Приключения на Южном Урале. Хребет Большой Шатак.

Понедельник, 29 Сентября 2008 г. 23:51 + в цитатник
День первый.

Я потерял счет часам. Еду на поезде. Съел бОльшую часть провианта. Зато выспался на несколько дней вперед. Периодически смотрю в окно и вспоминаю слова Гришковца «Едешь в поезде, а за окном один и тот же пейзаж - деревья, деревья... И они такие одинаковые, стоят в ряд, будто их специально кто-то посадил. А ты едешь и думаешь:"Какая красота!"... Или выйдешь из купе в коридор, станешь у открытого окна, а там опять эти деревья, деревья...».

День второй.

В четыре утра по местному времени высадился в Белорецке. Темнота. Куда идти? Где наш автобус? Назойливые таксисты. И чего им не спиться? Я бы с удовольствием поспал пару часиков. Вдалеке стоит газик. Подхожу поближе. Это за нами, то есть за мной еще за несколькими туристами. Нас повезли ночными дорогами в обход самого города Белорецка. Я вновь уснул. А когда проснулся…

Когда проснулся, увидел деревянный домик, рядом еще один, сарай, баню, деревенский туалет, рукомойник и горы, которые окружали нас со всех сторон. Вот она, наша база. Дальше традиционно: ранний завтрак, знакомство друг с другом и инструктором, выдача снаряжения, инструктаж по технике безопасности и распорядку дня. До обеда состоялась общая экскурсия по окрестностям. Прошлись вдоль реки Белая, посетили Кагинскую ГЭС, попили воду и омыли лица у святого источника. Самое интересное проходило уже после обеда. Вся наша толпа туристов разделилась на группы, кто-то участвовал в конном маршруте, другие в авто-путешествии, третьи в велопробеге. Мы же число в семь человек в пешем маршруте. 80 километров по горам и лесам за 7 дней. И в первый же день была настоящая проверка боем. Восхождение на гору Благодать. Сама гора благодать не высокая, чуть выше километра, но один из склонов представляет собой многометровый обрыв. Когда стоишь на его краю, а под тобой 800 метров, то ощущения просто непередаваемые. Деревья маленькие, как трава подстриженной лужайки. Реки- узкие серо-голубые ленточки. Чувство высоты вперемежку со страхом и восхищением. В этот момент начал понимать, что значит горы! После многокилометрового похода, после подъема и спуска с горы, нам предстоял дополнительное восхождение на безымянную, но очень крутую горку. Поднявшись на вершину я повалился навзничь и минут 10-15 меня не было. Потом чуть оклемался, присоединился к группе, и мы пошли назад, мучимые жаждой. Рассчитывали на легкую прогулку по лесу, воду никто не взял. Дошли до родника. Какой же вкусной, показалась нам вода! Я пил долго. Да, я знал, что лучше много не пить, так, сделать пару глотков, смочить горло, но остановиться не мог. Через час мы вновь оказались на базе. Нам предстояла последняя ночь под крышей. Завтра уходим в поход.

День третий

Рано утром покинули пределы базы. Утро теплое. Идем размеренной походкой вслед за инструктором. Ближе к полудню солнце стало припекать. От жары мне изрядно поплохело. Последние метры до стоянки шел на автомате. Едва мы разобрали вещи и установили палатки, как инструктор повел людей в радиальную экскурсию по Золотарсому ручью. Ручей называется так, потому что здесь добывали промывкой золото. Груды породы и ямы от бурения видны и по сей день. Однако у меня возможности идти не было. Солнце все таки меня досталось. Я добровольно остался в лагере за кашевара. Когда через часа два спутники вернулись, их ждал котелок с только что приготовленной гречневой кашей с тушенкой. После обеда мы погуляли по горкам. Сидели на скале, свесив ноги вниз, на высоте трехэтажного дома. Не думал, что на такое способен. Перед сном волейбол и песни у костра под гитару.

День четвертый

С утра приехала телега поддержки, запряженная конем Мишкой. Все таки горы таят опасность. И если случится кому получить травму, Мишка отвезет пострадавшего обратно в село. А пока все живы и здоровы будем использовать телегу для перевозки части нашего багажа.

Самый тяжелый для меня день. Даже внеочередной привал попросил. Виной всему солнце и жара. Добрел до места разбивки лагеря чуть ли не на зубах. Вечером гуляли по высохшему руслу древнего ручья «Каменная река». Сейчас это настоящая дорога, выложенная круглыми булыжниками, меж которых струится ручеек. Прогулка по руслу оказалась легкой и непринужденной. Правда, я растеребил старую рану. Но это так, мелочи.

И снова волейбол и песни у костра. А на ужин БЛИНЫ!!!

День пятый

Переход сегодня короткий, прямо молниеносный. Мы шли чуть ли не быстрее чем конь Мишка. Дорога больше в гору и разбитая. Я даже как следует устать не успел, как уже финиш. Обедали борщом. Обед могла испортить змею. Но ее ловко поймал наш инструктор и отнес подальше от лагеря.

В послеобеденной программе значилось восхождение на высокую скалу по курумникам. Курумник- это большой (или не очень) валун. Очень коварная вещь! Стоит огромный камень. Стоит вроде крепко. Ты встаешь на него, мгновенно смещается центр тяжести. И летишь вместе с камнем вниз. Или нога соскальзывает с камня, попадает в щель и ломается. А то и вообще под камни как под лед утянет. Конечно, ничего опасного не произойдет, если быть осторожным, бдительным и не рисковать зря.

На вершину скалы мы влезли быстро. Похоже, входим во вкус.

Вечером состоялось торжественное сжигание кроссовок, не выдержавших испытания походом.

День шестой

Сегодня кульминация путешествия. Штурм главной высоты хребта Большой Шатак , вершины Акмен. С утра лил дождик. Мы плотно позавтракали кашей с персиками. Взяли запас воды, сухой паек. И вышли по росе в путь. Сначала полтора километра монотонный подъем. Ноги постепенно тяжелеют. Ровная дорога, снова подъем. Такие километровые тропы, ведущие под небольшим углом вверх трудны для неподготовленного человека. Кажется, сто идешь по ровной дороги, но от куда-то берется усталость. Хочешь пробежаться, догнать идущих во главе колонны, но чувствуешь, что не можешь. Остается только монотонно перебирать ногами шаг за шагом. Дорогу скрашивают короткие разговоры со спутниками и походная песенка, крутящаяся в голове.

Тем временем на нашем пути возникла скала Брусничка. Называется она так из-за раскинувшегося на ее склонах брусничника. Представляете, мы вскарабкались на скалу, чтобы съесть горстку брусники. Чего только горы с людьми не делают. Скала оказалась очень крутой. Местами взбирался, подтягиваясь на руках, без опоры для ног. На вершине в первый раз почувствовал горный ветер, сдувающий с ног. И не смотря на ветер, пытаешься встать в полный рост на самый пик, чтобы на минутку оказать выше всего и выше всех! Вокруг разнообразный пейзажи, слева - еще не покоренные вершины, справа зеленый ковер лесов, рядом скалы и радостный лица спутников. А потом спуск. Спуск всегда дается тяжелее. Он же и опаснее. Спускались мы по кожедеру. Узкому лазу в скале Секундная потеря концентрации и уже на собственной шкуре ощущаешь, почему так назвали лаз.

И опять дорога, тропинки. Левой – правой, левой – правой, под аккомпанемент шума леса и шелеста травы.

Акмен возник неожиданно. Прямо из-за деревьев. Долгий пологий подъем и вот она – конечная цель путешествия. Взобрались лихо. Практически без остановки. Ветер все более усиливался. Памятуя о несчастном случаем, случившимся месяц назад, мы стояли на вершине достаточно осторожно. Хотя эйфория от взятия вершины давала о себе знать. Странное чувство мною овладело. Главная вершина взята, цель достигнута, но есть чувство неудовлетворенности. Возможно, ожидал больших трудностей. И все таки на верху красиво. Пейзаж, ставший привычным, дополняло селение далеко внизу. Сейчас вид у него было как из иллюминатора самолета. Маленькие разноцветные квадратики крыш домок да дым из труб не толще спички. Один из участников путешествия торжественного пообещал бросить курить. Я же дал себе слово через год постараться выбрать вновь в горы.

На обратном пути мимоходом взобрались на очередную скалу. Под конец прошлись к водопаду Дуняша. Вода в нем веселая, журчащая и освежающе прохладная.

В лагере нас поджидал Мишка. Жаль он еду не умеет готовить.

День седьмой

За ночь мы сумели восстановиться от восхождения. Меня даже нога не особо беспокоила. Запасы продовольствия фактически съедены. Передвигаемся налегке. Сегодня чисто пешеходная программа. Без малого 30 километров. Установилась легкая прохлада. Ветерок. Температура градусов 18-20. солнышко и глубокое, голубое небо. Условия идеальные для прогулки. Мы топали лесами и лугами, вдоль ручья Самозванки и по медвежьей тропе. Медвежий, потому что медведи по ней ходить любят. Выдели полудикие стада лошадей и домики пастухов. Мы шли как победители, люди прошедшие не один десяток километров, покоривших высоты, в сумме превосходящие Эверест. Настроение прекрасное. К обеду вышли к реке Белая. Здесь наш последний лагерь. Последние блины, последняя банка тушенки, последняя партия в волейбол и последняя песня у костра. И последняя, самая холодная, самая звездная ночь.

День восьмой

Утро. Мы проснулись. С реки веет холодом. Кругом туман. Легкий завтрак из геркулесовой каши. Ждем машину. До села Кага километра три. Но раз обратно обещали на машине или телеге, значит на машине или телеге. Я в течение всего похода удачно избегал мытья посуды. Зато теперь чищу котелок. Он черный, в копоти и сажи. Из моих рук он вышел чистым и блестящим. Я герой!

Машина прибыла к полудню.

Мы пешеходы! Я понял это, по прибытии на базу. Приехали путники на базу. Вроде все, радуйся и отдыхай. Но мы так привыкли ходить, что в комнате не сиделось. Пошли гулять по селу. Прошлись к центру, к святому ручью, к почте. И чуть не опоздали на праздничный ужин. Нам пообещали некоего Ухти-Тухти. Я так ждал какого-то башкирского шамана, с бубном, камлающего на удачу и легкую дорогу. Но не дождался. Последний вопрос оставшийся без ответа: кто такой Ухти-Тухти?

Из села нас увозил уазик. Прямо к вокзалу. Как и в первый день при подъезде к городе опустился темный занавес позднего вечера. Оставалось только сделать снимки вокзала в свете желтых фонарей. Южный Урал открыл предо мной свои красоты, но город Белорецк остался тайной.

День девятый

Я не упустил возможности совершить прогулку по Уфе. В моем распоряжении оставалось 12 часов. Купил карту и составил оптимальный на мой взгляд маршрут. Практически все пройденные мною достопримечательности оказались в центре города. Прежде всего улицы Ленина и Пушкина. Памятники Салавату Юлаеву и Мажиту Гафури, Гостиный Двор и Соборная мечеть, скверы Аксенову и Маяковскому, театры, дворцы культуры и многое другое. О них в следующих отчерках.

Вечером взошел на перрон уфимского вокзала. Поезд готовился отвезти меня в Москву. Его отправление ознаменовало окончание моего уральского приключения.

Рубрики:  Дали, веси и города России
Дневник в дневнике

Мудрая_Ариша   обратиться по имени Вторник, 30 Сентября 2008 г. 09:51 (ссылка)
Какая красота!!!
Очень интересная поездка.
Таковар   обратиться по имени Вторник, 30 Сентября 2008 г. 17:24 (ссылка)
Согласен. Красота. Жаль видео качественного не получилось. Но какой-нибудь минутный видеосюжет все равно попробую выложить, а может и парочку.
Hobbittt   обратиться по имени Суббота, 04 Октября 2008 г. 23:39 (ссылка)
Вот они какие, Уральские горы... А загадочный Ухти-Тухти заинтриговал. И хорошо, что со змеёй хорошо обошлись.
Таковар   обратиться по имени Воскресенье, 05 Октября 2008 г. 01:16 (ссылка)
Если не считать гор, то природа в тех краях мало, чем отличается от нашей. Разве что насекомые встречались такие, каких у нас не видел. Да табуны полудиких лошадей.