-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Traveler_in_Time

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Чёрный_кузнец

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.10.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 3848


Новоторжская линия

Среда, 07 Января 2015 г. 14:17 + в цитатник
Буквально во второй день Нового года занесло меня в Тверскую область, сразу на две весьма интересные в историческом плане железнодорожные линии - Кувшиновскую, о которой я здесь уже писал когда-то, и Новоторжскую (Торжок - Старица - Ржев-Белорусский), ставшую для меня небольшим открытием.

Для тех, кто не знает, линия Кувшиново - Селижарово, построенная к 1911 году - единственная относительно доступная из Москвы железная дорога, где до сих пор действуют семафоры и жезловая система движения поездов. От Москвы до неё порядка 300 км, дороги в общем приличные. Два раза в неделю по ней проходит пригородный поезд - тепловоз с одним вагоном. Оказавшись рядом, решили заехать и туда, поэтому сначала несколько фото с этой линии.

Пригородный поезд Осташков - Кувшиново подходит к разъезду Ранцево
IMG_3177 (700x466, 137Kb)

Вокзал Ранцево
IMG_3205 (700x443, 286Kb)

Дежурный встречает пригородный поезд из Кувшиново
IMG_3214 (496x700, 227Kb)

Прибытие поезда
IMG_3216 (700x466, 217Kb)

Момент обмена жезла
IMG_3220 (466x700, 243Kb)

Сигнал к отправлению
IMG_3226 (700x466, 209Kb)

Так выглядит жезловая система. Коричневые вертикальные ящики с литерами С и Е - жезловые аппараты двух разных систем, в них вложены металлические стержни - жезлы, ящик с ручкой между ними - индуктор (аналог динамо-машины, служит для подачи сигналов наличием или отсутствием тока), телефон для связи между станциями, звонок. Всё очень просто и очень надёжно.
IMG_3229 (509x700, 243Kb)

Дежурный даёт разрешение следующей станции на занятие перегона маневровым составом. Слева - аппарат блокировки стрелок и сигналов системы Наталевича
IMG_3230 (700x506, 203Kb)

Новоторжская линия гораздо старше, движение по ней открылось в 1874 году. Если Кувшиновская линия более-менее изучена, то сведений по Новоторжской дороге гораздо меньше. Движение поездов исчезающе-мало что по одной линии, что по другой. По Новоторжской линии идёт всего одна пара поездов (в семь утра и девять вечера) и один дальний поезд "по дням". Удалось посетить три станции - собственно, Торжок (осталось впечатление, что чего-то не увидел), Высокое и Старицу.

Вокзал станции Торжок
IMG_3289 (700x466, 237Kb)

Торжок - конечный пункт электричек из Твери, которых, правда, осталось ровно три пары. Сталинский вокзал, монументальная водонапорная башня - типовая для этой линии, несколько жилых домов. Была когда-то в Торжке паровозная база запаса, лет десять назад там стояло четыре законсервированных паровоза серии Л, причём это была именно консервация, а не что-то среднее между консервацией и металлоломом, как это часто бывает сейчас. Но до базы добраться не удалось - были сильно ограничены по времени, да и отсутствие моста через железную дорогу означало переезд из одной части города в другую через трассу Москва - Питер. В Торжок ещё вернёмся.

Станция Торжок. Водонапорная башня
IMG_3281 (466x700, 266Kb)

Баня на станции Торжок
IMG_3280 (700x466, 261Kb)

Дорога на Старицу не обещала никаких приключений - по карте это была асфальтированная трасса - асфальт, правда, оказался местами потрёпанным, но вполне можно проехать. На открытых участках дороги снег с неё сдуло, а вот в лесу его оказалось довольно много.
К Высокому подъехали почти вовремя. В Высокое надо было попасть, чтобы попробовать застать небольшой деревянный вокзал 1874 года - особо умные деятели из РЖД начали зашивать его в белый пластиковый сайдинг - естественно, с отдиранием всех резных деревянных украшений, наличников, коих там было предостаточно. Фасад. выходящий к путям, уже уделали полностью, а с дальней от них стороны он пока остался в первозданном виде. Успели.

Высокое. "Парадный" фасад вокзала
IMG_3295 (700x466, 278Kb)

До этого фасада "горе-оптимизаторы" пока не добрались
IMG_3305 (700x466, 239Kb)

Рядом нашлись два жилых дома, оба - ровесники линии. Один стоит за внушительным забором, впрочем, увиденного через забор было вполне достаточно. Второй - двухэтажный дом на несколько квартир, забором пока не обзавёлся. Напротив, через пути - водонапорная башня того же "типового" проекта, что и в Торжке. И снова - вполне себе утилитарное сооружение, типовой проект, но до чего же красиво! Ещё один дом расположился у переезда через пути.

Высокое. Двухэтажный жилой дом для сотрудников станции, 1874 года постройки
IMG_3298 (700x466, 262Kb)

Высокое. Водонапорная башня
IMG_3299 (518x700, 320Kb)

Высокое. Сторожевой дом на переезде
IMG_3315 (700x466, 245Kb)

И ещё одна важная деталь - на станции Высокое используются исключительно прожекторные светофоры - техника, по своей редкости приближающаяся к семафорам. От обычных линзовых светофоров они отличаются принципом действия - у прожекторного светофора всего один огонь, а изменение цвета сигнала осуществляется сменой светофильтра. В Высоком шесть прожекторных светофоров - по два на каждый путь, все действующие.

Высокое. Прожекторные светофоры
IMG_3312 (700x466, 218Kb)

Осмотрев Высокое, двигаемся в сторону Старицы. По карте - та же асфальтовая дорога, на местности под снегом непонятно что, однако, в деревне (кажется) Дары, всё неожиданно заканчивается знаком "тупик". Местные жители говорят, что есть объездная дорога по полям, но пройти её можно только на внедорожнике. Что ж, пробуем. Километров десять полевой грунтовки, изрядно занесённой снегом, где-то попадаются то ли речки, то ли большие лужи, пересекать которые приходится вброд. Прорвались. От деревни Паньково до Старицы начался обещанный асфальт. Сначала заезжаем в город, который заслуживает отдельного рассказа.

Старица. Монастырь
IMG_3382 (700x466, 296Kb)

Старица, Пятницкая церковь
IMG_3370 (700x466, 233Kb)

Станция Старица находится километрах в десяти от одноимённого города и представляет собой отдельный посёлок, связанный с городом автобусным маршрутом (№113). Попадаем на станцию уже в сумерках. Вокзал в Старице (будем называть его так) закрыт в начале 2013 года в числе семи вокзалов, закрытых РЖД "по ненадобности". О том, что через эту станцию могу ездить люди, как всегда, не подумали. Впрочем, зная планы РЖД по отмене пригородных поездов (за год из трёх поездов остался один), это неудивительно.

Станция Старица. Вокзал, "городской" фасад
IMG_3411 (700x466, 318Kb)

Расписание движения поездов по станции Старица
IMG_3442 (700x586, 213Kb)

Вокзал сталинский, довольно небольшой и симпатичный. Одно крыло здания обитаемо - там сидит дежурный. Светофоры, в отличие от Высокого, обычные линзовые. Кроме немногих фотографий вокзала, в сети больше ничего не нашлось, поэтому с точки зрения истории Старица - это такое "белое пятно".
Выходим на платформу и первое, что попадается - великолепный резной деревянный туалет, ровесник дороги. Всё на месте - буквы, резные украшения, печная труба (да, такие заведения раньше отапливались). Редкий образец станционной архитектуры.

Станция Старица. Туалет 1874 года
IMG_3436 (700x466, 251Kb)

Туалет, деталь оформления
IMG_3438 (700x466, 258Kb)

В горловине станции со стороны Торжка видны крыши нескольких жилых домов. В основном всё позднее, но среди них попались два дома явно старше, чем остальные, да ещё и с характерным декором. Один дом поменьше - для начальника станции, второй побольше - для всех остальных служащих. Такой тип застройки характерен для множества железнодорожных линий и станций, не только для этой. Второй дом наполовину заброшен.

Старица, дом начальника станции
IMG_3420 (700x466, 268Kb)

Старица, дом для служащих
IMG_3430 (700x466, 234Kb)

Заброшенная часть дома. Может быть, здесь сохранилась оригинальная расцветка?
IMG_3423 (700x466, 280Kb)

Что ещё? Типовую кирпичную башню было бы видно издалека, но её нет. Но это станция - значит, должно быть что-то другое. И точно - недалеко от вокзала нашлось сооружение с настенным краном для воды - поздним (сварным), но полностью комплектным. Башня меньшего размера и подходит под тип для небольших станций - каменный нижний этаж, на который ставится бак, окружённый деревянным шатром. Шатёр явно меняли, он не соответствует подобным постройкам ни по пропорциям, ни по отделке (вернее, по её отсутствию). Можно предположить, что оригинальный шатёр в какой-то момент был утрачен и заменён новым, причём произошло это достаточно давно, когда башня ещё работала - иначе бы его не восстанавливали. Многочисленные сколы на стенах нижнего этажа позволяют предположить, что всё это произошло в годы войны.

Старица, водонапорная башня
IMG_3446 (700x466, 209Kb)

Настенный кран для заправки паровозов водой
IMG_3447 (700x497, 258Kb)

А в остальном - малодеятельная станция на малодеятельной линии. Сколько это всё просуществует? Да кто знает? В какой-то момент выходной красный сигнал переключился на зелёный - через несколько минут пролетел без остановки пассажирский под ТЭП70. Вот, наверное, и всё. Исследование Новоторжской линии будет продолжено.

Старица, вокзал со стороны путей
IMG_3467 (700x466, 242Kb)

Зелёный!
IMG_3470 (700x466, 214Kb)

Пассажирский
IMG_3484 (700x466, 231Kb)

Станция Старица, вид в сторону Торжка

IMG_3425 (700x466, 224Kb)

Понравилось: 4 пользователям

Ristok   обратиться по имени Суббота, 10 Января 2015 г. 00:52 (ссылка)
Traveler_in_Time, интересно....вы увлекаетесь железной дорогой
Ответить С цитатой В цитатник
Traveler_in_Time   обратиться по имени Четверг, 15 Января 2015 г. 19:35 (ссылка)
Ristok, да, причём уже давно)))
Ответить С цитатой В цитатник
Ristok   обратиться по имени Пятница, 16 Января 2015 г. 16:16 (ссылка)

Ответ на комментарий Traveler_in_Time

Traveler_in_Time, не тоже нравится...ну не так...у вас это хобби уже
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку