-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в unsub

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.10.2010
Записей: 52
Комментариев: 17
Написано: 71


Комплексное планирование для логопедических групп: календарно-перспективные и индивидуальные планы, циклограмма деятельности педагога, сетка занятий.

Пятница, 10 Декабря 2010 г. 23:55 + в цитатник

 

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с такими нарушениями, как ЗПР и ОНР.
ЗПР (задержка психического развития) относится к слабовыраженным отклонениям в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с ЗПР имеют трудности, связанные с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. У каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Для большинства детей с ЗПР характерны следующие особенности развития:
1) Незрелость эмоционально-волевой сферы выражается в сложности сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Следствием является нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
2) Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире. Страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
3) Особенности памяти проявляются в лучшем запоминании наглядного материала, чем вербального.
4) Темп развития речи зависит от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: небольшая задержка или соответствие нормальному уровню развития до нарушения лексико-грамматической стороны речи.
5) Отставание в развитии всех форм мышления. К началу обучения дети не владеют 
в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
ОНР (общее недоразвитие речи) – различные сложные расстройства, при которых у детей нарушается формирование всех компонентов речи, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
У детей с ОНР наблюдается диссоциация между речевым и психическим развитием, выражающаяся в темповой задержке речевого развития, отставании экспрессивной речи, недостаточной речевой активности. Речь аграмматична, малопонятна, недостаточно фонетически оформлена.
Формирование сенсорной, интеллектуальной, эффективно-волевой сферы у детей с диагнозом ОНР имеет свои особенности: недостаточная устойчивость внимания, ограничение возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания; общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомотивных функций, отставание в развитии двигательной сферы, характеризующаяся плохой координацией движений детей, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения, особенно по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действий, опускают его составные части.
В связи с этим система коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей. Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей. В логопедических группах коррекционное направление является ведущим, а общеобразовательное – подчиненным. Безусловно, одной из основных задач коррекционной работы с данной категорией детей было и остается обучение связной, грамматически правильной речи, навыкам речевого общения, ознакомление с фонетической системой русского языка, элементами грамоты, подготовка к обучению в школе. Все специалисты ДОУ, родители под руководством учителя-логопеда должны следить за речью детей и закреплять навыки, сформированные логопедом.
В пособии представлено комплексное планирование коррекционно-развивающей работы 
в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития в возрасте 5–7 лет. Календарно-перспективные и индивидуальные планы, циклограмма деятельности логопеда, сетка занятий раскрывают содержание коррекционно-развивающей работы и составлены таким образом, что позволяют обеспечить развивающее обучение, всестороннее совершенствование интеллектуально-волевых качеств, дают возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности. В основе комплексного планирования лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие. Лексический материал отобран с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей.
Предназначено учителям-логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, специальным педагогам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........3
Циклограмма деятельности учителя-логопеда........5
Расписание работы учителя-логопеда........5
Распределение фронтальных логопедических занятий........6
Распределение индивидуальных логопедических занятий........6
Сетка фронтальных занятий учителя-логопеда по периодам обучения в старшей группе........6
Сетка фронтальных занятий учителя-логопеда по периодам обучения в подготови-тельной к школе группе........6
Перспективное планирование логопедической работы в старшей группе........7
Перспективное планирование логопедической работы в подготовительной к школе группе........10
Календарно-тематическое планирование лексико-тематических циклов в старшей и под-готовительной к школе группах........14
Календарно-тематическое планирование по развитию фонематического восприятия и об-учению грамоте (навыки чтения и письма) в старшей и подготовительной к школе группах........15
Календарно-тематическое планирование по формированию и развитию навыков зву-кового анализа в старшей и подготовительной к школе группах........16
Календарно-тематическое планирование по развитию связной речи и обучению рас-сказыванию в старшей и подготовительной к школе группах........18
Календарно-тематическое планирование по формированию предложно-падежных конст-рукций в старшей и подготовительной к школе группах........19
Календарно-тематическое планирование по формированию грамматического строя речи в старшей и подготовительной к школе группах........21
Календарно-тематическое планирование по развитию графомоторных навыков в стар-шей и подготовительной к школе группах........25
Календарно-тематическое планирование по работе с родителями в старшей и под-готовительной к школе группах........26
Календарно-тематическое планирование по координации работы с педагогами ДОУ 
в старшей и подготовительной к школе группах........27
Приложения
Приложение 1. Лексико-грамматический словарь по теме «Наше тело» (старшая группа)........29
Приложение 2. Лексико-грамматический словарь по теме «Предметы туалета» (старшая группа)........30
Приложение 3. Лексико-грамматический словарь по теме «Наше тело и здоровье» (подготовительная к школе группа)........31
Приложение 4. Лексико-грамматический словарь по теме «Моя семья» (подготови-тельная к школе группа)........32
Литература........33

Мой кросс-пост по методической литературе, также поурочные планы и тематическое планирование в УчМАГе


Процитировано 2 раз

Аноним   обратиться по имени Среда, 15 Февраля 2012 г. 21:43 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку