Для изображения темных сил Гоголь не нуждается больше в масках украинского вертепа; но куда страшнее мяуканье |
Но как непрочны частоколы и плетни,
ограждающие идиллический, любовный мирок старичков! Афанасий Иванович и
Пульхерия Ивановна живут в невинности и блаженстве. И вот «злой дух»
проникает в их рай под видом тощей, одичавшей кошки – входит смерть и
страдание. Для изображения темных сил Гоголь не нуждается больше в масках
украинского вертепа; но куда страшнее мяуканье серенькой кошечки,
предвещающей смерть, чем приплясыванье черта, у которого «мордочка
оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком» («Ночь перед
Рождеством»). Даже нагромождение страхов и ужасов «Страшной мести» не так
потрясает воображение, как таинственный зов среди ясного и солнечного дня,
от которого умирает Афанасий Иванович.
В четырех повестях: «Вий», «Тарас Бульба», «Невский проспект» и
«Записки сумасшедшего» – Гоголь с различных сторон подходит к проблеме зла
в любви и в красоте. Он остро ощущает трагизм любви и двусмысленность
красоты в нашем мире и задолго до Достоевского знает о существовании двух
идеалов – идеала Мадонны и идеала Содомского. Каким путем пришел Гоголь к
этому сжигающему душу прозрению? Нам известно только, что это событие
случилось между 1831 и 1834 гг. Чтото произошло с душой Гоголя; во всяком
случае, пережитый им страшный опыт мало имел общего с той «заботой юности –
любовью», которую придумал Кулиш.
Книга:Константин Васильевич Мочульский
Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D0%BB%...rstr=&zone=all&wordforms=exact
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |