Глядя на мир, нельзя не удивляться. (К. Прутков)


Ворша. Легенда о скульптуре Александру Невскому

Воскресенье, 23 Декабря 2007 г. 04:26 + в цитатник
Великий князь Александр Ярославович ехал со своими соратниками из земли Владимирской в Новгород. Дорога была утомительная, день заканчивался. Князь осмотрел местность. «Здесь остановимся!». Тут же привычные к долгим дорогам люди начали ставить шатры да палатки, разводить костры, а на костры ставить котлы. Походная трапеза началась со здравниц сначала князю, потом дружине. Выпили по чарке и во славу небесному воинству. Ближе к ночи люди разошлись кто по шатрам, кто пошел сменять товарищей в карауле.

Утром князь проснулся и сразу, еще даже не облачившись в верхнюю походную одежду обратился ко спутникам: «Места тут хорошие, благодатные. Путь селение здесь будет, где мой шатер стоял, а чтобы дух святой эти места берёг, поставим тут церковь». И появилось село Воршей именуемое!

Шел 1263 год. Великий князь Александр Невский сильно хворал. Может годы проведенные в боях да походах, в разгульных пира да плотских потехах берут свое. А может и порчу кто навел или ядом отравил. Или болезнь какая страшная напала. Силы покидали некогда могучего князя. Смертный одер приближался. И решил князь принять схимничество. За три дня до кончины исполнил желаемое под именем Алексия.

Первый российский император Петр Алексеевич сидел в своем кресле в небольшом деревянном домике. Рядом стоял его верный слуга и соратник Меньшиков. «Растет град над Невою! Скоро будет восхищать своим величием да ослеплять красотою! Не хуже любой европейской столицы станет,»- говорил Петр I. «Так оно так, Петр Алексеевич. Да уж не очень охотно люди едут сюда. Я даже слышал как деревней на болоте называют!»- тихо как бы между прочим сказал петровский фаворит. «А еще боятся, что швед вновь в атаку пойдет и город не устоит!». «Устоит! Еще как устоит. Он не один век будет незыблемо стоять! Будет у города защитник получше любых стен да бастионов. Я решил перевести сюда мощи святого Князя Александра Невского! Как он не проиграл ни одной битвы, так и в город не ступит вражья нога пока они будут здесь. А по сему велю объявить о Указе моем» В том указе, написанном в 1723 году значилось - "обретающиеся в Володимирском Рождественне Монастыре мощи святого благоверного князя Александра Невского перенести в Александро-Невский монастырь".

Монахи шли поочередно сменяя друг друга. Они шли уже не первый день. Ноша не легка, многопудовый саркофаг с мощами. Не гоже святым людям болтать о мирской суете да дорога длинная и повод был.

- Ох, недоброе дело на царь упридумал,- пробурчал как бы под нос один из них.
-Да, грех это тревожить покойного,- ответил другой.
-А вы знаете было знамение! Когда несли наши братья сей саркофаг, не выдержал мост через местную речку.
- Сам князь великий не хочет эту землю покидать.
- Место то осветили, теперь хотят церковь построить.
- А мне вот один служка сказал, что тот саркофаг толи потонул, толи поломался.
- Не. С саркофагом ничего не случилось, только крышка открылась. Глянули туда. А мощей нету!
- Так кого мы несем?
- Тихо вы! – сказал самый старший из них.- негоже вам сплетни по свету разносить.
- А вдруг народ правду говорит, что было чудо сие.
- Пути Господни неисповедимы. А вы перестаньте болтать. Лучше помолимся чтобы дорога была легкой и удачной.

Процессия шла дальше. Верста за версту.


1832 год. Легенда о происшествии во время торжественного шествия жила и обрастала множеством вариантов. Именно в этот год была построена рядом с местом события Троицкая церковь. А чуть позже появилась в ней уникальная деревянная скульптура великого князя Александра Невского. В монашеской рясе.

- А я горю пусти по хорошему!
- Нельзя сюда, молодой человек! Место это святое, для уединения и молитвы!
- Молитвы? Ха, Бога нету! Все это пережитки. Пусти говорю по хорошему. Не то разговор будет короткий.
Молодой комиссар силой отодвинул с дороги монаха и вошел в церковь. Он оглядел иконостас, утварь. Заметил в центре скульптуру человека в монашеской одежде.
- А это что за поп? – с ухмылкой сказал комиссар.
- Святой это…
-Хочешь докажу, что Бога нету? Смотри что я сейчас с этим святым сделаю. – с этими словами взмахнул шашкой и отсек у скульптуры правую руку.
- Ну? И где твой Бог? Что же я не вижу его кары!!!
Но монах не ответил. Он смотрел на отрубленную руку Александра Невского, плакал и молился.

До победы оставались считанные дни. Враг оказывал еще сопротивление, но уже из-за отчаяния. Как в агонии бьется обреченный, так и он огрызался огнем и свинцом. Главный хирург госпиталя стоял в халате, он встречал вереницы раненых, которых несли на носилках, на руках, а кое-кто и сам шел, опираясь на винтовку, палку или плечо товарища. Бойца несли двое его фронтовых друзей. Это атака должна быть последней для батальона. Всю войну он прошел без единого ранения, а тут только встал, осколок как бритвой срезал руку. «Ну? И где твой Бог? Что же я не вижу его кары!!!»- слышал он собственный голос. Перед глазами стоял полусумрак Троицкой церкви и деревянная скульптура святого.

Война закончилась. Те кто выжил возвращались победителями. Гордо и весело звеня начищенными медалями. Радость и горе в равной степени владели народом. К порогу Троицкой церкви подошел человек в плаще, поверх шинели. Одной рукой он придерживал чемодан, а вместо другой из-за рукава торчал деревянный протез.


P.S. Автор не претендует на историческую достоверность. Данный оТчерк лишь художественный рассказ по мотивам услышанных, увиденных и прочтенных сведений об воршинской легенде.

 (600x450, 38Kb)

Фотография взята сайта http://www.hist-sights.ru/gallery2/gallery/churche...62a6c7107ee<br /> 6971f

Спасибо автору.
http://www.liveinternet.ru/users/983835/profile/
Рубрики:  Дали, веси и города России
Вольное творчество

Метки:  

Таковары.

Среда, 19 Декабря 2007 г. 13:33 + в цитатник
А кто такой Таковар?

Это вопрос мне задавали уже не раз. Обычно ник (псевдоним) имеет какую-то смысловую нагрузку. Иначе он будет просто не жизнеспособен, да и мало интересен. Естественно я тоже стал Таковаром не просто так. Недавно в очередной раз удивился совпадениям, слушающимися в жизни. Сидел в Интернете, откровенно транжирил свободное время на всякую ерунду. Интересно, а есть ли на свете еще один Takowar? Набрал в поисковике, но как-то на автомате не латиницей, а кириллицей. Эх, думаю, сейчас надо заново придется набирать. Взглянул на результаты поиска… Вах!!! Есть не просто тезка, а целое село! Таковары! Оно располагается в Татарстане невдалеке от границы с Чувашией. В историю особо не вошло, информации о нем мало. И не на каждой карте обозначено. Таких небольших поселков десятки. Если не сотни. А ведь один из моих предков был волжским булгарином. Как раз из тех, что жили недалеко от земель чувашей! Точного места, к большому сожалению, семейная история не сохранила. Изначально ник выбрал можно сказать случайно. Больше ориентировался на сочетание букв, звучание. Теперь думаю, а вдруг выбор был не случаен?
Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Покров.

Воскресенье, 16 Декабря 2007 г. 16:40 + в цитатник
 (187x209, 8Kb)
Русским людям свойственна нелогичность поступков, а уж торговые деятели вообще особая часть населения. Это я говорю о покровских купцах. И почему железная дорога идущая во Владимирском направлении обходит город в 4-5 километрах? Оказывается, есть легенда будто купцы специально заплатили, чтобы ветка слегка отклонилась от города. Возможно была на то причина. Хотя на мой взгляд от подобного шага выиграли лишь извозчики. Кстати, похожую историю, но точностью наоборот рассказали в Чувашии. Там как раз доплатили, чтобы дорога прошла чуть ближе к населенному пункту.

Еще на примере Покрова можно пронаблюдать метаморфозы в специализации города. Изначально город рождался как монастырское село при известной Антоньевой пустынью. Однако прошло немного времени и в город пришили деньги. Сначала из кошельков проезжающих путников, ибо дорога из Владимира в Москву и обратно всегда была достаточно многолюдна. Потом появились купеческие лавки, небольшие мануфактуры. Где одна лавка, там и вторая и третья, и седьмая, а где десятая – там и ярмарка. И вот по всей центральной России идет известность о Покровской ярмарке, где товары хорошие да не дорогие, постоялые дома уютные да спокойные. Ну а спокойствие Покрова подчеркивал лихой сосед Петушки. Теперь купец или другой состоятельный путник могли остановиться в городе, после щекочущих нервы дороги идущей по Петушискому уезду. Или наоборот помолиться в покровской церкви на счастливую легкую дорогу мимо тех же Петушков. Вот так и существовали два соседа. Степенный Покров и город лихих людей - Петушки.

Современный город остался таким же спокойным, даже слегка дремлющим. Даже огромная пробка выглядела вполне естественной. Благодаря опытности водителя мы ее удачно миновали, проехав по улицам города. Славе и справа рядами стояли уютные небольшие домики. Некоторые из них принадлежали наверняка купцам и построены еще в позапрошлом веке, если не раньше. Главной современной достопримечательностью Покрова является шоколадная фабрика даже не сама фабрики, а музей шоколада при нем. Говорят, что в нем находится настоящий шоколадный фонтан! Посетители могут окунуть, палочку (палец, руки), она сразу покрывается слоем шоколада, который тут же надо съесть. Ведь в горячем состоянии шоколад имеет специфический вкус. Убедиться в правдивости моего рассказа можно лишь на месте. Поедет во Владимир из Москвы, заедете и проверите.
Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Места близкие к Карелии или как я побывал"отцом Федором"

Суббота, 15 Декабря 2007 г. 15:20 + в цитатник
Карелия. Люблю эти места. Озера, реки, сосны, темноватые и хмурые леса и камни. Камни разные, большие и маленькие, плоские и остроконечные. С одним из них у меня и произошла история. Дело было на подступах к небольшому поселку, где мы остановились. От одного пункта цивилизации до другого шла окружная дорога, ей пользовались мало, большей частью машины. Пешие же путники сокращали дистанцию многочисленными лесными тропками. Гуляя как-то по одной из них, приметил невдалеке россыпь камней, в центре которой находился большой валун. С каждым новым проходом мимо, эта природная композиция все больше и больше привлекала мое внимание. Сначала просто скашивал глаза в тут сторону, затем бросал уже более целенаправленные взгляды, и наконец в предпоследний день перед отъездом решился сходить и облазать их. Подойдя к груде, как-то первоначальный запал слегка погас. Даже не понятно стало, и что же я в них нашел. Ну, камни. Ну, лежат в невдалеке от тропике с большим валуном по середине. Подобного вокруг полно. Естественно, я обошел их кругом. Перевернул те, что полегче. А вдруг на каком-то из них обнаружатся письмена или знаки, или еще что-нибудь необычное. Увы, похоже это самая обыкновенная груда. Видимо во время строительства близлежащих домов и дороги, подобным образом складывали не нужные и мешающие камни. Эх, я-то надеялся. Однако уходить не солоно нахлебавшись не в моих правилась. Надо же получить и удовольствие, например залезть на самый высокий и осмотреть округу. Загадать легче,. чем выполнить. Во-первых, склоны оказались очень крутыми, почти без трещин и выступов. Во-вторых край был высоко, а разбег взять для приступа практически невозможно, потому что вокруг лежали мелкие камни с острыми краями, осколки. Взбираться требовалось с места почти без разбега. Но трудности в таких случаях лишь подначивают. Я решился на штурм. Попытка первая. Неудачная. Вторая- тот же результат, третья – и снова фиаско. Меняю тактику. Подхожу с другой стороны. Расчищаю как могу путь для хоть кого-то разбега. Пробежка, прыжок. Скольжу по поверхности вниз, стираю локоть. Передышка. Попытка №…

И это случилось!!! Я подобрал оптимальный маршрут, совершил быстрый разбег, оттолкнулся от небольшого стоящего рядом камня, за счет разгона взбираюсь вверх. И уже когда скорость почти упала, кончиками пальцев дотягиваюсь до уступа. Секунда в нейтральном состоянии и сила тяжести потащила меня снова все ниже и ниже. Главного я добился. Почувствовал, что смогу! Уже в следующей попытке я ухватился двумя руками за выступ. Пара секунд на отдых и концентрацию сил, последнее усилие. Подтягиваюсь. И вот я на вершине!!! Ура. Локоть побаливает. На коленке парочка свежих ссадин. О что значат мелкие царапины по сравнению с триумфом. Пусть и не Эверест и не Эльбрус. Но радость, чувство победы.

Чувство победы! Смотрю на раскрывающийся с высоты пейзаж. Деревья, деревья, тропинка, человек идущий по тропинки, деревья. Деревья и Солнце настойчиво клонящее к закату. И камень, начавший быстро остывать, а еще комары налетевший неизвесть откуда. Вроде пора спускаться. Глянул вниз. Хм. А высоко! Конечно. Будь там травка или мох. Подумав слегка, сиганул бы. Но там камни, на них приземляться ох как не охота. Высоковато даже для травки. И уж тем более высоко для камней. Можно съехать как с горки. Но жалко джинсов и есть вариант отрыва от поверхности. Я сидел. Мимо по тропинке шли редкие пешеходы. А я как отец Федор смотрел сверху на них. Время близилось к ужину. Камень остыл окончательно. Вздохнув, приступил ко спуску. Сначала развернулся. Ухватился за гладкий выступ. Сначала сползла нога, потом другая, потом туловище. Я повис. Руки разжались. Краткий полет. И бум. Прямо на камень. Вот таким вовсе не геройским падением завершилось мое сидение на камне. В образ отца Федора я не вжился, ничего не сломал. Ссадина да синяки дело привычное и не страшное.
Рубрики:  Вольное творчество

Метки:  

Деревня Юги

Среда, 07 Ноября 2007 г. 00:35 + в цитатник
 (564x165, 23Kb)
В десять часов по московскому времени, электричка на лодейнопольское направления, сделала очередную остановку. Мой путь лежал вдоль рельс в деревню под названием Юги. О ее существовании знают единицы, в ней пока не рождались великие , всемирно известные люди, с этой деревней не связано исторических событий всероссийского масштаба. А еще ее нету на карте. Кто не поверит, может заглянуть в карту Ленинградской области. Если очень постарается, найдет географическое название станции Юги. «Ага!!!»- воскликнет человек. «Ан, нет»,- отвечу я. Ибо найдена станция, но не деревня, коя находится на заметном удалении. (Хотя на некоторых современных картах деревня все же обозначена). Так что стоит деревня – фантом среди лесов и болот. Стороннему человеку многое покажется удивительным. Там течет речка Воронежка, которая не имеет никакого отношения к городу Воронеж. Рядом с деревней расположены самые настоящие горы, Подаваевские. Есть дома ровесницы Ленина. А жители деревни частенько ходят не в лес, а в лесок. У деревни есть соперник, Хмелевик. Тоже деревня, между ними постоянно возникают какие-то споры. Кто картошки больше собрал, у кого яблоки слаще. Хмелевик более продвинутая деревня. Там есть почта, телефон, раньше стоял магазин, клуб и стратегически важный рубильник, которым можно отключить или включить свет по дороге к обеим деревням. Еще старожилы могут похвастаться, тем, что им известна дорога на Шолтово. Не каждый решиться отправиться по ней в одиночку. Зато у жителей Юги есть речка и колодец с очень хорошей родниковой водой. О названии тоже хочется сказать пару строк. Доподлинно мне не удалось выяснить происхождение названия. Наиболее реальная догадка о финно-угорском происхождении слова. Да и географическая близость с таким названием как Овковало, является подтверждением. Возможно жило тут племя, имевшее название Юги, дружили, враждовали с племенем Весь. А вот мой приятель видит в названии ведический след, ибо Юга – длительная эра развития человечества.
 (557x303, 35Kb)
 (557x359, 40Kb)
Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Сестрорецк

Вторник, 06 Ноября 2007 г. 01:26 + в цитатник
 (200x246, 9Kb)
Не так давно встретился с приятелем.
- Привет.
- Привет. Как дела?
- В Сестрорецк на днях ездил.
В Сестрорецк? Не поздновато ли? Лето уже кончилось.

Да, Сестрорецк, названный по протекающей реке Сестра, является одной из главных здравниц города Петербурга. Люди приезжают чтобы отдохнуть, полежать на пляже, полечиться в санатории, у кого-то в тех местах дачи, у других любимые полянки для отдыха под открытым небом. Не зря район называется Курортным. А ведь парадокс в том, что город рождался как исключительно рабочий поселок. В нем жили рабочие Сестрорецкого оружейного завода, основанного еще Петром I. Завод уже в наше время перепрофилировался на производство мирной продукций, став уже не оружейным, а инструментальным. Однако город не только здравница и кузница. К Сестрорецку применимы и многие другие определения.

Сестрорецк- город новаторский. В 1720 году – это испытание «потаенного судна» - прообраза первой подводной лодки, изобретенной крестьянином Ефимом Николаевым. Еще здесь на оружейном зарождалась знаменитая Мосинская винтовка. Так как заводом руководил сам изобретатель Сергей Иванович Мосин.

Сестрорецк- город романтичный. Набережные, леса, деревянные лома старой постройки, закаты и восходы над заливом. Какой богатый источник вдохновения для художников, поэтов, писателей и просто любителей прекрасного.

Сестрорецк – город героический. В Великую Отечественную войну, здесь остановили продвижение фашистских полчищ. Защитники смогли удержать врага вплоть до дней наступления.

Сестрорецк – город революционный. Именно здесь находился то разлив, где скрывался Владимир Ильич Ленин. С 1925 года на памятном месте существует музей.

Сестрорецк – город творческих личностей. Здесь жили такие знаменитые деятели культуры как Корней Чуковский, Анна Ахматова, Леонид Андреев, Игорь Северянин, Михаил Зощенко. В честь Михаила Зощенко постоянно устраиваются зощенские чтения. Рядом с Сестрорецком находятся Пенаты, где творил и жил Иван Репин. В прошлом веке на берегу Финского залива был построен Курзал, целый комплекс для развлечения и проживания людей. В концертном зале которого пел Федор Шаляпин. Акустика зала не уступала знаменитым театральным залам. Курзал не пережил войну, дерево недолговечно и хорошо горит. А заново не отстраивался.

Сестрорецк – город морской. Может не в прямом смысле, но ветры Балтики очень даже чувствуются. В ветряную, штормовую погоду по берегу лучше не гулять.

Сестрорецк - город с частичкой финского духа. На месте современного города находились финские поселения. Некоторые названия, такие как Куоккала дошли до нас, а по поселку Дыбуны, произошло название известно санатория «Дибуны».

Сестрорецк – город с красивой, оригинальной архитектурой. В городе сохранились интересные образцы деревянного зодчества и каменного современного. Вот маленькая беседка Шаляпина, вот деревянная часовня Николая Чудотворца. Здания инструментального завода, типичные представители промышленного зодчества петровской эпохи, а громадное жилое здание, называемое «муравейник», представитель уже современного урбанистического зодчества. Здание администрации красивое, но не оригинальное. Уж очень все подобные здания похожи, если строились специально для администраций, собраний, коллегий. Видно судьба их такая и по другому быть не может.

А еще Сестрорецк город в городе. Курортный островок на территории гиганта Санкт-Петербурга.

А, я был в городе исключительно по делам. Время было осеннее, прохладное. Гулял по городу, и думал, а какой он, если не курортный. Пунктов набралось много. Может кто-то, прочтя, еще добавит.
Рубрики:  Ленинградская область и спутники Петербурга

Метки:  

Зеленодольск

Понедельник, 29 Октября 2007 г. 05:22 + в цитатник
 (187x209, 8Kb)
Встречают человека по одежке, а географический пункт по названию. Когда ехал в Раифский монастырский комплекс, заезжали краем в город Зеленодольск. Зеленый Дол, что-то волшебное в этом названии. Неправда ли? У меня как любителю фэнтази, фольклора и мифологии вспомнились леприконы и эльфы. Город мог иметь и другие названия: Гарь, Кабачище , но решили видно назвать поблагозвучнее. А так ли сказочен город как и его название? Увы, какой-то особой сказки я не заметил. Город вполне реален, но в своей реальности красив. Можно сказать что это город сосредоточение трех дорог в три разные республики: Чувашии, Марий Эл, и Татарстана. Мы проехали краем, но у меня сложилось впечатление об городе как промышленном центре. Часто на глаза попадаются старинные фасады, купола церквей. Здесь же похоже город славен не храмами и монастырями, а заводами. Тут располагается судостроительная верфь, на другом заводе собирали знаменитые холодильники «Мир», рядом же не менее знаменитый завод Серго. Естественно есть и краеведческий музей и музей города, это прошло как-то мимо. Так что город мне понравился прежде все своими жилыми домами, именно жилыми. А изюминкой города, которая присутствует в каждом крупном населенным пунктом, является настоящий бронекатер, времен второй мировой войны. С ним связан такой диалог.

- А ведь тут есть очень оригинальная достопримечательность!
-Какая?
- Военный катер времен Великой Отечественной войны.
- Здорово.
-Ага. Он не просто катер, он самый что ни есть пролетарский. Собран на деньги горожан!
- Похвально.
-А знаете кто главный конструктор? Бенуа!!!

Так что будете в Зеленодольске, сходите на набережную и посмотрите на пролетарский катер, работы Бенуа!
Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Санкт-Петербург. Забавные памятники

Понедельник, 29 Октября 2007 г. 05:17 + в цитатник
 (187x209, 7Kb)
Санкт-Петербург – большой город. Он большой и памятников у него много. Памятники разные, смешные и величественные, красивые и странные, большие и маленькие. Чтобы их всех хотя бы кратко описать, потребуется книга. Но написание ее не входит в мои планы, да и желания совершенно нету. Зато рассказать о нескольких моих любимых среди забавных- это пожалуйста. Как-то специально вышел на Невском проспекте, напротив Гостиного двора и пошел гулять от памятника к памятнику, любуясь и фотографируя. Начал с самого маленького.

«Чижик пыжик, где ты был?
На Фонтанке водку пил!»

Так горожане дразнили молодых людей в зелено-желтых одеждах- студентов Императорского Училища правоведения, находившегося на Фонтанке 6. Именно за такой цвет его воспитанников прозвали Чижиками Пыжиками. И водка тоже к месту. Ведь неподалеку, в полуподвале дома купца Нефедова, находился кабак, куда частенько забредали студенты. Прошло время, училища не стало, люди уже забыли откуда и кто такие Чижики Пыжики, но песня основательно укрепилась в народном городском фольклоре. А в конце 20 века, точнее в 1994 году на Фонтанке, в том месте, где она соединяется с Мойкой, торжественно открыли памятник этой птичке. Замысел скульптора Резо Габриадзе. Чижик стоит на маленьком парапете, прикрепленном к каменной набережной Фонтанки. Ростом не выше ладони, а популярности у петербуржцев и гостей не меньше, наверно, чем у Медного Всадника. Существует поверье, если брошенная к ногам птички монетка остановится на балкончике, то человеку будет сопутствовать удача. Я сам видел как в канун сессии целая группа студентов просто «озолотили» его, столько момент было выброшено. И не скупились. Двушки, пятирублевки. Птичка пользуется популярности не только у желающих поглядеть, но и различных охотников. Охотников за цветными металлами. Чижика Пыжика уже неоднократно похищали, но каждый раз он, и его точная копия возвращалась на свой постамент. На этот раз моя монетка, чиркнув по граниту, свалилась в Фонтанку. Я особо не расстроился.

 (499x500, 67Kb)

Я особо не расстроился и пошел вдоль Мойки, по каналу Грибоедова на Итальянскую улицу. Там ухмыляясь, непринужденно облокотившись на стул стоит Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей. Великий комбинатор и неунывающий авантюрист. Этот памятник открыли на рубеже веков, в день рождения Остапа 25 июля. Памятник не только интересный, но еще и интерактивный. Можно сесть на стул, где возможно спрятан клад. От того и поверхность чуть ли не отшлифована. Я считаю, что памятники как раз и должны быть такими, интересными и доступными. И как можно натуральнее размер. Вот товарищ Бендер чуть высоковат и смотрит на все как бы свысока. Ему чужды мелкие бытовые проблемы, суета. Не его размах, где же полет фантазии, работа мысли? В голове у меня звучала мотив Аргентинского танго и под эту мелодию я пошел к следующему пункту моего путешествия.

Я снова иду берегом Мойки, мимо Синего моста к Вознесенскому проспекту. Новый пункт назначения – Вознесенский дом 11. Здесь на стене дома весит «памятник» части человеческого тела! Но просто какой-то неопределенной, а той. Которая была полноценным литературным персонажем. Я имею в виду Нос майор Ковалева! А причиной тому еще один нос, на этот раз уже нос писателя Николая Васильевича Гоголя. По легенде писатель гулял по Крещатике в Киеве. Погода была сырая, он промочил ноги, заработал насморк. Так и родилась идея создания произведения «Нос», который убежал. Я думаю, именно этого и хотел Гоголь своему носу, чтобы тот куда-нибудь делся и не отвлекал. Бронзовый нос на Вознесенском так же обладает гулящим характером. Был случай, когда он сбежал со стены. Может и сам, а может и помогли. История умалчивает. Но люди его нашли, невдалеке. Не дали люди далеко сбежать и водрузили на место. А автор носа все тот же грузинский скульптор Резо Габриадзе. Вот такие смешные памятники есть в городе на Неве.

И напоследок немного классики.

"На площади комод,
на комоде – бегемот,
на бегемоте – обормот"

О ком этот милый стишок, знают многие. Это об конном памятнике АлександруIII, что стоит во дворе Мраморного дворца. Раньше он величественно восседал на своем коне на площади Восстания. Место выбрано не случайно. Император- основатель Транссибирской магистрали. И шапка и теплый тулап, одеты на венценосную особу подтверждают. Своей массивностью многим памятник не понравился. Где уж ему до легкости и грациозности Медного Всадника. Шутка про обормота и бегемота очень быстро распростанялась, но власти не сидели сложа руки. За распространение оскорбительных слов в отношении императора строга наказывали. Людей лови, судили, пороли, сажали в тюрьму, а стишк приобрел еще пару строчек.

"На площади комод,
на комоде – бегемот,
на бегемоте – обормот,
на обормоте – шапка,
на шапке – крест.
Кто угадает – того под арест"

После революции его намеревались снести, потом передумали и поставили во двор Мраморного музея. Теперь снова намереваются заметить стелу защитникам города, на Александра III. Прямо шахматы. Фигура император наступает, захватывает центральную линию, фигура Стела отступает на периферию (район площади мужества).

P.S. Хотелось сразу же поставить и фотки, но не получилось. Однако я их вывешу. Скоро.
Рубрики:  Санкт-Петербург

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Москва. Музей Истории. Збручский идол.

Воскресенье, 28 Октября 2007 г. 02:11 + в цитатник
 (187x209, 10Kb)
 (185x698, 38Kb)
Есть такие места в городах, куда просто надо сходить, потому что любопытно. В Москве таких мест не мало. Я, например, люблю посещать Исторический музей. В нем удачное расположение павильонов, гуляя по ним, совершаешь путешествие по дороге времени от каменных веков до наших дней.

И вот однажды иду залами и коридорами. И что-то заставило меня вернуться. Такое бывает, когда боковым зрением увидел, но осознал спустя какое-то время. Мое внимание привлек Збручский идол. Точнее копия идола, оригинал которого находится в Польше. Его нашли полторы сотни лет назад на дне реки Збруч, отсюда и название. Буквально сразу он стал предметом изучения историков. Место, где он стоял, являлось центром поклонения, наверняка рядом жили волхвы. Ведь эпоха христианства не наступила внезапно, и языческие верования упорно не сдавали позиции. Наверняка рядом с идолом была установлена жертвенная чаша и камень. Возможно он был частью композиции. У меня сразу родились ассоциации со скульптурой Святовита. Как-то еще в колледже я написал работу, где сравнивал эти две скульптуры. Те же четыре головы, та же шапка характерная для славянских богов. Еще тогда мелькнула мысль, что это скульптура Святовита в Арконе и Збручский идол как две интерпретации чего-то одного. Например, системы мироздания.

За долгие столетия христианской эпохи, большинство памятников языческого времени было уничтожено либо разрушилось от времени. И вот такая находка! Идол представляет собой столб, на вершине которого изображены верховные славянские боги, символизирующие верхний мир, потом ярус людей и животных и под конец подземный мир, с богами подземными. Скульптура уникальная, особенная. Своеобразная открытая книга славянского божественного пантеона. Для тех, кто и сейчас популяризует язычество, это настоящий символ возрождения. Как Феникс возродился и пепла, так и идол поднят на свет из многолетнего забвения. Для ученых – предмет изучения, для многих людей осколок минувшего, гость из прошлого тысячелетия, ведь его воздвигли в 9-10 веках. В то время христианство еще только пробивала первые ростки на полях, где властвовали Перун и Велес, Яровит и Лада, Чернобог и Мара. Властвовали и не догадывались, что им уготована сокрушительное поражение.

Славянская мифология меня увлекает давно. Поэтому этот идол долго удерживал мое внимание. Конечно, это не оригинал, он не помнит событий тех лет. И все же даже в копии что-то такое есть. Удивительно. Но мифологию Скандинавов, Греков, Египтян мы знаем лучше, чем славянскую. И преподают ее не так тщательно, даже исходя из количества часов забронированных на каждую из тем. И стоял я перед идолом и думал, что же именно хотел изобразить, сказать, передать далекий предок скульптор. Его творению не хватало изящества скульптур работы мастеров античности Мирона, Апполония, Фидия. Но он этого скорее всего и не добивался. Пусть Збручский идол для кого-то остается предметом поклонения, для кого-то темой для скрупулезных исследований и очередных диссертаций. Для это подо окунуться в фантазиях в мир, где жил Род.
Рубрики:  Москва

Метки:  

Нижний Новогод. Памятник городовому и чистильщику обуви.

Понедельник, 15 Октября 2007 г. 03:13 + в цитатник
 (187x209, 10Kb)
Нижний Новгород001 (153x463, 25Kb)

Последний оТчерк из серии о памятниках разных городов. Мы отправляемся в Нижний Новгород. Я приглашаю вас на прогулку по знаменитому «нижегородскому Арбату» - Большой Покровской улице - излюбленном месте променада горожан и гостей города. шагайте смело по широкой улице, любуйтесь домами, лавками с товарами и встречными прохожими. Гуляйте в любое время дня и ночи, ведь покой и здоровье граждан охраняет бдительный и строгий городовой. Дороги подметаются, но как бы тщательно не убирались пыль и грязь все равно найдет вашу обувь. Но не беда. Подойдите к пареньку- чистильщику обуви. Он с радостью за умеренную плату приведет башу обувку в порядок и прохожих начнет слепить ее блеск. Оба памятника стоят невдалеке друг от друга. Один острослов назвал данную композицию «частный предприниматель и его крыша».
 (139x249, 8Kb)
Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Чебоксары. Памятник Чапаеву

Понедельник, 15 Октября 2007 г. 03:06 + в цитатник
 (187x209, 9Kb)
 (231x698, 24Kb)
Еще один прыжок на большое расстояние. Мы в Чебоксарах. Чистый, гостеприимный город, который имеет первое место в мире по количеству космонавтов на жителя города. Но речь пойдет о более ранних временах. Мы стоим на красивой аллеи. Смотрим вдаль и видим на высоком постаменте памятник герою гражданской войны Чапаеву Василию Ивановичу. И опять меня удивила авторская мысль. Чапаев несомненно герой, заслуживающий уважения. Но что подвигло автора поставить памятник на столб высотой превосходящей саму скульптуру? У меня сразу родилась ассоциация с Зорро. Как раз тот кадр, где он с горы в лучах закатного солнца машет нам, чтобы пуститься вновь в свой путь.
Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Казань. Юный Ульянов

Понедельник, 15 Октября 2007 г. 03:00 + в цитатник
 (187x209, 9Kb)
Теперь перемещаемся в Казань. В ней я находился с кратковременным визитом. Город мне понравился своим колоритом, тесно сплетенным узлом двух культур. О самом городе расскажу в следующий раз. А вот об одном памятнике поведаю сейчас. Я думаю, мало у нас городов, где бы не было памятников Ленину (стоящих до сих пор или недавно снесенных). И везде они одинаковы. Ленин гордо стоит на постаменте, взгляд внимательный, направленный вдаль. На лице читается и тревога за будущее, размышления о настоящем и тяжесть прошлого. Он зовущий, приказывающий. В руках кепка (или две как в Туле). А вот в Казани напротив университета, стоит паренек, будто только что сбежавший с очередной пары. Осанка та же, но есть мальчишеская непосредственность. Ведь Вова Ульянов еще далеко не вождь, а студент университета, со своими заботами, подготовками к экзамену и мечтами. "И уже в этой стройной юношеской фигуре, угадывалась великая стать будущего вождя"- так бы сказали наверняка лет *надцать назад.

P.S. Увы фотографии я не нашел у себя в архиве. С удовольствие помещу, если кто-нибудь пришлет. Конечно, можно и качнуть от куда-нибудь, но стараюсь обохиться своими или подаренными.
Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Тула. Забавные памятники.

Понедельник, 15 Октября 2007 г. 02:55 + в цитатник
 (187x209, 8Kb)
 (200x140, 4Kb)
На первом месте стоит Тула и Тульская область. Меня на той земле удивлял практически каждый второй памятник. Начал осмотр города с центральной площади Ленина. На которой перед зданием администрации установлен памятник самому вождю мирового пролетариата. Вроде ничего необычного. Однако, если присмотреться по внимательнее ко всей площади, можно увидеть потрясающую картину. Ленин как бы выходит из здания администрации и идет прямиком к … Успенскому собору. Забавно. Меня сия картина посмешила. Прямо таки на покаяние идет. Гуляем по городу дальше. Вдали показалась скульптура. Сначала решил, что это изображения кого-то мифического существа. Оказалось, то что похоже издалека на Кентавра, является памятником Демидову. Местные называют его «Рэмбо». А похоже! Накаченные бицепсы, широкая грудь! Говорят, его ставили в спешке, поэтому по Рэмбо начали идти трещины. На выезде из города нас встречал Толстой. В руках что-то напоминающее авоську, шаг усталый, глаза задумчивые. Но если Ленин шел в собор, то Толстой направлялся к тульскому ликеро водочному заводу. В народе памятник называют просто «не дошел». Любят шутить туляки, юмор своеобразный, крепкий, но не злобный. И уже на выезде из города еще одна удивительная группа - памятник великим русским писателям Льву Толстому и Ивану Тургеневу. Он символизирует примирение двух великих русских писателей. Не секрет, что отношения между ними были всегда сложные. Они прошли от симпатии, дружбы, до ненависти и вражды и обратно. (А все из-за пары сапог). И что же здесь удивительного? Все дело в том, что скульптор изобразил престарелого Толстого и молодцеватого Тургенева. Почти отец и сын или дядя и племянник. Теперь вспомните даты жизни писателей. Толстой (1828 - 1910), Тургенев (1818 – 1883). И кто кому дядя? Возможно такой авторский ход. Ведь Лев Николаевич в народе ассоциируется с мудрость, а мудры старцы. Иван Сергеевич – оптимист, охотник, остроумный человек, который и с возрастом не терял юношеского блеска в глазах. Вот такие интересные памятники в Туле и ее окрестностях.

Памятник Демидову взят с сайта http://blon-da.livejournal.com/349681.html
Спасибо.
Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Памятники.

Воскресенье, 14 Октября 2007 г. 02:21 + в цитатник
Для чего ставят памятники? В первую очередь для того, чтобы потомки помнили знаменитых предков. Во-вторых для увековечения разных круглых дат, событий и моментов истории. В-третьих чтобы отдать должное (в знак благодарности) кому-либо: человеку, животному, предмету, профессии, явлению… В-четвертых – для славы и тщеславия. Причины найдутся еще, перечислили основные.

Другой вопрос. Для чего сносят памятники? Причины те же самые, но с приставкой НЕ. Чтобы люди не помнили, не чтили, забыли…. Есть чисто эстетическая причина. Памятник не вписывается в окружающий ландшафт и пейзаж, памятник не отражает сущности своего прототипа, скульптор попал в немилость или козни завистников таланта. Еще элементарный вандализм и хулиганство приводят к порче и исчезновению изваяний и их частей.

Третий вопрос. Какие бывают памятники? Памятники бывают разные. По материалам: бронзовые, гипсовые, каменные, деревянные. По способу изображения: сидячие, стоячие, групповые, с портретным сходством, с авторским взглядом, совершенно не похожие на оригинал, символичные… Творчество оно на то и есть, чтобы не ограничиваться в узких рамках. Из-за такого разнообразия и мнения людей о них разные. Для кого-то скульптор гений, все его работы- шедевры. Кто-то был и остается поклонником, почитателем «увековеченного в бронзе». Другим не важно кому памятник и кто автор, они расценивают их с исторической точки зрения. А есть еще эстеты и просто любители красивого, фанатики, родственники. В связи с этим одни и те же изваяния люди обзовут полной безвкусицей и одновременно.

Что касается меня, то предпочитаю памятники классические, с портретным сходством, желательно в натуральный рост или чуть больше. Будучи по жизни оптимистом-максималистом в искусстве противник гигантизма. По крайней мере в большей части. Не люблю, когда памятники сносят. Например, в начале девяностых прокатилась волна сноса памятников Ленину, Сталину и прочих лидеров прошлый лет. Спрашивается зачем? Что бы забыли? Но ведь это наша история и личности, внесли не малый вклад в нее. Чего они сделали больше плохого или хорошего, вопрос спорный, имеющий много сторонников с каждой из сторон. Не в этом дело. Подобное случалось всегда. Придут новые люди к власти и тут же проходятся гребенкой по истории и всему связанному с ней. Так было в начале 20 века, так было и так будет всегда. А повелось все с древности, когда рушили идолы старый богов и обожествленных вождей. Помните как спавляли по Днепру, поверженных идолов языческих богов?. "Ты, Перунище, досыта пил и ел, а ныне плыви прочь"*. Пустили бы сейчас по Волге, Волхову. Москве реке деревянное изображении кумира прошлого, его наверняка сопровождали теми же словами.

Прав сатирик Задорнов, говоря, что их лучше разборные делать. Грустный смех. Кстати, недавно узнал о споре по поводу скульптуру изображающей эстонских солдат, воевавших в Великой Отечественной войне на стороне фашистов. Все мои знакомые, говорили, что его обязательно надо снести, расплавить и забыть. (а место где он построен посыпать солью) . Я так подумал, а может оставить? Ведь память бывает не только добрая, но и злая? Пусть стоит как напоминание того, что было и того, чего не должно повторяться. Другое дело что освещать его надо не как героям воины, а как пособникам фашистского режима.

Кстати, а вы знаете, что существует памятники даже Гитлеру и Муссолини? И в стране, где они стоят, люди приходят и смотрят на них. И страна европейская, и местно не тайный лагерь каких-нибудь неонацистов, а очень даже респектабельное, солидно. Догадались? Если нет, то в комментариях напишу ответ.

P.S. Есть у меня парочка отчерков специально о памятниках. Пожалуй, выложу подборку.
* Дудко «Матерь Лада»
Рубрики:  Вольное творчество

Метки:  

Владимир. Новая поездка.

Воскресенье, 07 Октября 2007 г. 03:11 + в цитатник
 (187x209, 8Kb)
Спустя два года, я вновь оказался во Владимире. Сразу скажу, что поездка с гидом и экскурсоводом позволяет иногда иначе взглянуть на город. Хорошо, что маршрут и двухдневное пребывание не ограничивалось посещением многочисленным храмов и монастырей. На самом деле, ездишь из города в город, Суздаль, Ярославль, Гороховец… В описании достопримечательностей большую часть занимают здания религиозных культовые, преимущественно православных. Неужели ничего другого нету. Есть!!! Сейчас умышленно обойдусь лишь светскими строениями. Причем выберу три. У каждого своя историю. Начну с древних седых временах, когда город был пограничным и требовал серьезную оборонительную систему.

Золотые ворота.

Первые впечатления могут быть разными, порой они нелогичны и ошибочны. Я еду в автобусе, при подходе к исторической, старой части города стоят мощные, величественные ворота. Но без стены по обе стороны. Укрепленная, неприступная калитка в чистом поле. Причем не просто калитка, а с церковью на крыше. Таково было первое впечатление. Едем дальше. Золотые ворота безусловно красивы. Один из немногих памятников 12 века дошедших до нас. Однако смотрятся немного не в тему. Скоро пелена первого впечатления спала. Собственные наблюдения, рассказ экскурсовода и воспоминания о прочитанном в книгах ранее расставило все по полочкам. Ворота поставил Андрей Боголюбский. Естественно слева и справа были стены и валы, а перед ними глубокий ров, ряды частокола. Все по правилам фортификации. Ширина подбиралась скорее всего из габарита конного война. Не более трех в ряд. Для нападающих не очень удобно, тесно, зато в самый раз для резкой, стремительной вылазки. Ворота назвали Золотыми, значит, были они обиты сверкающим металлом. Может не золотом, но медью с позолотой. С церковью над воротами связана легенда. Во время строительства обвалом завалило нескольких рабочих. Князь Андрей молитвенно обратился к небесной Заступнице. На место трагедии принесли икону, прозвучал молебен. Завалы разгребли и… о чудо! Рабочие оказались под камнями живыми и здоровыми. В память об этом построили церковь в честь Положения Ризы Богоматери во Влахерне и прикрепили список чудотворной иконы. Икона и заступничество Богоматери и вправду помогало. Считается, что врагу так ни разу не удалось взять штурмом эти ворота. Он проникал через провалы в стенах, через другие ворота и лазейки, но только не здесь. Зато не смогло уберечь от гнева матушки императрицы Екатерины Великой. Ее карета не прошла сквозь ворота. И тогда приказала свои императорским словом расширить ворота, дабы они не препятствовали свободному проезду ее Величеству. В годы советской власти внутри ворот размещались жилые помещения. Однако ворота выдержали и это испытание. Теперь в их просторных стенах находится музей

Дворянское собрание

Дворянство играло значимую, даже главную роль в жизни города. Собрание столь большого влияния требовало и соответствующее помещение. Я не нашел сведений, где оно происходило до начала 19 века. Зато в 1810 году дворянство купило дом купца Петровского. Новая метла метет по новому. Здание было перестроено под нужды и для удобства новых хозяев. Оно приобрело характерные черты в стиле русского ампира и отделано лепкой. Место стало местным центром сосредоточения высшего общества. Собрания, балы, приемы, праздники- все проходило в этом здании. В 19 веке это был общественный культурный центр города с собраниями, приемами и балами. Там же короткое время существовала публичная библиотека. В просторном зале давали концерты известные писатели, поэты и артисты. В Великую Отечественную войну на месте, где десятками лет назад царили веселья, светские беседы и думы о судьбе государства и города в частности, сделали госпиталь. Что ж поделаешь, война. Я думаю, раненым не было особой разницы, где они лежат. Интересно, почему госпитали частенько устраивали во дворцах или в дорогих особняках? Есть что-то символичное в этом. После сворачивание госпиталя дом так и остался в ведении военных. Теперь там дом Офицеров и городской Совет Ветеранов войны и труда.

Владимирский централ.

Может ли тюрьма, следственный изолятор и прочие места насильственного удержания и наказания быть достопримечательностью? Думаю, да. Ведь это не только место мрачное, скорбное, но и историческое. Сколько песен, рассказов, повестей сложено! Я не сторонник тюремной романтики. Однако это история. А ведь на этом имени уже делают деньги. Существует развлекательный тур «Один день в тюрьме» Все по серьезному. Автобусы для заключенных, наручники, роба, тюремная еда, прогулка в тюремном дворе, небо в клеточку и строгий надзиратель. Бесплатно может и согласился, но за деньги увольте. Владимирский централ стоит на одной ступени по известности на ряду с Матросской тишиной и Крестами. Хотя его история не такая уж и большая. Владимир был своего рода перевалочным центром. Отсюда толпы каторжан начинали свой изнурительный путь по этапу в Сибирь. По этой причине требовалось здание для их размещение. Их было несколько, по разным назначениям. Непосредственно история самого централа началась с указа Екатерины Великой "О суде и наказаниях за воровство разных родов и заведении рабочих домов во всех губерниях", в кое повелевалось строить дома для временного размещения арестантов. Следующим пунктом на историческом пути было "Положение о Владимирской арестантской роте" Николая I. А в начале 20 века вышло постановлении о создании временная каторжной тюрьмы - Владимирский централ. Вот и вся история. Место очень зловещее. Настоящий замок, место, в которое попасть легче, чем уйти. Маленькие камеры, холодные стены, насекомые и крысы. В одиночках люди сходили с ума не только от тяжелых условий, но и от гнетущего чувства одиночества. Когда не с кем поговорить. Тюрьма специализировалась на политических заключенных. К ним порой применяли меры более жестокие, чем к иным душегубам. В этих стенах побывал и сын Сталина Василий, певица Лидия Русланова, маршал Михаил Фрунзе, академик Владимир Парин, фельдмаршал Рейха Паулюс, писатель Даниил Андреев, артистка Зоя Федорова, и многие другие известные люди. При чем люди разных профессий, стран, слоев общества. И с общей страничкой в судьбе. Я уже писал не раз, что первое впечатление обманчиво. Так вот и здесь тоже самое. По внешним признакам и не скажешь что-то плохое о доме. Оно мало чем отличается от близлежащих зданий. Правильно кто-то сказал, что здание напоминает провинциальную гостиницу. Два этажа, вытянутый фасад, невзрачная внешняя отделка. Но попадая внутрь, минуя много ступенчатую систему входа, вы предстаете перед укрепленными, тяжелыми кирпичными кладками. По периметру посты с собаками. А приглушавшись, можно услышать легкий, нервный скрип тюремной тележки. Возможно, ее смастерил сам Василий Сталин.
Тюрьма действует и по сей день. В ней содержаться особо опасные преступники, включая тех, кому установили пожизненное заключение.
Так может ли тюрьма быть достопримечательности? Может стоит водить туда людей, хотя бы в назидание?
Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Владимир. Совпадения в дороге.

Понедельник, 01 Октября 2007 г. 23:56 + в цитатник
 (187x209, 8Kb)
В этом году во второй раз в жизни оказался во Владимире. Теперь уже не дикарем, а цивилизованным туристом. Город встретил нас жарким, летним, августовским Солнцем. Поездка оказалась во многом уникальная. Сначала уникальность состояла в температуре. Далее уникальность в той мистичности, которая сопровождала меня на протяжении всего пребывания на Владимирщине. Я не сторонник магии цифр. Но в автобусе я сидел на третьем ряду. По приезду в город термометр показывал +33 градуса. В гостинице мой номер был на девятом этаже (3*3). После различных экскурсий, проглядев походную тетрадь, обнаружил, что остались записи от трех культовых местах: Успенский собор, Дмитриевский собор, Рождественский монастырь. Рядом записи о трех памятниках города: монумент 850-летия города Владимира, памятник Андрею Рублеву и мемориал на площади Победы. Удивительно, почему не попал тогда в список памятник основателю города, князю Владимиру Ясно Солнышко. А еще, пробежавшись по написанным строкам, обнаружил описание трех светских мест, заслуживающих рассказа: Золотые ворота, Дворянское собрание и здание, овеянное злой славой, – Владимирский централ. В городе есть много других красивых , исторических мест. Но в памяти прежде всего отложилось выше сказанное. Уж такой маршрут, настроение и такая память. Была бы возможность, посетил музей Владимирского края, зашел в дом Столетовых, побродил по парку 850-летия города, сфотографировался у памятнику дворнику. Но судьба оставила на потом. Значит, тому и быть.

Я решил, пусть оТчерк будет такой маленький, зато слегка мистичный. Следующий тоже будет о Владимире, и тоже немного не обычный.
Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Сясьстрой.

Воскресенье, 30 Сентября 2007 г. 23:09 + в цитатник

 (187x209, 7Kb)
Недавно попался в руки путеводитель по традиционным туристическим маршрутам Северо-Запада и центральной России. Уже давно подметил, что возраст города представляется своего рода мерилом его интересности и привлекательности. Древний Новгород и Псков, Москва и Владимир, Суздаль и Ярославль. Памятники, старинные дома, исторические места, многочисленные церкви и монастыри, стены неприступных кремлей и отголоски шумных ярмарок прошлого.

А что можно любопытного рассказать о городе, которому всего 25 лет? Мне кажется ответа на вопрос составители не нашли. Однако настоящих непутешественников  и любителей путешествий по городам и весям такое не остановит. Итак, знакомитесь - Сясьстрой. Наверно, у кое у кого название вызовет улыбку. Название и впрямь веселое. Город назвали по названию речки Сясь, что с финно-угорского означает «комариная». Историю города можно начинать сразу с двух предисловий. Кто-то начнет так. На излучине реки Сясь, где впадает в нее небольшая речка Валгомка стояла безызвестной деревня Носок. Потом грянул промышленный век. И на счастье народу (и на горе местной экологии) построен Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат. И чуть позже сульфитно-спиртовой завод. Другой человек начнет рассказ с 18 века. Сам царевич Алексей построил в этих краях церковь во имя своего покровителя святого Алексея. Церковь была деревянная и до наших дней не дожила. Зато храм Успения Пресвятой Богородицы существует и по сей день. История храма насчитывает более 200 лет. В нем хранилась одноименная икона. С ней связана легенда о чудом спасшихся из шведского плена солдатах. Заканчивать рассказ будут все люди скорее всего одинаково. Скажут, что здесь в годы Великой Отечественной войны делали баржи для перевозки хлеба в осажденный Ленинград. В память о войне и ее героях установлен памятник герою Советского Союза Петру Лаврову. А еще с городом связаны тесно имена известных людей, барда Юрия Кунина, ученого Жореса Алферова и поэта Леонида Афанасьева. В 1992 году поселку торжественно присвоили статус города и присвоили герб.

Я бывал в городе два раза. Видел с суши и с воды. Пусть не обижаются жители города, но с земли вид у города мрачноватый, даже настораживающий. Типичный рабочий поселок. В городе есть гостиница. Внутрь не заходил, но я думаю в ней есть все, чтобы отдохнуть денек другой усталому путнику. По собственному опыту могу сказать, лучше путешествуйте по реке. Вот в этом случае картина совершенно другая. Ваш корабль (катер, плот, теплоход) идет по течению реки, а вы наслаждаетесь пейзажами берегов Сяси. Корабль подходит к излучине реки и к деревне Рогожа. Здесь вы делаете остановку и сходите на берег. Ваше направление церковь Пресвятой Богородицы. Она построена неизвестным архитектором в первой половине 19 века. Пройдясь вокруг нее, мы снова садимся на наш корабль. Он идет, идет, идет, покачиваясь на волнах… Возможно есть любители промышленной архитектуры? Тогда сойдите на правый берег. Вы сможете посетить музей Сясьского целлюлозно-бумажного комбината. Только не смейтесь над названием. Местные обижаются. Один человек с таким выражением сказал, что целлюлозно-бумажный комбинат наша гордость и наш кормилец, что смех может восприняться как оскорбление. Продолжая прогулку по правому берегу, пройдитесь прямо по трассе Кола к памятнику герою Лаврову. Во время обороны Ленинграда, свой вклад и помощь оказали в том числе и Сясьские судоверфи. Заканчивается путешествие по городу на месте разрушающегося храма Успения Пресвятой Богородицы. Когда я его видел, то картина была удручающая. Вот что значит туристические маршруты проходят стороной. Может цинично, зато верно. Обветшалые стены, темные глазницы окон, кажущиеся слепыми. На колокольне отсутствует купол. Здание с двухвековой историей, стоящее на священном месте Сяських рядков или попросту погосте, заслуживает лучшей участи. В последние годы я там не был. Но говорят, что началась реконструкция.

И для самых любознательных и любопытных. Попробуйте найти старинный Суворовский колодец. Во времена когда наш великий полководец, Александр Васильевич Суворов командовал 62-м Суздальским Пехотным полков, часто проводил учения в Сясьских Рядках . По легенде любил останвливаться у этого колодца, чтобы испить вместе со всеми своими  солдатами прохладной колодезной водички.

Пока мы смотрели на храм, наш корабль уже подошел к берегу и выбросил трап. Пора отдать швартовый и идти вперед в воды Ладоги.
 (589x472, 77Kb)

Церковь Пресвятой Богородицы

 (533x511, 86Kb)
храм Успения Пресвятой Богородицы

Рубрики:  Ленинградская область и спутники Петербурга

Метки:  

Нижний Новгород. галерея Юркова

Пятница, 21 Сентября 2007 г. 02:59 + в цитатник
Герб Нижний Новгород (187x209, 10Kb)
Что можно сделать из скорлупы от орехов? На что пригодны арбузные семечки и корки? А из опавшая листва на что сгодится? Стоит ли покупать краски, если буквально под ногами готовый материал для создания настоящих шедевров? Ответы на картинках внизу.

 (559x369, 80Kb)

Красиво. Согласны? Все эти картины сделаны из листьев. Я сам впервые увидел подобную технику. Дело было так.

Основная часть экскурсии по Нижнему Новгороду закончилась. До отхода автобуса оставалось еще время. Гид предложила нам посетить очень интересное место. Себя заставил идти усилием воли. Потому что жара за 35 градусов, многочасовая экскурсия. Усилие предпринял и не пожалел. Мы заворачиваем в неприметный, обшарпанный двор, заходим в простую парадную, опускаемся в самый обыкновенный подвал.. Ан нет, подвал оказался вовсе необыкновенный. В нем разместилась галерею художника Александра Николаевича Юркова. Увиденное в первом же зале открыло второе дыхание (еще свой вклад сделала прохлада, царившая в помещении). Я забыл о тяжелом днем и волжском зное. Смотрел на картины и поражался. Удивили не столько сюжет картин или цветовая гамма, а сам факт их существования. «И не ужели все работы выполнены с помощью сухих опавших листьев?» - спрашивали мы художника. «Конечно»- отвечал он. И начинал посвящать в особенности своего авторского стиля «флорийская мозаика», который он не держит в секрете. С одной стороны дело нехитрое, собираешь листья, сушишь, подбираешь цвета, составляешь гаммы. Такое впечатление обманчиво. Возможно, не смотря на то, что своей техники Юрков не скрывает, и все же подобный стиль не получил пока широкого распространения. Здесь нужно какое-то особое чутье.

Помню в школе мы выкладывали из листьев всякие осенние сюжет. Однако сравнивать то что мы делали на уроках труда с картинам в галереи нельзя. Мы выкладывали из листьев, а Юрков пишет ими. Пишет не только деревья, но и целый пейзажи, сцены из жизни, портреты. Делает все то, что многие другие пишут красками или карандашами. То что у каждого дерева листья окрашиваются в свой цвет, это я знал давно. В галереи понял все многообразие осенней листвы. Из-за того, что все картины выполнены с применением похожих цветов, то каждая из работ кажется дополняет другие, и в тоже время подчеркивает свою индивидуальность. Сухие листья создают особый аромат в помещении, а искусственная подсветка удачно дополняет картину. Преимущественные желто-оранжевые цвета придают картинам ощущение теплоты. Почему-то пришли в голову сравнения с янтарной комнатой. Возможно такое сопоставление и некорректно, но вот такие у меня впечатления. Вообще очень сложно об этом рассказывать. Не зря горят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому…

 (544x270, 56Kb)

Посетив галерею, мы не только познакомились с необычным художником, его работами, но и получили большой заряд позитивной энергии.
 (486x357, 42Kb)

http://www.urkovka.narod.nnov.ru/
Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Нижний Новгород

Пятница, 21 Сентября 2007 г. 02:34 + в цитатник
 (153x463, 25Kb)
Герб Нижний Новгород (187x209, 10Kb)
С этого года у меня Нижний Новгород ассоциируется со словом Африка! Под Африкой я понимаю сильную жару. Как раз такая знойная погода застала в городе на Волге. + 35-37 в тени вовсе не тушки для жаронеустойчивого, человека с берегов Невы.

Теперь поподробнее. Для поездки в выбрал (непроизвольно) самую жаркую неделю в августе. Тяжеловато становилось уже на подъезде к городу. Мы вышли на берегу Волги у кремля рядом с памятником Чкалову. Место просто идеально создано для рассказа о городе. Настоящий стык эпох: древняя Волга, старинный кремль, здание 19 века и современный памятник. Укрывшись частично в тени, мы встали вокруг экскурсовода. Рассказ о городе, своего рода предисловие перед обзорной поездкой по исторической части, получился сжатый и информативный. Кратко, отмечая основные исторические вехи в жизни города, экскурсовод раскрывал ленту событий. В 13 веке на месте нескольких небольших славянский поселений, князь Юрий Всеволодович построил крепость. Близость проходящих торговых путей и защита гарнизона крепости привлекло купцов. Город рос, превращаясь в столицу отдельного княжества и одновременно становясь крупным культурным центром. Здесь писал иконы Феофан Грек и создавал хроники монах Лаврентий. В годы «татаро-монгольского ига» частенько подвергался разорению. Однако каждый раз «вставал из руин». В смутное время Козьма Минин собирал в Нижнем Новгороде. В Великую Отечественную войну здесь сконцентрировалась значительная часть мощностей оборонных заводов. Заводы и предприятия функционируют и сегодня, делая город крупным промышленным центром. В городе много учебных и научных учреждений. Живет своя культурная жизнь. С древних времен не забыты и торговля (знаменитая нижегородская ярмарка), и судостроение. В общем, настоящий, современный мегаполис- миллионник. Нижний Новгород – Родина целого ряда известных людей. Ученые Лобачевский и Лебедев, изобретатель Кулибин, летчик Нестеров, писатель, литературный критик Добролюбов. Здесь же родился и Максим Горький. В честь него, город с начала 30х до начала 90х лет прошлого века, имел название Горький.

 (516x357, 45Kb)

Город большой и красивый. Но погода была явно не моя. Всю дорогу находился в не совсем адекватном состоянии. Слушал и смотрел все из далека. Жалко. Ведь мы ходили по таким историческим местам! Старинный кремль, один из самых больших в России, построенный еще по приказу Василия III, Михайло-Архангельский собор, где покоится прах Козьмы Минина, церковь Жен-мироносиц 17 века, центральный торговый дом и яркий пример модерна дом Рукавишникова… И современная архитектура представлена оригинальными, интересными зданиями. Увы, жара.

 (516x357, 48Kb)

Зато ближе к вечеру посетил галерею Юркова («Юрковка, так называют ее местные») и погулял по нижегородскому Арбату. Повезло нижегородцам. Они сначала могут совершить прогулку вдоль кремля, пока есть силы совершить попытку восхождения к стенам со стороны Волги (поверьте, не так легко ), потом завернуть и по теневой стороне дойти до большой пешеходной улицы. Там в самом начале есть сразу два оригинальных памятников; городовому, верно стерегущему покой и порядок на улице и мальчику-чистильщику обуви. Оба памятника доступны для очень близкого общения. Например, можно поставить нога на специальную ступеньку для чистки обуви и сделать симпатичный кадр(чем я не преминул воспользоваться), а можно встать рядом со строгим городовым. И сфотографировавшись, рассказывать знакомым как вы совершали совместное дежурство. Совсем недавно услышал, о намерении поставить памятник еще и Чебурашке. И где же он будет стоять? Я бы установил где0нибудь рядом с теми двумя. Про галерею Юркова сделаю отдельный отчерк.

Странно. Город большой, экскурсия увлекательная, интересного много, а отчерк получился не такой уж и впечатлительный. Что Ж. пусть будет и такой. В следующий раз в город приеду или поздней весной или ранней осенью. И тогда уж впечатлений наберусь по полной экскурсионной программе.


 (508x357, 68Kb)
Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Петушки.

Воскресенье, 16 Сентября 2007 г. 23:24 + в цитатник
 (187x209, 8Kb)
Этого оТчерка могло бы и не быть. Как такового города я не видел. Был трижды проездом. Один раз с гидом, который устроил виртуальную прогулку по городу, после которой остались парочка заметок в тетради, в отчерке про дорогу во Владимир. Однако, появился человек, который, прочтя эти заметки, сказал: «Надо!» Итак Петушки.

Возможно, не будь написано Ерофеев произведение «Москва – Петушки», мало кто и знал об этом городе. Неудивительно. Сначала это была маленькая деревня на пути из Москвы во Владимир, потом проложенная рядом железная дорога превратила деревню в станцию. Чуть позже просто станция стала большой станцией. Все обычно, заурядно. И вроде бы сказать особо нечего. Дочитав досюда, жители города могут обидеться. «Как же нечего сказать? А одно название чего стоит!» - скажут они. И будут правы. Именно с низанием связаны одни из самых интересных повествований о городе. Достоверно не известно, откуда произошло название. Существует три самые популярные версии. Одна гласит, что здесь выращивали петухов особой боевой породы. Именно эти петухи славились яростью и храбростью. Версия следующая основывается на рельефе местности. Дорога идет то верх, то вниз. То в горку, то под горку. Прямо как гребень у петуха. И третья, самая распространенная. Дремучие леса, удаленность от столицы и богатый тракт были очень привлекательными местами для всевозможных «романтиков большой дороги». Самый дальнозоркий забирался на высокое дерево и выглядывал едущий караван купцов или богатого одинокого путника. А когда желаемая жертва попадала в поле зрения, разбойник предупреждал затаившихся в засаде подельников петушиным криком. По крику и название «Петушки». Местность на самом деле пользовалась дурной славой. Даже специальную молитву купцы придумали. "Пронеси нас, Господи, через Чёрную речку, Петушки, Лемешки и птичьи вражки", - приговаривали они молитвенно сложа руки перед собой. Слава оказалась такой прочной, что до сих пор многие дальнобойщики предпочитают проехать город на полном ходу не задерживаясь. Суеверия? Или реальные факты?

Сменю тему, пожалуй, дабы не сложилось впечатление о городе как о сосредоточие дорожных бандитов всех мастей. В Петушках есть единственный в России (а может и в мире) музей петуха. В нем собраны поделки, картины, игрушки, элементы декора и интерьера с изображением пестро красавца. Музей возник стихийно. Сначала по случаю года петуха был конкурс на рисунок. Потом появилась своеобразная передвижная выставка. Затем выставка получила свое здание. Дальше к картинам прибавились самодельные работы местных жителей и так днем за днем, месяц за месяцем коллекция пополнялась. Экспонатов стало столько много, что пришла идея сделать настоящий музей. По типу музею мыши в городе Мышкин. Теперь музей стал одной из достопримечательностью города. Рядом с городом находятся несколько старинных дворянских усадеб. Не одна из них полностью до наших дней не сохранилось. От какой-то часть парка с прудами, от другой несколько построек. В самом хорошем состоянии усадьбы Воронцовых, Апраксиных и Голицыных (здесь провел последние часы жизни герой войны 1812 года князь Петр Иванович Багратион).

Есть невдалеке от Петушков еще одно место, очень необычное и уникальное. Зообаза киностудии "Центрнаучфильм". Редко какой фильм про диких животных обходился без крылатых и четвероногих питомцев зообазы. Вспомните зверей из детских фильмов о Бэмби, лис с волками из сказок или мудрую сову из передачи «Что? Где? Когда?».
Рубрики:  Дали, веси и города России

Метки:  

Поиск сообщений в Таковар
Страницы: 28 ..
.. 5 4 [3] 2 1 Календарь