-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в tver13ru

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.06.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 33036


"Слабое звено" и новая стратегия Кремля: Аналитический доклад

Четверг, 26 Августа 2010 г. 00:56 + в цитатник

Авторы: Дмитрий Орлов , генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), кандидат исторических наук, Дмитрий Коняев, ведущий аналитик АПЭК

* * *

Российская партийная система: действующие игроки, актуальные вызовы и выборы-2011

Очевидными среднесрочными целями модернизации партийно-политической системы, проводимой по инициативе президента Дмитрия Медведева , стали включение в политический процесс "политических миноритариев" разного уровня ("демократия участия") и рост политической конкуренции. Обе цели в основном достигнуты. Одной из главных причин этого стал эксклюзивный формат целеполагания - Послания президента Федеральному собранию с конкретным набором решений в политической сфере, исполнение которых президент контролировал лично и детально.

Сегодня, накануне двух больших циклов региональных выборов и парламентских выборов 2011 года, партийно-политическая система сформирована. Моноцентрическая модель образца 2005-2008 годов уступила место более дифференцированной.

Что представляет собой современная партийно-политическая система России? Какую роль играют в ней политические партии? Как система будет развиваться? Означает ли сформированность системы несменяемость игроков (прежде всего парламентских партий)? Кто из игроков станет "слабым звеном" в случае, если перестанет соответствовать актуальным вызовам - и прежде всего вызову модернизации? Как может отреагировать на это Кремль? Мы постараемся дать ответы на эти вопросы.

Правила игры: усложнение системы

За время, прошедшее с момента избрания Дмитрия Медведева на пост президента, в избирательное законодательство были внесены поправки и изменения, направленные на упрочение статуса малых партий, а также на предоставление им гарантий прохождения в законодательные собрания всех уровней. Кроме того, в избирательное законодательство были внесены изменения, укрепляющие систему представительной власти в России, сделать властные структуры более открытыми и профессиональными.

В 2008 - 2010 годах был принят огромный пакет законопроектов, повышающих степень участия граждан в политическом процессе. Система стала более транспарентной и более сложной одновременно.

Партии, набравшие более 5% и вплотную подошедшие к преодолению заградительного 7-процентного барьера, получили право на мандаты в Государственной Думе . Сроки полномочий депутатов Государственной Думы и Президента России были увеличены до 5 и 6 лет соответственно.

Политические партии, представленные более чем в 1/3 региональных законодательных собраний России, получили право не собирать подписи для регистрации своих кандидатов на выборы в Государственную Думу. От сбора подписей освобождены и кандидаты в региональные парламенты от партий, которые получили мандаты на предыдущих выборах в регионе.

Внесены изменения в порядок формирования Совета Федерации, повышающие его представительность. Для достижения большей открытости правительства перед гражданами был предусмотрен ежегодный обязательный отчет правительства перед Государственной Думой. Для поддержки малых политических игроков было законодательно закреплено равное право всех политических партий, участвующих в избирательной кампании, на освещение своей деятельности в СМИ. Были отменены денежные залоги как основание для регистрации кандидатов.

Однако важнейшее изменение в партийно-политической сфере коснулось не миноритарных игроков, а партий, способных набрать большинство на выборах в региональные законодательные собрания. Они получили возможность предлагать президенту кандидатуры для назначения на пост главы региона. "Партизация" власти стала фактом.

Основой системы стали четыре партии, представленные в Государственной Думе: "Единая Россия" , КПРФ , ЛДПР и "Справедливая Россия". Это стало очевидно после выборов в Государственную Думу в 2007 году и особенно после выборов в региональные законодательные собрания в марте 2010-го. При этом КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия" сразу после выборов 2007 года заявили об уходе в оппозицию "Единой России", что до известной степени формализовало ее неформальный прежде статус правящей партии. Партии, не прошедшие в Государственную Думу, но официально зарегистрированные и/или имеющие представительство в законодательных собраниях регионов, стали называться системной оппозицией. Общественные и политические движения, заявившие в той или иной форме о невозможности работать в условиях сложившейся системы, образовали несистемную оппозицию.

Партийно-политическая система России достигла сегодня относительной стабилизации, состояние которой может нарушить лишь устойчивый консенсус всей оппозиции, системной и несистемной, относительно принципиальных проблем повестки дня. Система, образованная противостоянием "Единой России" с одной стороны, и системной оппозиции -- с другой, находится в состоянии устойчивого равновесия. Оно обусловлено доверием подавляющего большинства населения России к правящей "Единой России" и наличием групп населения, традиционно голосующих за парламентскую или системную оппозицию. Несистемная оппозиция в настоящее время не представляет собой реальной политической силы и, следовательно, не может считаться фактором, который может воздействовать на политическую систему.

Численность, электоральная база и социальная основа партий

В настоящее время в России официально зарегистрированы 7 партий: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия", "Патриоты России" , "Яблоко" и "Правое дело". На середину 2010 года общая численность членов политических партий в России приблизилась к 3 млн. человек. Из них примерно 2/3 составляют члены "Единой России".

Во всех 83 регионах страны имеют свои региональные представительства лишь "Единая Россия", "Справедливая Россия" и ЛДПР. Рэнкинг партий по величине и представленности в регионах политических партий в России выглядит следующим образом:

"Единая Россия": свыше 2 млн. членов, 83 региона.

"Справедливая Россия": 402 тысячи членов, 83 региона.

ЛДПР: 185 тысяч членов, 83 региона.

КПРФ: 152 тысячи членов, 80 регионов.

"Патриоты России": 87 тысяч членов, 80 регионов.

"Правое дело": 61 тысяча членов, 74 региона.

"Яблоко": 57 тысяч членов, 76 регионов.

Обострение политической конкуренции, пик которого пришелся на выборы 14 марта 2010 года, обусловлено тем, что социальная и электоральная база каждой из партий в значительной степени сформирована. Партии, сформировав резерв мобилизации из своих активистов, членов и сторонников, начинают бороться за голоса конкурентов. Применение партиями политических технологий направлено отныне прежде всего на людей, электоральные предпочтения которых не сформированы, не окрепли или меняются от выборов к выборам.

"Адаптанты" - избиратели, реализовавшиеся в сложившейся системе, приобретшие благоприятный социальный статус и нормальный уровень доходов. Эта группа голосует не согласно своим убеждениям (либо придерживается консервативных и умеренно-патриотических взглядов), а по преимуществу в силу потребности поддерживать систему, на функционировании которой во многом основана их жизнь. Эта группа традиционно голосует за действующую власть, пока эта власть позволяет им вести нормальное с их точки зрения существование. В группу входят представители всех страт, но наибольшее представительство в ней имеют чиновники и "бюджетники". Их голоса уходят прежде всего "Единой России" как правящей партии.

"Протестный электорат". Необходимо различать избирателей, голосующих против существующего режима и правящей партии по убеждениям (убежденные либералы, убежденные коммунисты) и голосующих в связи с тем, что система государственной власти, прямо ассоциирующаяся с правящей партией, обошлась с ними, с их точки зрения, несправедливо. К этой "пострадавшей" группе можно отнести жителей моногородов, которые получают низкие зарплаты, жителей и работников села при условии депрессивного сельского хозяйства в определённой местности, а также людей, чьи симпатии принадлежат политикам, вышедшим из большой политики и не вошедшим в системные партии.

История выборов в России показывает, что протестный электорат может составлять значительную и даже преобладающую часть голосующих. В разное время за эти голоса пытались бороться КПРФ, "Справедливая Россия", либеральные партии. Голос протестного избирателя отходит любой партии, кроме "Единой России". Чаще всего в роли "последней партии протеста" выступает ЛДПР из-за агрессивной риторики лидера либерал-демократов и популистских программных заявлений. Ещё один вид протеста -- голосование за заведомо непроходные партии, например, за либералов. Иногда это приводит к тому, что либеральные партии проходят в региональные законодательные собрания, едва преодолевая 7-процентный барьер. При этом по состоянию на июнь 2010 года, по опросам ВЦИОМ, до 20% избирателей отказываются голосовать на будущих выборах в силу разных причин, наиважнейшей из которых является уверенность в том, что их голос ничего не изменит.

"Модернизаторы" или сторонники перемен. Голосование этой относительно небольшой группы в целом напоминает голосование протестных избирателей, однако существует весомое различие - степень ответственности. Модернизаторы голосуют за ту или иную партию, считая, что проект социального развития, предложенный ею, может привести к реальным изменениям. На сторонников перемен опираются в первую очередь умеренные социалисты (очень незначительная часть элиты КПРФ и "Справедливой России" -- как показывает опыт, неизменно терпящая поражение в борьбе с традиционалистами) и умеренные либералы, в том числе либеральное крыло "Единой России".

"Колеблющиеся". Тип избирателей, широко представленный в современной России. По некоторым оценкам, доля таких избирателей в России ранее занимала до 50% от числа всех голосующих. Существует тенденция снижения числа колеблющихся. По данным ВЦИОМ, снижение доли избирателей, не определившихся со своими предпочтениями, снижалась на протяжении всех 2000-х годов, достигнув своего минимума в 7% к 2007 году. В настоящее время доля колеблющихся избирателей незначительно выросла и составляет 12% (данные ВЦИОМ, июнь 2010).

На колеблющихся избирателей в основном и направлена предвыборная агитация. Эффективнее всего получать голоса избирателей, принимающих решение незадолго до дня голосования, получается у "Единой России", чему способствует агитация, построенная на взаимной поддержке партии, президента и премьера. Однако зачастую эти голоса может получить партия, наиболее оперативно среагировавшая на электоральные запросы. Примером могут стать выборы мэра Иркутска в марте 2010 года, где непродуманная предвыборная кампания местного отделения "Единой России" (а фактически - губернатора, "подмявшего" под себя местное отделение) привела к поражению кандидата от правящей партии и избранию на должность кандидата от КПРФ.

Очевидна слабость постоянных агитационных сетей и каналов непосредственной коммуникации с гражданами страны у всех партий, кроме "Единой России" и КПРФ. Партии активизируют свою работу в предвыборный период, наверстывая упущенный потенциал агитации и мобилизации за счет массированных расклеек агитационно-пропагандистских материалов, установки рекламных щитов и агрессивных PR-кампаний в СМИ (это обстоятельство, кстати, в некоторой степени объясняет растущую жесткость технологий, применяемых в избирательных кампаниях).

Аналогичным образом складывается ситуация и с ежедневной работой партий с обращениями граждан. "Единая Россия" лидирует по количеству депутатов всех уровней, которые ведут регулярный прием граждан. Кроме того, работа с обращениями ведется в общественных приемных Владимира Путина и "Единой России", которые находятся при каждом региональном и местном отделении партии. КПРФ также ведет работу с обращениями и жалобами граждан, используя для этого свой депутатский корпус. Система общественных приёмных КПРФ менее эффективна, чем система, созданная "Единой Россией", в силу меньшего количества таких приемных, и, как следствие, меньшего охвата граждан. Работа с обращениями у остальных парламентских партий минимально заметна и активизируется в предвыборный период. Непарламентские партии также ведут такую работу, однако её эффективность и масштабы нельзя считать существенными.

"Единая Россия" - доминирующая правящая партия

Выступая на XI съезде "Единой России", прошедшем в ноябре 2009 года, президент России Дмитрий Медведев ввёл в политическую повестку дня новую характеристику роли партии в политической системе - "правящая". Располагая ¾ голосов в Государственной Думе и большинством депутатов в региональных законодательных собраниях, будучи поддержанной правящим тандемом президента и премьер-министра, партия "Единая Россия", безусловно, доминирует в политической системе.

Добиться статуса доминантной и правящей "Единой России" позволили политика консолидации элит вокруг партии и ставка на catch all - всеохватность. Членами "Единой России" являются не только представители всех типов российских элит - политических, экономических, научных, культурных, но и большое количество граждан: служащих, рабочих, работников социальной сферы.

Агрегирование массы различных интересов в рамках одной политической структуры позволило "Единой России" за два электоральных цикла стать не просто крупным игроком в российской политике, но сначала партией большинства ("путинское большинство"), а затем и влиятельнейшей силой. Немаловажную роль в становлении партии как правящей сыграла самоидентификация партии как "партии реальных дел". "Реальные дела" партии заключаются не только в принятии законопроектов, адресованных важнейшим группам населения, и построенных на них информационных кампаниях, но и в адресной работе с избирателями. Такая работа проводится с применением крупнейшей среди всех партий сети общественных приемных.

Партия всегда участвовала в формировании текущей повестки дня как один из ключевых акторов, обновляясь и меняясь в соответствии с вызовами политической системе. Среди последних важнейших изменений можно отметить введение института праймериз для всех без исключения кандидатов на выборах всех уровней, обязательное участие кандидатов в дебатах с представителями других партий, отказ от монопольного использования административного ресурса и переход к политическим методам борьбы с оппонентами.

Ещё одним фактором доминирования "Единой России" является её универсальность. Партия не монолитна, внутри партии постоянно ведутся дискуссии между партийными клубами. Будучи центристской партией, "Единая Россия" посредством своих клубов-крыльев охватывает часть левого и часть правого политического спектра, существенно расширяя потенциальное влияние на избирателей.

Послание партии универсально и обращено различным социальным группам. Так, предвыборная программа в региональных кампаниях марта 2010 года строилась на констатации роли партии в укреплении государства, единстве целей работы партии и лидеров государства, борьбе с отсталостью регионов, модернизации политической и экономической систем. Кроме того, внимание в заявлениях лидеров партии было уделено вечным ценностям - материнству, защите здоровья детей, развитию культуры. Это диверсифицированное послание оказалось адекватным ожиданиям избирателей и текущим вызовам системе, что привело к победе "Единой России" в большинстве кампаний. Поддержав программу модернизации, предложенную президентом, "Единая Россия" сделала весомую заявку на то, чтобы стать основой модернизаторской коалиции.

Парламентские миноритарии

Разрыв в уровне электоральной поддержки, а также численности думской фракции "Единой России" и других парламентских партий позволяет называть КПРФ, ЛДПР и "Справедливую Россию" парламентскими миноритариями.

Противоречия между миноритариями не позволяют им выступать единым фронтом против "Единой России" (кроме довольно редких эпизодов - таких, как реакция на итоги региональных выборов октября 2009 года), несмотря на то, что все они публично заявили объявили о своей оппозиционности правящей партии. Однако даже в гипотетическом случае их выступления единым фронтом количество голосов (суммарно 135 против 315 у "Единой России") не позволяет им блокировать законы, предлагаемые президентом, правительством или правящей партией.

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) в настоящее время представляет собой наиболее дееспособную из всех оппозиционных политических партий, заявивших об уходе в оппозицию. Хотя официально по численности партия лишь четвертая, реально - вторая. Фракция КПРФ (57 человек) является второй по численности после "Единой России". Депутаты от КПРФ проявляют наибольшую активность из всех парламентских миноритариев, целенаправленно критикуя большинство из законопроектов, внесённых на рассмотрение "Единой Россией", президентом и правительством. Активно ведется и работа с гражданами, издаются партийные газеты, поддерживается работа интернет-сайта партии, который, в отличие от сайтов других миноритариев, является информативным и удобным.

Сформулированная осенью 2009 года избирательная платформа партии была основана на "социалистической модернизации". Этот концепт был явно ориентирован на президента Медведева и на раскол правящего тандема. Как показывают исследования, относительно успешные для КПРФ региональные выборы октября 2009 года объясняются протестным голосованием за главную оппозиционную партию и другими факторами, но никак не продуманным электоральным посланием. "Социалистическую модернизацию" традиционный избиратель Компартии не воспринял. Более того, реальной стала угроза раскола электорального ядра КПРФ. Весной-летом 2010 года лидеры КПРФ вернулись к традиционной жесткой критике власти в целом, и это помогло им стабилизировать "ядерный" электорат партии.

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), представляя собой классическую партию вождистского типа, также критикует "Единую Россию", однако де-факто признает её доминирующую роль и голосует солидарно с единороссами по многим "проблемным" законопроектам.

"Справедливая Россия", несмотря на официально вторую после "Единой России" общую численность, имеет наименьшее представительство в Думе. Участие фракции в законотворческом процессе можно считать незначительным. Именно "Справедливая Россия" - слабое звено сформировавшейся системы парламентских партий, позволяющее Кремлю вести на этом поле новую игру (см. ниже).

Отсутствие у большинства партий программ и электоральных посланий, адекватных запросам населения, приводит к борьбе за голоса избирателей с помощью серых и черных политических технологий. В марте 2010 года эти технологии использовались всеми партиями, участвовавшими в кампании, что повлекло за собой многочисленные скандалы и нарушения. При этом "Единая Россия" не имеет более монопольного права на использование административного ресурса. Этим ресурсом пользовались на мартовских региональных выборах все партии, представленные в Государственной думе.

Непарламентская и несистемная оппозиция

В отличие от парламентской оппозиции, непарламентская оппозиция не существует, а борется за своё существование. Будучи представленной преимущественно в муниципальных собраниях, эти партии не обладают ресурсами и возможностями для игры на федеральной политической сцене. Партии имеют численность, немногим превышающую минимальный порог, необходимый для регистрации как политической партии, а "Яблоко" вообще балансирует на этом пороге.

Несмотря на то, что в посланиях президента обозначен курс на оказание поддержки малым партиям, маловероятно, что состояние этих партий изменится в лучшую сторону. Очевидно, что непарламентские оппозиционные партии находятся в перманентном кризисе, и этот кризис прогрессирует. Из всех непарламентских партий наибольшую активность проявляет "Яблоко", причем активность эта сводится к информационной поддержке скандальных событий и серьёзной деятельности в сети интернет.

"Патриоты России", будучи умеренно левой партией, не могут соревноваться с КПРФ и даже "Справедливой Россией" на левом фланге и пытаются сохранить хотя бы тот минимальный уровень поддержки, которым располагают. При этом они фактически не ведут информационной работы с гражданами, их интернет-сайт не обновлялся с 2008 года, что говорит о неспособности партии приспособиться к современным способам ведения информационных кампаний.

Оппозиционные группы, не оформленные как партии в силу малой численности или незначительной представленности в регионах, не включены в политический процесс и формируют несистемную оппозицию. Крупнейшими из этих организаций являются "Солидарность", "Объединённый гражданский фронт", "Демократический выбор" и коалиция "Другая Россия". Они имеют фиксированное членство, однако многие их участники состоят более чем в одной несистемной оппозиционной организации. Членами этих организаций являются многие известные в прошлом политики, ушедшие в оппозицию, однако точная численность организаций не декларируется. Общей проблемой всей несистемной оппозиции можно считать организационную слабость и отсутствие ярко выраженных конструктивных идей - электоральных посланий, кроме несущего негативную коннотацию (и весьма непопулярного) "Россия без Путина". Это приводит к фактическому отсутствию возможностей дополнительной мобилизации электората. Вероятность участия несистемной оппозиции в парламентских выборах 2011 года крайне низка прежде всего в силу причин организационного характера.

Стратегии-2011: новые вызовы и новая игра Кремля

С начала 2011 года партийная система перейдет из состояния относительной стабильности в фазу неустойчивого "предвыборного" равновесия. При этом фактором, который может предопределить развитие событий в направлении дестабилизации, может стать любой значимый вызов, на который власть будет не в состоянии быстро ответить.

Несмотря на ожидания парламентской оппозиции, очередного изменения правил игры в ее пользу, которое продолжало бы логику Посланий президента 2008 и 2009 годов, с высокой степенью вероятности не произойдет. В некотором смысле Кремль устал менять правила игры с расчетом на рост политической конкуренции. Все системные шаги сделаны, и дальнейшие шаги по изменению системы будут уже неэффективными, а в предвыборных условиях - возможно, и несущими в себе угрозу ее стабильности. Обеспечение конкурентных преимуществ политических миноритариев - отныне дело самих миноритариев, но не власти.

При этом сохранение в системе доминирующей партии выгодно власти хотя бы потому, что эффективную законодательную поддержку модернизации способна осуществить только она. Оппозиция, градус популизма которой заведомо и значительно выше, сделать этого не в состоянии. Так что ставка на "Единую Россию" не просто безальтернативна -- она витальна. Именно поэтому новая игра Кремля на партийном поле - какая бы стратегия или комбинация стратегий ни была избрана -- с высокой степенью вероятности будут связана с поддержкой правящей партии.

"Высокая мобилизация"

Отправной точкой этой стратегии можно считать некоторое повышение уровня доверия к Владимиру Путину, Дмитрию Медведеву и "Единой России" на фоне относительно благоприятных показателей экономического роста, внутри- и внешнеполитической стабильности, отсутствия явных угроз качеству жизни граждан. Дополнительным фактором роста доверия будет, разумеется, электоральная мобилизация. Активного технологического вмешательства Кремля в ход предвыборной кампании в этом случае не потребуется; достаточно будет лишь задать общие рамки.

В случае увеличения уровня текущей электоральной поддержки правящей партии до 55 и более процентов "Единая Россия" сможет вести предвыборную кампанию, основанную на традиционно выигрышных темах "реальные дела", "развитие" и "будущее". Системные парламентские партии будут в подобных условиях проводить "нишевые" контркампании, нацеленные на удержание своего традиционного электората. При отсутствии существенных кризисов ситуаций выборы пройдут спокойно, состав парламента существенно не изменится. После этого наступит окончательная стабилизация политической системы.

Менее вероятно значительное повышение уровня поддержки правящей партии - до 60 и более процентов. Электоральное послание "Единой России" в этом случае не изменится. Системная оппозиция также будет реализовывать "нишевую" стратегию. Результаты выборов будут в этом случае максимально благоприятными для правящей партии: "Единая Россия" -- 65-70%, КПРФ - 10-15%, ЛДПР и "Справедливая Россия" по - 7-10%.

Итогом кампании в любом из вариантов реализации этой стратегии станет сохранение стабильного состояния политической системы, сохранение уровня доверия к власти, дезинтеграция и дальнейшее ослабление несистемной оппозиции.

"Жертва на левом поле"

"Справедливая Россия" -- очевидное "слабое звено" политической системы. За все время своего существования она оказалась не в состоянии занять очевидную для нее социалистическую электоральную нишу и выступить жестким противником КПРФ, чего всегда ожидал от нее Кремль. По изначальному замыслу партия имела значительные шансы. Кремль помогал становлению "эсеров" -- достаточно вспомнить вполне благоприятные размышления Владислава Суркова на встрече с партийным активом этой партии, когда прозвучала фраза о "левой ноге".

Однако любой партийный проект имеет свою логику развития. Кризис, в который "Справедливая Россия" вступила практически сразу после создания, носит долговременный, системный и комплексный характер.

Очевиден кризис лидерства. Сергей Миронов никогда не был харизматическим лидером - более того, за все время председательства в Совете Федерации он так и не стал политиком хотя бы масштаба Геннадия Зюганова или Владимира Жириновского . При этом появления во главе партии лидера, претендующего на подобный масштаб, Миронов откровенно опасается.

Налицо и организационный кризис. Он начался еще с момента создания партии, но продолжается практически все время ее существования. В федеральном руководстве "эсеров" несколько постоянно конфликтующих между собой органов и неформальных центров, а с трудом достигаемые компромиссы зачастую разрушаются экспромтами Миронова (достаточно вспомнить историю с "молодым писателем" Шаргуновым и первой тройкой партии в ходе парламентской кампании-2007).

По составу парламентской фракции "Справедливая Россия" довольно уязвима. Так, доля выходцев из чиновничества во фракции выше, чем у "Единой России" (11% против 10%). 24% депутатов-"эсеров" на момент избрания работали в коммерческих структурах (доля "коммерсантов" в "Единой России" и КПРФ - почти в два раза меньше).

Самый серьезный кризис "эсеров" -- кризис идеологического позиционирования. Роль "второй партии власти" им явно не удалась. А неоднократное противостояние с "Единой Россией" (в том числе - с октября 2009-го по январь 2010-го - по поводу "политического монополизма") лишь отвлекло от "Справедливой России" традиционный левый электорат. "Социализм XXI века", официальная идеология партии, не пользовался и не пользуется популярностью. Попытки стать последовательно "партией лично Путина", "партией лично Медведева", "партией модернизации" также оказались неудачными. Недавнее появление союзнического "Справедливой России" движения "Россия, вперед!" прошло незамеченным, однако потенциально несет в себе угрозу раскола (вспомним, что лидер движения Геннадий Гудков возглавлял Народную партию - у него определенно есть амбиции) - внутриэлитного, а возможно, и электорального. При этом раскалывать по большому счету нечего: для партии традиционен и кризис общественного доверия. Сегодня, по данным ВЦИОМ, "Справедливая Россия" располагает поддержкой лишь 4% населения.

Кремль вообще может начать игру на откровенное вытеснение "Справедливой России" из политического процесса. Так, в создании движения "Родина: здравый смысл", которое вполне может стать партией, принимает участие целый ряд оппозиционных политиков. Однако если Михаил Делягин окажется всего лишь "местоблюстителем", а пост лидера партии займет Дмитрий Рогозин , одно его появление в сочетании с брендом "Родина" способно создать качественно иную - и неблагоприятную для "Справедливой России" -- ситуацию на левом фланге.

Адекватной стратегией для "Справедливой России" с самого начала была жесткая игра против коммунистов на левом фланге - она же пыталась играть на всех, "объединяя оппозицию". Возвращение в эту нишу, очевидную для партии, претендующей на статус общенациональной левой силы (традиционных социалистов), и борьба за протестный электорат с КПРФ в кампании-2011 еще может вернуть лидерам "Справедливой России" благожелательное внимание Кремля. И даже его содействие в противостоянии с КПРФ (не имеющее, впрочем, никакого отношения к "административному ресурсу").

"Правый проект"

Реализация этого проекта имеет отправной точкой принятие Кремлем решения о создании лоялистской либеральной партии. Такая партия может быть создана с использованием уже имеющейся инфраструктуры правых партий, например, "Правого дела". Цель - включить в систему избирателей, ориентирующихся на непарламентских и несистемных игроков "правее правого центра". Методы также принципиально ясны и не представляют технологической проблемы: в партию инкорпорируется новый популярный лидер, а региональная структура "накачивается" под контролем лояльных Кремлю менеджеров.

Главная проблема - сохранить электорат "Единой России", востребованный для целей модернизации. С этой точки зрения проект может быть эффективным лишь в случае, если партии будет изначально задана ориентация на самостоятельную работу с непарламентскими, несистемными либералами и неопределившимися (то есть на поле "Другой России", "Солидарности", ОГФ, отчасти "Яблока", а не на поле либерального крыла "Единой России"). Разумеется, идеологическое и политическое позиционирование партии будет эволюционировать в ходе кампании, однако сценарий агрессивной кампании против правящей партии (по аналогии с СПС -2007) власть определенно попытается предотвратить.

Если "партия правого проекта" сумеет предложить программу, адекватную электоральным настроениям и сможет объединить разрозненный электорат, не имеющий сегодня представительства, под своей эгидой, исход голосования на выборах в Государственную Думу может привести к преодолению ею 5-процентного барьера. Впрочем, партия может остаться и крупным спойлером "Единой России" для дальнейшей игры на поле "правее правого центра".

Не тратя ресурсы на значимую по масштабам контркампанию, "Единая Россия" сможет в подобных условиях сконцентрировать ресурсы на продвижении собственного электорального послания. Итогом выборов станет сохранение ею статуса правящей партии, хотя и с некоторым уменьшением ее представительства в Государственной Думе.

* * *

Сформированность политической системы отнюдь не означает "зарезервированности" кресел в Государственной Думе за КПРФ, ЛДПР или "Справедливой Россией". Если одна из трех парламентских оппозиционных партий по каким-то причинам станет "слабым звеном" (в том числе - с точки зрения понимания вызовов модернизации), ничто не удерживает Кремль от направленной против какого-либо из игроков "игры на выбывание". Цель такой (она может показаться дестабилизирующей) игры - сохранение долгосрочной стабильности и обеспечение гарантий политической поддержки модернизационного выбора.

Location: Tver13.ru

Голкипер "Томи" (Томск) может продолжить карьеру в Англии

Четверг, 26 Августа 2010 г. 00:51 + в цитатник

Голкипер томской "Томи" и сборной Эстонии Сергей Парейко интересуются два клуба английской и один шотландской премьер-лиг. 33-летний вратарь, проводящий Томске шестой сезон, может покинуть команду до окончания летнего трансферного "окна".

Не исключено, что в случае отъезда Парейко "Томь" возьмет в аренду голкипера " Спартак " Сослана Джанаева.

Location: Tver13.ru

В Южной Осетии начинается производство российских светодиодных светильников "Оптоган"

Четверг, 26 Августа 2010 г. 00:46 + в цитатник

Между группой компаний "Оптоган" и руководством завода "Эмальпровод" (Южная Осетия) подписано соглашение о начале совместного производства светодиодных светильников модельного ряда "Оптоган", передает корреспондент ИА REGNUM Новости . Сборка светильников, предназначенных, прежде всего, для социальной сферы, будет производиться на базе завода "Эмальпровод" в г.Цхинвал. Компания "Оптоган" на начальном этапе будет поставлять все комплектующие для светильников, включая драйверы и светодиодные платы, произведенные в Санкт-Петербурге. Сторонами также планируется постепенная локализация производства отдельных компонентов.

В Цхинвале сейчас проходит масштабное восстановление жилых районов и большая часть светодиодных систем будет использоваться именно там, так как при внедрении светильников на этапе строительства, сроки их окупаемости существенно сокращаются. Первые договоренности об организации совместного производства были достигнуты в июне этого года при непосредственном участии президента республики Южная Осетия Эдуарда Кокойты. "Организация производства российских светильников для социальной сферы Южной Осетии - это знаковое событие", - заявил в интервью ИА REGNUM Новости директор по стратегическому развитию компании "Оптоган" Денис Горбатюк: "в республику из России приходят ультрасовременные мирные высокие технологии, которые, надеемся, принесут в дома уют, помогут республике стать энергоэффективной и позаботиться об уникальной экологии Кавказа".

Location: Tver13.ru

Калязин: как приехали, так и уехали

Четверг, 26 Августа 2010 г. 00:01 + в цитатник


  Калязин: как приехали, так и уехали

KM.RU уже сообщал о массовой драке между местными жителями и приезжими из Таджикистана и Узбекистана, которая произошла на днях в городе Калязине Тверской области. Как стало известно, эта история получила свое продолжение.

По информации, которая активно распространяется на городском интернет-форуме, после стычки с гостями из солнечных республик и последующего митинга у здания городской администрации большая часть иностранных граждан предпочла покинуть город. Как пишет редактор форума pospelov, «местным властям удалось решить все вопросы, поставленные перед ними на митинге в понедельник. Насколько можно судить по разговорам местных жителей, Калязин покинули все иностранные граждане из ближнего зарубежья. Даже казахи собрали вещи и выехали из города на дневном автобусе. Кстати, если не ошибаюсь, они являются гражданами РФ! Видимо, перестраховались. По тем же слухам, органы правопорядка проверили все городские организации, которые пользовались услугами иностранной рабсилы».

О том, что события в городе развиваются таким образом, свидетельствуют публикации и других форумчан. Правда, в способность (и готовность) большого количества мигрантов одновременно и буквально за считаные часы сорваться с места все же верится с трудом. Так что более правдоподобной выглядит версия о том, что они в эти дни просто предпочитают схорониться и не показываться от греха подальше на глаза местным жителям.

Впрочем, местные власти и правоохранительные органы продолжают настаивать на том, что никаких межнациональных столкновений в Калязине не было, а массовая стычка местных жителей с приезжими является банальной «бытовой дракой». В чем с ними отчасти даже можно было бы согласиться. В конце концов, орды инородцев из ближнего зарубежья, буквально захлестнувшие центральные регионы России и пытающиеся самоутвердиться на новых территориях за счет унижения местных жителей, уже становятся частью повседневности. Нечто вроде «нормальной социальной патологии». И в этом смысле случившееся вполне может быть отнесено к бытовухе.

Напомним, конфликт разгорелся утром 23 августа (по другим данным, 22 августа) у кафе «Леон» в Калязине из-за того, что приезжие попытались изнасиловать местную девушку, которую защитили калязинские парни. В результате возникла массовая драка, в которой, по свидетельству очевидцев, участвовали несколько десятков человек с каждой стороны.

Является ли калязинская история «зеркалом» процессов, происходящих во всем российском обществе, в интервью KM.RU прокомментировал директор Института демографических исследований Игорь Белобородов:

– Пока непонятно, что же происходило на самом деле. Но если допустить, что все, написанное по этому поводу, – правда, то реакция местных жителей мне вполне понятна и предсказуема, а само явление – закономерно. Более того, оно повсеместно. А, собственно, чего мы хотим, когда в миграционных потоках преобладают мужчины трудоспособного и, я бы сказал, вполне половозрелого возраста? К тому же у себя на родине они бы этого не совершили, потому что там действует система табу. Их просто закидали бы камнями, или изрезали, изгнали, в конце концов.

Здесь же всё мягче, а народ ослаблен. С одной стороны, его спаивают, а с другой – заваливают наркотой. Та же граница с Таджикистаном, откуда очень часто приезжают лица, насилующие впоследствии коренных жителей, вполне открыта, существует безвизовый режим. И это со страной, от которой исходит 90% наркотрафика!

В то же время мы сами даем повод для такого обращения. Слишком уж в нашем обществе ослабла мораль и очевидна нравственная деградация. Ведь во многом сами «юные создания», которые расхаживают по улицам в коротких юбках, подражая западным и отечественным кумирам, просто провоцируют на такие действия. Это ни в коем случае не оправдывает насилие в отношении них, но все-таки есть над чем задуматься. Многие жители того же Калязина пишут о том, что регулярно видят местных девушек, которые тусуются у общежитий, в которых проживают трудовые мигранты, и сами не против, когда их приглашают «пройти в гости». Это – уже наш национальный позор. Если национальный позор приезжих – в том, что они способны на насилие, то наш позор – в том, что есть девушки, которые охотно сделают это добровольно.

Начиная от внешнего облика, от одежды и заканчивая манерами поведения – курением и распитием спиртных напитков, – качество нашей женской половины (впрочем, как и мужской) оставляет желать лучшего. Если бы наши дамы были посдержаннее, а мужчины – мужчинами в полном смысле слова, то этого бы по большей части не происходило.

Но не только в этом проблема. Просто мигрантов стало слишком много. В Калязине, как и во всей России, критические пороги инокультурной миграции превзошли все допустимые пределы.


Location: Tver13.ru

Эксперт: Никакие "Советы мудрецов" Фонда Карнеги не помогут приднестровскому урегулированию

Среда, 25 Августа 2010 г. 23:56 + в цитатник

"Благородные намерения представителей Фонда Карнеги в их нелегком труде по выработке рекомендаций для разрешения приднестровского конфликта можно только приветствовать", - заявил 25 августа молдавский политолог Богдан Цырдя , комментируя в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости инициированный американским Фондом Карнеги проект "Негосударственной рабочей группы по разрешению приднестровского конфликта".

В то же время, по словам Цырди, "удивляет явно поверхностное интерпретирование событий, однобокие подходы, намек на то, что есть одна сторона, явно незаинтересованная в разрешении конфликта". "Приднестровский конфликт, есть результат не только внутренних проблем Республики Молдова, но и противоречий Великих Держав. Эти противоречия пролегают по всему периметру Евразии: Ирак, Иран, Ближний Восток, Средняя Азия, и так далее. И никакие "Советы мудрецов" тут помочь ничем не могут, тем более учитывая их неоднозначный состав", - считает эксперт.

"Попытаемся свой скепсис обосновать, - продолжил Цырдя. - Как можно разрешить сегодня приднестровский конфликт, и заставить Россию вывести миротворцев, когда США и ее союзники по НАТО нарушают базовые принципы ДОВСЕ, окутав СНГ военными базами по всему периметру? А ведь вначале договаривались, что Прибалтика, Польша, Румыния не вступят в НАТО. А как насчет того факта, что 4 февраля 2010 года, румынский президент выразил свое согласие с установлением американской системы ПРО на своей территории? Где тогда так называемая "перезагрузка"? А тот факт, что американцы явно не спешат покинуть базу Манас в Киргизии, неужели говорит о перезагрузке отношений? А просочившаяся в СМИ информация, что на территории Турции, на американской военной базе Инджирлик, находится ядерное оружие - примерно 40-90 ядерных боеголовок. А ведь до этого на самом высшем уровне утверждалось, что Черное море - это безъядерная зона".

По словам Цырди, "любому студенту понятно: уход миротворцев означает вступление Молдавии в НАТО, формирование антироссийского "кольца Анаконды" по периметру Черного и Балтийского морей". "Так что разрешение приднестровского конфликта возможно лишь в результате "пакетного соглашения" Великих Держав, а не односторонних уступок", - подчеркнул политолог.

Он также выразил мнение, что расчет на искреннее желание правящего в Молдавии Альянса за европейскую интеграцию (АЕИ) разрешить приднестровский конфликт, неоправдан. "Да, вице-премьер-министр Виктор Осипов , ответственный за приднестровскую проблему, в целом прилагает усилия в этом направлении. Чего не скажешь о врио президента Михае Гимпу , и даже о премьер-министре Владимире Филате . Указ Гимпу от 24 июня с требованием вывести немедленно российских миротворцев, названных "оккупантами", заявления в международных структурах о том, что Россия захватила Приднестровье, награждение "группы Илашку " высшими наградами Молдавии, вызвавшее в России и в непризнанной ПМР негодование, - вот лишь некоторые шаги. А ведь их куда больше", - отметил эксперт.

"Поэтому АЕИ, в котором сильны унионисткие элементы, вряд ли способен на прогресс на пути разрешения приднестровского конфликта. Скорее, наоборот. Приднестровье для АЕИ - ненужный балласт, мешающий в его устремлениях к объединению с Румынией и НАТО. Поэтому в Альянсе и есть силы, делающие все возможное для того, чтобы этот конфликт усилить, углубить раскол, сделать объединение страны невозможным. Возможно, определенный прогресс, правда скромный, будут достигнут со сменой власти в Молдавии. Но пока об этом говорить рано", - подвел итог Богдан Цырдя.

Как сообщало ИА REGNUM Новости , американский Фонд Карнеги инициировал проект "Негосударственной рабочей группы по разрешению приднестровского конфликта" , целью которой станет укрепление "доверия и понимания" между участниками переговорного процесса в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели). Согласно проекту, участниками "рабочей группы" могут стать представители гражданского общества и неправительственных организаций "всех заинтересованных сторон", т.е. формата "5+2", и, в первую очередь, принимавшие ранее участие в Дартмутской конференции по региональным конфликтам. В качестве последних в проекте упоминаются Збигнев Бжезинский , Гельмут Зонненфельдт , Дэвид Рокфеллер , Джон Кеннет Гелбрэйт , Евгений Примаков , Андрей Козырев , Георгий Арбатов . Результатом деятельности "рабочей группы" должны стать рекомендации, которые она намерена передать участникам формата "5+2". По существующей практике, результаты работ подобных "рабочих групп" передаются правительству США в качестве аналитической основы его деятельности. В то же время, как стало известно ИА REGNUM Новости , проект неофициально уже получил одобрение МИД России.

По мнению представителей Фонда Карнеги, ситуация в странах-участницах формата "5+2" благоприятствует для такой формы диалога, результатом которого могут стать переговоры на официальном уровне, и одним из таких благоприятных факторов является приверженность России урегулированию конфликта на основе "территориальной целостности" Молдавии. В этом контексте авторы проекта, в частности, утверждают, что в ходе июньской встречи в Берлине канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Дмитрий Медведев и обсуждали возможность трансформации российской миротворческой миссии в международную в обмен на безвизовый режим между Россией и ЕС.

Location: Tver13.ru

Для Северного Приладожья нашли "эффективную компанию для обслуживания ЖКХ"

Среда, 25 Августа 2010 г. 23:51 + в цитатник

Первый заместитель премьер-министра правительства Карелии Юрий Канчер совершил рабочую поездку в город Лахденпохья, находящийся в 250 км от Петрозаводска, на границе с Финляндией. Как сообщили ИА REGNUM Новости в пресс-службе правительства Карелии, главная цель поездки - подготовка города и всего Северного Приладожья к предстоящему отопительному сезону.

Чтобы обеспечить жителей города Лахденпохья бесперебойным теплоснабжением, было принято решение подключить значительную часть благоустроенных домов к котельной Лахденпохского фанерного комбината "Бумэкс". Это позволит отказаться от использования сразу четырех старых котельных, работающих на привозном угле. На эти цели в республиканской инвестиционной программе выделено более 30 млн. рублей.

Юрий Канчер потребовал и ускорить ход работ по прокладке теплотрассы, реализация проекта которого постоянно вязнет в многочисленных бумажных согласованиях. Чтобы максимально активизировать реализацию коммунального проекта в Лахденпохье Юрий Канчер принял решение создать постоянно действующий оперативный штаб. Строители пообещали завершить работы к 15 ноября. "Однако, и до момента запуска новой теплотрассы люди должны быть обеспечены теплом", - напомнил Канчер.

Он также провел заседание межведомственной комиссии по подготовке и проведению отопительного периода в республике. На комиссии шел разговор о готовности к зиме в шести районах Карелии, включая Приладожье. В целом по республике на 24 августа к зиме подготовлено около 70% котельных, 90% теплотрасс и 75% водопроводных сетей. Для многих из рассматриваемых районов наиболее проблемным вопросом является создание нормативных запасов топлива, причем с местными видами топлива ситуация лучше, чем с углем и мазутом. Именно поэтому, в Карелии так важно переходить на использование щепы и торфа. Кстати, котельная "Бумэкса" в Лахденпохье работает именно на щепе.

Также Юрий Канчер сообщил, что в скором времени ЖКХ республики ждут изменения. Главной задачей становится привлечение инвесторов в коммунальную сферу и участие Карелии в федеральных программах по модернизации ЖКХ. В частности, правительство уже нашло эффективную компанию, которая готова взяться за обслуживание коммунального хозяйства Лахденпохского, Сортавальского, Питкярантского и Суоярвского районов. Однако он не конкретизировал, о какой именно компании идет речь.

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости , зимой 2009-2010 годов жители Лахденпохьи и Сортавалы фактически замерзли в квартирах.

Location: Tver13.ru

Голкипер "Томи" (Томск) может продолжить карьеру в Англии

Среда, 25 Августа 2010 г. 23:46 + в цитатник

Голкипер томской "Томи" и сборной Эстонии Сергей Парейко интересуются два клуба английской и один шотландской премьер-лиг. 33-летний вратарь, проводящий Томске шестой сезон, может покинуть команду до окончания летнего трансферного "окна".

Не исключено, что в случае отъезда Парейко "Томь" возьмет в аренду голкипера " Спартак " Сослана Джанаева.

Location: Tver13.ru

ГУВД опубликует материалы по аварии замглавы ЛУКОЙЛа?

Среда, 25 Августа 2010 г. 23:01 + в цитатник
Location: Tver13.ru

Жителям Кировской области могут дать 5 лет за 2 ведра картофеля

Среда, 25 Августа 2010 г. 22:56 + в цитатник
Location: Tver13.ru

В Москве отметят "День независимости Татарстана"

Среда, 25 Августа 2010 г. 22:51 + в цитатник

27 августа в Москве пройдут торжества, посвященные Дню Республики Татарстан. До 2004 года этот праздник назывался Днем независимости Татарстана.

30 августа 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан, по случаю чего в республике был учрежден праздник - "День независимости Татарстана" и дополнительный выходной. Однако с приходом к власти Владимира Путина слово "независимость" упоминалось все реже. И совершенно исчезло из обихода после того, как в 2004 году президент Шаймиев, отвечая на вопрос ведущего радиостанции "Эхо Москвы", уточнил для всех: "Мы называем этот день днем Республики".

Тем не менее, никакого указа о переименовании праздника широкая общественность так и не увидела. А татарские националисты и активисты татарских молодежных движений до сих пор называют этот день - Днем независимости, отмечая его митингами и пикетами.

В этом году праздничные мероприятия состоятся не только в Казани, но и в Москве. Как сообщает пресс-центр Министерства культуры Татарстана, праздничная программа предусматривает "встречи творческой интеллигенции, ученых Москвы и Московской области с представителями творческих союзов и Академии наук Татарстана, а также выступления ведущих артистов республики".

В рамках намеченных торжеств в Москве состоятся презентации республиканского фонда "Возрождение" (патронируемого Минтимером Шаймиевым ), Универсиады-2013 и Казанского (Приволжского) федерального университета, - то есть, всех тех проектов, под которые татарстанскому руководству уже удалось получить и успешно освоить десятки миллиардов федеральных средств.

В канун 20-летия принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана к радости и ностальгическим воспоминаниям Казани должна присоединиться и Москва: согласно пресс-релизу, в мероприятиях кроме президента Рустама Минниханова и вице-премьера - министра культуры РТ Зили Валеевой , примет участие мэр Москвы Юрий Лужков .

Location: Tver13.ru


Поиск сообщений в tver13ru
Страницы: 3000 ... 940 939 [938] 937 936 ..
.. 1 Календарь