-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в timemechanic

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 73) Нимфы Magic_Forest _Япония_ Мифические_животные town_of_art Средневековые_замки Мамаша_Кураж Тоска_по_Интеллекту про_искусство _АрхитектурА_ Эпоха_масок Стимпанк полезные_игрушки Ответ_на_вопрос Мой_любимый_КРОЛИК Мир_рукоделия Изделия_из_бисера Live_Memory Gallery_Modern_Art Математики мир_бисера Дом_Кукол Фэнтези_и_не_только Нефильтрованная_красота Указатель_Дом_Кукол Поиск_Сокровищ мир_красивых_поделок_и_изделий Прага-ру Арт_Калейдоскоп ДРАКОНЫ- -интересно Мамский_форум мадам_бовари Сказки_звездного_неба В_гостях_у_Мадлены Сообщество_Творческих_Людей История_и_культура Память_огненных_лет С_Т_И_Х_И Доска_объявлений книги Доска_объявлений_2 Уголок_психолога Вокруг_Света Индейцы Фото_храмов Аниме_галерея _КУКЛЫ_ _A_S_I_A_ Перечеркнуть_сценарий Anime_Manga boardgames Camelot_Club Chen_Shu_Fen Creative_Community Dragons_Dream Fantasy_gallery Fantasy_Pictures Geo_club Japanese_Existence Legend_of_Castles MermaidS MiddleAges Paranoia_Dolls Питер Клуб_Фотопутешествий _Поиск_Картинок_ Pour_l_amour_de_l_art Сама_овца Scrapbooking TARO_CLUB Transformers Wargame
Читатель сообществ (Всего в списке: 14) СкАзОчНыЙ_мИр_КаРтИНоК АРТ_АРТель Мировой_инет Ссылочки_малятам притчи_мифы_сказки Pinacoteca Искусство_войны Умелые_ручки Animatologiya digital_art Dolls_LanD Kiev solnechnolunnaya Wandelhalle

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.08.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 12613

" ВРЕМЯ РОМАНТИКОВ - В СУДЬБАХ БОГОВ "

Это место создано ненормальным исследователем для волшебников и иных одержимых творчеством...

 (481x699, 179Kb)
-
Между Небом и Землёю,
Ног босых следов нить...
Значит я не один во Вселенной -
Вот-бы встретиться, поговорить!
-
ОБРАЩЕНИЕ К НОВЫМ ДРУЗЬЯМ и ПОСТОЯННЫМ ЧИТАТЕЛЯМ
========================================
( см. http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/post125185103/ )

ПРАВИЛА ДНЕВНИКА:

= соответствуют http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/post108657785/
и http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/post108660690/

PlagiatNIK.ru - Ник timemechanic защищен.
никнейм: http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/post202362932/

ЭКСПЕРТИЗА И РАЗРАБОТКА КОНСТРУКТОРОВ ЛЮБОГО ТИПА
ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ - ОБУЧЕНИЕ И КОНСУЛЬТАЦИЯ

Я знаю как каждый день преодолевать одиночество и невостребованность мыслей и чувств
---




-
Главный хранитель дневника:
http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/post252024475/

"Хотите стать Мастером по ЛЕГО?"

Среда, 26 Августа 2009 г. 19:54 + в цитатник
Здравствуйте ищущие новое и интересное!

Хотите попробовать серьёзное и очень творческое дело?
Я предлагаю Вам целый мир приключений и проектов имя которому ЛЕГО-конструирование.

Конечно кто-то скажет что всё можно освоить и самому.

Но даже облазив весь интернет и скачав готовые инструкции ( у меня их уже примерно 14 гигабайт только по ЛЕГО + по другим конструкторам и играм ) Вы никогда не придумаете своих особенных приёмов сборки и уж конечно несможете построить нечто реальноработающее и красивое сразу после просмотра фэнтези-фантастического фильма, придумать неординарное применение деталям вроде бы "детского" конструктора = тут необходима практика и соображалка!

Я готов помочь Вам стать действительно настоящим специалистом по конструированию и ответить на любые вопросы по этой теме.

Ну что: "Хотите стать Мастером по ЛЕГО?"

Механик Времени ( с ЛЕГО живу с 1987 года )
Рубрики:  КУРС-ЛАБОРАТОРИЯ: "МИР КОНСТРУКТОРОВ"
LEGO-ENCYCLOPAEDIA.BASIC-CREATOR
ВОПРОСЫ. МИФЫ. ИСТОРИЯ. ПЕДАГОГИКА

Метки:  

Курс "МИР КОНСТРУКТОРОВ"

Среда, 26 Августа 2009 г. 18:51 + в цитатник
Уважаемые Друзья и читатели моего дневника!

Сейчас мной наконец продолжена работа по созданию учебника-энциклопедии по истории конструирования. Смысл происходящего - аккумулировать опыт мастеров-авторов разных систем конструирования в единый курс-учебник, т.е. средство подготовки учителей и разработчиков по конструированию. Сами понимаете что это очень сложный процесс. Я лично многократно приступал к этому и отходил в сторону понимая что еще не готов! Сейчас есть классификация систем конструирования и подбор pdf-инструкций ( по разным системам конструирования ) + подбор фотографий. Наконец сложилась система систем конструирования ( всё это с учётом практического опыта общения-занятий с детьми от 4 до 13 лет ( сами понимаете что мир девочек и мальчиков значительно отличаются ). Главное - конструирование как процесс, это формирование личности человека. Жизнь ставит конкретную задачу - человечек её решает! Можно относится к происходящему как к игре. Мы из лего-кубиков строим дом или робота - ой как здорово! Но на самом деле мы и наш маленький человечек учимся решать реальные жизненные ситуации ( а конструирование позволяет сделать это не так жестоко и в виде некоторой игры - ролевой игры ). Получается дисбаланс - с одной стороны конструкторы это игрушка, с другой стороны - это возможность воспитать личность человека. Боишься сжечь! Легче пострададать самому, чем обидеть ребёнка.
Проблема ещё и в том, что сам процесс конструирования - это изобретение!
Да! Мы и наш ученик совершаем подвиг - прорыв в будущее человечества.
С помощью деталей "ЛЕГО" мы создаём совершенно новые объекты и вещи. И мы знаем как они должны функционировать. Это не теория - это реальность!
Как быть с учителями?
Есть такая учительская профессия - уроки "труда".
Согласитесь немного дикое понятие в условиях современных информационных, материальных и лего-технологий. Я лично часто задыхаюсь в среде коллег-учителей. Им,прибитых учебно-поурочным планом - действительно сложно переучиваться и идти дальше, в поиске нового и экспериментального ...
Я их понимаю и преклоняюсь - каждый день в школе это подвиг!

Но условия нашей современной Российской действительности требуют - подрастающий человек должен уметь активно приспосабливаться к резко изменяющимся условиям реальной жизни, уметь быть исследователями-энциклопедистами, уметь решать поставленные задачи-испытания как в программе "Форт Бойярд" - за 1 минуту.

Мир конструкторов готовит нас и учеников к этому.
Пусть я совершаю ошибки - главное передать накопленно-пережитый опыт.
Решайте сами - что важно, а что нет.
Если ошибётесь - я подожду, через "100" лет Вы всё поймёте - пойдём дальше ...

Пишите - Ваши письма это воздух которым я дышу.

Ваш, Механик Времени.
Рубрики:  КУРС-ЛАБОРАТОРИЯ: "МИР КОНСТРУКТОРОВ"

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Если есть Принцессы - Значит Принцы будут!

Вторник, 25 Августа 2009 г. 21:22 + в цитатник
---
ng15 (250x375, 32Kb)
---
Если есть Принцессы -
Значит Принцы будут!
Правду чудной Сказки,
Люди не забудут!

Будут жить Драконы,
Подвиги и страсти,
Детям двум влюблённым -
Улыбнётся Счастье!

И что мир прекрасен
Люди помнить будут,
Жаль, найти Принцессу -
Это тоже чудо!

Много есть девчёнок
Вроде бы красивых,
Но бранятся, курят, держатся спесиво.
Их ума надёжно избежал прогресс,
В их одежде нету шарма от Принцесс!

Если ты Принцесса -
Значит Принцы будут!
И в реальной жизни,
Будет место чуду!

Механик Времени.
Рубрики:  ТЕАТР МАСОК
СТИХИ, СКАЗКИ, МЫСЛИ

Метки:  


Процитировано 1 раз

Прусские поселения в IX - XI веках: особенности в строительстве.

Понедельник, 24 Августа 2009 г. 20:06 + в цитатник
Прусские поселения в IX - XI веках: особенности в строительстве.
Текст дан с сокращениями по источнику: http://club-kaup.narod.ru/kaup_r_prus_1.html
=========================================================

1. Ареал расселения пруссов.

Ареал пруссов в IX-XI веках охватывает южное и восточное побережье Калининградского залива, Калининградский полуостров, соответствует земле Витланд - Самланд. (рис.1) Данная территория отличалась мягким климатом, незначительным количеством лесов и болот, почва преимущественно составлена песчаными грунтами. Во второй половине XI века пруссы выходят к нижнему течению реки Лава, на территорию позднейшей Натангии
---
 (484x226, 20Kb)
Макет прусского городища
--
как же пруссы жили и строили свои жилища?
Рубрики:  LEGO. CITY-АРХИТЕКТУРА, МОСТЫ
LEGO. ЗАМКИ,ОРУЖИЕ,ВОЕННЫЕ МАШИНЫ
ВОПРОСЫ. МИФЫ. ИСТОРИЯ. ПЕДАГОГИКА

Метки:  

ИСТОРИЯ ПРУССОВ И ПРУССКОГО ЯЗЫКА

Понедельник, 24 Августа 2009 г. 18:36 + в цитатник
ИСТОРИЯ ПРУССОВ И ПРУССКОГО ЯЗЫКА
текст дан по источнику: http://www.languages-study.com/preussisch-history.html
===========================================================

Происхождение названия
-------------------------------
“Пруссами” пруссы себя никогда не называли. Самоназвания относились к дружественным племенным союзам, идентифицируемым по территориям, – сембы из Самбии (прусск. “земля”), натанги из Натангии и т.д., а также по именам прусских родов. Это свидетельствует об отсутствии государственной самоорганизации, которая обязательно дала бы пруссам общее самоназвание. Пруссы были только родственным племенным союзом.
Пруссы называли свою землю “Островное царство” (“Ульмигания”, “Ульмигерия”, “Ульмеригия” - в готском варианте) – полуостров Самбия считался до XII в. островом, ограниченным водами Балтийского моря и реками Преголя и Дейма. В целом же прусские земли в период максимального могущества простирались от Вислы до Немана.
В начале нашей эры германцы назвали жителей этой территории “эстии” - живущие на востоке, а германские историки до IX в. называли эту землю “Эстланд” - восточная страна. Никакой этнической связи с нынешними эстонцами здесь не прослеживается. В эпоху Юлия Цезаря кельты и германцы именовали эту землю также “Озерикта” и “Аустравия” – восточная страна. Это имя означало лишь границу известного европейцам мира – не более того.
---
так кто же в действительности были пруссы?
Прусская история дает пример стойкого сопротивления всяческим завоевателям и приятия привнесенных новаций. Власть среди пруссов принадлежала тому, кто приходил с миром и приносил с собой более высокие культурные ценности и прогрессивные экономические технологии. Финал прусской истории также поучителен: без государственной организации нет и не может быть независимого существования, а лишение независимости приводит к исчезновению народа.
==========================================================
Рубрики:  ВОПРОСЫ. МИФЫ. ИСТОРИЯ. ПЕДАГОГИКА

Метки:  


Процитировано 2 раз

ОРДЕНСКИЕ ЗАМКИ ВОСТОЧНОЙ ПРУССИИ

Понедельник, 24 Августа 2009 г. 13:53 + в цитатник
"Кенигсберская Хроника" - журнал из столицы Восточной Пруссии Кенигсберга
сайт: http://kc.koenig.ru/ и http://kc.koenig.ru/Chronik1.htm
=================================================================
Рубрика: "Читальный зал" = http://kc.koenig.ru/LESE/lese.htm

ОРДЕНСКИЕ ЗАМКИ
ВОСТОЧНОЙ ПРУССИИ
+++++++++++++++++
 (629x603, 102Kb)
---
В декабре 1230 года (по другим сведениям весной 1231), дождавшись когда Висла встала, орденские братья с кнехтами во главе с Германом фон Бальк, назначенным ландмайстером Пруссии, совместно с отрядом крестоносцев переправились на восточный берег реки.

Первое захваченное прусское укрепление было приспособленно ими под временное убежище. Это укрепление было названо Торн. В этом же году на самом берегу реки ими было найдено место, где было решено заложить замок, который также получил название Торн. Потому первое укрепление стало называться Альт Торн или Старый Торн.
---
 (425x434, 50Kb)
Реконструкция замка Торн.
---
В этом, 1231 году, Орденом больше не планировалось продвижение вглубь Пруссии. Главной задачей было укрепить и обустроить свой плацдарм на правом берегу Вислы, получив таким образом прочную базу для дальнейшего движения на север и восток. На следующий год Орден активно приступил к продвижению в прусские земли.

железной рекой отряды ордена потекли в глубь и на восток
---
Сотрудник Государственного архива
Анатолий БАХТИН
===================================================================
Рубрики:  LEGO. CITY-АРХИТЕКТУРА, МОСТЫ
LEGO. ЗАМКИ,ОРУЖИЕ,ВОЕННЫЕ МАШИНЫ
ВОПРОСЫ. МИФЫ. ИСТОРИЯ. ПЕДАГОГИКА

Метки:  


Процитировано 1 раз

Рената Римша: Замки Тевтонского ордена

Воскресенье, 23 Августа 2009 г. 22:08 + в цитатник
Интернет-проект "Замки Тевтонского ордена"
Текст по источнику: http://www.castle.lv/teuton/all.html
==========================================================

ЗАМКИ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
====================

Наши представления о рыцарских временах традиционно связываются с важнейшим элементом средневековой архитектуры - замком. На территории бывшего орденского государства в Пруссии кое-где и доныне сохранились эти немые свидетели былого тевтонского господства. В XIII-XIV вв., в пору расцвета искусства замковой архитектуры, крестоносцы покрыли завоеванные в Пруссии земли густой сетью замков. В обшей сложности в начале XV в. Орден имел в Пруссии, на Хелминской земле и в Гданьском Поморье около 120 замков. На нынешней территории Калининградской области России, по имеющимся сведениям, находилось до 58 орденских замков и укреплений.
---
 (620x561, 95Kb)
---
читать далее
Рубрики:  LEGO. CITY-АРХИТЕКТУРА, МОСТЫ
LEGO. ЗАМКИ,ОРУЖИЕ,ВОЕННЫЕ МАШИНЫ
ВОПРОСЫ. МИФЫ. ИСТОРИЯ. ПЕДАГОГИКА

Метки:  


Процитировано 1 раз

Плачет на рассвете Ангел над Землёй ...

Воскресенье, 23 Августа 2009 г. 14:26 + в цитатник
" Плачет на рассвете Ангел над Землёй,
На траву ложатся капли те росой.
Отступает Ночи чёрный лёд -
Это новой жизнью Солнца свет встаёт!
И по сини неба далёкааа ...
Разлетелись белым крылья-облака."

Механик Времени.
Рубрики:  СТИХИ, СКАЗКИ, МЫСЛИ

Метки:  

МИР ЗАМКОВ: "За прекрасных дам!" ( 6 )

Воскресенье, 23 Августа 2009 г. 11:21 + в цитатник
Цикл статей об устройстве и истории Замков
Источник: http://zamok.h14.ru/st5/st.html
===================================================

ТУРНИР
=====

Конспективный перевод главы из книги
A.Schlunk, R.Giersch. Die Ritter: Geschichte - Kultur - Alltagsleben. Stutgart, 2003

Возникновение и развитие турнира
-------------------------------------------
 (530x550, 90Kb)
Турнир в Saint-Inglevert близ Кале (Calais). Хроника Фруассара, кон.15 в.
---
При слове "турнир" - спасибо Голливуду - у большинства современных людей перед глазами возникает картина: два бойца в шлемах с устрашающими украшениями и в стальных латах. Они несутся друг на друга вдоль скаковой дорожки, разделенной деревянной оградой с опущенными копьями. Галоп заканчивается громовым ударом и падением в пыль одного из протагонистов, столь же не способного затем двигаться, как и лежащий на спине жук, почти задавленного своим снаряжением. Это клише полностью скрывает то, что формы и функции рыцарского турнира в ходе веков существенно менялись. Представленная картина не соответствует не только турнирам Высокого Средневековья, но и вообще противоречит самому понятию "турнир", происходящего от латинского tornare, т.е. "поворачивать" или "разворачиваться" как конный маневр.

Во франкоязычном регионе словом "tornoi" еще в начале 12 в. определялись бои конных воинов. Первое, как раньше считалось, немецкое сообщение о турнире 1127 г. близ Вюрцбурга, теперь также принято полагать ошибочным истолкованием сообщения о военном столкновении. Очевидно лишь постепенно этот термин стали употреблять исключительно для определения боевых игр, служащих тренировке. О турнире как о рыцарских упражнениях впервые сообщает Вильгельм (Wilhelm) из Сан-Тьери (Saint-Thierry) в 1149 г. в своем рассказе о жизни Бернарда Клервосского. Кретьен де Труа в 1170 г употребляет слово tornoi в значении спортивного турнира в своем романе "Эрек". После него и другие авторы рыцарских романов 12 в. используют термины turnei и turneiement уже не в военном значении. То, что французские рыцари были прародителями турнира, видно и из английских рукописей Высокого Средневековья, называвших спортивные турниры также conflictus Gallici.
---
 (340x550, 51Kb)
Герцог Анхальтский (Anhalt) на турнире, Codex Manesse,
нач.14 в.
---
На территории Англии турниры закрепились довольно поздно, так как долгое время были запрещены. Их ввел лишь король Ричард I, вскоре после 1190 г. англо-французский "профессиональный турнирный боец" Гилльом ле Марешаль (Guillaume le Marechal), он же Уильям Маршал, еще в 1168 г. горько жаловался на запрет, принуждавший его к поездкам во Францию.

Трактаты всех веков поставляют информацию о предполагаемых истоках турнира. Было модно указывать его изобретателя: Александр Великий был здесь столь же популярен, как и легендарный король Артур. Некоторые источники называют французского рыцаря конца 11 в. Жофруа де Перильи (Geoffroy de Preuilly). Немецкие авторы заменяют Жофруа немецким королем Генрихом I. Но уже в 13 в. авторы смотрели на это более трезво: Аденет ле Рой (Adenet le Roi) высказывается в романе, вышедшем в 1285 г., коротко говоря, что изобретение турнира нельзя приписывать какому либо князю, но всему рыцарству в целом. Аденет поддерживает при этом современное предположение, что французские боевые и рыцарские игры развились из упражнений по маневрированию панцирной кавалерии. Но лишь после обращения аристократии к идеалам рыцарства турниры стали праздниками, о которых сообщают романы эпохи Штауфенов. Из воинских упражнений в ходе 12 в. родилось большое придворное событие, отличающееся от старых боевых игр конных воинов формальными вызовами и ритуализированным торжественным порядком.

Испытание рыцарей происходило теперь не только на поле боя, но и турнирной площадке. Здесь возможно было в куда более блестящей обстановке продемонстрировать свое совершенство во владении оружием, храбрость, благородство, проявить себя в служении даме. После того, как высокая знать открыла для себя рыцарский мир и по-новому оформила его, церковная критика турниров стала бессильна. Тщетно несколько соборов, прежде всего 1179, 1193 и 1197 гг., издавали запрет турниров, угрожали их участникам отлучением и отказом в христианском погребении. Магдебургский епископ Вихманн (Wichmann) проклял в 1175 г. всех участников этой "порочной игры" после того, как в течение одного года 16 рыцарей погибло на саксонских турнирах. Саксонские властители должны были поклясться, что навсегда откажутся от проведения турниров. Как строго эта клятва соблюдалось, можно увидеть из того, что уже в следующем году именно маркграф Дитрих фон Мейсен (Dietrich von Meissen) погиб от несчастного случая на турнире. Многие служители церкви также были приверженцами турниров: аббат монастыря Lesterps близ Лиможа стал известен в 1198 г. тем, что не пропустил ни одного турнира в окрестностях.

 (200x260, 7Kb)
Наконечник турнирного копья
---
То, что критика со стороны церкви шла на убыль, могло быть и следствием изменения турнирной культуры: чем ближе мы к расцвету рыцарско-придворной культуры, тем больше теряет турнир свою грубость и военную функцию. Это развитие было неудержимо. Упадок рыцарского войска стал заметен уже вскоре после 1300 г., и это ускорило перемены в турнире. Позднее, после изменений способов ведения войны в 14 в., начатых в т.ч. катастрофами в битвах при Моргартене (Morgarten) и Земпахе (Sempach), турнир, как упражнение профессиональных воинов, утратил большое значение. Он просто превратился в - пусть и смертельно опасное - спортивное и репрезентативное зрелище. С падением значения рыцарей на поле боя возрастала потребность рыцарства в самовыражении на турнирном поле. Именно на этом фоне надо интерпретировать позднесредневековые усилия по обособлению турнирной культуры. Регламент становиться все жестче: основание турнирных обществ и связанных с ними институтов, например демонстрация шлемов и гербов, должны были защитить последнюю территорию, оставшуюся рыцарям.

Турнир, бухурт и тйост
--------------------------
Рыцарская турнирная культура знала не единственный вид боевых игр: в средневековых источниках различают Turnei, Buhurt и Tjost. Turnei - симуляция группового боя закованных в броню всадников, проводился как правило с участием двух команд. Бухурт был, напротив, командным соревнованием в искусстве верховой езды. Тренировке парного боя служил Тйост. Понятие "турнир" как обозначение всех видов состязаний стало общепринятым к концу 15 в. При Turnei - турнире в узком смысле - симулировалась рыцарская битва. Это происходило следующим образом: две возглавляемые предводителями команды по сигналу (им служило чаще всего перерезывание каната), начинали движение, переходили с рыси в галоп, затем в карьер, сталкивались, разворачивались (tornare!), и все повторялось.
---
 (355x550, 38Kb)
Тйост на мечах
Codex Manesse,
нач.14 в.
---
Победивший всадник имел право увести в плен выбитого из седла противника или потребовать залог. Был также распространен обычай, по которому побежденный освобождался в обмен на свое оружие или выкуп. Были рыцари, которые благодаря своим успехам на турнирах становились "профессиональными спортсменами" и благодаря участию в турнирах получали неплохой доход.
---
 (650x260, 50Kb)
Маркграф побеждает графа Анхальта. "Вильгельм" Вольфрама фон Эшенбаха
---
В турнирах поначалу принимали участие не только рыцари. В 12 в. еще было принято, что рядом с рыцарями сражались вспомогательные пешие войска, вооруженные дубинами и булавами. Лишь в ходе 13 в. от этого обычая постепенно отказались после того, как возросло число жалоб по поводу распространившейся практики "опрокидывания". Речь идет о слугах, которые целенаправленно пытались стянуть противника своего господина из седла с целью обеспечить сеньору большую добычу. Турниры были массовыми мероприятиями. На турнир в Суассоне в 1175 г. граф Балдуин Геннегау (Hennegau) явился с 200 рыцарями и 1200 пешими слугами. На турнире, устроенном в Гейдельберге (Heidelberg) в 1481 г. пфальцграфом Филиппом, присутствовало 5 князей, 20 графов, 4 свободных господина (Freiherr), 60 рыцарей и 385 благородных (т.е. еще не посвященных в рыцари оруженосцев). Из-за большого стечения народа турниры были опасны не только по техническим причинам: если среди бойцов присутствовали те, кто имел между собой личные счеты, то катастрофа была почти запрограммирована. Дурно прославился турнир в Шалоне (Chalons) 1274 г. между рыцарями графа Шалона и англичанами из свиты короля Эдуарда I. Он перерос в кровавую бойню. Королевский двор был так шокирован, что было введено "armes courtoises" - тупое оружие, которое должно было в дальнейшем применятся при состязаниях. При турнире в Виндзоре 1278 г. допускались лишь мечи из китового уса.
---
 (500x400, 55Kb)
Маркграф покидает турнирную палатку. "Вильгельм" Вольфрама фон Эшенбаха
---
Бухурт (или Gyrum) был скорее конным состязанием, уходящей корнями в старинные, возможно древнегерманские обычаи. При этом состязались в демонстрации совершенства верховой езды. При бухурте оружие, как правило, заменялось деревянным. Благодаря мирному характеру этого состязания участие в нем было разрешено даже рыцарям-тамплиерам, для которых участие в турнирах было вообще строго запрещено.

Такого рода спектаклем был, вероятно, знаменитый придворный праздник в Майнце в 1184 г. Это мероприятие всегда описывается хронистами как особо блестящее, возможно этот бухурт стал событием века. По данным хрониста Гизельберта фон Монс (Giselbert von Mons) в празднике принимали участие 20000 рыцарей. Центральным событием было посвящение в рыцари сыновей императора, короля Генриха VI и герцога Филиппа. В конных играх участвовал и император со своими сыновьями.

Тйост - это бой двух рыцарей с длинными копьями, знакомый нам по многочисленным средневековым изображениям. Оба рыцаря пытаются сбить друг друга с коня или как минимум сломать копье. В зависимости от правил иногда, например в случае выхода из строя копий, разрешалось пользоваться мечом.
---
 (600x346, 39Kb)
Миниатюра из романа "Тристан". ок.1410
---
В романах Высокого Средневековья часто сообщается о тйосте. Одно из старейших описаний дает нам Хартманн фон Ауэ (Hartmann von Aue) в своем романе "Эрек" (1190 г.). Подробное описание тйоста можно найти и в рассказе о турнире, устроенном маркграфом Генрихом фон Мейсcен (Heinrich von Meissen) в 1263 г. в Нордхаузене (Nordhausen). Богатый князь установил на турнирном поле искусственное дерево с серебряными и золотыми листьями. Серебряные предназначались в награду тем, кто смог сломать копье противника, золотые - выбившим противника из седла.

В немецких землях тйост сначала называли Stechen (от нем. колоть). С переходом на тупые копья было перенято и название тйост. Введение такого тупого оружия, вероятно в 13 в., "обезопасило" тйост, хотя риск и не мог быть полностью исключен. Это доказывает смерть короля Франции Генриха II в 1559 г., которому при тйосте обломок копья, прошедший сквозь визир шлема, проник в мозг.

Турнир в Позднее Средневековье
----------------------------------------

 (500x280, 48Kb)
Один из старейших гербовых свиков немецкоязычного региона. Ок.1340
---
Общественные изменения Позднего Средневековья отразилось и в культуре турниров. Военное значение турниров все сильнее отходило на задний план, а спортивный характер выступал вперед. Так умерший в 1276 г. уроженец Штирской марки Ульрих фон Лихтенштейн (Ulrich von Lichtenstein) называет пять элементов, больше всего вдохновляющих его в турнире: любовь к борьбе и состязанию, тренировка, добыча, успех у женщин, преумножение личной славы.

В конце 14 в. к этим мотивам добавились и политические компоненты. Турнир все более становиться инструментом сплочения знати. Регулирование права участия в турнире доходит до предела и служит укреплению социальной закрытости. Термин "турнирная знать" (нем. Turnieradel) возник тогда же, когда император Карл IV стал выдавать дворянские патенты предпринимателям и другим полезным людям. Старые роды знати и министериалов видели в этой практике непосредственную угрозу старому порядку и превратили участие в турнире в средство обособление от новой знати. Право на участие в турнире должно было отличать настоящую знать от записной (Briefadel).

Особое значение имели основываемые знатью с 14 в. турнирные общества. Эти аристократические союзы имели два направления деятельности: с одной стороны, они должны были заменять князей, которые переставали быть щедрыми устроителями праздничных турниров; с другой стороны, они должны были под прикрытием дружеских встреч объединять низкое и среднее дворянство против претензий князей и городов. Это политическое значение турнирных обществ усилилось в первой половине 15 в., когда напряжение между территориальными князьями и дворянством сильно возросло и дошло до серьезных, порой военных, столкновений. Турнирные общества все более приобретали характер тайных организаций.

В военно-техническом плане turnei все более заменяется состязаниями на булавах. Вместо копья и меча сражаются деревянными булавами (Kolben) или битами (Schlegel). В 1366 г. в Швабии образовывается турнирное общество даже именующее себя по этому оружию: Schlegler. Турниры на булавах привели к возникновению собственного шлема, т.н. Spangenhelm, который приобрел особое значение как верх герба турнирной знати. В 15 в. было принято начинать состязания с турнира на булавах. Через два часа слуги приносили бойцам мечи для т.н. дополнительного турнира (Nachturnier). После создания турнирными обществами руководства по проведению турниров правила стали жестче. Франконский устав 1479 г. предписывал, например, использование лишь специальных тупых турнирных мечей и булав. Это оружие служило лишь для того, чтобы сбить у противника украшение шлема (cleinot). Кроме того нельзя было атаковать противника ниже седла, а также в тех местах, "где он обнажен и не покрыт броней".

И наконец регламентируется и количество слуг, сопровождающих рыцаря. Франконский устав 1479 г. предписывает, что каждый рыцарь имеет право иметь при себе лишь одного оружейника. Число прочих слуг зависело от социального статуса бойца: князьям разрешалось иметь четырех слуг, графам и знатным господам (Edelherr) трех, рыцарям двух и оруженосцам одного.
---
 (200x260, 11Kb)
Герб рыцаря фон Вольфштайн (Wolfstein), 15 в. Старый род министериалов фон Сульцбург (Sulzburg) сменил имя, получив в лен замок Вольфштайн. Одновременно сменилась и верхняя часть герба: волк с ягненком в зубах
---
 (380x550, 25Kb)
Турнирный доспех с тарчем. 15 в.
---
Захват добычи также прекратил свое существование в старых формах: если раньше было принято, что проигравший терял доспехи и коня, а также платил произвольный выкуп, то теперь размер выкупа предписывался уставом турнира. Отступные за коня и доспехи также определялись перед турниром. В Англии порядок проведения турнира с конца 13 в. был вообще определен законом.

Кроме того, тйост приобретал все большее значение. Самое позднее с 15 в. утвердились турниры, состоящие лишь из групповых тйостов. Правила боя также были значительно смягчены. Теперь по правила требовали лишь попасть в тарч (Tartsche), турнирный щит, изобретенный в Италии. Он распадался на части от действия специального механизма, закрепленного на уровне правого плеча и приводившегося в действие при точном попадании.

Как поздняя форма в 15 и 16 вв. существовал т.н. валлийский тйост. Этот тйост отличался от обычного сооружением деревянного барьера, разделяющего пути противников. Совсем никакой средневековой основы не имеют состязания, которые сейчас порой представляют как составную часть рыцарского турнира: упражнения, при которых надо попасть копьем в голову мавра или турка, сделанные из бумаги, являются изобретением начала Нового времени и возникли никак не ранее 16 в.
=================================================================
Рубрики:  СИМВОЛЫ. МАГИЯ. ТАРО. МУЗЕЙ КАРТ
LEGO. ЗАМКИ,ОРУЖИЕ,ВОЕННЫЕ МАШИНЫ
ВОПРОСЫ. МИФЫ. ИСТОРИЯ. ПЕДАГОГИКА

Метки:  


Процитировано 2 раз

МИР ЗАМКОВ: Жизнь в замке ( 5 )

Воскресенье, 23 Августа 2009 г. 09:51 + в цитатник
Цикл статей по устройству и истории Замков
Источник: http://zamok.h14.ru/st4/st.html
===============================================

ЖИЗНЬ В ЗАМКЕ
===========

Конспективный перевод главы из книги
A.Schlunk, R.Giersch. Die Ritter: Geschichte - Kultur - Alltagsleben. Stutgart, 2003

Обитатели замков
---------------------
 (425x395, 50Kb)
Деталь фрески в зале замка Рункельштайн (Runkelstein) в Южном Тироле. Ок 1400 г.
---
Количество лиц, проживающих в замке, и отношения между ними зависели от выполняемых замком функций. Меньше всего жителей мы обнаруживаем в "частных" замках, служивших в первую очередь местом жительства хозяина замка и его семьи. Здесь мы встречаем лишь минимум прислуги, в крайних случаях хозяйка замка должна была сама при поддержке одной служанки выполнять домашнюю работу в то время, как хозяин занимался управлением. Отличие от крестьянского образа жизни в этом случае едва ощутимо. Не смотря на все сообщения о разорившихся дворянах такие случаи были скорее исключением. Обедневшие рыцари часто встречаются и во времена Штауфенов. Чаще всего замки, в том числе и принадлежавшие простым рыцарям, были центром небольших владений с имениями в нескольких точках, которые редко возделывались самостоятельно. Обычно владения распределялись между парой дюжин, реже несколькими сотнями крепостных, плативших в ответ подати и выполнявших работы. В этом случае управляющий, порой с собственным писарем, наблюдал за поступлениями от крестьян натуральных и денежных податей от крестьян и решал споры между крепостными. В некоторых замках управляющему и писарю выделялось отдельное помещение, часто вблизи ворот, порой в форбурге или на хозяйственном дворе. Прислуга в этих случаях была обширнее и включала помимо слуг и служанок постоянного повара, пару поварят, возможно также истопника, кузнеца или шорника. Если предстояли крупные строительные работы, то нанимались плотники и каменщики, которые в этот период также могли размещаться на территории замка.

Военное обеспечение таких замков, по крайней мере в мирное время, ограничивалось самым необходимым. Так в 1425 г. оба совладельца замка Райхельсберг (Reichelsberg) в нижнефранконском Аубе (Aub) заключили соглашение, что каждый из них выставляет по одному вооруженному слуге, а двух привратников (Türmann и Torwart) и двух стражей оплачивают совместно. Аналогичным в позднее Средневековье было положение в служебных замках крупных феодалов. Хозяина замка чаще всего представлял управляющий, которому помогали один или два писаря. Для управленческих нужд выделялись одна-две комнаты, чаще всего в паласе. В 1366 г. для защиты замка Лихтенэгг (Lichtenegg) владелец выставлял привратника, двух стражей, пять вооруженных слуг с двумя конями, кроме того повар должен был обеспечивать потребности служащих и их семьи. Прочую дворовую прислугу управляющий должен был оплачивать сам.

Особое положение занимали большие имперские замки, воздвигнутые в 12 - нач. 13 в. в узловых точках империи Штауфенами. Например Нюрнберг, Кайзерслаутерн, Хагенау, Оппенхайм (Nürnberg, Kaiserslautern, Hagenau, Oppenheim). Они служили центрами управления империей и военными опорными пунктами. Но и здесь количество министериалов, выполнявших административные или военные функции, было скромным - даже в больших имперских замках их навряд ли было больше 20. Изначально они были обязаны в обмен на лен нести постоянную службу. Размещались они поначалу скорее всего в постройках ядра замка или форбурга. Однако из-за стесненных жилищных условий уже в 12 в. они строили себе жилые башни за стенами замка. Таким образом вблизи замков возникали настоящие военные поселения. Обязанность гарнизонной службы постепенно размягчалась, а с течением времени стала распространяться лишь на период военной опасности. А поскольку часто получали лены от разных господ, то гарнизонная служба становилась и вовсе невозможной.

Совсем другая ситуация была в замках-резиденциях больших аристократических родов, центрах благородной рыцарской культуры. Сюда знатные семьи отправляли на воспитание своих отпрысков, мужчины боролись за такие почетные посты, как кравчий, камергер, стольник, служили как рыцари, советники, служащие или управляющие, а дамы - как камеристки княгинь.

Большое число придворных требовало соответствующего количества как простой прислуги, так и специалистов: поваров, пекарей, мясников, кузнецов, шорников, плотников, каменщиков, не в последнюю очередь резчиков, художников, ювелиров. Их можно там и сям встретить и в замках низкой знати, но здесь они обычно не располагали собственными мастерскими.

Свет и тепло
---------------
Приятно в июньский день смотреть из окна замка вдаль, любуясь пейзажем. Но кто же холодным, сырым ноябрьским днем по грязным, размокшим дорогам? Жители замка должны были проводить в нем и холодное время года, жалуясь на невзгоды зимы и вздыхая о весне.

Стены лишь частично защищали от холода, без отопления они остывали и впитывали влагу. Кто мог себе позволить, обшивал стены досками или завешивал их коврами. Маленькие окна меньше пропускали холод; большие многосводчатые окна, которые встречаются лишь в залах больших замков, замуровывали еще в 13-14 вв., когда климат стал суровей. На месте больших оконных проемов появились маленькие прямоугольные окна, порой упорядоченные в группы. Репрезентативные постройки получали большие окна, разделенные пополам или накрест, при этом минимум верхняя часть остеклялась.
---
 (200x222, 5Kb)
Лампа. 15 в.
---
Хотя стекло было уже известно, но даже в замках знати применялось для остекления так называемое "лесное стекло" ("Waldglas"), которые можно было обрабатывать лишь в молочно-мутные круглые шайбы, пропускавшие лишь минимум света. Большинство рыцарей однако не могло позволить себе и такого стекла. Вместо него окна закрывали едва пропускавшими свет кожами или пергаментом, чаще всего на деревянных рамах, или мехами. От сквозняка щели затыкали соломой или мхом. Это делало и без того сумрачные помещения еще темнее - бесконечные месяцы в полутьме: если в где-то и справедливо наше представление о мрачном средневековье, так именно здесь.

Темные помещения можно было обеспечить лишь слабым освещением. Известные нам свечи из стеарина и парафина были изобретены лишь в 19 в., До этого применялись свечи из жира, получаемого из коровьих почек, или бараньего жира. Свечи из пчелиного воска были дороги и лишь тогда доступны для хозяина замка, если сырье поставляли собственные пчелы. Эффективнее были факелы, но они давали много копоти, портили ковры и мебель и уже по этой причине применялись лишь в особых случаях.

Дешевле была сосновая лучина и масляные лампы - дававшие также много копоти, сжигавшие и без того скудный кислород и распространявшие сильный прогорклый запах.

Отопление
-------------

 (200x200, 12Kb)
Кафельная плитка с изображением рыцаря. 14 в.
---
В замках было не только темно, но и очень холодно, а в скальных замках еще и сыро.

В то время как знать могла спасаться на отапливаемых первых этаже, в маленьких замках было куда неуютнее. Каменный камин в зале распространял тепло лишь на несколько метров вокруг, и то лишь пока горел огонь. Место у огня предназначалось господину замка, его семье и почетным гостям. Удаленные концы зала или помещения без каминов и печей отапливались железными корзинами с раскаленными углями, дававшими лишь скудное тепло.

Простые печи из известняка встречаются и в скромных домах, которые даже у знати состояли до 11 в. лишь из двух помещений, что однако было уже большим шагом вперед по сравнению с однопространственными домами. В кухонной части, чаще всего деревянной, пища готовилась на открытом огне. Тыльная, каменная, сторона печи отапливала прилегающее помещение, остававшееся таким образом незадымленным.
После того, как в конце 11-12 в. возникли печные трубы, кухня и жилые помещения были разнесены по разным этажам. Камин в зале часто комбинировался с кафельной плитой. Кафельные плиты, существование которых доказано с 12 в., делались из простой глины. Они лучше удерживали и распределяли тепло и одновременно были не столь пожароопасны. Вскоре их стали облицовывать кафелем из обожженной глины, увеличивающем площадь поверхности и лучше сохранявшем тепло. Позднее кафель стали покрывать глазурью и украшать различными рисунками.

Одно из старейших изображений кафельной плиты встречается в так называемом Цюрихском гербовом списке (Züricher Wappenrolle) как украшение шлема (!) швейцарского рыцаря "Stubenwied". Роль, которую сыграла печь в повышение комфортности жизни в замке, нашла отражение в указателе лиц княжеского замка Тироль. Fornarius, истопник, и не менее чем 11 его помощников стоят во главе списка.
---
 (290x450, 32Kb)
Стенной камин в замке Вилденберг (Wildenberg)
---
Интерьер и мебель
-----------------------
Жилые башни времен ранних Штауфенов были скупо меблированы, а сама мебель вплоть до конца средневековья даже в замках крупных феодалов была простой. В тоже время оформление стен, полов и потолков было значительно богаче, ярче и разнообразнее.
---

 (330x600, 55Kb)
Типичный разрез жилой башни
12 в. Здесь - замок Абенберг (Abenberg), Средняя Франкония. Реконстр. R.Mayrock
---
Входом в жилую башню служила простая лестница, ведущая на второй или третий этаж. Стены нижних этажей были или оштукатурены тонким слоем извести, или каменная кладка оставалась открытой. Прохлада, идущая от стен, была здесь желанной, так как тут на деревянных стеллажах хранились запасы: фрукты и хлеб, овощи и зелень в сосудах из обоженной глины, другие продукты питания, в больших деревянных чанах - запас воды, предназначенный на крайний случай. Так как вода была плохого качества существенную роль играло вино, хранившееся в бочках.

Над складскими помещениями располагалась кухня с большим местом для разведения огня, на уровне пола или немного приподнятое, над ним - далеко выступающая каминная или дымоотводная оболочка. Меблировка была экономной - простой стол для приготовления пищи, полка для горшков, тарелок или продуктов. Пол покрывался тонким огнестойким слоем из глины или известкового раствора, в последующие века пол делали также из кирпича или каменных плит.

На втором, а порой и третьем этаже жилой башни (или паласа) располагался жилой зал, центральный пункт замка, в котором доминировал большой стенной камин. Здесь стены были оштукатурены или покрыты фресками. Гобелены служили одновременно украшением и защитой от холода, особо роскошные вывешивались лишь по праздничным дням.

Рядом с камином на складных стульях или в креслах сидели хозяин и члены его семьи. Если следовать описаниям современников, то столы заносились в зал лишь на время еды, а потом сразу уносились. Сидели на табуретках или скамьях ("стул" изобрели лишь в 16 в.), а также на складных стульях и табуретках, кроме того на сундуках. Вдоль стен стояли скамьи, или это была одна скамья, шедшая по периметру.

Над залом в жилой башне размещались спальные палаты господина и членов его семь, под крышей - помещения прислуги. Для защиты от холода стены обшивали массивными, поначалу простыми досками, но чаще тканевой обшивкой. Спальное помещение, бывшее общим для всей прислуги вплоть до нового времени было неотапливаемым.

В сундуках, редко в (стенных) шкафах хранились ценные одежды и документы. Другие сундуки служили для хранения постельных принадлежностей. Если это было возможно, то господа пользовались кроватью с балдахином, Навес из ткани или дерева должен был задерживать вредных насекомых, кровати были короче, чем сегодня, так как спали полусидя. Слуги спали на соломе, часто рядом с конями. Служанки - на простых, сбитых из досок общих кроватях.

Санитария
-------------
Санитария, водоснабжение и личная гигиена были в замках тесно связаны. Там, где воду приходилось с трудом доставать из колодцев, брать из цистерн или доставлять за несколько километров, экономное ее расходование было первейшим заветом. Важнее личной гигиены был тогда уход за животными, прежде всего дорогими конями. Поэтому нет ничего удивительного в том, что горожане и сельские жители морщили носы в присутствии обитателей замков. Еще в 16 в. хроника обосновывала переселение знати из замков аргументом: "Дабы нам было где мыться". Поскольку тогдашние городские бани не ограничивались уходом за телом, но включали в свой репертуар и услуги современного "массажного салона", трудно сказать с уверенностью, что искали рыцари на самом деле.
---
 (400x550, 53Kb)
Прислужница в купальне. "Wenzelsbibel", ок.1400 г.
---
Если же следовать средневековым романам и эпосам, то личная гигиена имела обладала высокой ценностью. Запыленный после долгой скачки Парцифаль принимает ванну, опекаемый купальными прислужницами. Мелеганц (в одноименном романе артуровского цикла, 1160-80) застает вовсе не возмущающуюся этим хозяйку замка в купальной бадье, кстати находящейся перед замком под липой. Эпический герой Битерольф устраивает совместные купания "86 или более", а один раз сразу 500 витязей - в бадье, установленной в зале. В шванке "Голый посол" протагонист был направлен со своей новостью в купальню. Логично предположив, что хозяин замка моется там, посол раздевается догола и входит в помещение, но обнаруживает там всю рыцарскую семью со служанками - к тому же одетых. Они удалились в теплую баню лишь из-за холодной погоды. И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни

В купальне или бане находились не только бадьи для мытья, но и паровая баня, для получения пара воду лили на раскаленные камни.

Купальни и бани конечно были типичной принадлежностью замков высокой знати и находились как правило на первом этаже паласа или жилой башни, так как требовали большого количества воды. В замках простых рыцарей наоборот они обнаруживаются редко, да и то лишь на пороге Нового времени. Мыло, пусть даже и плохого качества, было обязательной принадлежностью, дорогое мыло научились варить уже в эпоху крестовых походов. Различные щетки, в том числе зубные, чистки для ногтей и ушей также относились к обязательному снаряжению и их существование прослеживается по источникам в отдельных замках. Маленькие зеркала были известны, но относились к предметам роскоши, так как их умели делать лишь в Венеции. Некоторые, преимущественно знатные дамы, носили парики, красили волосы или завивали их. Естественно и средневековые женщины пользовались косметикой, пусть даже make-up был клейким и не особенно водостойки.
---
 (573x550, 71Kb)
Паровая баня. 14 в.
---
Деликатная тема. На равнинах уже в раннее средневековье в монастырях устраивались гигиенически прогрессивные туалеты - проточную воду рек и ручьев использовали для промывки. Но в высоких замках этот способ был невозможен. В некоторых жилых башнях обнаруживаются башнеподобные пристройки, возможно использовавшиеся как нужники. Внизу, у основания башни или даже ниже его уровня, собирались фекалии. Если колодец или цистерна находились слишком близко к выгребной яме, то вода могла быть заражена бактериями. Последствиями были инфекции и понос, болезнетворные микробы вновь попадали в воду и круг замыкался. Настоящий прогресс произошел во время Штауфенов: дела стали справлять просто за крепостную стену. Для этого нужники устраивались на стене: или шахта встраивалась в стену, или нужник в виде эркера выступал из стены. Фекалии уходили либо в свободном падении, или по деревянным или каменным трубам в замковый ров, порой в выгребные ямы.

С внутренней стороны нужники поначалу были открыты обозрению, впоследствии их стали закрывать дверью, превратив в "тайную комнату". А как же зимой, при отрицательных температурах? Ну, были еще ночные горшки, которые поначалу делали из дерева, позже из глины.

Водоснабжение
-------------------
Пока замки или укрепленные дома знати располагались в издавна заселенной долине, то водоснабжение из ближайшего ручья, источника или шахтного колодца не являлось большой проблемой. Ситуация изменилась в 11-12 вв., когда замки стали строить на вершинах гор или труднодоступных горных плато. Вероятность в узком ареале замка - а замок рос в высоту - найти источник снижалась до нуля и была пожалуй выше лишь в замках, расположенных на выступе горного склона - например замок Найдэкк (Neideck) в Верхней Франконии. А замок без собственного водоснабжения в случае осады был практически бесполезен
---
 (200x248, 11Kb)
Бадья из колодца замка Руннебург (Runeneburg)
ок. 1250 г.
---
Колодцы
----------------
В первую очередь рассматривалась возможность получить воду из колодца в пределах замка, что давало гарантию получения свежей воды в случаи осады. Усилия были соответственно велики. Колодец приходилось копать сквозь скальную породу до водоносных слоев, а то и до грунтовых вод. Это требовало колодцев глубиной в среднем от 20 до 40 м, не редкость и 70 м, в единичных случаях, например Куффхойсер (Kyffhäuser) в Тюрингии, Хомберг (Homberg) или крепость Кенигстайн (Königstein) в Саксонии, более 140 м. В зависимости от породы и глубины над колодцем работали год, иногда три или пять лет, при этом технические сложности возрастали, прежде всего подача свежего воздуха, непропорционально возрастали. В экстремальных случаях колодец поглощал столько же денег, сколько все остальные постройки.

