-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Thomas_Neo

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.01.2017
Записей: 31
Комментариев: 0
Написано: 31


Скифы и тюрки: Этимология

Воскресенье, 12 Марта 2017 г. 13:25 + в цитатник

Скифы и тюрки: Этимология 

Ас – др.-тюрк. aš (переходить) или az (малочисленный; сбившиеся с пути). Асами (aš – аш) могли называть перешедщих на другую территорию кочевых племён (асай, ассиан, асии в Ср. Азии и Вост. Европе), хотя az из др.-тюрк. эпитафии фонетически более соответсвует и по смыслу мог означать «малочисленные племена», «остатки народа» или его «малая часть». В письменных источниках я не заметил связей между азами тюркских памятников и кавказскими асами. Азы соседствовали с енисейскими киргизами.

У Рубрука есть такое интересное сообщение. Он сообщает, что болгарская династия Асеньев происходит из области близ Башкирии, от племени блак (видимо булак – родник), которое переселилось в XII веке в Болгарию. Так вот, можно пердположить, что после этого переселения они назывались асами в смысле «перешедшие в иностарнную землю». Что касается кавказских асов (название балкарцев), возможно основнаяя масса кавказских алан вошла в состав автохтонного карачевского субстрата, а малая часть, отделившись, перешла на территорию Балкарии, и поэтому именовалась асами.

Следует учесть важный момент в этом вопросе: этноним «ас» не происходит от «яс». Также нужно знать, что этноним «овс» (осетин) не происходит от этих слов. Тем более нельзя игнорировать грузинскую летопись, где сообщается, что этноним «овс» (осетин) происходит от имени хазарского князя Уобоса, который подчинил себе территорию Осетии и переселился туда со своим племенем. Т.е. его удел грузины называли Овоским (Овсети), и поэтому пошло названия народа «овс» (груз. ოვსები,овсэби; -эби – суф. соотв. рус. -ин). Так что «белый» компонент у осетин это от тюркоязычных хазар, а не алан или асов, тем более не от арийцев. Грузины были ближайшими соседями осетин, писавшие исторические хроники. То, что грузины называли аланами только карачаевцев и напротяжении тысячи лет называют осетин овс→ос явно указывает на то, что они не имеют отношение к аланам. И это не единственный факт. Тот факт, что сами осетины называли и называют балкарцев асами тоже явно подразумевает то, что осетины так себя не называли. Логично ли называть соседний иноязычный народ своим именем? Такого в истории не было. Абаев и другие придумали это, переставив факты местами, и «по своему» интерпретировали их.

Байрамкулов пишет: «Если название асы прочно утвердилось за балкарцами, то название аланы не менее прочно закрепилось за карачаевцами… Почти до конца XIX в. Карачай назывался Аланией, а Балкария — Асией». И далее без лукавства утверждает: «Насколько нам известно, осетин никто и никогда не называл ни аланами, ни асами». Он  приводит в своей книге документальные свидетельства о том, что карачаевцев и балкарцев называли аланами и асами. Почему Абаев и Миллер так же не привели доказательства о том, что осетины назывались аланами? Они предъявляли свои предубеждения за доказательства.

Яс – от alaŋ yazı или yazıq yer. Ас и яс это не одно и то же слово, как считают многие, и не одно племя, но оба одного происхождения. Первое – разные скифские племена, в том числе и аланское, второе –печенежское или хазарское. В том, что этноним языг происходит от др.-тюрк. «yazıq yer» (плоская земля, степь) нет сомнении. Языги жили в другое время и, как известно, часть переселилась далеко на запад. Аланы и печенеги происходят от первоначальных языгов, которые жили в Приаралье и Прикаспийской низменности. Они известны в китайских источниках в форме янцай. Также сообщается, что «янцай был переименован в аланьляо».Вполне вероятно, что кит. аланьляо означает alaŋlı (букв. степной), т.е. «степной народ». Ясы не имеют никакого отношения к осетинам. Все слова о том, что их язык является одним из осетинских диалектов – это политически ангажированная мистификация. Это как бы взять алфавит, и стерев все буквы, кроме е, и, н, о, с, т, заявить, что здесь написано слово «осетин». В этом вопросе трудно заметить лукавость, но она безусловно имеется. В источнике XII века на древнерусском языке ясно сказано, что язык ясов печенежский: «Язык же ясский ведом есть, яко (поскольку) от печенежского рода родися». Сам этноним отлично читается на тюркском с семантическим соответствием.

В китайской хронике упоминается о народе янцай, который 2000 лет назад занимал печенежские земли и говориться, что они по сути являютсясь протоаланами. Видимо «янцай» это китайское произношение древнетюркского yazıq, ведь алан они воспроизвели в точности, как и другие народы, поскольку звуки «а», «л» и «н» легко воспроизводятся и имеются почти во всех языках. А специальные иероглифы обозначающие звуки «z» и «q» у китайцев нет. Китайские авторы брали приблизительно совпадающие иероглифы: ян  奄 – это обозначение звука «я», цай 蔡 означает «з» или «зык», если сопоставлять с известным племенем языг. В осетинском и иранском языках нет слов нет соответветствующих по семантике и фонетике к этнониму «языг». Ввиду того, что «языг» (греч. Ἰάζυγες) точно соответствует тюркскому yazıq, и учитывая семантику этнонима, а также синонимичность тюркских слов yazıq и alaŋ можно с уверенностью заявить, что предки печенегов и первых алан, которые вышли из печенежских земель назывались языгами.

В русской летописи говорится, что Святослав Игоревич пошел (960-е) против хазаров и победил их – ясов и касогов. «Касог» однокоренное слово с «козар» (хазар), на др.-тюрк. будет qazaq (тоже, что и казак в первоначальном смысле, т.е. свободноживущие жители). Казахи не имеют отношение к касогам также как и авганские хазарейцы, если не по названию. От касогов происходит название страны – Хазар (qazaq er –свободноживущий народ или страна касогов, казаков). Нигде не говорится, что аланы и ясы это осетинский или иранский народ. Нет, так нет. Поэтому не подобает учёному искажать исторические события своими личными хотениями. Аланы не арийцы, а арийцы не великий народ. Все эти тенденции искажать историю обясняется именно таким превознесением. Тюрки скромный и честный народ. Им несвойственно измышлять, как об этом сообщали античные (о массагетах) и арабские авторы.

Венгр – hungar, ungar, от onoğur. Сами венгры называют себя мадьярами. В слове hungar первая часть (hun) не относится к этнониму хунну. Это латинское произношение ungar. Оногуры – это булгарский народ, который правил землями от Уральских гор до Волги. После того как гунны ушли в глубь Европы оногуры образовали свое государство или племенное объединение. Современем огуры начали называться булгарами. То что венгров и угров называли так же, это можно объяснить тем, что они входили в Оногурское государство. Тюркоязычное племя, называвшееся «мадьяр», возглавило протовенгерские племена и они вместе переселились в Венгрию.

Мадьяр – возможно происходит от монгольского «мод» (лес) и тюркского «эр» (человек, народ), т.е. лесной народ. Возможно гунны и авары называли венгров или тюркоязычных племен, вышедших из сибирских лесов мадьярами (лесным народом). Есть версия, что этноним «мадьяр» происходит от самоедского mači (лес). Изначально мадьярами называли одно правящее племя, видимо тюркоязычное, поскольку Рубрук сообщает, что «язык башкиров и хунгаров – один и тот же». В дальнейшем хунгарами (венграми) и мадьярами называли финно-угорских и тюркоязычных переселенцев из Великой Венгрии (земли западнее Уральских гор). Тюркоязычные мадьяры вместе финно-угорами ушли в Паннонию, когда их вытеснили печенеги, и оставили свое название, подобно булгарам, которые тоже составляли малую часть населения Болгарского государства и также стали славяноязычными, как мадьяры стали венгроязычными. Формирование венгров и болгар анологичны. Тюркоязычные мадьяры и булгары стали венгроязычными и славяноязычными, поскольку были в меньшинстве, но оставили свое название, поскольку изначально занимали главенствующее положение.

Распараган (царь роксолан и сарматов во II веке н. э) – urušqa barğan (идущий в бой). Здесь имеется тюркский аффикс -ğan. Например, известно имя Капаган из надписи в часть Тоньюкука, которое происходит от «qap» (набрасываться, захватывать) и буквально переводиться как нападающий. Также есть имя Сапырган.

Басиан — basınğan (притеснённый) baš han (главный хан). Название аланского родоплеменного объединения, по грузинским источникам. Ср. Басиан — родовое имя болгарского царя на Северном Кавказе или в Приазовье в VII в. Также у Страбона упоминаются пасианы в числе скифских племен, захвативших Бактрию. Хотя это одноимённое племя может быть отдельным племенем, как среднеазиатские асии и аланские асы. Страбон пишет: «Из этих кочевников в особенности получили известность те, которые отняли у греков Бактриану, именно асии, пасианы, тохары и сакаравлы, которые переселились из области на другом берегу  Иаксарта рядом с областью саков и согдианов, занятой саками».

Сакаравлы – saqa + er + oğlu (саки + народ + сыновья = потомки или колено саков).

Барсил – bars el (барсы, народ барсов).

Огур – oq + er (племя, народ). Этнонимы относяшиемя к огурам: оногур, сарагур, кутригуры, утигур, авнагур (ауангур), также угор. 1) оногур – десятиплеменной народ (on oq er); 2) сарагур – желтые (sarı) огуры; 3) кутригур – племя волков (qurt oğur); 4)  утигур – три племени (uč oğur) или победившие (ut) огуры; 5) ауангур – объединение десяти племен (av onoğur); 6) угор – тоже что и огур.

Авар av (собираться). Союз племён, подобно союзу германских племён «алеман», который, означает «все люди». Основную массу авар составляли гунны-монголы.

Бурханит – монголо-алтайский тюркоязычный народ; от böri han (волчий хан) + t (монг. суф. мн. ч.; в этнон. соотв. русс. -цы).

Татар – тюрк. tart (тянуть, подтягиваться); монг. tat – мобилизоваться. Союз племён, цель которых военный поход. Татарами изначально называли союз монгольских племён.

Окс и Аракс (Амударья): 1) Ӧgüz – река; 2) Arıq – арык, канал. 3) Araqı – находящийся между чем-л (ara – между; – то что). Возможно так называли междуречье Амударьи и Сырдарьи. Транс-окс-ания, Ма-верана-ахр, Фара-руд означают одно и то же – заречье.

Яксарт (гр. Ἰαξάρτης) и Танаис (Сырдарья): 1) yað+art (разливаться+нагорье). Значение: река берущая начало от нагорья (Юго-Западный Тянь-Шань); 2) teŋiz+ögüz (большое море + река). Значение: река впадающая в море. Аналогичен с древним названием реки Дон, которая тоже впадает в Азовское море. Возможно поэтому некоторые греческие авторы называли Сырдарью Танаисом.

Ябгу (титул) – yabğu (основатель, деятель) от «yap» (делать, строить).

Балх (провинция и город в Афганистане) – balıq (город).

Кандак (аланский вождь) – однокоренное слово с «qan» (хан, кровный): 1) qanlıq – ханский; 2) qandaš – единокровный.

Абеяк (царь сираков): abi + ak (часто используемый аффикс). Abi – мужское имя у тюрков (Махмуд ал-Кашгари. Диван Лугат ат-Турк). Гомер упоминал о скифском народе «абий».

Аддак (царь алан), Адзиаг (имя): Aðaq – имя крупного огузского правителя.

Атас (из списка Цагараева): Ataš – тюркское имя.

Баги (из списка Цагараева):  Begi – тюркское имя.

Бадур (аланское имя), Багатыр (титул у алан): bağatur – богатырь, имя (Батыр) и титул. Возможно происходит от bağa tarqan (тюркский титул).

Сангибан:  Zengi – тюркское имя, как например, имя известного сельджукского атабека основателя династии Зангидов.

Арсалан (аланский царь) – arslan (лев). Одно из самых распространенных тюркских имён.

Саргеты – sarı keči (желтые кочевники); вполне возможно, что это предки половцев. О них упоминает Аммиан Марцеллин: «По соседству с этим народом обитают массагеты, аланы и саргеты».

Аорс – aq uruz (произноситься ağars). Aq – белый, часто прибавляется перед именами и названиями. Uruz – древнее и современное имя собс., означающее сущ. «счастье», прил. «благодатный». Распространены имена Aqarız и Oraz. Возможно это имя основателя.

Меланхлены (греч. Μελαγχλαινοι «чёрноодетые») – возможно предки черных клобуков и каракалпаков (черношапочники). Возможно от них переняты многими народами одинаковые черные шапки у казаков, кавказцев, крымчан и гагаузов.

Скиф: от др.-греч. σκυθρός – мрачный, угрюмый, и возможно аналогичен с этнонимом «жун» (воинственные варвары). «Старинные греческие историки называли все северные  народности общим именем скифов или кельтоскифов. Однако еще более  древние историки установили различие между ними» (Страбон. География)

Массагеты – от греч. μάσσων (большой, множество) + др.-тюрк. keči (кочевники), т.е. большая орда кочевников, множество кочевников. Греки знали скифов и сарматов. Дальше них (т.е. от Каспия) на востоке жили скифские племена. Видимо греки в те времена, не вдаваясь в их самоназвания, говорили «дальше живут многочисленные кочевники (массагеты)». Таким же образом выражался Аммиан Марцеллин «В самом начале этого материка, там, где кончаются Рифейские горы, живут аримфеи, праведные и известные своем миролюбием люди. Область их омывают реки Хроний и Висула. По соседству с этим народом обитают массагеты, аланы и саргеты, а также многие неизвестные народы».

Тиссагеты (Θυσσαγέται) – 1) tüzün keči (толерантные кочевники); 2) taz keči (лысые кочевники). Оба варианта соответсвуют семантике, если исходить из сообщении Геродота. Он сообщает о миролюбивом и лысом народе, который не имеет даже оружии, и которых никто не трогает. Но он называет их аргиппеями. Далее он описывает обычаи массагетов, называя их исседонами (так написано в комментариях). По моему под лысым народом Геродот подразумевал тиссагетов. Он брал информации из уст других людей и мог потуться. Например, называя Сырдарью Араксом, он думал, что конфликт между Томирисом и Киром происходил на Кавказе. Хотя, я думаю, все его слова переданы в точности из уст рассказчиков, кроме названии и локализации в некоторых случаях.

Сатиник (дочь аланского царя, выданная замуж армянскому царю за огромный выкуп) – от sat (продавать). (см. Моисей Хоренский, 1858 г. С.122).

 

Акинак: однокоренное слово с «кинжал», от др.-тюрк. qın čal – мечом (?) бить. В I тыс. н.э. слово «qın» означало ножны, как и в нынешнее время. Этимологию «qın»  можно вывести из qıj (резать); ср. qılıč (изогнутый меч) от qıjıl (быть косо срезанным). Акинак с размером ножа казахи называют qančar (čar– расскалывать, ломать). Т.е. видно, что морфема «qın» относится к мечу. Акинак может происходить от el + qınaq = aqınaq (рука + режущее оружие = ручное режущее оружие, т.е. меч) или iki + qınaq = ikinak (двухлезвийный меч); ср. огузское племя qınıq, название которого тоже возможно является однокоренным с рассматриваемым словом и означает мечники.  В таком случае «qınaq» в I-тыс. до н.э. вполне мог означать «резак», а «aqınaq» – режущее оружие с рукояткой или двумя резаками (лезвиями).

Скифы и тюрки (компиляция статьей)

 

Рубрики:  скифы
Метки: