-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в septitajs

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3200


Вот они спорят, и спор доходит до полного накала, когда Иов говорит:

Понедельник, 25 Апреля 2016 г. 00:12 + в цитатник

Вот они спорят, и спор доходит до полного
накала, когда Иов говорит: <<Я не хочу слушать, ваших пустых слов,
посмотрите, что делается вокруг, насколько отвратительна жизнь:
справедливости нет, господствуют люди безумные и злые, человек живет так
недолго на свете>>. Там есть прекрасные слова о краткосрочности нашей жизни,
о трудности человеческого бытия.

И друзья Иова в конце концов умолкают. Потом является Бог. Из
тучи раздается Его голос. Он говорит: <<Где этот человек, который вызывал
Меня на суд? Препоясай свои чресла и отвечай Мне!>> Чтo же отвечает Иов? -
Он молчит. А Бог спрашивает его: <<Где ты был, когда Я полагал основание
небу и земле? Знаешь ли ты?..>> - и далее идут прекрасные, поэтические,
яркие описания природы, животных, растений, каких то сказочных чудовищ и
совершенно реальных живых существ, картинки из жизни египетских животных:
бежит страус, бежит конь, дикий бык, который в нашем переводе называется
единорогом.

И вот Бог говорит: <<Можешь ли ты всем этим управлять? Как ты
можешь решать тайны провидения?>> Иными словами, автор Книги устами Бога не
отвечает на загадку. Это глубоко целомудренный факт. Почему не отвечает?
Ответ приходит потом - в явлении Бога в Новом Завете, когда Он страдал.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98090669_---i-dalee-idut-prekrasnye-poeticeskie-arkie-opisania-prirody-zivotnyh-rastenij-kakih_to-skazocnyh-cudovis-i-soversenno-realnyh-zivyh-susestv-kartinki-iz-zizni-egipetskih-zivotnyh_-bez (400x209, 6Kb)

О том, что окрест ближних мест.

Воскресенье, 24 Апреля 2016 г. 15:42 + в цитатник


Сомнений полон ваш ответ

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Несведом тварей вам конец?

Скажите ж, коль велик Творец?


У Ломоносова есть удивительная интерпретация Книги Иова. В двух
словах я остановлюсь на содержании этой Книги. Большинство из вас ее читали
или знают содержание. Но, тем не менее, повторю еще раз. Священный автор
Книги Иова ставит перед читателем проблему невинного страдальца. Иов -
человек, который ничем себя не запятнал перед Богом. И вот, когда с ним
случились все несчастья, которые только могли случиться с человеком, - он
потерял и дом, и имущество, и родных, и здоровье, - к нему пришли друзья,
сели молча, сидели три дня, а потом Иов воскликнул: <<Будь проклят день,
когда я родился!>> И начинается драма.

Иов не понимает, что произошло: его учили на протяжении долгого
времени, что беда - это Божья кара, но за что же карать его, человека
невинного? Автор Книги вводит пролог на небе (который потом использовал
Гёте в своем <<Фаусте>>). Там иконоподобным образом изображено небесное
царство: Творец сидит на троне, вокруг Него стоят сыны Божии, ангелы, как
мы бы теперь сказали. И среди них - один, который все подвергает сомнению;
и кажется ему, что род человеческий - довольно ничтожное образование. А Бог
ему говорит: <<А ты видел Моего служителя Иова?>> Но ангел скептик (сатан,
так он называется по древнееврейски, или сатана по русски, но это пока еще
не дьявол в обычном смысле слова) говорит, что он же не даром такой, у него
же все есть: множество детей, любящая жена, куча верблюдов - все, о чем
может мечтать человек. Происходит спор между этим ангелом и Богом. Конечно,
вы должны сразу понять, что этот спор намеренно изображен автором в почти
гротескной форме, чтобы мы не думали, что Бог может действительно заключать
сделку с сатаной и что все это надо понимать буквально. Бескорыстно предан
Богу этот человек или нет - вот в чем вопрос.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E-%D1%82...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98087097_-No-angel_skeptik-satan-tak-on-nazyvaetsa-po_drevneevrejski-ili-satana-po_russki-no-eto-poka-ese-ne-davol-v-obycnom-smysle-slova-govorit-cto-on-ze-ne-darom-takoj-u-nego-ze-vse-est_-mno (400x209, 6Kb)

В статье Ломоносов пишет, что Творец дал нам две Книги: первая Книга - это Природа,

Воскресенье, 24 Апреля 2016 г. 15:12 + в цитатник

В статье <<Явление Венеры на Солнце>> Ломоносов
пишет, что Творец дал нам две Книги: первая Книга - это Природа, и в ней Он
отразил Свое величество, вторая Книга - Библия, в ней Он выразил Свою волю.
Неправо, - говорит Ломоносов, - думают те, которые хотят изучать науку по
Псалтири. Он, Михайло Васильевич, первым в России, следуя своим
предшественникам, великим ученым XVII в., основателям современной механики,
физики, астрономии (Галилею и другим), провел ясную демаркационную линию
между рациональным научным познанием и откровением веры. У него наука не
мешала вере, и вера не препятствовала науке. Ломоносов приводит суждения
святых отцов, толкователей библейской истории миротворения, и говорит о
том, как восхищались они сложностью природы. Он ссылается на <<Шестоднев>>
Василия Великого и на других авторов аналогичных книг. <<Шестоднев>> - это
комментарий к первой главе Книги Бытия, где рассказывается о шести днях
творения. И Ломоносов говорит, насколько больше эти люди почерпнули бы
данных из современной науки и насколько больше они прославили бы Творца.
Чудесно то, что для Ломоносова вся природа была свидетелем о Боге. Он
всегда подчеркивал, что между верой и знанием нет вражды, разве только
кто либо по неразумию будет клеветать, <<склеплет>>, как он выразился, либо
на науку, либо на веру. Таким образом, хотя у нас в <<Философском словаре>>
60 х годов его называют материалистом, он таковым никогда не был.
Объективно это совершенно не соответствует действительности.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%81...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98086925_V-state-_Avlenie-Venery-na-Solnce_-Lomonosov-piset-cto-Tvorec-dal-nam-dve-Knigi_-pervaa-Kniga---eto-Priroda-i-v-nej-On-otrazil-Svoe-velicestvo-vtoraa-Kniga---Biblia-v-nej-On-vyrazil-Svo (400x209, 6Kb)

Тредиаковский перелагал стихами Песнь Моисея не случайно, не просто ради забавы, для него это было поводом

Суббота, 23 Апреля 2016 г. 21:22 + в цитатник

Тредиаковский перелагал стихами Песнь Моисея
не случайно, не просто ради забавы, для него это было поводом для раздумий
над судьбами народа и историей. Он принял эту библейскую концепцию суровой
любви к своей отчизне. Суровой, смотрящей правде в глаза. Это пошло не с
XVIII в. Если вы помните, я вам рассказывал о митрополите Иларионе, первом
русском митрополите XI в. В своем <<Слове о законе и благодати>> он
обращается к киевлянам с горькими упреками; это боль души, это настоящая
забота о народе.

Если мы обратимся к Ломоносову, то здесь будет исключительно
интересна не только его поэзия, но и его взгляды как ученого. Мне кажется,
все вы смотрели сериал <<Михайло Ломоносов>>, который недавно шел по
телевидению. Там есть момент, когда ученый смотрит в телескоп и видит
прохождение планеты, и по ее очертаниям впервые ощущает, что это шар. Со
священным трепетом смотрел Михайло Васильевич на этот маленький шарик,
который медленно продвигался по светящемуся диску солнца. И тогда в нем
возникли мысли, которые и сейчас бродят в сознании наших современников: а
есть ли на этом шаре жизнь? а есть ли там разум? существуют ли там люди,
подобные нам?

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98072139_Trediakovskij-perelagal-stihami-Pesn-Moisea-ne-slucajno-ne-prosto-radi-zabavy-dla-nego-eto-bylo-povodom-dla-razdumij-nad-sudbami-naroda-i-istoriej. (400x209, 5Kb)

Оставя дудку, соху, другой - попозднее.

Пятница, 22 Апреля 2016 г. 17:42 + в цитатник


Адам дворян не родил, но одно с двух чадо

Его сад копал, другой пас блеющее стадо;

Ной в ковчеге с собой спас все себе равных

Простых земледетелей, нравами лишь славных;

От них мы все сплошь пошли, один поранее

Оставя дудку, соху, другой - попозднее.


То есть здесь отрицается роковое значение происхождения: все
люди происходят от Адама, а потом - от Ноя.

Я не буду останавливаться на теме Ноя и всемирного потопа. В
прошлый раз мы уже с вами говорили, что с Ноя летописец начинал русскую
историю. Образ Ноя и его семьи - это образ нашей человеческой общности,
святой образ, хотя он иногда вызывает улыбку у людей поверхностных.

Когда мы переходим к другим библейским темам, то находим, что
почти все крупные писатели и поэты XVIII в. в России так или иначе
отзывались на эти темы. Скажем, Василий Кириллович Тредиаковский. Он
написал парафраз Песни Моисея, из Второзакония. Второзаконие - пятая Книга
Торы, или Пятикнижия. Очень интересный древний текст. Чем он интересен? Все
сказители античных времен, восточные сказители, говоря об истории, о
прошлом своего народа, всегда останавливались на победах, триумфах,
успехах - это было приятно вспоминать и об этом люди любили рассказывать из
поколения в поколение. Естественно и понятно. Но вот Слово Моисея.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98054157_Adam-dvoran-ne-rodil-no-odno-s-dvuh-cado---Ego-sad-kopal-drugoj-pas-bleuesee-stado_---Noj-v-kovcege-s-soboj-spas-vse-sebe-ravnyh---Prostyh-zemledetelej-nravami-lis-slavnyh_---Ot-nih-my- (400x209, 7Kb)

Кроме того, возникли новые социальные воззрения: если в прежние времена сословное деление было жестким, исконным

Пятница, 22 Апреля 2016 г. 14:52 + в цитатник

Кроме того, возникли новые социальные
воззрения: если в прежние времена сословное деление было жестким, исконным
(в высшем сословии можно было только родиться), то с петровского времени,
когда появились многочисленные парвеню, люди, вышедшие из низов (вспомните
хотя бы Меншикова и других), когда появляется новое дворянство, не имевшее
знатных предков, все меняется. Одним из первых на это реагирует поэт Антиох
Кантемир.

Антиох Дмитриевич Кантемир - сын известного молдавского
господаря. Вы все знаете, что он был сатириком, что он писал первые в
России забавные, весьма ядовитые вирши, он одним из первых в России начал
клеймить охранительные тенденции, которые пытались остановить движение
науки, литературы. Один из таких <<охранителей>> говорит в его произведении:
<<Расколы и ереси науки суть дети; больше врет, кому дано больше разумети>>.

Антиох Кантемир был большим знатоком Библии. Вместе со своим
учителем И. Ильинским он составил первую в России симфонию к части Библии.
Симфония, или конкорданция, - это такой словарь, по которому можно найти в
Библии любое слово. Скажем, <<вода>>: вы находите, где в любой книге Библии
употребляется слово <<вода>>. Очень удобно для изучения Библии, для
углубления в нее. Кантемир составил одну из таких симфоний, Ильинский ему
помогал.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D1%80%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98053155_Krome-togo-voznikli-novye-socialnye-vozzrenia_-esli-v-preznie-vremena-soslovnoe-delenie-bylo-zestkim-iskonnym-v-vyssem-soslovii-mozno-bylo-tolko-roditsa-to-s-petrovskogo-vremeni-kogda-p (400x209, 8Kb)

И дело не в том, что Европа была какимто спасительным местом, откуда должна была хлынуть сама живительная

Пятница, 22 Апреля 2016 г. 13:22 + в цитатник

И дело не в том, что Европа была каким то
спасительным местом, откуда должна была хлынуть сама живительная истина, а
дело в другом: в нормальном мировом культурном организме необходимо
кровообращение, необходим обмен идей, столкновение мнений - это очень важно
для науки, для философии, для всего. Благодаря окну, прорубленному в Европу
Петром I, это стало возможным. Это и породило новую литературу в России в
XVIII в. и все дальнейшее бурное развитие науки, искусства, поэзии и так
далее.

Какую же роль в литературе этого сложного периода играла
Библия? Надо сказать, что в XVIII в. на Западе отношение к Библии у многих
писателей стало негативным. Если в XVI-XVII вв. были такие поэты как
Мильтон, Джон Донн, Гроций, Вондел, то XVIII век - это век скептиков или же
век создателей новой мифологии типа Жан Жака Руссо, - мифов о том, что все
было прекрасно до тех пор, пока не пришла техническая цивилизация, или о
том, что человечество неукоснительно и обязательно идет вперед, к прогрессу.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98-%D0%B4...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98052535_byli-takie-poety-kak-Milton-Dzon-Donn-Grocij-Vondel-to-XVIII-vek---eto-vek-skeptikov-ili-ze-vek-sozdatelej-novoj-mifologii-tipa-Zan_Zaka-Russo---mifov-o-tom-cto-vse-bylo-prekrasno-do-te (400x209, 8Kb)

Сопровождалось все это острым церковнорелигиозным кризисом, жестокими преследованиями старообрядцев, вторжением

Пятница, 22 Апреля 2016 г. 08:12 + в цитатник


Библия и русская литература XVIII века



В России XVIII век - время очень противоречивое. Жестокая
петровская реформа ломала старые традиции, социальные структуры, разрушала
устоявшиеся формы искусства, литературы. Сопровождалось все это острым
церковно религиозным кризисом, жестокими преследованиями старообрядцев,
вторжением скептицизма, материалистических тенденций, различного рода
хаотически анархической мистики. Противоречивое время. Но если бы не было
этого времени, то не было бы всей замечательной культуры XIX и XX вв. в
России.

Несмотря на мрачный колорит петровской и непосредственно
послепетровской эпохи, одна фигура Ломоносова показывает, что эта ломка
была не зря. Хотя есть все основания думать, что и без этих варварских
процессов открытость к мировой культуре в Московском царстве неизбежно
должна была наступить - ибо ни искусство, ни наука, ни культура в целом не
могут развиваться за железным занавесом, в изолированном мире.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BE%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98049244_Hota-est-vse-osnovania-dumat-cto-i-bez-etih-varvarskih-processov-otkrytost-k-mirovoj-kulture-v-Moskovskom-carstve-neizbezno-dolzna-byla-nastupit---ibo-ni-iskusstvo-ni-nauka-ni-kultura-v (400x209, 7Kb)

В тот момент, когда Бог призывает нас, когда истина призывает нас, когда добро призывает нас, мы должны принять

Пятница, 22 Апреля 2016 г. 05:02 + в цитатник

Бог дал нам свободу, чтобы мы выбрали
настоящий путь! Он не принуждает нас выбирать путь истины, но Он его
открывает нам и указывает. И все зависит, как и тогда, от решения человека.
В тот момент, когда Бог призывает нас, когда истина призывает нас, когда
добро призывает нас, мы должны принять это решение, должны принять здесь и
теперь, пока еще не поздно. Потому что само Священное Писание говорит нам о
горьких и тяжких последствиях, которые влечет за собой отвращение от
истины, поворот в сторону лжи. И если раньше люди могли сомневаться в этих
грозных предупреждениях, то сегодня мы с вами стали мудрей. Сегодня мы уже
знаем: ничто не обходится безнаказанным в истории мира. И что ошибки отцов
падают впоследствии как тяжкое бремя на детей и внуков. Мы часто задаемся
вопросом: <<Откуда это? Почему?>> - и понимаем, что это ядовитое семя пару
поколений назад было посеяно, и вот сегодня оно дало всходы.

Адам - библейский образ ответственности за все человечество, за
всех людей. Великий закон солидарности людей накладывает на нас эту
ответственность. Если мы будем забывать об этом, жестоки будут последствия.
Так было, так и будет! Если мы будем об этом помнить, то развитие мира,
развитие духа, путь истории будет выправляться. Я уверен, что это возможно!
Я уверен, что еще не поздно! <<Встань, спящий!>> - говорит нам Священное
Писание в Посланиях апостолов. <<Встань, спящий, и воскресни из мертвых! И
воскресит тебя Христос!>>

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%82...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98048348_V-tot-moment-kogda-Bog-prizyvaet-nas-kogda-istina-prizyvaet-nas-kogda-dobro-prizyvaet-nas-my-dolzny-prinat-eto-resenie-dolzny-prinat-zdes-i-teper-poka-ese-ne-pozdno. (400x209, 4Kb)

С самого начала, когда Моисей провозгласил народу: , начинается в Библии поход из

Пятница, 22 Апреля 2016 г. 00:02 + в цитатник

В конце жизни Мильтон пишет драму <<Самсон -
борец>>. Всей силой своей страсти приникает он к главной библейской истине:
подлинная вера есть свобода! Христос говорил: <<Вы познаете истину, и истина
сделает вас свободными>>. С самого начала, когда Моисей провозгласил народу:
<<Выходите из дома рабства>>, начинается в Библии поход из рабства: из
рабства греха, из рабства зла, из рабства самых серых, цепляющихся за
человека начал. Свобода! Самсон выступает в поэме как народный герой. Его
образ даже глубже, чем в библейском эпосе, потому что тоньше показаны его
переживания, его всевозможные искушения. Он ослеплен врагами, он приведен в
цирк на посмеяние, и он стоит там, думая о том, что отступил от Бога и вот
теперь он у них в руках; ему выкололи глаза, он бессилен. Но вдруг Самсон
вспоминает, что у него отросли волосы, которые дают ему необычайную силу. И
он двумя руками сдвигает столпы колонны, на которых держится все здание, и
обрушивает их на себя и на врагов. Он предпочитает умереть, чем оставаться
в рабстве. Этот пафос свободы взят из Библии и помножен на пафос борьбы
духа, происходившей в тот смутный, великий и тревожный XVII век!

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1-%D1%81...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98039312_S-samogo-nacala-kogda-Moisej-provozglasil-narodu_-_Vyhodite-iz-doma-rabstva_-nacinaetsa-v-Biblii-pohod-iz-rabstva_-iz-rabstva-greha-iz-rabstva-zla-iz-rabstva-samyh-seryh-ceplauesihsa-za (400x209, 6Kb)

На деле, конечно, это уже не дьявол, не сатана - это поэтический образ, отражающий душу человека, автора.

Четверг, 21 Апреля 2016 г. 23:22 + в цитатник

Почему сатана у Мильтона выглядит симпатичным?
Потому что в процессе поэтического творчества он перестает быть сатаной. Он
становится просто героем борьбы за какую то цель. И здесь Мильтон вложил в
него часть своей души - души несгибаемого борца! Пушкин восхищался в
Мильтоне именно его стойкостью, его верностью принципам до конца жизни! На
деле, конечно, это уже не дьявол, не сатана - это поэтический образ,
отражающий душу человека, автора.

Замечательный момент в конце поэмы: когда Адам и Ева должны
покинуть рай, ангел говорит им, что они найдут другой рай, они не будут
жалеть об этом, покинутом. Есть рай: это любовь, это милосердие. Это будет
рай внутренний. Рай внутри тебя. И он будет лучше, чем вот этот земной и
внешний.

Во второй поэме, написанной вскоре, которая называется
<<Возвращенный рай>>, сатана уже полностью лишен героизации. Очевидно, сам
поэт почувствовал эти невольно возникшие героические черты в своем черном
герое и изобразил его иначе.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0-...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98039154_Zamecatelnyj-moment-v-konce-poemy_-kogda-Adam-i-Eva-dolzny-pokinut-raj-angel-govorit-im-cto-oni-najdut-drugoj-raj-oni-ne-budut-zalet-ob-etom-pokinutom. (400x209, 5Kb)

Если восстание сатаны - это абсолютная чернота и он выбрасывается за пределы божественных замыслов, то восстание

Четверг, 21 Апреля 2016 г. 19:02 + в цитатник

Но Вондел хочет показать, что восстание зла
становится все меньше и меньше и последствия его смягчаются. Если восстание
сатаны - это абсолютная чернота и он выбрасывается за пределы божественных
замыслов, то восстание Адама получает прощение и надежду в будущем. А Ной
вообще не погибает, а сохраняется и дает начало будущему человечеству.

Вот такие размышления о судьбах человечества были в
Нидерландах. И в скором времени мы находим великий образец тех же
размышлений над теми же сюжетами в Англии времен английской революции,
низвержения Стюартов, диктатуры Кромвеля.

Джон Мильтон. Человек, родившийся уже в XVII в., 1608 году.
Трагичная судьба. Интеллектуал, с юности зарывшийся в книги, до тридцати
лет ничем, кроме интеллектуальной работы не занимавшийся, он оказывается
втянутым в великую борьбу пуритан.

Мильтон составляет латинские тексты для международных контактов
восставшей Англии. Но он убеждается, что те, кто поднял и знамя свободы,
свергли и казнили короля, оказались столь же деспотичными и столь же
жестокими, как и представители старой династии. Оказывается, диктаторство,
насилие, зло - не только в структуре общества, но и в самой природе
человека! Потом, когда началась реставрация и королевская власть вернулась,
Мильтон едва избежал казни. К тому же он ослеп. Одинокий, всеми брошенный,
еще достаточно молодой (ему еще не было пятидесяти), он начинает диктовать
свою великую поэму <<Потерянный рай>>. (На русский язык поэма переводилась
неоднократно. Сейчас мы имеем блестящий перевод Аркадия Штейнберга, он
вошел в <<Библиотеку всемирной литературы>>.)

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D1%81%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98037759_No-on-ubezdaetsa-cto-te-kto-podnal-i-znama-svobody-svergli-i-kaznili-korola-okazalis-stol-ze-despoticnymi-i-stol-ze-zestokimi-kak-i-predstaviteli-staroj-dinastii. (400x209, 5Kb)

Перед тем как уйти из Эдема, Адам и Ева слышат пророчество о том, что Бог не покинет их и весь человеческий

Четверг, 21 Апреля 2016 г. 18:12 + в цитатник

И вот на сцене появляется человек... Идеальный
человек! Адам и Ева - это гимн человечности, гимн любви. Единство мужа и
жены даны в совершенной гармонии. И все это на фоне сказочного леса, сада
эдемского, они - в единстве с природой. Появляется соблазнитель. Он
пытается вовлечь в грех Адама как разумное начало, но Адам не поддается.
Тогда он обращается к Еве и обещает ей знание; знание - и равенство с
Богом! Ева соблазняется, поддается, несет плод Адаму, который ужасается
(Вондел все это передает очень драматично). И вдруг он понимает, что она от
него оторвалась, она погибнет, и он не хочет ее оставить одну. И вот они
вместе совершают это нарушение, вкушают плод, и начинается внутреннее
разрушение их душ. Впервые между ними возникает конфликт: они начинают
обвинять друг друга! Потом небесный голос взывает к ним - это конец. Но это
конец не полный. Перед тем как уйти из Эдема, Адам и Ева слышат пророчество
о том, что Бог не покинет их и весь человеческий род.

Следующая драма - <<Ной>>. Мир населен исполинами, гордыми
титанами, которые бросают вызов небу. На Землю обрушивается потоп. Вондел
был ученым, историком; в предисловии к драме <<Ной>> он подробно пишет о
свидетельствах народов, древних мифов и легенд о том, что потоп
действительно был. (Если вы сейчас захотите познакомиться с этим, то можете
обратиться к книге нашего известного писателя и популяризатора Кондратова,
который пишет на тему геологии и истории. У него есть несколько отличных
книг, посвященных вопросу о потопе. Одна из них - <<Великий потоп - миф или
реальность?>>.) Но, поверьте мне, для Священного Писания этот материал имеет
лишь второстепенное значение. Для Вондела он был важен: его вдохновляло,
что он пишет о событиях реальных, действительных. Но нам важно совсем иное.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98037493_Esli-vy-sejcas-zahotite-poznakomitsa-s-etim-to-mozete-obratitsa-k-knige-nasego-izvestnogo-pisatela-i-popularizatora-Kondratova-kotoryj-piset-na-temu-geologii-i-istorii. (400x209, 5Kb)

Его не устраивала жесткость реформатов, он искал полноты Церкви, более свободной, более многогранной церковной

Четверг, 21 Апреля 2016 г. 16:32 + в цитатник

Родился он в семье ремесленника,
сектанта меннонита. Его не устраивала жесткость реформатов, он искал
полноты Церкви, более свободной, более многогранной церковной жизни. И уже
в зрелом возрасте, когда ему было за пятьдесят, он воссоединился с
Католической Церковью.

Библия была неразлучным спутником жизни и творчества Йоста
Вондела. Через нее он воспринимал события своего времени. В драме <<Пасха>>
он описывает освобождение израильтян из египетского рабства, и мы слышим в
ней гимн свободе Нидерландов, которые боролись с Испанией за свою
независимость. Он обращается к различным сюжетам библейской истории, к
истории Иосифа Прекрасного, Давида, который взлетел на высоту славы и потом
из за неблагодарности и измены своих детей находился в изгнании и страдал.

Вондел учился уже не у Сенеки, а у греческих трагиков. В его
произведениях дышит дух Эсхила и Софокла. Могучие характеры, грандиозные
столкновения воль и сил! Сейчас, впервые с 40 х годов XIX в., когда были
изданы по русски небольшие фрагменты Вондела, мы имеем в переводе всю
библейскую трилогию Вондела, которую он назвал <<трагедией трагедии>>, то
есть началом всей человеческой драмы. В этот небольшой томик входят
<<Люцифер>>, <<Адам в изгнании>> и <<Ной>>, то есть восстание демонов (ангелов),
восстание Адама и восстание исполинов. Трилогия вышла в прекрасном переводе
Витковского, который сжился с русской поэзией XVIII века, блестяще овладел
языком, духом и стилем той эпохи и сумел передать текст Вондела в этом
ключе. В приложении впервые опубликован перевод трагедии Гроция <<Адам
изгнанный>>, о которой я вам говорил (в переводе Шичалина).

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D0%B3%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98036782_On-obrasaetsa-k-razlicnym-suezetam-biblejskoj-istorii-k-istorii-Iosifa-Prekrasnogo-Davida-kotoryj-vzletel-na-vysotu-slavy-i-potom-iz_za-neblagodarnosti-i-izmeny-svoih-detej-nahodilsa-v- (400x209, 6Kb)

Человек оказывается, хотя бы ненадолго, на стороне Люцифера, который объясняет ему, что если он соединится

Четверг, 21 Апреля 2016 г. 13:12 + в цитатник

Итак, некое царство, назовем их так,
обитателей иных миров, которым определено некоторое пространство во
Вселенной. И вдруг они узнают, что Творец сделал царем Вселенной некоего
обитателя Земли - малой планеты! Более того, Он этого обитателя хочет в
конце концов размножить и предоставить ему всю Вселенную - как господину. И
это вызывает ненависть, зависть, мятеж главы этих существ - Люцифера -
<<носителя света>> (Люцифер - <<светоносный>>). Он восстает против Бога,
происходит сражение, он терпит поражение и, пытаясь нанести победителю
урон, отравляет сознание, соблазняет человека. Человек оказывается, хотя бы
ненадолго, на стороне Люцифера, который объясняет ему, что если он
соединится с ним и восстанет против власти Бога, они вместе будут
царствовать в творении. Разумеется, это был обман, и люди не стали как
боги. Гроций изображает момент нарушения запрета как помрачение ума у
первых людей, Адама и Евы, - они становятся безумными! И потом, придя в
себя, они понимают, что перешли какую то мистическую линию, какую то
черту - и наступила катастрофа. Трагедия такова, что выхода нет; но, следуя
Писанию, Гроций указывает на будущее спасение человечества. Человек не
отвергнут.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A7%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98035302_Celovek-okazyvaetsa-hota-by-nenadolgo-na-storone-Luecifera-kotoryj-obasnaet-emu-cto-esli-on-soedinitsa-s-nim-i-vosstanet-protiv-vlasti-Boga-oni-vmeste-budut-carstvovat-v-tvorenii. (400x209, 5Kb)

В Библии есть образ, фигурирующий как бы на заднем плане, - это образ гигантского морского чудовища, символ

Четверг, 21 Апреля 2016 г. 13:02 + в цитатник

И еще одно. В Библии есть образ, фигурирующий
как бы на заднем плане, - это образ гигантского морского чудовища, символ
хаоса, символ мятежной стихии, которая все разрушает. Это сатана (сатан
по древнегречски, что значит <<противник>>). Бог есть торжество света. Как
говорит поэт Алексей Константинович Толстой:


Бог один есть свет без тени.

Нераздельно с Ним слита

Совокупность всех явлений,

Всех сияний полнота.

Но усильям духа злого

Вседержитель волю дал,

И свершается все снова

Спор враждующих начал

В битве смерти и рожденья

Основало Божество

Нескончаемость творенья,

Мирозданья продолженье,

Вечной жизни торжество.


Свобода предполагает возможность зла, и битва начинается до
появления человека. Гроций пытается эту битву изобразить в лицах, он ее
конкретизирует, можно сказать, мифологизирует. А я бы даже сказал:
чрезмерно очеловечивает. Он рисует царство каких то существ (которых он
называет ангелами, духами), но это совсем не таинственные духовные существа
в понимании современного человека, а это обитатели каких то иных миров.
Больше всего они похожи на инопланетян, на неких братьев по разуму. И надо
так их и трактовать.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D0%91...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98035230_No-usilam-duha-zlogo---Vsederzitel-volue-dal---I-sversaetsa-vse-snova---Spor-vrazduuesih-nacal---V-bitve-smerti-i-rozdena---Osnovalo-Bozestvo---Neskoncaemost-tvorena---Mirozdana-prodolz (400x209, 6Kb)

Любопытно отметить, что его книга - в защиту христианской веры - уже вскоре

Четверг, 21 Апреля 2016 г. 04:32 + в цитатник

Хотя Голландия и изгнала своего сына Гроция,
но мир его признал. Его трактат о международном праве вышел тогда же
множеством изданий. Гроций продолжал писать и на богословские темы.
Любопытно отметить, что его книга <<Рассуждения против атеистов>> - в защиту
христианской веры - уже вскоре была переведена на русский язык и издана у
нас в XVIII в.

Я не буду останавливаться на всех перипетиях судьбы Гроция.
Умер он вскоре после тяжелого морского путешествия, где едва не погиб -
корабль потерпел крушение. Гроций вернулся домой уже больным и вскоре умер,
будучи еще сравнительно молодым.

У него был друг, единомышленник, Йост Вондел, который был
младше его всего на четыре года (Гроций родился в 1583, а Вондел - в 1587
г.). Но Вондел прожил почти девяносто лет и был свидетелем бесчисленных
потрясений, которые тогда терзали Европу.

Драматическая поэма Гроция впервые не только позаимствовала
материал из Библии, но и связала его с народными апокрифическими мотивами.
Тогда, в эпоху расцвета бурных драм и трагедий, всех волновала проблема
первопричины: как началось зло, которое терзает человеческий род, где его
начало? Поэтому тайна сатаны, тайна Люцифера, тайна падения прачеловека
Адама была в центре внимания. В Средние века не раз на народных
празднествах устраивались спектакли - сказания об Адаме и его падении. Это
было и на Руси времен Алексея Михайловича, и на Западе. Этот опыт сказаний
с вольной интерпретацией Библии использовал Гуго Гроций.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9B%D1%8E%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98031271_Luebopytno-otmetit-cto-ego-kniga-_Rassuzdenia-protiv-ateistov_---v-zasitu-hristianskoj-very---uze-vskore-byla-perevedena-na-russkij-azyk-i-izdana-u-nas-v-XVIII-v. (400x209, 5Kb)

Его жена, необычайно энергичная дама, постоянно носила ему книги целыми корзинами (видите, какие в то варварское

Среда, 20 Апреля 2016 г. 23:52 + в цитатник

Эта мрачная, я бы сказал, доктрина была
подвергнута Арминием критике. Но полемика по поводу сущности человека и его
свободы переплеталась все время с политической борьбой. Втянутый в эту
борьбу, Гроций оказался в тюрьме, его приговорили к пожизненному
заключению. Но через три года жестокий режим в тюрьме ослабел. Гроцию стали
давать книги. Его жена, необычайно энергичная дама, постоянно носила ему
книги целыми корзинами (видите, какие в то варварское время были способы
содержать людей в тюрьме!). И корзины часто были столь большие, что у жены
Гроция возник смелый план, который она и осуществила. Однажды ее слуги
вынесли из тюрьмы большую корзину якобы с прочитанными томами, но в этой
корзине сидел ее муж. Таким образом, пробыв три года в тюрьме, он покинул
свое узилище.

Гроций уехал во Францию, потом в Швецию - такой человек всюду
был нужен, потому что он владел множеством различных полезных знаний. Он
стал послом Швеции во Франции (правда, с Ришелье ему не удалось установить
хороших отношений).

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D0%B3%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98021682_Ego-zena-neobycajno-energicnaa-dama-postoanno-nosila-emu-knigi-celymi-korzinami-vidite-kakie-v-to-varvarskoe-vrema-byli-sposoby-soderzat-luedej-v-tuerme_ (400x209, 5Kb)

Дело в том, что когда пошатнулась старинная, исконная, выверенная, но уже ставшая несколько склеротичной,

Среда, 20 Апреля 2016 г. 23:42 + в цитатник

В Голландии быстро распространялась строгая
кальвинистская доктрина. Дело в том, что когда пошатнулась старинная,
исконная, выверенная, но уже ставшая несколько склеротичной, церковная
католическая система, когда на ее место пришли вольные течения
протестантизма, после первого глотка религиозно церковной свободы стало
быстро наступать отрезвление. Стало ясно, что человек в массе своей
нуждается в церковной структуре. Разрушив старую, отказавшись от неё,
необходимо было строить новую. И вот с этим замыслом и с этой практикой
выступил Жан Кальвин, женевский религиозный диктатор. Те из вас, кто о нем
мало знает, найдите недавно вышедшую книгу Стефана Цвейга <<Совесть против
насилия>>. Там дается, правда, несколько утрированный, омраченный, образ и
без того сумрачного Кальвина.

Да, он, конечно, был диктатором. Но недостаточно сказать, что
он был просто диктатором. Иначе не было бы у него стольких последователей:
и до сих пор существует довольно обширная Реформатская Церковь. Все это
было определено Кальвином. Взамен старой, отвергнутой церковной системы,
которая была свойственна Католической Церкви, он предложил новую,
достаточно жизнеспособную. Но для свободных и просвещенных людей, таких,
как Гроций, эта система, оказалась тесной. И поэтому он примкнул к
последователям другого голландца, Якоба Арминия.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D0%B5%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98021644_Delo-v-tom-cto-kogda-posatnulas-starinnaa-iskonnaa-vyverennaa-no-uze-stavsaa-neskolko-skleroticnoj-cerkovnaa-katoliceskaa-sistema-kogda-na-ee-mesto-prisli-volnye-tecenia-protestantizma- (400x209, 6Kb)

Это юношеская драма, трагедия, написанная по образцу любимых Гроцием трагедий римского философа и писателя

Среда, 20 Апреля 2016 г. 19:32 + в цитатник

Судьба его удивительна. Этот человек,
родившийся в Нидерландах в семье образованного муниципального, впоследствии
университетского, деятеля, был поистине вундеркиндом. Он окончил
университет уже в четырнадцать лет! Владел множеством тогдашних наук,
языков и получил докторскую степень в шестнадцать лет. И в это время Гуго
Гроций написал свое первое художественное произведение на библейскую тему:
<<Адам изгнанный>>. Это юношеская драма, трагедия, написанная по образцу
любимых Гроцием трагедий римского философа и писателя Сенеки - философских
трагедий, в которых было мало действия и много размышлений, длинных
монологов. Гроций не включил в свои собрания сочинений эту юношескую поэму,
однако она оказала огромное влияние на всю литературу XVII в. и на
важнейших ее представителей - Йоста Вондела и Мильтона.

Гроций был в чем то похож на Дон Кихота. Даже на портретах этот
худощавый человек с остроконечной эспаньолкой напоминает нам Дон Кихота. И
жизнь его была похожа на приключения странствующего рыцаря. Он становится
адвокатом, когда ему нет еще и двадцати лет, и совсем юным получает
огромную популярность в Нидерландах. Гроций изучает различные науки,
занимается философией, богословием, филологией, юриспруденцией.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AD%D1%82%...p;zone=all&wordforms=exact


mail_98020074_Eto-uenoseskaa-drama-tragedia-napisannaa-po-obrazcu-luebimyh-Grociem-tragedij-rimskogo-filosofa-i-pisatela-Seneki---filosofskih-tragedij-v-kotoryh-bylo-malo-dejstvia-i-mnogo-razmyslenij (400x209, 6Kb)


Поиск сообщений в septitajs
Страницы: 160 ... 101 100 [99] 98 97 ..
.. 1 Календарь