-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Smoothg

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.10.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 5


Экзамены история беларуси

Суббота, 02 Февраля 2013 г. 22:19 + в цитатник
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24


2
100-35 тысяч лет тому назад Проникновение на территорию Белоруссии первобытного человека (неандертальца), который охотился тут на крупных животных (мамонта, шерстистого носорога и др.), занимался собирательством, умел добывать и поддерживать огонь, использовать в качестве жилья пещеры и ямы. Каменные и костяные орудия труда и охоты, которыми пользовался человек этой эпохи (археологическая эпоха мустье), найдены на территории Белоруссии возле деревень Подлужье (Чечерский район), Обидовичи (Быховский район), Светиловичи (Ветковский район) и др.
35-10 тысяч лет тому назад Постепенное заселение древним человеком современного типа (кроманьонцем) южной и центральной частей Белоруссии. Освоение и заселение территории происходило вдоль больших рек по мере отступания ледника. Орудия труда и охоты человек изготовлял из кремниевых пластин, костей животных и древесины. На местах более продолжительного проживания (стоянках) он часто строил жилища из бивней и ребер мамонта, черепов и костей других животных, накрывал их звериными шкурами, что давало возможность человеку выжить в суровых условиях почти безлесной зоны приледниковья. Археологи считают, что на территории Белоруссии в древнекаменном (палеолите) и новокаменном (неолите) веках в разное время и разных местах существовало более 10 археологических культур.

26 тысяч лет тому назад Существовала одна из самых древних (ныне известных) на территории Белоруссии стоянка человека позднего этапа палеолита, выявленная археологами возле деревни Юровичи Калинковичского района Гомельской области.
24 — 23 тысячи лет тому назад Существовала одна из наиболее древних на территории Белоруссии стоянка человека позднего этапа палеолита, выявленная возле деревни Бердыж Чечерского района Гомельской области. В ходе исследования археологи нашли тут останки жилищ, сделанных из черепов и костей мамонтов и других крупных животных.
12 — 8 тысяч лет тому назад В верхнем Поднепровье и Посожье жили племена гренской археологической культуры (название от урочища Гренск возле деревни Вороновка Кормянского района).
12 — 9 тысяч лет тому назад На территории Западного Полесья, Вольши, в верховьях бассейнов рек Немана и Вислы жили племена свидерской археологической культуры (название от деревни Свидры Вельке при впадении реки Свидры в Вислу).
11 — 7 тысяч лет тому назад Эпоха мезолита (среднекаменного века) — эпоха перехода от древнекаменного (палеолита) к новокаменному (неолиту) веку. В это время заселена вся территория Белоруссии, приручена собака, изобретены лук и стрелы, увеличилось число используемых человеком приспособлений для труда и охоты из кремния и костей, развивались похоронные и другие обряды, религия, первобытное искусство. На территории Белоруссии открыто более 100 стоянок и поселений этой эпохи.
На юго-востоке Белоруссии сформировался и жил племенной союз сожской археологической культуры (название от реки Сож).
9 — 8 тысяч лет тому назад На север Белоруссии проникают племена археологической культуры маглемазе (название от урочища на острове Зеландия, в Дании); их считают преемниками свидерской культуры).
Конец 5 — начало 2 тысячелетия до новой эры Новокаменная эпоха (неолит) на территории Белоруссии. К концу этой.эпохи население от рыболовства, охоты и собирательства начало переходить к производящим формам хозяйствования—земледелию и скотоводству, начало использовать более разнообразные приспособления труда. Одним из важнейшей признаков неолита является начало керамического производства (глиняной обожженной посуды). Этот ключевой этап истории новокаменного века - переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству “изобретение” горшка — ученые-археологи часто именуют “неолитической революцией”. Дальнейшее развитие общества пошло более ускоренными темпами, вызывая глубокие изменения во всех сферах жизни человека. На территории Белоруссии известно около 600 поселений этой эпохи.
Восточную территорию Белоруссии (бассейн верхнего Днепра и его левобережных притоков) населяли племена верхнеднепровской археологической культуры.
Восточное Полесье Белоруссии населяли племена полесского варианта днепро-донецкой археологической культуры.
Верхнюю Припять, Понеманье и соседние районы Литвы и Польши населяли племена неманской культуры (название от реки Неман). В Белорусском Поозерье жили племена нарвенской культуры и культуры типичной гребенчато-ямочной керамики (название от характерных украшений керамической посуды).
На территорию юго-запада Белоруссии и в Понеманье проникли животноводческие племена археологических культур воронкообразных кубков, шарообразных амфор (название от формы керамической посуды).
3 — 1 тысячелетия до новой эры Существовали древнейшие в Европе шахты по добыче кремния; несколько сот таких шахт эпохи неолита и бронзового века археологи выявили возле поселка Красносельский Волковысского района, на берегу реки Рось.

Неолити́ческая револю́ция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве - трактуется как переход от присваивающей к производящей экономике. По даннымархеологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7¬-8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад[1]. В центральных областях[уточнить] Мир-Системы превращение или замещение охотничье-собирательских обществ аграрными датируется широким временным диапазоном от Х до III тысячелетия до н. э., в большинстве периферийных областей[уточнить] переход к производящему хозяйству завершился значительно позднее.
Понятие «неолитическая революция» было впервые предложено Гордоном Чайлдом в середине ХХ века. Кроме появления производящего хозяйства оно включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путем культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях. Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению правасобственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности — атрибут окончаниядоисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века. Неолитическую революцию можно трактовать как разрушение гармоничного сосуществования человека с природой, отныне он оказывается в оппозиции к ней, подстраивая окружающую среду под свои нужды, что приводит к возникновению цивилизации и технического прогресса.
Соотношение технологических характеристик неолита с появлением производящего хозяйства и последовательность этих событий у разных культур остаются предметом обсуждения и, по-видимому, различаются, а не являются только лишь следствием действия неких универсальных законов развития человеческого общества[2][3].
Содержание
[убрать]
• 1 Возникновение земледелия и животноводства
• 2 Изменения
• 3 Примечания
• 4 Ссылки
• 5 См. также

[править]Возникновение земледелия и животноводства
Первые попытки культивирования некоторых растений были предприняты около 10 тыс. лет назад. Успешными и важными по своим последствиям для истории человечества оказались ячмень и пшеница, окультуренные в эту же эпоху в районе плодородного полумесяцана Ближнем Востоке[4][5]. В эту же эпоху и в этом же регионе — в горах Загроса (Ганджи-Даре и др.) — были одомашнены козы[6][7] иовцы[8].
В раннем голоцене в Меланезии начали разводить таро[9].
Несколько позже, около 9 тыс. лет назад в юго-восточной Азии был одомашнен рис[10][11]

Существует несколько конкурирующих (но не взаимоисключающих) теорий о причинах появления земледелия. Наиболее распространенными считаются следующие.
• Теория «оазисов», приверженцем которой был сам Гордон Чайлд[12]. Она привязывает экономические перемены к изменениям климата в конце ледникового периода, которые сопровождались засухой и миграциями людей и животных в оазисы, где и происходило одомашнивание как животных, так и растений. Эта теория в настоящее время не получает подтверждения, так как ледниковый период закончился раньше и предполагаемые климатические изменения относятся к другой эпохе.
• Теория «холмистых склонов». Предполагает, что одомашнивание началось на холмистых склонах гор Тавра в Турции и Загроса в Иране, где климат не был засушливым, и сохранилось разнообразие диких животных и растений, среди которых некоторые были одомашнены[13].
• Теория «фиесты»[14] допускает, что в рамках местной культуры имела место демонстрация своей власти и могущества, в частности, в виде организации многолюдных праздников, фиест. Для этого было необходимо сделать запасы дичи и злаков, часть которых произрастала возле жилищ или размножалась в неволе.
• «Демографическая теория», предложенная Карлом Зауэром,[15][16] предполагает, что увеличение численности населения было не следствием, а причиной перехода к земледелию. Местных ресурсов диких растений не хватало для прокорма возросшего числа людей, и тогда их стали культивировать.
• Теория «целенаправленной эволюции»[17] рассматривает одомашнивание растений как результат взаимного приспособления людей и растений, когда люди сначала защищали дикорастущие растения до их созревания, а затем произошёл специализирующий отбор, закончившийся полным одомашниванием.
• Ещё один вариант увязывания экономического прогресса с изменениями климата состоит в предположении, что появление земледелия стало возможным в связи с наступлением длительного периода стабильного и предсказуемого климата, что очень важно для растениеводства[18].
• Гипотеза религиозной революции. Заключается в том, что причиной, побудившей людей к оседлому образу жизни, явилась новая религиозная идея, согласно которой возникла необходимость сохранять связь с умершими предками, что осуществлялось путем захоронения их останков под полами стационарных жилищ. Согласно Зубову А. Б. археологические источники показывают, что такая практика осуществлялась во всех очагах зарождения неолитической культуры.
[править]Изменения


Нэп-оф-Хауар, поселение земледельцев, датируемое 3500 — 3100 годами до н. э.
Переход к земледелию трудно объяснить, если учесть, что, словами Марка Нейтана Коэна, «ведение сельского хозяйства, вероятно, обусловило увеличение доли труда на душу населения и ухудшение качества пищи» (Cohen 1977). До эпохи земледелия люди имели более разнообразную пищу за счет охоты и собирательства, причем охота и собирательство само по себе являлись более приятным занятиями, чем земледелие (в особенности, интенсивное). Охотники и собиратели использовали свои умственные и физические способности так, как их к этому предназначила природа. Напротив, земледелие, особенно до начала использования тягловых животных, предполагало тяжелый механический труд. Приготовление пищи было также трудным занятием, поскольку зерна приходилось толочь вручную. А конечным результатом этого для большинства людей была однообразная пища с низким содержанием белка и витаминов. Однако общее количество такой пищи оказывалось значительно более обильным, нежели могла дать такая же территория охотничьих угодий, что позволило значительно увеличить концентрацию населения в одном племени, сделать его жизнь более независимой от природных условий и более защищённой от агрессии соседей.
Целенаправленное выращивание растений создало условия для развития общества, что привело к появлению первых цивилизаций (к III тыс. до н. э.). Благодаря обработке земли людям эпохи неолита удалось впервые в истории приспособить естественную среду обитания к собственным потребностям. В эпоху неолита же возникает производящее хозяйство. Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство осёдлых поселений сделали человека относительно независимым от окружающей природы. Повышенная концентрация населения изменила структуру племени с родовой общины на соседскую. В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии и других регионов Западной Азии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н. э.

3
Великое переселение народов. Расселение индоевропейцев. Балты и славяне на территории современной Белоруссии.
Этнос (от грэч. ethnos - племя, народ) - устойчивое сообщество людей, которая сложилась исторически на определенной территории, имеющие общий язык, культуру, быт, психологические черты и самосознание.Индоевропейский период этнической истории Беларуси начался в бронзового века из времени расселения на ее территории индоевропейских плямён. Примерно 3 - 2 тыс. гг. к н.э. произошел демографический взрыв, началось "большое переселение народов".Есть несколько концепций прародины индоевропейцев- концепция европейской локализации ,балканская концепция прародины индоевропейцев и др.Наиболее обоснованной является концепция пярэднеазіяцкай прародины индоевропейцев. В соответствия с ней началась миграция праіндаеўрапейцаў со своей прародины. Этот могучий миграционный паток пруд источником расселения праіндаеўрапейцаў в Европе, в том числе и в Беларуси.При встрече из местным населением индоевропейцы, которые находились на более высокой степени социально-экономичного развития побеждали его и ассимилировали. В итога ассимиляции местного неолитического населения индоевропейцами сформировался новый этнос - балты. Балты жили на территории современной Беларуси к приходу сюда славян.Каменный век вступил место бронзового века (3-2 тыс. гг. к н.э. - 1 тыс. гг. к н.э.). Общее количество населения в бронзового века могла быть от 50 к 75 тыс. человек.Бронзовый век вступил место железному веку (1 тыс. гг. к н.э. - іV-V вв. н.э.). Местные племена освоили жалезаапрацоўку.Есть несколько концепций прародины славян. Но наиболее учено обоснованной и распространенной является концепция центральноевропейской локализации славян, согласно какой прародиной славян надо считать территорию где сегодня находятся Германия, Чехия, Словакия, Польша, самые западные районы Беларуси. В іV-Vіі вв. произошло второе "большое переселение народов". Однако его хронологические Со своей прародины часть славян начала массовое движение на юг. Сегодня это - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы и др.Вторая часть славян со своей прародины двигалась на восток. Яны ассимилировали местное балтское, финно-угорскае и тюркское население. Восточные славяне сегодня - это беларусы, русские и украинцы.В Vі-Vіі вв. славяне начинают проникать в балтский ареал. В Vііі-іX вв. начинается массовое расселение славян на территории современной Беларуси. В итога славяно-балтского взаимодействия возникли кривичи, дреговичи, радимичи - не непосредственные предки беларусов, а этнические сообщества на территории современной Беларуси в іX - первой половине Xіі ст.
1 Первые известные переселения народов: индоевропейцы и финно-угры в Европе и на территории Беларуси.

Одной из самых древних общностей, проживавших на территории современной Беларуси, этническую принадлежность которой можно установить, являются финно-угры - народы уральской языковой семьи. Прародиной уральской семьи, по мнению большинства учёных, является территория по обе стороны Уральского хребта. Данная общность совмещала в себе как европеоидные, так и монголоидные антропологические черты. В восточной части этой территории

складывались самодийские языки, в западной угро-финские.

В 4 тысячелетии до н.э. монголоидные черты проявляются в Западной части восточноевропейской лесной полосы, что свидетельствовало о миграции финно-угров. К 3 тысячелетию до н.э. они освоили территории вплоть до Финского залива, Подвинья, устья Нёмана и Сожа (археологическая культура гребенчато-ямочной керамики). Основным занятием финно-угорских племён были охота и рыболовство. Жили они в строениях похожих на чумы.

В 3 тысячелетии до н.э. в восточноевропейскую лесную зону (куда входит и территория Беларуси) с юга проникают племена скотоводов, которые относились к индоевропейской семье. Владея бронзовым оружием, скотоводством, которое обеспечивало человека продуктами питания и тягловой силой, что способствовало росту населения; имея более жёсткую социальную структуру (патриархат), индоевропейцы смогли занять территории, местных неолитических племён, а также продвинуться в ареал расселения финно-угров. Со 2 тысячелетия до н.э. начинается новый этап в этнической истории Беларуси — индоевропейский, который продолжается до сих пор. В других регионах финно-угры положили начало образованию таких народов как эстонцы, финны, карелы, коми, удмурты, марийцы, мордва, ханты, манси, венгры.

С приходом индоевропейцев начинается на территории Беларуси бронзовый век, который охватывает период 2 - начало 1 тысячелетия до н.э. Как и в других районах, удалённых от месторождений меди и олова (составляющих бронзу), в Беларуси бронзовые орудия труда встречаются крайне редко, основными материалами остаются кремний, кость, дерево.

Актуальным является вопрос о прародине индоевропейцев. К числу индоевропейских относятся группы народов: индийская, иранская, италийская, кельтская, германская, балтийская, славянская, а также армяне, греки, албанцы. Сейчас индоевропейцы заселяют все континенты и являются одним из крупнейших народов мира. Выявление общих черт в индоевропейских языках позволило отнести время существования праиндоевропейской общности к 5-4 тысячелетию до н.э.

Концепции прародины индоевропейцев. [Псторыя Беларуси У 2 ч. Ч. 1. Ад старажытных часоу - па люты 1917г.: Вучэб. Дапам. / Пад. Рэд. Я. К. Новша, Г. С. Марцуля. - Мн., 1998. С. 23 -24]

- Северогерманская концепция. Согласно данной теории прародиной индоевропейцев (ариев) является Северная Германия и Южная Скандинавия, но индоевропейцы были скотоводами, а скотоводство в Европе распространялось с юга на север: на Балканах скотоводство и земледелие появились раньше, чем в Северной Германии, что доказывает продвижение индоевропейцев с юга на север, а не наоборот.

- Балканская концепция. Действительно, это самый древний очаг расселения индоевропейцев на территории Европы, но найдены более древние ареалы расселения индоевропейцев (Малая Азия).

- Восточно-анатолийская прародина. Анализ языка, следов общих мифов, сохранившихся у индоевропейских народов и сопоставление этих данных с результатами исследований палеобиологов позволили определить в качестве наиболее вероятной прародины индоевропейцев район современной Восточной Анатолии вокруг озер Ван и Урмия. В праиндоевропейском языке имеются также заимствования из древних семитских языков (предки арабов, древних евреев, ассирийцев) и картвельских языков (предки грузин).

В результате расселения на огромных территориях, смешения и ассимиляции местного доиндоевропейского населения создаются условия для дифференциации индоевропейцев на более мелкие этнические группы. Северо-западная часть индоевропейцев стала предками германцев (к этой ветви относятся языки: восточногерманский - готский (мёртвый), северогерманские - шведский, датский, норвежский, исландский и западногерманские - английский, немецкий, нидерландский, фламандский). Между Балтикой и Волгой расселилась северная группа индоевропейцев, которые стали предками балтов. На территории между верховьями Одры (Одера) и Припятью формировалась славянская ветвь индоевропейцев.

Часть учёных считает, что разделение балтийской и славянской ветвей индоевропейской семьи произошло в середине 1 тысячелетия до н. э., этим и объясняется сложность этнической классификации некоторых археологических культур железного века на территории Беларуси. Например, зарубенецкую археологическую культуру (3 в. до н.э. - 5 в. н.э.) одни исследователи относит к балтам, другие к славянам, третьи утверждают её смешанный характер.

В 1 тысячелетия до н.э. на территории Восточной Европы появились археологические культуры железного века. Освоение технологий получения железа из болотной руды и его обработки привели к появлению железных орудий труда и оружия, которые полностью вытесняют из этой сферы кремний, что привело к существенному росту производительности труда и появлению излишков. Это вело к формированию социальной иерархии, имущественного неравенства и способствовало разложению первобытнообщинного строя. Подобные процессы в Двуречье, Средиземноморье, Китае прошли ещё в бронзовом веке.

3 Начало расселения славян и их появление на территории Беларуси. Хозяйственный и общественный строй восточных славян.

Формирование восточных славян происходило в 1 тысячелетии н. э. на фоне «Великого переселения народов», крушения античной цивилизации, изживания рабовладельческого строя и становления государственности современных европейских народов.

Подвижки племён в Центральной Европе непосредственно затронули прародину славян, которая располагалась в верховьях Одры (Одера), Вислы, Припяти, Днестра. В результате расселения в IV-X вв. славяне разделились на три главных диалектных ареала: 1) южный (предки современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов); 2) западный (предки чехов, словаков и поляков); 3) восточный (предки русских, украинцев и белорусов).

Ситуация в Восточной Европе накануне и в период расселения восточных славян на север от Припяти. К началу расселения славян на север и северо-восток от Припяти, т.е. в 7 - начале 8 века, в Восточной Европе складываются новые государства — Хазарский каганат (650г.), контролирующий низовья Волги, Северный Кавказ и Восточный Крым и Волжская Булгария (670г.) в среднем течении Волги. Возрастает роль Балтийского моря как торгового пути, создаются предпосылки для налаживания трансъевропейского торгового пути «из варяг в греки» по рекам Восточной Европы.

Динамика расселения восточных славян.

6вв. славяне локализировались по течению Припяти и прилежащих районах Среднего Приднепровья (Пражская археологическая культура -первая неоспорима славянская культура, располагавшаяся от Лабы (Эльбы) до Среднего Приднепровья, включая Припять, Ясельду и Горынь). В 8в. по Днепру и притокам славяне движутся на север. В 9в. Колонизируется Подвинье и верхнее Принёманье, на юго-востоке славяне выходят к верховьям Дона и Северского Донца.

Хозяйственный строй восточных славян.

Главным занятием восточных славян в данную эпоху было земледелие и скотоводство в сочетании с различного рода промыслами

(охотой, рыболовством, бортничеством (сбор меда и воска диких пчел)). Чем дальше на север, тем больше значение имели промыслы, кроме того, во внешней торговле особенно со странами Востока и Византией, особую роль играл экспорт мехов. Славянам, как и балтам были известны такие системы земледелия как переложная (в лесостепях) и подсечно-огневая (в лесах). Такая организация земледелия вынуждала славян время от времени переходить на новые участки, что делало неизбежным освоение все более тдаленных земель. Однако наличие данных систем землепользования у восточных славян не должно абсолютизироваться. С юго-запада на северо-восток славяне приносят пашенное земледелие. По данным советских и германских историков фрагменты плуга (плужный лемех, плужный нож и сошник) были найдены как в лесостепной зоне (Украина), так и в лесных районах в городищах (укреплённых поселениях, в центре которых находились амбары и др. хозяйственные постройки, где хранились запасы сельской округи, общины) и селищах (неукреплённых поселениях) по течению крупных рек, и датируются они периодом VII - Хвв. [Славяне и скандинавы: Пер. с нем. / Общ. ред. Е. А. Мельниковой. - М., 1986. С. 14-15] Плужное земледелие, как более производительное, способствовало экономическому и политическому доминированию славянских племён в регионе.

Основными сельскохозяйственными культурами были у славян пшеница, ячмень, просо. С продвижением на север увеличивались посевы ржи и овса, прежде занимавшие незначительное место, но в данной климатической зоне они имели большую урожайность, чем пшеница. Славяне разводили также лошадей, коров, свиней.

Общественный строй.

На территории Беларуси славянская ветвь индоевропейцев столкнулась с балтской ветвью индоевропейцев. На территории Беларуси балто-славянские отношения имели преимущественно мирный характер. Славяне смогли включить в состав своих племенных союзов племена балтов, которые постепенно ассимилировались славянами, передавая им некоторые черты своей духовной, материальной культуры и антропологические особенности, что стало одной из стадий этногенеза белорусов. На территории Беларуси образовалось 3 союза племён, где доминировало славянское начало: кривичи, дреговичи, радимичи.

Возникновение союзов племён свидетельствовало о переходе от кровного или мифического родства как консолидирующего фактора к территориальному единству (этап, предшествующий появлению государства). Политическая власть, охрана порядка, защита территории принадлежали вождю, совету старейшин и полноправным мужчинам. Решения племенного центра были обязательны для выполнения на периферии. Расселение славян на больших территориях в окружении местных балтских племён только содействовало усилению территориальной консолидации славян и быстрому вызреванию государственности, которая формируется у них уже в период колонизации Северо-восточной и Юго-восточной Европы.

Происходит переход от кровно-родственной общины к территориальной (соседской). Соседская община обладала собственностью на землю, пастбища, леса, но не могла претендовать на результаты индивидуального труда общинников, что способствовало накоплению богатства в наиболее удачливых семьях и увеличивало их влияние.

4

2 Княжества на территории Беларуси. Западные Земли Руси и Киев 10-09-2010, 15:53 |
Первые государственные образования на территории Беларуси относятся к Древнерусскому периоду (9-12 вв.) Они сложились на основе восточнославянских племенных союзов. Можно выделить 2 мощных восточнославянских государства-княжества, возникших на территории Беларуси, -- Полоцкое (кривичи) и Туровское (дреговичи).

Основные этапы становления и развития Киевской Руси (Древней Руси) - древнего восточнославянского государства.

Первый этап становления связан с разложением родоплеменного строя у восточных славян, что в основном совпало с процессом колонизации ими Восточной Европы и создания племенных союзов -территориальных образований в которые могли входить и неславянские племена, признавшие доминирование славян.

Второй этап - с 862г., со времени призвания Рюрика с дружиной новгородцами на правление. В тот период это «правление» вероятнее всего ограничивалось правом руководства войском, сбора дани и подержанием порядка в интересах новгородской родовой аристократии, призвавшей варяга и его дружину. Известны и другие князья из варягов: в Полоцке на Западной Двине — Рогволод (что свидетельствует о независимости Полоцкого княжества до 80-х гг. Хв.), в Киеве — Аскольд и Дир, откуда они в 860 году совершили военный поход на столицу Византии - Константинополь.

После смерти Рюрика в Новгороде остался его малолетний сын Игорь (Ингвар, Yngvar). Правителем при малолетнем князе стал один из дружинников Рюрика - Олег (Хельг, Helg). Олег в 882 г. захватил Киев, сверг Аскольда и Дира и превратили Киев в экономический и политическим центр земель, подвластных Рюриковичам. Приемник Олега — Игорь, сын Рюрика, (правил в 912-945) продолжил объединение восточно-славянских племён.

Внешнеполитические позиции Киевской Руси упрочились в 3-й четверти 10в. в результате энергичной государственной и военной деятельности Святослава Игоревича (княжил в 945-972/973?/гг.), который вёл войны с Хазарским каганатом, Византией, болгарами, печенегами и др.

Окончание формирования Древнерусской государственности можно связать с Владимиром Святославичем (правил 980-1015гг.). Он завершил как территориальное, так и идеологическое оформление данного государства. Уничтожив полоцкую варяжскую династию и насильственно женившись на единственной её представительнице -Рогнеде дочери Рогволода, он присоединил это мощное восточнославянское княжество, находившееся на пути из варяг в греки. В целях укрепления своей власти над древнерусскими княжествами Владимир провёл административную реформу. Он рассаживает своих сыновей в наиболее значимых княжествах, что должно было препятствовать возникновению сепаратистских устремлений, т.к. старший из них мог претендовать на главный (т.е. Киевский) престол. Принятие Владимиром христианства, также способствовало политической консолидации восточнославянских земель-княжеств.

После Владимира разразилась очередная династическая война среди его сыновей, что с одной стороны свидетельствовало о признании значения Киевского престола, с другой — об отсутствии единства княжеств, входивших в раннефеодальную Древнюю Русь, которая не являлась примером унитарного государства. В этой войне выиграл Ярослав Мудрый (правил в 1019-1054).

При Ярославе Мудром (сыне Рогнеды и Владимира) Киевская Русь стала крупнейшим государством средневековой Европы. Она занимала огромную территорию — от Таманского полуострова на юге до верховьев Северной Двины на Севере, от Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Дона и Волги на востоке. Киев имел тесные торговые связи со многими государствами Востока и Запада. Были установлены широкие политические контакты, в частности посредством брачных связей с правящими домами Польши, Франции, Венгрии, Норвегии и др. Например, он сам был женат на шведской принцессе, его дочь Анна была замужем за французским королём, дочь Елизавета - за венгерским королём, дочь Анастасия - за норвежским королём, сын Ярослава Всеволод стал зятем византийского императора Константина Мономаха.

Однако по мере укрепления феодальной собственности на землю власть Киева превращалась во власть старшего в роду князей, которому при возможности можно не подчиняться. Например, в 11в. войска Полоцкого княжества, ходили с походами на Новгород, Псков, воевали с Киевом. Вместе с тем они признавали себя в качестве князей «русских», но, признавая номинальное главенство Киева, при возможности старались ему не подчиняться (особенно при Всеславе Чародее).

Завершающим этапом в политическом и социально-экономическом развитии Древней Руси является феодальная раздробленность. Рост экономической мощи городов - центров земель (Новгород, Чернигов, Полоцк и др.) сопровождался борьбой князей с одной стороны за Киев, с другой стороны за политическую независимость от Киева.

Например, во второй половине 11в., при Всеславе Чародее (10441101гг.), Полоцк начинает проводить самостоятельную политику, которая не всегда вписывалась в планы Ярослава Мудрого. Поэтому киевские летописцы и присвоили Всеславу Полоцкому прозвище «Чародей», что указывало на то, что все его успехи не от Бога. Всеслав возводит в Полоцке Софийский собор, который на Руси был символом могущества и самостоятельности (по образу Константинополя, где София играла роль главного собора). На Руси Софии были только в Киеве, Новгороде и Полоцке — 3 центра, заявлявших о своём преобладании в регионе. Тогда же Полоцк начинает бороться за подчинение Северной Руси. В 1066г. полоцкие дружины захватили и ограбили Новгород. В 1067г. установили свой контроль над Новогородком (совр. Новогрудок), который давал возможность контроля над литовскими племенами. Чтобы воспрепятствовать усилению Полоцка сыновья Ярослава пошли войной на него. 3 марта 1067г. состоялась битва древнерусских дружин на реке Немиге с которой связано первое упоминание о Минске. Всеслав отступил. Этот этап борьбы закончился его пленением под Оршей. Оказавшись в киевском остроге, в 1068г. в результате народного восстания, вече его избрало князем киевским, но Всеслав отказывается и возвращается в Полоцк, понимая, что в ином случае нарушит порядок престолонаследования, против чего могут выступить все Рюриковичи (коим он сам и являлся).

Укреплению позиций Полоцкого княжества способствовало и то, что оно смогло подчинить своему политическому влиянию балтские племена Нижнего Подвинья (земгалов, корсь, нарому (латыголь)). Во второй половине 12в. в низовьях Западной Двины возникают 2 зависимых от Полоцка города — Герцике и Кукенойс. Однако дробление Полоцкого княжества в 12в., появление и усиление крестоносцев в Прибалтике вели к его ослаблению.

Туровское княжество имело существенное экономическое значение: по Припяти осуществлялась торговля с центрально европейскими странами. Святополк (сын Рогнеды) получил в управление Туров. Во время своего княжения он женился на польской принцессе и начал потворствовать проникновению в своё княжество священников, признававших главенство Папы Римского. Однако сам он вероятнее всего оставался язычником, как и большинство его подданных. После смерти Владимира он по праву занял Киевский престол, но против его выступает киевская христианизированная знать и его брат Ярослав, сидевший тогда в Новгороде. Всё закончилось победой Ярослава (Мудрого).

Полоцкое и Туровское княжества находились на торговых путях, и контроль над ними усиливал мощь Киева, но успешно контролировать получалось только Туров, т.к. это княжество находилось в непосредственной близости от Киева.

3 Социально-экономическое развитие западных земель Руси в IX - XII вв.

Княжества на территории Беларуси, как и другие княжества Древней Руси, были раннефеодальными восточноевропейскими государствами.

Феодализм - общественный строй, основанный на сочетании крупной земельной собственности класса феодалов и мелкого индивидуального хозяйства крестьян, эксплуатируемых с помощью внеэкономического принуждения. Внеэкономическое принуждение — безвозмездное присвоение части результатов крестьянского труда по праву на феодальную земельную ренту, выступавшую в виде барщины, натурального или денежного оброка. Земельная рента - натуральная, денежная или отработочная плата феодалу за пользование землёй.

Основные классы-сословия:
- феодалы (светские и духовны);

- крестьяне;

- городское торгово-ремесленное население.

Сословная иерархия в среде светских феодалов.

• Великий князь Киевский (старший в роду, удел - Киевское княжество, по праву старшинства мог воздействовать на других князей (удельных князей Киевской Руси)).

• Удельные князья (Полоцкий, Туровский, Смоленский и другие), «младшие» родственники Киевского князя, обязанные прислушиваться к мнению старшего в роду.

• Бояре — вассалы удельных князей, т. е. бывшая родоплеменная знать и высшие дружинники, владевшие землёй в княжеских уделах.

• Дружинники — вассалы князей или бояр, владели землёй в удельных и боярских землях и составляли основу войска.

Верховная политическая власть принадлежала князю, который правил, опираясь на поддержку знати (Боярской думы), существенную роль играло и вече (народное собрание), которое по традиции имело права приглашения и изгнания князя, решало вопросы войны и мира, обсуждения принимаемых князем законов. Боярская дума имела функции совещательного органа и символизировала права и автономию вассалов, имела право «вето» по отношению к княжеским решениям.

В низу социальной лестницы при феодализме стояли крестьяне. Крестьяне объединялись в территориальную общину "мир", "весь", которая отвечала перед землевладельцем за порядок и повинности по принципу "круговой поруки" (все отвечают за провинности одного).

Формы феодальной зависимости крестьянства:

- экономическая зависимость (сохранение личной свободы, но выполнение повинностей в пользу господина за пользование землёй);

- личная зависимость (лишение личной свободы и возможности распоряжаться собой).

Категории крестьян:

- люди, смерды - свободные общинники, в более поздний период (по мере укрепления феодальной собственности на землю и закабаления крестьян, начинает преобладать термин «смерд», обозначающий простолюдина);

- закупы - временно зависимое состояние, до возращения долга («купы») (человека, получившего купу (в долг), хлеб или что-либо, т.е. закупа, нельзя было держать в личной зависимости более года);

- рядовичи - временно зависимое состояние, на период выполнения договора («ряда»);

- изгои - лично свободные, но не участвующие в самоуправлении общиной крестьяне;

- челядь - лично зависимое от феодала население, выполнявшие работы в палатах (слуги);

- холопы - лично зависимое население, со временем — основная производительная сила в феодальном поместье. В древнерусских документах холопы часто называются «рабами», но в данном случае это является указанием на их личную зависимость, что сближало их положение с рабами, но холопы могли иметь собственность и семью, что говорит о принадлежности их не к классу рабов, а лично зависимой категории крестьянства.

Город. По мере роста производительных сил стало возможным отделение ремесла от сельского хозяйства. Одними из первых обособились кузнецы. По мере превращения бывших центров союзов племён, где проживала знать и дружина, приграничных крепостей, торговых пунктов в города, происходит концентрация ремесла в них и усиливается ремесленная специализация. По летописным данным известны такие города как Полоцк (упоминается в 862г.), Витебск, Менск, Лукомль, Орша, Туров (980г.), Берестье, Пинск, Слуцк, Прупой (Славгород) и др. В начале 13 в. на территории Беларуси насчитывалось около 40 городов, в том числе и Новогородок (совр. Новогрудок).
5
• 1. Появление христианства на белорусских землях
В 8-9 вв. начинается массовое расселение славян по всей территории Беларуси. В начале они большими группами двигаются на север от р. Припять и быстро расселяются по Днепру, Двине, Березине и Неману, заполняя своей этнической массой всю Беларусь. Одной из самых важных этнических примет славян являются их захоронения в круглых насыпях-курганах. До сегодняшних дней курганы, словно горошины, рассыпаны по всей стране. Точное их количество сложно, но полагают, что их не меньше 2 - 3 тысяч. Курганы размещаются группами, один рядом с другим. В группе может быть 1 - 2 и
100 - 200 курганов. Все они, как правило, разной величины. Первые исследователи еще в 19 в., как и кладоискатели, полагали, что чем выше и больше курган, тем богаче и знатней в нем похороненный человек. Но планомерные исследования археологов в 20 в. показали, что высота и диаметр кургана совершенно не зависят от социального статуса похороненного в нем челов.. Известнейшим белорусским археологом доктором наук, профессором Георгием Штыховым было высказано предположение, что размеры кургана зависели только от количества родственников в семье покойного. Чем больше их было, тем выше они могли насыпать курган. Этой точки зрения сегодня придерживается большинство ученых.
К 9 в. балтские культуры на территории Беларуси в чистом виде практически перестают существовать. Они полностью ассимилируются славянами, чей этнос на этих землях становится базовым. В результате подобного синтеза возникают так называемые союзы племен, ставшие предшественниками первых государственных образований. Их названия хорошо известны благодаря тому, что попали на первые страницы первых, древнейших славянских летописей: дреговичи, кривичи, радимичи. Они относились к группе восточнославянского этноса и представляли собой не родовые племена, как это было в предшествующую эпоху железного в., а этно - социальные, объединенные общей культурой своеобразные прото - народности с зародышами классовой и государственной системы.
Христианство пришло на белорусскую землю вместе с крещением всей Руси в конце X века. Это были начало сложного и долговременного процесса христианизации огромного Древнерусского государства, государственного объединения восточнославянских племен. «В лето 990…, - говорится в Густынской летописи, - Владымер раздели Русскую землю на 12 княжений, сынам своим дванадесятим; во-первых, посади на великом княжении Новгородском старейшего сына своего Вышеслава, в Полоцке - Изяслава… Посла же сними и священники, заповедая сыном своим, да каждо по всей области своей повелевает учити и крестити людей, и церкви ставити; еже и бысть».
Однако традиция древнерусских преданий связывает начало распространения слова Божия на Руси, в том числе и Белой, с апостолом Андреем. Не исключено, что задолго до официального принятия новой религии уже во второй половине IX - середине X века христианство было известно на белорусских землях. Участвуя вместе с дружинами русских князей в походах на Константинополь, ее воины не только знакомились с результатами византийской цивилизации, но и усваивали вместе с ними основы Православия. Источником знакомства населения древней Беларуси с христианством могла быть и Скандинавия, с которой она находилась в оживленных сношениях. Вполне вероятно, что полоцкий князь Рогволод и его семья с сочувствием относились к христианской вере, а в столице княжества имелись христианские храмы.
Возможно, это объясняется мягкостью и терпимостью полоцкого князя Изяслава, с именем которого связано распространение христианства. «Бысть же сей князь тих и кроток, и смирен, и милостив, и любя зело и почитая священнический чин иноческий, и прилежащее прочитанию божественных писаний, и отвращаяся от суетных глумлений, и слезен, и умилен, и долготерпив, - рассказывает Никоновская летопись о родоначальнике полоцких изяславичей. По-видимому, в таком же духе действовали и прибывшие с ним епископы. Впрочем, христианская община в Полоцке могла возникнуть и ранее этих событий - возможно, в результате проповеди, с которой приходила сюда равноапостольная княгиня Ольга. При раскопках на месте возведенного в XI в. каменного Софийского собора было обнаружено большое пожарище. Вполне вероятно, это были остатки деревянного храма, сгоревшего еще во время пожара 975 года, при взятии Полоцка войсками князя Владимира. О первых шагах христианства в Полоцке рассказывает и скандинавская «Сага о крещении», в которой повествуется о святом Торвальде, крестившем в 1000 году исландские земли. Возвращаясь на места своих равноапостольных трудов из паломничества в Иерусалим и Константинополь, он скончался неподалеку от Полоцка, где был погребен рядом с храмом во имя святого Иоанна Предтечи.
Если время основания Полоцкой епархии - 992 год - не вызывает особых разногласий у историков, то обстоятельства возникновения Туровской епархии не совсем ясны. Не вдаваясь в споры по поводу даты основания Туровской епархии, замечу, что предположение историка П.Ф. Лысенко, относящего возникновение епархии к 992 г., а не к 1005 г., как это принято, заслуживает внимания. Исследователь строит свое предположение, основываясь на особенностях геополитического положения Туровского княжества, родоначальником которого являлся легендарный князь Тур. В одном из сказаний, записанных уже в 20-е годы двадцатого столетия, говорится, что Тур пришел с великим войском, построил город в данном месте потому, что тут «были великие выгоды - звери, рыба и разные птицы». Кроме того, река Припять, на которой стоял город, давала возможность удобного выхода в Западную Европу и, прежде всего, в соседнюю Польшу. Поэтому киевские князья, начиная с Владимира, зорко следили за тем, чтобы на туровском престоле сидели князья подручные Киеву. Включение Турова в состав Древнерусского государства произошло, скорее всего, после убийства Рогволода. Киевский князь после принятия христианства в 988 году присылает на туровский престол своего старшего сына Святополка. Возможно, что в это время и был смещен с престола Тур. Вполне вероятно, что Святополк был к этому времени еще не способен самостоятельно управлять княжеством (ему было не более 10-12 лет) и при нем находился епископ - Владыка, имя которого не сохранилось, но при котором и была создана Туровская епархия. Можно предположить также, что христианство не сразу утвердилось на Туровской земле, что жители Турова оказали сопротивление принятию христианства. До нас дошла легенда, рассказывающая о том, что по Припяти к Турову приплыли каменные кресты из Киева, и река была красна от крови. Кресты и сегодня имеются в Турове, составляя одну из его достопримечательностей.
Однако с полной уверенностью можно говорить, что учреждение епископской кафедры в Турове не было актом случайным, ибо город со времени своего возникновения являлся не просто важным политическим, но и сакральным центром, что отличает Туров от большинства других городов древней Руси, которые обязаны были своим возникновением развитию торговли, ремесел, как Полоцк и Витебск, либо выполнению ими функций военных фортпостов, как Заславль или Новогрудок.
Можно предполагать, что к концу XI века древняя Беларусь являлась православной, даже учитывая более медленные темпы утверждения христианства в среде сельского населения. Быстрое и мирное распространение христианства на белорусских землях следует объяснить, прежде всего, тем, что среди ее правящих и просвещенных кругов, в той же степени, что и среди широких народных масс, было не мало людей, чьи умы и сердца оказались покоренными духовными и моральными доктринами Православия. Возможно, что многих их них вдохновлял пример первых апостолов христианства, последовавших указанию их Господа и отправившихся проповедовать Евангелие всем народам.
Говоря о причинах принятия христианства по православному обряду, нельзя забывать, что Византийская империя в IX-XI вв. находилась в зените духовной жизни не только Востока, но и Запада. Константинополь имел тогда несомненное первенство в культуре. Ни один другой город не мог с ним соперничать. Его блеск оказывал сильное влияние на народы, живущие не только у границ империи, но и далеко за ее пределами, в том числе и славян, которые считали Царьград центром мира. Рассказ летописца Нестора о том впечатлении, которое произвело на послов киевского князя Владимира великолепие Православной литургии в константинопольском храме Св. Софии, объективно передает превосходство византийской культуры.
Анализируя причины обращения древней Беларуси к Православию нужно помнить, что в IX веке славянские народы оказались перед дилеммой культурного вступления в одну из двух частей христианского мира - латинский Запад или греческий Восток. В целом они почти все предпочли Восток. Только жесткая миссионерская деятельность духовенства Священной Римской империи, проводимая в X веке в славянских странах, привела к отпадению от Православия Польши, Словакии и Хорватии.
Помимо уже упомянутого превосходства византийской культуры, значительную роль сыграло применение константинопольскими миссионерами в проповеди и богослужении славянского языка. Русь (Западная, Восточная и Южная) воспринимала христианство не просто от наиболее просвещенной страны, но и на своем родном языке.
Передавая христианство русскому народу, Константинополь заложил в его суть сильный унифицирующий фактор. До принятия христианства не было Руси единой политически и духовно. Этому разделению способствовали полиархия князей и языческий политеизм. Поэтому русские летописцы считали крещение князя Владимира не только началом Руси, но и началом ее славы и величия.
Русь обрела в христианстве элементы общности: общие догматы, общее литургийное предание, общий церковный язык и литературу, общее письменное право, социальные реформы, основанные на общих заповедях человеколюбия. Единство политического и церковного управления во главе с Великим князем и митрополитом способствовали единению русского народа. Племенное самосознание постепенно утрачивалось (этноним «дреговичи» последний раз упоминается в летописи под 1149 г., «кривичи» - под 1162 г., «радимичи» - под 1169 г.) и возникало единое этническое самосознание общее для всех восточных славян - Русь, Русская земля с общим названием ее населения - русские.
Единство Руси, ее земель и населения - главная идея произведений всех известных древнерусских политических и церковных деятелей. Так, Даниил - уроженец Черниговщины, автор «Хождения в Палестину», которое было написано не позже 1113 года, называл себя игуменеом «Русския земли». Он поставил лампаду над гробом господним «за вся князя наши и за всю Русскую землю, за вся християна Русския земли». Русских князей, за которых молился Даниил, назван и минский князь Глеб Всеславич.
Известный проповедник, епископ туровский Кирилл, который согласно «Памяти», написанной неизвестным автором вскоре после смерти святого, был «рожден и воспитан града та Турова в Русской стране и тако нарицаема».
Гениальный автор «Слова о полку Игореве» с глубокой сердечной болью за народ рисует картины тех бедствий, которые причинила Руси междоусобная борьба князей за земли, за власть: «Черна земля под копыта костьми была посеяна, а кровью польяна: тугою взыдоша по Русской земле».
Приняв Православие, древняя Беларусь, также как Русь Восточная и Южная, вошла в ойкумену византийской цивилизации, полностью восприняв ее систему культурных ценностей, верований, интеллектуальных, эстетических и духовных достижений. Однако наследие это наложилось на столь мощный пласт собственной славянской культуры, что византийский духовный вклад сильно трансформировался в этой стихии, дав начало близкому, но все-таки новому православно - русскому цивилизационному процессу, на формирование которого большое влияние оказала и древняя Беларусь (Западная Русь) X-XIII вв.
Важнейшей основой этого процесса стало не только образование молодого государства, объединенного единой династией Рюриковичей, но и духовного, культурного единства, главная заслуга в создании которого принадлежит Русской Православной Церкви. Полочанин и Киевлянин, Новгородец и Мозырянин, житель Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси, приходя в православный храм на молитву и слушая поминовение митрополита Киевского и всея Руси на родном языке, безусловно, проникался чувством национального самосознания, принадлежности к единой культуре.
Общими для всей Руси были и те глубокие внутренние процессы духовного возрождения, которые произошли в связи с обращением к Православию. В сознании народа вырабатывались новые представления о жизни, новые идеи и понятия. В этом духовном самоусовершенствовании особенно выделялись религиозно-настроенные люди, которые оставляли свои дома и уходили в уединенные места для молитвы и подвижнической жизни. Они становились монахами. В числе их были как знатные, так и простолюдины. Монашеская жизнь привлекала многих своею нравственной строгостью и молитвенным подвигом, чего не было в мирской жизни.
Белорусский народ сохранил имена подвижников, прославившихся своей святостью, передавая память о них из поколения в поколение. Все они причислены русской Правосланой Церковью к лику святых. Это - святые Евфросиния Полоцкая, три Полоцких епископа: Мина, Дионисий и Симеон, епископы Туровские - Кирилл и Лаврентий. В Туровском Борисоглебском монастыре подвизался преподобный Мартин. В Смоленске прославились святостью своей жизни преп. Авраамий, преп. Евфрем, св. Андрей, князь Смоленский.
Большую роль в духовно-нравственном становлении белорусского народа играли монастыри - рассадники просвещения. Есть основания предполагать, что число их было достаточно велико. В каждом епископском городе был построен монастырь или несколько. Первым монастырем на территории Беларуси следует считать монастырь в Изяславле, поставленный княгиней Рогнедой, в котором она и приняла иночество под именем Анастасии. Почти при каждом монастыре размещались школы и библиотеки, велось летописание, составлялись жития святых. Именно отсюда по всей земле русской расходилось слово Божие. С монастырями древней туровской епархии были связаны и первое на Руси «Туровское Евангелие», и «Поучения» Св. Кирилла Туровского. Неподалеку от Полоцка, в Спасском монастыре, в котором совершала свой молитвенный и просветительский подвиг преподобная Евфросиния, переписывались книги, в монастырской школе обучались дети.
Православие определило сущность средневековой культуры Беларуси и тем самым связало ее с культурным миром всего славянства и других христианских народов Востока и Запада.
2. Культура. Известные деятели Е.Полоцкая, К. Туровский, К. Смолятич
Богатой была культура Беларуси эпохи раннего средневековья.
Первой эпиграфической надписью на восточнославянских землях было имя полоцкого князя Изяслава на принадлежавшем ему перстне-печати (10 в.). В 11 в., как следствие принятия христианства, в Полоцк, Туров и другие города проникали оригинальные и переводные произведения отцов церкви, Библия. Началось самостоятельное летописание, культовое строительство, возникают первые монастыри.
В конце 9 в. в Полоцке возведена первая каменная церковь Святой Богородицы. В середине 11 в. - величественный соборный храм Святой Софии, по духовной аналогии с храмами в Константинополе, Охриде, Киеве, Новгороде. Сохранились имена строителей этого храма: Давид, Таума, Микула, Капес.
В 12 в. в Полоцке было уже 10 храмов и каменный княжеский дворец. В Гродно было возведено три церкви, по одной в Минске, Витебске, Новогрудке, Пинске, Турове, Волковыске. Значительное влияние оказали полоцкие архитекторы на строительство храмов в Смоленске. Сложилась специфическая Полоцкая архитектурная школа 12 в., в которой отчетливо просматриваются балкано-византийские традиции.
Активно развивалось изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Сохранились росписи мастера Кузьмы в Спасо-Преображенском храме Полоцкого женского монастыря. Мастером Лазарем Богшею в 1161 г. был создан уникальный крест по заказу княжны-игуменьи Ефросиньи Полоцкой из золота и серебра с использованием техники перегородчатой эмали.
Многочисленные эпиграфические памятники - надписи на кресте 1161 г., на бытовых предметах, на бывших культовых камнях, берестяные грамоты из Витебска и Мстиславля и др. свидетельствуют о широком распространении в 11 - 13 вв. письменности.
Древнейший литературный памятник Восточной Европы - рыцарская баллада первой половины 12 в. «Слово о походе Игоря» написан автором, чья жизнь была теснейшим образом связана с Полоцком и его историей. Литературным трудом, наставничеством, переписыванием книг занималась Ефросинья Полоцкая. Вскоре после смерти в 1173 г. она была причислена к святым.
Огромный след в христианском литературном наследии оставил епископ Кирилл Туровский. Сохранились его философские притчи, «слова», 30 молитв и каноны. С 12 в. они переписывались и переиздаются вплоть до наших дней.
Необыкновенно богатой была бытовая культура жителей раннефеодальной Беларуси, ее городов. Многочисленные орнаментальные мотивы в гончарстве, резьбе по дереву, ювелирных изделиях, одежде и т. д., соединяли в себе традиции язычества и христианства. В незначительно трансформированном виде они присутствуют и в современных этнографических произведениях.
Археологические находки свидетельствуют о развитой музыкальной и певческой культуре.
Таким образом, в раннефеодальный период были заложены основы дальнейшего государственного, экономического и культурного развития земель Беларуси. В трансформированном виде они присутствуют и в современных этнографических произведениях.
Письменность у наших предков существовала еще до распространения кириллицы. Эта система записи представляла собой примитивное письмо («черты и резы»). Такое письмо применялось для обозначения календарных знаков, Знаков собственности и тд, оно не было приспособлено для записи сложных текстов, поэтому наши предки начали писать греческими буквами, не приспособив их к особенностям славянской фонетики. Свидетельством письменности наших предков являются так называемые «Борисовы камни» (6шт), а также самшитовый гребень, найденный в раскопках Бреста. На гребне были вырезаны буквы алфавита от «а» до «л». Свидетельство - «берестяные грамоты». Первая в Витебске, а также надписи на камне, найденные в фундаменте Полоцкого Софийского собора.
Важную роль в развитии письменности, образовании всей культуры сыграли в это время монастыри, храмы, монахи и светские деятели. При монастырях и княжеских дворах открывались школы, где дети обучались чтению, письму, основам математики.
Свидетельством высокой культуры восточных славян являлись летописи. Важным источником по истории Полоцкого, Туровского, Киевского княжеств в 12-13веках являлся Ипатьевский летописный свод, который состоит из следующих летописей: «Повести временных лет», «Киевской летописи», «Галицко-волынской летописи». Существовала также Смоленская и Полоцкая летописи. Полоцкая не сохранилась. Точно известно что она существовала (в 18 веке его использовал русский ученый Татищев). Большое значение среди памятников письменности принадлежит летописи «Слово о полку Игореве» (1185), в котором рассказывается о походе Новгород - северского князя Игоря на половцев. В летописи говорится о полоцком князе Всеславе Чародее и конкретно рассказывается о его походе на Новгород, о битве на Немиге, о княжении его в Киеве и возвращении его в Полоцк. Развивалось в это время и устное народное тв-во. Существовала также и переводная литература:«Библия», «Евангелие», «Жития святых», повесть про А. Македонского «Александрия».О том, что на белорусских землях существовало много книг говорит тот факт, что в Софийском соборе в Полоцке была большая библиотека, судьба которой неизвестна. Распространение культуры и образования в 12 веке связано с именем просветительницы Е. Полоцкой. Е. Полоцкая (1104 - 1167) была дочкой князя св. Георгия, внучкой Вс. Чародея. До крещения - имя Предслава. Не захотев выйти замуж за неизвестного богатого князя, против воли отца ушла в монастырь - имя Ефросиния («житие Е. Полоцкой») - 12 в. Она организовывала мастерские по переписи книг, открыла иконописную мастерскую, 2 школы. На свои средства Е. Полоцкая основала женский монастырь - «Монастырь св. Спаса» и мужской - «св. Богородицы», 2 церкви, которые стали центром духовности. Особенно известна Спаса - преображенская церковь. По ее заказу был сделан крест мастером Л. Богшей. В конце жизни совершила поломничество в Иерусалим, где умерла в 1167 г. Е. П. Первая женщина на Руси, которую церковь канонизовала в святые (заступничество перед Богом). В 1910 г ее мощи были перевезены в Полоцк, где и находятся в Спасо - преображенской церкви.
Известным церковно - политичным деятелем этой эпохи является Кирила Туровский (1130 - 1188), родился в Турове в семье богатых горожан. О нем рассказала летопись «Память святого отца нашего Кирила епископа Туровского» (12 в). Получил хорошее образование, постригся в монахи. Праведная жизнь, образованность, умение красиво говорить сделали его проповели популярным среди простого народа. По настоянию жителей К. Туровский стал епископом. Прославился высоко - художественными проповедями и вошел в историю как златоуст. Из его наследия сохранилось 3 проповеди - притчи, 8 проповедей, 21 молитва. В своих проповедях К. Туровский призывал к знаниям, критиковал обман и зло. Его молитвы были сориентированы на простых прихожан.
Значительный вклад в развитие культуры 12 в внес Климент Смалятич. Летопись говорит, что он был княжником и философом. Он хорошо знал труды Платона и Аристотеля, являлся автором многих литературно - церковных трудов. До нас дошел один лист из его письма, написанного им смоленскому священнику Фоме, в котором говорилось, что понять святые книги можно при помощи светской науки (при помощи античных авторов). С 1147 по 1154 К. Смалятич был Киевским митрополитом, где защищал независимость восточно-славянской православной церкви от Византии. Таким образом в 9 - 13 веках на бел землях со становлением первых княжеств развивалось просвещение и образование, появились значительные памятники письменности и образования, появились люди - просветители.

6
8. Образование ВКЛ и включение в его состав белорусских земель.

Вопрос об образовании ВКЛ и вхождении в его состав белорусских земель основательно еще не изучен историками. Одни исследователи считают, что ВКЛ сложилось в результате тех социально-экономических процессов, которые происходили среди литовских племен в период перехода от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу и угрозы захвата их земель со стороны русских и польских феодалов, а после — немецких крестоносцев. Они утверждают, что в результате этих процессов вначале объединились восточно-литовские земли под властью Миндовга (1230 — 1263 г.), который присоединил к ним Черную Русь (Гэодненщину, Новогрудчину). Эти земли стали центрообразующим ядром новообразовавшегося государства. Позже к ним были присоединены другие белорусские, украинские и литовские земли. Присоединение их к ВКЛ происходило различными путями: в результате дипломатических договоров, брачных союзов, путем захвата и добровольного подчинения. Другие историки считают, что центрообразующим ядром ВКЛ были не собственно литовские земли, а белорусские (так называемая летописная Литва), земли, расположенные между Минском, Новогрудком и Слонимом. Они считают, что не могли литовцы, которые находились на более низкой ступени развития, захватить более сильных соседей. А как же на самом деле происходило образование ВКЛ, когда и как в его состав были включены белорусские земли? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проследить, какие процессы происходили среди литовско-балтских племен в XI — 1-й половине XIII в.
Как свидетельствуют археологические данные, у литовских племен в XI в. уже сложились ярко выраженная имущественная дифференциация и социальное неравенство, на основе; чего шел процесс формирования классового общества: возникали княжества, формировалась феодальная знать и т.д. Князья часто нападали друг на друга, стремясь расширить свои владения и укрепить свое могущество. Результатом таких нападении было объединение мелких княжеств под властью одного, более сильного. Появились и союзы — конфедерации князей и земель. Но эти объединения были непрочными. Жизнь требовала установления единовластия. Это, в первую очередь, было вызвано сложной внешнеполитической обстановкой — нападением сначала русских и польских князей, а после немецких крестоносцев. Это и предопределило необходимость объединения литовских земель под властью одного князя. Такое объединение произошло в 30-е годы XIII в. Под 1235 г. в Ипатьевской летописи уже говорится о «Литве Миндовга», который объединил литовские земли под своей властью. По свидетельству летописи, «одних своих соперников он убил, других изгнал из Литвы и стал княжить один во всей земле Литовской» . Миндовг стремился расширить границы своего государства за счет соседних земель, прежде всего белорусских.
Первая в подчинение Литвы попала Черная Русь, которая раньше находилась в зависимости от галицко-волынских князей. Но она попала под власть литовских князей, как считают историки, еще до объединения Литвы, в результате договора Даниила Галицкого с литовскими князьями против Кондрата Мазовецкого в 1219 г. По этому договору Черная Русь с городами Гродно, Слонимом, Волковыском и др. была передана временно в качестве данницы литовским князьям. Позже Даниил Романович не раз стремился возвратить эти земли, но безрезультатно. Черная Русь прочно вошла в состав вновь образовавшегося Литовского государства, позже ролучившего название ВКЛ. Более столетия (примерно 120 — 130 лет) шел процесс становления ВКЛ как государства. Не раз слетали головы его властителей — великих князей литовских. Путем убийств с исторической арены были убраны Миндовг, его сын Войшелк, князь Тренята. При княжении Гедимина (1316 — 1341 гг.) — перед ним княжил Витень (1293 — 1316 гг.) — границы государства значительно расширились и почти все белорусские земли вошли в состав ВКЛ. После Черной Руси первой под влияние Литвы попала Полоцкая земля. Уже в середине XIII в. в Полоцке появился литовский князь Товтивия — племянник Миндовга. После его убийства в Литве в результате междуусобной борьбы некоторое время в Полоцке княжил Гордень. Но в конце XIII в. Полоцкое княжество попало под власть немецких крестоносцев. В 1307 г. полочане обратились за помощью к литовскому князю Витеню, который помог им изгнать немецких крестоносцев. С этого времени Полоцкое княжество пошло в состав ВКЛ. Во время правления Гедимина в состав ВКЛ вошли Витебская, Минская и Турово-Пинская земли. В исторических источниках нет сведений, как происходило их объединение. Но
можно судить, что этот процесс носил мирный характер. Витебское княжество вошло в состав ВКЛ, наверное, потому, что сын Гедимина — Ольгерд женился на дочери витебского князя Ярослама Васильевича — Марии и после его смерти стал наследником витебского престола.
Угроза очутиться в «неволе татарской» вынудила турово-пинских князей перейти под власть Гедимина. Таким же образом, наверное, под властью Литвы оказалось и Минское княжество. Гедимин при включении новых земель в состав Литвы гарантиронал им автономию и неделимость их территорий. Обещал «старины не рушить»; сохранял местные законы, неприкосновенность нрав и владений феодалов, мещан, духовенства, подсудность их только своим судам, самостоятельность при заключении торговых соглашений.
В 1341 г. Гедимин погиб в бою с крестоносцами, после чего литовским князем стал его средний сын — Явнутий. Но это вызнало недовольство среди многочисленных наследников Гедимина. Этим воспользовались немецкие крестоносцы. Они предприняли попытку захватить Жемайтию и все левобережье Немана от Ковно до Гродно, чтобы лишить Литву выхода к Балтийскому морю. Стремясь предотвратить катастр

Метки:  

E:\music\Smooth Jazz

Вторник, 13 Ноября 2012 г. 13:58 + в цитатник
E:\music\Smooth Jazz это паблик семейства e:/music [В]контакте.
Все, кто желает слушать живую приятную музыку в жанре "Плавный Джаз", могут свободно посетить этот паблик по адресу http://vk.com/e_smooth

Метки:  

Дневник Smoothg

Пятница, 26 Октября 2012 г. 22:44 + в цитатник
Для просмотра того, что мне ограничил LJ


Поиск сообщений в Smoothg
Страницы: [1] Календарь