-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в tver13ru

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.06.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 33036


Эксперт: Предложения Германии по ГТС для Украины гораздо выгоднее предложений "Газпрома"

Понедельник, 30 Августа 2010 г. 22:53 + в цитатник

"В газовой цепочке Россия - Украина - Европа, Украина является самым слабым звеном. И она обречена рано или поздно объединить свои газотранспортные активы с российским " Газпромом " либо европейскими компаниями. И если рассматривать перспективы, то объединение с Европой гораздо перспективнее", - заявил 30 августа в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости украинский политолог Владимир Дубровский .

"Если смотреть не с точки зрения политики, а как на чистый бизнес, то ситуация не совсем естественная. Процесс передачи газа контролируют сразу несколько транзитеров. Россия по своей территории, Украина по своей, Европа по своей. Это ненормально и чревато постоянными проблемами. Естественный процесс - эти структуры тянет к объединению. Поскольку Украина - самое слабое звено в этой цепи, выбирать придется ей - с кем объединиться. У нее нет своих источников экспортного газа, нет и богатых потребителей", - считает эксперт. По мнению Владимира Дубровского, самым перспективным вариантом является объединение с Европой, путем привлечения германских инвесторов к реконструкции украинской ГТС. "Европа и Россия хотят получить контроль над украинской ГТС. И рано или поздно, нам придется выбирать. На этом противостоянии можно сыграть - при мудрой политике руководства страны это принесет определенные преференции. Но перспективнее выглядит предложение Европы. Что нам может дать "Газпром"? Низкие цены на газ. Худший вариант для Украины - это чистый интерес "Газпрома", сохраняя низкие цены, сохранять и объемы потребления газа на Украине. Фактически убрав необходимость в развитии энергосберегающих технологий. Гораздо интереснее для Украины получить мировые цены на газ, как мотивацию для модернизации, а с другой стороны - увеличить доходы от транзита российского газа. Так что предложение Германии гораздо интереснее в долгосрочной перспективе", - считает эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM Новости , 30 августа в ходе встречи в Берлине с канцлером Германии Ангелой Меркель президент Украины Виктор Янукович предложил ФРГ участвовать в реконструкции украинской газотранспортной системы. "Германию мы видим партнером будущей реконструкции украинской ГТС и такое предложение я сегодня внес", - заявил Янукович в ходе совместной пресс-конференции с Меркель по окончании встречи. В свою очередь Меркель заявила, что Германия может помочь в реструктуризации украинского газового рынка.

Напомним также, что 19 августа глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что украинский "Нафтогаз" и российский "Газпром" - на пороге создания совместного предприятия, что может привести к снижению цены на газ для украинских потребителей до уровня внутренней российской. "На перспективу наша точка зрения, точка зрения "Газпрома", сводится к тому, что мы могли бы объединить "Газпром" и НАК " Нафтогаз Украины ", при этом мы считаем, что это был бы очень важный социальный момент, потому что поставка газа для населения Украины могла бы в этом случае осуществляться, на наш взгляд, по ценам, по которым осуществляется поставка газа для населения России", - сказал Миллер. По его словам, на сегодняшний день российское население платит нерыночную цену, 1880 рублей за тыс. кубометров. "Это чуть больше $60", - пояснил глава "Газпрома".

Location: Tver13.ru

Румыния выразила готовность импортировать молдавские фрукты

Понедельник, 30 Августа 2010 г. 22:53 + в цитатник

Производство яблок в Румынии составляет всего 35-40% от имеющихся потребностей, поэтому румынский рынок открыт для поставок соответствующей продукции из Молдавии. Об этом заявил 30 августа в Яссах государственный секретарь Министерства сельского хозяйства Румынии Адриан Рэдулеску во время встречи с главой Минсельхоза Молдавии Валерием Косарчуком , передаёт корреспондент ИА REGNUM Новости .

Рэдулеску заявил молдавскому коллеге, что Румыния заинтересована в импорте из Молдавии не только яблок, но и другой плодоовощной продукции, в частности столового винограда. Чиновник отметил, что, несмотря на то, что сегодня Румыния закупает соответствующую продукцию в Польше, Египте и Китае, она готова импортировать фрукты и из Молдавии.

По словам представителя Минсельхоза Румынии, на встрече с молдавской стороной обсуждались существующие препятствия на пути развития торгового сотрудничества между двумя странами. "Мы, будучи членом Европейского союза , имеем определённые юридические барьеры, а с финансовой точки зрения, имеем более высокие расходы. Посмотрим, что можно сделать. Эта встреча - лишь первый шаг", - заявил Адриан Рэдулеску.

Как сообщало ИА REGNUM Новости , ранее Россия сократила число поставщиков молдавской плодовоовощной продукции на российский рынок более чем в 5 раз - со 177 до 33 компаний.

Location: Tver13.ru

Янукович предложил Германии реконструировать ГТС Украины

Понедельник, 30 Августа 2010 г. 22:52 + в цитатник

Украина и Германия открывают новый этап в отношениях, при этом ФРГ является тем стратегическим партнером в ЕС, с которым Киев может обсуждать и совместно решать ряд взаимовыгодных вопросов. Об этом президент Украины Виктор Янукович , как сообщает его пресс-служба, заявил 30 августа на совместной с канцлером Германии Ангелой Меркель пресс-конференции по завершении встречи, передает корреспондент ИА REGNUM Новости .

Особое внимание в ходе встречи Янукович уделил теме энергетической безопасности и развития украинской ГТС. В этой связи он отметил, что Украина есть и будет надежным партнером России - как владельца газа, и стран ЕС - как его пользователей. "Германию, кроме того, мы видим как партнера в будущей реконструкции украинской ГТС. И такое предложение я сегодня внес", - заявил украинский президент.

Янукович также подчеркнул, что интеграция в ЕС является стратегическим направлением для Украины, и выразил надежду, что подписание Соглашения об ассоциации состоится в ближайшее время.

Еще одним актуальным на сегодня вопросом в отношениях Украины с ЕС Янукович назвал тему безвизового режима. "Я считаю, что это вопрос уже ближайшего будущего. Он перспективен. Мы движемся шаг за шагом в этом направлении", - отметил он.

Стороны, кроме того, затронули тему отношений Украины с НАТО . В этом контексте Янукович отметил важность принятия новой концепции Альянса в контексте взаимоотношений с внеблоковыми странами. "Очень важно, чтобы такие внеблоковые государства, как Украина, нашли свое место в создании европейской системы безопасности", - подчеркнул он.

Говоря об отношениях Украины и Германии, Янукович отметил, что сегодня они будут эффективно развиваться. Он обратил особое внимание на важность более широкого привлечения на Украину немецких инвестиций, и не только в инфраструктурные проекты по подготовке к проведению финальной части футбольного Евро-2012, но и в другие сферы экономики.

По словам Виктора Януковича, в ходе сегодняшней встречи он также поставил вопрос подготовки к проведению на Украине международной конференции по чернобыльской тематике к 25-летию со дня аварии на ЧАЭС. "Мы предлагаем всем нашим донорам принять участие в этой международной конференции", - сказал он. Президент Украины подчеркнул, что речь идет о подведении определенных итогов, и в частности - относительно шагов, реализованных международным сообществом по преодолению последствий аварии на ЧАЭС, а также о такой теме, как предотвращение подобных угроз и недопущение таких катастроф в будущем. "Мы также хотим, чтобы эта конференция содержала такое направление, как нераспространение ядерных материалов в мире. Это - украинская инициатива. Я надеюсь, мы в ближайшее время будем вести диалог по этому вопросу", - сказал он, добавив, что проведение конференции запланировано на апрель 2011 года.

Со своей стороны Ангела Меркель выразила убеждение, что сегодня отношения между Украиной и Германией "находятся на хорошем, солидном фундаменте". "Мы располагаем еще многими возможностями интенсифицировать наши взаимоотношения", - заявила она. Меркель также отметила возможности для повышения эффективности экономического сотрудничества Украины и ФРГ. Она, в частности, напомнила, что осенью на Украине будет проведен Форум по энергетическим вопросам, который будет играть важную роль в контексте энергетической политики. По ее словам, речь, в частности, будет идти о том, какую помощь может предоставить Германия в реструктуризации украинского газового рынка.

Кроме того, по словам Меркель, говоря о вопросах внешней политики, стороны отметили "ту положительную роль, которую Украина может сыграть в процессе урегулирования приднестровского конфликта" (3 марта 2006 года правительства Молдавии и Украины заключили действующее до сих пор соглашение о новых правилах прохождения грузов через молдавско-украинскую границу, результатом которых стала экономическая блокада Приднестровской Молдавской Республики - прим. ИА REGNUM Новости ). "Мы признаем путь Украины относительно кооперации с НАТО, - сказала также А. Меркель. - Это очень прагматичная дорога".

Меркель также обратила внимание на заинтересованность немецкой стороны в участии в реализации проектов по развитию инфраструктуры, связанных с подготовкой к Евро-2012.

Location: Tver13.ru

В Кузбассе сотрудник Госпожнадзора обвиняется в получении взятки

Понедельник, 30 Августа 2010 г. 22:47 + в цитатник

В Кемеровской области предъявлено обвинение одному из руководителей отдела Государственного пожарного надзора Ленинск-Кузнецкого района и города Полысаево, который подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ (получение взятки должностным лицом). Как 30 августа сообщили корреспонденту ИА REGNUM Новости в пресс-службе Следственного комитета при прокуратуре РФ, в настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего.

Следствием установлено, что в сентябре 2009 года обвиняемый потребовал деньги у одного из индивидуальных предпринимателей за свою протекцию по согласованию актов проверки пожарной безопасности. Чиновник предложил произвести выплаты частями - 33 тысячи в виде первого взноса и по 20 тысяч рублей в течение нескольких последующих месяцев. Как только должностному лицу была передана первая часть денег, он был задержан сотрудниками УФСБ с поличным.

Location: Tver13.ru

Франция запуталась в цыганском вопросе

Понедельник, 30 Августа 2010 г. 21:57 + в цитатник


  Франция запуталась в цыганском вопросе

Массовая высылка мигрантов вызвала бурю возмущения в Европе.

Как ни странно, но главный вопрос последних недель во Франции – цыганский. Президент Николя Саркози предпринял в августе меры по борьбе с растущей колонией цыган из Румынии и Болгарии в его стране. Поводом стали события в городе Сент-Эньян, где цыгане, вооруженные пилами и топорами, напали на жандармерию, валили деревья и громили магазины. Побоище вспыхнуло после гибели молодого цыгана, не остановившего машину по требованию жандармов и сбившего одного из них.

Конечно, трения между приезжими и местными жителями, равно как и органами правопорядка, нарастали давно. После того, как Болгария и Румыния, в которых наиболее высок процент цыганского населения, стали членами Евросоюза, в Западную Европу хлынул поток переселенцев. Среди прочих мигрантов особый слой составили цыгане, которые переселялись компактно, таборами. На новом месте они селились обособленно, в палатках и самодельных хижинах, занимаясь, как правило, попрошайничеством, мелким воровством, разовыми подработками. Предполагается, что сегодня во Франции проживает 15 тысяч цыган из Восточной Европы.

Неудивительно, что в сжатые сроки цыгане восстановили против себя местное население, которое обвинило их в росте преступности, распространении инфекций, загрязнении городов. А после того, как цыганская молодежь попыталась подражать арабской, устраивая столкновения с полицией, демонстративно нарушая законы, принятие неотложных мер стало неизбежным.

Надо сказать, что Франция – не первая из европейских стран, столкнувшаяся с этим вопросом. Еще в прошлом году были серьезные проблемы у итальянского правительства, после того, как цыгане совершили ряд резонансных преступлений. Тогда правительству Румынии, чьими гражданами были преступники, пришлось срочно договариваться с правительством Сильвио Берлускони о мерах по стабилизации ситуации. В Италии была введена принудительная регистрация цыган, а в Риме был разрушен крупнейший в Европе цыганский лагерь. Все это вызвало резкую критику со стороны правозащитников и левой оппозиции, причем не только внутри, но и вне страны. Отвечая им, министр внутренних дел Италии Роберто Марони сказал, что многие цыгане не выполняют требований, которые предусмотрены ЕС для пребывания граждан одних стран в других: наличие гарантированного минимального дохода, жилья определенных стандартов, соблюдение правил социального страхования.

Теперь настал черед Франции решать цыганскую проблему. Министр внутренних дел Франции Брис Ортёфё заявил, что в ближайшие три месяца полиция ликвидирует 300 цыганских поселений и вышлет из Франции несколько сот цыган-нелегалов. Специальными авиарейсами в Румынию и Болгарию уже было отправлено более пятисот человек. Каждому высылаемому покупается билет, и вручается 300 евро взрослому, и 100 евро на ребенка. Тем, кто предоставляет бизнес-план по созданию предприятия на родине, из бюджета Франции выделяются средства.

Но, несмотря на такие гуманные условия высылки из страны, акция правительства в Париже вызвала огромное возмущение как во Франции, так и в Европе. Европейский комитет по социальным правам и Комитет министров Совета Европы предупредили Францию, что ее действия являются нарушением Европейской социальной хартии.

В числе ведущих критиков оказалась и Католическая церковь. Глава Конференции епископов Франции кардинал Вен-Труа подчеркнул недопустимость "коллективной ответственности какого-либо народа за нарушения закона, совершенные одним из его представителей".

Папа Римский Бенедикт XVI, обращаясь к французским паломникам, напомнил о понятии "всеобщего братства" и объединяющей силе христианства – без различения народов и языков. Он призвал "научиться принимать законно существующее человеческое разнообразие". Секретарь Папского совета по проблемам мигрантов Агостино Марчетто пояснил позицию Церкви: "Массовая высылка цыган противоречит европейским нормам". А священник Артюр Эрве из города Лилля отказался от Национального ордена за заслуги, протестуя против антицыганской кампании. Он даже совсем не по-христиански добавил, что молится за то, чтобы у президента Саркози случился сердечный приступ. Вскоре, правда, священник заявил, что сожалеет о сказанном.

Власти возражают. Они ссылаются на то, что сама Еврокомиссия заявила, что высылать или не высылать из страны цыган с иностранным гражданством – дело самой Франции. Министр по делам иммиграции Эрик Бессон указывает на то, что власти просто исполняют закон: поселения цыган, если они незаконны, надо ликвидировать, а если человек нелегально находится во Франции, он подлежит высылке. При этом он добавил: "Франция – одна из стран Европы, наиболее уважающих права иностранцев, в том числе иностранцев-нелегалов, и не нам выслушивать чьи-то уроки".

В поддержу предпринятых Францией акций высказалось и правительство Болгарии. "Болгария и Румыния будут сотрудничать для того, чтобы вернуть назад цыган, которые нарушали законы и порядок во Франции", – заявил министр внутренних дел Болгарии Цветан Цветанов. Президент Румынии Траян Бесэску выступил перед журналистами с заявлением, в котором прокомментировал действия французских властей. "Мы понимаем позицию французского правительства. Но в то же время мы безоговорочно поддерживаем право каждого гражданина Румынии на свободное перемещение по Евросоюзу", – сказал он.

Как показывают соцопросы, высылку цыган одобряет большинство граждан Франции. По мнению многих наблюдателей, Николя Саркози предпринял энергичные меры против нелегальной миграции в преддверии грядущих президентских и парламентских выборов с тем, чтобы повысить свой рейтинг и популярность правящей партии. Дело в том, что борьба с преступностью – это то, с помощью чего всегда можно укрепить свой авторитет у избирателя. Результаты последнего социологического опроса показывают, что рейтинг Саркози повысился на 2 пункта по сравнению с июльскими данными.

С другой стороны, решение цыганской проблемы – объективная необходимость. Франция – наиболее уязвимая для проблем миграции страна. В ней уже имеется несколько миллионов жителей из Африки и арабского мира. Приток новых переселенцев – мало образованных, с иной культурой, не вписывающихся в западное общество – несет с собой большие риски. Расширение Европы на восток влечет за собой новые миграционные потоки, устремляющиеся во Францию. Поэтому Париж подчеркивает необходимость выработки на общеевропейском уровне согласованной политики в отношении тех же цыган. Ведь будучи гражданами Евросоюза, они имеют полное право вернуться во Францию через три месяца после высылки.

Цыганская проблема, таким образом, имеет много аспектов. Тут и пределы расширения Евросоюза, и трудности адаптации новых его членов. Тут и столкновение традиционных европейских ценностей с этническими реалиями сегодняшнего дня. Одновременно это проблемы приспособления к рыночной экономике новых стран "большой Европы". В Румынии насчитывается по разным подсчетам от 0,5 до 2,5 миллиона цыган. Все они принадлежат к низшим социальным стратам общества. Для них присоединение страны к Евросоюзу – блестящая возможность улучшить свою жизнь. Как сказал один из депортируемых, "конечно, мы собираемся вернуться во Францию. Жизнь там лучше, чем в Румынии, даже если ты нелегал". Властям Румынии и Болгарии предстоит немало потрудиться над полноценной интеграцией цыган в общество. Для россиян это звучит несколько дико, поскольку в России цыгане не являются объектом угнетения, и не находятся в социальном низу.

Любопытна также позиция Католической церкви. Поскольку Франция – страна с двухсотлетней традицией борьбы с католицизмом, и влияние Ватикана там минимально, то у Святого престола появляется хорошая возможность сыграть на поле защиты прав обездоленных, и тем самым повысить свой авторитет.

Как бы то ни было, но Саркози первый раунд борьбы выиграл – депортация началась и продолжается, рейтинг его возрос, и отступать с намеченного пути он не намерен. Но надолго ли хватит его энергии, и что делать с иммиграцией из Восточной Европы в длительной перспективе, остается пока неясным.


 


Location: Tver13.ru

ФСБ модернизирует прослушку

Понедельник, 30 Августа 2010 г. 21:53 + в цитатник


  ФСБ модернизирует прослушку

Федеральная служба безопасности (ФСБ) намерена модернизировать систему, обрабатывающую данные о телефонных разговорах россиян. Из информации, с какого номера, на какой номер, откуда и когда звонили, можно почерпнуть много интересного, считают эксперты. Но силовики хотят не только увеличить возможности системы анализа разговоров, но и сделать ее более закрытой для своих же коллег. Ведь сегодня у уполномоченных спецслужб можно недорого купить практически любую информацию.

Список разговоров для ФСБ

Воинская часть 68240 готовится модернизировать информационно-справочную систему «Ястреб-М» и готова потратить на это 7 млн руб. Такое сообщение появилось несколько дней назад на официальном сайте госзакупок.

Воинская часть 68240 — одно из технических подразделений ФСБ. По заказу этой организации уже создается несколько систем для анализа телефонных переговоров — силовики хотят определять по записи разговора национальность говорящего, его психоэмоциональное состояние, окружающую обстановку (размер комнаты, марку автомобиля и т. п.).

«Ястреб-М» не имеет отношения к содержанию разговоров. Эта система анализирует их статистику: сколько раз вы звонили, из какого места, по каким номерам, сколько времени говорили. В правилах взаимодействия российских операторов связи с силовикамиПравила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Утверждены постановлением правительства РФ от 27.08.05 № 538 записано, что ФСБ должна иметь доступ к базам данных операторов с информацией о пользователяхФамилия, имя, отчество, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, — для абонента-гражданина; наименование (фирменное наименование) юридического лица, его местонахождение, а также список лиц, использующих оконечное оборудование юридического лица, — для абонента–юридического лица и оказанных им услугах связи.Сведения баз данных о расчетах за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов Эти данные ФСБ обрабатывает именно с помощью системы «Ястреб-М» — она предназначенасудя по техническому заданию конкурса на сайте госзакупок для «накопления, обработки и анализа биллинговой информации по заданным критериям с последующей визуализацией полученных результатов».

Зачем спецслужбам статистика

Для чего нужны формальные данные о телефонных разговорах, а не об их содержании? Например, для установления юридических фактов, отмечает зксперт в области телекоммуникационного права Антон Богатов. Оперативникам могут потребоваться доказательства, что данный абонент мобильной связи в определенное время находился в определенном месте.

Из статистики разговоров также можно извлечь немало интересного. Подозрительные разговоры можно выявлять, например, по длинной цепочке переадресации, отмечает глава компании «Анкорт»Занимается производством электронного криптографического оборудования и программного обеспечения для защиты информации Анатолий Клепов. Можно отслеживать и другие подозрительные статистические закономерности. Например, если на номер телефона на Северном Кавказе часто звонят люди, использующие SIM-карту сотового оператора только для одного звонка, этим номером спецслужбы могут заинтересоваться.

Защита от своих

В опубликованном на сайте госзакупок техзадании предусмотрена модернизация «Ястреб-М». Первым пунктом значится защита от несанкционированного доступа к системе со стороны органов оперативно-розыскной деятельности. Сегодня секретные данные о разговорах можно достать у уполномоченных спецслужб, рассказал «Маркеру» эксперт в сфере телекоммуникаций. Неудивительно, что модернизированная система должна будет обеспечить «проверку прав пользователя на выдачу запросов с этого РМОрабочее место оператора и на выдачу запросов данного типа».


Location: Tver13.ru

Программа кандидата в премьеры от ЗаПЧЕЛ: русский вопрос, налоги и пацифизм

Понедельник, 30 Августа 2010 г. 21:53 + в цитатник

Сегодня в бюро партии " ЗаПЧЕЛ " прошла пресс-конференция, на которой кандидатом в премьер-министры Латвии от партии была названа Татьяна Жданок . ЗаПЧЕЛ была одной из последних партий, которая ещё не назвала своего премьера, однако была в числе первых, подавших свои списки в Центральную Избирательную Комиссию.

По словам Татьяны Жданок, на последнем собрании партии было решено выдвинуть её кандидатуру в премьер-министры. Татьяна Жданок обосновала решение партии так: "У меня большой опыт в политике, уже 20 лет. Более того - у меня математическое образование и я преподавала на экономических факультетах, потому есть и теоретические знания. Кроме того, я являюсь одним из сопредседателей партии"

Татьяна Жданок обозначила следующие задачи партии: решение русского вопроса, т.е. массового безгражданства, официального статуса для русского языка, а также проблемы с налогами, отъездом молодых людей из Латвии. Татьяна Жданок охарактеризовала свою партию как выступающую за пацифизм и прекращение военных акций в других странах, таких как Ирак. Говоря о различиях между " Центром Согласия " (ЦС) и ЗаПЧЕЛ, Татьяна Жданок сказала: "Вы не найдёте ни одного вопроса, который был важен был бы для их электората, то есть русского электората. ЦС говорит исключительно об улучшении деловых контактов с Россией, а ведь их официальный партнёр - это "Единая Россия" . Мы же говорим об улучшении культурно-языковых контактов с российскими людьми. Я сама состою во Всемирном координационном совете соотечественников и руковожу Европейским Русским Альянсом. Наши контакты в основном идут по линии общественных организаций, в частности, некоторые проекты мы осуществляли с фондом "Русский Мир"..."

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM Новости , Татьяна Жданок сказала, что, если бы всё население Латвии имело право голоса, то 2-3 партии радикального спектра получили бы пропорционально меньше голосов на этих выборах в 10-й Сейм. Она также отметила, что партия ЗаПЧЕЛ не исключает ни одного из партнёров по коалиции для того, чтобы решить проблемы массового безгражданства.

"Наша партия не относится стабильно к левым политическим силам. ТБ/ДННЛ может быть более радикальной в некоторых вопросах, чем ЗаПЧЕЛ. К примеру, левые партии хотят увеличить государственный аппарат, мы хотим его снизить, достичь компактности и прозрачности этого аппарата", сказала Жданок.

Как сообщило сегодня ранее ИА REGNUM Новости , правление партии ЗаПЧЕЛ приняло решение выдвинуть кандидатом в премьер-минстры Латвии депутата Европарламента и сопредседателя правления ЗаПЧЕЛ Татьяну Жданок.

Location: Tver13.ru

Николай Межевич: Экономическая модель Прибалтики. Истоки, современное содержание, перспективы развития?

Понедельник, 30 Августа 2010 г. 21:52 + в цитатник

Отвечая на данный вопрос, следует выявить основные характеристики современной экономической модели в Прибалтике. Необходимо понять, какие фундаментальные факторы определяли характер развития экономики балтийских стран в прошлом, в настоящее время. Это является предпосылкой формирования адекватного научного прогноза.

Экономика Прибалтийских стран развивается под влиянием ряда исторических эпох. В современной экономике Прибалтики прослеживается влияние крупных инфраструктурных проектов Российской империи, масштабных строек советской эпохи, и двух двадцатилетних периодов независимости (1920-1940-й и 1990-2010 гг.). Такие вопросы как транзит, эффективность сельского хозяйства, оправданность индустриализации - деиндустриализации, география торговли являются важнейшими для понимания современной ситуации в экономике Эстонии, Латвии, Литвы.

В начале 20-х и начале 90-х годов ХХ века наши соседи разработали достаточно модели экономического развития, примерно одинаковые в Каунасе (Вильнюсе) Риге и Ревеле - Таллине. В республиках советской еще Прибалтики осмысление предстоящих реформ началось с ностальгических, а потому и не всегда адекватных воспоминаний о "первых республиках". Мифологическое восприятие своего прошлого было важнейшим компонентом отрицания настоящего. Российский аналог подобной ситуации - степень соответствия между российской действительностью начала ХХ века и фильмом Станислава Говорухина "Россия, которую мы потеряли" снятом примерно в тоже время.

Начало реформ в Латвии, Литве и Эстонии - 1991-1992 года, однако уже в 1989-1990 году понимание необходимости и неизбежности реформ стало фактором, консолидирующим общество. Общий характер реформ был очевиден - разгосударвстление экономики сочетающееся с обретением новой территориальной рамки масштаба экономики. Оперативно проведен был и ряд ключевых реформ: денежная, ЖКХ, медицинская, местного самоуправления были проведены или начаты до 1993 года начале реформ и их общего направления. Предпринимательские способности населения и помощь западных стран также способствовали относительно быстрому преодолению кризиса связанного с распадом хозяйственных связей в рамках т.н. единого народнохозяйственного комплекса СССР. Закономерно и то, что был провозглашен лозунг о переориентации экономики на хозяйственные связи с западом. Справедливости ради следует отметить то, что первоначально руководители советских прибалтийских республик, а затем и независимых прибалтийских стран очень осторожно говорили о перспективах экономического развития и подчеркивали необходимость сохранения экономических отношений с Россией.

Концепции регионального хозрасчета Литвы и Латвии, концепция IME (самохозяйствующей Эстонии) существенно отличались от текущей экономической политики данных стран. Прибалтийские страны позиционировали себя как "мост" между Западом и Россией, воспроизводя этот тезис из далеких 20-х годов. Концепции регионального хозрасчета Литвы и Латвии, концепция IME существенно отличались от текущей экономической политики данных стран. Во многом это закономерно, прошло двадцать лет, и из них девятнадцать нет СССР. Что не состоялось или пошло не так? Во-первых, изменилось отношение к транзиту. Он больше не рассматривается как экономическая или экологическая угроза. Более того, построены новые терминалы связанные, в том числе и с опасными грузами. Оказалось, что такая деятельность вполне рыночна и приводит к формированию крупнейших национальных финансово-промышленных групп имеющих желание и возможности вести свою политику в национальных парламентах и правительствах. Ситуации "а-ля Ходорковский" вполне известны в Прибалтике.

При этом уже в концепциях хозяйственного развития Прибалтики начала 90-х мы видим деиндустриализацию, как компонент экономической модели. На чем основывалась данная модель на деиндустриализации и деаграризации национальных экономик. Первое очевидно. Рижский вагоностроительный завод, знаменитый ВЭФ и Таллинский "Двигатель" и нарвский Кренгольм. Эти предприятия были вполне конкурентоспособны. Не случайно то, что после реорганизации и расчленения некоторые их производств продолжали работать в 90-е годы XX века (1). Экономическая практика деиндустриализации 90-х была густо замешана на политике. Крупные предприятия были опорой политических сил ориентированных на Москву (к примеру, в Эстонии "Интердвижение" и Объединенный совет трудовых коллективов) поэтому ликвидация предприятий была "изящным" способом вытеснения политических оппонентов.

Еще один интересный момент в экономических концепциях Прибалтики 90-х это претензии Центру по поводу избыточных энергетических мощностей, якобы угрожающих экологической катастрофой. В Эстонии Народный Фронт нападал на Нарвскую и Прибалтийскую ГРЭС, в Латвии на ГЭС на Даугаве, в Литве на Игналинскую АЭС (2). Логика рассуждений реформаторов была следующая: нам не нужны союзные предприятия, а значит и предназначенная им электроэнергия.

В 1990-е годы не подтвердились надежды ряда российских политиков, о том, что Россия сможет получить лояльный по отношению к себе "балтийский коридор", наличие которого существенно облегчит нашей стране интеграцию с Европой. Впрочем, и те политики прибалтийских стран, которые считали то, что транзит как экспорт транспортных услуг продолжает оставаться важным элементом национальных экономик Эстонии, Латвии и Литвы, главной составляющей их экономического и геополитического положения были оттеснены на политическое кладбище. Представления о том, что общей предпосылкой благоприятного развития в зоне Балтийского моря является сохранение свободного многополюсного рынка без каких-либо разграничений между Востоком и Западом до настоящего времени приравниваются к измене родине.

Для нас, россиян стало очевидным то, что за счет российского транзита финансируются государства, проводящие недружественную политику. Однако что-нибудь сделать не удалось до начала 2000 года, когда были реализованы первые новые проекты преодоления транзитной зависимости. Эта новая российская политика вызвала бурные дискуссии, как в экспертных, так и политических кругах. Райво Варе - председатель правления АО "Пакетеринал", экс-министр транспорта и связи Эстонии писал в 2001 году о том, что к 2003 году годовой объем российских грузов перегружаемых через порты восточной Балтики составит те же 200 млн. тонн. Но если в 2000 году порты России прошло 60 млн. тонн, а через Прибалтику 140 млн. тонн, то в 2003 будет наоборот (3). Автор не учел экономической конъюнктуры, не смог предположить то, что Россия, развиваясь устойчиво, сможет обеспечить работой и свои новые объекты, и порты прибалтийских стран. Однако время идет, Россия строит качественно новые универсальные порты с сопряженной инфраструктурой и выверенной логистикой, к примеру, Усть-Лужский, а значит конкуренция усилится.

Одна из важнейших ошибок политической элиты Прибалтики это демонстративное или молчаливое игнорирование того факта, что Россия не просто сосед, но потенциальный партнер не только в области товарообмена, транзита, но и потенциально производственной кооперации. Даже применительно к проблемам оптимизации транзита вопрос об отношениях с Россией считается неприличным или не политкорректным. Это можно рассмотреть на примере Программы развития Рижского свободного порта на 2009 - 2018. В этом прекрасном документе есть все: ТЭО, программа развития прилегающей инфраструктуры, оценка экологических рисков, архитектурно-планировочные планы, проанализировано развитие мировой экономики, рассмотрены перспективы сотрудничества с государствами Восточной Азии. Нет главного - России (4). Складывается впечатление о том, что грузы из Китая будут сразу попадать на латвийскую границу. А может быть 70% от общего грузооборота портов Прибалтики составляют транзитные грузы не из России? Главные транзитные грузы - это уголь, минеральные удобрения, нефтепродукты, химические грузы, лесоматериалы и контейнеры.

Другой пример, данные по статистике контейнерных перевозок в восточной части Балтийского моря приводимые администрацией свободного порта Клайпеда. Удивительным образом там отсутствуют данные по балтийским портам России. Однако они доступны даже для непрофессионалов, присутствуют в Интернете. Конечно же, и компании, занимающиеся этим бизнесом, статистику публикуют. Что же перед нами позиция страуса прячущего голову в песок, дабы не видеть конкурентов или политический заказ в чистом виде? Сегодня в Латвии, Литве и Эстонии говорить о возможностях сотрудничества с Россией - проявление политической смелости. Единственное исключение - вопросы транзита, но и здесь право голоса есть лишь у "политических тяжеловесов" уровня Директора порта Силламяэ , экс-премьер-министра Эстонии Тийта Вяхи или экс-премьер министра Литвы профессора Казимиры Прунскене . Де-политизация транзитной проблематики - условие реформирования экономической модели прибалтийских стран.

Актуален и вопрос о пределе эффективности европейской интеграции. Не смотря на определенные издержки, особенно видимые в Литве, вступление Эстонии, Латвии, Литвы в ЕС бесспорно оказало положительное влияние на экономику этих стран. Малые масштабы прибалтийских стран, низкий уровень коррупции, обеспечили успешное освоение средств из европейских фондов. Однако сегодня мы должны учитывать общий кризис европейской финансов и экономики, наличие таких очагов кризиса как Греция, мировую экономическую конъюнктуру. В этих условиях следует понимать - принятие Эстонии в зону евро это пиар-акция Брюсселя, а не Таллина, попытка продемонстрировать способность к развитию в условиях кризиса, также как и прием Хорватии в ЕС. Для эстонцев это будет означать не столько новые права, сколько новые обязанности связанные скажем с тушением греческих и иных пожаров, как в прямом, так и в переносном смысле. Впрочем, в Эстонии мы наблюдаем эйфорию по поводу евро исключительно в правительственных кругах. Не случайно экс-президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга отметила: "Еврозона сейчас испытывает большие трудности, поэтому на моей родине люди благодарят Бога за то, что мы не выполнили все критерии" (5).

Введение евро безусловно приведет к "округлению" цен и тарифов и так имеющих тенденцию к росту. В этом контексте следует помнить о том, что главным механизмом выхода из кризиса в странах Прибалтики стало увеличение налогов, акцизов, провоцирование неполной занятости. Литва, Латвия и Эстония проводят все более жесткую социальную политику перекладывая на население ответственность за неэффективную политику. Митинги населения, перерастающие в столкновения с полицией, в Литве и Латвии в 2009 году показали то, что традиционные поиски врага на востоке уже не в состоянии отвлечь население от объективной оценки собственных политиков.

Выступая на Балтийском образовательном форуме в августе 2010 года профессор Михаил Делягин абсолютно справедливо отметил то, что 3-4 крупных экономических проекта в состоянии придать ускорение экономике любого балтийского государства. Вопрос о том, какими признаками должны обладать эти проекты? Вероятно, следовало бы учесть опыт двух продаж Мажейкяйского НПЗ. Продажа американцам - подсчет убытков и политический скандал. Продажа полякам и глубокое удивление тем, что Польша нефть не добывает, а покупает. И в том и в другом случае российские заявки тоже были, но политические соображения как всегда перевесили экономические. Еще более оригинальная идея предлагается в настоящее время в Эстонии. Премьер-министр Эстонии Андрус Ансип представил правительству страны план национализации основной газораспределительной сети. При этом озвучены планы правительства построить терминал по приемке сжиженного природного газа (СПГ) для того, чтобы снабжать страну газом не российского происхождения. Действительно венесуэльская нефть Президента Лукашенко ничем не хуже катарского газа премьера Ансипа.

На свет извлекаются пропахшие нафталином транспортные проекты, имеющие очевидное политическое прочтение. К примеру, не новый вопрос о реализации Rail Baltica . Впервые идея проекта была озвучена в 1994 г. В 2010 году Комитет по транспорту и туризму Европейского парламента обсудил результаты выполненного компанией Pricewaterhonse Coopers анализа проекта, согласно которому расходы на реализацию проекта Rail Baltica должны возрасти до 4337 млн евро (6). Возникает вопрос, кто эту авантюру будет оплачивать? Определенные разработчиком объемы перевозок пассажиров и грузов, которые могут возникнуть после реализации проекта, свидетельствуют об отсутствии экономической мотивации.

С другой стороны понимание необходимости реформ в Латвии и Литве постепенно становится характерным для первых лиц государства. На пресс-конференции в августе 2010 года премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис отметил что: "Также заметны изменения в структуре экономики, где дешевые кредиты, рост потребления и пузырь на рынке недвижимости сменили промышленное производство и экспорт" (7). Добавим, в прибалтийских странах не столько заметен рост промышленного производства, сколько промышленность и ее проблемы стали виднее на фоне кризиса экономики потребления.

Новым по-сути явлением стало обращение на столь высоком уровне к экономическому показателю, который последние десять-пятнадцать лет в Латвии, да и Эстонии, Литве не ругал только ленивый. Речь идет об объемах промышленного производства. Данный показатель ранее назывался и устаревшим, и советским, и госплановским, и в самом мягком варианте, соответствующим духу индустриальной эпохи, которая, по мнению экономистов и политиков в прибалтийских странах давно прошла (8). Общественному мнению предлагалось ориентироваться на такие показатели как ВВП, объем иностранных инвестиций, инфляция, При этом упущен вопрос о качестве роста. Лишь в последнее время политики первого эшелона стали уделять внимание вопросам промышленного роста. "После десяти лет расцвета, питавшегося бумом строительства, дешевым производством и российским транзитом, Латвии сегодня необходимы новые источники доходов" (9). То же самое можно сказать и об Эстонии, Литве. Сегодня речь идет не об изменении темпов роста экономики стран Прибалтики, мы говорим о том, что прежняя модель экономического развития оказалась исчерпанной. Десяти, а то и одиннадцати процентные темпы роста, бесспорно, способствовали появлению амбициозной концепции "Балтийских тигров". Но этот рост формировался искусственно, без связи с национальной экономикой, на спекулятивной основе.

На протяжении веков жители Прибалтики залог экономического успеха видели в тяжелом, если не сказать тяжком труде. Судьба латвийского, эстонского крестьянина и рыбака, описанная классиками национальной литературы свидетельствует об этом. Да и в советское время построить дом, купить машину, можно было много работая как на себя, так и на государство. Желание жить в долг, на кредиты и займы, уверенность в том, что транзит и туризм могут заменить промышленность и сельское хозяйство сыграли с прибалтийскими политиками злую шутку. Постоянно сравнивая себя с Финляндией политики в Эстонии и Латвии забыли то, что Финляндия не упустила ни одной возможности трансформироваться из страны крестьян, рыбаков и лесорубов в мощное государство со сбалансированным народным хозяйством, включающим в себя развитую в т.ч. уникальную промышленность, конкурентоспособное сельское и лесное хозяйство, и эффективную сферу обслуживания. Главный ресурс полностью использованный Финляндией и полностью проигнорированный Эстонией - эффект соседства с Россией.

При сохранении текущей модели развития в ближайшие годы экономика прибалтийских выйдет на траекторию неустойчивого роста в 2-3% ВВП. Для более быстрых темпов необходимы институциональные преобразования, в том числе активная промышленная политика, налоговая реформа, социальные гарантии населению и изменение внешнеполитического курса.

"Кто всерьез думает о своем бизнесе, должен повернуться лицом к России" так считают и в Финляндии и в Польше. Иначе относятся к контактам с Россией в прибалтийских странах и прежде всего с Россией. Тоомас Хендрик Ильвес , министр иностранных дел, а затем и Президент Эстонии еще в 2001 году четко сформулировал программную установку эстонской политики ".....в эстонском МИДе никого не интересует опыт соседства с Россией. Интересуют будущие отношения с Западом" (10). С этим же лозунгом он был выбран президентом.

Вероятно, и нам следует, наконец, признать то, что вопросы сотрудничества с Эстонией нас не интересуют. С другой стороны следует поддерживать прагматичные экономические отношения с теми странами региона, которые готовы учитывать российские экономические и политические интересы хотя бы в тех случаях, когда они не противоречат национальным.

Николай Межевич. Директор Центра трансграничных исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского Государственного университета, доктор экономических наук. Профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского Государственного университета. В 1991-1997 гг. эксперт советской, затем российских государственных делегаций на переговорах с Эстонией.

*****

(1) Автор прекрасно понимает то, что на постсоветском пространстве и в России в т.ч. этот также происходил, но это не меняет его оценки особенно с учетом текущего экономического кризиса.

(2) Где сейчас эти крикуны и печальники? Вероятно, разрабатывают документацию по строительству новых энергетических объектов...атомных станций, терминалов по приему сжиженного газа и т.д.

(3) Транзит сократится вдвое // Деловые Ведомости 30 мая-5 июня 2001

(4 )Программа развития Рижского свободного порта на 2009 - 2018 Рига 2008 с.24

(5) Латвия не завидует Эстонии в переходе на евро http://www.dv.ee/article/2010/8/22/latvija-ne-zaviduet-jestonii-v-perehode-na-evro

(6) Е.М. Махлин, В.С. Яцков Проект Rail Baltica - концепция реализации Экономика железных дорог №5, 2010http://www.mcfr.ru/journals/203/1156/20331/20345/

(7) Домбровскис: рецессия в Латвии закончилась http://www.ves.lv/article/135301

(8) К сожалению, такая тенденция прослеживалась и в России.

(9) http://rus.delfi.lv/news/daily/business/economist-latviya-smogla-dostich-nevozmozhnogo.d?id=30262511

(10) Соколов В. Почему Таллин стремится на запад // № 10 (30) 21 июня 2001 г. Независимая газета. Дипкурьер- Интернет

Location: Tver13.ru

НКО Нижнего Новгорода готовятся к реализации мегапроектов

Понедельник, 30 Августа 2010 г. 21:47 + в цитатник

В администрации Нижнего Новгорода 30 августа в рамках очередного заседания Клуба лидеров некоммерческих организаций (НКО) состоялось обсуждение вопросов, касающихся развития городского грантового конкурса социально значимых проектов "Будущее Нижнего", а также объединения сил представителей нижегородских общественных организаций в реализации проектов федерального и регионального значения.

Как сообщили ИА REGNUM Новости в мэрии, лидеры НКО проанализировали набор критериев существующего механизма оценки проектов. По мнению участников обсуждения, оценка программы на соответствие целям и задачам конкурса непосредственно в процессе презентации проекта перед Экспертным советом нецелесообразна.

Данный критерий должен быть основным условием допуска организации к участию в конкурсе. Также участники заседания отмечают, что для определения победителя достаточно оценить проект по двум критериям - "экономическая рациональность" и "эффективность".

За оригинальность, инновационный характер и возможность тиражирования (реализации другими организациями) проекта организация может получить бонусные баллы. "В ходе заседания мы получили множество предложений и ценных советов по поводу того, как сделать условия участия в конкурсе "Будущее Нижнего" еще более эффективными. Очень радует, что у нас появилась возможность открытого диалога с общественниками по совершенствованию механизма оценки и поддержки социально значимых инициатив", - отметил начальник управления общественных связей Роман Скудняков .

По его словам, новым витком в развитии конкурса может стать реализация мегапроектов, в том числе, за счет увеличения максимальной суммы бюджетной поддержки, выделяемой на реализацию одного проекта с 300 до 500 тыс. рублей. При этом участники заседания уверены в необходимости установления более жестких критериев отбора для организаций, которые должны быть готовыми вложить в реализацию проектов 10% собственных средств, подтвердить наличие материально-технической базы, рекомендательных и гарантийных писем от потенциальных партнеров проектов.

Следующий IV городской грантовый конкурс "Будущее Нижнего" будет проведен в два этапа - в ноябре и декабре 2010 года. Фонд конкурса останется на прежнем уровне - 6 млн. рублей.

Также в рамках заседания состоялась презентация трехлетней "Программы развития добровольного донорства" Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федерального медико-биологического агентства. В Нижегородской области данную программу курирует Центр коммуникаций и социальных технологий "Пятый ветер".

"По статистике в России на 1000 человек приходится 14 доноров, в то время как во всем мире - 35-60 человек. Данный долгосрочный проект позволит нам повысить престиж донорства, в том числе через распространение информации о том, где, как, а главное, зачем нужно сдать кровь, - отметила директор центра Оксана Тажирова.

Location: Tver13.ru

Жители Подмосковья жалуются на возобновившиеся пожары

Понедельник, 30 Августа 2010 г. 21:13 + в цитатник


  Жители Подмосковья жалуются на возобновившиеся пожары

Жители Москвы и Подмосковья сообщают о возобновившихся в некоторых районах торфяных пожарах. По словам специалистов, начавшиеся дожди слабо влияют на такие пожары, поскольку очаги тления находятся глубоко.

Многие жители Москвы и Подмосковья, страдавшие этим летом от небывалого смога и дыма от лесных и торфяных пожаров, жалуются на вернувшийся в столичный регион запах гари. Об этом сообщает в воскресенье, 29 августа, интернет-сайт агентства РИА "Новости" со ссылкой на данные своих корреспондентов и переписку блогеров. "На улице в Медведково дождь и дым одновременно", - пишет один из блогеров. Такая же ситуация, по сообщению москвичей, в районе ВДНХ, на Ленинградском шоссе, в частности, в районе Сокола, на Калужском шоссе. В центре Москвы, в Выхино, Кузьминках, на Рязанском проспекте и в Чертаново запаха гари нет, передают корреспонденты РИА "Новости".

В Мосэкомониторинге, отслеживающем качество воздуха в Москве, агентству сообщили, что после того, как почти все пожары в Подмосковье были потушены и содержание вредных веществ в воздухе прекратило "зашкаливать", они вернулись к обычному графику работы, то есть перестали отслеживать ситуацию и по выходным. По данным на пятницу, пожарным не удавалось справиться с тремя горящими торфяниками в Подмосковье.

"Гринпис": пожары торфяников не прекращались

Новый дым в Москве может быть вызван тем, что в ряде регионов все еще горят торфяники, - сообщает интернет-портал NEWScom.ru со ссылкой на экспертов. "По-прежнему горят торфяники в Мещерской низменности - в Московской, Рязанской и Владимирской областях", - заявил руководитель лесной программы "Гринпис России" Алексей Ярошенко. По его словам, эти пожары не прекращались с конца июня-начала июля, и дым от них вполне может ощущаться в Москве. Дождь слабо влияет на такие пожары, поскольку очаги тления находятся глубоко.

Природные пожары бушевали этим летом в Центральной России и Поволжье из-за аномальной жары и засухи. В семи регионах, в том числе в Московской области, был введен режим чрезвычайной ситуации. Последним он был отменен в Рязанской области. В результате пожаров, согласно официальных данным, погибли 53 человека. Более 3,5 тысячи человек остались без крова.


Location: Tver13.ru


Поиск сообщений в tver13ru
Страницы: 3000 ... 1005 1004 [1003] 1002 1001 ..
.. 1 Календарь