-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в tiparttalk

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.12.2014
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 29

»скушение и наказание

ѕонедельник, 13 ‘еврал€ 2017 г. 07:55 + в цитатник
Ёнергетические вампиры и временные лабиринты, война людей и джиннов и истории любви и предательств. Ќа русском €зыке вышли романы ƒэвида ћитчелла, —алмана –ушди и сборник сказок мадам дТќнуа.ƒэвид ћитчелл Ђ√олодный домї (перевод ј. ѕитчер, изд-во Ђ»ностранкаї)»з€щна€ обложка (с пометкой 18+) и шестистраничный список восторженных отзывов о романе, среди которых похвалы —тивена  инга за изощренность повествовани€, Ёнтони ƒорра Ч за необузданность фантазии, ƒина  унца Ч за живость писательского ума, а √иллиан ‘линн так и вовсе сетует, что цветы засохли, молоко скисло, а дети одичали, пока она не могла оторватьс€ от чтени€ (хот€ роман прочитываетс€ за вечер, если честно), заставл€ет отнестись к новому сочинению автора Ђќблачного атласаї максимально серьезно. » кажетс€, это не идет ему на пользу.” Ћинор √оралик в притче Ђјгата возвращаетс€ домойї есть идеальна€ метафора искушени€: там бес играет с девочкой в ладушки. Ёто нехитрое зан€тие героине так при€тно, наполн€ет ее таким спокойствием и умиротворением, что отказатьс€ от него стоит ей больших усилий. ѕридуманный ћитчеллом странный особн€к в неприметном проулке —лейд искушает своих гостей теми же простыми удовольстви€ми. ƒома этого не найти ни на одной из спутниковых карт, а попасть в сад, окружающий строение, можно лишь раз в дев€ть лет, и только избранным: не под каждой ладонью откроетс€ маленька€ черна€ металлическа€ дверца без ручки и замков. «ато гост€ за ней ждет исполнение его самых сокровенных желаний.Ќеуживчивый, асоциальный подросток найдет там друга-ровесника. ≈го разведенна€ мать-музыкант удостоитс€ прослушивани€ у »егуди ћенухина. ќдинокий коп станет любовником богатой вдовы, а на студентку-толстушку обратит внимание самый попул€рный в компании юноша. »з п€ти разрозненных новелл, действие каждой из которых происходит с интервалом в дев€ть лет, сложитс€ роман о паре энергетических вампиров-близнецов, поддерживающих свою земную жизнь за счет поедани€ чужих душ.ѕодобно тому как коварные близнецы заманивают в свой особн€к очередную жертву, твор€ и мен€€ мир внутри поместь€, создава€ каждое дерево и каждую травинку в запущенном английском саду, каждую птицу и каждого бельчонка, представа€ перед посетител€ми то взрослыми, то детьми, ћитчелл с дотошностью, граничащей с занудством, рассказывает читателю, как устроен его мир, зачем нужны портреты жертв вампиров вдоль лестницы, как происходит процедура отъема души и что потом происходит с телом. ≈сли бы не обложка с претензией и нескончаемый поток восхвалений, можно было бы сказать, что Ђ√олодный домї ƒэвида ћитчелла Ч крепкий мистический роман без изысков. Ќо после обили€ Ђзахватывающийї, Ђизощренныйї, Ђпревосходныйї и прочих эпитетов во вступлении остаетс€ только отложить книгу с разочарованием.—алман –ушди Ђƒва года, восемь мес€цев и двадцать восемь ночейї (перевод Ћ. —умм, изд-во Corpus) ажетс€, что новый роман —алмана –ушди пошит из той же ткани, что и Ђ√олодный домї ћитчелла: разве что у одного отрез в горох, а у другого Ч в клеточку, у одного временные лабиринты и пожиратели душ, а у второго Ч верхний и нижний миры, джинны и ифриты. ќднако разница между ними Ч примерно как между статичной картинкой и трехмерным подвижным изображением. ≈сли вспомнить формулу, что произведение искусства Ч это попытка познани€ бога, человека и мироздани€, то роман —алмана –ушди в полной мере удовлетвор€ет именно этому запросу.Ѕританский писатель индийского происхождени€ известен не только своими литературными достижени€ми Ч романом Ђƒети полуночиї, за который получил Ѕукеровскую премию, местом члена  оролевского литературного общества, рыцарством, пожалованным королевой ¬еликобритании, Ч но и политическими скандалами. ¬ 1989 году а€толла ’омейни прокл€л –ушди за Ђ—атанинские стихиї (кто не знает Ч это роман) и объ€вил убийство писател€ богоугодным делом. — тех пор прошло чуть менее трех дес€тилетий, фетва все еще в силе, цена за голову писател€ растет (в прошлом феврале к ней прибавили еще 600 тыс€ч долларов, и теперь она перевалила за 3 миллиона). ќ том, что такое быть преследуемым религиозными фанатиками, —алман –ушди подробно описал в автобиографии Ђƒжозеф јнтонї, котора€ вышла на русском в 2012 году. ѕри всей фантастичности, мифологичности и мистико-реалистичности новый роман –ушди Ђƒва года, восемь мес€цев и двадцать восемь ночейї Ч своего рода продолжение Ђƒжозефа јнтонаї.ћир устроен сложнее, чем кажетс€. ƒаже не мир, а миры, потому что их два: верхний и нижний. Ёто истори€ о том, как Ђджинны после долгого отсутстви€ возвратились в нижний из двух миров Ч в наш мир Ч и напали на него, вернее, разв€зали войну внутри него. “ак называема€ ¬ойна миров, обрушивша€ на землю хаос, была битвой не только между миром джиннов и нашим, но, сверх того, еще и гражданской войной между джиннами, которую они вели на нашей территории, а не на своей. „еловечество стало полем бо€ между светлыми и темными силами, а также, благодар€ анархической натуре джиннов, сражением между светом и светом, тьмой и тьмойї.¬ этой войне окажутс€ задействованы все: люди, мифологические существа и чудесные дети от браков между джинном и человеком Ч отличить их можно по странной форме ушей без мочки. »менно последним предначертано предопределить исход противосто€ни€, которому отпущено сроку два года, восемь мес€цев и двадцать восемь ночей Ч или тыс€ча и одна ночь.ќпира€сь на известный корпус текстов о персидском царе Ўахри€ре и его жене Ўехерезаде, арабские мифы и легенды, пересел€€ их обитателей в современный Ќью-…орк, —алман –ушди с одинаковой серьезностью посв€щает читател€ в тонкости характеров джиннов: Ђƒжинны суетливы и назойливы, люб€т вмешиватьс€ в чужие дела: того возвысить, этого низвергнуть, ограбить пещеру с сокровищами, вставить волшебную палку в колеса богате€. »м нравитс€ создавать беспор€док, хаос, анархиюї.¬т€гивает в богословский спор: Ђ¬ тот день, когда јдам и ≈ва изобрели бога, (Е) они сразу же утратили власть над ним. — этого началась тайна€ истори€ мира. ћужчина и женщина изобрели бога, который выскользнул у них из рук и сделалс€ могущественнее своих создателей, а к тому же и злее. —ловно суперкомпьютер из У“ерминатораФ: что —кайнет Ч УЌебесна€ сетьФ, что небесный бог Ч итог один. јдам и ≈ва перепугались, потому что было €сно: теперь до конца времен этот бог будет преследовать их, чтобы наказать за страшное преступление, за то, что они его создалиї.ѕредлагает задуматьс€ о природе божественного: ЂЅог живет в иного рода времени. Ч —уществуют разные виды времени? Ч ћы живем в том, что можно бы назвать временем становлени€. ћы рождаемс€, становимс€ самими собой, а потом, когда приходит –азрушительница ƒней, мы перестаем быть и становимс€ прахом. ѕрахом, одаренным, в моем случае, речью, но все же прахом. ј врем€ Ѕога Ч вечно, это врем€ быти€. ѕрошлое, насто€щее и будущее присутствуют дл€ него совокупно, и сами слова прошлое, насто€щее, будущее тер€ют смысл. ¬ вечности нет начала и конца. ќна неподвижна. Ќичто не начинаетс€. Ќичто не кончаетс€. Ѕог в своем времени не имеет ни конца во прахе, ни €ркой тучной середины, ни пискливого начала. ќн просто естьї.¬ финале же –ушди буквально одной фразой распутывает клубок логических ловушек, расставл€€ все на свои места: Ђ∆изнь хороша. Ќо порой нам хочетс€, чтобы сны возвратились. »ногда Ч ведь мы не вовсе исцелились от человеческой извращенности Ч мы призываем кошмарыї. »звращенность человеческой природы способна сломать хрупкие заграждени€ интеллигентности и цивилизованности, заставить одних поддатьс€ слепой ненависти, других Ч скитатьс€ в поисках убежища, впустить в нижний мир древних джиннов глубинных человеческих инстинктов и сделать сказочный кошмар реальностью сегодн€шнего дн€.ћадам дТќнуа Ђ абинет фейї (изд-е подготовлено ћ.ј. √истер, изд-во ЂЋадомир: Ќаукаї)«нать сказки Ўарл€ ѕерро и не знать сказок мадам дТќнуа Ч это примерно то же самое, что читать √офмана и не слышать о √ауфе, ценить Ѕальзака, игнориру€ ƒиккенса, любить “олстого, не представл€€ себе ƒостоевского. ƒл€ современников эти имена шли р€дом, и только последующа€ истори€ литературы их развела (дл€ русского читател€ уж точно). ќдному было дано все, вплоть до детских адаптаций, второй пришлось довольствоватьс€ интересом академических ученых. ’от€ сказки мадам дТќнуа уж точно не скучнее сюжетов ѕерро (часто они вообще схожи, ведь у них одна фольклорна€ основа), а биографи€ мадам дТќнуа т€нет если не на сказку, то уж точно на детектив.Ѕудуща€ писательница и вдохновительница попул€рного литературного салона родилась в середине XVII века (в 1650 или 1651 году) в семье мелкопоместного двор€нина. ¬ 15 лет мать выдала ее замуж за друга своего любовника барона дТќнуа. ∆ених старше невесты на 30 лет. —пуст€ три года после свадьбы мать мадам дТќнуа с сообщниками обвин€ет з€т€ в оскорблении корол€. Ќо тот находит св€зи среди высокопоставленных людей ‘ранции и в ответ обвин€ет клеветников в сговоре. ¬ результате барон дТќнуа освобожден, один из зачинщиков казнен, а мать мадам дТќнуа бежит в »спанию, где становитс€ тайным двойным агентом. —ама молода€ мадам дТќнуа тоже на вс€кий случай бежит от церковного правосуди€, спр€тавшись в церковном катафалке. ќднако ее лов€т и заключают на некоторое врем€ в  онсьержери вместе с малолетней дочерью. ¬скоре она освободитс€, уедет во ‘ландрию, где родит еще двух дочерей, которых барон дТќнуа откажетс€ признать своими Ч все же он очень давно не виделс€ с женой.ѕрежде чем вернутьс€ во ‘ранцию, она успеет пожить еще в »спании и в јнглии. ќказавшись в ѕариже, мадам дТќнуа напишет воспоминани€ об »спании (полные заимствований и компил€ций), откроет литературный салон, напишет роман и множество волшебных сказок, сюжеты которых сейчас покажутс€ нам знакомыми по уже известным народным и авторским текстам. ¬ них глупые короли и злые мачехи, прекрасные принцессы и их уродливые сводные сестры, благородные принцы и их волшебные помощники, жива€ и мертва€ вода, превращение людей в животных в наказание за ослушание, благородна€ верность, противопоставленна€ хитроумному коварству, дружба и покровительство фей и волшебников Ч така€ же обыденность, как браки по расчету и казни на √ревской площади во ‘ранции XVII века.”ложить в короткую рецензию любой из томов серии ЂЋитературных пам€тниковї Ч дело неблагодарное. Ќесколько абзацев не отраз€т годы работы, проведенной каждым из литературоведов, задействованных в переводах и подготовке текстов к публикации, обширного комментари€, сопроводительных статей, прочт€ которые даже самый неподготовленный читатель почувствует себ€ экспертом по теме. ќдна беда: книги этой серии издаютс€ маленькими тиражами, и ими пользуютс€ в основном профессиональные историки литературы. Ќо если бы некоторые сказки вышли в попул€рных издани€х, они бы читались не хуже сборников Ўарл€ ѕерро.
http://spectechnoservis.ru/ustanovka-bashennogo-krana/



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку