-Рубрики


Живопись. Клод Моне (1840–1926)

Понедельник, 08 Октября 2012 г. 22:57 + в цитатник

 

Оска́р Кло́д Моне́ (фр. Oscar-Claude Monet, 14 ноября 1840, Париж – 5 декабря 1926, Живерни) — французский живописец, один из основателей импрессионизма.Творческий метод Моне сформировался в процессе самостоятельной работы на пленэре. Моне изобрел свою собственную живописную систему, отличительная особенность которой состоит в том, что в картине отсутствуют четкие контуры предметов и постепенный переход от света к тени; при этом вся картина — и фигуры, и пейзаж — является сочетанием цветовых пятен. Моне писал, главным образом, пейзажи. В поисках новых впечатлений художник оборудовал лодку-студию, в которой плавал по Сене. В поздний период творчества, завоевав признание и получив необходимые средства, снял усадьбу в сельской местности, разбил великолепные сады, где и писал с натуры. Стремясь запечатлеть переходные состояния природы, создавал серии картин-вариаций на один сюжетный мотив. Моне много путешествовал по Франции, а также за границей: ездил в Англию, Италию, Голландию, Швейцарию, Норвегию.

Источник: http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=19036&cat_ob_no=13497

Родился в 1840 г. в семье бакалейщика. Юные годы Оскара прошли в Гавре. Первые уроки живописи получил у пейзажиста Э. Будена, скитаясь с ним по побережью и постигая приемы работы на пленэре. 
В 1859 г., получив от отца необходимые средства, Моне едет в Париж учиться живописи. В 1860 г. Моне посещает академию Сюиса, где сводит знакомство с Камилем Писсарро. В 1861 г. Клода призывают в армию, и он едет в Алжир, однако в 1862 г. из-за болезни возвращается во Францию. Отец вновь отпускает его в Париж, там художник поступает в мастерскую популярного в то время Ш. Глейра, где работает до 1864 г. Но формирование его творческого метода происходит отнюдь не в студии, но в процессе совместной работы на пленэре с близкими ему по духу Огюстом Ренуаром, Ф. Базилем и А. Сислеем. В 1865 и 1866 гг. Моне выставляется в Салоне, и его картины имеют скромный успех. Из ранних работ художника наиболее значительными являются «Завтрак на траве» (1866, ГМИИ), написанный вслед за одноименной картиной Э. Мане, «Терраса в Сент-Адресс», «Женщины в саду» (1867, музей Орсе, Париж). 
 
Это время было очень тяжелым для Моне, крайне стесненного в средствах, постоянно преследуемого кредиторами и даже пытавшегося покончить с собой. Художнику приходится все время переезжать с места на место, то в Гавр, то в Севр, то в Сент-Адресс, то в Париж, где он пишет городские пейзажи. В 1868 г. Моне, выставивший пять картин на Международной выставке маринистов в Гавре, получает серебряную медаль, однако картины в счет долга забирают кредиторы. В 1869 г. Моне живет в деревушке Сен-Мишель, в нескольких километрах от Парижа. Сюда часто приезжает О. Ренуар, и художники работают вместе. Расположенный неподалеку живописный ресторанчик с купальней послужил мотивом для серии пейзажей Моне («Лягушатник»). Между тем жюри Салона продолжает упорно отвергать работы Моне: в период 1867—70 гг. была принята лишь одна картина художника. 
 
В 1870 г. Моне женился на Камилле Донсье; полученное за невесту приданое на некоторое время избавило его от финансовых проблем. Молодые супруги провели медовый месяц в Трувиле, где Моне написал несколько пейзажей. 
 
 

Трагические события 1870—71 гг. вынуждают художника эмигрировать в Лондон. В Лондоне он встречает Добиньи и Писсарро, с которым работает над видами Темзы («Темза. Вестминстер») и туманами Гайд-парка. Добиньи знакомит Моне с французским торговцем картинами Дюран-Рюэлем, имевшим галерею на Бонд-стрит. В дальнейшем Дюран-Рюэль оказал импрессионистам неоценимую помощь в организации выставок и продаже картин. В 1871 г. Моне узнает о смерти отца и через несколько месяцев уезжает во Францию. По дороге он посещает Голландию, где, пораженный великолепием пейзажей, останавливается на некоторое время и пишет несколько картин. 
 
По возвращении в Париж Моне поселяется в Аржантёе. Художник находит себе дом с садом, где он может заниматься цветоводством, каковое занятие превратилось у него со временем в настоящую страсть. В 1872—75 гг. Моне создает некоторые из лучших своих картин («Дама с зонтиком» («Мадам Моне с сыном»), «Бульвар капуцинок», «Впечатление. Восходящее солнце»). Моне с увлечением живописует Сену («Сена в Аржантёе»). Оборудовав лодку-студию, он плавает по Сене, запечатлевая в этюдах речные пейзажи («Регата в Аржантёе»). 
 
В 1874 г. «Анонимное общество живописцев, художников и граверов», организованное Моне и его друзьями-импрессионистами, проводит выставку, на которой, в частности, была представлена картина Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Собственно, по названию этой картины художники-устроители и получили наименование «импрессионистов» (от франц. impression — впечатление). Выставку раскритиковали в печати, да и публика отнеслась к ней негативно. Вторая выставка группы, организованная в мастерской Дюран-Рюэля в 1876 г., также не встретила понимания критики. Моне выставил тогда восемнадцать своих произведений. После провала выставки продавать картины стало крайне трудно, цены упали, и для Моне снова начался период материальных трудностей.
 
У Моне было несколько богатых покровителей, которые спасали его от кредиторов, покупали и заказывали ему картины. Самым значительным из них был финансист Эрнест Ошеде, с которым Моне познакомился в 1876 г. Вскоре после знакомства Ошеде заказал Моне серию декоративных полотен для своего особняка в Монжероне. 
 
Поздней осенью 1876 г. Моне приезжает в Париж с желанием изобразить виды зимнего города сквозь пелену тумана; своим объектом он решает сделать вокзал Сен-Лазар. С разрешения директора железных дорог он располагается на вокзале и работает дни напролет, результатом чего явилась дюжина полотен, изображающих крупнейший железнодорожный узел Франции («Вокзал Сен-Лазар. Прибытие поезда»). Семь из них в том же году были выставлены на третьей выставке импрессионистов. Уже в эти годы художник проявляет интерес к изображению одного и того же мотива под разным углом зрения. 
 
В 1877 г. состоялась третья выставка импрессионистов, в 1879 г. — четвертая. Публика по-прежнему враждебно относится к этому направлению, и материальное положение Моне, снова осаждаемого кредиторами, кажется безнадежным. Вследствие этого он перевозит семью из Аржантёя в Ветёй, где живет вместе с четой Ошеде и пишет несколько великолепных пейзажей с видами окрестностей («Сад художника в Ветёе»). 
 
В 1879 г. после долгой болезни умирает Камилла. Моне остается один с двумя детьми. 

5027691_Boulevard_des_Capucines1873 (518x700, 192Kb)

В 1880 г. в зале журнала «Ви Модерн», принадлежащего издателю и коллекционеру Жоржу Шарпантье, открывается выставка восемнадцати картин Моне. Она приносит художнику долгожданный успех. Продажа картин с этой выставки позволяет Моне поправить свое материальное положение.
 
В 1880-е гг. Моне часто ездит в Нормандию, куда его влечет природа, море и особая атмосфера этой земли. Там он работает, живя то в Дьеппе, то в Пурвиле, то в Этрета, то в Бель-Иле и создает целый ряд великолепных пейзажей («Ворота Маннпор в Этрета»). В 1883 г. вместе с семьей Ошеде Моне переезжает в Живерни (местечко в 80 км к северу от Парижа). В следующем году художник совершает путешествие в Италию, в Бордигеру («Бордигера. Италия»). В 1888 г. Моне работает в Антибе. 
 
В 1889 г. Моне добивается наконец настоящего и прочного успеха: в галерее торговца картинами Жоржа Пти одновременно с выставкой работ скульптора О. Родена организуется ретроспективная выставка Моне, на которой выставляются сто сорок пять его работ, с 1864 по 1889 гг. Моне становится известным и уважаемым живописцем.
 

 
В Живерни Моне прожил 43 года, до самой своей смерти. Художник снял дом у некоего нормандского помещика, купил соседний участок земли с прудом и разбил два сада: один в традиционном французском стиле, другой — экзотический, так называемый «Сад на воде». Сад стал любимым детищем Моне; мотивы «сада в Живерни» занимают большое место в творчестве художника («Сад ирисов в Живерни», «Дорожка в саду Живерни», «Пруд с кувшинками», «Японский мостик»).
 
В 1892 г. Моне женится на Алисе Ошеде, в которую он был влюблен в течение многих лет. В 1888 г. Моне начинает цикл «Стога» («Стог сена. Закат», «Стога сена. Полдень», «Стога сена. Эффект снега») — первую большую серию картин, где художник пытается запечатлеть нюансы освещения, меняющегося в зависимости от времени суток и погоды. Он работает одновременно на нескольких холстах, переходя от одного к другому по мере изменения световых эффектов. Эта серия имела большой успех. К опыту «Стогов» Моне возвращается в новой серии — «Тополя» («Тополя на Эпте», «Тополя на Эпте. Осень»). Эта серия, выставленная в галерее Дюран-Рюэля в 1892 г., также имела большой успех, но еще более восторженно была встречена большая серия «Руанский собор» («Руанский собор. Симфония в сером и красном», «Руанский собор. Пасмурная погода», «Руанский собор. Солнце», «Руанский собор. Яркое солнце. Гармония в голубом и золотом»), над которой Моне работал в 1892 и 1893 гг. Последовательно отображая перемену освещения от утренней зари до вечерних сумерек, художник написал пятьдесят видов величественного готического фасада. 
В 1902 г. в Живерни Моне начинает цикл «Кувшинки» («Кувшинки. Облака», «Кувшинки»), над которым будет работать до самой смерти.

 

 

Начало нового столетия застает Моне в Лондоне; художник снова пишет здание лондонского Парламента («Здание Парламента. Закат», «Здание Парламента. Отражения», «Здание Парламента. Эффект солнечного света», «Здание Парламента. Эффект тумана», «Здание Парламента. Штормовое небо») и целый ряд картин, объединенных одним мотивом — туманом. С 1899 по 1901 гг. Моне трижды ездит в Великобританию и в 1904 г. выставляет в галерее Дюран-Рюэля тридцать семь видов Лондона («Мост Ватерлоо. Закат»). Летом он возвращается к «Кувшинкам» и в феврале следующего года участвует в большой выставке импрессионистов, организованной Дюран-Рюэлем в Лондоне, выставив 55 своих работ.
 
В 1908 г. Моне отправляется в свое предпоследнее путешествие: едет вместе с женой в Венецию. Художник провел в Венеции два месяца. По возвращении во Францию он продолжает работу над венецианскими пейзажами («Большой канал. Венеция», «Сан-Джорджо Маджоре»), которые выставит лишь в 1912 г. 
В конце жизни Моне перенес тяжелые утраты: в 1911 г. умерла жена Алиса, тремя годами позже — старший сын Жан. Начиная с 1908 г. Моне испытывал серьезные проблемы со зрением. Однако продолжал писать до последних дней. 

 

 

 

 

Серия сообщений "Живопись, графика":
Часть 1 - Лиру и его обитатели. Художник Юрий Косаговский
Часть 2 - Живопись. Пьер Огюст Ренуар (1841—1919)
Часть 3 - Винсент Ван Гог (1853—1890)
Часть 4 - Живопись. Клод Моне (1840–1926)
Часть 5 - Виртуальные музеи
Часть 6 - Психология морской волны. Сергей Лим
...
Часть 17 - Флорентийский художник Доменико Гирландайо (1449-1494)
Часть 18 - Японский художник Koukei Kojima
Часть 19 - Семимильные шаги человечества

Рубрики:  ЖИВОПИСЬ , ГРАФИКА, ФОТО
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 7 пользователям

Mishail_valdai   обратиться по имени Воскресенье, 18 Августа 2013 г. 19:49 (ссылка)
Очень интересно!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Воскресенье, 18 Августа 2013 г. 20:19 (ссылка)

Ответ на комментарий Mishail_valdai

valdai, рада, что вам понравилось!
Ответить С цитатой В цитатник
Марина_Ушакова   обратиться по имени Воскресенье, 13 Октября 2013 г. 02:58 (ссылка)
Всё-таки, сколько не смотрю импрессионистов - сплошной восторг.
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Воскресенье, 13 Октября 2013 г. 10:50 (ссылка)

Ответ на комментарий Марина_Ушакова

Я тоже с удовольствием ещё раз пересмотрела. Рада вас видеть, Марина!
Ответить С цитатой В цитатник
izogradinka   обратиться по имени Вторник, 15 Октября 2013 г. 20:01 (ссылка)
Спасибо, Светлана, за интересную тему!
Посчастливилось побывать в его красивой усадьбе.
Она недалеко от Парижа.
Ответить С цитатой В цитатник
Астронель   обратиться по имени Вторник, 15 Октября 2013 г. 23:50 (ссылка)
Нравится мне Мане, из импрессионистов люблю больше всего его и Ренуара.
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Среда, 16 Октября 2013 г. 10:28 (ссылка)

Ответ на комментарий izogradinka

Да, усадьба очень красивая.
Спасибо, izogradinka!
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Среда, 16 Октября 2013 г. 10:31 (ссылка)

Ответ на комментарий Астронель

Прекрасные художники и Мане, и Ренуар.
Астронель, заходите почаще. Я всегда рада друзьям.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку