-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Traveler_in_Time

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.10.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 3829

Вдоль по Питерской, или Москва - Питер - Москва: на электричках в белую ночь

Понедельник, 20 Июля 2009 г. 00:04 + в цитатник
Напомню, поездка была на выходные 4 и 5 июля. Цель - доехать от Москвы до Питера на электричках, кататься там на велосипедах всю ночь и вернуться в Москву опять же электричками. По пути смотрим уцелевшие сооружения Николаевской железной дороги.

Дворцовый мост
 (700x522, 72Kb)

Начиналось всё как-то не очень - в пятницу вечером пошёл дождь. Посовещавшись, решили поездку не отменять, а созвониться утром, чтобы решить, как едем - с велосипедами или без них.
Утром оказалось всё не так плохо - дождь кончился, даже солнце проглядывало, решено было брать велосипеды. Выехал из дома около 5:45 и сразу понял, что дорога до вокзала будет непростой - дул сильный встречный ветер, скорость упала до неприличных 20 километров в час. Этого было явно мало. Кое-как доехал до центра, решил не рисковать и со второй попытки спустился в метро. В тверской электричке народу с вокзала ехало относительно немного, все набились позже, поэтому мы пристроились с велосипедами в начале вагона и в 9:45 вышли на платформу в городе Тверь.

Московское море. Фото из окна поезда - таких снимков будет много
 (700x525, 118Kb)

На Бологое изменений в графике на субботу и воскресенье не было, поэтому делаем "протокольный" снимок паровоза-памятника серии Эм и садимся в электричку ЭТ2М-045 "имени героя Социалистического труда Елены Чухнюк" сообщением Тверь - Бологое. Осмотр круглого здания паровозного депо Николаевской железной дороги, а в Твери оно единственное осталось именно деповским зданием, решаем оставить на обратный путь - будет больше времени.

Последняя тверская "Эмка" - паровоз-памятник Эм 725-39
 (699x527, 224Kb)

Пару слов об электричке. Обычная ЭТ2М с убогими пластмассовыми сиденьями (к концу дороги я их просто возненавидел), Но при всём моем уважении к Елене Мироновне Чухнюк - такие именные поезда нам не нужны. Надпись кривая, в вагонах грязно, снаружи электричка тоже выглядит достаточно потрёпанной - на мой взгляд, это просто неуважение. Не можете поддерживать в нормальном виде состав - лучше вообще не делайте. В депо имени Ильича так и поступили - убрали с поездов "именные" надписи. Кстати, известен ещё и такой момент - сначала по ошибке на вагонах написали "имени Героя Советского Союза", что вообще ничему не соответствовало. Хорошо хоть это исправили.
Отъезжаем от Твери, народ довольно быстро выходит. Попадаются очень интересные названия станций, непонятно откуда взявшиеся и имеющие самые неожиданные ударения по слогам. Например, остановочный пункт Индустрия, а не Индустрия, как логично было бы предположить, Крючково, вместо Крючково, и так далее.

Станция Барановка. Деревянный вокзал - ровесник дороги
 (700x525, 201Kb)

За Лихославлем потянулись "километры" - "выход пассажиров осуществляется из первой двери первого вагона" - небольшие земляные платформы с названием остановочного пункта и непременной табличкой об испытаниях скоростного поезда "Сапсан", из-за которого регулярно сбивается весь график по Ленинградскому направлению. К счастью, именно "километровых" названий там почти не осталось - недавно их всех переименовали во что-то более благозвучное.
Попадаются и довольно забавные названия, вот одно из них:

Остановочный пункт Бухаловский переезд
 (700x522, 258Kb)

Почему он Бухаловский - история умалчивает, а "переезд" подразумевает не обычное пересечение автомобильной и железной дороги, происхождение этого слова гораздо интереснее. В войну где-то в этих местах существовало пересечение железной дороги с трассой для прохода танков, там они могли переехать через пути, не повреждая их. Война давно закончилась, переезд разобрали, а название осталось.
Ещё одно интересное название - станция Шлюз. И снова ничего общего с гидротехническим сооружением. "Шлюзом" назвали путевое развитие по нечётному направлению - примыкание и два обгонных пути, по которым можно производить манёвры или обгонять составы. При этом в чётную сторону это обычный перегон без путевого развития. Название "шлюз" общепринятое, когда-то их было много, а сейчас вполне вероятно, что это одно из последних таких мест в России.

Леонтьево. Снова старинный деревянный вокзал, но уже 1870-х годов, эпохи реконструкции линии
 (700x525, 188Kb)

В Спирово отмечаю треть от николаевского депо - всё ровно так, как и должно быть, судя по фото из интернета. Стоянка поезда полминуты, поэтому не выходим.
Около 13:00 прибываем в Бологое. Здесь перерыв почти на три часа.
Сначала на вокзал - узнать, нет ли отмен по участку Бологое - Окуловка. Всё в порядке, отмен нет, есть изменение по времени прибытия электрички из Окуловки на воскресенье, но на пересадку всё равно успеваем. В Бологое обязательно нужно посмотреть паровоз-памятник на станции. Здесь интересен даже не сам паровоз, это обычный Эу, а его тендер, который когда-то принадлежал паровозу серии Щ - "Щуке", как их называли. Раньше таких паровозов было очень много, но до нашего времени не сохранилось ни одной машины этой серии. Есть остатки котла "Щуки" на базе железнодорожного музея в Шушарах под Питером и вот этот тендер на станции Бологое.

Паровоз Эу 706-10, станция Бологое
 (699x522, 123Kb)

Тендер от "Щуки"-нефтянки
 (699x506, 130Kb)

Серия и номер паровоза не переписаны, как это обычно бывает. Здесь всё правильно, Щ-163
 (700x525, 124Kb)

После паровоза едем к остаткам круглого паровозного депо. Они представляют собой грустное зрелище - уцелела едва ли четверть здания, всё забито и заколочено, рельсов нет. Это дело относительно недавнего времени - в войну здание депо было повреждено, но, судя по архивным фото, не настолько сильно, чтобы сносить его большую часть.

Остатки круглого паровозного депо, станция Бологое
 (700x525, 129Kb)

Внешняя стена депо
 (700x525, 141Kb)

На боковой стене виден свод, разделяющий здание на отдельные нефы или стойла
 (700x525, 115Kb)

Рядом обнаруживается ещё одно явно николаевское здание какой-то странной формы, в виде буквы "Т". Сначала фотографирую его, а потом соображаю, что оно тоже относится к депо - это отдельная пристройка для мастерских, которые строились одновременно с основными зданиями и были во всех депо кроме московского. Проверяю - следы битых кирпичей, оставшихся от сноса круглого здания, ведут точно к этой пристройке.

Боковой фасад мастерских, характерные своды над окнами. Очень скоро так строить перестанут - вместо свода будет бетонная балка
 (700x525, 156Kb)

Здание мастерских со стороны города
 (700x525, 124Kb)

Фотографируем какую-то невразумительную водонапорную башню (дальше они попадались гораздо более интересные) непонятно каких времён - то ли очень старая, то ли очень новая - и едем в посёлок Бологое. По сравнению с крупным железнодорожным узлом он выгдялит как-то несолидно - одна улица из относительно больших домов, пятиэтажки, железнодорожное училище, и всё - дальше деревенские домики, сады и огороды. Весь город работает на железной дороге, кроме неё тут ничего нет.
Выезжаем на соединительную линию от станции Бологое-Московское на Бологое-2, как раз вовремя - через несколько минут по ней проходит пассажирский под ТЭП70, и возвращаемся обратно в город.

ТЭП70-0132 с поездом на Бологое-2
 (700x503, 101Kb)

Памятник времён войны на берегу озера
 (699x545, 162Kb)

Водоподъёмное здание николаевской постройки рядом с озером
 (700x525, 203Kb)

Время идёт незаметно, вот и наша электричка. Она пойдёт от Бологое до Окуловки, там сменит номер и доедет до Малой Вишеры. В отличие от 045-й машины, поезд новый, чистый, ехать в нём гораздо приятнее, если бы не жуткие пластмассовые сиденья.
В 15:56 отправляемся. "Километров" здесь побольше, есть такая непривычная для нас вещь как остановка по требованию - перед своей станцией нужно подойти к связи "пассажир - машинист" и попросить остановиться на станции, иначе поезд проедет её мимо.
Октябрьская дорога какая-то медлительная по сравнению с Московской, даже по главному ходу. Поэтому здесь ещё уцелели небольшие станции на два-три пути, к которым подходят одно-два примыкания. Конечно, и здесь эти станции обречены на закрытие, РЖД не будет содержать станции с небольшой грузовой работой, их проще закрыть для "сокращения эксплуатационных расходов", но пока они ещё работают.
Такие закрытия стали массовым явлением - чтобы сократить двух-трёх человек персонала и снять пару путей и светофоров, закрываются целые станции. Экономия копеечная, вред колоссальный. Но это всё будет продолжаться как минимум до первой серьёзной аварии, когда вспомогательный локомотив или восстановительный поезд будет добираться до места происшествия несколько часов, а движение на участке встанет на несколько дней просто из-за того, что на протяжении десятков, а то и сотен километров не окажется путевого развития, чтобы элементарно съехать с одного пути на другой.
Окуловка, стоим около 20 минут. Оригинальный вокзал архитектора Тона снесли в 2005 году под предлогом необходимости спрямления путей. Потратили на снос кучу денег, сэкономили просто нереальное количество времени - графиковое время хода по Окуловке уменьшилось аж на 25 секунд. Бред, но, увы, вокзал это не спасло. Под дождём бегу на другую сторону станции, к ещё одному круглому депо. Оно выглядит заброшенным. Делаю несколько снимков, попутно захватываю прямоугольный вагонный цех и бегом обратно.

Паровозное депо Окуловка, сюда мы ещё вернёмся
 (699x507, 121Kb)

Отправляемся, впереди наиболее интересный и красивый участок главного хода - легендарный Мстинский мост и не менее известный Веребьинский обход.
Собственно, обхода уже несколько лет не существует - трассу спрямили, но следы единственного на всём пути отклонения от прямой ещё хорошо видны. Вопреки расхожему мнению, Веребьинский обход - это не след пальца Николая I, о который споткнулся карандаш, когда император проводил по линейке трассу будущей линии. Первые 30 лет эксплуатации путь шёл прямо, и лишь в 1870-е годы был построен обход. Дело вот в чём. Слабые по тем временам паровозы, прекрасно справлявшиеся на всём остальном пути, не могли вытащить составы на подъём в районе оврага и речки Веребьи, поэтому приходилось использовать двойную тягу или расцеплять поезда. Чтобы облегчить профиль участка и отказаться от двойной тяги, был построен обходной путь, удлинивший линию на несколько километров.
В наше время мощности локомотивов хватает, чтобы вытянуть поезд на подъём, поэтому линию вернули на историческое место. Как всегда, не обошлось без ляпов. При станции Веребье был довольно большой посёлок - несколько тысяч жителей. Поэтому появилась мысль оставить хотя бы один старый путь, чтобы вывозить людей из этого посёлка, а кроме того, организовать своего рода обгонный пункт - пока электричка будет пробираться через обход, по главному ходу можно пропустить два-три пассажирских поезда. Но нет, РЖД сокращает эксплуатационные расходы - разобраны оба пути, станция снесена, в посёлке осталось едва ли 200 жителей и перспектив у него нет абсолютно никаких. Зато на соседней станции Оксочи за пару лет до строительства спрямления умудрились отгрохать тяговую подстанцию, и теперь от неё через через лес тянется контактная сеть к главному ходу. Особенно забавно это будет выглядеть, когда старая трасса окончательно зарастёт. На этом же участке находится и очень интересный километровый столб - с одной стороны у него отметка 211-й километр, с другой - 205-й. Не проще ли было бы перебрать все километровые отметки, чтобы не устраивать путаницу? Оказывается, нет, в дело опять вмешалась экономика. В дальнем пассажирском сообщении тарифные зоны меняются через каждые 50 километров - аналогично пригородному движению, просто на другом расстоянии. От Питера до Москвы 649 полных километров, станция Москва стоит на 650-м. Это позволяет округлить расстояние до 650 и установить соответствующую цену за билет. А если линия станет на 6 километров короче, а фактически это так и есть, то 650 километров уже никак не получится, то есть со вводом спрямления билеты должны были подешеветь. Поэтому мгновенно нашлась куча отговорок и на линии появился такой вот странный километр.
А почти сразу за ним - грандиозный Мстинский мост высотой больше 70 метров. Электричка как будто движется по воздуху - чтобы увидеть сам мост, нужно высунуться в окно. В своё время Николай I не рискнул ехать там на поезде, а переправился через Мсту на лодке, чтобы "получше увидеть сам мост". Постепенно к поездкам через мост привыкли. Говорят, сложнее всего там было ездить машинистам-скоростникам - одно дело въезжать на мост на относительно тихоходной электричке и совсем другое - влетать на скорости под 200 километров в час.

На Мстинском мосту
 (700x525, 87Kb)

Станция Заозерье. Снова деревянный вокзал XIX века
 (699x513, 147Kb)

Незаметно подъезжаем к Малой Вишере. Оказывается, есть целых три "Вишеры" - Малая, Большая и Пустая. Причём Малая Вишера - самая большая из всех трёх.
Слева остаётся "тоновский" вокзал, в нагромождениях построек справа с трудом угадывается круглое паровозное депо. Закидываем велосипеды в питерскую электричку, до отправления около 15 минут - бегом в депо.

Станция Малая Вишера, вокзал авторства К.Тона
 (700x525, 138Kb)

Паровозное депо Малая Вишера
 (699x533, 154Kb)

Здание в жутком состоянии - как в плане перестроек, так и чисто технически. Году в 1995 я оказался в Малой Вишере днём, депо тогда ещё было вполне живое, больше всего мне запомнился паровоз на деповских путях. Не помню, рабочий он был или нет, скорее всего использовался для отопления, но сейчас знаю - это был пассажирский Су, уже тогда довольно редкая пассажирская машина. Интересно, что практически до конца Малая Вишера занималась обслуживанием паровозов. Сейчас это депо полностью заброшено, пути разобраны, в здании нет ни окон, ни дверей, местами перекрытия и крыша как-то нехорошо провисают. Со стороны вокзала дверей нет, искать проходную долго, поэтому влезаю в выбитое окно.

Поворотный круг и внутренний двор паровозного здания
 (700x525, 183Kb)

Внутри всё пусто и разгромлено - нет даже остатков крупных станков, которые обычно лежат очень долго просто потому, что их сложно утащить. В центре здания сохранились остатки путей и клёпаная ферма поворотного круга - наконец-то есть возможность посмотреть, как это всё должно выглядеть. Очень необычно стоять под открытым небом посреди деповского здания и со всех сторон видеть въездные ворота. Несколько фото и бегом дальше - нужна ещё "привязка по архитектуре" - какие-то детали, общие для всех круглых депо. Они нашлись с большим трудом - всё или перестроено, или закрыто каким-то сараями, а местами просто заросло. Нахожу пару высоких арочных окон - всё, "прицепился". Бегом обратно к электричке.

Деповские ворота
 (700x525, 217Kb)

Вверх пошла линия свода между стойлами
 (524x699, 115Kb)

Сдвоенные окна - та самая "архитектурная привязка"
 (524x699, 228Kb)

Отправляемся.
Гряды - одна из двух станций, на которой сохранился "парадный въезд", обрамлённый двумя водонапорными башнями. Раньше так было на всех станциях, но сейчас именно две башни сохранились только в Грядах и на станции Подсолнечная. Башни очень небольшие, так как рассчитывались на невысокие паровозы. Кроме того, во многих местах усиливалась насыпь, поэтому уровень путей увеличился относительно первоначальных отметок.

Одна из водонапорных башен на станции Гряды
 (699x528, 113Kb)

Волхово - огромная пойма одноимённой реки, весной там всё залито, а сейчас просто болото. Рядом - платформа "для рыбаков", которые ездят в пойму, когда она залита.
Чудово - ветка на Новгород, уцелевшая паровозная колонка - а я застал, когда на ней ещё была флюгарка - двухцветный фонарик, указывающий на направление хобота для заливки воды в паровоз: белый - хобот повёрнут вдоль путей, можно ехать, красный - поперёк пути, негабарит, остановка. Сейчас флюгарки нет, хотя колонка ещё стоит.
Померанье - можно сказать, что отсюда началась железная дорога, причём не только Николаевская магистраль, но и вообще все крупные железные дороги в России. В Померанье находилось родовое имение П.П. Мельникова, министра путей сообщения России, при котором в состав министерства вошёл железнодорожный транспорт, автора самой идеи Николаевской дороги и её главного строителя. Около соседней станции Любань, в одноимённом посёлке, сохранилась могила Павла Петровича Мельникова. Но с железной дороги её не видно, зато прекрасно видны остатки паровозного депо Любань. Уцелевшую половину здания, стоявшую в запустении, восстановили и покрасили в странный жёлтый цвет.

Половинка паровозного депо на станции Любань
 (699x523, 140Kb)

Станция Тосно. Стоим - пропускаем поезд.
Колпино, расположенное в какой-то невероятной кривой - в войну пути восстанавливали не так, чтобы они были прямыми, а по тем местам, где не было воронок от бомб, отсюда такая кривая трасса. Есть намерение переложить их как надо, но пока всё без изменений.
Громада Ижорского завода, моторвагонное депо Санкт-Петербург Московский, оно же Металлострой, остатки "американских" мостов, ещё одно круглое депо, и вот, наконец-то, станция Санкт-Петербург Московский. Вываливаемся из электрички - приехали! Дождя нет несмотря на все прогнозы. Кстати, по дороге очень неплохо поливало - по той же Окуловке успел изрядно вымокнуть, пока бегал снимать депо.
Отдышались и поехали в город - всё-таки очень это необычно - на улице светло, а времени уже 11 вечера. Прокатились по центру, заглянули на Витебский вокзал, перекусили в Маке около него, и поехали в сторону Невы, подхватив по дороге хороших друзей))
Белая ночь, развод мостов - даже не знаю, что про это написать. Кто это видел - тот знает, а кто не видел - словами это описать сложно. Когда смотришь на часы и видишь, что время уже около полуночи, а на улице всего лишь сумерки. Когда огромная махина моста легко и плавно поднимается над рекой, а под ней перемещается целое море огоньков, а за ним уже видны силуэты морских судов, которые затем неслышно и как-то не по-московски быстро проскальзывают под мостами. Конечно, это надо видеть.
Оставляю несколько фото ночного Питера.

Невский проспект
 (700x525, 111Kb)

Река Мойка
 (700x525, 78Kb)

Дворцовая
 (700x518, 76Kb)

Адмиралтейство
 (700x525, 63Kb)

Сводят Дворцовый мост
 (700x525, 87Kb)

Снова Адмиралтейство
 (700x525, 76Kb)

Петропавловская крепость
 (700x525, 91Kb)

Троицкий мост
 (700x525, 75Kb)

Крейсер Аврора. Прошёл от Санкт-Петербурга до берегов Японии, участвовал в Цусимском сражении, вернулся обратно на Балтику и принял участие в событиях 1917 года
 (700x525, 91Kb)

Рассвет приносит с собой облака и лёгкий дождик, под которым проезжаем вдоль набережной Невы, фотографируем крейсер Аврора и двигаемся в сторону вокзала. Вокруг Петропавловской крепости какие-то чудики устроили гонки на катерах - наматывали круги, видимо, на время. Пока ехали до вокзала, дождь стал уже слишком сильным для передвижения на велосипедах, да и до поезда оставалось чуть больше сорока минут. Этот дождь потом сопровождал нас почти до Москвы. Садимся в первый вагон, народу много, так как первую четырёхчасовую электричку отменили. Оказалось, что в этот раз "модульная" схема не сработала и в Бологое пойдут разные электрички, поэтому получаем пересадку по Малой Вишере.
В Окуловке времени побольше, чем по дороге туда, поэтому успеваю пробежать вокруг здания паровозного депо и довольно неплохо его отснять. Оказалось, что из девяти николаевских депо именно здание в Окуловке меньше всего изменено поздними перестройками - я бы даже сказал, что перестроек почти нет, здание в нормальном состоянии. Несмотря на это, депо практически заброшено, пути зарастают травой, никакой активности внутри нет. Живут только немногочисленные пристройки вокруг. К сожалению, депо обречено - приказ о его сносе подписан ещё в 2005 году и то, что в 2009 году оно ещё существует - случайность.

Депо Окуловка
 (699x523, 174Kb)

 (700x525, 158Kb)

Тоннель, по которому паровозы попадали в депо
 (521x698, 154Kb)

Участок Окуловка - Бологое проезжаем несколько напряжённо - изменения в графике, электричка задерживается, последние несколько перегонов едем по неправильному пути. В Бологое приезжаем за десять минут до отправления поезда на Тверь. Пересадка, через три часа мы в Твери.

Электровозы ЧС2Т на станции Бологое
 (700x525, 167Kb)

Депо Спирово
 (699x523, 151Kb)

Брошенная военная техника на станции Тверь
 (699x530, 177Kb)

В Твери у нас почти час времени - иду в депо. Старинное здание нефтекачки и несколько других служебных построек оставляю на другой раз - пока меня интересует только депо - единственное, которое сохранило свою первоначальную функцию. Поворотный круг несколько лет назад заменён на новый, фото внутри депо есть в сети, поэтому иду вокруг здания. Со стороны Москвы всё очень прилично, видно, что недавно был косметический ремонт. Находиться в депо как-то не очень приятно - территория огорожена, народ ходит, всё прибрано, наверняка и видеокамеры где-то повесили. Лет пять-семь назад всё было гораздо проще. Но ещё раньше, в советские времена, ситуация была примерно такая же, как сейчас - локомотивное депо Тверь считалось неблагоприятным для фотографов. Почему - неизвестно. Да, Тверь - это главный ход, но депо обслуживало больше маневровые тепловозы, да и паровозы оттуда ушли только в 80-е - относительно недавно. Передовым депо может быть и было, но явно не по приписанной к нему технике. А вот фотографов там гоняли.
Иду дальше. Мастерские видны более-менее прилично, форма угадывается. Но противоположный от Москвы фасад прямо-таки режет глаз силикатным кирпичом - он полностью перестроен, даже круглая форма здания изменена на какой-то многоугольник. Всё отснято, возвращаюсь в электричку.

Депо Тверь. С этой стороны всё в порядке
 (700x525, 108Kb)

А вот здесь пристроили новый фасад
 (700x534, 118Kb)

Здание мастерских
 (700x522, 190Kb)

Вокзал станции Тверь
 (699x448, 77Kb)

Следующая станция - Лазурная, за ней Чуприяновка, начинается последний участок пути. Народу в вагоне много, едет какая-то очень большая компания молодёжи - то ли с фестиваля какого-то (хотя Нашествие было только через неделю), то ли ещё откуда-то.
Пересадка Рижская - Ржевская, сквозная электричка на Белорусский ход, станция Фили. Оставшиеся несколько километров до дома проезжаю уже под проливным дождём, в районе 22:00 дома. Всё удалось и даже плохая погода не испортила поездку. Через год попробуем повторить)))
Метки:  



otricaloff   обратиться по имени Понедельник, 20 Июля 2009 г. 01:07 (ссылка)
:)Интересно, познавательно, с картинками!
Ответить С цитатой В цитатник
Ляхис   обратиться по имени Понедельник, 20 Июля 2009 г. 17:16 (ссылка)
Познавательно...
Ответить С цитатой В цитатник
KoT9l   обратиться по имени Суббота, 25 Июля 2009 г. 11:12 (ссылка)
так там красиво, супер_)))) и танчики даже есть)
Ответить С цитатой В цитатник
ъ_ъ_ъ   обратиться по имени Пятница, 12 Августа 2011 г. 09:07 (ссылка)
Поездка Москва - Петербург и обратно на электричках: http://sbchf.narod.ru/02/nspbdjd.html#poezdka
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 29 Сентября 2011 г. 22:19 (ссылка)
Красава
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Четверг, 29 Сентября 2011 г. 22:24 (ссылка)
я тоже ехал этим путем с прекрасной девушкой невеличкой (жаль растирались) классно ,ностальгия.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 00:21 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Суббота, 24 Марта 2012 г. 09:54 (ссылка)
Как старый железнодорожник,скажу свое мнение.Толково,с некоторыми замечаниями.Ст. Шлюз имеет смысл(в водной системе-это место,дающее возможность перехода с одного уровня на другой)названия,т.к. переводит с 2 путей на 1 путь.Другие станции ,аналогично,имеют свой смысл.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
prm46   обратиться по имени Среда, 08 Июля 2015 г. 19:19 (ссылка)
По проекту А. Тона построено только два пасс. здания на станциях Петербург и Москва. В дальнейшем договор с ним был расторгнут и все здания по линии Петербург - Москва были построены по проектам арх. Р.А. Желязевича!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку