-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Tatiel

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.08.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 3396

Notebook



 


Вышел сеятель сеять.

Среда, 31 Августа 2016 г. 07:20 + в цитатник
Притча о сеятеле изображает разные отношения душ к слову Божию. На первом месте стоят те, которые совсем не внимают слову. Слышат, но слышанное не входит в душу, а ложится поверх ее, как семя при дороге. Слово не вмещается в них, потому что у них другой образ мыслей, другие правила, другие вкусы. Оттого оно скоро исчезает из памяти, забывается, как будто вовсе не было слышано.

На втором - те, которые слышат слово охотно и принимают его скоро, но никаких трудов по исполнению его нести не хотят. Поэтому пока не требуется никакой жертвы они услаждаются словом и особенно его обетованиями, а как скоро окажется необходимость пожертвовать чем-либо для верности слову, они изменяют ему, отказываются и от слова, и от обетований его, в угоду своих привязанностей.

На третьем - те, которые принимают слово и начинают жить по нему, но потом слишком предаются заботам и печалям века, попечениям земным, которые подавляют все благие начинания, образовавшиеся было под действием слова Божия.

На четвертом - те, которые принимают слово с полною верою и решаются жить по требованию его с готовностью на всепожертвования и труды и не допускают сердца своего быть связанным с чем-либо земным. Сядь и рассуди всяк, к какому классу принадлежишь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

Sower_Jesus_7781312_ (500x351, 71Kb)

"И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!" (Евангелие от Матфея, глава 13, стихи 3-9).
Рубрики:  цитаты
православие

Метки:  

"Сей есть Сын Мой возлюбленный: Того слушайте!"

Понедельник, 29 Августа 2016 г. 06:56 + в цитатник
"Сей есть Сын Мой Возлюбленный: Того послушайте! Идите за Ним всюду куда Он ни поведет вас, делайте все, что ни повелит вам; скажет: любите врагов, - любите; скажет: возьмите крест, - берите; велит распять на нем плоть, с ея страстями - распинайте! Он знает, что повелевает, и на все, что повелено, подает вам силы. Сей есть Сын Мой возлюбленный: Того слушайте!" (Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский)

izobrazhenie-hrista-na-ikone_2_ (354x551, 82Kb)
Рубрики:  цитаты
православие

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа.

Воскресенье, 28 Августа 2016 г. 13:28 + в цитатник
Успение Пресвятой Богородицы.

Этот праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Он посвящен Успению - праведной кончине Божией Матери. Согласно преданию, в этот день апостолы чудесным образом собрались из мест, где они проповедовали, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей.

"Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо. Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая, девствует бо рождество и живот предобручает смерть. По рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое."

Рубрики:  праздники
православие
video

Метки:  

Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа.

Воскресенье, 28 Августа 2016 г. 05:37 + в цитатник
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы - 28 августа.
http://www.liveinternet.ru/users/tatiel/tags/%D3%F...C1%EE%E3%EE%F0%EE%E4%E8%F6%FB/

"Сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери, чтобы забрать Ее душу с собой. После этого, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение. Дева Мария мирно скончалась."

dorm3_ (572x483, 195Kb)

В православии празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 14 августа по 27 августа включительно, являющийся наиболее строгим после Великого поста.

Кончину Пресвятой Богородицы Девы Марии называют успением потому, что Она «как будто на малое время уснула, и, как бы ото сна, воспрянула к вечной жизни», потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа – Богу, не коснулась Ее. Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище.

Согласно поздним апокрифическим рассказам, составленными неизвестными лицами в конце V, в начале VI века, в погребении Богородицы не участвовал апостол Фома. Он пришёл в Иерусалим на третий день, и по его просьбе апостолы открыли гробницу, чтобы он мог проститься с Девой Марией. Когда святые апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, - остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы? В этот день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! - ибо Я с вами во все дни».

Существует много версий относительно возраста Богородицы на момент Ее успения, но наиболее вероятно, что Она прожила около 72 лет и скончалась примерно в 57 году от Р. Х.

Тропарь, глас 1: В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша.

Перевод: При родах Ты сохранила девство, при успении Ты не оставила мира, Богородица; Ты преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

dorm9_ (403x594, 136Kb)

Житие Пресвятой Богородицы ("Нива духовная" из семи частей):
http://www.liveinternet.ru/users/tatiel/post370518748/

Рубрики:  праздники
православие

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

О смерти и вечной жизни. Профессор Алексей Ильич Осипов.

Суббота, 27 Августа 2016 г. 06:48 + в цитатник
О смерти. Профессор Алексей Ильич Осипов.

О том, что такое смерть с христианской точки зрения, почему так важно иметь правильное представление о жизни и смерти и о посмертной участи людей.

Рубрики:  православие
video

Метки:  

Крестное знамение.

Четверг, 25 Августа 2016 г. 06:43 + в цитатник
Крестное знамение, поклоны - одних смущают эти внешние действия, сопровождающие молитву, и они чувствуют себя в храме неуютно: «Я не умею молиться». Другие полагают, что в этой деятельности и заключается сама молитва. И то, и другое мнение ошибочны. Молитва - это дыхание для души, для нее человек и был сотворен Богом. Значит, молиться могут и должны все.

На самом деле когда люди говорят «я не умею молиться», чаще всего они имеют в виду, что не знают каких-то правил, по которым следует молиться - в первую очередь в храме. Думают, что для того, чтобы совершить молитву, надо знать на память готовые тексты, и пока уста их механически произносят, тело должно непрестанно сопровождать это какими-то обрядовыми действиями. Но без внутренней потребности все эти действия бессмысленны. Потеряв свои традиции, многие руководствуются увиденным в кино или по телевизору. Именно благодаря киношным штампам наши люди полагают, что верующим в храме надлежит стоять на коленях, со свечами в руках. А поскольку фильмы большей частью импортные, то начинают подражать католикам: складывают ладошки на уровне груди и закатывают глаза, норовят припасть на одно колено, а некоторые, наслушавшиеся экстрасенсов, пытаются подзаряжаться у «намоленных» икон в позе сдающегося в плен солдата…

Молитва у православных сопровождается крестным знамением и поклонами. И то, и другое следует делать правильно и вовремя. Не нужно из этого делать самоцель и некий культ, но стремление к упорядочению в этом будет свидетельствовать об уважительном отношении к церковной традиции, которая насчитывает не один десяток веков.

bwZIi8BzvdE (336x480, 32Kb)

«Через длинный ряд веков крестное знамение дошло и до нашего времени, - говорит блаженный Августин, - а что содержит вся Церковь и, не быв установлено на Соборе, всегда было удерживаемо, то по всей справедливости надобно признать апостольским преданием».

Кроме Августина об употреблении крестного знамения всею Церковью по преданию апостольскому свидетельствуют и многие другие отцы и писатели Церкви, приведем одно из самых ранних свидетельств - Тертуллиана, который говорит о христианах своего века: «При всяком отправлении (progrеssus) и движении, при всяком входе и выходе, при одевании и обувании, на умывальницах, на столах, на светильниках, на ложах, на седалищах - всякий раз, что бы мы ни делали, мы проводим на челе знамение креста». К этим словам он прибавляет: «Если бы ты стал спрашивать о законе писаном, по которому существуют эти и другие подобные учения, ты не нашел бы никакого: ты найдешь только, что предание всего этого утвердил обычай». Итак, обычай совершать крестное знамение идет, по Преданию, от самих апостолов.

Крестное знамение - то есть «знак креста» - один из самых ярких символов Церкви: он напоминает о крестной жертве Спасителя нашего, Господа Иису­са Христа. Крест - это основание самой Церкви и фундамент нашей веры. «Крест - ангелов слава и демонов язва!» - поется за богослужением. Следовательно, относиться к наложению на себя знамения креста нужно со всей ответственностью - как к символическому выражению исповедания своей веры.

Какие-то приблизительные «обмахивания» или «осенения» себя ладонью недопустимы: пальцы правой руки должны быть сложены правильно - три (большой, указательный и средний) в крепкую щепоть, а два прижаты к ладони - и в этом положении должны оставаться до окончания крестного знамения.

Но не нужно и зацикливаться, делать перебор в этом, как секта почитателей, скажем, Пелагеи Рязанской. Не надо хлестать себя, видя особое благочестие в том, что на местах, куда вы налагаете крестное знамение, чуть ли не появляются синяки. Не надо пристально всматриваться, метко ли батюшка «припечатывает» щепоть к пупку и плечам: в облачении ему это делать гораздо сложнее.

7cImznNz_KA (604x355, 58Kb)

Поклоны могут быть земными и поясными. Некоторые ошибочно полагают, что земной пок­лон - это когда, согнувшись в поясе, человек достает рукой до земли. Это как раз поясной поклон (хотя не обязательно касаться рукой земли, просто согнуться в поклоне надо настолько, чтобы достать рукой до земли стало возможно). Земной - это когда, встав на колени, касаешься головой земли. После этого нужно встать на ноги. Поклон завершен. Некоторые неправильно делают, когда кланяются челом, оставаясь потом стоять на коленях. Такого вида поклонов Православная Церковь не знает.

Великим постом есть такие особенно торжественные моменты в службе, когда прихожане склоняются ниц, то есть делают глубокий земной поклон, приникнув головой (лицом) к земле, и остаются в нем какое-то время - пока Святые Дары переносятся с жертвенника на Престол. Но, собственно, требование Устава здесь таково, что подразумевается лежание ниц.

Бывает крестное знамение, не сопровождаемое поклоном, бывает поклон без крестного знамения. Всеми этими действиями верующие сопровождают свое участие в богослужении, свою домашнюю молитву, чтение и песнопения, возжигание свечей и укрепление их на подсвечнике, прикладывание к святыне и прочее.

Чтобы правильно себя вести в храме, надо хорошо представлять себе, что происходит. Нужно смотреть, слушать, наблюдать, запоминать, анализировать, пытаться понять - и все время молиться в простоте сердца, беседовать с Богом своими словами, по-детски и, конечно, стараться никому не мешать.

Нет большого греха в том, что начинающий прихожанин что-то забудет или перепутает. Господь - не надзиратель, и нет у Него цели «подловить» новичка на ошибке и наказать. Он смотрит на сердце человека и, видя в нем стремление постичь смысл происходящего, пошлет ему помощь, вразумит и укрепит. Поэтому главное - чтобы в сердце был порядок.

Дмитрий Романов
http://nne.ru/angelov-slava-i-demonov-iazva/
Рубрики:  православие

Метки:  

Внимай себе.

Вторник, 23 Августа 2016 г. 06:40 + в цитатник
"Внимай себе и отовсюду храни себя; неусыпно стереги себя оком ума; ты ходишь среди сетей, незаметные петли всюду расставлены врагом."

Святитель Иоанн Златоуст

xJfXoU3q3IM_ (504x336, 57Kb)
Рубрики:  цитаты
православие

Метки:  

Добрые дела.

Воскресенье, 21 Августа 2016 г. 06:30 + в цитатник
"Добрые дела способны "починить" нашу душу, если мы своими грехами и ошибками повредили ее".

Протоиерей Сергий Николаев

29ArDcxU31o_ (504x340, 64Kb)
Рубрики:  цитаты
православие

Метки:  

Фильм "Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа".

Суббота, 20 Августа 2016 г. 06:18 + в цитатник
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

За сорок дней до смерти Иисус вместе с апостолами Петром, Иоанном и Иаковом поднялся для молитвы на гору Фавор и там лик Его Преобразился, а одежда сделалась белой. Христианское вероучение истолковывает это событие как открытие тайны Божественного Промысла о спасении человека. Установился обычай освящать в этот день яблоки, поэтому в народе праздник Преображения получил также название Яблочный Спас.



"<...> выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]" (3Цар.19:11-12).

pwgT82xQS-I (396x340, 35Kb)
Рубрики:  православие
video

Метки:  

Свет Преображения!

Пятница, 19 Августа 2016 г. 13:21 + в цитатник
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение!

Преобразился Христос и Божество Свое явил человеку.
Преобразился Христос и человек в нем явился в божественной славе.
Преобразился Христос и открыл путь к Фаворской славе и свету земнородным.


transfiguration (389x550, 33Kb)

"В Преображение глас с неба не другое что изрек, как "Его слушайте" (Мф. 17, 5). Отчего так? Оттого, что здесь перед глазами был представлен и плод послушания. Отец небесный говорил как бы: хотите достигнуть до этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедывать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно вступите в область света, который будет обнимать вас не со вне, а извнутрь исходить, и всегда держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: добро нам так быть. Вас преисполнит свет отрады, свет благонастроения, свет ведения; все печали мимо идут, нестроения страстей исчезнут, ложь и заблуждения рассеются. Станете на земле небесными, из земнородных - богородными, из бренных - вечноблаженными. Тогда все будет ваше, потому что вы сами станете Христовыми. Любящий Христа Господа возлюблен бывает Отцом небесным, и Оба к нему приходят и обитель у него творят. Вот и свет Преображения!" (Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года).

Тропарь:
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.


Кондак:
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.


4_5768_ (500x376, 80Kb)

"Своим Преображением благой Господь преобразил Божий образ в человеке, и тот заблистал своим первообразным, Божественным сиянием и лепотой. Ибо смысл и цель Преображения Богочеловека – вернуть человека и всё человеческое к образу Божию как к [изначальной] сущности человеческого естества, удалить греховный осадок с Богообразной души человека, восстановить Богообразие человеческого естества в его поразительной безгрешной красоте и всю жизнь человека подчинить Богообразной сущности и силе как Богоданному началу, которым надежнее всего уготовляется вечность". (Преподобный Иустин (Попович)).

"Преобразившись, Господь приоткрыл таинственную дверь той славы, того блаженства, которые уготовал Бог апостолам и всем любящим Его. Апостолы, видя Господа Преображенным, ощущали такую радость, что захотели навсегда остаться на Фаворе. От переживаемого небесного счастья они забыли земное счастье. Вот об этом небесном блаженстве надо и нам всегда помнить и не прилепляться к земным временным благам, к призрачному, земному счастью. Когда же мы увлекаемся этим земным счастьем и всю жизнь в нем полагаем, Господь и посылает нам разные скорби, неудачи, недуги, чтобы вразумить нас и наставить на путь истинного счастья.

А кто живет по-Божьи, тот сподобляется этого небесного счастья-радости духовной еще здесь, на земле. Будем же и мы просить Господа Светодавца, да укрепит нас в святой вере и любви к Нему и да воссияет и нам грешным Свет Преображения, молитвами Богородицы и всех святых. Аминь."

Преображение Господне_ (500x477, 178Kb)

Праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке. Об этом свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и св. Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке показывает, что начало его должно относиться к предшествующим трем векам христианства. Из VII века дошло до нас слово на Преображение Господне св. Андрея Критского (635-680). В этом слове термин «Преображение» рассматривается не только в догматическом смысле, но и в смысле действительного торжественного праздника Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны, которыми Православная Церковь прославляет событие праздника и в настоящее время.

К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов. Обычай освящать плоды - древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле (срав.: 28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 19 августа (нов.ст.) было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых - колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки.

Освящение плодов на Преображение имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.
Рубрики:  праздники
православие

Метки:  

Преображение Господне - 19 августа.

Пятница, 19 Августа 2016 г. 12:38 + в цитатник
Дни лета наливались как яблоки. К Преображению Господню они были созревшими и как бы закруглёнными. От земли и солнца шёл прохладный яблочный дух. В канун Преображения отец принёс большой мешок яблок… Чтобы пахло праздником, разложили их по всем столам, подоконникам и полкам. Семь отборных малиновых боровинок положили под иконы на белый плат, – завтра понесём их святить в церковь. По деревенской заповеди грех есть яблоки до освящения.

– Вся земля стоит на благословении Господнем, – объясняла мать, – в Вербную Субботу Милосердный Спас благословляет вербу, на Троицу – берёзку, на Илью Пророка – рожь, на Преображение – яблоки и всякий другой плод. Есть особенные, Богом установленные сроки, когда благословляются огурцы, морковь, черника, земляника, малина, голубица, морошка, брусника, грибы, мёд и всякий другой дар Божий… Грех срывать плод до времени! Дай ему, голубчику, войти в силу, напитаться росою, землёю и солнышком, дождаться милосердного благословения на потребу человека!

SwF9bN1CPcc_ (540x358, 65Kb)

Читать далее...
Рубрики:  православие

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Преображение Господне - 19 августа.

Пятница, 19 Августа 2016 г. 05:36 + в цитатник
Преображение Господне - 19 августа:
http://www.liveinternet.ru/users/tatiel/tags/%CF%F...E5%20%C3%EE%F1%EF%EE%E4%ED%E5/

"По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых." (Евангелие от Матфея, глава 17, стихи 1-9).

NMReYOuSf3w_ (400x504, 111Kb)

Свет Божественной славы, которым просияло лицо Господа Иисуса Христа при преображении на горе Фавор. Явленный Господом Фаворский свет не есть ни сущность Божия, ни какое-либо существо, а представляет собой энергию сущности. Фаворский свет - "не есть ни тварь, ни сущность Бога, но - нетварная, естественная благодать, воссияние и энергия, нераздельно и вечно происходящая от самой божественной сущности".

Фаворский свет есть свет нетварный, поскольку "всякая естественная сила и энергия триипостасного Божества нетварна". Фаворский свет как нетварное действие Божие и есть Сам Бог, ибо "Имя "Божество" относится не только к сущности Божией, но и к энергии, т.е. энергия Божия тоже есть сам Бог". (акты Константинопольского собора 1351г).
Рубрики:  праздники
православие

Метки:  

Господь любит людей, но посылает скорби.

Четверг, 18 Августа 2016 г. 06:35 + в цитатник
"Господь любит людей, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою, и смирились, и за смирение свое приняли Святаго Духа, а с Духом Святым - всё хорошо, всё радостно, всё прекрасно.

Иной много страдает от бедности и болезней, но не смиряется и потому без пользы страдает. А кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь - его богатство и радость, и все люди будут удивляться красоте души его.

Ты говоришь: у меня много горя. Но я тебе скажу, или, лучше, Сам Господь говорит: смирись, и увидишь, что твои беды превратятся в покой, так что ты и сам удивишься и скажешь: "Почему же я раньше так мучился и скорбел?" Но теперь ты радуешься, потому что смирился и пришла благодать Божия; теперь ты хотя бы один сидел в бедности, радость не оставит тебя, потому что на душе у тебя мир, о котором Господь сказал: мир Мой даю вам. Taк всякой смиренной душе Господь дает мир."

Преподобный Силуан Афонский

8Oi5Ro4I8XU_ (422x450, 97Kb)
Рубрики:  цитаты
православие

Метки:  

Память семи отроков ефесских.

Среда, 17 Августа 2016 г. 07:02 + в цитатник
Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250, 408-450) - христианские мученики, заживо замурованные в пещере и проспавшие там несколько веков. Почитаются также в исламе.

Семь отроков жили в III веке. Святой Максимилиан, один из них, был сыном градоначальника города Эфеса, остальные шестеро его друзей также происходили из эфесской аристократии, и все они находились на военной службе и были христианами. Император Декий (Деций Траян) (249-251 гг.) прибыл в Эфес и приказал приносить жертвы языческим божествам, но юноши отказались это сделать. Тогда император приказал снять с них знаки воинского отличия - воинские пояса, но тем не менее, отпустил их на свободу, надеясь, что они передумают, пока он воюет.

Юноши покинули город и укрылись в пещере на горе Охлон, где молились, готовясь к мученическому подвигу. Святой Иамвлих во время одного из своих походов в город за хлебом услышал, что император вернулся, и его с товарищами ищут для суда. Отроки добровольно вышли из пещеры и явились на суд.

Их приговорили принять смерть в своей пещере - император приказал заложить вход в неё камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода. Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с 2 оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Согласно житию, по воле Божьей отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. В V веке, при Феодосии Младшем (в некоторых вариантах текста упоминается другой правитель, например, Феодосий Великий) явились еретики, отвергавшие воскресение мёртвых во время Второго пришествия. Их заботил вопрос: «Как может быть воскресение мёртвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Существовало также мнение: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мёртвых и будущей жизни через Семь отроков.

6603_ (554x440, 120Kb)

Согласно житию, по воле Божьей отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. В V веке, при Феодосии Младшем (в некоторых вариантах текста упоминается другой правитель, например, Феодосий Великий) явились еретики, отвергавшие воскресение мёртвых во время Второго пришествия. Их заботил вопрос: «Как может быть воскресение мёртвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Существовало также мнение: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мёртвых и будущей жизни через Семь отроков.

Владелец участка на котором находилась гора Охлон начал стройку, и его рабочие разобрали вход в пещеру (вариант - чтобы использовать пещеру в качестве загона для скота). В этот момент Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти двести лет. Готовясь принять мучения, друзья поручили Иамвлиху ещё раз купить им хлеба в городе. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест - время гонения на христиан уже давно прошло.

Расплачиваясь за хлеб, Иамвлих подал торговцу монету императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Его привели к градоначальнику, у которого в то время находился епископ. Священник понял, что Бог открывает через юношу какую-то тайну, и отправился вместе с народом к пещере.

Там в груде камней он нашёл запечатанный ковчежец. Прочтя на оловянных дощечках имена святых и обстоятельства их замурования, епископ вошёл в пещеру и увидел в ней живых отроков. Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мёртвых - чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти.

Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до дня всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле.

Православная церковь совершает память семи отрокам дважды: 17 августа и 4 ноября (новый стиль). По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 17 августа, а пробудились 4 ноября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия - 14 сентября (новый стиль).


Тропарь, глас 8-й: Благочестия проповедники и воскресения умерших изобразители, Церкви столпы седмочисленныя, отроки всеблаженныя песньми восхвалим: тии бо по многих летех нетления, аки от сна воставше, всем возвестиша яве мертвых востание.

Кондак, глас 4-й: Прославивый на земли святыя Твоя, прежде втораго и страшнаго пришествия Твоего, Христе. Преславным востанием отроков показал еси Воскресение неведящим е, нетленна одеяния и телеса явив, и царя уверил еси вопити: воистинну есть мертвых востание.


Рубрики:  праздники
православие

Метки:  

Поиск сообщений в Tatiel
Страницы: [93] 92 91 ..
.. 1 Календарь