-Помощь новичкам

Всего опекалось новичков: 2
Проверено анкет за неделю: 0
За неделю набрано баллов: 0 (77268 место)
За все время набрано баллов: 21 (25076 место)

 -Приложения

  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

 -Резюме

 -Цитатник

Без заголовка - (0)

Художник, керамист, историк, бакинец - Мир-Теймур Мамедов ЕЕ Величество Глина aвтор: Мир-Теймур ...

Без заголовка - (0)

Плетеные рисованные картины Алекси Торреса (Alexi Torres)   http://s20.rimg.info/a91a...

Без заголовка - (0)

Сергеев А.Н."Моя живопись яркая, пастозная, полная света, движения и музыкального ритма." &nbs...

Без заголовка - (0)

Семь малоизвестных фобий Большинство людей могут перечислить хотя бы три типа фобий, включая ...

Без заголовка - (0)

ВСЁ о схемах на ЛиРу Практически всех лирушников интересуют вопросы, связанные с фонами (схемами)...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии авторская керамика
авторская керамика
23:47 12.05.2015
Фотографий: 479
Посмотреть все фотографии серии каляки - авторские работы
каляки - авторские работы
23:23 11.05.2015
Фотографий: 248
Посмотреть все фотографии серии ИчерИшехер в моей керамике
ИчерИшехер в моей керамике
22:39 11.05.2015
Фотографий: 104

 -Я - фотограф

серия рисунков к статье о Леонардо да Винчи

пропорциипропорции улитки и спиралисвязь нейроновС. Мухаммед, миниатюраЛеонардо да Винчиавтопортретпредварительно напряженные конструкциивертолетзал Леонардо

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в usta777

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.06.2009
Записей: 1141
Комментариев: 192
Написано: 6060

"стремлюсь я быть, а не казаться..." Мир-Теймур Мамедов


Столь знакомое и неизведанное…

Среда, 28 Апреля 2010 г. 00:07 + в цитатник
Столь знакомое и неизведанное…

Написал заглавие и задумался. Представил себе 12-летнего мальчика, который с малых лет знает, что такое глина. Для которого глина в его родной деревне, окрестностях его края - это, прежде всего, воспоминания, может, не очень приятные…
В глине вязнут ноги, она (глина) с чавканьем стремится отнять ботинок, а на худой конец так испачкаешься с ног до головы - за это дома мать обязательно накричит, отругает…
Глина на склонах гор, глина в оврагах, глина на проселочной дороге…- одним словом, этот материал встречался ему везде. Еще мальчик знает, что можно смешать в яме жидкую глину с соломой, а потом черпать вязкую массу и набивать ее в деревянные формы. Так готовят сырцовые кирпичи. Из таких сырцовых (необожженных) кирпичей построены многие дома, сараи для скота, заборы. Знает он и слабость этих сырцовых кирпичей: в дождливый сезон они впитывают влагу, набухают, а если будут продолжительные дожди, могут осесть постройки; вплоть до полного разрушения из-за чрезмерного пропитывания водой…
Глина везде…Разной жирности, плотности. Глина красная, похожая цветом на шкурку граната. Глина зеленая, как листья инжира, глина серая, как пепел потухшего костра, глина желтая, как топленое масло, глина белая, как седые волосы его бабушки…
Глиной обмазывают плетеные изгороди, чтобы цыплята не убегали со двора, чтоб жучки, паучки и змеи не вползали во двор…Глиной обмазывают тендиры - печи для выпечки плоского хлеба и лаваша.
Из глины в соседнем дворе Мамед-ами делает игрушки, куклы, дудочки для детей. А для взрослых крутит, поднимает на деревянном, тяжелом круге, который вертит ногами, разную посуду для всего села: кувшины для воды, масла, вина; миски большие и маленькие, блюдца разные, сковороды, газаны для приготовления пищи на огне - всего не перечислишь. Весь двор у Мамед-ами заставлен глиняной посудой, которая до поры до времени сохнет на солнце, а потом Мамед- ами с сыновьями аккуратно ее уложит в нутро большой печи и затем, заставив вход заранее обожженными кирпичами, замажет его жидкой глиной…
Ну, а потом, наступает самое волшебное: под печью Мамед- ами собирает сухие дрова и зажигает поленья. Огонь вначале робко, как бы принюхиваясь к "пище", лижет осторожно тоненькие ветки, затем перебирается на более толстые сучья, и наконец, войдя во вкус, перекидывается на стволы и поленья…
Гудит, урчит огонь. Потрескивают дрова, иногда взрываясь каскадом искр… Весело! В эти часы вокруг двора собираются все мальчишки с окрестных домов, виснут на заборе, как виноградная лоза, лишь бы не упустить ничего из таинства ремесла - такого древнего и такого знакомого. Свершается у них на глазах такое чудо: комок глины превращается в звонкий камень!
Все это совершалось у них на глазах много раз, но интерес к этому действию, к этому празднику огня и глины у них, мальчишек, не пропадает…
…Я тоже среди них, двенадцатилетних… Зацепился руками за край забора и, не отрываясь от сказочного действа, пляски танцующих языков огня в чреве гончарной печи, причащаюсь к таинству обжига…
…Я на берегу реки, вместе с моим уже знакомым мальчиком, наблюдаю, как женщины моют белье в реке, отмывают белую глину с тканей, которая предварительно была замочена в жидкой "сметане" из белой глины "гилаби". Вот некоторые моют лицо этой глиной, чтобы кожа лица была белее, а другие моют голову, чтобы волосы стали мягкими, пушистыми и блестели на солнце, как шелковые нити…
…А мальчик мне рассказывает, что у них в селе есть древняя старушка, которая лечит язвы, незаживающие порезы, раны, гноящиеся у людей и у животных, какой-то особенной глиной. Эту глину привозит в хурджунах на осле с дальних гор ее внук. Уходит из села, когда еще солнце не встало из-за гор, а возвращается через неделю с ценным грузом: глиной - лекарством…
А что еще я могу узнать от моего юного друга? И как ему передать то, что я знаю из книг, журналов, из моего опыта общения с этим древним, таинственным, и в то же время знакомым и щедрым материалом - глиной?
Сколько времени на это необходимо мне, и сколько терпения есть у моего юного друга, чтобы выслушать, узнать то немногое, что знаю о Глине?

Мир-Теймур.
2.03.2000.

Столь знакомое и неизведанное…
(часть II)

Мир-Али (так звали моего знакомого), с которым я расстался на берегу реки, обещал мне, что будет ждать меня через неделю там же, на берегу полузасохшей реки, ручейки которой журчали между голышами - галькой. Но, глядя на середину реки, я представлял себе, какой она может быть сердитой, своенравной и могучей - если валуны по тонне и выше легко ворочала в своем стремительном движении с гор. Немыми свидетелями ее разрушительной силы были размытые высокие берега, разрушенные бетонные опоры моста, которые от пережитого страха будто бы вросли в дно реки, стараясь не вспоминать горечь позора перед натиском буйной воды…
До встречи оставалось еще полчаса. Я не спешил, зная, что молодые редко бывают пунктуальны. В машине лежали папки с рисунками, копиями с иллюстраций по истории керамики, по истории цивилизаций. По радио передавали "Сары гялин" в новой аранжировке. Я заслушался и и чуть не проскочил поворот. Пришлось тормозить и задним ходом вернуться к развилке…
Когда я подъехал к берегу, то заметил, что меня уже ожидает группа - сверстников Мир-Али. Пока я глушил мотор, открывал дверь, Мир-Али был рядом, и придерживая дверь, спросил:
- Как доехали? Ничего, что я пригласил ребят из класса послушать Ваши рассказы? Им это очень интересно, а многие не верят мне - думают, что я неправильно Вас понял. Не может быть, чтобы глину кушали, делали из нее бумагу, краску - как будто я Вас плохо слушал…
Выговорил все это Мир-Али залпом и замолчал, глядя мне в глаза, не моргая. Ребята стали подниматься с большого валуна и, не спеша, приближались к нам. Хотя и старались выглядеть по-взрослому, но походка выдавала застенчивость юности. А мне самому было приятно, что аудитория с одного собеседника так неожиданно разрослась. Значит, им интересно узнать что-то новое, неизвестное про такой им знакомый с детства материал. Наконец, все подошли и встали полукругом вокруг меня и Мир-Али. Надо было знакомиться и запомнить все их имена, не перепутать позже в беседе. Этого не любят взрослые, а дети в их возрасте - тем более, когда их путают с кем-то. А в сельской среде помнят имена всех. Дальних и близких родственников, соседей с улицы и дальней околицы. Это было естественно и привычно.
Я протянул руку и назвал свое имя. Парень с кучерявой головой, рослый среди других, сделал шаг вперед и, протянув также мне руку, серьезно произнес: - Али-Акбар. Второй сделал шаг и, протянув руку, назвал имя: - Муса. Он чему-то улыбался. "Неунывающий"- так про себя я "окрестил" моего нового знакомца. А третий паренек был ниже всех и почему-то с рыжей, огненной головой. Его волосы "горели" на солнце, переливались медно-красным блеском, а отдельные волоски вспыхивали в лучах дневного светила желто-оранжевым пламенем. "Гызылбаш"- про себя отметил я это необычное явление. "Керим"- я, Султан оглы - назвал себя и сделал шаг назад, а затем молча подтолкнул стоявшего рядом паренька вперед. У этого подростка выделялись огромные черные глаза на все лицо. Они привлекали своей взрослостью и были контрастны к мягкому овалу лица, к худым плечам. Юноша молча пожал мою руку и тихо, но внятно, сказал: - Ага-Керим. "Печальный" - это как нельзя кстати подходило Ага-Кериму, его взгляду.
Ну, все, кажется, формальности соблюдены. Я сел на темный валун и посоветовал всем рассаживаться, как им удобно. Пока все садились, а кое-кто приволок еще крупные голыши - благо этого добра кругом хватало - я стал доставать из папки рисунки, таблицы, иллюстрации. Сразу прозвучал вопрос:
- Учитель! Мир-Али говорит, что есть съедобная глина. Это правда?
Я повернулся к Ага-Кериму. Это он задал вопрос "с места в карьер". Я решил рассказ о глине начать с этого необычного для них применения глин: - Да. Это правда. С незапамятных времен, когда люди стали селиться по берегам рек, так как там, где есть питьевая вода - есть жизнь, они заметили, что некоторые глины на вкус чуть сладковатые. Наверное, нашелся в то время один отчаянный (от своего неведения) смельчак, который, попробовав эту мягкую глину на вкус, потом стал есть ее. Соплеменники, увидев его довольную физиономию, последовали его примеру. Так глина (особые, редкие сорта) вошла в меню древних жителей планеты. Такая глина есть на всей планете, правда, в очень мизерных количествах и очень редкая. Ее в древности подмешивали в холодную и горячую пищу народы, некогда жившие на территории нынешней Латинской Америки. Об этом ученые - археологи узнали из раскопок. Были найдены керамические "газаны" с остатками пищи. Несмотря на то, что все это давным-давно окаменело, превратилось в единый, монолитный кусок чего-то твердого и неопределенного цвета, ученые подвергли все находки тщательному анализу. У них на "вооружении" есть такие приборы, которые с большой точностью (± 15-20 лет) могут определить возраст находки, ее состав, а также метод изготовления изделия или его содержимого.
-Учитель! А почему Вы говорите один раз глина, а в другой раз керамика? Что такое керамика? - это подал голос Али-Акбар. Пока я говорил, он внимательно слушал, не изменяя своей позы. Вопрос был по существу темы.
-Али-Акбар! Ты задал очень важный вопрос. Прежде, чем говорить о глине, мы должны знать основные термины, которые применяются в этой древнейшей технологии, одной из первых в длинном ряду профессий, освоенных человечеством на всем пути его развития. Слово "керамика" пришло из греческого языка (керамос) и означает "глина". Это было сначала. Сейчас словом "керамика" обозначают глину обожженную, то есть, то, что после обжига приобретает ряд новых свойств, которых нет у сырой глины, необожженной. Из этих свойств это:
1. Хрупкость
2. Способность удерживать внутри сосуда жидкость (воду, вино, уксус, мед, и т.д.)
3. Изменение цвета в зависимости от сорта глины и способа ее обжига, а также от температуры во время обжига и во время остывания печи.
4. Ее способность принимать любые формы при обработке сырой глины, ее пластичность
5. Керамика - хороший электроизолятор. Она может выдержать напряжение в
1 000 000 вольт. Редко какой материал может соперничать с керамикой.
В наше время керамические емкости выдерживают длительную работу в агрессивных средах. А это очень сильные кислоты, щелочи. Керамика применяется в технологиях с очень высокими температурами до 25000С, а сталь, железо, чугун не выдерживают и половины этой температуры. Когда космический корабль входит в плотные слои атмосферы, то наружная обшивка нагревается от трения об воздух до такой степени, что расплавилась бы, не будь специального керамического покрытия обшивки. Это специальная керамика, полученная при помощи сжигания водорода.
Без глины нельзя представить и лакокрасочную промышленность. Предварительно очищенную, просеянную, измельченную глину белого цвета добавляют в краски. А красок такое множество: масляные, полиэфирные, нитролаки, и т.д. Белую глину добавляют в различные виды шпатлевок и грунтовок. Некоторые сорта глины используются как тонкие абразивные массы для полировки, шлифовки…
Керим - "Гызылбаш" быстро задал вопрос, как бы боясь, что забудет, о чем хотел спросить, или его опередят:
- А еще где-нибудь применяют глину или керамику?
- Молодец, Керим. Значит, ты понял, что исходный материал один - глина, но путать ее с керамикой нельзя. Это два разных материала со своими особыми свойствами. Как я говорил раньше, сырую (т.е. необожженную) глину добавляют в виде порошка, как наполнитель в специальные виды пластмасс для увеличения ее плотности, сопротивления высоким температурам. Сметанообразную глину, смесь глины с водой и другими веществами, применяют при изготовлении керамических изделий для сантехники. Это самые различные ручки для кранов, смесителей, унитазы, раковины, ванны. А метлах и кафель штампуют под прессом из чуть влажного порошка глины. Сейчас есть прессы, которые сразу штампуют сухой порошок под огромным давлением. Там такое высокое давление, что плитка получается очень жесткой и прочной. Если надо, то потом ее покрывают глазурью, чтобы блестела. При необходимости на обожженную глазурь наносят самые различные рисунки, штампы и т.д. Пока глина не обожжена, ей можно придавать самые разные формы, рельефы, узоры, и т.д.
…Без глины нельзя представить металлургию. Надо было лить расплавленный металл в какую-то форму. Форма должна была отвечать двум основным требованиям: выдерживать температуру расплавленного металла (а это 1000-15000С, и легко отлипать от остывшего металла. Этим требованиям отвечала смесь из песка и глины для отливания первичных, грубых заготовок из металла. Металл также отливали в тигли. Они изготавливались из керамики и выдерживали многократное использование.
…Без глины не было бы стекла. Оно варится, расплавляется при 700-9000С. Нужны были особые ванны, которые, будучи установлены в печах, где температура доходит до 10000С, не развалятся. Такие специальные ванны в стекловаренных печах изготовлены из керамики.
…Между прочим, в твоем транзисторе, Муса, есть очень много керамических изделий. Это миниатюрные микросхемы, резисторы, конденсаторы, и многое другое…
…Глину добавляют как присадки для улучшения смазочных свойств масел.
…Для передачи информации используются стекло - керамические волокна в специальных кабелях связи.
…А в бумажной промышленности белую глину добавляют в бумажную массу, ею полируют специальные сорта бумаги; а также наносят на поверхность бумаги, чтобы получить лощеную, блестящую бумагу.
…В глине запаривают ткани; они от этого становятся мягче и лучше принимают краску. Глиной пропитывают специальные ткани, она входит в состав огнезащитных покрытий, что очень важно для специальных огнеупорных костюмов, занавесей и портьер. Глиной отбеливают и красят шерсть для прядения ковров и килимов.
…С древности известны моющие свойства глины. Ее стали добавлять в различные моющие средства бытовой химии. Глиной очищают вино и замазывают места прививок фруктовых деревьев, чтобы уберечь их от гниения и вредителей.
…Многие отбеливающие кремы имеют в своем составе белые глины.
…Керамика была применена и в военных целях. Так, в XVI веке на Востоке и, в частности, в Азии во время боевых действий в сражениях применялись керамические бомбы и гранаты. Это были своего рода горшочки с наполненной горючей смесью, которая поджигалась фитилем, и при взрыве наносила ощутимый урон врагу.
… Различные декоративные элементы мебели изготавливались из керамики - так называемая фурнитура.
…А японцы умудрились создать керамический двигатель - из фарфора. Правда, дальнейшего развития этот опыт пока не получил, так как был очень дорогостоящим проектом, но главное было доказано: возможности керамики и сегодня до конца не изведаны.
И кто знает, что еще придумает человек из такого древнего и знакомого материала? За разговором о керамике я и забыл о времени. Пора было прощаться со столь внимательной аудиторией. Я был бы рад, если сумел проявить у них интерес к керамике, к ее возможностям. Ребята тепло попрощались со мной и просили еще о встрече. Но я не мог обещать этого им. Мои личные дела, нехватка времени не давали мне права обещать и не выполнить.
Кто знает, может, еще встретимся?


Мир-Теймур.
15.03.2000.

РОЛЬ КЕРАМИКИ В КУЛИНАРИИ

Среда, 28 Апреля 2010 г. 00:02 + в цитатник
Среди экологически чистых по материалу изделий, употребляемых человеком в быту и производстве, керамика занимает одно из ведущих мест. Затем следуют стекло, дерево, нержавеющая сталь. Человеком предприняты попытки изготовить пластмассу, по своим характеристикам напоминающую стекло (оргстекло, ударопрочная пластмасса, различные полистиролы), но все они не отвечают главному требованию экологически чистого изделия – быть абсолютно инертным, т.е. не реагировать к воздействию горячей пищи, жидкости (90 С), а также не изменять своей структуры при низких температурах (0-10 С) - это мороженое, лед, охлажденные напитки и продукты.
Для приготовления пищи используется жар огня – дрова, газ, электроспирали и отдельно от всего этого стоят микроволновые печи. Они созданы по принципу, отличающих их от основных носителей тепла.
Самый древний способ приготовления пищи – обжаривание мяса на вертеле или без на открытом огне костра или в углях после костра. В период появления первой посуды, вылепленной руками из сырой глины, затем высушенной, а позже обожженной в пламени костра (так называемый открытый обжиг) человек, можно сказать, вступил в эру керамики и создал первый образец экологически чистой посуды. Она была примитивной по форме, но гениальной по идее – как прорыв на пути технического прогресса. Именно благодаря керамике стало возможным приготовление стекла, железа, меди, бронзы, золота и серебра – одним словом всего, что плавится при температуре свыше 1000 С.
Обожженная глина (огнеупорная керамика) после обжига приобретает ряд важных качеств, особо необходимых для посуды,
в которой приготовляется твердая или жидкая пища. Керамика незаменимый помощник для кратковременного или долгосрочного хранения жидких, сыпучих, твердых продуктов. Керамическая посуда издавна получила широкое распространение в Азербайджане. При раскопках на территории Ичери - шехер найдены как целые, так и черепки самой различной посуды: кясы, маскуры, казаны, саджи, кувшины, вазы, тарелки, чаши, стаканы, треноги и многое другое, что относится к бытовой посуде. Дешевизна исходного материала – глина есть практически в любом месте Баку, которую не нужно везти издалека, легкость обработки сырой массы ввиду пластичности глины, знание основных приемов изготовления посуды методом ручной лепки, так как ручной гончарный круг появился позже, знание принципов обжига – все это способствовало развитию гончарного ремесла. Как основного поставщика бытовой посуды.
Датировка посуды относится к 12-6 векам до н.э. В конце 80-х годов прошлого века с затонувших греческих галер, которым более 2,5 тыс. лет были подняты керамические посуды – амфоры. Когда их очистили от песка, ила и ракушек, которые за это время цементировались, наконец, вскрыли кувшины, запечатанные пробкой и залитые воском. Каково же было удивление ученых, когда выяснилось, что оливковое масло в амфорах все еще пригодно в пищу. Керамика великолепно сыграла роль консервной банки. Таких примеров, когда активная внешняя среда – соленая вода, давление – не смогла воздействовать на прочно запечатанный керамический контейнер, великое множество. Например, вино, ореховое, пальмовое, сливочное масла, уксусы винные и яблочные, мясо отварное и прожаренное, набранное в кюпы слоями, великолепно сохранились, когда их извлекли археологи. Особо отмечу открытие древних тюрков метода консервирования. В широкогорлый кувшин заливался растопленный бараний жир – курдюк около 1,5-2 см. Сверху выкладывался слой прожаренного мяса, который заливался слоем жира. Операции повторялись до тех пор. Пока весь кувшин до верха не был заполнен продуктом. Когда до верха оставался зазор толщиной в палец, заливался расплавленный пчелиный воск. Который быстро твердел и представлял собой не что иное, как антисептик, в то же время надежно запечатывая сосуд как пробка - герметик.
Древние заметили, что использование керамических кувшинной для хранения воды в жаркую погоду очень практично с тех позиций, что она остается прохладной. Чуть пористая керамика пропускал сквозь микроскопические поры часть влаги наружу, на внешнюю поверхность. Влага при контакте с жарким воздухом испарялась, тем самым, создавая невидимую для глаз тонкую оболочку по внешнему контуру кувшина – своего рода защитный экран, который и сохранял жидкость – воду, вино, шербет, молоко внутри кувшина прохладной.
Древние умельцы научились делать керамические черепки разной степени пористости и эти эмпирические, то есть достигнутые в процессе опыта сведения дошли до настоящего времени.

ОБЖИГ

Для каждого вида пищи (холодная, горячая) подбирались особые методы обработки керамических изделий до обжига (лощение, пропитка прозрачными или глухими глазурями).
Во время обжига также применялись особые приемы контроля и управления процессом обжига – система вентиляционных отверстий, очередность партий горючего материала, его состав (сосна, ель, можжевельник, дуб, осина и т.д.), воздушный состав обжиговой печи (окислительный, восстановительный), скорость обжига (быстрый, умеренный или долгий), время выдержки изделий в печи при максимальной температуре, а также контроль и управление обжиговой печи. Краткий перечень операций гончара уже внушает уважение к этому древнему и столь нужному по сей день ремеслу.
Опыт, мастерство, знания, накопленные за 5 тыс. лет, позволяют изготавливать посуду как сверхтонкую (фарфор 0,5-0,8 мм), так и тяжелую (10 мм и более) – все зависит от того, для каких целей и где будет использована посуда.
Приготовление плоского хлеба ( чурека, лаваша), кутабов производилось на открытом огне, покрытом выпуклым щитом (саджем) из предварительно обожженной глины. Сначала медленно поднималась температура очага, а затем брызгами воды с мокрых рук проверялась степень нагрева саджа. Если он был достаточно разогрет, начинался процесс приготовления чурека, лаваша, кутабов и пр.
Несколько иной принцип приготовления хлеба в закрытом объеме – тендире.
Тендиры бывают двух типов: утопленные в землю и наземные (чаще строят тендиры, утопленные в землю).
Тендиры, утопленные в землю.
При первом варианте выкапывается яма глубиной до 120-130 см и около 80-90 см в диаметре. Затем сырцовыми кирпичиками и з глины выкладывается пол и стены на жидком глиняном растворе. Размеры кирпичей нестандартны, это зависит от пластичности, от состава исходного местного сырья, но в среднем это 70х10х20.
По ходу того как поднимаются стены тендира, мастер обмазывает лицевую часть жидким раствором глины, стараясь все время замазывать все щели между кладкой. В разрезе тендир представляет собой усеченный конус высотой около 1 м с диаметором дна в 70-80 см и горловиной около 601 см., чтобы мастер мог вылезти наружу после окончания работ. Затем тендир оставляли на сушку. В зависимости от погодных условий срок сушки мог длиться до 1,5-2 недель. Затем весь тендир осматривался, чтобы проверить результаты воздушной сушки на предмет выявления глубоких трещин в кладке, и если таковые замечались, то они заделывались глиной и замазывались жидким раствором глины (кондиция сметаны). Спустя пару дней после того как высохли швы на заделке, на одну треть заполняли тендир хворостом и поджигали его. Процесс горения поддерживали, все время подкладывая более толстые сучья и ветви, заполняя внутренний объем тендира горючим материалом до 2/3. Огонь поддерживали до тех пор, пока тендир, построенный на основе сырцового кирпича, не превращался в огнеупорный керамический. После остывания печи, расчистки от золы и углей мастер визуально определял степень обжига печи по цвету керамики (цвет зависел от сорта местной глины и температуры обжига).
Процесс выпечки хлеба в тендирах несложен: разогревание печи до 700-80ОC, доведение ее температуры до 300OС и ударом-шлепком приклеивание теста к стенкам тендира. Изделия из непропеченного теста поворачивают к углям на дне тендира, сам чурек в это время вертикально (под углом) прислонен к стенке тендира.
За один разогрев тендира можно испечь 35-40 чуреков, затем печь, если надо, снова разогревают для новой партии хлеба. В процессе эксплуатации, если требуется, трещины заделывают жидкой глиной.
Наземные тендиры по своему разрезу также представляют с обой усеченный конус тех же габаритов. Иногда для лучшего процесса горения внизу, на уровне дна, оставляетяс отверстие для воздуха, оно также служит для очистки дна тендира от шлака, золы, углей. Но основная ее задача – это естественный захват воздуха извне, своего рода форсунка для увеличения температуры и скорости горения. Наземные тендиры выстраивались аналогично земляным, но сверху основного каркаса стен обкладывалась толстая изоляция (земля. Смешанная с жидкой глиной, песок). Этот «кожух» выполнял задачу амортизатора тепла и своего рода аккумулятора тепловой энергии тендира. По толщине кожух тендира в три раза толще основной стенки (соотношение 1:3; 1:3,5). Кроме того, кожух выполнял и защитную функцию – оберегал мастерицу-хлебопека от ожога о раскаленные стенки тендира.
Если говорить о вкусовых качествах хлеба, выпеченного в тендире, то никакой другой хлеб, испеченный в газовых, электрических печах, не сравнится по вкусу с «тендирным». Открытый жар от углей, другая воздушная среда – это и многое другое дают неповторимый, вкусный запах свежеиспеченного хлеба, от которого даже если ты сыт, текут слюни и ты невольно тянешь руку к этому ароматному чуду, столь необходимому нам каждый день…
Глазурованная керамика лучше всего подходит для хранения активных по своей формуле веществ: соленья, маринады, уксусы, крепкие напитки (водка, коньяк, ром, бальзамы), а также для гигроскопичных продуктов: соль, различные пряности, мука, сода пищевая, кофе, чай (сухой). Топленое сливочное масло, пиво, квас и сыр лучше хранить в глазурованной керамике.
Мед также подлежит хранению в глазурованной керамике или в стеклянной посуде. Кстати, 2500 лет назад в Египте изготовляли глиняные (керамические) ульи. Мед из таких улей ценился очень высоко, так как к аромату меда не примешивался запах дерева от несущих рамок.
Масло изготавливалось в деревянных или керамических маслобойках. Больше ценились керамические маслобойки, так как к молоку «не приставал» запах дерева, как это было в случае с деревянными маслобойками.
Первые ручные мельницы были из камня. Часто кусочки камня вместе с перетертым зерном попадали в тесто. Каменная (чаще всего известковая) пыль смешивалась с мукой, что отнюдь не улучшало свойства этого сыпучего продукта – «каменная» добавка мешает хорошо «подняться» тесту, неприятно скрипит на зубах, известь, попадая в желудок, вступает в реакцию с желудочным соком (3%-ный раствор соляной кислоты), тем самым способствует образованию газов, ощущению тяжести в желудке.
Процесс переваривания пищи (первичная обработка поступивших в желудок продуктов) замедляется, и для продолжения процесса желудок начинает выделять дополнительный сок. Повышается кислотная среда желудка, что влияет на защитную оболочку, истончаются стенки желудка, что в дальнейшем может спровоцировать образование язвочек, а позже и рубцов на стенках желудка. Все это ведет к нарушению нормальной деятельности столь важного органа человека – желудка. Этого можно избежать, если использовать керамические жернова, как в Древнем Египте. Та незначительная часть керамической пыли (шамота) от стираемых поверхностей, попвших в муку, не являются вредными для желудка. Шамот абсолютно инертен по своему составу и, не вступая в реакцию, свободно выводится из организма.
Для приготовления пищи, а точнее различных приправ, специй необходима ступка. Ступки бывают деревянные, каменные, металлические (сталь, железо, бронза, медь, реже золото, серебро) и керамические. Последнее из вышеперечисленных – самое экологически чистое. Единственный недостаток керамической ступки – это ее беззащитность от сильного удара, от падения на твердую поверхность. Но все полезные свойства керамической ступы легко перекрывают этот недостаток.
Китайцы, корейцы, а затем и японцы с древних времен изготавливают керамические ложки, лучшие по своим свойствам, чем нержавеющие стальные или алюминиевые.
В селеньях вокруг Баку и в районах Азербайджана можно увидеть большие и малые, прямоугольной формы, выдолбленные из местного камня известняка корыта со сливным отверстием – давильни. В них насыпался собранный виноград, который давили ногами, добиваясь максимального выхода сока для приготовления различных напитков. Контакт сока ягод винограда с поверхностью давильни, но непродолжительное время. Сок не успевал бродить, киснуть, а кислый сок активно вступает в реакцию с ракушечником – тем самым местным камнем-известняком. И как бы тщательно не мыли давильню после процесса давления, сок молодого винограда проникал в поры камня и, оставаясь там, начинал киснуть и разрушать известняк. Конечно. Идеально подходит для этих целей керамика, но таких образцов гончарного дела можно встретить очень редко. На моей памяти их всего несколько: в Бузовнах, в углу двора Шекинских ханов, еще один по дороге в Губу на обочине дороги, проехав Дивичи. Его, видимо, использовали только как водосборник для скота, так как кругом было много следов копыт…
Из всего сказанного можно сделать вывод: хранить, готовить и есть необходимо из керамической или стеклянной посуды.
Мир-Теймур.

Немного истории…

Среда, 28 Апреля 2010 г. 00:00 + в цитатник
Фарфор, известный нам по образцам Vвека до н.э. из Китая, был грубым, серым и не всегда вписывался в образ фарфора, который мы знаем сегодня, в XX веке. Это уже поздние изделия X-XII веков стали тоньше, белее, а главное, музыкальней. Звук, издаваемый фарфором, если его легко ударить деревянной палочкой, звучал необычайно. Тогда же появляются всякие знаменитые звучащие фонтаны и ксилофоны из фарфора. Но это все о фарфоре,… правда, коротко.
О фаянсе. Он был пасынком, нелюбимым, отверженным дитятей при Фарфоре… Фаянс был толще. Звук имел глухой. Черепок пористый, а потому хрупкий. Тягаться ему с фарфором было трудно. Да и сами сравните: толщина фарфоровых ваз XV-XVI веков достигала 2 мм при общей высоте до 700 мм.
Это было тонко. Это было нежно. Это было прекрасно.
А толщина фаянса в лучшем случае при той же высоте ваз достигала 4-5 мм. Сравнение явно не в пользу фаянса. И это продолжалось долго…
Впервые я заинтересовался фаянсом в 1969 году. Потом произошел какой-то перерыв, и в 1979 году я вплотную решил заняться идеей получения сверхтонкого фаянса. Но только в 1989 году я приблизился к этой идее. А заключалась она вот в чем:
1. Фарфор мягкий, обжигают при 13800 (13500).
2. Фарфор просвечивает (не буду приводить технологию, почему, и т.д.)
3. Фарфор тонок (до 1 мм). Хотя есть образцы Китая и Японии толщиной до 0,75 мм.
4. Фарфор звенит. Музыкальный ряд самый разнообразный.
- А нельзя ли все это сделать достоянием фаянса? Впервые, когда я обратился к профессору, очень хорошо знающему керамику, я получил ответ, довольно неприятный. Мол, до тебя умные люди работали над этим. Меня это не отпугнуло. А заставило влезть в дебри Керамики на 20 лет. В 1990 году я получил 1,5 мм фаянс. Радость была неописуемая. Я был на правильном пути. В 1991 году я достиг 1 мм фаянса. Это было что-то.… Это приятно согревало мое честолюбие. Значит, не зря бессонные ночи не зря мое упрямство. В 1992 году я сделал куриное фаянсовое яйцо с черепком равным 0,5 мм. Притом цельное. Не склеенное по двум диаметрам.
Итак, на сегодняшний день я имел 0,5 мм фаянс благодаря моему терпению, упорству и моим близким, которые верили в меня, вкладывали, а вернее, отрывали от себя все, что было необходимо для экспериментов. А эксперименты стоят денег. Притом больших. Несмотря на это, моя мама, сестра, жена верили, что я на верном пути.
Попутно возникла задача с красной глиной. Красная глина не льется для такой толщины; она формуется, под давлением или с кулачком. Прессуется сухим или полусухим способом. Но отливать из красной глины тонкий черепок шликерным (суспензия) путем не удается, ввиду большой усадки. Появляются трещины, сколы, деформации. Традиционная, шликерная технология фарфора, фаянса к красной глине не подходила. Этот вопрос также меня заинтересовал. Сегодня я могу отлить изделие с черепком, равным 0,8-1,0мм из красной глины местных месторождений.
Я приношу свои извинения моему читателю за столь долгое испытание его терпения. Но говорить о Керамике в двух словах – невозможно.

МИР-ТЕЙМУР

КЕРАМИКА – ОСНОВА ЦИВИЛИЗАЦИИ

Вторник, 27 Апреля 2010 г. 23:53 + в цитатник
КЕРАМИКА – ОСНОВА ЦИВИЛИЗАЦИИ
(опыт историко-технологического исследования керамики Азербайджана)

Вся история материальной культуры человечества опирается на исследования археологов, на их находках. Наиболее изученным объектом ученых всего мира является керамика ввиду ее особых свойств, которыми не могут обладать другие рукотворные материалы как, например, медь, бронза, железо, сталь, шерсть (ковры и килимы), а также современные материалы: полиуретаны, полистиролы и многое другое. Каждому из этих материалов «отпущено» малое время сохранности, сопротивляемости воздействию внешней среды.
Керамика по своим свойствам стоит в ряду особых материалов. Физические, химические приоритеты керамики без преувеличения явны и превосходят остальные материалы.
Методы изготовления керамики являются высокими технологическими операциями.. Можно только удивляться умению, опыту, искусству наших предков достигших великолепных результатов на том уровне развития общества (эпоха бронзы и ранее). Вот что пишет об этом азербайджанский ученый К.М.Мамед-заде (К.М.Мамед-заде. Строительное искусство Азербайджана. Баку. Элм. 1983 г. стр. 25): «… в постройках эпохи бронзы, состоящих из нескольких отделений, кирпичные перегородки были с двух сторон оштукатурены глиной» (выделено мной). А это кирпич, возраст которого 3500 лет. Кирпич хорошо обожжен, что говорит о достаточно высокой культуре обжига.
Область применения керамики огромная. В древности (эпоха бронзы и ранее) керамика Азербайджана в основном носила функциональный, утилитарный характер: бытовая посуда, тигли и формы для отливок металла, украшений, строительный материал.
Раскопки производимые в 1903 г. Г.О.Розендорфом и в 1905 г. В.А.Скиндером в окрестностях Ханлара дали огромный материал ученым. В 1935-1938 г. Я.И.Гуммель планомерно исследовал долину реки Гянджа-чай и окрестности города. Ханлара. Систематичность работ Я.И.Гуммеля позволили ему доказать наличие материальной культуры на территории Азербайджана в эпоху неолита, автохтонность азербайджанцев..
Эти изыскания и богатый археологический материал нанесли сокрушительный удар по лжеученым из соседней республики (Армении), отрицающим этнические корни азербайджанцев. Сборник статей Я.И.Гуммеля, напечатанный в предвоенные годы был достойным ответом на активность многих армянских лжеисториков перед войной 1941-1945 гг. (Я.И.Гуммель «Археологические очерки» г.Баку изд-во АзФАН. 1940 г.). «Миграционная теория», выдвинутая армянскими т.н. «историками», потерпела очередное фиаско перед обилием огромного количества археологического материала из раскопок могильников и жилищ древних азербайджанцев.
Раскопки по всему Азербайджану и в частности Баку и на Апшероне позволяют ученым утверждать о еще более раннем периоде обитания человека на земле Азербайджана. Одним из них, Л.С.Бретаницким был доказан этот факт: «Апшерон был обитаем уже 35000-40000 лет назад» (Бретаницкий С.Л. «Баку» Л.»Искусство» 1965 год. стр.12). Это подтверждает ученый Сара Ашурбейли: «Древность Баку отмечается многими исследователями. В научной литературе существует предположение, выдвинутое известным английским египтологом Флиндерсом Петри о тождестве названия Баку с названием «Bakhau» отраженным в египетской мифологии в «Книге Мертвых», древнейшие тексты которых относятся к концу 3 –го тысячелетия до нашей эры».( С.Ашурбейли. «История города Баку» Баку, Азернешр, 1992 год.стр.31).
Погребальный инвентарь, обнаруженный в могильниках, убеждает нас в том, что древние хорошо владели технологией задымленной и чернолощеной керамики. Некоторые сосуды украшены врезным орнаментом с заполненной белой ангобной массой. Позволю себе более подробно остановиться на технологии аналогичной керамики. Само слово «задымленная керамика» означает недостаток кислорода, обилие дыма. В обжигательной печи могут применяться 2 основных вида обжига с соответствующей газовой средой.
«Окислительный обжиг» - процесс, при котором керамические изделия обжигаются при достаточном количестве кислорода.
Керамическое изделие при этом имеет цвет глиняного черепка от охристого до тёмно-коричневого в зависимости от сорта глины, от максимальной температуры обжига. Одна и та же глина после обжига может обрести разные оттенки. Если обжечь одну партию изделий при Т=9800 С, а другую при более высокой (1000-10500 С), то соответственно у второй партии изделий будет более плотный, более темный, более спекшийся черепок, отличающийся от предыдущей более высокими показателями водопроницаемости, твердости и т.д.
Умелое регулирование подвода воздуха через люки, вентиляционные отверстия обжиговой печи также давало разную окраску керамических изделий. Эмпирический опыт накопленный нашими предками позволял им в декоративных целях менять окраску обоженного изделия от светлых тонов до глубоко черных, бархатных по цвету серых и пепельных. Эта группа изделий носит название задымленная керамика. Задымленная керамика достигалась за счет искусственно созданной газовой среды внутри печи, при которой кислород выжигался путем добавления в камеру горючих материалов: веток, брусьев и т.д. Тем самым достигается безкислородный режим обжига.
Суть чернолощеной керамики иная - почти высушенное изделие полировалось лощилом. В этой роли выступали плотные по строению природные материалы: обкатанные речные и морские «голыши», буковые, дубовые иногда ореховые палочки. Ими быстрыми движениями полировали внешнюю поверхность сосудов и со всех сторон плошек, кастрюль, мисок и т.д. После окончательной сушки изделия загружались в печь с интервалом между ними. После поднятия до определенного режима температуры печи и поддерживания уровня горения при заданном времени (3-4 часа) печи «давали» медленно остывать.
При 600 – 700 0С через верхнее вентиляционное отверстие забрасывались горючие материалы с продолжительным периодом горения: поленья пропитанные жиром, «каменным маслом» (мазутом) и т.д. Печь изнутри вся заполнялась продуктами горения с избыточным выделением углерода. Проникая в поры остывающей керамики углерод, окрашивал поверхность изделия в красивый бархатный черный цвет. После разбора защитной стенки керамика извлекалась, а затем промывалась от сажи. Такие образцы задымленной и чернолощенной керамики находят на всей территории Азербайджана. Разнообразие форм, качеств, способов изготовления, орнамента позволяет видеть определенную этнокультурную общность.
К одним из ранних этапов относятся ходжалинские, дашкесанские, кедабекские, шамкирские, казахские находки, исследованные Э.А. Реслером, А.А. Ивановским в конце XIX века, И.И. Мещаниновым, И.М. Джафар-заде, Т.С. Пассек, Б.А. Латыниным, К.Х. Кушнарёвой в 20-50 гг. XX века. Преобладающая форма сосудов шаровидная, несколько сплюснутая. Изготовлены от руки или на примитивном гончарном круге-подставке. Цвет черный, серо-черный, желтовато-черный с лощенной поверхностью. Иногда встречаются красные по цвету сосуды, изделия.
Как я отметил выше, керамика в основном изготовлялась для бытовых нужд. Это был идеальный материал; сырьевые запасы неограниченны. Строительство печей-тендиров при известном опыте и сноровке не требовало больших затрат. Четверо мужчин за неделю могли построить печь на 100-150 изделий среднего размера (от 20 до 50 см высотой). Горючий материал также под рукой – густые леса гор и равнин. Обычно этим ремеслом занимались из поколения в поколение передавая семейные секреты мастерства.
А главное – это востребованность данного товара. Проблем с реализацией керамики не было, так как многие изделия схожие по качеству, по орнаменту, по методике обжига находят в самых различных регионах как внутри Азербайджана, так и и далеко за ее пределами (Ирак, Сирия, Египет и т.д.). Конечно, процесс торговли, обмена был двусторонним, равнозначным. Изделия из Китая, Индии, Ирака, Сирии, Ирана также многочисленны. Повсеместно при археологических работах находят следы такого товарооборота.
Среди древнейших ремесел, дошедших до наших дней керамика занимает главенствующее место.
Почти 4000 лет человек ставит эксперименты с глиной и в своих опытах с керамикой идет все дальше и глубже.
До появления первого примитивного гончарного круга глиняные изделия изготовлялись способом набора глиняных жгутов по окружности. Потом специальными лощинами из твердых пород камней или деревьев выглаживались неровности как внутри сосуда, так и снаружи. Это можно заметить на образцах исторической керамики, добытой в археологических раскопках. Никакой другой материал не хранит на себе отпечатки рук человека-творца, как глина. Эта своего рода каменная летопись технологии производства, которая донесла до наших дней как, какими инструментами пользовались древние мастера. Все этапы технологии древних «отпечатаны» на поверхности изделия и внутри черепка.
Раскопки на суше и под водой, на дне Каспия, дали богатый исторический материал, выставленный в залах Музея истории, Музея этнографии. В создании коллекций музеев большую роль сыграли основатели азербайджанской археологии Д.И.Шарифов, И.И. Джафар-заде, С.М.Казиев, А.Алекперов, И.И.Мещанинов, Я.И.Гуммель, а также И.Сулейманов, Л.С. Бретаницкий, Р.Ахмедов, С.Агамалиева и другие.
Хорошо сохранившиеся образцы поливной (т.е. глазурованной) и неполивной (терракоты) керамики, найденные в Мингечауре и в других районах республики, показывают высокий уровень мастерства древних гончаров. Само занятие керамическим ремеслом предполагает, прежде всего, оседлый вид жизни, наличие исходного материала и высокий спрос на керамику. Все эти факторы способствуют развитию ремесла, накоплению опыта, традиций. О глубокой древности керамических материалов свидетельствуют архаика форм и способы декорирования поверхности изделий керамики. Само появление гончарных изделий в неолите дало возможность варить и хранить пищу, что в свою очередь, влияло на культуру приготовления и хранения продуктов. Среди экологически чистых по материалу изделий, употребляемых человеком в быту, керамика занимает ведущее место. Затем следует стекло, дерево, нержавеющая сталь.
Керамическая посуда издавна получила широкое распространение в Азербайджане. При раскопках в Баку, на территории Ичери-Шехер найдены как целые, так и черепки самой различной посуды: кяса, маскура, казаны, саджы, кувшины, вазы, тарелки, чаши, стаканы, треноги и многое другое, что относится к бытовой посуде. Датировка посуды относится к XII-VI векам до нашей эры. Дешевизна исходного материала – глина (она есть практически в любом месте Баку), которую не нужно везти издалека, легкость обработки сырой массы (пластичность глины), знание основных приемов изготовления посуды (ручная лепка, так как ручной гончарный круг появился позже), знание принципа обжига – все это способствовало развитию гончарного ремесла, как основного поставщика бытовой посуды.
Издревле азербайджанцы выработали приёмы консервирования и длительного хранения отварного и прожаренного мяса. В керамический «кюп» (большой широкогорлый кувшин высотой от 50 до 100 см) выкладывают слой мяса и заливают его растопленным бараньим жиром курдюка. Слой мяса, слой курдюка и так до горловины. Сверху этот «слоеный» бутерброд мяса и жира заливался расплавленным воском, который быстро твердел и представлял собой не что иное, как пробку – герметик.
Использование керамических кувшинов для хранения воды в жаркую погоду было очень практично.
Приготовление плоского хлеба (чурека, лаваша), кутабов (запеченных в плоскораскатанном тесте мяса, зелени или смешанных наполнителей) производилось на открытом огне, покрытом выпуклым щитом - саджем из керамики. Несколько иной принцип приготовления хлеба в закрытом объёме - тендире. По свей территории Азербайджана распространены тендиры для выпечки хлеба. В основном применяются два приема строительства тендира: наземный и подземный (утопленный в землю). Наземный тендир – это усеченный конус сложенный из сырцовых кирпичей на шликкере (жидкой глины). Подняв тендир до уровня 80-90 см его оставляют сушиться. Затем тендир постепенно разогревают следя за тем, чтобы температура жара поднималась равномерно. Доведя огонь до 800-9000 его поддерживают около 2-х часов, чтобы дать жару «сварить» сырой кирпич после чего оберегая от сквозняков дают тендиру остыть. Утопленные в землю тендиры строят в предварительно вырытом котловане. Стенки и пол выкладываются сырцовым (или готовым) кирпичом. По ходу подъёма стенок мастер все время обмазывает стенки жидкой глиной. После окончания работы тендир оставляют на сушку. После высыхания (опытный мастер определяет степень сушки прикладывая ладонь к стенкам на различной глубине) мастер «прокуривает» - то есть медленно начинает разогревать тендир и в течении 10-12 часов доводит температуру горения дров до 700-8000 С. После чего 1-1,5 выдерживает верхний предел (800-8500 С) и прекращает подбрасывать дрова. Как только тендир остыл до красного цвета советую прикрыть зев тендира железным листом с присыпанным песком. После полного остывания тендира он готов к работе. За один разогрев можно испечь 35-40 чуреков, а затем вновь повторить разогрев.
Вкусовые качества хлеба, выпеченного в тендире, неповторимы и никакой другой хлеб, выпеченный в других условиях не сравниться с тендирным чуреком.
Глазурованная керамика лучше всего подходит для хранения активных по своей формуле веществ: соленья, маринады, уксусы, крепкие напитки.
Керамика с глазурью необходима для хранения гигроскопических продуктов: пряности, соль, сахар, мука, сода, кофе, чай сухой. Топленное сливочное масло, пиво, квас и сыр лучше хранить в глазурованной керамике.
Мед также подлежит хранению в глазурованной или в стеклянной посуде. 2500 лет тому назад в Египте изготовляли керамические улья. Мед из таких улей ценился очень высоко, так как к аромату мёда не примешивались запахи несущих рамок из дерева.
Масло, взбитое в керамических маслобойках выше по качеству. Для желудка лучше керамические ручные мельницы, так как пыль от стираемых поверхностей не наносит вреда желудку из-за своей инертности. (шамот инертный материал). То же самое происходит и в ступке, они достаточно прочны и удобны. Кроме того, они дешевле всех остальных: из бронзы, меди, стали и т.д.
Посуда, ложки, черпаки лучше, если из керамики. В селеньях вокруг Баку и в районах Азербайджана можно увидеть большие и малые прямоугольные формы из обожженной керамики для давильни молодого винограда. Из всего сказанного вывод один: хранить, готовить, и есть лучше всего из керамической посуды.
Великолепные образцы азербайджанской керамики различного времени находятся во многих музеях мира. В Санкт-Петербурге храниться поливное блюдо зелено-коричневого тона из Оран-гала XII века с охотничьей сценой на фоне лозовидного орнамента простого по форме, но искусно вплетенного в фон действия.
Два ряда ритмичных бордюров по краю блюда неназойливо обрамляют композицию. Тон блюда: охра, зелень, коричневато-красный. Зооморфные и антропоморфные изделия довольно широко были распространены в I тысячелетии до нашей эры. Такова маленькая фигурка животного и кувшин с туловом напоминающим женщину. Ручки кувшина – женские руки. Сосуд богато украшен накладными элементами и просечками. Обе работы хранятся в Сан-Франциско в Фонде Азиатского искусства. В Нью-Йорке, в частных коллекциях есть два блюда глазурованной керамики с росписью на восточные сюжеты XVI века. Композиция изделий перекликается с книжными миниатюрами Бехзада, Султана Мухаммеда.
В Лондоне хранится блюдо, расписанное бледным кобальтом. Весь фон заполнен динамичным, плотным рисунком листьев, бутонов. Тема композиции посвящена сюжету из поэмы Низами «Хосров и Ширин». Датируется XIII веком.
Там же, в Лондоне, в Музее Виктории и Альберта находится в экспозиции тарелка XVI века. Сложно- крепованная тарелка (края тарелки не ровные, а повторяют бордюр тарелки) ,ритмичный, точный растительный бордюр, ниже которого расположены надписи на арабском в сложных полях виньеток (4 шт.), еще ниже переплетенный крупнолепестковый орнамент окружает центр тарелки, где расположены две рыбы в виде знака «инь-янь». Сами рыбы темные, роспись золотом идет вокруг них. Тот же прием и в розетках с арабскими надписями, что очень сложно по технологии исполнения. Гораздо проще было исполнить арабскую вязь «сульс» золотом на основном фоне, но художник выбрал более сложный, но очень эффектный прием, который еще раз доказывает, что тарелка расписана настоящим мастером.
В Измире хранится большая ваза (≈ 80 см), богато украшенная сложным растительным орнаментом на разных фоновых полях сложных по абрису розеток и виньеток. По центральному полю виньетки тулова имеется роспись на сюжет поэмы Низами «Фархад и Ширин». Разнообразие керамических красок сложный растительный орнамент, рельефность некоторых элементов росписи – все это выгодно отличает вазу от аналогичных. Датировка: XVI век.
Произведениям подлинного искусства присуща внутренняя гармония. Истоки этой гармонии в единстве жизни человека с жизнью природы. Одной из широко распространенных особенностей жизни и творчества людей энеолита было стремление так или иначе украсить все предметы, находящиеся в его распоряжении. Об этом можно судить по керамике, которую стали покрывать орнаментом.
Следы этой древней символики видны и в современной орнаментике. Орнамент как код азербайджанского народа доносится от поколения к поколению, передавая движение человеческой руки, дыханье мастера, дух народа.
Азербайджанские ковры, миниатюры известны всему миру, а они уступают керамике в историческом прошлом, в накопленном тысячелетиями опыте наших древних мастеров. Мы не можем забыть, обезличить роль керамики в истории развития Азербайджана.
Думаю, что керамика имеет все права, чтобы громогласно заявить о себе на страницах роскошных журналов, книг и каталогов, тем более что предпосылки к этому есть…

художник Мир-Теймур



Процитировано 1 раз

Земля во сне

Воскресенье, 18 Апреля 2010 г. 12:38 + в цитатник
liveinternet.ru/users/28813...122073126/
Земля во сне Дневник Татьяна_Зеленченко Второй лист из серии «Украинский год». Земля во сне. День святого Дмитрия - народный праздник. К этому дню с полей уже собран урожай, на землю падают...

Метки:  

Ичеришехер в моей графике - новая серия фотографий в фотоальбоме

Воскресенье, 18 Апреля 2010 г. 12:31 + в цитатник

Ичеришехер в моей графике - новая серия фотографий в фотоальбоме

Воскресенье, 18 Апреля 2010 г. 12:29 + в цитатник

Ичеришехер в моей графике - новая серия фотографий в фотоальбоме

Воскресенье, 18 Апреля 2010 г. 12:25 + в цитатник

Баскал - новая серия фотографий в фотоальбоме

Четверг, 18 Марта 2010 г. 11:46 + в цитатник
Фотографии usta777 : Баскал

23.ноябрь 2008 год



Баскал - новая серия фотографий в фотоальбоме

Четверг, 18 Марта 2010 г. 11:00 + в цитатник

Баскал - новая серия фотографий в фотоальбоме

Четверг, 18 Марта 2010 г. 10:08 + в цитатник

Баскал - новая серия фотографий в фотоальбоме

Четверг, 11 Марта 2010 г. 20:57 + в цитатник

Баскал - новая серия фотографий в фотоальбоме

Среда, 10 Марта 2010 г. 14:31 + в цитатник

Баскал - новая серия фотографий в фотоальбоме

Среда, 10 Марта 2010 г. 14:28 + в цитатник

Баскал - новая серия фотографий в фотоальбоме

Среда, 10 Марта 2010 г. 14:22 + в цитатник

Баскал - новая серия фотографий в фотоальбоме

Вторник, 09 Марта 2010 г. 22:04 + в цитатник

Баскал - новая серия фотографий в фотоальбоме

Вторник, 09 Марта 2010 г. 22:03 + в цитатник

Баскал - новая серия фотографий в фотоальбоме

Вторник, 09 Марта 2010 г. 21:57 + в цитатник

фото Ичеришехер - новая серия фотографий в фотоальбоме

Пятница, 05 Марта 2010 г. 18:39 + в цитатник

фото Ичеришехер - новая серия фотографий в фотоальбоме

Пятница, 05 Марта 2010 г. 18:28 + в цитатник


Поиск сообщений в usta777
Страницы: 57 ... 12 11 [10] 9 8 ..
.. 1 Календарь