Произошедшее поразило всех: ТАЙНА энергии ГРИБОВ, которые мы едим ТАЙНА энергии ГРИБОВ, которы...
Краткая инструкция по составлению режиссерских сценариев |
Как бы хорошо ни был написан литературный (постановочный) сценарий, снимать по нему без специальной адаптации довольно сложно. Во-первых, потому что он построен по хронологическому принципу согласно сюжету, и некоторые сцены, происходящие в одном месте, могу быть разбросаны далеко друг от друга. Во-вторых, в литературном сценарии не учтены крупности планов и нет покадровокой разбивки сцен, а смотреть одновременно в раскадровку и в сценарий довольно неудобно. В-третьих, в литературном сценарии реквизит разбросан по страницам, и есть вероятность чего-то недосчитаться, не учтены также и монтажные особенности (звук, графика, спецэффекты и т.д.). Поэтому режиссеры, операторы, скрипт-супервайзеры, звукорежиссеры и художники во время съемок больше полагаются на режиссерский сценарий – схематическую адаптацию литературной версии.
Режиссерский сценарий не привносит никаких новшеств относительно постановочного – это разработка подробного плана съемок, на основе которого творческая группа реализует авторский замысел сценариста на экране. Независимо от хронологической последовательности эпизодов в фильме, режиссер в своем сценарии объединяет схожие сцены, которые должны сниматься на одном объекте, натуре, в одно время суток, что позволяет заранее просчитать логистику и необходимые передвижения съемочной группы.
Режиссерский сценарий фильма «Изгнание» (2007), реж. Андрей Звягинцев
Режиссерский сценарий фильма «Возвращение» (2003), реж. Андрей Звягинцев
Режиссёрский сценарий разрабатывается основным творческим составом съёмочной группы под руководством режиссёра-постановщика, на основе литературного сценария (киносценария).
В основном творческом составе съёмочной группы, кроме режиссёра-постановщика находятся:
Иногда, при сложных картинах, к созданию режиссёрского сценария привлекаются автор литературного сценария, звукорежиссёр и менеджер пост-продакшн (в части спецэффектов).
Иногда привлекаются сторонние консультанты.
Некоторые режиссёры считают написание режиссёрских сценариев «рутиной», а потому сбрасывают обязанности по их написанию на «вторых режиссёров». Между тем, их написание — это выражение видения режиссёра.
Общепринятой формы режиссёрского сценария на данный момент не существует.
Режиссёрский сценарий всегда представляет собой таблицу, в максимальном объёме состоящую из следующих столбцов:
В зависимости от требований конкретной кинокомпании и сложности проекта столбцы могут объединяться, исчезать и добавляться новые.
СТРОКА режиссёрского сценария составляет один КАДР. Кадр не в смысле 1/24-й секунды, а в смысле одного промежутка работы камеры от включения до выключения, одного дубля, монтажного фрагмента, цельного куска записи.
Номер кадра переходит из режиссёрского сценария во все художественно-технологические документы постановочного проекта и фильма.
К режиссёрскому сценарию прилагается список действующих лиц, перечень съёмочных объектов с разбивкой по видам съёмок (павильон, натура, комбинированные съёмки, надписи) и с указанием полезного метража, если этих документов не предоставил автор литературного сценария.
Режиссёрский сценарий подписывают режиссёр-постановщик, автор литературного сценария и продюсер.
Поскольку именно режиссёр-постановщик является основным создателем Фильма, он определяет жанр будущего фильма.
Задумки автора Литературного сценария и режиссёра-постановщика могут не совпадать. Например, А. П. Чехов считал многие свои пьесы комедиями, а при постановке в театре они превращались в драмы или трагедии. Так же происходит и в кино.
Именно в период написания режиссёрского сценария можно представить во что превратится литературный сценарий.
Режиссерский сценарий |
|||||||||||||||
Любой пейзаж в картине должен быть не случайным, а создаваться и проверяться своим личным отношением к каждому дереву. Должна быть не просто натура, а одухотворенная натура.
Андрей Тарковский
|
Итак, допустим, вы справились с написанием литературного сценария, но, чтобы перенести его на видеопленку, нужно проделать еще одну работу – подготовить режиссерский, или, как говорят профессионалы, постановочный сценарий. На больших студиях в написании постановочного сценария принимают участие ведущие сотрудники творческого коллектива – это сценарист, режиссер, оператор, художник и директор фильма. Но основная роль в его подготовке принадлежит режиссеру. Именно его вклад самый значительный. Режиссерский сценарий – общепринятая форма подготовки к съемкам сложных фильмов. В нем фиксируются авторская трактовка материала и все технические и художественные средства создания картины. Постановочный сценарий пишется не для того, чтобы снова рассказать какую-то историю или изложить сюжет применительно к возможностям кинематографа. Это прежде всего разработка подробного плана, на основе которого творческая группа, руководимая режиссером, может реализовать авторский замысел на экране. Он позволяет распределить работу между всеми участниками съемочной группы, а также приглашенными специалистами. Прежде всего режиссер отмечает все эпизоды, съемки которых должны быть проведены в одном месте, на определенном объекте, на натуре. Компонует их вместе. Соблюдение этого правила в организации съемочного процесса очень важно, оно помогает сохранить единство атмосферы фильма и дает гарантии, что ничто не будет упущено и забыто. Таким образом, независимо от последовательности тех или иных эпизодов в фильме они группируются вместе. Наконец, упрощаются работа над календарно-постановочным планом и составление сметы. Можно привести множество различных схем записи режиссерских планов. Вот одна из них:
Суть схемы не столько в том, как она построена, а что именно в ней записано. В идеальном режиссерском сценарии описана изобразительная часть фильма план за планом и дана вся творческая и техническая информация. Начинающим авторам полезно познакомиться с наиболее распространенными терминами и их значением. Натура (нат.) – любая съемка под открытым небом. Павильон (пав.) – любая съемка в помещении. Общий план (ОП) – общий вид места действия. Средний план (СП) – часть объекта, как правило, человек, снятый по пояс. Крупный план (КП) – объект, снятый с близкого расстояния. Например, лицо человека или предмет (ваза, очки на столе). Панорамирование (ПНР) – поворот съемочной камеры по горизонтали или вертикали. Наплыв – смена одного изображения последующим. Затемнение (ЗТМ) – постепенное угасание изображения до полной темноты на экране. Вытеснение одного изображения другим. Наезд или отъезд камеры, дающий более крупный план при наезде и более общий при отъезде, предполагает наличие тележки, на которой устанавливается камера. Объектив с переменным фокусным расстоянием (ЗУМ) – система, позволяющая осуществить съемку с разным масштабом из одной точки. Стоит обратить внимание на обозначения, связанные с наличием звука в фильме. Синхронный звук (С/Х) – запись звука одновременно со съемкой изображения. Фоновая музыка (ФМ) – музыка, звучащая за кадром. Разработка режиссерского сценария – творческий и трудоемкий процесс. В условиях большого кино профессионализм постановщика проявляется в тщательной подготовке режиссерского сценария, ибо отход от него может стать чрезвычайным происшествием. Напомним также, что качество фильма зависит исключительно от того, как сотрудники съемочной группы поняли литературный сценарий, что увидели в нем, какие возможности раскрытия действительности нашли, и главное – что нового хотят сказать создатели ленты. Видеолюбители находятся в более выгодном положении: изменившиеся условия съемки или новые материалы позволяют им достаточно свободно вносить в режиссерский сценарий соответствующие изменения или уточнения. Вот несколько практических советов начинающим авторам. В графе «Содержание кадра» ясно и лаконично языком документа опишите то, что собираетесь снимать. Разумеется, сохраните при этом мысль литературного сценария. Научитесь определять хронометраж съемки. Исходить следует из разумного расчета – сколько необходимо времени, чтобы рассмотреть объект или понять событие, прочесть надпись. Иногда придется проигрывать с секундомером в руках отдельные эпизоды. Полезно вкладывать между листами режиссерского сценария чистые страницы для дополнений, заметок, новых соображений. На них можно описывать условия съемок, а также делать наброски для будущего монтажа. Наконец, режиссерский сценарий еще более, чем литературный, требует обсуждения со всем творческим и техническим коллективом съемочной группы. Ошибки, допущенные в этом рабочем документе, бывает очень трудно, а зачастую невозможно устранить. На съемках собственные просчеты можно и не заметить, а при монтаже просто не хватит материала. Подробно разработанный режиссерский сценарий поможет съемочному коллективу организовать планомерную съемку фильма и предостережет его от идейных и художественных просчетов. Грамотный режиссерский сценарий послужит залогом успешной работы. Но чтобы создать по нему полноценное произведение, нужно пройти еще ряд подготовительных этапов. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |