Как было написано в программке, мюзикл Ф. Уайлдхорна и Л. Брикусса идет во многих театрах мира, в том числе и на Бродвее. А вчера я лицезрела его на сцене Театра им. Моссовета.
В "Странной истории..." доктор Джекил, живущий лишь наукой и бредящий экспериментаторством, решает проделать опыт над самим собой, а именно - вводит себе инъекцию, которая разделяет в нем добро и зло, и "выпускает" на свет страшного убийцу - мистера Хайда.
Роль доктора Генри Джекила и его второго "я", Эдварда Хайда сыграл Александр Домогаров, явивший, наконец, нам свою сиятельную персону. Напомню, что в прошлый раз, в связи с плохим самочувствием актёра, мюзикл был заменён на рок-оперу «Иисус Христос – Суперзвезда»…
Что же, надо признать, что все мои ожидания оправдались – это был один из лучших спектаклей, которые я посетила за последнее время. С чисто английским мрачным колоритом – нельзя не отметить мастерские декорации и великолепные костюмы. Каждый поворот сценического круга выносил на передний план какую-нибудь достопримечательность Лондона — Биг Бен, Национальную галерею, собор Святого Павла, кабаре из квартала Сохо или лабораторию доктора, в которой висела устрашающая бело-зелёная анатомическая маска. Когда доктор Джекил начнет вмешиваться в божье провидение, маска (наверное, своеобразный реверанс «Портрету Дориана Грея») окрашивалась в кровавый цвет.
Впечатлила и балетная труппа, мгновенно перевоплощающаяся в десятки образов — тут тебе и лондонские нищие (больше, правда, похожие на диггеров, потому что часто вылезали из подземных люков), и английские аристократы, и девочки из кабаре.
Музыкальное сопровождение оказалось вполне удачным, идеально вписываясь в сюжет, несмотря, всё же, на некоторые шероховатости, потому что сделать в российском театре идеальную фонограмму и установить микрофончики так, чтобы их не заливало актерским потом, не фонило и не скрипело — все равно что прыгнуть выше головы.
Впрочем, понравилось не всё. Например, некоторые тексты про Бога и недремлющего дьявола лучше и вовсе не слышать — они уместнее звучали бы на пуританской проповеди где-нибудь в Америке двухсотлетней давности.
Александр Домогаров, на которого, собственно, и приходит большая часть публики, подтверждает известную актерскую аксиому о том, что зло играть в сто крат интереснее. Как только его благообразный доктор Джекил загнал себе в вену первую инъекцию своего препарата, актер с удовольствием и даже, кажется, с облегчением нырнул в глубины дозволенной характерности (хотя внешне он успевал меняться только распуская волосы). В образе Эдварда Хайда ему дозволено и рычать, и лазить по стенам, и переодеваться женщиной, и возникать из мрака, смертельно пугая своих жертв и щекоча нервы зрителям. И куда только девались нелады с вокалом и дикцией?
Больше всех мне понравилась Екатерина Гусева - Люси - певица из кабаре. Хрупкая фигурка, сгусток страсти на сцене, облако нежности в любовных ариях , сильный красивый голос… Вот это действительно актриса.
Стоит отметить и довольно обширный подтекст спектакля. Он начинается с сатиры на общество. Раньше сказали бы - на буржуазное, но теперь понятно: это и про нас. Общество, в котором важна не суть, а видимость - «фасад». Финал мюзикла — резюме о гибельном пристрастии к наркотикам, которое до неузнаваемости искажает даже самую светлую личность. Чтобы возвращаться к себе истинному, доктору Джекилу приходится все чаще и чаще колоться своим препаратом, все больше увеличивая дозу. Последний раз он загоняет себе иглу прямо через рукав пальто, провоцируя публику на вопрос — а не стал ли доктор попросту наркоманом, за что и поплатился? Темы этой не было у Стивенсона. Зато сегодня мы не можем пройти мимо нее, если находится хоть малейшая возможность. А как не воспользоваться ею, ежели доктор сам делает себе инъекции, после чего теряет человеческий облик?
Несмотря на то, что со смерти Стивенсона прошло более века, актуальность и острота поставленных им проблем ничуть не исчерпаны. Мы по-прежнему рвемся отомстить своим врагам — политическим и личным. И по-прежнему попадаем в капкан своей же мести… В каждом из нас уживаются и доктор Джекил, и мистер Хайд. (Вот в Пандоре, по её словам, точно).
К сожалению, наступать много раз на одни и те же грабли — любимое наше занятие…
Настроение: под впечатлением
Музыка: Sophia "Spite"