https://spektaklionlayn.narod.ru/
Женский Дивеевский монастырь - (0)Село Дивеево Нижегородской области — жемчужина "Золотого кольца" России...
Художники Искандер Улумбеков & Jorge Frasca - (0)Художник Искандер Улумбеков,акварель ...
Дворец курфюрста (Kurfurstliches Palais) - (0)Дворец курфюрстов построен в изящном стиле рококо в 1756-1761 гг. Строительство дворца ...
Частный музей в Hillwood Estate - (0)Hillwood Estate или Музей Хиллвуд обладает одной из лучших коллекций русского искусств...
История иконы |
Пречистенский кафедральный собор, Вильнюс.Литва
Вильнюсский Пречистенский Кафедральный Собор (Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы) был построен в 1346 году Великим князем Литовским Ольгердом для своей супруги Юлиании, Тверской княжны, исповедовавшей православную веру. Строили церковь киевские зодчие по подобию Софийского собора Ярослава Мудрого. В 1348 году церковь была освящена митрополитом Московским Алексеем. В 1415 году великий князь Витаутас назначил Вильнюс центром новой митрополии, объединившей Литву и Западную Русь, а Вильнюсская Пречистенская Церковь приобрела статус Кафедрального Собора. С Собором связаны многие исторические события, он неоднократно отмечен в древних летописях. В XVIII веке в подвалах Собора была найдена металлическая доска, свидетельствующая о том, что именно здесь находится место погребения основателей храма - Великих князя и княгини Литовских Ольгерда и Юлиании.
Православный собор Успения Пресвятой Богородицы в Вильнюсе
В конце XV века в храме торжественно встречали царственную невесту Великого князя Литовского Александра, дочь Великого князя Московского Иоанна III, Елену. В дальнейшем княжна постоянно посещала богослужения в Пречистенском Соборе, под сводами которого и погребена в 1513 году. В 1506 году главный купол Собора упал, после чего богослужения в храме не проводились в течение пяти лет. Восстановительные работы по инициативе и на средства князя Константина Ивановича Острожского были проведены в 1511 году. В конце XVI столетия, по условиям подписанной Бресткой Унии, Пречистенский Собор переходит под управление униатов. В XVII - XVIII веках из-за частых междоусобных войн храм неоднократно подвергался пожарам и был сильно разрушен.
В начале XIX века церковь была передана Виленскому университету, в храмовых помещениях разместились анатомический театр, аудитории, ветеринарная клиника, библиотека. В 1830-1831 годах, после закрытия университета, Собор перешёл под управление городской управы, здание церкви находилось в плачевном состоянии, в алтаре размещалась кузница, а в стенах храма нашли приют местные беспризорники и нищие. Работы по реконструкции Собора с целью возобновления церковных служб были начаты в 1864 году по инициативе митрополита Виленского и Литовского Иосифа Семашко. В 1867 году император Александр II выделил на реконструкцию Вильнюсского Пречистенского Кафедрального Собора 57000 рублей. Восстановлением храма руководили известные архитекторы - академики Рязанов и Чагин. Особое внимание при реставрации здания было уделено сохранению древних фрагментов церкви, фасаду же были приданы формы, имитирующие средневековую грузинскую архитектуру. 22 октября 1868 года состоялось освящение Собора во имя Успения Божьей Матери, а восстановительные работы полностью были завершены только в 1880 году.
Во внутреннем убранстве храма привлекает внимание богатый пятиярусный иконостас с 73 иконами, написанными художником Иваном Трутневым. У левой колонны храма находится киот в честь святого Иоанна Кронштадского, возле правой колонны - киот с иконой Пресвятой Богородицы Почаевской, подаренной храму Александром II, за колонной размещена чудотворная икона Божией Матери Иверской. В 1997 году Собор получил в дар от Святейшего Патриарха Алексия II икону Казанской Божьей Матери. Последняя реставрация храма была выполнена в 2008 годуСегодня Вильнюсский Пречистенский Кафедральный Собор находится в ведении русской православной церкви
Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Долгое время она была родовой святыней греческих императоров в Константинополе. В 1472 году икону перенесла в Москву София Палеолог, супруга великого князя Московского Иоанна III (1462–1505). В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за Литовского короля Александра. В честь перенесения иконы в бывшую столицу Литвы г. Вильно установлено празднование 15 февраля. Позже святую икону поставили в Пречистенском храме, в котором была погребена княгиня Елена.
Иоанн Грозный, пытаясь вернуть чудотворную икону в Москву, предлагал за нее королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно отказал.
Внешний вид Ворот Зари, если смотреть изнутри старого города в Вильнюсе
Сохранилось несколько преданий, повествующих об истории происхождения образа.
Великий Литовский князь Альгирдас (Ольгерд) Гедиминович за долгие годы своего княжения (1345–1377 гг.) совершил не менее десятка походов против татар. И большинство из них были успешными. Вернувшись из очередного «татарского» похода, когда им был завоеван Херсонес (Корсунь) Таврический на Крымском полуострове в 1363 году, среди добычи оказалась и Благовещенская икона Божией Матери греческого письма. Ничего удивительного – ведь в свое время Херсонес был крупным греческим поселением, жители которого исповедовали Православие.
Согласно этому преданию, икона была принесена из Корсуни великим князем Ольгердом и подарена первой супруге Марии. Вторая супруга великого князя, Иулиания, передала икону в Троицкую церковь, откуда образ попал в часовню у острых ворот.
Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства.
По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 г. Несомненно одно – в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском (или Остром) конце города Вильны и именовалась Корсунской.
В 1498 г. в Вильне в связи с возникшей опасностью нападения татар были заложены новые городские каменные стены, сооружены ворота с башней, над которой была устроена часовня. На эту часовню (снаружи) и была помещена Корсунская икона, обращенная ликом ко входящим в город. Так как часовня была сооружена в «остром» конце города над воротами, то и название иконы постепенно заменилось новым: она стала именоваться Островоротной или Остробрамской (брама – ворота).
Во времена унии образ Пресвятой Богородицы перешел сначала в собственность базилиан, а затем, приблизительно в 1624 году, кармелитов, захвативших и часовню и икону в свои руки. В 1671 г. кармелиты устроили вместо прежней (ветхой) часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, т.е. внутрь.
После страшного пожара Вильны в 1714 г. икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 г., когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал святой образ.
В 1812 г. икона была немного повреждена французами, а в 1829 г. отреставрирована. После закрытия в 1832 г. кармелитского монастыря, Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католического духовенства.
Остробрамская (Виленская) икона Божией Матери является главной святыней Вильны. Икона написана на дубовой доске, изображение поясное. Пречистая Дева изображена в момент Благовещения. Икона одинаково почитается и православными, и католиками.
История Псково-Печерского монастыря насчитывает более 500 лет. За всю свою историю монастырь ни разу не закрывался, здесь не прекращаются молитвы
Псково-Печерский монастырь
По преданию, Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была написана в 1521 году неким иеромонахом Арсением (Хитрошем) с иконы Божией Матери «Владимирская».В Псково-Печерский монастырь икона была принесена в 1529–1570 годах, купцами Василием и Феодором, во время игуменства преподобного Корнилия (†1571). С тех пор не один раз являла икона свою милость и чудодейственную помощь православному русскому народу.Древняя летопись обители гласит: «Не только православным подает Богоматерь исцеления, но и от иноверных, сиречь от латин немецкия земли, приходившим с верою к Пречистой Богородице и к чудотворному Ее образу, подает исцеления».
Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» и святая икона «Успение» особенно прославились в царствование Ивана Грозного, в 1581 году во время осады Пскова и Псково-Печерского монастыря польским королем Стефаном Баторием (Ливонская война). За несколько дней до осады Пскова поляками Пресвятая Богородица чудесно явилась благочестивому старцу Дорофею, предупредила его относительно предстоящего бедствия, объяснив причину постигшего людей за их грехи несчастья и указав пути выхода из него. Тогда архиепископом был вызван игумен Псково-Печерского монастыря Тихон с Печерскими иконами «Успения» и «Умиления», чтобы совершать молебны на местах, указанных Самою Богородицею во время Своего явления.
Осада Пскова королём Стефаном Баторием в 1581 году. К. Брюллов, 1843
В августе 1581 года 100-тысячная польско-литовская армия польского короля Стефана Батория осадила Псков, намереваясь в случае успеха идти на Новгород Великий и Москву. По оценкам историков, в Пскове тогда проживало около 20 000 человек. Значительная часть взрослого мужского населения взялась за оружие, чтобы оборонить город. Даже женщины и дети принимали активное участие в обороне. Общая численность гарнизона не превышала 12–16 тыс. человек. Из Псково-Печерского монастыря в город были отправлены чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление». Поляки бомбардировали город Псков калеными ядрами с колокольни Мирожского монастыря, одно из них попало в икону Божией Матери, поставленную на забрале стены, не повредив не только её, но и окружающих её защитников города. За 5 месяцев осады поляки 30 раз штурмовали Псковский кремль, но города так и не взяли.
Поражение под Псковом вынудило Великое княжество Литовское заключить с Россией 10-летнее перемирие (Ям-Запольский мир, январь 1582 года).
В память чудесного избавления города Пскова, при царе Феодоре Иоанновиче святой образ был украшен жемчугом и каменьями – алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами.
В начале XVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.
В 1812 году Русской земле угрожали французские войска. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк (17–18 августа 1812 г.). Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей, в город принесли из монастыря иконы Божией Матери «Успение», «Умиление» и хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности.
Михайловский собор Псково-Печерского монастыря
В память этого события в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815–1827), у правого клироса которого хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Умиление» (1524 года), одна из главных святынь Псково-Печерского монастыря.
В XX веке Псково-Печерскому монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через революцию, две войны, не щадившие монастырь (в мае 1945 года он лежал буквально в руинах). Но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – одна из немногих русских православных обителей, не прерывавших в XX веке своего молитвенного предстояния Богу
Ансамбль Успенского Тихвинского мужского монастыря
Построенная на средства Московского великого князя Василия Иоанновича знаменитым новгородским мастером Дмитрием Сырковым, обитель стала местом, куда на поклонение иконе приезжали великие князья, русские цари и императоры.На перекрестке торговых путей, связывающих Волгу с Ладогой и Балтийским морем, она хранит одну из величайших православных святынь. Тихвинская икона Божией Матери в 2004 году вернулась в Россию после 60-летнего пребывания на чужбине.
Храм Успения Пресвятой Богородицы
Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы.
Усердием великого князя Василия Ивановича (1505–1533) вместо деревянного храма был возведен каменный. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613–1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе. Так с начала XVII века началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божьей Матери.
В середине 20-х годов монастырь был закрыт и разорен. В годы Великой Отечественной войны Тихвин стал ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо. Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была икона Богоматери. Она попала в оккупированный Псков, а затем в 1944 году в Ригу. Потом путь иконы лежал через Чехию в американскую зону оккупации Германии. Наконец, в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс)
Перед своей кончиной в 1982 году архиепископ Иоанн завещал своему приёмному сыну об иконе Богородицы Тихвинская и вернуть её России тогда, когда в стране изменится отношение светской власти к Церкви и будет восстановлен Тихвинский монастырь. Торжественное возвращение святыни произошло в 2004 году: 8 июля 2004 года, после 60-летнего отсутствия, святыня вернулась в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, который избрала для своего постоянного пребывания шесть столетий назад.
Августовская икона Божией Матери
По рассказам солдат, в 1914 году в ночь с 13 на 14 сентября (с 31 августа на 1 сентября старого стиля) между 23 и 24 часами они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом на одной её руке, а другая рука указывала на запад. После этого разыгралось большое сражение под Августово, ознаменовавшееся большой победой. В этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб.
"Я стоял на часах. Посмотревши на звездное небо, я увидел особенно яркую звезду, которою я долго любовался. Потом (это было часов в 11 ночи или немного позже) я увидел, что вокруг этой звезды появился круг из сияющих звезд, а самая первая (средняя) звезда начала темнеть, и на месте ее стал вырисовываться образ Божией Матери с Младенцем Иисусом Христом на левой руке, а правая [рука] была немного вытянута, и мне казалось, что Она нас ею будто благословляла. Божия Матерь смотрела в направлении города Мариамполя. Вокруг головы Божией Матери было яркое сияние. Было ли сияние вокруг всей фигуры Божией Матери, он не помнит, но думает, что было. Изображение Божией Матери было видно до пояса, а остальные части тела ниже пояса были закрыты облаками, (но обозначались). Лик у Божией Матери был спокойный, не строгий, а скорее ласковый. Изображение мне казалось похожим на икону Ченстоховской Божией Матери. Явление это я видел очень отчетливо и ясно, продолжалось оно минут 10 или 15. Был им очень поражен. Потом побежал сообщить об этом своим товарищам. Когда возвратился и опять начал смотреть, то видение это уже очень изменилось: оно было то же самое, но только уже бледное слабо заметное, постепенно превратившееся в светлое пятно. На фоне этого пятна можно было заметить (не очень ясно и недолго) изображение креста, как бы из облаков (это представляю себе не отчетливо). На месте этого видения после светлого пятна опять засияла та же яркая звезда. Видели это и другие солдаты, бывшие от меня в удалении.
кирасир Ея Величества — обозный Димитрий Серегин."
28 февраля 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери.
Новое празднование приурочено к 1/14 сентября – дню чудесного явления Пресвятой Богородицы русским войскам в 1914 году на северо-западном фронте, незадолго до победы в Августовском сражении, в районе города Августова Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши). Это чудесное событие произошло на второй месяц войны, получило широкую огласку в церковной и светской печати и вызвало большое воодушевление в войсках и в тылу.
В разных губерниях России было создано немало икон с изображением указанного явления Пресвятой Богородицы. Написание большинства икон относится к 1915–1916 годам. В те же годы в различных городах России неоднократно тысячными тиражами выпускались листовки и открытки, печатались плакаты, изготовлялись пасхальные яйца, иллюстрировавшие чудесное явление Божией Матери русским воинам в районе Августовских лесов. Они распространялись широко по стране, в том числе среди солдат и офицеров действующей армии.
С сентября 1914 года по ноябрь 1916 года Святейший Синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. В результате 31 марта 1916 года после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с северо-западного фронта, Синод принял следующее решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам...»
В настоящее время различные списки Августовской иконы Пресвятой Богородицы почитаются в храмах на территории России, Белоруссии, Молдавии и Украины.
Храм иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в Рублёво
История первого в Москве храма иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в поселке Рублево началась в 1998 году. Именно тогда в живописном месте на высоком берегу Москвы-реки по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был совершен торжественный молебен с освящением закладного камня.
Икона Богородицы «Неувядаемый Цвет»
На иконе Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на одной руке, а в другой руке у Нее - цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: "Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты". Списки этой иконы прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви.
Рубрики: | храмы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |