ЖИВОПИСЬ О ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 110 - ЗЕВКСИС. КАК НАПИСАТЬ ИДЕАЛЬНУЮ КРАСОТУ?)
В начале немного истории.
Древние греки, называющие себя эллинами, создали свою уникальную культуру, ко-торую можно рассматривать как базу мировой культуры. К IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько прославленных школ рисунка.
Фиванская школа , основателем которой был Арис¬тид, или Никомах, большое значение придавала светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии.
Эфесская школа, создателем которой считается Эфранор из Коринфа (по другим источникам — Зевксис), основывалась на «чувственном восприятии природы и на внешней красоте».
Сикионская школа, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы. В этой школе требовалась «величайшая точность и строгость рисунка». Из этой школы вышли такие прославленные художники, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий Апеллес.
О методах обучения художников в эту эпоху мы узнаем лишь из теоретических трудов более позднего времени – из сочинений Плиния, Павзания, Ветрувия и других, а также на основе изучения сохранившихся произведений.
Среди дошедших до нас имен, историки называют имя прекрасного рисовальщика Полигнота, бывшего во главе кружка художников в Афинах. Можно еще назвать Паррасия родом из Эфеса, первым придавшего живописи симметрию. «Светочем искусства» Плиний называл Аполлодора Афинского (около V века до н. э.). А его учеником был прославленный живописец древности Зевксис, которого сам Аполлодор в одной из сочиненных им эпиграмм назвал «похитителем своего искусства».
Вот о последнем и пойдет сегодня речь. Вернее об одной из легенд, связанных с его именем.
Зевксис (420—380 годы до н. э.) был родом из Гераклеи, учился у Аполлодора в Афинах, а затем открыл свою школу в Эфесе.
Зевксис имел много учеников и последователей. Желая помочь ученикам понять прекрасное, он, как и многие художники Древней Греции, старался найти и установить идеал и канон красоты. Создавал канон красоты Зевксис не на основе фантазии и представления, а опираясь на изучение натуры.
Из картин Зевксиса пользовались большою славою - «Пенелопа», «Семья кентавров», «Зевс, окруженный сонмом богов», «Связанный сатир Марсий», «Геркулес-дитя» и «Эрот, увенчанный розами».
Много усовершенствований внес Зевксис в методику построения изображения формы предметов средствами светотени. Леон Баттиста Альберти писал: «Говорят, что Зевксис, древнейший и известнейший живописец, почитается как бы главой всех остальных в познании свойств светов и теней и что подобная слава была уделом немногих».
Как художник и педагог Зевксис был очень требовательным как к ученикам, так и к самому себе.
Плиний пишет: «Передают, что ...впоследствии Зевксис нарисовал мальчика, несущего виноград, к винограду подлетели птицы, и Зевксис, рассердившись на свою картину, обнаружил то же самое благородство, заявляя: «Виноград я нарисовал лучше, чем мальчика, потому что, если бы я и мальчика нарисовал вполне удачно, птицы должны были бы его бояться».
Неизвестный художник Зевксис пишет мальчика с виноградом (Деталь росписи галереи древней живописи).
Благодаря глубокому знанию законов природы, техники и технологии изобразительного искусства, Зевксис приобрел огромную славу. За свои картины он получал огромные деньги и накопил колоссальное состояние.
Это развило в нем непомерную гордость. На склоне лет он даже перестал работать за деньги и дарил свои произведения царям и городам, заявляя, что его картины превосходят всякую цену. Вел он роскошную жизнь и показывался в публичных местах, особенно во время праздников, в золоте и пурпуре, расшитом его шифрами.
Историки утверждают (интересно, на основании чего?), что Зевксис писал фигуры в размере несколько большем против натуры, что главное его достоинство заключалось в колорите, а рисунок у него был небезукоризнен.
По утрате Грецией независимости лучшие произведения Зевксиса попали в Рим, оттуда впоследствии они были перевезены в Константинополь, где и погибли все до единного при неоднократно случавшихся пожарах.
А теперь поговорим о легенде, посвященной, пожалуй, самой известной картине Зевксиса – «Елена Троянская», в которой художник, как пишут искусствоведы (откуда они знают? Картина-то не сохранилась!) «лучше всего передал красоту молодого, здорового женского тела».
СМОТРЕТЬ ДАЛЬШЕ. В ГАЛЕРЕЕ 14 КАРТИН