Глядя на мир, нельзя не удивляться. (К. Прутков)


Выборг. Обратная сторона.

Понедельник, 04 Августа 2008 г. 21:54 + в цитатник
Герб Выборга (196x208, 9Kb)
Я с большим удовольствием езжу в Выборг. Принимаю приглашение знакомых, пару раз устраивал экскурсии и просто приезжаю один или в компании погулять по улицам города. Есть что-то особенное в постоянных «в горку, под горку, в горку, под горку». Каждый мой приезд приоткрывает новую страничку. Как в повести. Страница с ярким сюжетом, остроумным диалогом и страница с монотонной речью и блеклым пейзажем. В этот раз я открыл три страницы. Насыщенную действием и красками страницу и рыцарском турнире, умиротворяющую с описанием зеленых парков и голубыми пятнами беретов отмечающих свой праздник десантников, и мрачную печальную страницу изнаночной стороны кварталов. Выборг симпатичный, европейский. В любое время года по вымощенным камням улицам ходят туристы, преимущественно наши и соседи шведы, финны. Центральные магистрали опрятны и милы. Красная площадь и проспект Ленина, Крепостная и … улицы. Хоть каждый дом фотографируй и в альбом. Но как и любого города у Выборга есть и изнаночная сторона, другая сторона монеты. Не для туристов. Подобным грешат большинство городов. Парадные Литейный и Невский проспекты, Лиговка и Большак в Петербурге. Они сияют красотой и блеском ламп, а дворы как темные дыры. Грязь и разруха. Многолюдные Арбат и Большая Садовая и мрачноватые боковые улицы, на которые одному ночью лучше не ходить (проверено на себе). Так и здесь. Шел по Крепостной улице. Шагнул чуть в сторону, подальше от оживленных дорог и увидел красные кирпичные развалины. А ведь рядом и Часовая башня, и каретная мастерская. Красные остовы домов, черные проломы окон. Следы пожара и мусор. Не лучше выглядит дом напротив. Такое чувство, будто дом подвергся артиллерийскому обстрелу. Допускаю, с домом в недалеком прошлом произошла беда. Обвал, пожар, не выдержали конструкции. Однако, зачем так все оставлять? Ни забора обозначающего реконструкцию или снос, ни плакатов с надписью о грядущем ремонте. Просто брошенные здания. Кто-то из местных жителей скажет, что у нас в Питере не лучше. Полностью согласен. Да, у нас тоже такое сплошь и рядом. Это печально. А ведь рядом с разрушенным зданием стоит памятник архитектуры 16 века, о чем информирует табличка. Экскурсий туда похоже не водят. И дома полумертвые стоят. Ждут. Одна моя знакомая на днях тоже ездила в Выборг. Причем если я наткнулся на развалины случайно, она похоже их искала специально. Фотографий для «черного» альбома набралось довольно быстро.

 (700x531, 127Kb)
 (397x500, 59Kb)

И все же город Выборг красив и привлекателен. А в нетуристические места можно и не ходить. Зачем? На то они и туристические. Они скрыты от посторонних. Они изнаночные.

 (472x480, 65Kb)
Рубрики:  Выборг

Метки:  


Процитировано 1 раз

Выборг. Парк скульптур.

Понедельник, 04 Августа 2008 г. 21:45 + в цитатник
Герб Выборга (196x208, 9Kb)
 (337x450, 66Kb)
В городе Выборге есть поистине чудные места. Одно из них городской парк скульптур. Первый раз я набрел на него случайно. Гулял по Красной площади. Увидел в просвете между домами зеленые насаждения, в которых собирался найти спасение от дневного зноя. Спасение нашел, а вместе с ним и очень удивительные скульптуры. В центре на возвышение, прикрытый кустами и деревьями вое одинокий волк. Прямо последняя песня вожака Акелы, подумалось мне. Рядом в низине две странные улитки с человеческими головами и крыльями. Улитка с крыльями – очень символично. Соединилось в одном два противоречия: земная неподвижность и раскованная свода полета. Невдалеке стоит игрок на лире. Судя по выражению лица и позе, песнь он ведет грустную и скорбную. Если пройтись в сторону красивой детской площадки, то перед глазами предстанут еще несколько необычных фигур. Прежде всего «поющий камень». Сам я не догадался, название подсказал мне человек, увидевший мою старую фотографию. Когда привел в этот парк знакомую, она сказала, что все позы фигур неестественно вывернуты, в них чувствует боль и физическая и духовная. Я с ней в целом согласен. Мастер с молотом облокотился на инструмент устало. Не как человек, уставший на работе, но гордый за плоды трудов своих, но как устал обреченный на каторжный труд. Ему и отдых не приносит радость, это лишь пауза перед новой мукой. Женщина с ребенком, но не рада дитем своим, а опечалена за судьбу его. А поющий камень напоминает о гласе вопиющем в пустыне. На фоне хмурых горестных скульптур ярким светлым пятном смотрится детская площадка с резной под старину горкой. В какой бы день не зашел, всегда видел веселящуюся детвору. Но для меня так и осталось вопросом. Что автор хотел сказать своими творениями, почему они установленным именно в этом парке? Возможно, они у меня ассоциируются с чем-то грустным и печальным, а на самом деле в них заложен глубокий философский, воистину сакральный смысл?
 (450x390, 58Kb)
 (307x450, 57Kb)
 (450x279, 37Kb)
Рубрики:  Выборг

Метки:  

Выборг. Рыцарский замок 2008.

Понедельник, 04 Августа 2008 г. 02:43 + в цитатник
 (196x208, 9Kb)


И собрались молодцы хоробые! Показать удаль молодецкую да силушку богатырскую да доблесть ратную! И пришли посмотреть красны девицы да бояре знатные. Сам князь с верною дружинную, и прочий честной народ.



Еще пару подобных поездок и переименую свою записи в «оТчерки сумасшедшего путешественника». Сумасшедшего – это я преувеличиваю, но не намного. Встав утром часов в семь, поехал в Выборг на традиционный фестиваль «Рыцарский замок». Приехал. Перекусил в кафе с дороги. Вышел на набережную… И обалдел! Очередь в два-три ряда, через весь пост и заворачивает на набережную! Сколько раз ездил, такого не видел.

 (700x264, 45Kb)

Раз такое дело, двое моих спутников поехали в парк, а я рискнул встать в конец очереди. Сначала мы двигались весело, быстро. Потом встали прямо на мосту и продвижение приостановились. Поползли слухи, мол билетов на всех не хватит, замок забит людьми и лучше расходиться по другим достопримечательностям. Кто-то ушел. Но многие остались. Стойкий народ, уважаю. Очередь потихоньку начала двигаться. Не так быстро как в начале, но все же. После трехчасового стояния я попал внутрь! И вовремя. В замке шел багурт – импровизированное сражение. Русская партия скрестилась мечи с европейской. Стройным рядам русских витязей под стягами с православными крестами противостояла пестрая когорта рыцарей различных орденов. Обе стороны сражались мужественно. Не скажешь, что битва лишь игра. Мечи, булавы и секиры оставляли заметные вмятины на доспехах. Народ поддерживал обе стороны «Вперед, за Русь!», «Бей московитов!». Конечно, никто не хотел причинять серьезного вреда. Не зря над ристалищем реял плакат с надписью «НЕТ ВОЙНЕ!». Однако когда ратники в очередной раз разошлись, чтобы перестроиться и посчитать потери, некоторые поверженные не могли встать самостоятельно. После очередной схватки распорядитель дал сигнал расходиться. Кто-то встал сам, кому-то помогли товарищи, а кто-то не смог. Из дверей крепости выбежала бригада скорой помощи. Один из рыцарей покинул поле боя на носилках. Как в старину. Со щитом или на щите. По итогам нескольких битв победила русская партия к радости многих собравшихся. Закончилось всеобщим братанием недавних соперников.

 (700x525, 120Kb)

Пешие расходились. Внутренний двор готовили к конным соревнованиям. А я пошел гулять и смотреть. Картину рыцарского лагеря видел не раз. Вот шатер мальтийского ордена. Вот похоже кто-то из русской дружины. Рязанцы? Новгородцы? Спокойно. Отрешенно идут монахи. О чем-то спорят два благородных дворянина. Девушка с небесно-голубом платье пробежала, неся кувшин. Наверняка понесла испить доброго пенного напитка своему рыцарю. Почему бы после славной сечи и не утолить жажду? Все как обычно. Али не все? Не все! Посреди шатров рыцарских стояла юрта золотоордынская! Необычные гости. Значит славный турнир раз такие далекие гости. Вот сидят у входа знатный мурза, с ним похоже жена его. Рядом храбрые воины, лихие наездники и мастера стрельбы из лука. По соседству сидели уже русские мастера резьбы по дереву да знатоки амулетов. Не проходи мимо милый человек. Купи амулет. Вот этот от сглаза, этот на удачу в дальней дороге, а этот здоровья да удачи прибавляет. На развернувшимся базаре продавали практически все, что могло придти в голову любителю средневековья. Кожаные ремни и стальные клинки, латы и шапки, кожи и камни, амулеты и глиняные игрушки, амулеты и обереги, украшение и посуду. Подходи, налетай, недорого, качественно, от сердца отрываю, но для хорошего человека ничего не жалко. Гости фестиваля фотографировали, покупали сувениры и полезные в обиходе вещи, гуляли и любовались. Но надо быть постоянно на чеку. А то угодишь в лапы к палачу, как девушка на фотографии.

 (700x525, 66Kb)

Пока я гулял, во двор приехали конные рыцари. Они уже разогревали во внутреннем дворе. Глашатай объявлял состав участников. Вот и старые знакомые. Рональд Хазард, Жак де Богдасар, конечно же воевода Петр Васин. Есть и новенькие. Чуть высокомерно, чуть хвастливо легким аллюром выезжает золотоордынский гость мурза Багдулай. А дальше все по обычной программе. Рубка капусты на ходу, подцепление колец и платков (и не только платков) преподнесенными благородными дамами из публики, традиционный сарацин. Все это я описывал в прошлых отчерках. Наконец сшибка. И вдруг объявление. Воевода Петр Васин вызывает на поединок всех по очереди. Не уж-то звездная болезнь? Ход не совеем удачный. Он хоть и мастер, но зрелищность пострадала. Воевода смотрелся убедительнее многих, но победу отдали Рональду Хазарду.

 (700x545, 92Kb)

А я болел за мурзу. И еще на меня чуть лошадь не наступило. По обыкновению протолкался в первые ряды. Неожиданно ее куда-то повело. Вовремя оруженосцы схватили ее под уздцы. Шрамы, полученные в честном поединке, от храброго противника украшают мужчину. Но вот на ссадины полученные копытом лошади почет не распространяется. Все обошлось. Я цел и невредим. Могу продолжать смотреть, фотографировать и радоваться. К сожалению после завершения конного турнира все потихоньку стали сворачиваться. Я походил по замку, сделал несколько снимков колоритных участников и потопал к выходу. Меня ждал вечерний Выборг.

Для все желающих даю ссылки на оТчерки о прошлых турнирах.
2006 год.
http://www.liveinternet.ru/users/takowar/post38805862/
http://www.liveinternet.ru/users/takowar/post39747616/
http://www.liveinternet.ru/users/takowar/post40009079/
2007 год.
http://www.liveinternet.ru/users/takowar/post46250308/

И видео
http://www.liveinternet.ru/users/takowar/post82369297/
http://www.liveinternet.ru/users/takowar/post82366322/

 (700x542, 105Kb)
 (500x441, 54Kb)
 (500x460, 62Kb)
Рубрики:  Выборг

Метки:  

Ростов Великий. Финифть.

Пятница, 01 Августа 2008 г. 00:31 + в цитатник
Герб Ростов Великий (196x224, 8Kb)
Когда оказываешь в другом городе, то руки сами тянутся к сувенирам. Самое элементарное и недорогое – открытки, значки, календари, буклеты, магниты. Кроме же них хочется купить что-то особенное, для особенно дорого человека. Скажем родителям, любимой девушки, хорошем другу, жене или мужу, уважаемому коллеге или даже самому себе. Что же купить? Вопрос сложный. Оказавшись в Ростове Великом выбор очевиден- всемирно известная ростовская финифть. Финифть - русское название эмали, происходит от греческого "фингитис", что означает "светлый, блестящий камень". Ей не страшны перепады температуры, она не тускнеет с годами. А сами изделия на любой вкус: кольца, колье, броши, серьги, посуда, зеркала, столовые приборы, шкатулки, медальоны, кулоны. Тематика рисунков и христианского содержания, и бытового, и растительные орнаменты, и пейзажи. Ежели захотите, то ростовские мастера выполнят по личному заказу.

Технология изготовления сложна и многоступенчата. Сначала делают медную заготовку. Потом в несколько слоев кладут эмаль с лицевой стороны и контрэмаль с задней дабы избежать деформации. Затем на лицевую сторону наносят эскиз рисунка. После чего начинается главное- нанесение красок. Здесь тоже соблюдается строгая очередность. Сначала светлые краски и большие детали, потом тени, и так постепенно переходит мастер все к более мелким деталям. Вплоть до морщинке на портрете и травинки на пейзаже. Кисточки специальные, беличьи, краски особые, на лавандовом масле. И выходит после финального обжига, скажем, брошку. Котрую и подарить приятно и выйти в свет не зазорно.

finift3 (150x150, 5Kb)
 (150x150, 3Kb)

В городе существуют несколько предприятий по производству поделок и украшений из финифти. Тем же занимаются и кустарные мастера. На мой взгляд, кустарные работы мало, чем отличаются от фабричных по качеству, хотя знающие люди рекомендуют покупать не с рук, а в специализированных магазинах. Цены дороже раза в два, но зато получаете гарантию качества. Настоящая финифть всегда ручной работы и частенько на ней присутствует фамилия, подпись или знак мастера.


Сайт о ростовской финифти, кому интересно. Отсюда же я взял изображение.
http://www.finift.ru/

А также два верхних изображения с этого сайта

http://www.zolotoe-koltso.ru/rostov/rostov_finift.htm
 (150x187, 5Kb)
Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Ростов Великий.

Пятница, 01 Августа 2008 г. 00:21 + в цитатник
 (196x224, 8Kb)
Какой город похож на белокаменную Москву прошлого? Великий Новгород? Псков? Предлагаю вариант Ростов Великий. Впрочем. Обо всем по порядку.

Как и все города Золотого кольца Ростов Великий - старинный город. По свидетельсвам летописцев, город возник еще в IX веке. Он расположился на берегу речки Пижермы, впадающей в озеро Неро, на землях, заселённых угро-финским племенем Меря За столь почтенный период происходили разные события. Отсюда уходили полки на штурм Царьграда, здесь родился мальчик, наречённый именем Варфаломей. Так в Ростове первые годы своей земной жизни провёл Игумен Земли Русской, преподобный Сергий Радонежский. Город испытал набеги Батыя и милость Ивана Грозного, по приказу которого строились церкви да соборы. !8 век стал временем расцвета мануфактурного и торгового дела. Появились льняные и кожевенные предприятия. А ростовский цикорий слыл особенным лечебными и вкусовыми качествами. В праздники со множества колоколен звучал переливистый, раскатистый звон ростовских колоколов, прославленных и в песнях и в стихах. Мне повезло тоже его услышать. Когда мы находились у Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, пошел крестный ход, сопровождаемым колокольным перезвоном.

Для меня Ростов изначально был лишь одним из пунктов на пути в Ярославль. Мы остановились рядом с кремлем, прошлись по площади, я вскарабкался на остатки крепостных валов. Потом проследовал во внутрь кремля. И тут меня стало терзать смутное сомнение, что его строения, внутренние стороны стены, звонницу я где-то уже видел. Недавно. И вспомнил! Попробуйте вспомнить и вы, например, по этой картинке.

 (700x525, 79Kb)

Узнали? А вот еще одна.

 (617x680, 66Kb)


С этой площади ликующий народ требовал: «Царя! Царя! Царя!» А на колоколах звонницы с прошлой фотографии Василий Иванович вместе с Жоржем Милославским лихо сыграли «Чижика-пыжика». На фотографии ниже представлен открытый коридор, по которому герои картины Гайдая убегали от бдительных стрельцов.
 (700x541, 68Kb)

Вспомнили? Теперь ясно, почему я в самом начале спрашивал про город похожий на белокаменную Москву. Кроме кремля в городе есть и другие достопримечательности, но увы, у меня оказалось слишком мало времени. А вы обязательно посмотрите музей финифти, Спасо-Яковлевский Димитриев монастыри Борисоглебские монастыри. Дома 18-19 веков. А еще погуляйте так как я тихими улочками да по шумной площади у кремля.

 (700x433, 57Kb)

Уже уезжая из Ростова Великого, узнал, что у него хотели отнять статус города и присвоить «поселение городского типа». И все потому, что населения в нем чуть меньше положенных 30 тысяч. Законы, конечно надо соблюдать, но ведь и о историческом факторе не стоит забывать. Хорошо, что здравомыслие чиновников на этот раз восторжествовало. Да и протесты общественности оказались услышаны.



Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Москва. Цветной бульвар. Никулин и клоуны Царетели.

Суббота, 26 Июля 2008 г. 22:24 + в цитатник
 (187x209, 10Kb)
Я уже не раз в своих отчерках касался темы памятников. Мое убеждение- памятники должны быть не просто изваяниями в память о ком-то или о чем-то, памятники должны быть интерактивными. Чтобы не смотреть ввысь на постамент, и не приглядываться сквозь ограды и решетки в таблички на них. К памятнику должна быть возможность подойти поближе, дотронуться, стать рядом. Тогда он становится ближе к людям и память о событии или человеке дольше сохраняется. Мне могут возразить, мол, если к нему можно подойти и потрогать, то значит так же без проблем отломать деталь или написать что-то нехорошее. Но послушайте, акты вандализма происходят постоянно. И тем, кто хочет изуродовать, исписать надписями или отломать деталь для сдачи в металлолом ограды не помеха. Так зачем же из-за некоторых субъектов отдалять историю от людей? Я полностью поддерживаю автора памятнику артисту Никулину у цирка на Цветном бульваре. Проекты были разные, но победил вариант скульптора Руковишникова. Любимый многими артист стоит у дверей той самый машины, на которой в компании Вицина и Моргунова разъезжал в «Кавказской пленницы». Никулин лично открывает двери, приглашая прокатиться всех желающих. От желающих нету отбоя, временами у памятника стоит очередь, особенно в день представления. Сидения отполированы и блестят, так часто на них садятся. Фотографируются все от мала до велика. И москвичи, и гости столицы, и дети, и их взрослые родители, солидного вида мужчины и влюбленные пары, школьники и пенсионеры. Народный артист приносил радость и на арене цирка, и с экранов телевизоров, и теперь, застывшим в броне.

 (700x642, 114Kb)

На площади перед цирком стоят еще одни интерактивные скульптуры. Клоуны работы известного грузинского скульптора Зураба Царетели. Один мой знакомый москвич назвал их «адскими клоунами». Мне они напомнили банду клоунов из фильма про Бэтмена. Вроде и улыбаются, но злорадно. Но все дело вкуса. Посидев рядом с ними у фонтанчика, стал проникать все большей и большей симпатией к ним. И не такие уж они страшные и злорадные. Скорее озорные. Дети не плачут и не пугаются при виде их. А ведь именно дети хорошо чувствуют такие вещи. Так что пусть они стоят. К тому же пристроившись к ним, можно почувствовать себя участником представления.

Оркестр сыграл тушь. Конферансье в неизменной бабочке и безупречном костюме пафосно объявил следующий номер: «Внимание, уважаемая публика. Встречайте. На арене всемирно известные короли смеха, клоуны Бим, Бом и (здесь вставляется имя фантизирующего)». Публика замерла, предвкушая феерию шуток и каскады заливного смеха.

 (700x556, 89Kb)
 (700x606, 97Kb)
Рубрики:  Москва

Метки:  

Шлиссельбург.

Суббота, 26 Июля 2008 г. 20:14 + в цитатник
Герб Шлиссельбурга (196x221, 8Kb)
Те люди, которые приезжают в Шлиссельбург, ставят своей целью прежде всего попасть в крепость Орешек. Из-за этого сам город находится в тени. Тень очень губительна. А ведь без города и крепость еще больше запустеет. Правильнее их рассматривать как единое целое. Что же можно посмотреть в самом городе? Все самое интересное находится в центре. Как раз там и останавливаются маршрутки и туристические автобусы. В городе стоят памятники архитектуры 18-10 веков. Прежде всего это православные храмы Благовещенский собор, Никольская церковь, часовня Казанской Божией Матери (1865). Есть и светские, уникальные сооружения. Пройдитесь впеед в сторону почты. Вы сразу обратите внимание на необычный четырёхкамерный гранитный шлюз середины 19 века. Таких шлюзов в нашей стране почти не осталось. А когда пойдете по мосту приглядитесь внимательнее и задержитесь на нем. Мост тоже в своем роде необычный, ибо стоит на колоннах. Именно на колоннах, а не растяжках или опорах. Теперь прогуляйтесь к пристани там стоит памятник Петру Первому. Возможно сам памятник вполне обыкновенный, но приглядитесь повнимательнее. Если повезет, то увидите первого российского императора в тельняшке. И пусть она одета нетрадиционно, не придирайтесь. Главное, что она есть! Своеобразный образец балтийского юмора. Перечисление достопримечательностей Шлиссельбурга оставил специально неоконченным. Погуляйте по городу, и наверняка увидите еще что-то интересное для себя. Только не стойте на месте.
 (417x650, 76Kb)
 (600x573, 76Kb)
 (479x650, 95Kb)
Рубрики:  Ленинградская область и спутники Петербурга

Метки:  

Шлиссельбург. Крепость Орешек.

Суббота, 26 Июля 2008 г. 20:11 + в цитатник
 (196x221, 8Kb)

Вместо эпиграфа.


"В лето 6831 (1323 от Р.Х.) ходиша Новгородци с князем Юрием Даниловичем в Неву и поставиша город на усть Невы на Ореховом острову; ту же прiехавше послы великы от Свейского короля и докончаша мир вечный с съ княземъ и с Новым городом по старои пошлине ..."

 (700x525, 47Kb)

Крепости, кремли, замки – моя слабость. Я много раз был в Выборгском замке, ездил в Капорье, ходил в приозерскую Карелу. Теперь список пополнил и Орешек близ города Шлиссельбурга. Сборы не хитры, фотоаппарат, бутылочка с водой. Созвонился с друзьями и в путь. От Петербурга до Шлиссельбурга ходит удобная маршрутка под 575 номером. Приехал. Но как добраться до острова? Раньше ходил паром, сейчас он в ремонт. В его отсутствие свои услуги предлагают местные владельцы катеров. А уж соглашаться или нет – выбор индивидуальный. Минимальные меры предосторожности соблюдаются: спасательные жилеты, правильное размещение и т.д. Мы народ рисковый, поэтому согласились на предложение. Пять минут лихой езды на катере и вот она пристань. И касса. Заплатив денежку, входим в ворота.

Перед нами раскрылись развалины и зеленые просторы! Говорю без всякой иронии. Именно развалины и много-много зелени. Первая крепость появилась еще в четырнадцатом веке. Как форпост обороны новгородцев. Назвали ее «Орех» из-за вытянутой формы острова, и еще добавить крепости стойкости. Помните, «как вы судно назовете, так оно и поплывет». Некоторые ученые ставят под сомнение давность названия Орех. Ссылаясь на то, что во времена древних русичей самого слова «орех» не существовало в их лексиконе. В 17 веке на крепость напили шведы. Орешек долго не кололся. Однако после длительной осады русский гарнизон сдался. Так Орешек стал Нотебургом. Не долго продлилась власть шведов. Менее чем через сто лет русские войска вновь захватили остров и крепость. И снова переименовали крепость и городок близ его в Шлиссельбург (Ключ-город). И уже в наше время Шлиссельбург превратился в Петрокрепость, а потом на волне переименований опять в Шлиссельбург. Такова краткая его история. Приезжая, мне захотелось прикоснуться к ней. Особого прикосновения не получилось. Во-первых во время Великой Отечественной Войны крепость была практически полностью разрушена. Здесь бой не замолкал. Не зря еще Петр Первый назвал крепость Ключ-городом. Этот плацдарм стал одним из главных звеньев обороны Ленинграда. Город выстоял во многом благодаря мужеству воинов, удержавших крепость. В память о подвиге посередине крепости выстроен мемориал.
 (487x650, 101Kb)

Пара разрушенных зданий тоже являются своеобразными памятниками. И хотя местами установлены таблички, запрещающие забирать в развалины, люди их просто игнорируют. Естественно мы тоже последовали пагубному примеру и исследовали разрушенные строения. Интересного нашли не много. Например, помятую табличку «офицерский корпус» или кирпич 19 века. Зато шанс схлопотать тем же самым кирпичом 19 века сверху по голове был не маленький. Ведь не зря предупреждения вешают.
 (700x525, 91Kb)


Прогулка вдоль бастионов запомнилась застопоренным подъемником ворот. Ворота он больше не поднимает, зато сделали парочку интересных снимков. Погуляв, по внутреннему двору, мы пошли к музейной части. Она состоит из двух домов: Народовольческая и Секретная тюрьмы. Большую ценность они представляют не архитектурными решениям или внутренним видом, а теми людьми, которые сюда попадали. А попадало сюда много кого. Сначала здесь находилось место для изолирования неугодных высокопоставленных и знатных персон. Бирон и Анастасия Лопухина, царевич Иван IV и братья Долгорукие. Потом в крепость превратилась в тюрьму для политзаключенных. Декабристы, народовольцы, участники польского восстания, и прочие бунтари. Бакунин, Пущин, Кюхельбекер, Ульянов, Морозов… О двух последних чуть поподробнее. Александр Ульянов получил известность во многом из-за своего брата младшего Владимира Ульянова-Ленина. Старший был естественно авторитетным народовольцем, но прежде всего его называют «Старшим братом Владимира Ильича Ленина». Место, где его расстреляли отмечено мемориальной доской и яблоней.
 (700x525, 149Kb)

Меня больше интересовала фигура ученого Александра Николаевича Морозова. Он похож на узника замка Иф аббата Фориа из романа Дюма. Так же сидя в одиночной камере, продолжал заниматься наукой. Некоторые из его идей живут и развиваются поныне. Один из самых ярких примеров автор альтернативной хронологии Фоменко. Он как раз развивает идеи Морозова. Вспоминая известных узников Шлиссельбургской крепости мы проходим из одного тюремного корпуса в другой. Внутри практически все тоже самое. Нары, умывальник и решетка на окнах. Шокируют записи о некоторых заключенных. Они находись всего по 3-4 дня. Потом их казнили. Фактически их привозили на убой. Вот такой мрачный эпизод из истории Орешка. Прямо из секретного дома мы сходили в подземелье. Маленькое, холодное будто погреб и выбрались наружу.
 (700x525, 78Kb)

Чтобы отвлечься от грустных мыслей, мы полезли на стены. На них забираться не разрешают, но на запреты мало кто обращает внимание. Народ гуляет по ним и любуется видами на устье Невы и Ладожское озеро. Вдали виден город, серая гладь воды, сливающаяся с пасмурным небом. Рыбачья лодка и постоянно курсирующие водные подвозки, привозящих все новых и новых посетителей к крепости. А мы пошли обратно. В начале я говорил. Что хотел прикоснуться к истории. Прикосновение не получилось. Было два момента, сначала когда забрались в место раскопок и прикоснулись к древним внутренним стенам, другой раз, когда уже гуляли по высоким внешним. Уж как-то сильно люди и время выветрили дух истории. То незримое, но ощутимое, что есть в Выборгском замке, в стенах Старой Ладоги, амбразурах тульской крепости. Мы совершили прощальный кружок по периметру, постояли у памятника революционерам и уплыли на подвозке.

Как резюме. Место в принципе интересное, но над ним надо поработать, чтобы работало не только название Орешек. Привести в порядок развалины, сделать экспозицию, связанную с историей крепости до 19 века, организовать регулярный паром. И еще аккуратнее заниматься реконструкцией. А то смориться новоделом без намека историчности. И тогда можно будет приезжать снова и снова.



Рубрики:  Ленинградская область и спутники Петербурга

Метки:  

Санкт-Петербург. Здание Корабелки на Кронверском.

Воскресенье, 20 Июля 2008 г. 00:14 + в цитатник
 (187x209, 7Kb)
У Санкт-Петербургского Государственного Морского Технического Университета или по народному Корабелки много корпусов. Есть административный и производственные корпуса на Лоцманской, есть дом-корабль на Ленинском проспекте, своя гребная база, но среди прочих выделяется здание на Кронверском проспекте в доме номер 5. Здание стоит между особняком Кшесинской и соборной мечетью. Можно сказать у святого места. Здание таинственное, начала двадцатого века. Но вот информации по нему оказалось очень мало. Я собирал по крупицам, по слухам, по обрывкам сообщений. И даже то что собрал, не совсем уверен, что стопроцентная правда. Обычно к зданию люди идут со станции метро Горьковская. Ориентиром служат минареты мечети. Корпус университета издали сливается с мусульманским храмом. Что кажется, будто он продолжение. Минуя мечеть мы подходим ко входу. Сначала надо пройти через чугунную решетку. Потом под длинной аркой во внутренний двор. Здесь же и заканчивает путешествие, если только вы не студент морского ВУЗа. Но и во внутренним дворе интересно. Раньше стояли настоящие торпедные аппараты. Теперь их убрали. Зато скоро век, как вход охраняют два льва. На их мордах выражена усталость и какая-то меланхолия. Студенты иногда кладут у передних лап бутылку с пивом. И кажется, что львы впали в меланхолию, после опустошения ее. Сами цари зверей выполнены из бетона с добавление гранитной крошки. Такой состав придает темно-серый оттенок и завидную прочность.
 (600x449, 83Kb)

Другой достопримечательностью внутреннего двора считаются страшные головы. Говорят, в лунную ночь они вещают голосами студентов , не сдавших сессию. Ночью лучше не ходите..

 (337x450, 55Kb)
О самом здании мало, где написано. Скорее всего здание построено по проекту архитектора А. И. Клейна. Строительство представляло собой прообраз кооператива, популярного в 80х годах в нашей стране. Жильце складываются. На эти деньги создается дом, в него заселяются жильцы. Стиль здания можно охарактеризовать как неоклассицизм. Вот в таком корпусе я провел не самых худшие годы своей жизни.

Поскольку дом стоит на Кронверском проспекте, то напишу хорошую ссылку на информацию о нем.
 (438x600, 65Kb)

Рубрики:  Санкт-Петербург

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Мартыново. Земля, где живут кацкари.

Суббота, 19 Июля 2008 г. 01:33 + в цитатник
 (145x149, 5Kb)
Кто такие кацкари? Кацкари- это своеобразный субэтнос рядом с рекой Кадкой, сложившийся давно и сохранивший до сих пор свою самобытность. Разговаривают они на своем языке. Православные, но поклоняются Белой Корове.

Белая Коровушка
По нёбёсной глобушке
Цельней день маскалит-
Светлядь, Теплять дарит!

Трудолюбивые, приветливые, хорошие плотники, которых ценили далеко за пределами волости, но когда кто обидит, вмиг вместо торов в руках оказываются секиры, милые лица приобретают выражения суровой готовности защищать себя, близких и родную землю. Скрещенные топор и секира в гербе подтверждают мои слова. Очень точно сказано о них на открытке, купленной в сувенирной лавке.

«Здесь люди вроде русские, но все-то у них кацкое: и дуршлаки из еловых кореньев, и погремушки из бычьего пузыря. И мифы кацкие – о Белой Корове, приносящей счастье, о летающем змее Уже-Палучате, приносящем богатсво…»

Как только вы ступили на кацкую землю, то сразу становитесь заволостными гляженными (зрителями, пришедшими из-за пределов волости). Вас ведут на двор, потом в дом, переоборудованный в музей. Для тех, кто прожил в деревне убранство покажется вполне обычным. Зато человек сугубо городской откроет много чего нового. Туеса и лапти, железные боты и сени, признак достатка швейная манишка, вязанки лука и красный угол с иконой и оберегами, пучки целебных трав и горшки, сани и особые коромысла из цельной древесины, куда цепляются ведра, в которые женщины зыкают (набирают) воду из колодца. В доме стоит огородное пугало. Пугало непростое, а так сказать с налетом легкого эротизма. Дабы все знали. Что это не просто пугало, а хозяин огорода, и боялись. На дворе ручные овцы, ласкаются словно кошки. Но большее впечатление на одного из моих городских спутников произвел рукомойник с «дергалкой». Прочие удобства тоже по-деревенски на улице. В виде треугольного домика.
 (700x525, 97Kb)
 (375x500, 45Kb)
После музея вас попросят примаскалить (придти) к столу. Но перед тем как вы отведаете деревенских хрустящих огурчиков, картошки из чугунка, пирогов из печи, ароматного чаю, хозяева будут коменничать (показывать комедию) на бытовую тему. При чем по традиции мужчины играю женские роли и наоборот. Да и зрители не остаются в стороне. Их активно приглашают поучаствовать в представлении. Роли не сложные, но значимые. А после веселия и представления, чтобы всем было даромо (хорошо) начинает обед за большим общим столом. Все выходят из-за него сытые, довольные и радостные. После такой веселой, познавательной программы вряд ли кому-то будет говёно (плохо). Кстати, слово «говёно», произошло от глагола говеть –голодать, а не от того, что некоторые могли подумать.

 (592x600, 100Kb)

А еще администрация музея газету выпускает с название «Кацкая летопись». Тираж у нее небольшой, но она пользуется популярностью у местных жителей. Так что в краю кацкарей все основательно и в меру серьезно.

Гостей провожают добрым словом да теплым пожеланием. Например, таким.

Пусть а вам примаскалит Сонцо-Белая Корова и назыкает цельнёё голомёно светляди с теплядью, щастья, богатства и ладих всевозможныех.

Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Углич.

Суббота, 19 Июля 2008 г. 01:20 + в цитатник
Герб углича (196x208, 7Kb)
У многих городов есть свою коронка, история, которую непременно рассказывают туристам, путешественникам и другим гостям. У Углича – это убийство последнего царевича из рода Рюриковичей, малолетнего Дмитрия. История детективная, туманная. Официально он «порезался», играя в ножички. Уж очень не вовремя случился приступ падучей. Неясность истории породила слухи. Нескольких Лжедмитриев, смуту и другие неприятные последствия. Трагичной истории начал свой рассказ наш гид. Очень эмоционально говорил о убийстве и об зверской расправе сначала над людьми Бориса Годунова, якобы причастных к умерщвлению царевича, потом и над людьми учинивших ту самую расправу. Досталось даже вечевому колоколу. Ему вырвали язык и высекли публично плетьми! Память о тех событиях осталась не только в летописях и людских легендах, но и в Гербе города. На кроваво-красном фоне стоит малолетний царевич Дмитрий. После всех несчастий он еще и хранителем города стал.

Углич – город древний. Название пошло предположительно по основному занятию местных жителей. Здесь жгли уголь, предназначенный для продажи. Сейчас от прежних углежогов осталось лишь название города. Да и сам город со временем переквалифицировался. Начинать знакомство с ним лучше с центральной площади. Только не бросайтесь сразу к лавкам сувениров. Открытки, тарелочки, шкатулочки купить успеете. Здесь можно приобрести сувениры гораздо необычнее и полезнее. Впрочем я забегаю вперед. Итак, вы на центральной площади. Разворачивайтесь от стоянки авто и идите к мостику через канал на остров, где раньше стояла крепость (углический кремль). По дороге зайдите в музей народного творчества. Если вас не отвлекли очередные сувениры, то минут через 30-35 окажитесь на одной из самых древних частей города. Пройдитесь берегом острова. Видите, как удачно он расположен. Место для крепости идеальное. Широкий обзор, высокий берег. Следующая остановка в Спассо-Преображенском соборе.

 (650x620, 96Kb)

Много в ярославской, во владимирской землях старинных церквей. И эта не выходила из ряда вон, кабы не уникальные фрески. Вглядитесь в них. Они явно не похоже на канонические образы. Они скорее латинской школы, а мне напомни картины флорентийских мастеров. Обнаженные фигуры.

 (450x600, 56Kb)

И уже появляется ощущение, что не в православном храме, а в картинной галереи посвященной эпохе позднего Возрождению или ренессансу. Тут же весит и колокол. Конечно, не тот, которому отрезали язык, но похожему. Уже работы современных мастеров. Его звон чистый и глубокий, а акустика стен усиливает тон. Теперь на выход и идите прямо-прямо. Буквально через пару шагов княжеских дворец. Над ним серьезно поработали реставраторы прошлого. Возможно, эта была одна из первых попыток реставрации. Вглядевшись в стены, видна разница между старой и новой кладкой. Укрепляющий состав старой кладки толще и расстояние между кирпичами больше. Да и цвет темнее. А если провести анализ, то выяснится, что мешали ее на куриных желтках. Рядом стоит яркая, нарядная, праздничная с голубыми куполами церковь Дмитрия на крови, словно специально построена, в контраст Спассо-Преображенскому собору.

 (700x518, 84Kb)

Обойдя кругом колокольню и другие близлежащие постройки, зайдите в музей. Если повезет, то услышите концерт местного церковного хора. Прошу, не улыбайтесь скептически. Естественно, основой их репертуара являются церковные песнопения, к ним я тоже отношусь прохладно. Но они поют и романсы, и русские народные песни. Православные церковные хоры всегда отличались многоголосостью и приятным уху сочетанием тембров певцов. Вряд ли кто-то останется равнодушным. Получив заряд положительных эмоций возвращаемся на площадь. Тут можно разделиться. Тот, кто хочет погулять – в парк Победы. Тот кто хочет купить сувениры – остается на площади. Впрочем надо совмещать прогулки с приобретением памятных вещей. А хотите вещь и памятную и полезную? Тогда идите в фирменный магазин углического часового завода «Чайка». Не сочтите за рекламой. Просто хочу хоть как-то поддержать незаслуженно увядающего отечественного производителя. Удивительно, но эти часы за границей ценятся больше, нежели на родине. Хотя мне они верой и правдой служат уже не один год.


Вам захотелось вкусный сувенир? Тогда купите головку углического сыра. Только не пробуйте сразу, иначе рискуете не довезти его до дома. До отправки есть еще время? Тогда прогуляйтесь к тому же парку победы. Там есть замечательный детский уголок. На площадке среди качелей, лазелок стоят смешные деревянный зверушки. Тут же выход из парка с видом на пожарную каланчу. В городах среднерусской полосы помимо церквей есть еще два типа строения обязательно становящимися достопримечательностями: дом губернатора (дворянское собрание) и каланча. Посмотрите на углеческую каланчу. Красиво?

 (636x600, 82Kb)

Похоже пора в автобус. Если поторопимся успеем посетить край приветливых трудолюбивых кацкарей.

Под конец маленькая историческая справка о городе.

Город известен по Ипатьевской летописи еще с 12 века, хотя есть предположения, что город или поселения существовали раньше. Сначала город был столицей самостоятельного княжества, затем перешло под руку Москвы. В 1371 году на город напали тверечи, которые сожгли и полностью разорили его. Расцвет города пришелся на княжении с 1462 года Андрея Большого. 1591 года при невыясненных обстоятельствах погиб сын Ивана Грозного. По официальной версии при игре в ножички. В начале 17 века город подвергся разорению от польской оккупации. После чего город начал потихоньку засыпать. Уже в наше время построили знаменитый часовой завод «Чайка», развивалось сельской хозяйство. Город входит в число городов Золотого Кольца.

Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Углич. Музей "Углические звоны"

Вторник, 15 Июля 2008 г. 07:12 + в цитатник
 (196x208, 7Kb)
Какой должна быть экскурсия? Интересной, познавательной и оригинальной. Ведь сухие цифры о том, кто когда родился, в каком веке что построено и основано, сколько лет чего воздвигали можно прочитать в справочниках, энциклопедиях, путеводителях. Другое дело, когда она ведется в виде непринужденного рассказа, сопровождаемая музыкальными вставками. Так вот на такой интересной, познавательной и оригинальной экскурсии посчастливилось мне побывать в историко-музыкальном музее «Углические звоны». Музей частный, прямо в доме его основателя, или точнее семьи основавшей музей, ибо в этом же доме хозяева живут и принимают гостей. В доме, во дворе витает атмосфера ожившего учебника отечественной истории.

Повествование ведет Алексей Викторович Кулагин, а помогают ему жена, дети и другие участники оркестра «Угические звоны». Все происходит под живую музыку. Военные марши сменяются колокольными звонами, затем играются русско-народные мотивы, снова колокола. Вдоль стен располагаются экспонаты и подлинные старинные вещи, и новые, выполненные вручную. Рассказ ведется с упором на Углич и славную боевую дорогу 63 углического пехотного полка. Сей полк впоследствии не раз менял название, но как бы он не назывался, храбрость, стойкость своих бойцов оставалась неизменными. Не зря он участвовал во многих решающих сражениях на самых ответственных позициях. Но, не смотря на такой акцент, экскурсия все же об истории России. И как я уже говорил ранее, не перечисление сухих цифр, а повествует о том, о чем написано далеко не в каждом учебнике истории. Гостям рассказываю (и демонстрируют) как перекликались колокола во время больших праздников, почему Первою Мировою, называли сейчас уже подзабытым названием Второй Отечественной, о военных маршах и жителях Углича и о многом другом.

В конце нам разрешили вдоволь фотографировать, что позволительно не в каждом музее. А те кто особенно проникся, могли купить авторские аудио и видео записи.

Кого заинтересовал музей, пройдитесь по ссылке на сайт

http://uglitcheskiezvony.narod.ru/
 (700x525, 92Kb)
 (700x525, 143Kb)
 (450x600, 89Kb)
Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Переславль-Залесский

Вторник, 15 Июля 2008 г. 07:08 + в цитатник
 (187x209, 7Kb)
Рядом с тихим Переславлем–Залесским колышется Плещеево озеро. Озеро таинственное, на его поверхности играют волны даже в штиль, на его берегу стоит синь-камень, в глубинах водится царская селедочка – ряпушка, его ил обладает уникальными питательными свойствами, а местный водяной весьма своенравный, может и утащить на дно. На его берегах отдыхали русские князья, цари да императоры. В конце семнадцатого века Плещеево озеро приглянулось царевичу Петру Алексеевичу. Здесь родилась потешная флотилия, ставшая прообразом грозного флота российского петровской эпохи. В память об этом существует музей (ботик ПетрI). Во многом ради ботика я отправился в город Переславль-Залесский. Музей не работал. Вообще с ботиком происходило много чудного и тоже таинственного. Кто-то говорит, что подделка, другие, что ботик настоящий, но не тот, третьи утверждают, что он тот самый, срубленный непосредственно русским императором. Как и в большинстве случаев, мной двигало любопытство. Не попадание в музей компенсировал прогулкой по городу. Когда-то город был знатный да славный. Теперь просто славный. Место, где он стоит удобное. С давних времен там люди жили. Сначала финно-угорцы, потом кривичи, затем ильменьские славяне. Сначала был поселок финно-угорчеы, потом славянский город Клещин (Клещи), затем Юрий Долгорукий на этом месте построил новый город, Переяславль. Буква «я» со временем пропала, зато добавилось слово «Залесский». Так как город стоял за лесом, относительно столицы стольного Киева. Переславль-Залеский был укреплен мощной крепостью. Системой рвов и валов. Однако город укрепления не всегда помогали. То «татаро-монголы» пожгут да пограбят, то свои же соседи нападут. Частые набеги, лихо время не позволило городу возвыситься, стать крупным населенным пунктом с многотысячным населениям. Однако и захудалым его не назовешь. Он и сейчас один из первых по числу населения, а в года расцвета славился кузнецами и кожевниками. Рядом проходил Беломорский торговый тракт, связывавший Москву и Архангельск. Не малая часть товаров да денег оседала в закромах местных держателей гостиниц, извозчиков да владельцев торговых рядов.
А в 19 веке мимо прошла железнодорожная ветка. Вместе с ушедшей железной дорогой, ушли и деньги.

 (531x600, 61Kb)

Я шагал по улицам города. Деревянные домики сменялись каменными, снова деревянные. Забрался на сохранившиеся с древних времен земляные валы, сделал с них пару панорамных снимков. Одной из главных достопримечательностей города по праву считается Преображенский собор. Возможно, такое сравнение не совсем красиво, но храм мне напомнил гриб боровик, выросшей средь поляны. Такой же крепкий, коренастый. Словно вросший в землю. Кажется, будь хоть ураган, хоть землетрясение, но он устоит. Как поставили его в 12 веке, так и стоит крепко, непоколебимо. Рядом со Спассо-Преображенским собором расположились еще и сувенирные магазины. Да и вал неподалеку. Покрутившись на одной площадке можно провести полноценную экскурсию. Завершал знакомство с городом часовой прогулкой, кружа по улицам Переславля-Залесского.

 (700x525, 82Kb)
 (375x500, 58Kb)
Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Тутаев. Романов-Борисоглебск.

Четверг, 03 Июля 2008 г. 02:03 + в цитатник
 (187x209, 10Kb)
Во время переименования города жители делятся на сторонников и противников. Переименование устраивают по разным причинам, когда возвращают историческое название, когда историческое переименовывают в честь известного человека. Иногда переименования связано с историческими или культурными событиями, иногда просто. Потому что нынешнее название не модно, а надо новое, современное. Я не случайно начал с подобной прелюдии. Сложно найти город, где местные жители так «любят» новое название. Тут и там вывески с названием Романов-Борисоглебск, но не Тутаев.

Стоит тихий небольшой городок Тутаев по двум берегам реки Волги. История города полна загадок связанных прежде всего с временами своего основания. После вражьего набега на ярославско-владимирские земли часть жителей Ярославля спаслись бегством в Черных лесах. Был заложен храм во имя святых Бориса и Глеба. Так возникла Борисоглебская слобода. Спустя несколько десятилетий углический князь Роман основал на другом берегу Волги город-крепость, которую прозвал именем своим. Так появился город-сосед Романов. Прошло еще какое-то время и рядом с двумя русскими городами поселились «татары». И привезли с собой овец. Но леса да буреломы не лежали душам вольных кочевников. Они ушли, а овцы остались. Вскоре и русские люди привыкли к этим кучерявым и рогатым созданиям. Да не просто приспособились, а вывели свою, особенную породу овец – романовскую. Романовская овца славна руном да внешней красотою. А тем времен два города так сдружились, что объединились в один Романов-Борисоглебск.

В годы советской власти город переименовали в Тутаев, в честь юного красноармейца, погибшего в гражданскую войну. Ох, и не любят некоторые жители это название. И даже в адресах пишут старое название. Одним из вариантов было Спартак. Услышав сие название, я улыбнулся (кто в курсе, тот поймет). Потом я еще не раз улыбался. Многие путешествующие собирают всевозможный глупости, курьезы и просто смешные моменты и нашей российской действительности. Так вот этот город просто кладезь для них. Например, как и во многих провинциальных городах, время идет медленно и размеренно. Мы праздновали Первомай, а тутаевцы поздравляли себя и гостей с Новым годом.
 (700x384, 91Kb)

Однако есть люди, которые в курсе, что сейчас за праздники. Иначе, зачем так усиленно и целенаправленно выщипывать первые весенние цветы с клумб, как не для первомайского букета? Причем «народная тропа» явна не зарастет, так уже протоптана. А вот еще пример. Город стоит на двух берегах, а моста нету, ни пешеходного, ни транспортного, ни железнодорожного. Ходит изредка паром да частники халтурят на перевозках. Но иногда надо ехать на другой берег, паром не скоро, на поездку в небольшом катере решится не каждый. Вот и приходится людям ехать в обход. Сначала до Ярославля, там пересадку на автобус идущий на другой берег. В среднем от полутора до двух часов уходит у тутаевцев на такое путешествия. Мост же сокращал время до 15 минут. Но ничего, власти так дело не оставят. И обещают построить мост к году 2020. Остается горожанам лишь молиться. Хорошо, что с местом для молений для православных людей все в порядке. Гордость Романова-Борисоглебска Воскресенский Собор. Ярко расписанный, красивый, храм. Его купола показывают еще издалека. Самая большая достопримечательность храма — трехметровая, чудотворная древняя икона Спасителя работы мастера Дионисия Глушицкого. Съемка внутри категорически запрещена. За порядком следит молодой, энергичный, доброжелательный, но строгий батюшка.

 (700x525, 93Kb)

Пройдя вдоль храмового дворика, попадаем на пристань. Вид прекрасный. Серо-голубая Волга. Белоснежный корабль, идущий на среднем ходу и противоположный берег, утопающий в зелени. А сквозь зелень проглядывают ожерельем другие старинные храмы: Никольский (Казанский), Преображенский, Крестовоздвиженский, Троицкий. Какие-то сильно порушенные, в других идет служба. Паром отсутствовал, к частнику стояла очередь из туристов и местных жителей. Я ограничился посещением Рождественского собора. Осмотр на чудотворного лика Иисуса настроил на задумчивый, меланхоличный лад. Вот в таком меланхоличном настроении поехал дальше по земле ярославской.

 (700x391, 67Kb)
 (700x525, 111Kb)

Чуть вернусь к романовским овцам. Существует версия, что знаменитую породу вывели при Петре I. Думаю истина посередине. Уже существовала порода, а император российский добавил к этой породе новой крови. Привезя из-за границе овец заморской породы.

 (700x408, 101Kb)

Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Воздвиженское. Детство матрешки

Понедельник, 23 Июня 2008 г. 13:06 + в цитатник
Спросите у иностранца, с какими русскими народными предметами ассоциируется Россия. Набор традиционный. Балалайка, матрешка и, увы, водка. Минуя чудесный музыкальный инструмент, не доходя до водки, расскажу о матрешке. Кто-то поспорит, но считается, что село Воздвиженское стало родиной всем известной игрушки. Есть версия, что первая матрешка была изготовлена в Москве. Однако, не буду спорить и выдвигать альтернативные версии. Международная признание матрешка получила В 1909 году, когда русская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. А началось с посещения традиционной выставки в Лейпциге. Подробно о матрешках и прочих старинных игрушках вам расскажут в специальном музее в Сергиевом Посаде. А еще есть хороший сайт http://www.deaftime.ru/

А еще село Воздвижеское стало местом остановки и отдыха многих известных людей. Здесь останавливался Димитрий Донской по пути в Троицкий монастырь, идя к Сергию Радонежскому. Здесь лагерем стояли войска Минина и Пожарского, и здесь же была последняя остановка паломников «Москвы в Троицу». А кто окажется в село, то полюбуйтесь каменной Крестовоздвиженской церковью, выполненной в редком для XIX века типе центрического храма "под звоном".
Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Хотьково

Понедельник, 23 Июня 2008 г. 13:04 + в цитатник
 (187x216, 8Kb)
В России есть несколько центров художественного промысла. Одним из них является город Хотьково. Город старинный, еще XIV века. Для многих верующих, он связан с именем преподобного Сергия Радонежского. Здесь он провел свои детские годы. Здесь же похоронены его родители. Для других людей город ассоциируется с русскими народными игрушками и поделками. Знаменитая хотьковская резьба по дереву и кости! Участница многих фестивалей и выставок. Считается. Что все тот же Сергий Радонежский был основателем этого промысла. Отдыхая от трудов праведных, делал маленькие тележки, свистульки, другие затейливые игрушки детям на потеху. Потом игрушки получили «коммерческий интерес». Появились мастерские, в которых резчики да плотники делали забавные поделки и развозили по ярмаркам. Чтобы не сложилось и ироничного отношения к городу, добавлю очень серьезный мазок в оТчерк о городе. В Хотьково есть очень серьезное, научное и высокотехнологичное предприятие – «Центральный НИИ спецмашиностроения». Звучит? В нем разрабатываются и совершенствуются части и детали самолетов, ракет и космических кораблей! Теперь вновь опустимся на землю и взглянем чуть в сторону от города. Мы увидим музей усадьбу Абрамцево. Сначала ей владел писатель Аксаков. Спустя несколько десятков лет перешло к меценату Мамонтову. Усадьба превратилась в творческую лабораторию. В ней отдыхали и трудились Врубель, Серов, Левитан, Нестеров и многие другие художники конца XIX начала XX века. Конечно же, как и большинство старинных городов в Хотьково есть и православные храмы. Среди которых я бы выделил ансамбль Покровского Хотькова монастыря, в котором мирно сочетаются разные стили от византийского до ампира.
Кому интересно- вот сайт города. http://hotkovo.net.ru/
Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Александров. Город, который бы столицей.

Понедельник, 23 Июня 2008 г. 13:01 + в цитатник
 (187x216, 9Kb)
Если взять чуть в сторону от основной дороги, то попадете в Александров. Можно сказать, этот город был 17 лет столицей государство русского. Сюда переехал Иван Грозный из Москвы, оставив взамен формального наместника Семеона Бекбулатовича. В городе есть стоят красивые Покровская и Успенская церкви, Христорождественский собор. А Троицкий собор украшают большие медные ворота. Легенда молвит, что их привез сам Иван Грозный из Твери. В Александрове была и одна из первых типографий, в которой напечатана "Псалтырь Слободская" Андроником Невежи. Любители экскурсий с удовольствием посетят Александровскую свободу. В ней экскурсии на любой вкус, от научно-позновательных до интерактивных. Современный Александров – развитой город. Еще с давних пор в нем процветает кузнечное дело. Не зря именно инструменты кузнечных дел мастеров изображены на гербе города. В городах Карелии и Урала есть музеи камня природного. А в Александрове имеется уникальный «Музей рукотворного камня» ВНИИСИМСа. Я уже упомянул о легенде медных ворот, есть еще одна – «Легенда о русском Икаре» "смерд Никитка боярского сына Лупатова холоп" на деревянных крыльях сделал несколько кругов в воздухе в присутвии царя, за что поплатился головой, ибо "Человек не птица, крыльев не имать... Аще же приставит себе аки крылья деревянны, противу естества творит. То не божье дело, а от нечистой силы. За сие дружество с нечистой силою отрубить выдумщику голову". Вот такой он город Алексанров: старый и новый, открытый и таинственный, радушный и кровопийный.
В написании оТчерка использовались материалы с сайта http://www.alexandrov-city.msk.ru . Спасибо!
Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Сопелки

Понедельник, 23 Июня 2008 г. 12:58 + в цитатник
«А сейчас проезжаем мимо дороге на Сопелки» - сказал гид. «Мимо чего?» - чуть дремавший народ заинтересовался словами гида. Гид обрадовался, что привлек внимание людей и повел рассказ. Знакомьтесь - село с музыкальным названием Сопелки. Здесь родился Федор I, сын Ивана Грозного. О сем факте напоминает крест и часовня. Вообще село необычное. Есть в нем какая-то мистичность. Оно притягивает людей верующих, при чем не только ортодоксальных, но и придерживающихся отличных от большинства мнений, собственных взглядов на христианство. Не зря перекликается с украинскими Сопилками. Читали гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки?» В конце XVIII ст. здесь обосновалась старообрядческая секта странников (или сопелковское согласие), основанное беглым солдатом Евфимием.
Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Санкт- Петербург. Летний сад.

Вторник, 17 Июня 2008 г. 03:11 + в цитатник
 (225x500, 43Kb)
 (187x209, 7Kb)
Летний сад – одна из главных достопримечательность Петербурга и старейший парк города. Он практически его ровесник. В Летнем саду любят отдыхать горожане и гости. Одно время вход был платный, однако, вскоре власти отменили плату. О Летнем саде написано и сказано много. И информации о нем море. Вот, например пройдитесь по этой ссылке http://letniysad.net/index.html или этой
http://walkspb.ru/sad/letniy_sad.html




Летнему саду посвящали стихи

Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника...

А. Ахматова

Я вновь к тебе иду, мой Летний Сад,
Я так люблю твой листопад.
Я принесла тебе радость и боль,
От бед меня ты скрой листвой.
Мой Летний Сад, друг безмолвный,
Я так привыкла к тебе.
Мой Летний Сад, старый, добрый,
Нет лучше места нигде.
А. Боголюбов.

Дабы не превращать оТчерк в переписывания имеющихся в любом справочнике информации, просто расскажу о впечатлениях с последнего посещения Летнего сада. Я не был там с осени. В апреле он обычно закрыт на просушке, в мае не доехал. Летним июньским вечером, сам того не замечая, оказался у решетки Летнего сада. Что ж, прогуляюсь тем более в приятной компании. Сначала прошлись вдоль пруда. Потом к белеющим вдали статуям. И вдруг посреди парка на площадке мои спутники заметили очень оригинальную композицию на тему «12 стульев» Ильфа и Петрова. У композиции история такая. В те дни, когда Петербург праздновал свое трехсотлетие, чуть ли не каждый человек хотел что-то подарить городу. Известный питерский скульптор-кузнец Владимир Галкин, задул проект «12 стульев». Прямо скажу, достаточно неоднозначный проект, не по содержанию и исполнению, а по месту нахождения. Все таки Летний сад - место, где стоят классические византийский скульптуры. Но администрация города и Русского музея одобрила. В результате возникла сея композиция. Каждый из стульев ковал свой кузнец. Поэтому в каждом стульев подчеркнута индивидуальность мастера. Сегодня там постоянно толпится народ. Каждый выбирает стул по нраву и фотографируется на нем. Даже в весьма прохладный вечер, железные кованные стулья оставались теплыми. Мы тоже сфотографировались. Когда я увидел их впервые, то пришел в легкое негодование. Потом подумал, ведь были же противники и установки памятника баснописцу Крылову. Теперь же Летний сад без него не представляют! Значит пусть и стулья стоят людям на радость.

 (450x600, 113Kb)

Насидевшись и нафотографировавшись отправились вдоль рядов с копиями античных статуй. «Тут одни боги и герои античные»,- сказал один из спутников. «А вот и нет»- ответил я, и повел народ к самой Лебяжьей канавке. Многие тоже так считают, однако, рядом с Марсом и Аполлоном, Амуром и психеей стоит бюст Фридриха I. А еще есть и Александр македонский и просто вельможа. Так что не одни только боги и герои населяют аллеи сада.

 (300x400, 48Kb)

Мы сели на скамеечку, так и не добравшись до домика Петра I. Я окинул взглядом, кто сидит на соседних. Народ сидел пестрый. Вот на удаленной скамейки наслаждаются компанией друг друга молодая пара, рядом студенты (разгар сессии) обложились книгами и конспектами, еще чуть поодаль, судя по слегка аляповатому виду, компания творческих личностей. Привлекательное место Летний сад! Мы сидели в тени, лениво переговаривались и вдыхали ароматы сирени.

 (700x525, 116Kb)
Рубрики:  Санкт-Петербург

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Синь-камень

Вторник, 17 Июня 2008 г. 02:49 + в цитатник

Дорога моя лежала в город Переславль-Залесский. А по дороге находился Синь-камень. Не в прямом смысле, конечно, но рядом. Получался крюк в несколько километров, да тот крюк явно стоил потраченного времени. Ведь я ехал к одному из таинственнейших мест России.

Испокон веков стояла высокая гора (в последствии названная Александровской). На вершине горы лежат камень, прибывший, скорее всего, из далекого космоса. Пару тысяч лет назад возвышенности у Плещеева озера облюбовали финно-угорские племена. Вода рядом, где рыба водится, место окружают леса, где зверья да дичи полно, а на горе можно построить поселение. И защищать удобно и видно далеко. А поднявшись на самых верх горы увидели камень. Видно они сразу почувствовали, что камень не простой. Цвет сине-серый, крепкий, кайлу не поддается. Камень стал священным. На нем жрецы справляли ритуалы, к нему возлагали жертвы. Время шло. Финноугорцев оттеснили северный славяне. Они тоже были язычниками и переняли у предшественников веру в магическую силу камня. Естественно, камень никто не трогал, только имя ему дали, под которым мы знаем его сейчас. «Синь-камень» - так стали его называть за цвет. Рядом же соорудили большой славянский город под названием Клещин. Прошли еще столетия. На Русь пришло православие. Один за одним вырастали православные храмы. Народ приучали к новой веры. Отмечались новые праздники, постился, однако о камне не забывали. Молодые ходили сюда веря, что он скрепляет любовь, лечит от бесплодия, больные шли на излечение, холостые гадали на любовь. Рядом с камнем закапывали кусочки одежды, монетки, как и в языческую старину. Православным священникам явно не нравилось такое поклонение. Было принято решение сбросить камень вниз с горы, а на горе воздвигнуть крест «во очищение». Вот тут и начинается новая, мистическая история камня, заставляющая поверить в его силу. Камень сбросили. Но народ продолжал ходить и к поверженному «идолищу». Тогда власть имущие отдали приказ закопать его в землю. Закопали. Прошло небольшое количество времени . И вдруг люди заметили, что камень вновь возвышается над землей! Кто его откопал? Может кто-то тайно ночью? А может ... Это остается загадкой. После такого случая, народ все больше стал верить в силу Синь-камня.

 (600x405, 62Kb)

В XVIII веке в Переславле при возведении церкви, решили положить во основание сей камень, дабы ознаменовать победу христианского креста. Но вновь кто-то или что-то вмешалось. Наступила зима, камень начали волоком перемещать по льду замершего Плещеева озера. Только отъехали от берега, лед треснул под тяжестью двенадцатитонного груза. Синь-камень опустился на дно. История завершилась? А вот и нет. Чуть меньше чем через столетие, синь-камень вновь оказался на поверхности, на берегу озера на расстоянии от того места, где утонул той зимой. Т с тех пор больше его не трогали. Так камень и дошел до наших дней. И сегодня к нему не зарастает «народная тропа». Его изучали исследователи, о нем написаны статьи в журналах и газетах. Ежедневно вокруг него находятся туристы, местные жители, просто любопытствующие. Многие молодожены считают обязательным ритуалом подойти к камню, встать на него, загадать желание и трижды обойти. Рядом у мостика через ручеек стоят деревья, увешанные тряпочками и узелками. Это люди оставляют напоминание о себе (на мой взгляд если камень захочет, сам вспомнит о человеке, без всяких тряпочек). Вокруг камню тоже лежат дары в виде монеток. У камня нельзя громко говорить, смеяться. И уж тем более нельзя его пинать, оскорблять. Он не только выполняет желания, но и мстит обидчикам. Скажите суеверия? Спорить не буду, но есть пару реальных случаев, когда человек оскорбивший Синь-камень попадал в большие беды, и беды заканчивались. Хотите верьте, хотите нет.

Я с уважением отношусь к подобным местам. На мой взгляд, если просить у высших сил, то важно не формальное вероисповедание, а искренность. При подходе к камню все кто со мной был разделились на три группы, те кому все равно «Ну, подумаешь камень», тем кому любопытно, и те, кто решил проверить чудесную силу. Постояли, приложились руками, прошли кругом. Оставили в дар монетку и повязали платочек на заветном дереве.

Интересно, у кого-нибудь из нас сбылось надуманное?

У меня, да.

P.S. Сделал небольшой видеосюжет о Синь-камне. Если удачно произведу монтаж, попробую выложить.
 (600x450, 112Kb)

Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Поиск сообщений в Таковар
Страницы: 28 ... 8 7 [6] 5 4 ..
.. 1 Календарь