Andrew Newell Wyeth |
«Если чувства сильные, рука это знает».
Andrew Newell Wyeth.
Эндрю Уайет - самый спорный художник в американской живописи 20-го века.Модные и влиятельные критики его не признавали, публика толпами шла на его выставки, музеи втихаря покупали его картины (кураторы часто лучше чувствуют живопись, чем критики)... и только художники, включая абстракциониста Поллака, - точно знали, что имеют дело с мощным и загадочным даром.
Эндрю Ньюэлл Уайет (Andrew Newell Wyeth, 12 июля 1917,Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, США — 16 января 2009) — американский художник-реалист, один из виднейших представителей изобразительного искусства США XX века. Сын выдающегося художника-иллюстратора Ньюэлла Конверса Уайета, брат изобретателя Нэтениела Уайета и художницы Генриетты Уайет Хёрд, отец художника Джейми Уайета.
Ему однажды позвонили из Госдепа и сказали, что в Советском Союзе хотят выставить его портреты негров. Эндрю сказал: «Я не пишу негров. Я пишу своих друзей». И отказался.
Однажды, выглянув из окна своей "студии" на чердаке, он увидел на поле совсем невдалеке девушку, которая прилегла и явно отдыхала. У Эндрю мелькнула мысль: как можно отдыхать в такой неудобной позе? Но потом случилось совсем невероятное. Кристина ползком стала перемещаться по полю в сторону дома вдали. Хотелось броситься ей помочь, но что-то словно сковало все тело Эндрю, словно бы парализовало. Картина была ирреальной:выжженное солнцем поле, много-много неба и сердце под розовым платьем, захлебывающееся жизнью.
Эта картина сделала его знаменитым
Позже Уайет узнал, что Кристина в детстве перенесла тяжелую болезнь и на всю жизнь осталась парализованной. В течение 60-ти лет она ползала – по дому, по огороду... Уайет никогда не рисовал Кристину калекой. Ее тяжкий крест, ее тихое мужество стали качествами его картин о ней: колдовскими чарами ее дома, пустотой холма... и не только в картине «Мир Кристины». В ее портрете на крыльце дома (черно-бело-коричневом, почти графическом) - не женщина, а ее истончившийся символ смотрит куда-то с покорным спокойствием...
Однажды Уайет поднялся на второй этаж дома Кристины, куда сама она не поднималась, где никогда не прибирали...
«Там было жарко, я открыл окно, и вдруг, ветер вздул занавеску, которая не шевелилась, наверное, лет 30. Боже, это была фантастика! Тоненькая тюлевая сеть взлетела с пыльного пола так стремительно, словно это был не ветер, а привидение, дух, которому открыли выход.
Эндрю Уайет проводил долгие часы на природе. Никто в доме не знал, куда и зачем он уходит. Свобода и секретность работы была его привилегией. Родным было запрещено спрашивать, где он был. Художники удивлялись, зачем он мучается и не рисует по фотографиям. Вот что отвечал на это Уайет:
Соседа-немца Карла Кёрнера Эндрю больше боялся, чем любил. Он привязался к Карлу после смерти отца (такие же жестокие немецкие губы, - говорил он). Кёрнеры отдали Эндрю под студию светлую кладовку. Уайет сделал портрет Карла – вояки, немца, гордеца – один из лучших американских портретов.
Ричард Меримен: Однажды в доме Кёрнеров он услышал незнакомый голос, говоривший по-немецки. Это была Хельга, дочь знакомых Карла, которую наняли помогать по дому. Она была молодой, красивой, естественной и в ней было обаяние иностранки... Эндрю воодушевился. Дело в том, что он почти сознательно устраивал свою жизнь так, чтобы в ней постоянно создавалось эмоциональное напряжение: восторг, страх, предчувствия, и всё – неуемной, заражающей силы... Началась тайная работа над серией картин «Хельга».
Секретные сессии продолжались почти десятилетие. Об отношениях художника со своей новой моделью можно только догадываться. В конце концов Уайет исчерпал этот источник,появились другие модели. Хельга, заброшенная Уайетом, впала в глубочайшую депрессию.В конце 80-х он написал картину «Убежище»: Хельга, в пальто, с опустошенным лицом, стоит, прислонившись к стволу дерева. Это был финал.Он вернулся к пейзажам.
На эмоции Уайета откликаются зрители, не знающие ни его героев, ни обстоятельств его жизни. Коллекцию «Хельга» купили за огромные миллионы японцы. Выставка Уайета имела огромный успех в России в 87-м году.Секрет живописи Эндрю Уайета (как и всякого искусства) в том, что она способна выразить чувства, которые для большинства людей невыразимы, но узнаваемы».
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |