Недавно довелось прокатиться на поезде по линии Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск. Собственно, светлое время суток пришлось только на последний участок от Вологды до Архангельска, но именно он и является самым интересным на дороге.
Эта линия была для меня известной по архивным материалам, в своё время они были переизданы в виде книги, но о современном состоянии дороги я мало что знал. Построенная узкоколейной в самом конце XIX века (движение открыто в 1897 году), впоследствии она была перешита на нормальную колею, что автоматически означало перестройку всех мостов, депо и прочей паровозной инфраструктуры. Имеющаяся информация о том, что творится на северном ходу сейчас, различалась до противоположностей - от "многое сохранилось" до "вообще ничего не осталось". С такими настроениями и с книгой в руках я и отправился в путь.
Водонапорная башня на станции Лепша
До Вологды и даже чуть дальше путь прошёл в весьма интересной беседе, затянувшейся почти до утра, а дальше началось... Под утро промелькнул деревянный вокзал в Сухоне - вроде похоже на старое здание, но в темноте не разглядел.
Рассвет случился на станции Коноша, где сразу бросились в глаза два очень необычных старых здания. В отличие от средней полосы и даже Мурманского хода, они были небольшими по площади, но заметно выше других виденных мной железнодорожных зданий. Крыша с большим уклоном и огромными свесами была устроена для того, чтобы на ней не задерживался снег, а при падении он оказывался как можно дальше от стен. Высокий первый этаж оставлял открытыми окна даже при большом количестве снега вокруг здания. Как оказалось, именно высота здания и форма крыши являются характерными признаками архитектуры линии Вологда - Архангельск.
Жилой дом в Коноше
Для любителей подвижного состава отмечу, что до станции Обозерская идёт электрификация переменным током, работают машины ВЛ60 и ВЛ80 разных индексов, а также электровозы ЧС4т. От Обозёрской до Архангельска - тепловозный участок, обслуживаемый депо Исакогорка: машины семейства 2ТЭ10 (индексы "М" в грузовом движении и "УТ" в пассажирском), и вездесущие ЧМЭ3.
ВЛ60пк-1945 с местным поездом. Станция Коноша
Путевая казарма в Коноше
От Вологды до Архангельска все поезда идут в режиме, близком к межобластному движению - остановки по всем станциям, расстояние между которыми проходится в среднем за 30 минут. Практически всюду есть посадка и высадка. Местные поезда тоже есть, но их относительно немного и представляют собой они локомотив - электровоз или тепловоз - с несколькими плацкартными вагонами.
Станции небольшие, на четыре-пять путей, те, что покрупнее, редко имеют больше десятка путей. Почти на каждой сохранилось что-то от первоначальной застройки - в основном это жилые дома.
Едем не спеша, по пути отмечаю всякие интересные здания, как вдруг на одной из станций попадается нечто такое, чего я никак не ожидал увидеть - настоящий узкоколейный мост, построенный ещё вместе с дорогой, в конце XIX столетия. Во-первых, все мосты на Северной дороге были заменены при её перешивке на нормальную колею. Во-вторых, мостов XIX века в принципе почти не осталось - в лучшем случае сохранилось начало 1900-х годов. И в третьих - это мост системы американского инженера Гау - ажурная решётчатая ферма, большинство которых не дожило даже до революции. Оказалось, всё просто - перешивка дороги на широкую колею заставила увеличить радиусы кривых, поэтому необходима была перетрассировка линии. А старый мост вместе с подходными насыпями так и остался в стороне. От неожиданности не успеваю его заснять, но кое-как это удаётся сделать на обратном пути - уже в сумерках, да ещё и на ходу поезда.
Редчайший узкоколейный мост системы Гау, станция Бурачиха
Няндома - крупная по местным меркам станция, в своё время здесь было паровозное депо. Но его нет, равно как и вокзала, остался только пристанционный посёлок из тех же самых "северных" домов, да нижний этаж от водонапорной башни, около которого стоит паровоз-памятник Эм 723-37. Это всё я фотографирую на обратном пути.
Паровоз Эм 723-37, Няндома
Жилые дома в Няндоме
Культурное наследие в Няндоме ценят, но как-то своеобразно: на башне висит даже не табличка, а целая мемориальная доска, надпись на которой гласит, что вот это вот самое водоёмное здание является памятником архитектуры XIX века и частью исторического ансамбля станции Няндома. Правда, это не помешало отковырять от башни деревянное навершие и водяной бак, поэтому памятник получился весьма куцый.
Няндома. Остатки от водонапорной башни
Вообще, таких вот кирпичных или каменных остатков от водонапорных башен осталось довольно много - квадратных в плане, прямоугольных, шестигранных. А вот целых башен нашлось всего две - на станциях Вандыш и Лепша. Башни однотипные, а всего на дороге было пять или шесть конструкций водоёмных зданий. Но всё лучше, чем ничего. При башнях уцелели домики для работников, обслуживавших водоподъёмные машины. В советское время на всех станциях были построены типовые бетонные башни, которые дошли до нашего времени в полном составе - ни одной разрушенной башни мне не попалось.
Жилой дом на станции Шалакуша
Водоёмное здание и сторожка XIX века на станции Лепша. Чуть позади - бетонная водонапорная башня советской постройки
"Космическая" станция Плесецкая встретила вокзалом, который когда-то был старым и интересным. Пожалуй, что он нетиповой для дороги - его архитектура ближе к привычным нам зданиям средней полосы. Но теперь снаружи вокзала сайдинг, а внутри евроремонт. До космодрома от станции далеко, с дороги его не видно.
Вокзал станции Плесецкая
Однако, дома домами, а сохранился ли ещё хотя бы один оригинальный вокзал Северной железной дороги? На всех станциях попадаются типовые здания из силикатного кирпича, в то время как по архивным кадрам видно, что всюду стояли высокие вокзалы-терема. Но нет их, и даже следов нет. И вдруг как прорвалось - Обозерская! Трёхэтажный терем желтого цвета, сложная "ломаная" крыша, резные наличники, мощные балки под крышей - и ничего общего с одноэтажными вокзалами остальной части России. Действительно, гораздо чаще попадаются большие по площади одноэтажные здания, а здесь наоборот - вокзал достаточно компактный в плане, но зато в три этажа высотой, да каких этажа! И сразу же - за вокзалом жилой дом, с другой стороны сторожка, вдалеке ещё одно служебное здание. Для полного ансамбля нет только водонапорной башни - вернее, есть, но типовая советская. А вот оригинальная не сохранилась.
Обозерская. Вокзал
Вход в вокзал
Следующий день оказался солнечным, и вот тогда-то вокзал "заиграл".
В лучах солнца
Вокзал и сторожка
Отражение
Детали крыши сторожки
Но не только архитектурой интересна Обозерская. На станции установлен памятный знак в честь электрификации 40-тысячного километра железных дорог России. Правда, похоже, что этим километром всё и ограничилось - от Обозёрской до Архангельска идёт тепловозный участок. Кроме того, Обозерская находится ровно в тысяче километров от Москвы.Памятного знака по этому поводу нет, зато есть километровый столб, где всё это прекрасно написано.
40-тысячный километр электрификации железных дорог...
... и тысяча километров от Москвы
За Обозерской продолжаются небольшие станции, где-то что-то уцелело, где-то ничего нет. Названия становятся более привычными: Холмогорская (да-да, та самая), Ломовое, Тундра. И действительно, кругом простираются сплошные леса и болота - ни дорог, ни жилья, только на станциях есть жизнь. Конечно, это ещё не Заполярье, но уже очень близко к нему. по рассказам местных, зимой там рассветает около 11 утра, а к двум часам дня уже темно.
Северный край
Холмогорская
Последняя крупная перед Архангельском - станция Исакогорка. Название станция получила по одноимённой реке, которая когда-то была одним из протоков дельты Северной Двины. При строительстве дороги эту реку перегородили дамбой. По сути дела Исакогорка - это уже Архангельск, станция находится в черте города. Совершенно неинтересный "позднесоветский" вокзал, посёлок из домов-современников дороги, и локомотивное депо, когда-то паровозное, теперь паровоз там остался всего один - не то на отоплении, не то просто так, а депо обслуживает тепловозы. Деповское здание веерного типа перестроено и теперь только его форма да поворотный круг говорят о том, что когда-то здесь были паровозы.
Исакогорка. Улица в пристанционном посёлке
Дом конца XIX века
Вокзал станции Исакогорка
Бывшее здание паровозного депо. На веере - послевоенная "Эрка"
2ТЭ10М с поездом, станция Исакогорка
Железная дорога пересекает Северную Двину по довольно необычному мосту - в общем-то обычное пролётное строение разделено на две части: по одной ездят поезда, а другая отдана под автомобильную дорогу. После моста линия ещё какое-то время идёт по городу и вскоре заканчивается на вполне современной станции Архангельск. Эта станция построена позднее, чем основная часть дороги, поэтому ничего старого там нет.
Северная Двина
Обратным ходом доснимаю то, что не успел хорошо снять или просто пропустил по пути "туда": башню в Лепше, дома и паровоз в Няндоме, мост в Бурачихе. Уже совсем в сумерках поезд вкатывается на станцию Вандыш. Оказывается, там тоже уцелела водонапорная башня. Снимаю её в открытое окно.
Вторая уцелевшая башня - станция Вандыш
Вот такая поездка получилась. В целом впечатление от линии неоднозначное: вроде бы количество уцелевших зданий впечатляет - несколько десятков зданий в очень неплохом состоянии, кое-где есть даже улицы, целиком сохранившие историческую застройку. С другой стороны, среди всех этих зданий всего два вокзала, две водонапорных башни, причём одинаковых, в то время как их было пять или шесть типов, штук пять сторожек, один мост. Не так-то много, если подумать. Понятно, что множество зданий было перестроено или снесено во время перешивки линии на широкую колею, что-то наверняка сгорело - ведь почти все дома на линии были деревянными. Но тем ценнее то, что ещё осталось, ведь такой архитектуры нет больше нигде - только на Северном ходу.