Резервуары и фильтрующие цистерны
-----------------------------------------------
Если устройство колодца было невозможно (как например в районе Юра, Juragebiet в Альпах) или его стоимость превосходила возможности хозяина замка, то приходилось искать запасное решение. Проще всего было собирать дождевую воду на территории замка и держать ее в резервуарах. По трубопроводам, открытым или закрытым, собирали с крыш дождевую и талую воду. Водосборником служили большие деревянные ванны, специальные помещения или ямы, в больших замках каменные цистерны, достигавшие, как в замках крестоносцев в Святой земле, размеров целого зала. В маленьких замках удовлетворялись полностью или частично вырубленными в скале маленькими цистернами, сужавшимися к верху, как в верхнефранконском замке Роенхан (Rotenhan) или западнопфальцском Алтдан (Altdahn).

Качество воды улучшалось с помощью цистерн-фильтров, в которых вода проходила сначала через слой гравия, щебня или песка.

Внешнее водоснабжение
------------------------------

 (200x320, 12Kb)
Чайник из колодца замка Руннебург (Runeneburg)
13 в.
---
Даже отфильтрованная вода становиться со временем солоноватой, в жаркий период цистерна может к тому же быстро высохнуть. Кроме того цистерны сооружались скорее на случай осады или крайней необходимости, в то время, как обычно пользовались свежей водой из ручьев и источников, даже если ее приходилось с усилиями доставлять за несколько километров.

Лишь редко удавалось переложить этот груз на крестьян. Как правило каждое утро один-два слуги или служанки посылались в долину, которые доставляли воду в замок или сами, или на спине осла - ослиные тропы и сейчас можно встретить вблизи многих высотных замков. То, что нам сейчас кажется невыносимым, было нормальной повседневностью в районе Юра или Франконской Швейцарии вплоть до начала 20 в., крестьянам приходилось здесь носить воду за 4 км от речной долины в горы.

Если замок был расположен на выступе горного склона, хозяин замка имел средства и выше по склону находился источник, то мог быть сооружен водопровод из дерева и глины. Это решение однако в случае осады не мело ценности, так как водопровод мог быть легко перерезан извне. Прибегали ли к таким устройствам в Средневековье, точно не известно - немногие сохранившиеся водопроводы происходят из нового времени, когда оборонительная задача замков отступила на задний план. На сколько высока была заинтересованность в свежей воде показывает пример замка Бервартштайн (Berwartstein): Хотя в замке расположен 80 м колодец, в 16 в. из-за плохого качества воды был сооружен водопровод, ведший к основанию горы, откуда воду уже доставляли пешком.

На примере Бервартштайна отчетливо видно, что не полагались на один способ добычи воды: в случае осады замок должен был быть максимально автономен - колодец в совершенстве решал эту задачу, цистерна обеспечивала водой на ограниченный период.

Ежедневная пища
----------------------

 (600x430, 83Kb)
Застолье. Ковер из Байо (Bayeux). Конец 11 в.
---
Нигде социальные отличия не проявлялись в средневековом обществе так сильно, как в питании. В раннее средневековье, когда знать жила в деревнях или в их близи, различить жилье знати от жилья крестьян можно даже по пищевым отходам. Еда была важнейшим атрибутом статуса - аристократия и остальное население куда меньше отличались в одежде жилье, чем в пище.

Если простой рыцарь оказывался за столом господина, то он уже мог себя поздравить, даже если это была повседневная еда, а не праздник. Если процитировать Вольфрама фон Эшенбаха, то "там где ко мне обращаются Мой господин, то есть дома... даже у мышей нет повода для праздника."

Если простой рыцарь в 14 или 15 вв. владел собственным замком, то ему удалось сильно продвинуться по социальной лестнице. По остаткам пищи в замках мелкой знати археологам удалось реконструировать: естественно ели мясо, но почти исключительно свинину и говядину. Свиньи и коровы ели и крестьяне, но говядина была жесткой и происходила из их старых тягловых животных. Чтобы получить полную питательную ценность мяса, и крестьяне, и рыцари варили его. Дичь играла лишь подчиненную роль. Таким образом не приходиться говорить о существенных качественных отличиях в питании рыцарей и крестьян. Другая картина вырисовывается, если мы посмотрим на количественные отличия. По результатам исследований пищевых привычек в позднесредневековой Оверни мы знаем, что сельские жители потребляли в среднем 26 кг мяса на человека в год, мелкая знать же около 100 кг - в четыре раза больше, чем крестьянин.
---
 (200x178, 8Kb)
Сосуд для запасов и настольные горшки. Свежее мясо зимой было редкостью. Поскольку фуража на зиму не хватало, скотину забивали осенью. Мясо засаливали и хранили в глиняных сосудах.
---
Важнейшей составной частью рациона на протяжении всего редневековья было однако не мясо, а зерновые продукты, которые попадали на стол как хлеб, каша или пиво, реже как булки, коржи, пироги, пряники, кренделя. В нормальное время разница между рыцарем и крестьянином здесь была не очень велика и скорее выражалась в качестве: чем богаче был дом, тем светлее хлеб - от черного хлеба крестьян до белого пшеничного хлеба. Зерновые продукты полностью покрывали потребность в пище представителя знати и почти полностью таковые крестьянина. Неурожай и неуклонно следовавшее за ним повышение цен непосредственно било по нижним слоям и делало очевидным неизвестное нам мерило: позиция на социальной лестнице в период скудности продовольствия определяла, кому жить, а кому умереть.

По сравнению с зерном все остальные продукты, даже мясо, были лишь приправой, чье соотношение однако говорило о качестве жизни и ее продолжительности: зерно могло покрыть лишь базовую потребность в калориях, но не в витаминах. В первую очередь следует упомянуть об овощах, которые становились все разнообразнее и выращивались в каждом замке - в замковом огороде, в форбурге или хозяйственном дворе.
Фрукты в раннее средневековье были поставлены прежде всего дикими сортами, с 11-12 вв. - полученными с засаженных фруктовыми деревьями лугов. Яблоки и груши часто варили, виноград часто перерабатывали в вино, уксус, крепкие напитки, фрукты перерабатывали в желе, варенье, сироп. Лес давал ягоды, шиповник, бузину, желуди, каштаны, орехи. Все это в раннее и высокое средневековье было доступно и крестьянам, но с ростом плотности населения все сильнее регламентировалось.
---
 (200x225, 11Kb)
Тарелка из замка Руннебург (Runeneburg)
13 в. Посуда из серебра даже на столах знати была исключением. В основном пользовались деревянными тарелками и бокалами
---
Значительно большую роль, чем сегодня играла рыба, классическая еда поста. Средневековье знало 70 дней поста, благочестивые христиане постились также по пятницам и субботам, а особо сильно верующие также каждую среду. В эти дни мясо, птица и молочные продукты были табу, кроме того вместо двух основных приемов пищи оставался один.

Особенно любима была сильно приправленная еда. Всем слоям населения, по крайней мере теоретически, были доступны все местные специи во всей непривычной для нас широте - частично как замена дорогой соли. Иначе было со специями, поступающими из средиземноморского бассейна, Западной Африки или Дальнего Востока. Маленькая баночка шафрана стоила как корова, фунт мускатного ореха не менее 7 быков, за перец, имбирь или корицу давали кусающиеся цены. Для тех, кто желал продемонстрировать богатство, здесь было широкое поле, на этом не экономили и перчили даже вино.

Одежда
---------

 (400x550, 72Kb)
Рисунок из Codex Manesse. Нач. 14 в.
---
Мы привыкли видеть рыцарей в доспехах, которые они само собой разумеется одевали лишь для боя. Что же носил рыцарь "в частном порядке"? При рассматривании средневековых изображений, например знаменитого Codex Manesse, сразу бросается в глаза отсутствие разницы между мужской и женской, взрослой и детской одеждой. Везде длинные, до щиколотки нижние одежды, над ними кафтан, идущий до пола как у женщин, так и у мужчин. Лишь в 15 в. нижний край одежды у мужчин начал смещаться вверх - настолько, что стали отчетливо заметны мелкие различия.

Еще в 10 в. мы сделали бы это с легкостью: женщина в длинном, широком платье, мужчина в платье до колен, ниже штаны - разновидность льняных панталон средней длины, к ним подвязаны "брюки", так называемые чулки, на ступни одеты чулки. Различия в одежде знати и крестьян проявляются более в качестве, чем в покрое.
В 11 в. женская мода пришла в движение. Рукав стал шире и длиннее, пояс осторожно показывает фигуру, изысканный и все более сужающийся покрой подчеркивает объем груди. В 12 в. подчеркивающее фигуру развитие продолжается, талия и грудь моделируются с помощью шнуровки. "Вверх от пояса почти открытый и совершенно обнаженный" (Конрад фон Вюрцбург) - картина потрясшая современников и потомков. Ниже пояса платье падало в широких складках, теперь оно достигает пола, и при ходьбе его приходиться поддерживать. Рукава росли и также достигли пола; Они были не только украшением, но практически служили платком, не в последнюю очередь как залог высокой любви. Последним криком начала 13 в. был хвост, шлейф порой удивительной длины, одеваемый по особым поводам, например для танцев. Успешная модель, которой вскоре стали подражать и крестьянки. В 1240 г. папский Legat Latinus вверг дам в ужас, так как хотел ограничить длину шлейфа: "Это было для дам страшнее смерти" (Салимбене (Salimbene) из Пармы, Хроника).
---
 (700x300, 82Kb)
Рисунок из "Песни о Роланде". Ок. 1170 г.
---
Мужская мода подстраивалась, Длина нижней одежды и кафтана росла после 1100 г. и в конце концов тоже достигла пола. Около 1300 г. практичное платье, доходящее до колен, носили слуги и крестьяне, а также рыцари в быту. От женских кафтанов мужские отличались разрезом спереди и сзади, что облегчало верховую езду. Даже длинный рукав был перенят, верхняя часть тела также шнуровалась. Верхнюю одежду часто укорачивали спереди, чтобы открыть обозрению гордость мужской красоты, "рыцарские ноги". "Багряные штаны надевали храбрецы. Бог мой! Как прекрасны были их ноги!" (Готтфрид Страссбургский).
---
 (200x300, 13Kb)
Эмалевый конец пояса. 10-11 вв.
---
Церковь выступила в поход на жизнерадостные костюмы, она протестовала против открытых мужских ног (особенно если господа "одевали на голые ноги лишь пару сапог"), а также непристойных женских одежд, "которые выставляют на обозрение любовников все, что она может им предложить" (Thietmar von Merseburg, "Chronicon", нач. 11 в.). Кажется церковь имела успех, в ходе 13 в. экстравагантность моды уменьшилась, от излишних украшений отказались. С другой стороны доказательством этому служат надгробные и церковные изображения, которые не вполне соответствуют литературным свидетельствам.

В 13 в. во Франции и Испании, уже тогда являвшихся центрами западной моды, были изданы первые мирские законы против роскоши в одежде. Они регламентировали поскошь одежды при дворе, в частности установив, на сколько следует украшать кафтаны мехом. Лишь в Центральной Европе законы об одежде были направлены против крестьян и предписывали им простое платье, естественно лишь коричневых, синих и черных тонов. Знать напротив любила пестрые, светлые краски и комбинировала зеленый с красным, желтый с синим. В конце концов появилась и мода на ткани, пестро украшенные уже при производстве, с разноцветным узором или полосатые. Также часто одевали разноцветные чулки.

Для знати одежда имела значение статуса. Если в ходе высокого и позднего Средневековья практичные покрои все больше проигрывали, а развивались непрактичные, порой гротескные формы, то это служит четким посланием - знати не приходилось работать. И если придворная роскошь проявлялась в ярких, дорогих одеждах, то упадок более всего проявлялся в ношении крестьянско-практичного платья: "Куда я не посмотрю, никто больше не рад… Гордые рыцари носят крестьянское платье." - Говорит уже в нач. 13 в. Вальтер фон дер Фогельвейде в одной из своих сентенций.

Годовой цикл
----------------

"Каждый день надо заботиться и беспокоиться о завтрашнем, все время быть в движении, все время в беспокойстве. Здесь должно быть вскопано и снова вскопано поле, надо что-то сделать на винограднике. Надо посадить деревья, оросить луга, свой клочок земли возделать камни, посеять, удобрить, собрать колосья, помолоть; теперь время урожая, теперь снова сбор винограда. Если год плох, что не редкость в нашей неплодородной местности, то царит страшная нужда". Так описывает Ульрих вон Гуттен еще в начале 16 в. повседневную жизнь отцовского замка Штеккульберг (Steckelberg). Даже в то время, когда денежное хозяйство продвинулось далеко вперед, "рыцарские" будни отчетливо зависят от законов природы и сельского хозяйства. Как отдельновзятый рыцарь, так и все средневековое общество в целом зависело урожая в сельском хозяйстве, где работало 90% населения. Рыцарь лишь тогда мог сражаться, если его могли прокормить его крестьяне и урожай в его наделе. Так что приходилось все время оглядываться на сельскохозяйственные нужды - и это проявлялось при смене времен года.
---
 (600x490, 78Kb)
Сбор урожая. Фреска из жилой башни в Триенте. Нач. 15 в.
---
Лето
------
"Теперь время урожая, так что войне придется подождать". Уже франки стремились закончить свои весенние походы до лета, чтобы иметь возможность позаботиться об урожае. При этом лето было хорошим временем для сражений - дни длинные, корм для коней под рукой, войска могут ночевать под открытым небом. Реки с их низким уровнем воды легко преодолеть, дороги хоть и пыльные, но проходимые. Для распрь, "малых войн", лето было даже наиболее подходящим временем: противник еще не собрал урожай, а потому не может надеяться выдержать долгую осаду. Уничтожение урожая таких культур, как виноград, овощи на корню должно нанести ему особенно тяжелый удар, так как уже мало времени для того, чтобы снова посадить и снова вырастить урожай до зимы. Но как правило все же не вели ни войну , ни распрю, а оставались дома, охраняли свой урожай, мололи, складировали и наслаждались длинными теплыми вечерами в замке.

Осень
-------
Урожай собран, склады наполнены. Домашние животные, выросшие за лето, приходиться забивать, так как запасов на них не хватит. В установленный день, чаще всего на св. Мартина (11 ноября), крестьяне поставляют оброк. На скошенных полях можно устраивать рокошные охоты. Конец лета и начало осени было традиционным временем битв. Дни становились менее жаркими, дороги не такими пыльными. Без труда можно было прокормить большие массы войск своим, а лучше захваченным урожаем. Большие рыцарские битвы со многими участниками происходили чаще всего с конца августа по конец сентября (Креси, Дюрнкрут, Моргартен, Мюльдорф - Crecy, Dürnkrut, Morgarten, Mühldorf)


Зима
------
В ноябре заканчивалось удобное для поездок время, дожди размывали дороги, реки переполнялись и становились непроходимыми, на морях господствовали штормы - что было справедливо для путешественнико, было справедливо и для войска. Как правило бои затихали, искались компромиссы, если конечно восстания не требовали вмешательства. Иногда холод имел достоинства, так как замерзшие дороги были проходимы для тяжелых повозок и всадников, покрытые льдом реки и болота не служили больше препятствием. Кто вел сойну зимой, обеспечивал себе элемент внезапности. Как правило однако зиму проводили дома, оставаясь наконец с женой и детьми. Сидели тесно рядом друг с другом, так как лишь немногие помещения замка или господского дома отапливались. Разговаривали, разнообразие вносили настольные игры и кости.

Весна
-------
В конце концов все слова были сказаны, а игры сыграны, в сырых, холодных замках с нетерпением ждали весны. Дороги только оттаяли, были заболоченными и труднопроходимыми, еще не хватало подножного корма для коней. Когда конное войско выросло в значении, еще франки в 755 г. перенесли сбор своего войска с марта на май. С Пасхи начиналось лучшее время рыцаря, который готовясь к войне или распре, принимал участие в турнирах и многодневных охотах. На Троицу год достигал своей вершины с придворными мероприятиями, свадьбами, праздничными собраниями с музыкой, танцами, праздничной едой. За этим могла следовать весенняя компания, распря. Потом однако рыцарь возвращался в свой замок или двор, для заботы об урожае.
=====================================================================
Рубрики:  LEGO. CITY-АРХИТЕКТУРА, МОСТЫ
LEGO. ЗАМКИ,ОРУЖИЕ,ВОЕННЫЕ МАШИНЫ
ВОПРОСЫ. МИФЫ. ИСТОРИЯ. ПЕДАГОГИКА

Метки:  


Процитировано 3 раз

Поиск сообщений в timemechanic
Страницы: 111 ... 10 9 [8] 7 6 ..
.. 1 Календарь