного типа, начиная от традиционных, работающих на медленных нейтронах, и кончая термоядерными. Среди этих материалов видное место занимает специальная керамика. В ядерных энергетических установках керамика используется в качестве теплоизоляции (Al2O3 , SiO2), ядерного топлива (UO2 , PuO2), материалов регулирующих узлов (B4C, Sm2O3), замедляющих и отражающих материалов (BeO, ZrO2 , Be2C), материалов нейтронной защиты (B4C, HfO3 , Sm2O3), электроизоляции в активной зоне (Al2O3 , MgO), оболочек тепловыделяющих элементов (SiC, Si3N4) и т.д.

В термоядерной энергетике керамика широко используется для тепловой и электрической изоляции первой стенки плазменной камеры (SiC, Si3N4), ограничения плазмы (SiC, Al2O3 , B4C), для нейтронной защиты (бланкеты из LiAlO2 , Li2SiO3 , Li2O), в качестве материала для окон разночастотного нагрева плазмы (Al2O3 ,BeO) и т.д.

Конструкционная керамика. Насмотря на то что в настоящее время в общей структуре производства керамических материалов большую часть составляет функциональная керамика, максимальные темпы роста прогнозируются для керамических материалов конструкционного назначения. Об этом свидетельствуют результаты анализа оценок специалистов 100 ведущих фирм Японии, согласно которому перспективы применения керамических материалов на 70% связаны с их механическими, тепловыми и химическими свойствами.

Конструкционные керамические материалы разделяют на две группы: оксидную керамику (включая силикаты и стеклокерамику) и бескислородную (карбиды, нитриды, бориды). Долгое время материаловеды не рассматривали керамику как возможный конструкционный материал. В первую очередь это было обусловлено основным ее недостатком - хрупкостью. Действительно, ведь по другим основным эксплуатационным параметрам (термостойкости, твердости, коррозионной стойкости, плотности, доступности и дешевизне сырья) она существенно превосходит металлы и сплавы.

Повышенная склонность керамики к хрупкому разрушению связана с исключительно низкой подвижностью дефектов, обусловленной прежде всего специфическим (ионно-ковалентным) характером связи в керамических структурах. Поэтому усилия исследователей направлены в первую очередь на устранение таких микроскопических дефектов керамики, которые выступают в роли центров зарождения трещин. Один из способов достижения этой цели состоит в тщательной очистке и очень тонком размоле исходного порошка и плотной его упаковке перед спеканием. Следует отметить, что идея применения тонкого помола порошков для интенсификации спекания была выдвинута впервые в России академиком П.А. Ребиндером еще в 50-х годах.

Путем горячего прессования получают наиболее высокопрочные материалы из карбида кремния, однако изделия из них дороже получаемых другими методами, что обусловлено невозможностью изготовления деталей сложной конфигурации без дорогостоящей механической обработки алмазным инструментом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно ли ожидать в ближайшем будущем появления принципиально новых керамических материалов? На этот вопрос следует ответить утвердительно. Примером служит полученная сравнительно недавно в Японии сверхпластичная керамика на основе тетрагональной модификации диоксида циркония, легированного 3 мол. % оксида иттрия.

При специфических условиях подготовки сырья и спекания получается поликристаллический материал с размером кристаллитов 0,3 мкм, который способен деформироваться, вытягиваясь под действием внешних нагрузок вдвое по сравнению с первоначальной длиной. Характерно, что после такой вытяжки керамика имеет прочность, превышающую прочность нитрида кремния, считающегося наиболее перспективным конструкционным материалом. Более того, нитрид и карбид кремния могут деформироваться без разрушения не более чем на 3%, что в 40 раз меньше, чем созданный сверхпластичный материал на основе твердого раствора диоксида циркония и оксида иттрия. Это создает исключительные перспективы применения последнего, делая доступной обработку его такими традиционными в металлообработке приемами, как экструзия, волочение, ковка.

Грандиозные перспективы открыты перед сверхпроводящей керамикой и совсем недавно созданной керамикой с гигантским магнитным сопротивлением, перед новым поколением конструкционной керамики, получившей название синэргетической из-за нелинейного эффекта взаимодействия матрицы и наполнителя, давшего возможность производить керамические композиты с рекордно высокой ударной вязкостью. Но не хлебом единым жив человек, и роль керамики сейчас, как и на заре человеческой цивилизации, не исчерпывается только прагматическими целями. В дополнение к конструкционной и функциональной керамике человека по-прежнему интересует художественная керамика, один из выразительных образцов которой (русская гжель) показан на рис. 4.

ЛИТЕРАТУРА

1. Третьяков Ю.Д. Керамика - материал будущего. М.: Знание, 1987. 48 с.

2. Третьяков Ю.Д., Лепис Х. Химия и технология твердофазных материалов. М.: Изд-во МГУ, 1985. 256 с.

3. Шевченко В.Я., Баринов С.М. Техническая керамика. М.: Наука, 1993. 187 с.

4. Ceramics and Society / Ed. R.J. Brook. Faenza:Techna, 1995. 158 p.

5. Role of Ceramics in a Self-Sustaining Environment / Ed. R. Pampuch, K. Haberko. Faenza: Techna, 1997. 206 p.

* * *

Юрий Дмитриевич Третьяков, доктор химических наук, профессор, зав. кафедрой неорганической химии химического факультета МГУ, академик РАН. Область научных интересов - неорганическая химия и химическая энергетика. Автор десяти монографий и свыше 400 статей.

 

http://www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros/568.html


История свастики - новая серия фотографий в фотоальбоме

Среда, 13 Июля 2011 г. 00:45 + в цитатник


Понравилось: 1 пользователю

Работы украинских художников - новая серия фотографий в фотоальбоме

Среда, 13 Июля 2011 г. 00:39 + в цитатник


Понравилось: 1 пользователю

Поиск сообщений в usta777
Страницы: 57 ... 32 31 [30] 29 28 ..
.. 1 Календарь